Пещера Шульган-Таш является единственным объектом в России, где сохранилась палеолитическая живопись.
В ноябре 2017 г. в зале Хаоса объекта культурного наследия «Капова пещера с живописью эпохи палеолита» — так официально называется всемирно известная пещера — в ходе реставрационных работ и в результате расчистки кальцита на панно «Лошади и знаки» выявлено крупное изображение верблюда-бактриана предположительно верхнепалеолитического возраста. Он представляет собой натуралистически выполненную двугорбую фигуру размерами около 60х55 см, обращенную влево, с удлиненной маленькой мордой.
Обращает на себя внимание темный цвет краски в центре корпуса верблюда, в то время как для передней и задней частей изображения характерен более светлый — оранжевый. Это объясняется не использованием красок разных цветов, а состоянием их сохранности. В центральной части фигуры краска перекрыта плотным слоем полупрозрачного кальцита, защищающего ее от деструкции. По бокам часть пигмента еще в древности была смыта стекающей по плоскости влагой. От этого центральная часть выглядит более темной, а боковые — светлее и ярче. Исчезнувший компонент, вероятно, также содержал уголь — при микроанализе образцов светлой краски на их поверхности обнаружены мелкие черные частицы, давшие характерный спектр. Темная часть тела верблюда выглядит сходной по цвету с находящимся справа геометрическим изображением, что позволяет предположить применение краски, приготовленной по аналогичной рецептуре. В результате использования методов электронной микроскопии с рентгеновским микроанализом и рамановской спектроскопией установлено, что темная краска, которой выполнена трапеция, содержит красную охру и уголь [24, Р.275—280].
Краски, использованные в пещере, можно разделить на две основные группы — содержащие гематит и красную охру [12]. Для получения гематит-содержащей краски, вероятно, применялся природный минерал [11], тогда как красная охра могла быть получена и в результате обжига сырья. Сравнительный анализ состава пигмента с одной из палитр в зале Хаоса [8] с термически обработанной гётит-содержащей конкрецией показал потенциальную возможность такого процесса для изготовления пигмента [13].
Центральная часть панно с фигурами животных и трапеций в зале Хаоса имеет непростую судьбу: она была раскрыта из-под мощных кальцитовых натеков реставраторами в 1976 и 1978 гг. во время работы экспедиции Института археологии Академии наук СССР под руководством О.Н.Бадера [2, 3]. В результате расчищены изображения двух лошадей, трапеции между ними, отдельные линии над верхней лошадью, трапециевидный знак, а также две линии слева от него. Следующий этап реставрационных работ — 2008 г., когда расчистка была продолжена, а в левой части панно и был выявлен фрагмент, названный «антропоморфом», хотя такая идентификация была более чем спорной [15].
Панно до начала реставрационных работ, 2017 г.
Панно после реставрационных работ, 2017 г.
Действия по улучшению состояния пещеры в последние годы интенсифицировались. 1—2 октября 2013 года в штаб-квартире ЮНЕСКО состоялась презентация Республики Башкортостан, по итогам которой Главой Республики Башкортостан Рустэмом Хамитовым и Генеральным директором ЮНЕСКО Ириной Боковой было подписано коммюнике, назвавшее одним из приоритетных направлений в сфере культуры: содействие организации реставрационных работ в пещере Шульган-Таш. Распоряжением от 8 июля 2014 г. за №696-р создан Международный экспертный совет при Правительстве Республики Башкортостан по сохранению палеолитического святилища в пещере Шульган-Таш (Каповой). По итогам первого заседания принято решение о необходимости приступить к очистке пещеры от граффити — посетительских надписей, которыми покрыты стены пещеры на разных уровнях, в том числе некоторые граффити распространялись на области, где расположены или могли быть выявлены рисунки. Основываясь на решения Международного экспертного совета, 18.09.2014 г. Правительством Республики Башкортостан утвержден план мероприятий (дорожная карта), который предписывал приступить к снятию граффити осенью 2015 г. и проработать вопрос непосредственно о реставрации палеолитической живописи, состояние которой вызывало опасение. Ответственными за выполнение мероприятия были назначены Научно-производственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан (ГБУ НПЦ) и Историко-культурный музей-заповедник «Пещера Шульган-Таш». В течение 2014 г. ГБУ НПЦ провел консультации по вопросу удаления граффити с сотрудниками Министерства культуры РФ, которые отметили, что для осуществления подобных работ не требуется особых разрешений и рекомендовали согласовать намеченные работы с органами исполнительной власти Республики Башкортостан. Согласование на проведение работ было получено в письме Министерства культуры Республики Башкортостан №02-17/3340 от 18.11.2015 г.
Продолжение читайте в №2 журнала "Ватандаш"