Верующие люди возразят, что Всевышний любит всех, но посылает испытания только тем, кто их может выдержать, проявить твердость в вере и любви к Богу. Многие люди приходят в религию, потеряв почву под ногами, в лоне мечети, церкви или синагоги они находят утешение и силы жить дальше.
На эти мысли натолкнуло меня знакомство с удивительной женщиной. Гульчачак Тимершина – наша коллега, корреспондент газеты «Янаульские зори». Родилась она в селе Ижболдино Янаульского района в 1966 году. Родители работали в колхозе. Мать часто болела, и Гульчачак, как старшей из детей, приходилось ухаживать за младшими братьями, помогать отцу вести домашнее хозяйство. Она успевала и хорошо учиться, любимыми предметами были литература, физика и математика.
Получив аттестат о среднем образовании, год проработала учительницей в родной школе, а затем поступила в Бирский педагогический институт на физико-математический факультет. Когда девушке исполнилось 20 лет, умерла мама. Ей было 47 лет. По странному стечению обстоятельств, в этом же возрасте и от той же болезни ушел из жизни и ее горячо любимый муж. С односельчанином Дарвином они были знакомы со школы. Поженились, когда она училась на 4-м курсе института, как говорит Гульчачак, по большой любви. От этой любви родился сын Данил. Роды были тяжелыми, мать и дитя врачи долго выхаживали.
В 1989 году с дипломом учителя физики молодая женщина устроилась на работу в школу в родной деревне. Учила детей физике и математике. Работу свою очень любила, ей нравилось проводить уроки. И после занятий ученики от нее не отходили, видя в ней своего наставника и старшего друга.
В 25 лет ее назначили директором школы. Она к этому не стремилась, но отказаться не смогла. Школа была девятилеткой, за 20 лет ее работы жизнь в селе постепенно угасала, детей с каждым годом становилось все меньше, в последний перед закрытием год в школе осталось всего 12 учеников. В 2011 году Ижболдинскую основную школу закрыли.
Этот год был тяжелым для Гульчачак. Болел муж, она осталась без работы. Было тяжело и морально, и материально. Дарвин постепенно угасал от неизлечимой болезни. Супруга и сын делали все возможное и невозможное, чтобы вытащить его из лап смерти, вниманием и заботой облегчали его состояние, не отходя до последнего часа от постели больного. В 2012 году он скончался. Только благодаря вере, Гульчачак (в это время она была практикующей мусульманкой) выдержала все испытания судьбы. И в эти мучительные дни позвонили из редакции районной газеты и пригласили ее на работу. Наверное, это стало для нее спасением, отвлекло от черных мыслей.
Она любила писать. Стихи, рассказы, краеведческие заметки отправляла в «Янаульские зори», еще работая в школе. Краеведением увлекалась давно. В школе проводили праздники родословной – шэжэрэ, «Бабушкин сундучок» и другие мероприятия, в основе которых лежали принципы народной педагогики. Из рассказов отца она знала о своих предках до четвертого колена. Дед был коммунистом, а бабушка верила в Аллаха, читала религиозные книги, знала три языка. Свой рассказ «Нурия» внучка посвятила любимой бабушке. Кстати, все свои повествования она основывает на реальных событиях.
Наблюдательность и любознательность привели ее в Национальный архив республики, где Гульчачак искала сведения о своей деревне. И даже сделала небольшое открытие. Основание села Ижболдино башкирские историки относят к 1775-м годам. Но Тимершина обнаружила в записях из Ревизских сказок упоминание о повстанческом полковнике при Пугачеве Ярмухамете Кадырметове, который являлся выходцем из их села. Сведений о нем очень мало, известно только, что он был арестован царскими властями. Кадырметов вернулся в деревню из Секретной комиссии в Казани и умер в 87 лет. Поэтому в годы Крестьянской войны 1773—75 гг. деревня уже существовала, делает вывод краевед, что подтверждает записями из переписи того времени.
Гульчачак удалось создать шэжэрэ всей деревни. Оказалось, что деревенские жители все в какой-то мере родственники друг другу. Со своей работой она приняла участие в республиканском конкурсе шэжэрэ и заняла 3-е место. Эта работа вдохновила ее на новые исследования. Сегодня она собирает сведения обо всех мечетях района и их служителях. Первая ее книга о деревне Ижболдино вышла в издательстве в Уфе, средствами помогла администрация района. Теперь она ищет спонсоров для выпуска второй книги. Надо отметить, что Гульчачак Юрисовна изучила дореволюционный и революционный периоды истории нашей страны, годы репрессий, как они отразились на судьбе деревенских религиозных служителей. По воспоминаниям старожилов, по документам из архивов она восстановила имена забытых сегодня мулл и хазратов, некоторые из них перенесли большие тяготы в годы Советской власти, они сами и их семьи были высланы из родных мест.
Например, уникальный склеп имеется на кладбище села Туртык, что находится недалеко от самой северной географической точки района. Здесь похоронены указной мулла Мухамат ишан хазрат и его родные. Такие сооружения воздвигались только для особо значимых религиозных деятелей, на могилах установлены камни с эпитафиями на арабском языке. Хазрат не дожил до Советской власти. С именем его предков связывают строительство мечети в деревне, которая выстояла несмотря на все ветра перемен. Его не удалось разобрать при массовом разрушении религиозных объектов в 30-е годы, так и стоит он с XIX века. В прошлом году отметили 170-летие мечети. Приехали издалека и потомки указного муллы.
Два года тому назад Гульчачак Юрисовна поступила учиться в казанское медресе «Мухаммадия». Она обучает в мечети основам Ислама своих земляков. Сегодня она и журналист, и учитель, руководит литературным объединением «Замандаш» (куда входят около 50 членов организации из нескольких соседних районов), и в то же время активно занимается религиозной деятельностью. Выполняет все мусульманские каноны, читает пятикратно намаз, держит пост.
Семья сына также соблюдает все каноны религии. Данил с женой и двумя сыновьями живут в Янауле. Он работает водителем в объединении «Роснефть». А Гульчачак Юрисовна не продала дом в родной деревне, она ежедневно за 30 км ездит на работу в редакцию, в холодный сезон живет в городе у тети. Как истинно верующий человек, благодарна за все, что происходит в ее жизни, занимается творчеством: рисует, пишет. Эта женщина с удивительной силой воли живет не ради удовлетворения своих желаний и потребностей, а ради какой-то высшей цели. И Аллах дает ей силы и поддержку. Ибо «…не тот смел, кто входит в логово зверя, а тот, кто с истиной противостоит миру» (Е. Блаватская).