В 1930 году образовался Кунашакский район, руководители которого были из Башкирии. В 1934 году данную территорию передали Челябинской области, но система образования в национальных школах оставалась под опекой республиканского руководства. Учительскими кадрами, учебниками и методическими пособиями обеспечивала также БАССР.
В 1938 году в наш район приехали супруги Ляля и Хибат Сагитовы из Учалов. Глава семьи директорствовал в Кулужбаевской школе, жена преподавала родной язык. Муж отсюда ушел на фронт и не вернулся. Выросли и ушли из жизни жена и четверо их детей. Продолжателями учительской династии стали внуки и правнуки Сагитовых, сегодня они трудятся в разных школах.
И таких людей было немало. Приезжали в основном молодые люди. Многие ушли на фронт и никто почти домой не вернулся... После окончания Великой Отечественной стали приезжать не только парни, но и девушки, окончившие педагогические училища республики. Одни, отработав обязательные несколько лет, уезжали обратно, другие, обзаведясь семьями, оседали здесь. Ф.Рахматуллин из Зианчуринского, Х.Юсупов из Архангельского, А.Фассахова и В.Сафина из Кигинского, Ф.Саламанова из Кугарчинского, М.Арслангареева из Альшеевского, Ф.Ильясова из Салаватского районов и многие другие остались верными земле, которая стала для них родной.
Жители района принимали посланцев республики радушно, всячески помогали молодым, чем могли. Они и сами были примером, образцом поведения и культуры. 1960–1980-е годы стали для учителей и учеников сложными: обучение в школах перешло на общегосударственный русский язык. Только несколько средних школ сохранили право преподавания родного в качестве самостоятельного предмета. Так выросло несколько поколений, знающих башкирский на уровне бытового общения, а их дети и вовсе начали забывать его.
В 1990-х годах началось мощное движение за возрождение национального языка и культуры. Началось обучение родному языку по трехчасовой программе во всех школах. Но преподавателей не хватало. Приглашали работать учителей начальных классов и учителей, изучавших в средних школах башкирский язык. Еще труднее было с учебниками: как, по какой методике учить учеников средних и старших классов? На счастье учителей появились учебники Х.А.Тулумбаева «Әсә теле» для русских школ. Но по ним тоже нужно было учиться работать.
Учитель в какой-то степени является актером, преподавателям родного языка в те годы пришлось порой проявлять себя людьми этой профессии, чтобы научить детей правильно произносить звуки, понимать простые слова, петь песни, проговаривать прибаутки и т.д. Уроки очень нравились ученикам, они их ждали с большим нетерпением.
Ведущими школами в этом направлении выступали Ибрагимовская (директор – заслуженный деятель культуры РБ, отличник образования РФ Д.Ш.Тагиров), Тахталымская (отличник образования РФ А.Х.Зарипов), Буринская (заслуженный учитель РФ И.Г.Зияитдинов) и многие другие. Они считались базовыми учебными заведениями в преподавании башкирского языка.
В школах появились кабинеты родного языка. При районном отделе народного образования заработало соответствующее методическое объединение. Проводились семинары, конкурсы, олимпиады, детские праздники, встречи с писателями и поэтами. Регулярно с концертами приезжали профессиональные и самодеятельные артисты из Башкирии.
В Челябинском госуниверситете заработал факультет родного языка, сыгравший огромную роль в обеспечении школ кадрами учителей и методической помощи педагогам. Наши ученики стали писать стихи на родном языке, небольшие рассказы. Литературное областное объединение имени М.Акмуллы выпустило три сборника творческих работ школьников области (руководитель – К.Д.Муртазин). Очень большую помощь школам оказали В.И.Хажин, автор учебников родного языка, и преподаватель ЧелГУ К.Д.Муртазин. Мы, учителя родного языка (без специальной подготовки), учились сами.
Прошло десять лет, многое изменилось. За эти годы наши выпускники отучились в вузах Башкортостана и ЧелГУ. Около трех десятков девчонок и ребят, окончивших Тахталымскую школу, благодаря знанию родного языка получили возможность получить высшее образование в качестве учителей родного-русского, родного-иностранного языков и т.д.
С целью повышения мастерства преподавателей стали ежегодно проводиться конкурсы «Лучший учитель родного языка», конкурсы и олимпиады учащихся, детские праздники и в конце учебного года – детские сабантуи с национальными видами спорта, блюдами, песнями, танцами.
В 1990–2005 годы произошло революционное обновление не только общества, но и школ. Наши выпускники выбирали свое место и в культуре: училища культуры Уфы, Учалов распахнули двери и для наших детей. Они возвращались домой специалистами. Мы гордимся, что двое наших земляков, Рашит Хамитов (Стерлитамакская филармония) и Сурия Гималова (Нефтекамская филармония) пополнили ряды творческой интеллигенции башкирской эстрады и удостоились звания «Заслуженный артист РБ». Многие наши выпускники стали педагогами, специалистами в других областях общества.
2023 год – Год учителя-наставника. Скромные люди, просветители, посланцы родной республики, вы совершали подвиг, став людьми, которые сеют доброе и вечное в отдаленных районах. В эти годы последним посланцем республики стала Лайсан Абдрахимова из Кармаскалинского района Башкортостана. Приехав в наш район в 1992 году, она осталась здесь навсегда. Последние 25 лет Лайсан Альбертовна проработала в Буринской средней школе. Ее ученики свободно говорят на родном языке, успешно участвуют во всех районных, областных, республиканских конкурсах и олимпиадах. В конце прошлого учебного года администрация школы, совет ветеранов тепло и сердечно поблагодарили педагога за многолетний труд во благо родной культуры.