В последнее время в отечественной этнологии все меньше работ жанра этнографических описаний. Это естественно, ведь то, что принято было считать традиционным в этнической культуре, постепенно, но неуклонно исчезает из окружающей нас действительности. Однако скудность современного эмпирического материала еще не означает его полное отсутствие, а главное — крупицы информации о быте и прежних традициях народов России рассеяны в устных опосредованных нарративах и письменных источниках, в том числе публикациях, которые сегодня уже являются раритетами в силу недоступности массовому читателю (некоторые издания существуют в единичных экземплярах). Речь идет о различных путевых заметках, описаниях путешествий, дневниковых записях, которые, по сути, хоть и относятся к разряду нарративных источников, но по существу исполнения документальны. Часто в совершенно неожиданных местах можем встретить случайное, но очень важное замечание какого-нибудь автора — современника прошлого — по интересующему нас вопросу. Поэтому анализ подобных материалов для ретроспективного этнографического описания все еще актуален.
Применив метод синтеза разнородных источников — нарративных и документальных, опубликованных и рукописных, устных и литературных рассказов, легенд и преданий, а также полевых наблюдений разных лет, мы делаем попытку реконструкции обрядов и ритуалов важнейшего элемента жизненного цикла — свадьбы. Объект описания — татары башкирского Приуралья (их еще называют татарами Башкортостана, южноуральскими или приуральскими татарами, а в XVIII веке, по аналогии с казанскими, их называли «уфимские татары»).
Этнография татар этого региона изучалась в целом недостаточно удовлетворительно, тем более обобщающих описаний традиционной обрядности татар все еще нет. Этим и обусловлен интерес к данной теме. А кроме того, представляется, что изложенный ниже народный опыт жизнедеятельности будет весьма поучительным для современников.
В прошлом свадьбы в деревнях начинали справлять обычно поздней осенью, а продолжались они до середины весны. Такая традиция напрямую была связана с циклом хозяйственной деятельности татар, главным занятием которых было земледелие. Осень — пора, когда заканчивались все полевые работы, включая подготовку почвы и посев озимых. К середине осени завершались важнейшие хозяйственные дела годового цикла, связанные с жизнеобеспечением, и с наступлением зимы жизнь в деревнях замирала и приобретала более размеренный характер. Немаловажное значение для выбора времени свадеб играл и «пищевой» фактор. Осень это ведь еще и время урожая, пополнения амбаров, складов и погребов продуктами земледелия, огородничества, лесных промыслов. С наступлением первых холодов производился забой скота, массовая заготовка мяса птицы. Так что все было готово и для организации свадебных пиров.
Отношение к вопросам создания семьи у татар в прошлом заметно отличалось от современного. Молодые люди женились обычно в 18—22 года, поздние браки у мужчин были исключением. Девушки выходили замуж обычно в 16—18 лет, реже — в 19, 20. У тюркских и мусульманских народов в прошлом имели место ранние (по современным понятиям) браки в 12—13 лет, хотя нельзя сказать, что у татар Поволжья и Приуралья такие браки были широко распространены. Не было в татарской среде и «старых холостяков», так как каждый отец семейства своевременно заботился о семейном будущем своих сыновей.
Следует сказать, что выбор спутника жизни и времени женитьбы зачастую были в компетенции родителей. Даже в тех случаях, когда молодые, озаренные чувством любви друг к другу, предполагали соединить свои судьбы, последнее слово в решении этого вопроса было за родителями. При этом решающую роль играли родители жениха, обычно выступавшие инициаторами женитьбы.
При выборе невесты или жениха для своих детей старшее поколение руководствовалось не только эмоциями или пожеланиями детей, а часто прагматическими соображениями. Эти критерии особенно были распространены среди богатых людей.
Поскольку в традициях народа было беспрекословное подчинение воле родителей, главным образом воле главы семейства, дети (чаще девушки) с покорностью принимали свою судьбу и иногда вынуждены были вступать в брак с теми, кого сами не выбирали. Редко, наиболее отчаянные из них противились родительскому решению. Формой протеста могло быть бегство из родительского дома. Дальнейшая их судьба обычно складывалась сложно. О таких слагались легенды и песни, некоторые из которых сохранились и до наших дней.
Обычно традиции народа, самосознание и мировоззрение брали верх, и молодые девушки, хотя и надеялись на счастливую судьбу, но были готовы к её превратностям и принимали решение родителей как должное, неизбежное. Но, как ни удивительно, большинство из заключенных таким образом браков оказывались счастливыми. Ещё сейчас встречаются в деревнях старики, коих в молодости поженили, не спросив их согласия, и они вспоминают прожитые годы со словами благодарности Всевышнему Аллаху. Одна устная история повествует, как сосватанные «заочно» молодые впервые встретились на народном гулянии җыен. Они были представлены друг другу, и оказалось, что невеста почти на голову выше жениха. Попытки сватов пересмотреть уже заключенный свадебный договор нашли возражение, прежде всего у будущих жениха и невесты, которые наотрез отказались отменить свадьбу. По рассказам, эта пара прожила долгую и счастливую жизнь.
О җыенах (досл. «сбор, собрание») следует сказать отдельно. Этот праздник в прошлом был весьма популярен. Он проводился обычно в начале лета, после окончания весенних посевных и других хозяйственных работ. По форме он близок к сабантую, однако есть детали, которые говорят о җыенах как общественных мероприятиях, имеющих специальную функцию, а именно, заключения брачных договоров и поддержания экзогамии. Поэтому иногда в литературе встречается эпитет «җыен — праздник невест».
По традиции, у татар практиковалось раздельное воспитание юношей и девушек, а контакты на бытовом уровне были максимально ограничены. Поэтому җыены, на которые собирались все жители нескольких близлежащих деревень, оказывались почти единственным временем в году, когда молодежь — парни и девушки — могли узнать и разглядеть друг друга получше. Поскольку с давних времен жители одной деревни обычно были представителями одного или нескольких близких родов, женихов и невест искали «в соседях».
Во время гуляния җыен устраивались молодежные игры, которые организовывали обычно «профессиональные» свахи и сваты или, в любом случае, представители старших поколений, что совершенно исключало нарушение моральных норм общения, принятых в татарском мусульманском обществе. Обычно юношеские «развлечения» начинались с состязаний, в которых под общее веселье молодые люди демонстрировали свои способности и достоинства, необходимые для будущей жизни, соответственно, проявлялись и недостатки. Парни состязались в скачках, борьбе, беге, хождении по бревну, лазании на вертикальный столб, других веселых, но требующих ловкости и внимания состязаниях. Девушки испытывали себя в сноровке ношения ведер с водой на коромысле, разбивании горшков с завязанными глазами и других. После состязаний устраивали девичьи хороводы. Ближе к концу җыена организовывались совместные катания юношей и девушек на бричках и колясках. Конечно, под строгим присмотром стариков.
Случаи бракосочетаний вопреки воле родителей были крайне редким явлением. Осуществлялись они умыканием невесты или в результате сговора и бегства молодых. Умыкание невесты женихом («кыз урлау») редко совершалось без предварительного сговора молодых. Необходимость обычая «кыз урлау» в этих случаях была обусловлена особым положением женщины в тюркской и мусульманской среде. Откровенная инициатива девушки в вопросе замужества, к тому же без согласия родителей, считалась по меньшей мере неприличной и находилась в противоречии с нормами обычного и мусульманского права, бытовавшими в татарской среде.
Традиционная же форма обряда женитьбы проходила в следующей форме. Решение о сватовстве принималось обычно на семейном совете, где присутствовали ближайшие родственники жениха. После того, как решение было принято, родители приглашали в дом яучы (сват или сваха). Выбор яучы был делом не менее серьёзным, чем выбор невесты. Эти обязанности обычно возлагались на людей, обладающих способностями в дипломатии, красноречивых, умеющих ладить с людьми, пользующихся уважением в деревне. Некоторые из них специально занимались сватовством. Нередко приглашали в качестве яучы мулл, как людей более авторитетных. Итак, яучы, снабженный всеми инструкциями и напутствиями, отправлялся в дом невесты, где хозяева, как правило, уже бывали предупреждены о визите. Иногда яучы, отправляясь в путь, засучивал одну штанину, или наоборот, если он был обут в высокую обувь (сапоги, валенки) специально выпускал наружу одну из штанин. Это означало, что он не простой гость, а именно сват — яучы.
Придя в дом невесты, яучы начинал разговор с её родителями с какой-нибудь традиционной тирады. Отпускал несколько остроумных шуток, стараясь максимально расположить к себе хозяев дома. Постепенно завязывалась беседа о главной цели визита. Он представлял родителей и самого жениха, расхваливая их, насколько это возможно, если они жили в другой деревне и малоизвестны, то нередко преувеличивал размеры их благосостояния и личные качества, стараясь всячески склонить хозяев к положительному ответу. Иногда опытному яучы удавалось тут же уговорить хозяев. Но чаще всего родители не давали сразу решительного ответа, ссылаясь на серьёзность обсуждаемого вопроса и необходимость посоветоваться со своими родственниками. Дать согласие на брак в первый визит яучы считалось не вполне приличным. Отказы во время первого визита также были редки, ибо это могло обидеть соседей раз и навсегда. Последнее обстоятельство подчеркивает мудрость прошлых поколений и умение дорожить хорошими отношениями. Если же отказ имел место, то объяснялось это тем, что девушка ещё молода, а потому нужно немного подождать.
Полный текст читайте в №7 журнала "Ватандаш".