Состояние генофонда тёмной лесной пчелы во всём мире вызывает большие опасения. Начиная с середины XIX века, благодаря появлению рамочного пчеловодства, методов искусственного получения пчелиных маток и широкому развитию железнодорожного сообщения, балканская пчела карника полностью вытеснила аборигенную для Германии темную лесную европейскую пчелу. Сейчас принимаются специальные программы по сохранению и возрождению этой пчелы в Северной Европе. Пока на сегодняшний день темная европейская медоносная пчела является вымирающим подвидом в результате деятельности человека, на территории России остались островки аборигенных популяций. Как это обычно происходит? За последние десятилетия из-за деятельности человека границы между подвидами начали смешиваться. В России бездумный нерегулируемый экспорт пчелопакетов и чужеродных маток привел к потере части аборигенных популяций тёмной лесной пчелы.
В процессе длительного эволюционного развития на территории Республики Башкортостан сформировалась уникальная по своим биологическим и хозяйственно полезным признакам башкирская популяция пчел, обладающая рядом ценных показателей.
Особенности этого подвида заключаются в том, что пыльцу и нектар насекомые предпочитают собирать с липы и лечебных растений. В результате получается мед высочайшего качества. Это крайне работоспособные насекомые, способные трудиться на износ по 17 часов в сутки. Мало потребляют кормов в зимнее время и обладают высокой зимостойкостью. Большая часть этих пчел могут жить в лесных дуплах и бортях, сохраняя первозданную устойчивость ко многим заболеваниям и высокую медопродуктивность. Эти насекомые, расселяясь посредством освоения новых гнезд и новых бортей в лесах, способствовали когда-то возникновению целых деревень. Пчела долгое время сохранялась благодаря национальным традициям башкирского народа. Существовали традиционные трепетно передаваемые по наследству борти. На территории Урала и Поволжья популяции тёмной лесной пчелы имеют самый большой в мире суммарный ареал и численность, т.е. являются уникальным природным резерватом подвида.
Это было признано организацией ЮНЕСКО. Но, несмотря на явные природные преимущества, в последнее время из-за неразумной деятельности человека снижается генетическое разнообразие оригинальной башкирской популяции темной лесной пчелы.
Генетическое разнообразие – это индекс, который определяет количество генетических характеристик в составе вида. Генетическое разнообразие тесно связано с экологической пластичностью и адаптацией. Массовые коммерческие перемещения медоносных пчел по всему миру чреваты риском нарушения генетической целостности адаптированных к местным условиям популяций. Подвиды медоносных пчел развили очень разные приспособления к условиям окружающей среды. Сохранение медоносных пчел заключается в ограничении пчеловодства местных подвидов медоносных пчел в чистом и охраняемом районе. Генетическое разнообразие в популяциях подвидов медоносных пчел заслуживает сохранения, потому что это самое выдающееся наследие в пчеловодстве и экологии, которое можно оставить будущим поколениям. Аборигенные подвиды медоносных пчел обладают высоким генетическим разнообразием и значительным сочетанием признаков, сформированных естественным отбором, которые в долгосрочной перспективе важны для сохранения подвидов.
Чтобы сохранить и восстановить изначальное разнообразие этого подвида пчел на Южном Урале были созданы такие природоохранные центры, как заповедник «Шульган-Таш» и заказник «Алтын Солок». Кроме того, функционируют племенные хозяйства, занимающиеся разведением темной лесной пчелы.
В 2008–2010 годах полномасштабный молекулярно-генетический анализ пчелиных семей по всему предполагаемому ареалу бурзянской популяции позволил нам впервые в мире детально исследовать естественно сложившуюся и длительное время существующую популяцию тёмной лесной пчелы. Было проведено картирование генофонда. Определены приблизительные границы ареала, выделены генетическое ядро и хорошо отличимые краевые зоны популяции. Показана высокая степень генетического родства бортевых пчёл с пасечными семьями в пределах всего ареала популяции. Был исследован бортевой липовый мед, произведенный бортевой бурзянской пчелой.
Наши прежние результаты показывали высокую степень генетического родства всех изученных локальных популяций Урала и Поволжья. И хотя генетическая уникальность бурзянской популяции предполагалась многими авторами, нам впервые удалось доказать на подробном экспериментальном материале выраженную дифференциацию бурзянской популяции от большинства популяций севера Республики Башкортостан и Среднего Урала. Доказана гипотеза о существовании двойной генетической границы ареала, которая, как мы ранее предполагали, должна быть присуща естественной популяции медоносной пчелы в силу биологических особенностей вида. Как следствие, показано существование третьего механизма, определяющего генетическую стабильность популяции, помимо изоляции и социального фактора, известных ранее.
Было показано, что большую роль для сохранения генофонда темной лесной пчелы играют как естественные факторы, такие как наличие благоприятной буферной зоны, так и антропогенные факторы в виде контроля со стороны пчеловода. Кроме того, попутно, на охраняемых природных территориях был выявлен опасный уровень интрогрессии генофонда подвидов южных пчел. Были проанализированы выборки пчел из трех районов Республики Башкортостан, отобранных с 6–8 летним интервалом для оценки изменений генетической структуры. Нами были проанализированы три выборки башкирской пчелы. Это выборки из янаульской и бурзянской популяции темной лесной пчелы, пробы были отобраны из разных пасек, и выборка из племенной пасеки Иглинского района, специализирующейся на разведении темной лесной пчелы в отсутствии благоприятной буферной зоны. В итоге были выявлены два основных фактора, способствующих сохранению генофонда темной лесной пчелы.
Первый фактор – это наличие благоприятной буферной зоны, то есть наличие непрерывного массива семей темной лесной пчелы. Сохранность, например, янаульской локальной популяции пчел обеспечивается за счет соседства с Пермским краем и Удмуртией, где большинство семей принадлежат к темной лесной пчеле. Второй фактор – это контроль со стороны пчеловода. Он включает в себя мониторинг подвидовой принадлежности с последующей заменой маток в гибридных семьях и искусственное осеменение спермой трутней, принадлежащих к темной лесной пчеле, если естественный трутневый фон неблагоприятный.
Пример иглинской выборки показывает, что данные мероприятия могут привести к восстановлению генофонда темной лесной пчелы. Неожиданные результаты были получены для бурзянской популяции. Несмотря на действующий запрет ввоза пчелосемей на охраняемую природную территорию в исследуемой выборке был выявлен опасный уровень гибридизации. За шесть лет интрогрессия генофонда южных пчел увеличилась. Причиной такой разницы является наличие благоприятного трутневого фона, который пока компенсирует последствия завоза пчелосемей южных подвидов и таким образом сдерживает гибридизацию. Следовательно, наличие благоприятного трутневого фона не является единственным гарантом сохранности генофонда темной лесной пчелы. Без контроля со стороны пчеловода и отсутствия мониторинга дальнейшая судьба данной популяции находится под угрозой.
Чтобы компенсировать потери пчелосемей в личных хозяйствах пчеловоды вынуждены закупать пчелосемьи неизвестного происхождения. Зачастую ими оказываются пакеты с южными подвидами пчел, поскольку они более доступны, более предпочтительны в населенных пунктах. Решением данной проблемы является создание селекционных центров по разведению темной лесной пчелы, чтобы пчела стала более доступна и имела хозяйственные характеристики, более привлекательные для разведения таких пчел в сельской местности. Задача таких селекционных центров должна заключаться не только в создании экономически эффективных линий и породных типов, а в большей степени в восстановлении естественного генофонда.
Для этого необходим научный и одновременно хозяйственный подход к решению данной задачи. Пчеловодство – рискованный вид хозяйственной деятельности, поэтому одним из способов решения данной задачи могут быть инвестиции в отрасль. Однако и здесь возникают проблемы, с которыми столкнулись те, кто имеет отношение к пчеловодству. Всем известно о возникшем противостоянии местных пчеловодов с французскими инвесторами. В продвижении инвестиционной программы были допущены ряд просчетов, несогласованностей, что привело к противостоянию пчеловодов, административной власти и инвесторов.
Любая инвестиционная программа должна быть продумана, проанализирована, обсуждена с народом и учеными в полном объеме, а главное, не должна наносить ущерба аборигенной популяции пчел, нашего природного достояния. Если мы не будем думать об этом заранее, то мы легко потеряем свою уникальную башкирскую популяцию темной лесной пчелы, как это произошло когда-то в Европе. Никто не будет рачительно относиться к природным богатствам нашего родного края кроме нас самих. Просто об этом надо всегда помнить!