НАУКА И УЧЕНЫЕ
1 Июля , 15:10

Башкирские Шиханы – открытые врата времени

В Башкортостане есть уникальные природные и культурные объекты, имеющие значение для всего человечества и представляющие интерес для мировой науки. Одним из таких геологических объектов международного значения являются Башкирские шиханы, ставшие своего рода визитной карточкой республики. Как утверждают ученые, эти величественные горы могут многое поведать об истории нашей планеты.«Здесь открываются врата времени», – говорит ведущий научный сотрудник Палеонтологического института имени А.А.Борисяка Российской академии наук, кандидат биологических наук Алексей Мазаев, с 2015 года он ежегодно организовывает научные экспедиции на Башкирские шиханы. Ученый рассказал, какие мировые открытия совершили палеонтологи, исследуя наши шиханы.

Башкирские Шиханы – открытые врата времени

– Алексей Вячеславович, в чем же уникальность наших шиханов? Всем известно, что это древние морские рифы.
– Да, так и есть, каждый из Стерлитамакских шиханов – это отдельный риф. Они входят в состав самой большой за всю историю планеты рифовой системы, которая начала формироваться на краю Русской плиты, или как ее еще называют – Восточно-Европейской платформы, около 300 миллионов лет назад в конце каменноугольного периода палеозойской эры. Мы прослеживаем ее от Каспийского до Баренцева моря. Большая часть рифов погружена на различные глубины. Другую, очень незначительную их часть мы видим по берегам рек вдоль Урала. И только в Башкортостане наблюдаем рифы в их первозданном виде – это Стерлитамакские и Дуванские шиханы.
В те далекие времена, когда начался рост этих рифов, континенты планеты почти сложились в единый материк Пангею. И только Уральский пролив разделял этот суперконтинент. Уральских гор тогда еще не было. Пролив был относительно глубоководным, а вдоль всего края формировалась карбонатная платформа, которая простиралась почти на всю территорию Русской плиты. Эта карбонатная платформа формировалась в мелководных условиях. Стык этих разнородных акваторий – мелководного моря и глубоководного пролива, способствовал росту рифов. Однако из-за постоянного сближения континентальных плит Уральский пролив постепенно сужался, а край Восточно-Европейской платформы испытывал незначительное, но постоянное погружение. Из-за этого погружения рифы росли не в виде гигантских платформ, которые мы наблюдаем в современных морях, а в виде огромных конических построек – пиннаклов. Происходило своего рода соревнование между скоростями погружения морского дна и роста рифов.
Рифы росли примерно девять миллионов лет, которые геологи называют ассельским и сакмарским веками начала пермского периода. Однако в следующем за ними артинском веке Уральский пролив начал замыкаться в его южной части. Его закрытие привело к катастрофическим последствиям. Течение из древнего океана Тетис в древний океан Панталасса, аналогичное современному Гольфстриму, прекратило свое существование. В геологических разрезах мы видим резкую смену осадконакопления: чистые известняки сменились терригенно-обломочным материалом. Пролив превратился в гигантский залив. Произошла резкая смена животного мира, населявшего эти акватории. Рост рифов прекратился.
Замыкание Уральского пролива является финальной стадией формирования суперконтинента Пангея и начальной стадией воздымания Урала. Уральские горы на самом деле включают в себя древнейшие элементы земной коры и отличаются невероятно сложным строением.
Таким образом, Башкирские шиханы являются свидетелями одних из самых грандиозных событий в истории планеты. Здесь, можно сказать, открываются врата времени.

– Насколько шиханы изучены? Когда началось их научное исследование?
– Если мы говорим о геологических исследованиях, то они начинаются с монографии 1849 года «Геологическое описание Европейской России и хребта Уральского» Родерика Мурчисона, Филиппа Вернейля и Александра Кайзерлинга. Эти ученые интерпретировали шихан Шахтау как геологическую «складку». В советское время геолог Дмитрий Наливкин выдвинул иное, совершенно справедливое предположение о том, что Башкирские шиханы имеют рифовое происхождение.
В 1937 году в СССР прошел 27-й
международный геологический конгресс. Стерлитамакские шиханы были включены в маршрут геологических экскурсий. Так мировая геологическая общественность впервые ознакомилась с этим уникальным объектом. С тех пор интерес к шиханам, как к геологическим объектам, только набирает обороты.
Непосредственное изучение Башкирских шиханов началось во время Великой Отечественной вой­ны, когда по всей стране изыскивались новые полезные ископаемые. Ученые Палеонтологического института РАН работали на шиханах, изучали их строение и создавали стратиграфические схемы, легшие в основу построения геологических карт. Позднее Башкирские шиханы изучал академик Борис Иванович Чувашов, работавший в Свердловске, а также уфимские геологи и палеонтологи. Советский микропалеонтолог, доктор геолого-минералогических наук Ирина Королюк в 1985 году выпустила монографию «Методы и результаты изучения пермского рифогенного массива Шахтау».

– Какие открытия удалось совершить ученым Палеонтологического института РАН в ходе экспедиций на шиханах? Возможно, ваши находки дали ответы на вопросы, давно интересующие специалистов со всего мира?
– Палеонтологический институт проводит ежегодные экспедиции с 2015 года, по две в год, в весенний и осенний периоды. Все, что мы знаем о шиханах, известно благодаря Шахтау. Структурно они устроены примерно одинаково. Вскрытый промышленной разработкой Шахтау предоставил ученым уникальную возможность для изучения внутреннего строения рифа. Горная разработка способствует постоянному обновлению обнаженной части рифа и ученым необходимо проводить мониторинг, отбирать важные крупицы каменной летописи.
Почти за десять лет полевых работ сделано огромное количество уникальных находок. Эти находки кардинальным образом изменили наше представление о том, какой был животный мир того времени, в каких условиях он формировался, как эти древние фауны мигрировали, как они изменялись с изменением условий существования. Мы смогли дать детальную характеристику этому важнейшему эволюционному этапу в истории планеты.
Рифы росли в тропической зоне, и они, вопреки распространенному мнению, не были коралловыми. Пролив обеспечивал биогеографические связи между разнообразными морскими бассейнами древнего океана Тетис и второго древнего океана Панталасса. Общность животных разных групп, которые мы находим в шиханах, подтверждают эту связь.
В Башкирских шиханах обнаружили группы организмов, которые считались вымершими еще в девонском или в раннем каменноугольном периоде. В Шахтау нашли самую древнюю устрицу на планете и самую древнюю пинну – другого, очень распространенного в наше время двустворчатого моллюска. Было также обнаружено множество новых форм брюхоногих и головоногих моллюсков. Теперь Шахтау – самое богатое в мире местонахождение раннепермских моллюсков. Особенно поражает воображение разнообразие древних наутолидов. В настоящее время описано более 40 видов этих моллюсков, что является своеобразным мировым рекордом для одного местонахождения.
В целом, среди описанных моллюсков были обнаружены не только реликтовые формы, но также и базальные мезозойские формы. Оказалось, что уже в конце палеозоя были первые животные, составившие основу животного мира в последующую мезозойскую эру. Дело в том, что на рубеже палеозоя и мезозоя на планете произошли катастрофические события, повлекшие еще большие последствия, чем закрытие Уральского пролива. Животный и растительный мир очень сильно изменился, произошло обновление жизненных форм. Жизнь приняла так называемый мезозойский облик.
В результате проведенных исследований сотрудники Палеонтологического института РАН опуб­ликовали огромное количество статей и готовят к выпуску уже вторую монографию. Все эти работы посвящены описанию животного мира шиханов пермского периода. Все публикуемые данные являются абсолютно новыми для науки. При этом огромная часть материала, собранного за последнее десятилетие, пока еще ждет своих исследователей. Таким образом, Шахтау – это место, где отражается высокое биоразнообразие раннепермского периода.

– Мы живем в уникальном историческом и геологическом месте. Нам остается ценить и беречь это. Глава республики Радий Хабиров недавно отметил, что территория геопарка «Торатау», главными объектами которого как раз являются шиханы Торатау, Юрактау и Куштау, будет развиваться.
– Основой любого геопарка являются геоточки, отражающие геологию местности. В Башкортостане много объектов, представляющих научную, историческую, природную ценность. В геопарке «Торатау» насчитывается 17 геоточек, охватывающих огромный геологический интервал. Каждая из них представляет тот или иной интерес и обладает собственной историей. Однако жемчужиной геопарка, действительно, являются геоточки, связанные с шиханами.
Мы предлагаем создать геологический музей, как составную часть геопарка «Торатау». Музей будет отражать историю планеты, но фокус нужно сосредоточить на интервале пермского периода палеозойской эры. В геопарке мы видим рифовые постройки – шиханы, подчеркну, в их первозданном виде, как они были в начале пермского периода на дне моря. Каждый из этих шиханов – это отдельный риф, в этом их уникальность. В музее нужно показать все многообразие древних жизненных форм, этапы развития рифовой системы, историю Урала. Отдельная, но связанная тема – Ишимбайская нефть. Из ближайшего к Торатау рифа, погруженного на глубину более километра, была добыта первая башкирская нефть. Все это отражает уникальность геопарка «Торатау», места, где есть окно в тот период древнего мира, когда происходили переломные явления в истории планеты.
Музей может стать точкой притяжения не только для туристов, но и для ученых. На основе музея можно создать научно-образовательный центр, проводить там различные симпозиумы и конференции. Интерес мировой науки к шиханам с каждым годом только растет, горы притягивают ученых со всего мира. Учитывая уникальность шихан, музей имел бы не региональный, не федеральный, а именно международный статус, потому что в мире подобных рифовых систем нигде больше нет.
Геопарки очень благотворно влияют на развитие региона. В вашей республике в последние годы уделяется большое внимание сохранению культурно-исторического наследия. «Янган-тау» первым в стране получил статус глобального геопарка ЮНЕСКО, построен историко-культурный музей-заповедник «Шульган-Таш», реализуется проект Евразийского музея кочевых цивилизаций. Организация подобных точек притяжения важна для развития республики. Когда есть такие объекты, люди совершенно по другому воспринимают землю, на которой живут. И еще это очень важно для сплочения общества, для дальнейшего развития региона, просто потому, что не хлебом единым жив человек.

Автор:Миляуша МУХАМЕТЬЯНОВА, «Ватандаш»