Все новости
НАРОДЫ БАШКОРТОСТАНА
23 Октября 2018, 20:04

Русские: материальная культура как форма адаптации к природному и этнокультурному ландшафту

Елена НЕЧВАЛОДА, кандидат исторических наук С конца XVIII в. русские — самая крупная этническая группа на Южном Урале, она неоднородна по составу, этнографическим характеристикам и структуре. Р.Г.Кузеев определял русское население Южного Урала как смешанную внутриэтническую многоструктурную группу, в состав которой входили крестьяне, горнозаводское население, казаки, старообрядцы, горожане. Между этими группами не было четких границ, и некоторые из них отчасти перекрывали друг друга. Первое этнографическое описание русского крестьянства бывшей Оренбургской губернии оставил В.М.Черемшанский в 1859 г.1 Земледелие русских крестьян Башкирии описано в конце 1920-х гг. А.С.Бежковичем2. В изданиях конца XIX — начала ХХ в. публиковались и иные очерки об особенностях хозяйственного уклада, быта, традициях различных групп русского населения Южного Урала. Во второй половине ХХ в. преобладали работы по истории, языку и фольклору: исследования социальной истории русского крестьянства (М.И.Роднов, Д.П.Самородов), говоров (З.П.Здобнова, А.Г.Турбин), фольклора (Л.И.Брянцева, И.Е.Карпухин, Б.Г.Ахметшин, Л.Г.Бараг, Ф.Г.Ахатова). Этнографическое исследование материальной культуры русских западных районов Башкортостана провел в 1959 г. Е.П.Бусыгин3. Традиции русского старообрядческого населения Южного Урала, в том числе и некоторые особенности материальной культуры, нашли отражение в исследовании Е.С.Данилко4. В последние годы подготовлено и вышло в свет несколько историко-этнографических исследований. Музыкальный фольклор, бытовые традиции, материальную культуру русских Башкортостана активно исследовала Ф.Г.Галиева (Ахатова)5, традиционную одежду — Е.Е.Нечвалода (Никонорова)6, антропологию русского населения северо-востока Башкортостана — А.И.Нечвалода7. Объектом настоящей статьи стала материальная культура сельского населения, т.к. только на ее примере можно проследить процессы адаптации к природно-климатическим особенностям освоенных территорий, в ней полнее сохранялось своеобразие этнических традиций русских, явственней отражались процессы межэтнических взаимодействий в крае.

К концу XIX в. русское население Южного Урала в основном сформировалось (хотя миграции продолжались в начале ХХ в.) из переселенцев практически всех губерний европейской части России. В Уфимском уезде проживали выходцы из 32-х губерний8, в Стерлитамакском уезде — из Тамбовской, Тульской, Оренбургской, Пензенской, Вятской, Самарской, Симбирской, Курской, Казанской, Рязанской, Нижегородской, Орловской и еще 13 губерний9. В.М.Черемшанский в середине XIX в. о русских переселенцах в Оренбургской губернии сообщал: «Происходя из различных краев нашего обширного отечества, естественно вынесли с собой много особенностей и доселе еще не слились в одно целое и отличаются между собою и в нравах, и в обычаях, и в самом разговоре»10.

В начале XX в. яркий пример резких отличий в культуре и языке русских приводит Д.К. Зеленин: староверы с. Усень-Ивановское, потомки выходцев из Пермской, Вятской, Новгородской, Вологодской, Нижегородской губерний, дистанцировались от русских крестьян ряда соседних сел — переселенцев из Тульской губернии, называли их «надызами» и были «склонны считать этих «надызов» даже нерусскими» — столь сильна и заметна была разница в языке и традициях11. Е.П. Бусыгин заметил: «В прошлом разница в языке и бытовом укладе русского населения края была значительной и приводила даже, по рассказам стариков, к взаимному непониманию. Так, в Стерлитамакском районе много «курчан». Русские из центрально-великорусских губерний их называли «кулугурами» по причине сильного отличия языка»12. Вместе с тем, по мере расселения на Южном Урале «шел процесс консолидации русского населения в единую, в то же время многоструктурную, этнографическую группу русского народа»13.

Переселение на новые места, обустройство на них неизменно сопровождалось определенными издержками. Чтобы минимизировать их (не перестраивать хозяйство, не менять традиции и наработанные навыки), переселенцы стремились укорениться на землях, которые ландшафтно-климатически были близки к характеристикам их исторической родины. На это обстоятельство русской крестьянской колонизации Южного Урала неоднократно обращали внимание исследователи14. О том же писал Е.П.Бусыгин: «Районы, расположенные к северу от широты г. Уфы, в основном заселены русскими крестьянами, пришедшими из Пермской и Вятской губерний. <...> Южная часть территории в основном заселялась из центральных районов нашей страны и Среднего Поволжья» в дореформенный период, а после отмены крепостного права сюда «много крестьян переселилось из южновеликорусских губерний (Тульской, Курской, Орловской и др.). Они привозили сюда свои веками выработанные хозяйственные навыки, обычаи, диалектные особенности…»15. Подтверждает сказанное и свидетельство В.Михайлова: «Переселенцы степных местностей не заходили даже в Бирский уезд, а исключительно направлялись в южные уезды губернии, где <...> находили для себя подходящие условия»16.

Вольные переселенцы, имевшие возможность выбора для времени миграции и места нового поселения, имели больше шансов на быструю и успешную адаптацию, чем группы несвободных крепостных крестьян, которые в предыдущий (дореформенный) период переселялись принудительно и у которых нередко были более жесткие условия для выживания и адаптации. Воспоминания о переселении уже упоминавшихся выше «надызов» — крепостных крестьян из Тульской губернии, проигранных в карты владельцу медеплавильных заводов в Белебеевском уезде (д. Бенардаки), опубликовал в своем очерке «Никитин починок» Филипп Нефедов: «Когда надызы появились... сколько... реву да плачу тогда по заводу было — не приведи господи! <...> надызов сперва в завод пригнали... Весной из своих местов поднялись, а к нам только к успеньеву дню подоспели: не близкая путина, може сколько тысяч верст ехали. Наши-то, сказывала матушка, инды ужаснулись, как надызы к заводу подошли. <...> Пока еще тепло стояло — ничего, перебивались кое-как, жили в телегах и шалашах, а осенью поделали себе землянки, куда на зиму и поселились. Холод, нужду терпели! Только, бывало, и поедят с малыми детками, что на заводе посбирают... Много их в те поры и на погост снесли. <...> Надел и усадьбы отвели им на другой уж год». Столь жесткими были порою условия водворения «невольных переселенцев» на новые земли.

Рассмотрим в контексте адаптационных процессов отдельные отрасли материальной культуры русских переселенцев на Южном Урале: их поселения, хозяйство, постройки, одежду, пищу.

Поселения. Размеры населенных пунктов, основанных переселенцами, отличались. К самым густонаселенным в XIX в. принадлежали заводы. Для работы на заводах Южного Урала привозили крестьян из европейской части России, переводили с заводов Среднего Урала. Катав-Ивановский, Саткинский и Кусинский заводы уже в 1870 г. превышали численность многих городов (более 6 тыс. чел.)17. В 1917 г. численность населения Белорецкого завода составляла 18 тыс. чел., Тирлянского — 9,8 тыс. чел, Благовещенского — 9 тыс. чел.18 В начале ХХ в. многие заводы закрылись, однако сохранились крупные населенные пункты, население которых адаптировалось к новой хозяйственно-экономической ситуации (о чем подробнее еще будет сказано). У оренбургских казаков крупные населенные пункты носили названия «станиц» и «поселков».

Причиной быстрого роста русских сел в Златоустовском уезде, основанных переселенцами из Пермской и Вятской губерний, следует признать сумму факторов. Во-первых, предки крестьян-«кунгуряков», заселивших север Златоустовского уезда, были выходцами из северо-западных русских земель (Новгородской, Вологодской, Архангельской), переселившихся в XVI в. в Приуралье19. Опыт предыдущих миграций обеспечивал хорошую организацию переселения и способствовал быстрой адаптации на новых местах. Во-вторых, благодаря многовековому опыту миграций, освоения новых пространств, «кунгуряки» имели определенную стратегию заселения территории, которая использовалась в дальнейшем и в освоении Сибири. Это — «перемещения в новые локусы небольшими родственными или соседскими группами и в то же время сохранение связей с оставленными в тылу фронтира колонистами. Они <...> втягивали в свое социокультурное поле последующие отряды мигрантов»20. Сходство в освоении земель русскими крестьянами в Сибири и в Приуралье уже отмечалось ранее: «Этапность в заселении пермских земель аналогична той, которая позднее наблюдалась в сибирских местах; первые проникновения были незначительны и не приводили к основанию постоянных селений; затем в результате массового крестьянского продвижения происходило создание постоянного населения и постоянных селений…»21. В-третьих, сохранившиеся связи с территорией выхода обеспечивали приток бывших земляков на освоенные земли. Именно так пополнялись и села «кунгуряков» в пределах Златоустовского уезда: «Довольные своим новым житьем, новые переселенцы стали приглашать селиться своих земляков. И вот потянулись семьи не только из Кунгурского, но из других уездов Пермской губернии»22. Результаты той переселенческой волны впечатляющи: «В течение 30 лет, считая от поселения башлыков, Дуван имел уже около 200 дворов». В-четвертых, важным фактором быстрого роста сел была также близость транспортных коммуникаций (трактов, судоходных рек), позволяющих реализовывать излишки урожая и иметь дополнительный заработок, занимаясь извозом или работая на пристани и на судах.

Адаптация к осваиваемым землям начиналась с выбора места для поселения (в тех случаях, когда он был), при котором учитывались многие факторы: ландшафтные и климатические особенности территории (о предпочтениях сходных с территорией выхода условий мы писали чуть выше), ее инфраструктура, определяющая возможности для дополнительного заработка и для реализации излишков крестьянского производства. Села нередко располагались вблизи больших дорог, почтовых трактов, заводов, что имело важное значение для их развития. Жители этих сел имели возможность заниматься извозом и сбывать сельскохозяйственную продукцию. Деревня Ломовка, расположенная вблизи Белорецкого завода, получила свое название от «рода занятия жителей: они были исключительно ломовыми извозчиками, поставляли на завод сырье»23. Близость заводов, которые испытывали потребность в продуктах крестьянских хозяйств, и прежде всего в хлебе, создавала для них выгодную конъюнктуру.

Непременным условием успешной адаптации переселенцев на новых землях было освоение ресурсов ландшафта и, в первую очередь, водных. Вода была необходима крестьянам для полива посевов, водопоя скотины, хозяйственных нужд и приготовления пищи. Поселения возникали рядом с природными источниками воды — реками, озерами, ключами. В конце XIX в. в «страдную пору» крестьяне возили на поля воду в бочках24. Поля орошались не везде, но везде поливали огороды. В усадьбах на огородах устраивали колодцы. Колодцы были источниками питьевой воды. На хуторах, где не было вблизи природных источников воды, пользовались только грунтовыми водами. Предпочтительнее все же оставались открытые источники воды. Их наличие — непременное условие существования крупных поселений: «селения, пользующиеся водою колодезною или прудовою, составляют лишь исключение, и 90% всех поселков в губернии сосредоточено на берегах рек»25. На реках строились водяные мельницы. Крупные реки были судоходны и служили транспортными артериями. Важнейшими водными магистралями Уфимской губернии были реки Кама и Белая. Пароходы на Каме появились в 1817 г., а на Белой — в 1858 г.26 Пароходы, грузившиеся пшеницей, рожью, овсом, горохом, мукой, льном, лесом, продукцией уральских заводов и другим товаром, уже в 1870 г. делали торговый оборот на реках Уфимской губернии на 5—7 млн руб. Реки до строительства железнодорожных путей «были почти единственными путями перевозки сельскохозяйственной и лесной продукции»27 в Уфимской губернии. Строительство пристаней давало крестьянам возможность сбывать продукцию своих хозяйств.

Реки важны были не только для существования основных отраслей крестьянских хозяйств, таких, как земледелие и скотоводство, но и для развития подсобных. В договорах с башкирами-вотчинниками об аренде земель оговаривалась и промысловая функция рек: «со всякою рыбною ловлею и с бобровыми и выдерными гонами»28. Крестьяне даже «брали в аренду места рыбных ловель сроком на 10 лет с уплатой в год по 10 руб.»29.

Доступные в конкретной экологической нише сырьевые ресурсы определяли выбор материалов для строительства, производства одежды и обуви, развития тех или иных ремесел, промыслов, производств и т.д. Месторождения глины, например, способствовали развитию местных гончарных производств и стимулировали кирпичное производство. В одном только Чертане (выселке с. Дуван) в конце XIX в. «23 домохозяина <…> занимаются выделкой кирпича»30. А в д. Ромадановке (Ишимбайский р-н) благодаря залежам красной глины процветал гончарный промысел (им занималась каждая вторая семья). Доступность хороших глин была важна не только для производства керамической посуды. Широкое распространение в быту русских крестьян Кушнаренковского района глинобитных печей «было связано с наличием в районе хороших глин и традицией местного населения в искусном изготовлении битых печей, по крепости превосходящих кирпичные»31. Из минеральных пигментов (охр) крестьяне сами варили на основе конопляного масла краски32. Из известняка обжигом готовили известь, которой белили стены домов33. Камень активно использовался в строительстве34, в местах произрастания липы и дуба в селах процветали бочкари и мастера обработки луба, в зоне березняков — мастера плетения из лыка, произрастания ивы — мастера плетения из лозы.

Хозяйство. Переселяясь в незнакомую, новую для себя среду (ландшафт­но-климатическую, экологическую, этнокультурную), обживаясь, мигранты в процессе адаптации стремились в первую очередь использовать уже имею­щиеся навыки, избирая из наработанного веками багажа хозяйственных традиций, производственных технологий (как более архаичных экстенсивных, так и более передовых) те из них, которые наиболее адекватны обстоятельствам, т.е. экономичны, практичны, результативны в конкретных условиях. Когда этого было недостаточно, технологии пытались приспособить к новым условиям, модернизируя их.

Красноречивый пример использования в процессе адаптации русскими переселенцами в Приуралье, как и в Сибири, всего спектра имеющихся в арсенале навыков, в том числе и стадиально более ранних — обращение к не самым передовым системам в землепользовании. Вольные переселенцы из Пермской, Вятской губерний, арендовавшие земли у башкир в Уфимской губернии, не испытывали дефицита в пахотных площадях: «кунгуряк тех местностей любит засевать хлеба помногу, до жадности <...> сеют столько, что в иное лето пшеницу не успевают сжать»35. Эти обстоятельства и позволяли им широко использовать экстенсивную систему землепользования.

Другим примером может служить упорная «привязанность» русских крестьян к сравнительно примитивному пахотному орудию — косуле, которой в основном и обрабатывали землю в конце XIX — начале ХХ в. В некоторых русских селах и в 1929 г. она была основным пахотным орудием: «ею пахали почти 80% хозяйств», она в тот период «во многих хозяйствах лесной зоны Башкирии конкурировала с заводскими плугами»36. Еще Д.К.Зеленин отмечал: «Пашут первобытной косулей, «залог», т. е. новую землю, — сабаном. Более сложных орудий труда нет, хотя неподалеку, на заводе Деевых, все работают машинами, а в гор. Белебее есть земский склад сельскохозяйственных орудий»37. И причиной этого, как отмечал А.С.Бежкович, была не «крестьянская косность» и не стоимость косули, которая равнялась цене заводского плуга. Причина популярности орудия — в его свойствах: «косуля незаменима при распашке так называемой «чищобы». Плуг для вспашки девственной почвы между частыми пнями, оставшимися от срубленных деревьев, совершенно непригоден. <…>. Кроме того, косулей легче и проще регулировать глубину вспашки, чем плугом. Пахарь, в нужную минуту надавливая на косулю, получал более глубокую борозду, а при желании пахать мельче слегка приподнимал ее»38. Таким образом, более архаичное и примитивное орудие в конкретных обстоятельствах оказывалось более востребованным.

Крестьяне стремились получать высокие урожаи и старались повысить плодородие почв, внося в них удобрения. Землю удобряли навозом. «Кунгуряки» вывозили по 20—400 возов на десятину (воз по 20—25 пудов), т.к. «без удобрения урожай падает наполовину»39. Кроме того, «были опыты удобрения полей золой и известью»40. В начале ХХ в. в с. Метели в качестве удобрения также использовали разрушенный известняк41 (пример успешной адаптации к освоенной территории и эффективного использования ее минеральных ресурсов, т.к. земли в округе были богаты выходами известняка). Но не всегда крестьяне считали удобрение земель необходимым. Так, описывая быт усень-ивановцев, Д.К.Зеленин отмечал: «Земля — чернозем, «плотиʹк» (т. е. плотная, тяжелая). Удобрения навозом не требует, даже, по словам крестьян, не выносит удобрения: хлеб будет слишком густ и свалится. Навоз здесь сжигают»42.

Потребность в изменении производственных технологий на новых землях была не всегда. Нередко для успешной адаптации было достаточно скорректировать структуру комплексного крестьянского хозяйства. Именно комплексность делала его пластичным и в высокой степени адаптивным, т.к. позволяла выживать и быть успешным, развивая по обстоятельствам те или иные основные отрасли: земледелие, скотоводство, пчеловодство, различные традиционные промыслы. Вспомогательную роль играли охота, рыболовство и собирательство.

Климат освоенных земель вносил свои коррективы в хозяйственную деятельность крестьян. В северной части Уфимской губернии короткое лето ограничивало их возможности в выращивании ряда культур: «в иное лето позябнет пшеница; просо и греча не засеваются, потому что не доспевают… О разведении плодовых деревьев: садовых вишен, яблонь и проч. нечего и думать при суровом климате»43. Скот там разводился ограниченно, только для нужд семьи, т.к. «в условиях длительной зимы откорм был невыгодным»44.

В хозяйствах горнозаводских рабочих, напротив, содержали много скота. Как заметил Д.К.Зеленин в описании быта усень-ивановцев, «скотины держат помногу. У очень бедного больного мужика Исаака 2 лошади, 1 корова и 5 овец; у самой бедной («и самовара нет») вдовы Орины 1 корова, 6—7 овец и телята»45. Лошадей держали в большом количестве как заводские, так и крестьяне-«кунгуряки» для работы на промыслах и для заработка извозом. У «кунгуряков» даже загон для скота именовали не иначе как «конюшня», а стадо — «табун». В начале ХХ в. стали разводить породистых лошадей.

Показателем успешной адаптации крестьян служил не только быстрый рост основанных ими сел, но и хозяйственно-экономические успехи переселенцев. Так, например, у «кунгуряков» рост сел происходил на фоне экономического процветания, о чем свидетельствуют нижеприведенные цифры. В Златоустовском уезде в связи с особенностями ландшафта, рельеф которого в восточной части определяли Уральские горы, проживало 12,04% от общего количества крестьянского населения Уфимской губернии (по данным 1870 г.)46.
Это меньше, чем в Мензелинском (27,81 %), Уфимском (17,1 %), Белебеевском (15,05 %), Стерлитамакском (14,96 %), Бирском (12,98 %) уездах47. При этом именно Златоустовский уезд в начале ХХ в. «превратился в один из основных аграрных регионов края. В 1916 г. по сборам пшеницы (2,5 млн пуд.) Златоустовский уезд занимал второе место в губернии, а по сбору сена (19,3 млн пуд.) вообще первое»48. И это неудивительно. Состоятельные крестьяне там засевали большие площади, арендуя землю у башкир: «крестьянин из с. Дувана Цепилов арендует лучшей земли до 325 десятин за 93 рубля в год, засевает в год более ста десятин и имеет 25 лошадей, 80 гол. крупного и мелкого рогатого скота»49. В конце XIX — начале ХХ в. в хозяйства наиболее зажиточных крестьян-«кунгуряков» начинала проникать сельскохозяйственная техника. Так, например, в с. Тастуба по данным 1897 г. «Распространены молотилки (100 штук), с американским топчаковым приводом (20 штук) и веялки. В селе имеются мастерские для приготовления этих орудий»50, а «чугунные приборы для них приобретаются в Кусинском заводе. Веялки имеются почти в каждом дворе»51. В с. Дуван в то время было 100 молотилок и до 200 веялок. В с. Метели в 1915 г. появились «2 импортные сноповязалки»52. Преимущественный промысел наиболее зажиточных крестьян-«кунгуряков» во второй половине XIX в. — это водяные мельницы. В.Касимовский отмечал: «Крестьяне любят приволье: селятся по реке: заводят мельницу и ведут привольное хлебопашество около самой усадьбы»53. По замечанию члена Уфимского губернского присутствия В.Михайлова, посетившего Златоустовский уезд в 1898 г., «владельцы мельниц живут на них сами и ведут полное совсем не крестьянское даже, а помещичье хозяйство на арендуемых по соседству <…> участках»54. Так, уже в 1870 г. в с. Ярославка было 9 мельниц, в с. Сикияз — 7, в с. Тастуба, в с. Лемазы — 6, в сс. Старый Белокатай, Ногуши — 4, в сс. Дуван, Емаши, Метели, в д. Новый Белокатай и других — 3 мельницы55.

Не всегда адаптация крестьян-переселенцев на новых землях была столь успешной. Е.П.Бусыгин, осуществивший исследования в западных районах Башкирии, отмечал: «Хлеба, особенно в неурожайные годы, основной массе крестьян едва хватало до рождества»56. Причинами низких урожаев он называл примитивную технику ведения хозяйства, низкую культуру земледелия: землю пахали преимущественно деревянной сохой, боронили деревянными боронами. Невозможность прокормить семьи заставляла многих крестьян уходить на заработки в города, на шахты, заводы: «молодежь уходила в Донбасс, на тульские оружейные заводы, бурлачить на Волгу». Иногда переселенцам не удавалось адаптироваться на новых землях. Известны факты возвращения на родину тех из них, кого не устроили условия территории57. Миграции на Южный Урал и высокие темпы естественного прироста привели к ситуации аграрного перенаселения края, высокой плотности населения: «в Уфимской губернии с 1870 по 1912 гг. площадь земли на человека сократилась с 7,2 до 3,5 дес.», что в итоге стимулировало дальнейшие передвижения крестьян: «местное малоземельное крестьянство начало переселяться в Сибирь. За 1896—1914 гг. в Уфимскую губернию прибыло около 45 тыс. человек, а отправилось за Урал свыше 50 тыс.»58.

Сложно протекала хозяйственная адаптация горнозаводского населения. Прикрепление вчерашних крестьян к заводам сопровождалось сломом всего их хозяйственного уклада. По данным 1806 г., рабочие 13 из 27 заводов губернии не занимались земледелием59. На миасском заводе «хлебопашеством занималось не более сотой части заводских мастеровых»60. Работа на заводах, с одной стороны, не оставляла возможности полноценно заниматься сельскохозяйственным трудом, а с другой — зачастую не позволяла рабочим обеспечить себя безбедным существованием и прокормить свои семьи. Нередко уровень жизни рабочих был буквально полуголодный: «Семья живет щавелем да просом. Хлеб имел тот, кто его выращивал»61. Это вынуждало рабочих все же заниматься сельским хозяйством: «Накануне крестьянской реформы из действовавших на Южном Урале 26 заводов земельные наделы имели рабочие 25 заводов»62. И это давало определенные плоды: «за счет собственных посевов рабочие в среднем обеспечивали себя 20% необходимого количества хлеба»63.

Специфика хозяйств горнозаводского населения, при которой полноценно заниматься земледелием было невозможно, но при этом была необходимость содержать скот, нашла отражение в структуре их земельных наделов: «В Златоустовском казенном горном округе <...> один процент составляли усадьбы, менее одного процента — пашня, а остальную часть — сенокос»64. В начале XX в. Д.К.Зеленин отмечал: «Пока медеплавильный завод на Усене функцио­нировал, усеньчане совсем не занимались земледелием <...> Единственной полевой работой, которой усеньчане занимались до закрытия завода, была косьба сена»65.

На разных заводах на посевы хлеба отводились участки разных площадей. Так, на Верхоторском, Воскресенском, Преображенском, Богоявленском на одного мужчину отводились 3 десятины, на Благовещенском — 1 дес., а на Архангельском — 0,8 дес.66 В землепользовании преобладало трехполье. Так же, как и во многих крестьянских хозяйствах, примитивными были способы обработки земли: «пахали сохой и деревом, а боронили деревянными боронами»,67 урожаи, соответственно, были низкими, и у работающих на заводе бытовала та же поговорка, что и у многих крестьян: «Хлеба и до рождества не хватит». Ситуацию нередко усугубляло то обстоятельство, что «лесные угодья, с протекающими реками и прудом являлись частной собственностью заводовладельца, поэтому охота, рыбная ловля были запрещены»68. Заводские рабочие держали пчел. Так, например, в 1912—1913 гг. в поселке Верхотор было 59 пчеловодов и 1700 ульев. Развитию промысла там способствовали липовые леса, произрастающие в округе69.

В тех случаях, когда завод закрывался, его бывшим рабочим приходилось вновь перестраивать свое хозяйство: «усеньчане принуждены были взяться за земледелие. На первых порах, как помнят старики, было трудно: ничего не умеют делать. Нанимали башкир. Потом привыкли. Теперь сеют рожь, пшеницу, овес, просо, лен»70.

Хозяйственная деятельность русских в селах и на заводах корректировалась в соответствии с меняющимися обстоятельствами, спросом на определенные продукты и «услуги».


Постройки. В ареале таежных хвойных лесов и в горно-лесной зоне дома строили из сосновых бревен. Эта традиция была исконной для «кунгуряков», принесших ее с собой из Пермских земель. На миасском заводе, хотя для строительства завода изначально были переселены крестьяне из южных (Тульской, Орловской и Пензенской) губерний71, дома также строили «из соснового леса. Из березы и лиственных пород домов почти не строили»72.

В южных и западных уездах Уфимской губернии, расположенных вне зоны хвойных лесов, в лесостепном ландшафте, русские переселенцы возводили дома из лиственных пород. В Белебеевском и Мензелинском уездах Уфимской губернии — «из толстых, преимущественно липовых, бревен»73, в частности, в с. Усень-Ивановском «строятся из березового и осинового леса, реже из липы»74, в юго-западной зоне — «из чернолесья (березы, липы, осины)»75, в Верхоторском заводе (на юго-востоке губернии) «использовали осину и липу, растущие в больших количествах в окрестностях села. Сосновые срубы использовались при строительстве господских домов, поскольку сосновые леса находились за десятки верст от села»76.

Дефицит строительного леса в степных районах понуждал использовать при возведении домов другие доступные материалы. В южноуральских степях у русских было много построек саманных, глинобитных, плетневых77.
Ф.Г. Галиева приводит показательные в этом отношении данные конца XIX в. по Стерлитамакскому уезду Уфимской губернии: в поселке Николаевский было 17 деревянных домов, 2 дома — из саманного кирпича, 7 — «земляных и плетневых», а в поселке Петровский — 39 деревянных домов и 17 «плетневых изб»78. Постройки из саманного кирпича возводили и «кунгуряки» Златоустовского уезда, в основном это были строения хозяйственного назначения, но встречались и жилые саманные дома. Саманные постройки у «кунгуряков» возводили главным образом в лесостепной зоне освоенных ими территорий79. В селах, расположенных вблизи гор, в качестве строительного материала активно использовался камень: там повсеместно из камня складывали фундаменты домов, нередко — амбары, склады, местами — ограды, выкладывали камнем колодцы и подполы, а каменные «листы» плитняка толщиной всего в несколько сантиметров использовали даже для перекрытий хозяйственных построек.

Уфимской губернии и в горно-лесной зоне) дома «по обилию леса, крыли тесом»80,
а хозяйственные постройки — «тесом или драньем». В степной и лесостепной зоне
на юге и западе Уфимской губернии на крышу клали солому, о чем сохранилось
множество свидетельств81. В 1838 г. в д. Алексеевка Стерлитамакского уезда
«дома были крыты соломой»82. В Белебеевском и Мензелинском уездах, по
материалам 1888—1890 гг., также «избы кроют соломой, редко у кого тесом»83.
Е.П.Бусыгин, исследовавший эти территории в XX в., отмечал, что дома в русских
деревнях крылись преимущественно соломой, а тес, «а тем более железо были лишь
на домах сельских богатеев»84. Исследователь зафиксировал и различные способы
покрытия соломой: обычно крыли «в натруску» («накидку»), фиксируя солому с
помощью жердей, а в селах, образованных русскими переселенцами из южных
губерний, «бытовал способ соломенного покрытия в «щетку».

Совершенно иная картина наблюдалась на заводах, где велико было влияние

городских традиций, и уровень доходов у части населения позволял следовать
городским традициям в быту. Так, в Усень-Иваново «избы кроют тесом и железом.
Соломой не кроют»85, хотя во многих селах в той части Уфимской губернии в
начале ХХ в. солому использовали в этом качестве. Еще выразительнее эти
тенденции проявились в описании быта Миасского завода: «Крыши крылись сосновым
тесом (разрубленные топором стволы деревьев) или березовой драницей (тонкие
дощечки, полученные путем расщепления распаренных бревен специальным прямым
топором). <...>. C 1855 г. дома и надворные строения стали закрываться
черепицей. Домов и хозяйственных построек, покрытых соломою, в Миассе не было
<...> часть мастеровых жили в каменных домах, покрытых кровельным
железом»86. Кирпичные дома встречались и на других заводах.

В Верхоторском заводе, где рабочие, наряду с работами на заводе,

уделяли много времени сельскохозяйственным работам (выращивание хлеба и скота),
дома крыли лубком (корой липы) и соломой, смешанной с глиной, а «хозяйственные
постройки крыли только чистой соломой, чтобы иметь возможность скормить скоту в
неурожайные годы»87. Использование соломы в качестве кровельного материала
сближает избы верхоторских рабочих с традициями крестьянских селений. Это не
удивительно, т.к. в хозяйстве рабочих этого завода крестьянские работы занимали
большое место, что и отличало их от многих других «заводских».

Е.П.Бусыгин писал, что широко был распространен у русских южных уездов

Уфимской губернии обычай обмазывать стены дома глиной и белить их «особенно в
южных степных районах»88. Очевидно, эту традицию переселенцы привезли с собой.
Белой глиной обмазывали наружные стены изб и в Верхоторском заводе89. Севернее,
в Мензелинском и Белебеевском уездах, эта традиция постепенно сходит на нет:
«пазы стен избы редко у кого промазываются алебастром, известкой или глиной, но
самые стены, как снаружи, так и внутри, ни у кого никогда не только не
штукатурятся, но даже и ничем не обмазываются»90. В домах рабочих Миасского,
Верхоторского, Усень-ивановского
заводов стены внутри белились и даже оклеивались обоями91.

Прослеживаются некоторые особенности и в ограждениях, бытовавших в

русских селах южной степной зоны и северной лесной. Усадьбы и проулки в
северной части огораживали жердями, а в южной — плетнем (тыном)92. Эти различия
были обусловлены самобытностью традиций, принесенных переселенцами с территории
выхода: как было отмечено выше, степная и лесостепная зона была заселена
преимущественно крестьянами центральных и южных губерний России, а северная
лесная — выходцами из Пермской, Вятской и других северных губерний.

Пища. Основу рациона

русского крестьянского и заводского населения на Южном Урале составляли
выращиваемые в хозяйствах овощи и злаки, говядина и свинина, мясо домашних
птиц, молочные продукты; его дополняли продукты охоты, рыболовства и
собирательства — дичь, рыба, грибы, лесные ягоды и травы. Из трав в пищу
употребляли пиканы, крапиву, щавель, кислицу, лебеду, свербигу, сныть, корень
репья и луковицы сараны93. Для чаев и лекарственных настоев, отваров собирали
цветы липы, шиповника, ромашку, тысячелистник, мяту, зверобой, душицу, чабрец,
пустырник, подорожник и другие растения. Весной и в начале лета заготавливали
травы и березовый сок, летом и осенью — грибы, ягоды, лекарственные растения
(земляника, клубника, малина, смородина, черемуха, рябина, калина, шиповник,
ромашка, чабрец, мята и др.). При том, что охота, рыболовство и собирательство
не являлись основными хозяйственными занятиями русских крестьян, их продукты
составляли важную и значительную часть заготовок и рациона. За свое пристрастие
к пиканам «кунгуряки» северных территорий Уфимской губернии даже получили
прозвище «пиканники». Очевидно, что русские крестьяне на Южном Урале в полной
мере использовали биоресурсы экосистемы.

Климатические условия Южного Урала порой не позволяли полноценно

заниматься садоводством. Однако принесенные переселенцами из южнорусских
губерний на новую родину традиции в приготовлении пищи, в определенном наборе
обрядовых блюд и заготовок, сохранялись и дополняли рацион блюд экзотическими
для Урала продуктами. Так, потомки переселенцев из Тульской, Орловской и
Пензенской губерний, работавшие на Миасском заводе, «варили с солодом и сушеной
вишней курагу», на свадьбу они «готовили пироги с изюмом, кишмишем, сушеной и
толченой вишней, брусникой, клубникой», а некоторые еще и солили арбузы94.
Заготовка соленых арбузов в хозяйствах горнозаводского населения Миасса не
является единичным и исключительным явлением. У работников Усень-ивановского завода, предки которых
переселились из с. Городец на Волге (Нижегородской губ.), соленые арбузы также
были в списке заготовок, но употреблялись они, по свидетельству Д.К.Зеленина,
«только в торжественных случаях <...>. Своих арбузов здесь нет, а
[имеются] покупные»95, их привозили из Оренбургской губернии96.

Одежда. Одежда русских была

веками адаптирована к континентальному климату с жарким летом и морозной зимой.
Традиционную одежду в XIX — начале ХХ в. шили из материалов, создаваемых в
домашнем хозяйстве: летнюю одежду — из домотканого полотна, осеннюю — из
домашних сукон, понитчины (полушерстяной ткани), зимнюю — из овчины (реже
использовали волчьи или собачьи шкуры), отделывали мехом промысловых животных
(лисы, белки и др.). Из шерсти плели пояса, вязали варежки и носки. Обувь плели
из лыка (лапти, ступни и даже плетеные сапоги) в своих хозяйствах, а кожаную
обувь заказывали сапожникам. Одежда из натурального сырья хорошо защищала и от
жары, и от холода. В составе традиционной праздничной женской одежды были
предметы (сарафаны, душегреи) из дорогих покупных тканей (парчи, штофа, шелка),
их берегли и передавали из поколения в поколение.

Переселенцы из северных, центральных и южных губерний европейской части

России привозили с собой и свой традиционный костюм (особенности его
изготовления, комплектования, ношения). В результате в Приуралье в XIX в.
бытовали как северный (сарафанный), так и южный (понёвный) комплексы русского
костюма. Основа северного комплекса: рубаха (становина) и сарафан, который
изначально шился косоклинным из холста (дубас), а во второй половине XIX в.
получил распространение круглый сарафан на сборках из ситца и других покупных
тканей97. Переселенцы из Тамбовской и Курской губерний привезли с собой
южнорусский комплекс и, по наблюдению В.М.Черемшанского, во второй половине XIX
в. вместо сарафана носили «полосатые одноюбки — сукмянки, белые суконные
зипуны, а на голове белые холщовые платки»98. Поневу помнили еще в середине ХХ
в. старожилы дд. Николаевка, Сергеевка Стерлитамакского района РБ, хотя она
практически вышла из быта в конце XIX в..99 Сарафанный комплекс доминировал на
территории Южного Урала, на его основе происходило сближение изначально
самобытных традиций русских переселенцев. Уже во второй половине XIX в.
В.М.Черемшанский, давая характеристику русским Уфимской губернии, отмечал:
«Национальный костюм русских крестьян, принадлежащих к разным ведомствам, хотя
и имеет некоторые особенности, свойственные тому или другому классу, но в общих
формах более или менее однообразен»100. Выработка общих форм была следствием
протекавших в среде переселенцев из различных губерний процессов
внутриэтнического взаимодействия на новых территориях.

В конце XIX в. стали активно распространяться фабричные ткани, они

использовались поначалу для шитья праздничной одежды. В селах работали лавки,
которые торговали «мануфактурой». Как писал в 1877 г. В.Касимовский:
«Зажиточность крестьянская служит причиной того, что костюм молодого поколения
кунгуряков и кунгурячек не похож на костюм стариков и старух. Прежняя обувь,
мужская и женская коты и бахилы заменены кунгурскими сапогами с лаковыми
отворотами и ботинками на высоких каблуках. Женские дубасы заменились
сборчатыми сарафанами ситцевыми, шерстяными и шелковыми; женские головки
покрываются шелковыми платочками. <...> Мужчины перестали носить
домотканые браньевые холщовые рубахи с красной оторочкой, заменив их
кумачевыми, ситцевыми и шелковыми. Зипуны из домотканеного сукна уступили место
кафтанам из фабричного сукна, малахаи с ушами — шапкам с околышами.
Замечательно влияние цивилизации в селах по почтовому тракту: Тастубе, Дуване,
Месягутове и ближайших к ним Сикиязе и Ярославке. В селах же отдаленных от
большой дороги, Устьикинском, Емашах, Ногушах, Старом и Новом Белокатае, Леузах
те же кунгуряки и кунгурячки одеваются и обуваются по-старинному, не
раскошничат по примеру своих соседей».

Хозяйство русских сел в конце XIX — начале ХХ в. не было натуральным:

во многих селах работали заводы, продукцию которых, как и излишки крестьянского
(сельскохозяйственного) производства, необходимо было реа­лизовывать. Купцы, их
экспедиторы, крестьяне, подрабатывающие зимой извозом, бывали в городах,
знакомились с городской культурой. Потребности установления деловых контактов
для сбыта продукции побуждали вчерашних крестьян «соответствовать» своим
партнерам, а так как именно одежда являлась статус-маркером, ее стремились
привести в соответствие одной из первых. Менялся статус — менялась одежда.
Изменения в одежде — одно из проявлений культурной адаптации к новой среде.
Вчерашний крестьянин, становясь купцом, экспедитором, приказчиком, начинал
одеваться, ориентируясь на городскую моду. Еще В.М.Черемшанский фиксировал
проникновение элементов городской культуры, отмечая: «женщины начинают
знакомиться и с платьями»101. Это создавало тенденцию, т.к. одежда социальной
верхушки села — экономически благополучной его части, воспринималась как
престижная, ее формам стремились подражать в своей одежде остальные. И уже в
начале ХХ в. традиционные сарафаны во многих селах донашивали только пожилые
женщины, а в костюме молодых они были вытеснены комплексом кофта-юбка. В
выходном мужском крестьянском костюме появляются жилетки и пиджаки.

Весьма ощутимым было влияние городской моды в одежде горнозаводского

населения. В начале ХХ в. социальная верхушка процветающих сел, сельская
интеллигенция (учителя, врачи, библиотекари) одевались по городской моде.

Межэтническое взаимодействие — часть процесса

адаптации к новым землям. Адаптация хозяйственная к климатическим и
природно-географическим условиям и адаптация культурная к иноэтничному
окружению были процессами во многих случаях сопряженными и взаимосвязанными,
т.к. коренное население территорий, проживая в течение веков в определенной
экологической нише, уже нашло многие оптимальные формы и способы использования
ее ресурсов. Важной частью адаптационных процессов на новых, осваиваемых
территориях являлось умение выстроить взаимовыгодные устойчивые отношения с
местным населением, обеспечивающие обмен опытом, хозяйственными навыками,
технологиями, продукцией традиционных производств. В большинстве случаев
взаимодействие переселенцев и коренных жителей — процесс обоюдных
заимствований, обмена знаниями и традициями. Доминирование тех или иных, их
соотношение зависело от численности взаимодействующих групп, эффективности форм
хозяйствования каждой из них и других факторов.

Основой взаимодействий русских крестьян с башкирами (при всех различиях

двух народов в языке, религии, хозяйственном и бытовом укладе) была
хозяйственная деятельность. Русские арендовали земли и водные источники у
башкир, приглашали башкир на работы «в наём», продавали свою продукцию,
покупали, нередко работали на одних заводах. Наиболее интенсивно влияние
башкирской культуры на русское население прослеживается в юго-восточных и
горных районах Башкортостана.

Освоение новой территории русскими переселенцами начиналось со

знакомства с ее топонимией. Названия рек, гор и многих населенных пунк­тов были
заимствованы русскими у башкир: «Русские крестьяне и казаки в XVII — XIX вв.
заняли территорию с уже сформировавшейся топонимией, в основном ее
сохранив»102. Усвоение местной топонимии — часть процесса адаптации к новым
землям и к новой языковой среде и иноэтничному окружению, его начальный этап.
Тюркские гидронимы, оронимы и иные названия были адаптированы в русском языке.

Заимствовались не только топонимы, но и другая, в том числе и

хозяйственная, лексика. Исследователи в прошлом не раз обращали внимание на
примеры подобных заимствований. Так, Д.К.Зеленин писал: «Кирда — одно из многих
башкирских слов, вошедших в лексикон усельчан, так называется изгородь,
окружающая поле»103. Краевед М.В.Колесников в своем этнографическом очерке о
русских крестьянах Уфимской губернии также отмечал: «В наречие крестьян вошло и
сроднилось много нерусских слов, например, «айда», «шабер» и пр.»104.

Тюркизмы в языке русских Башкирии собирались и исследовались

З.П.Здобновой и Л.Л.Аюповой105. При интенсивном межэтническом взаимодействии
языковые контакты имели своим последствием не только отдельные заимствованные
слова, но иногда и двуязычие. Явление это фиксировал Д.К.Зеленин: «Прежде,
когда усеньчане работали на заводе и в рудниках, эти сношения были гораздо
теснее. Тогда многие усеньчане умели говорить по-башкирски»106. Е.П.Бусыгин
также отмечал, что «Русские в своем разговорном языке употребляют много
татарских слов, а живущие вблизи татарских поселений понимают татарский язык, а
иногда и разговаривают по-татарски». В тех случаях, когда небольшие русские
населенные пункты находились в окружении башкирских сел, двуязычие русских было
обычным и закономерным. Языковые заимствования были ярким проявлением
межэтнических взаимодействий. Тюркские (в первую очередь башкирские)
заимствования в языке русских переселенцев на Южном Урале сформировались
вследствие освоения территории и взаимодействия с ее населением.

Бытовая тюркская лексика, названия предметов быта нередко

заимствовались русскими вместе с самими объектами. В качестве примера приведем
упоминаемые Д.К.Зелениным в описании быта усень-ивановских староверов
своеобразные загородки для скота — «шкарды», которые «плетутся из древесных
прутьев, наподобие короба. Это — заимствование от башкир, в чем сознаются и
сами усеньчане: сами-де плести не умеем, а нанимаем башкир»107. Но наиболее
яркий пример подобных заимствований — сабан (башк. hабан) — тяжелый
плуг, которым русские Южного Урала вспахивали целинные и залежные земли108.
Источник заимствованной традиции объясняет и ее локализацию в хозяйствах
русского населения: «Бытование сабанов нами отмечено лишь в южной части
территории»109.

Элементы, заимствованные русскими у народов Южного Урала, отмечаются в

различных сферах их материальной культуры: в хозяйстве, постройках, одежде.

Влияние соседних тюркских народов ощущалось и в одежде. Например,

оренбургские казаки в ряде станиц при работах в поле носили «башкирские сарыки,
которые считаются очень удобными для полевых работ»110. Казаки и некоторые
мастеровые Миасского завода в качестве верхней одежды носили халаты
«киргизского»111, «бухарского»112 покроя. Существуют и другие примеры влияния
на одежду русских Южного Урала традиций соседних народов113.

Происходящим в культуре русских крестьян изменениям, по замечанию

М.Колесникова, «способствовало сближение поселенцев с туземцами»114.
Е.П.Бусыгин, резюмируя отмеченные в ходе исследования русских Приуралья
процессов межэтнических взаимодействий, заметил: «Русские люди, живя длительное
время по соседству с нерусскими народами, <...> воспринимали все ценное и
полезное, что накоплено тем или иным народом за длительный путь своего исторического
развития»115.

Вышеизложенный материал показывает, что русское переселенческое

население Южного Урала в целом успешно адаптировалось к этнокультурному
окружению, природно-географическим и социально-экономическим условиям
существования. Одним из показателей успешной адаптации группы к экономическим,
географическим условиям среды служит рост ее численности. Статистические данные
о русских Южного Урала красноречиво свидетельствуют о том же. В 1865 г. к
моменту образования Уфимской губернии на ее территории русское население
составляло почти 456 тыс. чел., из которых основная масса проживала в селах
(409 184 чел., что составляет почти 90 %).

В городах в тот период русские составляли основное население: их там числилось
46 760 из 51 516 чел. Всего через 30 лет (по данным 1897 г.) численность
русских в Уфимской губернии возросла почти вдвое и составила 834 135 чел., а в
1899 г. — уже 1 070 872 чел. Подавляющее большинство русских Уфимской губернии
проживало в селе (по данным 1912—1913 гг. сельское русское население губернии —
806, 5 тыс. чел.)116.

Судьбы традиций в ХХ — начале ХХI в. Многие русские села,

население которых к началу ХХ в. успешно завершило процесс адаптации к новым
землям, иноэтничному окружению, экономическим факторам освоенной территории,
динамично развивались. В них функционировали заводы, торговые лавки, школы,
библиотеки. Развитая торговля и ремесленное производство, действующие школы и
училища превращали крупные села в начале ХХ в. в своеобразные протогорода.
Функционирование в селах купцов, их торговых лавок, заводов требовало целого
штата подрядчиков, экспедиторов, писцов. В начале ХХ в. в селах формируется
интеллигенция, свое «общество» — слой обеспеченных и образованных людей.
«Общество» от крестьян-односельчан отличал не только уровень дохода, но и
ориентация на городскую культуру. Это проявлялось не только в ношении одежды
городского типа, но и во многих других сферах культуры. Стены домов оклеивались
обоями, потолки в некоторых домах украшали простейшей лепниной. Важными
проводниками этих культурных импульсов служили школы и библиотеки: местами в
школьный обиход наряду с народными играми входил крокет117, в школах ставили
спектакли, в библиотеках дети знакомились с классикой художественной и
научно-популярной литературы118. В некоторых селах действовали даже
фотомастерские119. В с. Старый Белокатай Златоустовского уезда в 1912 г.
провели телефонную линию, а чуть позже — и телеграф, а в с. Метели того же
уезда в начале ХХ в. «событием стало появление первого велосипеда, живые
картины на стене школьного класса, показанные кинопередвижной (ручной)
динамомашиной, засланной в деревенскую глушь Всероссийским обществом
трезвости»120. Проникновение элементов городской культуры, ее традиций в села
было одной из основных тенденций начала ХХ в.

В то же время в начале ХХ в. в русских селах резче проявлялись

социальные контрасты, глубже становилось экономическое, имущественное
неравенство жителей. Нарастало социальное напряжение. Революция 1917 г. и
последовавшая гражданская война
прервали поступательное развитие сел. Засуха в 1920 г. и продразверстка,
изымавшая зерно, привели к тому, что в 1921 г. «многие распаханные поля
остались незасеянными из-за отсутствия семян». В 1921—1922 гг. в селах был
голод. Итогом социальных катаклизмов в стране был развал сельскохозяйственного
производства. Так, например, в Златоустовском уезде в 1922 г. посевные площади
«составили только четверть довоенных, свиноводство в результате войн и голода
почти исчезло, поголовье лошадей по сравнению с довоенным уменьшилось в 3 раза,
коров — в 4, коз — в 5 раз»121. И, тем не менее, крестьяне должны были выжить,
несмотря на тяжелейшие испытания, принять этот вызов истории — вновь
адаптироваться к новым условиям существования и жизнедеятельности.

Первоначально советская власть оставляла за крестьянами право на выбор

форм сельскохозяйственной кооперации: коммуны, сельхозартели или ТОЗы
(товарищество по совместной обработке земли), различавшиеся уровнем
обобществления собственности. В рамках курса на сплошную коллективизацию в 1928
г. в крестьянских хозяйствах начались изъятия зерна, вследствие чего крестьяне
стали сокращать площади посевов122. И уже весной 1929 г., «ввиду неимения
корма», лошади были не в состоянии возить навоз на поля123. Стали использовать
быков как тягловую силу: «Быков первый год не запрягали, а потом и быки
работали… на хозяйственных работах, не на поле, дома. <...> Но не пахали.
Осенью урожай снимут, намолотят, а везти некому — лошади ослабли»124.

Первые тракторы и другая техника массово пришли на поля после

образования колхозов. Притом, что еще в начале ХХ в. в хозяйствах крестьян
стали появляться железные плуги, «сохи упорно бытовали вплоть до
коллективизации»125. Коллективизация на селе сопровождалась созданием МТС
(машино-тракторных станций). Были организованы курсы для трактористов,
готовившие специалистов для работы на новой технике и для ее обслуживания.
Механизаторами становились не только мужчины, но и женщины. При том, что в
колхозах активно использовалась сельскохозяйственная техника, косить луга
продолжали литовками.

Не все крестьяне адаптировались к происходящим процессам, не все

приняли коллективизацию, кто-то сопротивлялся, а кто-то уходил: «За период
коллективизации население Метелей уменьшилось на одну треть. Многие крестьяне
просто покинули село, бросив дома и хозяйства. Из 507 дворов в селе осталось
чуть более 300»126.

Колхозы заметно изменили не только хозяйство крестьян, но и многие

сферы культуры, включая одежду молодого поколения. Девушки начинают носить
платья, некоторые делали стрижки. В урожайный 1934 г., продав много зерна,
колхоз «Путь Ленина» в том же с. Метели «приобрел 2 автомашины, велосипед, а
колхозники купили для себя сепараторы, патефоны, пальто»127. Менялся и план
усадьбы. В процессе коллективизации местами «амбары были обобществлены и свезены
со дворов»128, и теперь в тех селах они отсутствуют в комплексе надворных
построек (остались только амбары, сложенные из камня).

Тяжелейшим испытанием для крестьян стали годы Великой Отечественной

войны. Отдавая все для фронта, крестьяне голодали. Адаптация к новым вызовам, к
новым условиям существования — это был вопрос выживания. Изменился рацион
питания, при котором максимально использовались ресурсы экосистемы. Важнейшим
его компонентом стали травы. Наряду с традиционно использовавшимися в приготовлении
пищи растениями (пиканами, сараной, крапивой и др.), ягодами, орехами, грибами,
голод заставил обратиться к новым источникам пищи органического происхождения.
Наши информаторы вспоминали, что, спасаясь от голода, во время войны собирали в
реке моллюсков, варили их и ели, из желудей пекли хлеб.

Когда существование людей перешло на уровень физического выживания,

были реанимированы уходящие в прошлое навыки и традиции. При нехватке
необходимого «находили выход: мыло заменяли щелоком, всегда в печке держали
тлеющий уголек; вместо лампы жгли лучину, как в стародавние времена»129.
Невозможность покупать ткани для пошива одежды заставляла крестьян вновь шить и
носить одежду из домашнего холста130. Благодаря тому, что этот опыт не был
утрачен, русские крестьяне смогли адаптироваться к экстремальным условиям и
выжить.

В послевоенный период в материальной культуре русских окончательно

возобладала ориентация на городские формы. Если до войны в селах еще можно было
встретить старушек в сарафанах, то после ее окончания они уже практически
исчезли. В трудные годы войны многие из них были распороты и перешиты. Главным
«достоинством» сарафанов на сборках было большое количество ткани,
использованной при его пошиве и, что особенно важно, прямых отрезов ткани:
«выпорет полосу и нам платье сошьет»131. Их меняли на хлеб. Уходят в прошлое
лапти. Хотя мастера, которые их плетут, существуют и в настоящее время. Лапти
считаются удобными для работы в поле в летнюю жару.

Мирное поступательное развитие русских сел в послевоенное время

сказывалось на материальном благополучии сельчан. Так, например, у жителей с.
Метели Дуванского р-на БАССР в 1976 г. на 1380 чел. было уже в собственности:
31 легковой автомобиль, 146 мотоциклов, 220 телевизоров, 100 холодильников132.
Если в довоенном 1931 г., когда в Метелях колхоз только организовался, в нем
числились 500 лошадей, 46 плугов и 110 деревянных борон, то в 1979 г. у того же
колхоза были в наличии 38 тракторов, 15 комбайнов, 20 автомобилей, 1570 голов
КРС, 2580 свиней.

Во второй половине ХХ в. восстанавливались

хозяйства, менялся быт. Постепенно в домах появлялись телевизоры, холодильники,
в интерьере — покупные диваны, ковры, шторы. В результате строительства
водопроводов после войны на улицах сел стали появляться колонки, сменившие колодцы133.
Последствием газификации сел стало исчезновение печей из интерьеров
крестьянских домов: они были разобраны. Но в селах, в которые газ еще не
проведен, и сегодня по-прежнему печи стоят в домах (при этом они, наглядно
сочетая новацию и традицию, могут быть вписаны в современный интерьер, который
создается набором кухонной мебели, приобретенной в магазинах). В середине —
второй половине ХХ в. и в начале XXI в. новые явления и тенденции в
материальной культуре русских Южного Урала соседствовали и соседствуют с
элементами глубоко традиционными и архаичными. Так, например, до последних
десятилетий ХХ в. в усадьбах преобладали бани «по-черному»134. Дома пожилых
людей еще хранят черты традиционности: местами сохранились печи, красный угол,
мебель кустарного производства, зеркала, вышитые шторы, тканые полотенца,
вышитые «подзоры» кроватей, тканые половички и другие. Иногда в таких домах
можно встретить даже полы, выкрашенные природной охрой. В домах, сохранивших
русскую печь, встречаются и полати. Полати бытовали у переселенцев из северных
губерний. Е.П.Бусыгин зафиксировал, что «при наличии детей их даже делают в
новых домах, только на кухонной половине»135, т.к. в стесненных условиях были
необходимы «полати, создающие дополнительную площадь, дающие возможность при
многочисленной семье поддерживать определенный порядок в жилом помещении». И
все же, при всех отмеченных чертах традиционного крестьянского быта, уже в 1959
г. многие дома русских сельчан, по наблюдению Е.П.Бусыгина, «по обстановке не
отличаются от городской квартиры».

Сегодня в новых домах у обеспеченных жителей села интерьеры вполне

«городские», наполненные покупной мебелью и текстилем. В настоящее время при
строительстве и ремонте домов активно используют новые материалы и технологии.
Любопытно, что при строительстве новых домов, по новым технологиям и из новых
материалов, устанавливая в оконном проеме стеклопакет, хозяева зачастую
обрамляют его новыми резными наличниками, специально изготовленными по их
заказу мастерами-резчиками. В этом нельзя не видеть желание следовать традиции.

В перестроечный, постперестроечный период, на фоне проводимых в

экономике реформ, колхозы несли убытки и разорялись: «Сельское хозяйство
вплотную столкнулось с диспаритетом цен на сельхозпродукты, товары промышленного
производства и энергоносители»136. Оставшиеся без работы, жители села стали
искать иные источники существования. Часть сельчан уезжает на заработки —
работают вахтовым методом. В некоторых селах восстанавливают
сельскохозяйственные предприятия. Сельчане пытаются адаптироваться к новым
экономическим реалиям.

Подводя итог, можно отметить, что в течение всего периода (от заселения

территории до настоящего момента) русское сельское население на Южном Урале
было вынуждено адаптироваться к меняющимся хозяйственно-экономическим условиям.
Нередко хозяйственная адаптация начиналась с момента переселения: приписывание
крестьян к заводам означало фактическую перестройку всего их хозяйства, ломало
сложившийся веками крестьянский уклад, а при закрытии заводов население было
вынуждено вновь обращаться к опыту крестьянского хозяйственного уклада.
Адаптация проходила быстрее и успешнее в тех случаях, когда переселенцам не
приходилось перестраивать свою хозяйственную деятельность в связи с иными
природными или экономическими условиями. В этом смысле в наиболее выигрышном
положении оказались села «кунгуряков» в северной части Уфимской губернии, т.к.
природно-климатические условия края водворения соответствовали существовавшим
на территории исхода, а экономические условия (близость транспортных артерий —
трактов и судоходных рек, заводов, нуждающихся в хлебе) обеспечивали реализацию
урожая и продукции ремесленников, способствовали развитию торговли, появлению в
их селах крупных купцов. Как уже было отмечено выше, села «кунгуряков» быстро
росли, в них действовало множество заведений: заводиков, мастерских, торговых
лавок, школ, фельдшерских пунктов, появлялись фотографы. Именно туда
стремительно проникали городские элементы. Но далеко не во всех селах Южного
Урала было подобное экономическое процветание. Во многих из них адаптация
проходила сложнее, в иных, менее благоприятных условиях.

ХХ век для русских крестьян Южного Урала был временем тяжелейших

испытаний, связанных с социально-экономическими преобразованиями, катаклизмами,
войнами. Среди них стоит назвать: революцию 1917 г., гражданскую войну и продразверстку, коллективизацию и
раскулачивание, Великую Отечественную войну и сельскохозяйственные реформы 60-х
гг. ХХ в., «перестройку» и рыночные реформы конца ХХ в., сопровождавшиеся
разорением, развалом многих колхозов и безработицей на селе. В этом ряду стоит
назвать и реформы второй половины ХХ в., направленные на укрупнение колхозов,
сопровождавшиеся умиранием многих сел и деревень, население которых переезжало
в соседние села, туда, где сохранялась необходимая инфраструктура и
социально-бытовые условия. Весь ХХ в. сельское население было вынуждено
приспосабливаться и перестраивать свое хозяйство. Неудивительно, что многие
стремились уехать жить в город. Адаптация выходцев из села к новому городскому
укладу облегчалась тем, что в течение ХХ в. роль городских элементов в быту
(интерьере, одежде и др.) неуклонно возрастала. В конце ХХ в. русские на Южном
Урале стали, в подавляющем числе, городским населением (например, в Башкортостане
83% всего русского населения проживает в городах; для сравнения: в конце XIX —
начале XX в. абсолютное большинство русского населения в регионе было
сельским).

Несмотря на все катаклизмы, численность русского населения Южного Урала

в течение ХХ века росла. По данным переписи 1897 г., в Уфимской губернии
русских проживало 834135 чел., в 1926 г. в Советской Башкирии — 1064707
русских, а в 1989 г. — уже 1548291 чел. Постперестроечный стресс оказался очень
тяжелым, и его последствия ощутимы и сейчас. Впервые численность русского
населения на Южном Урале в конце XX — начале XXI в. стала снижаться. Так, если
по данным переписи 1989 г. в Башкирии русских насчитывалось 1548291 чел., то в
2010 г. — 1432906 чел. Такая демографическая ситуация была характерна для всей
страны в целом.

Русские Южного Урала, как уже отмечалось, весьма урбанизированы и

имеют, соответственно, низкие показатели рождаемости, характерные для
индустриального и постиндустриального типа воспроизводства.

Рост рождаемости, зафиксированный в начале XXI в., не сразу привел к

положительным значениям естественного прироста населения. Причиной тому служили
очень высокая смертность населения в конце XX — начале XXI вв. С началом
второго десятилетия XXI в. на Южном Урале фиксируется иная тенденция — рост
рождаемости и снижение смертности. Демографические данные красноречиво
свидетельствуют, как тяжела была социально-экономическая перестройка в конце
90-х гг. ХХ в., каким стрессом она стала для населения, как сложно он
преодолевался и как трудно проходила адаптация к новым условиям.

Рассмотрев проблемы адаптации русских переселенцев к

природно-климатическим, ландшафтным условиям Южного Урала, к иноэтничному
окружению на многочисленных примерах из области их материальной культуры,
необходимо подытожить изложенный материал. Смена природного и этнокультурного
ландшафта, вынужденная хозяйственная перестройка — важнейшие факторы
модернизации этнических традиций, предпосылки для формирования их локальных
вариантов. Материальная культура — наиболее чуткий индикатор адаптационных
процессов. Происходящие в ходе переселения трансформации хозяйственно-бытовых
традиций, обусловленные климатическими, ландшафтными, природно-географическими
особенностями новых территорий и социально-экономическими факторами, были процессами
хозяйственной адаптации, а новации, возникшие в результате взаимодействия с
населением освоенной территории — адаптацией культурной. Взаимодействие
переселенцев и коренных жителей — процесс обоюдных заимствований, обмена
знаниями и традициями. Доминирование тех или иных, их соотношение зависели от
множества факторов — численности взаимодействующих групп, эффективности форм
хозяйствования каждой из них в конкретных условиях и др. Адаптация
хозяйственная к климатическим, природно-географическим и социально-экономическим
условиям и адаптация культурная к иноэтничному окружению были для русских
переселенцев и их потомков процессами во многих случаях сопряженными и
взаимосвязанными. Русские переселенцы на Южном Урале, которые являлись
выходцами из различных губерний России, взаимодействовали на освоенных землях и
постепенно сближали свои этнографические характеристики. Это явление тоже
следует рассматривать как процесс культурной адаптации. Культурная адаптация
представляла собою часть протекающих этнических процессов, в различных
конкретно-исторических ситуациях: межэтнической интеграции, аккультурации,
внутриэтнической консолидации. Вышеизложенный материал еще раз наглядно
показывает, что этнос — это процесс, это динамическая система, находящаяся в
постоянном развитии.


Читайте нас: