К сожалению, остается практически не изученным вопрос появления еще одного этнически смешанного поселения – села Каскаим в Ключевском районе, жители которого географически и генетически были связаны не с территорией нынешнего Татарстана, а с землями соседнего с ним Башкортостана. Отчасти упущение это обусловлено тем, что данное село еще в 1980-е годы упразднили как «неперспективное», тем самым оно навсегда исчезло с карт нашей страны.
Каскаим основан на месте традиционных казахских кочевок. Хотя наличие в 5,5 километрах к северу от него курганного могильника, обследованного в 1991 году С.Ю.Лузиным и нанесенного на археологическую карту, свидетельствует о куда более раннем заселении человеком указанной территории. Имеются сведения и о том, что здесь в старину добывали соль, которую продавали в другие края, что было делом довольно прибыльным. Название поселения – искажение от слов «кос кайын», означающих «парная береза, две березы от одного корня», – также говорит о казахском происхождении топонима.
Еще в марте 1899 года при начальнике Алтайского округа состоялось совещание по вопросу «Об удалении киргизов (казахов – Т.А.) из Кулундинских степей или изменении условий их пребывания в этой степи и пользования землей». Чтобы урегулировать спор между коренным и переселенческим населением из-за использования земельных угодий позже провели нарезку земли для «киргизского» общества. В книге «Цифровые данные по учету сельского населения при поземельном устройстве Алтайского округа», изданной в Барнауле в 1916 году, в перечне населенных пунктов, для которых проекты земельных наделов подготовили еще в 1911 году, по Кулундинской степи уже указан одноименный поселок. Нарезку земли произвели в том же году под руководством топографа 2-го разряда Чуприонова из Барнаульского уезда. Были установлены межевые знаки-столбы с государственным гербом и в сажени от них вырыли межевые ямы. В 1912 году нарезку земли проверил топограф 3-го разряда Храмцов из Славгородского уезда. Им же было сделано и описание границ нарезанных земель.
Правда, эти наиболее ранние письменные свидетельства говорят не столько о достоверности самого факта существования населенного пункта, сколько лишь о предпосылках его создания. Дело в том, что после наделения землей казахи все же остались недовольными, поскольку около половины всех отведенных земель была непригодной для пастбищ.
В конце 1922 года из охваченной голодом Башкирии в степные районы Алтая переселились около 20 семей. Среди них – Аминовы, Ишаевы, Камалдиновы, Лутфулины, Мавлютовы, Махьяновы, Рахимовы, Сабитовы, Сагатдиновы, Сайбаталовы, Файзулины, Хайрулины, Хузины, семья Тухватуллы Хакимова и другие. Все они поначалу направились в «хлебное» село Башкуль в Семипалатинской области, о котором были уже наслышаны. Но из-за того, что у Абдулы Махьянова в пути пала лошадь, вынужденно остановились в поселке Апаевка. Семьи у переселенцев были большие, земли на всех не хватало. У Аминовых и Сайбаталовых, к примеру, насчитывалось по 10 душ, а у Т.Хакимова и вовсе имелось две жены и 11 детей. Это послужило причиной переезда почти всех семей («26 дворов с 110 едоками») на новое место. Фото 1а. Семья Мавлютовых.
Перед коллективизацией, приблизительно в 1926 году, в полутора километрах из Апаевки выделился выселок, который позже получил уже знакомое название Каскаим. Переселенцы между собой именовали его на свой лад – «Кушкаен». Место для деревни облюбовали удачное: вокруг обильные поляны с земляникой; неподалеку живописное озеро, на котором гнездилось много птиц и даже лебеди; а под ногами ценный стройматериал – именно отсюда возили глину на Ключевский кирпичный завод. Выселку прирезали 1134,26 десятин земли с прилегающими большими территориями покосов. Каскаим имел свою школу, под которую отдельно отвели земельный участок площадью 1,36 гектар. Только учились в ней всего до третьего класса, а дальнейшее обучение продолжали в соседнем селе Платовка, располагавшемся от них в восьми километрах.
Позже сюда потянулись семьи татар и башкир из других мест Алтайского края. В частности, из села Ракиты Михайловского района переселились Мусины, чьи корни были тоже из Башкирии, и семья Гайфуллы Халитова, родом из Татарии. А когда в Сибирь стали приходить эшелоны с женами и детьми репрессированных служителей культа, в селе оказалась семья Габрахмана Хамидуллина из Казани, в которой на тот момент в живых оставалось трое детей. Самого главу семейства в 1929 году арестовали как сына муллы и посадили в тюрьму г.Барнаула, откуда освободился лишь после того, как стал инвалидом. Фото 1. Мусины на Алтай переехали из Башкирии.
В 1933 году один из самых опытных хлеборобов района Гарей Аминов, будучи председателем Апаевского сельсовета (куда до войны входили Каскаим, Кекино и Платовка), помог перебраться из Башкирии родне своей супруги. Так в Каскаиме обосновалась семья Хакима Рафикова с пятью детьми. Все они, получившие по имени отца фамилию Хакимовы, были трудолюбивые и способные: старший сын Габделварис (Борис) помогал отцу в шорном деле, второй – Миргазиян – стал ветеринаром, третий сын Мугин впоследствии стал главным экономистом района. Дочь Гульзифа (Галина), отучившись в Славгороде, с 1940 по 1977 год учила начальной грамоте сельских ребятишек, а самая младшая Гульжиян (Зина) всю жизнь проработала бухгалтером.
Следующее упоминание села Каскаим можно найти в докладных записках Ключевского райкома ВКП(б), а также Ключевского райисполкома от 27 сентября 1938 года и от 13 июля 1939 года. В них при выделении из Ключевского района Михайловского района село предлагалось оставить в Ключевском районе.
В ходе Всесоюзной переписи 1939 года в селе Каскаим было учтено 234 жителя. Многим из них пришлось пройти через пламя сражений Великой Отечественной войны. По данным, приведенным в «Книге памяти Алтайского края», из Ключевского РВК на фронт призвали 9738 человек. Некоторые уроженцы села (к примеру, Гариф Ясупович Сайбаталов) призывались в армию из других регионов, в частности, из Казахстана.
Не все из них возвратились домой живыми. Из мужчин Каскаима, ушедших на войну, значатся погибшими или пропавшими без вести 38 человек. Так, с войны не вернулся капитан Абзал Харисович Лутфулин (1920–1944), призванный в Красную Армию еще в 1940 году. Он служил адъютантом 31-го гвардейского стрелкового полка 9-й гвардейской стрелковой дивизии, при жизни удостоен орденов Красной Звезды и Отечественной войны II степени, погиб в бою вблизи деревни Родивщево, в Вилейской области Белоруссии. Фото 2. Абзалу Лутфуллину не суждено было вернуться с войны.
Доблестно воевали и два брата Хузиных, уроженцев Шаранского района Башкирской АССР. Младший из них, рядовой Рамазан Хабибович, погиб в бою 26 сентября 1943 года, его похоронили в деревне Ружное Орловской области. Другой брат, Талип Хасибович, сражался в составе 930-го артиллерийского полка 371-й стрелковой дивизии, получил множество наград, в том числе орден Красной Звезды, медали «За отвагу» и «За боевые заслуги». Демобилизовавшись в июле 1946 года в звании старший лейтенант, позже работал в райисполкоме.
Согласно документам Минобороны, до сих пор погибшим числится Ибрай Мусин. В них сказано: «Убит 31.08.42 года в Воронежской области, Рамонский район, с.Подгорное. Воинское захоронение №291». Однако там он не мог быть похоронен, так как в начале 1943 года вернулся домой, а в декабре того же года жена Сайма родила ему сына Исмагила. Побыв некоторое время в Каскаиме, снова ушел на фронт, откуда возвратился уже в конце 1946 года с контузией. Умер 10 марта 1954 года.
Не менее интересен боевой путь сержанта Миргазияна Хакимовича Хакимова, ушедшего добровольцем на фронт в июне 1942 года. Боевое крещение он принял под Смоленском, где был ранен, к счастью, легко. Под Сталинградом ему довелось участвовать во взятии в плен фельдмаршала Паулюса со штабом и сопровождать его в составе группы автоматчиков до самой Москвы. Затем воевал в 86-м гвардейском минометном полку, участвовал в освобождении Брянска, Ростова-на-Дону, Харькова, Киева. В ходе Харьковской наступательной операции был контужен, но остался в строю. А вот под Киевом, выполняя задание «раздобыть языка» – получил тяжелое ранение. Дальше – полгода лечения в ереванском госпитале, по возвращении из которого еще долго не мог ходить и говорить. Награжден орденами Великой Отечественной войны I и II степени, многочисленными медалями. Ушел из жизни в 2007 году, в возрасте 95 лет.
Во время войны все хозяйственные тяготы легли на плечи женщин и подростков: они пахали, сеяли, жали хлеб, косили сено, стригли овец, чистили кошары. Все работы выполняли в основном на быках, лошадей было мало. Пшеницу сначала свозили в снопах на ток, где обмолачивали на молотилке, а затем уже сдавали в контору «Заготзерно» в селе Ключи. Мешки с зерном туда доставляли на телегах, запряженных быками. Таким же образом на станцию Кулунда, за 25 километров, подростки возили продовольствие для отправки на фронт. Частенько эту ответственную работу выполнял юноша по имени Шарип, сын одного из первопоселенцев Мухаммад-Зарифа Хайрулина. Фото 3. Семья Хайрулиных возле дома.
В местном колхозе был только один трактор, на котором пахали и днем, и ночью. В темноте дорогу приходилось освещать: впереди трактора шли с керосиновыми лампами. На нем поочередно работали Нурикамал Бикчурова, 1919 года рождения, и Банат Хайруллина, 1924 года рождения. После Победы обеих наградили медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Кстати, в документе «Сведения о составе Советов и населенных пунктов Ключевского района на 1 июня 1945 года» Каскаим показан под другим названием – поселок Кызыл-Юл (дословно: «Красный путь»), входящий в одноименный колхоз.
В послевоенное время работы в колхозе не убавилось, рабочих рук по-прежнему не хватало. Снова не только все взрослое население, но и подростки трудились на освоении непаханых степей: прицепщиками на вспашке, сеяльщиками, штурвальными во время уборки. В связи с тем, что в поселке не было электричества, 13-летнему Нуруле Акишбаеву во время уборки доверили на точильном круге вручную затачивать режущие сегменты кос на жатках комбайнов. В результате план по заготовке зерна перевыполнили, а юный труженик получил свою первую правительственную награду – медаль «За освоение целинных земель».
В 1950-х годах некоторые семьи стали возвращаться в Башкирию. Так было и в случае с Саризаном Ишаевым, который, повзрослев, уехал на Урал и, став железнодорожным рабочим, в первый же отпуск увез с собой всю семью. Через год к нему уехала и его односельчанка Ануза. Там, 15 марта 1953 года, они зарегистрировали брак. Красив седой Урал, да скучали молодые все-таки по родным местам. «Небогатое было село, а люди в нем жили очень добрые и отзывчивые. Такие, что не было для них чужой беды. Вся деревня – как одна большая семья», – вспоминали малую родину супруги Ишаевы. Вот и вернулись в 1959 году на Алтай уже с тремя детьми. Для жительства выбрали Кулунду. Саризан Галимзянович устроился на железную дорогу, где и трудился до выхода на пенсию. Ануза Яруловна работала бетонщицей на заводе железобетонных изделий, была передовиком производства. Ее более чем двадцатилетний добросовестный труд отмечен орденом Трудового Красного Знамени.
В 1971 году произвели реорганизацию колхозов в совхозы. Села Платовка и Каскаим вошли в состав совхоза «Западный», центральная усадьба которого находилась в селе Ключи. Село Каскаим стало отделением №4 совхоза. В последний раз учитывалось в переписи 1979 года: тогда в нем оставалось всего 64 жителя. Фото 3а. Жители Каскаима отмечают праздник.
Каскаим «умирал» медленно: один за другим закрылись магазин, клуб, школа. В 1984 году село покинули его последние жители – семья механизатора Низама Камалдинова, а посему в материалах следующей переписи 1989 года такого населенного пункта уже не значилось. Вместе с Каскаимом в 1980-е годы только в Ключевском районе упразднили следующие небольшие населенные пункты: Алексеевка, Безымянное, Кекино, Междукамыш, Новоголубино, Новый Восток, Писаревка, Ульяновка, Федотовка…
Сегодня уже мало что напоминает о том, что в степи некогда стояло цветущее село. На том месте – кругом одни развалины. И лишь стела, воздвигнутая в память о погибших на войне односельчанах, молчаливо возвышается над ними. Да еще ветвистые деревья-тополя, когда-то украшавшие палисадники у бревенчатых домов, теперь смотрятся непривычно для здешнего ландшафта. Фото 4. У стелы в честь павших односельчан.
Особый памятник – местное кладбище. Среди полуразрушенных надгробий, выстроенных по мусульманскому обычаю из кирпича да покосившихся оградок с поржавевшими полумесяцами, встречаются и более свежие захоронения, датированные 90-ми и даже 2000-ми годами. Старики, всю жизнь прожившие в основном в Каскаиме, завещали хоронить себя здесь. Настолько мила была людям родная земля, что некоторые специально возвращались издалека, чтобы быть погребенными на старом кладбище, ставшим для них уже родовым… Так поступила, например, упоминавшаяся ранее труженица тыла Банат Хайрулина, переехавшая на Алтай из Киргизии в 1996 году. Бывает, что и в наши дни хоронят там, если есть возможность. Правда, зимой туда не добраться, сложно это: дороги не чистят, проезда нет.
Воплощенная в металле и граните (ее отреставрировали сотрудники Ключевской СОШ №2 к 65-й годовщине Победы) стела стала тем местом, куда изредка, по праздникам, съезжаются бывшие каскаимцы. По инициативе одной из них – Раузы Колесник (Мусиной) в январе 2013 года в популярной соцсети «Одноклассники» появилась группа «Кушкаен», собравшая свыше 100 участников. В ее ленте неравнодушные люди публикуют посты с рассказами о своей малой родине, делятся воспоминаниями, выкладывают оцифрованные старые фотографии и документы. Отрадно, что все больше и больше людей хотят знать, как жили их предки, откуда они родом. С годами ко многим приходит понимание, что именно знание своих корней, уважение к прошлому делает человека патриотом своей страны.
Повод для гордости дают и некоторые уроженцы Каскаима, по сей день проявляющие себя в общественно-политической жизни Алтайского края. Здесь следует назвать имена Флюра Хакимова и Камиля Хазиахметова.
Флюр Борисович Хакимов в Михайловском районе личность легендарная. После армии работал учителем в школе в райцентре, затем – инструктором райкома партии, директором школы, секретарем парткома сельхозтехники. Окончив Горно-Алтайский институт по специальности «Историк», в 1976 году был назначен заведующим отделом пропаганды и агитации Михайловского райкома КПСС, затем его избрали секретарем парткома Михайловского завода химических реактивов. С 1989 года – секретарь Михайловского райкома партии. В начале 1990 годов принимал активное участие в возрождении партийной организации в своем районе. Вплоть до недавнего времени являлся секретарем Михайловского райкома КПРФ и руководителем фракции КПРФ в Михайловском районном совете депутатов.
Его земляк, Камиль Хайртынович Хазиахметов, дважды (в 2017 и 2022 годах) избирался депутатом Локтевского сельсовета Локтевского района, только от другой политической партии – «Единой России».
Что касается этнической принадлежности жителей села, этот вопрос весьма сложный и даже дискуссионный. В официальных документах большинство их записаны татарами. Чтобы прояснить картину, в первую очередь необходимо обратиться к истории тех деревень и сел, выходцами из которых были первые переселенцы в Кулундинскую степь. Известно, что основная их часть прибыла из Белеебеевского кантона Башкирской АССР, располагавшегося в западной части республики и состоявшего из 16 волостей (Аднагуловская, Белебеевская, Давлекановская, Чукадытамакская, Шаранская и другие). Многие были земляками или родственниками, вынужденными по сговору массово покидать обжитые места.
К примеру, Хайрулины (их в 1922 году пришли четыре брата и сестра) были родом из деревни Бятки, а семья Лутфулиных – из соседнего села Аблаево. Родовая деревня Хакимовых – Бикметово. Там же в 1917 году родилась и супруга Миргазияна Хакимова – Сабира Миннихановна. В 1954 году из Уфы к своему дяде в Кулунду приехала уроженка деревни Ермухаметово Сария Саттарова. В гостях повстречала Шарипа Хайрулина, в итоге вышла за него замуж и родила четверых детей. Иные парни и сами специально ездили за невестами в Башкирию. Так, Низам Камалдинов, будучи корнями из села Ташлы Шаранского района, привез оттуда и жену Фатыму. Из этой же деревни, пользуясь родственными связями, в 1962 году приехала семья Ризвановых. Фото 5. Корни Газзатдина Ризванова – из Шаранского района.
А теперь, опираясь на архивные данные, рассмотрим этническую историю указанных сел и деревень Башкортостана.
Деревня Бятки (башк. Бәтке) была поселением башкир-вотчинников при одноименной речке, куда на основании заключенных договоров 1752 и 1753 годов «припустили» тептярей и служилых татар. В 1920 году в деревне учтено 501 тептяр.
Село Аблаево, название которого происходит от личного имени Аблай, возникло в Киргизской волости как поселение башкир-вотчинников. В 1917 году в 90 дворах проживали 540 человек, одни башкиры.
Деревня Бикметово (Бикмәт) – поселение припущенников из башкир и тептярей. Время их заселения определено договором о припуске от 15 декабря 1760 года. По переписи 1920 года среди жителей указаны 1356 башкир.
Деревню Ермухаметово (Йәрмөхәмәт) основали башкиры деревни Касаево Еланской волости, принятые канлинцами по договору от 14 июля 1738 года. Вместе с еланцами в ее создании участвовали бывшие вотчинники Айлинской волости Троицкого уезда, составлявшие подавляющее большинство жителей. В 1920 году башкир было 1574 человек.
На территории нынешнего Шаранского района, вдоль речки Ташлинка, расположены Верхние и Нижние Ташлы. Село Нижние Ташлы (Түбәнге Ташлы) по историческим сведениям образовалось в 1762 году. Первыми жителями были тептяри из числа татар, припущенные башкирами-вотчинниками Киргизской волости. Согласно переписи 2002 года, преобладающие национальности – башкиры (63 процента) и татары (36 проц.).
Как видно, в Белебеевском уезде/кантоне подавляющее большинство башкир жили вместе с татарами и тептярами. Последние образовались в результате смешения башкир-вотчинников с припущенниками – татарами и другими народностями Поволжья. Территориальное смешение привело к сближению башкир с тюркоязычными припущенниками в сфере хозяйства и культуры. Этот регион раньше всех стал зоной земледелия, где полукочевые башкиры стали оседлыми земледельцами. Их языковое сближение способствовало постепенной языковой ассимиляции башкир татарами.
Любопытно, что родственники переселенцев на Алтай, оставшиеся в Башкирии, почти все записаны башкирами. Их же родню в Апаевке поголовно записали в татары. И даже те, кто позднее хотел изменить в документах национальность на «башкиры», получали отказ. Причина банальна: для местных полуграмотных делопроизводителей вообще все мусульмане были татарами.
Однако не все жители села знали точное место исхода своих предков. Вот семья Мусиных тоже шла из Белебея на лошадях, но по дороге случился мор, видимо, из-за холеры. Так получилось, что родители умерли, а их старшей дочери Фархиямал пришлось одной ставить на ноги своих сестренок и братишек, самому младшему из которых было всего два года. Поэтому, к сожалению, они не знают, из каких конкретно мест были их отец и мать, но уверены, что по происхождению «коренные башкиры».
Схожая история у семьи Сагатдиновых, имевшей троих детей. Их родители по пути на Алтай умерли от эпидемии тифа, после чего 18-летний Муртаза, как старший сын, предусмотрительно сжег все, что у них было, включая документы. Стариков, у кого можно было уточнить информацию, тоже не осталось. Из Башкирии также были семьи Сабитовых и Рахимовых, но выяснить, откуда точнее, так и не удалось.
В дальнейшем население Каскаима, конечно же, разбавлялось. Еще в годы войны из Кулунды пешком пришли вместе русская семья Сусловых и семья барабинских татар Хасановых, позже породнившиеся друг с другом. Одна из дочерей Ивана Суслова – Лидия вышла замуж за Агляма Хасанова. Девушку в селе нарекли именем Хадича, а когда умер ее отец, то похоронили того по мусульманским обычаям.
Хазиахметовы прибыли из Татарии, из Чистополя. В 1967 году приехала семья крещеных татар Егоровых. Их мать, Татьяна Ивановна, несмотря на русское имя, так и не осилила русский язык. В разные годы в селе проживали несколько семей казахов: Жаксыбековы, Мулдабековы, Кушенчерековы. Переселившийся из выселка Мезгиль Жумагали Кушенчереков был очень уважаемым человеком, ветераном Великой Отечественной войны, которому, по семейным преданиям, подарил мотоцикл сам маршал С.М.Буденный.
При этом все между собой общались на одном смешанном языке – и не по-башкирски, и не по-татарски. Это наречие уфимские ученые называют северо-западным диалектом башкирского языка.
Таким образом, Каскаим определенно представлял собой уникальное этнокультурное явление. Единой семьей в селе жили башкиры, татары, казахи, русские. Здесь были свои обычаи, своя особая культура, привезенная с Предуралья. Очень интересен, например, сохранявшийся у селян обычай заготовки на зиму гусиного мяса и пера «Ҡаҙ өмәһе», проводимый в форме коллективной помочи. Праздники отмечали тоже всем селом. Самым любимым из них, безусловно, был сабантуй, который проводился вплоть до середины 70-х годов прошлого века. Фото 6. Одно из главных состязаний на сабантуе – национальная борьба.
Автор выражает глубокую признательность Анисе Хайрулиной, Равилю Хакимову и Асме Аминовой за предоставленные воспоминания и документы.
В статье использованы фотографии, взятые из интернета (https://ok.ru/group/51909044666544/photos ).