– Азамат Закиевич, сколько лет Вы живете в Германии? И как оказались в этой стране?
– Города Галле и Уфа были с советских времен городами-побратимами, между Башкирским государственным университетом, где я учился, и университетом имени Мартина Лютера существовала тесная связь. Студенты Галльского университета приезжали набираться опыта в БашГУ, а наши студенты имели возможность посетить Галльский университет. Студент Галльского университета Ральф Штайнхаузен проучился в нашей группе один семестр. Мы за это время сдружились, а через три года, после того, как он уехал обратно в Германию, я неожиданно получил от него приглашение на участие в научном исследовании.
Это было в 1998 году, я тогда уже окончил физический факультет и учился в аспирантуре. Приняв приглашение, я вместе со своей супругой Алией уехал в Германию. Исследования эти продлились долгих десять лет. За это время я успел защитить диссертацию, Алия – получить второе высшее образование. У нас родилась дочь Клара. Когда завершились исследования в университете, я без труда нашел работу в промышленности и сейчас работаю в инновационном отделе фирмы Wenglor sensoric gmbh.
– Расскажите подробнее о теме своих исследований.
– Свою диссертацию я защитил в Галльском университетe по теме «Поведение керамики Ba (Ti, Sn) O3 с функциональным градиентом при поляризации и изгибе». В этой работе исследовалась возможность применения керамических функционально-градиентных материалов (FGM) для пьезоэлектрических актуаторов. Эти материалы представляют собой монолитную керамику с непрерывно изменяющимися свойствами по одному или нескольким направлениям ее размеров. В нашем случае мы имеем одномерный градиент диэлектрических и пьезоэлектрических свойств по толщине. В качестве модельной системы с четко определенными электромеханическими и диэлектрическими свойствами однородных компонентов был выбран Ba (Ti, Sn) O3. В области применения пьезоэлектрические функциональные градиентные материалы подходят для актуаторов благодаря уменьшенным внутренним механическим напряжениям и более низким производственным затратам.
– Вы можете сравнить российское высшее образование с европейским. Многие молодые люди из России мечтают учиться в Европе. В чем плюсы и минусы такого образования?
– Буду рассуждать на примере физфака, где я учился. На мой взгляд, большинство молодых людей, которые хотят получить физическое образование в Германии, идут учиться в университет из любви к предмету. Они любят физику ещё со школы и часто уже со студенческих лет знают, в каких областях хотели бы в дальнейшем работать. Исходя из этого, они и выбирают университет. Ведь в университетах Германии есть свои уникальные научные школы, которые, так сложилось исторически, специализируются в определенных областях физики.
Выбор научных направлений в Германии большой. Наряду с фундаментальной физикой, есть сильные школы и по прикладной и теоретической физике. Развиты и смешанные направления, например, с химией, биологией, медициной и т.д. Причем структура и специализация факультетов не статична, а часто меняется. Появляются новые или обновляются уже существующие направления, которые больше отвечают духу времени.
Также нет понятия столичных или провинциальных университетов. Из недостатков можно назвать перегруженность многих университетов и городов, в которых они расположены. Студенты часто сталкиваются с проблемой поиска жилья и её дороговизны. Да и в целом, Германия – очень дорогая страна, с высокой стоимостью жизни. Также в некоторых областях Германии учеба для иностранных студентов является платной, и суммы за обучение весьма высокие.
Есть ещё языковой аспект. В научной среде общение идет на английском, а преподавание ведется на немецком языке, и в немецкий университет можно поступить, только сдав экзамены на знание немецкого языка.
– Какие условия созданы для ученых в Германии?
– Стоить отметить достаточно высокие зарплаты ученых в Германии. Конечно, она зависит от ученой степени, позиции в университете и учебной нагрузки. Как я уже говорил, физические школы в Германии имеют многолетнюю традицию, и ученые приходят в уже хорошо оборудованные лаборатории, часто с уникальными установками, и во время своей научной деятельности получают дополнительное финансирование на приобретение нового оборудования и расходников.
Также у ученых есть возможность участвовать в работе международных конференций и семинаров и посещать различные учебные и исследовательские заведения для обмена опытом. Кроме того, чтобы продолжить свои исследования, нужно весьма активно участвовать в различных государственных программах. Важны гранты, отчеты, научные доклады. Эта обязанность может занимать внушительную часть рабочего времени. Иметь постоянную ставку в университете или в институте непросто, рабочее место ученого зависит от того, получат его исследования финансирование или нет. Поэтому многим научным сотрудникам приходится жить от проекта к проекту. Нередко после многолетних исследований они вынуждены переориентироваться и искать работу в частных фирмах или полугосударственных структурах.
– Вы довольны своей научной карьерой или хотели бы что-то изменить?
– Я очень тепло вспоминаю то время, когда работал в Галльском университете, и не хотел бы ничего менять. Было трудно, и много для меня непонятного, но сейчас, глядя с высоты прожитых лет, думаю, что все было правильно. Я получил опыт самостоятельной научной работы. Благодаря международным конференциям, семинарам и совместной работе с другими научными группами, приобрел знания в области сегнетоэлектрики, четкое представление о мире пьезоматериалов и особенностях устройств на их основе. Эти знания здорово помогли мне в дальнейшем, когда я занялся разработкой ультразвуковых датчиков для промышленных установок.
У нас был очень дружный и сплоченный коллектив из превосходных специалистов в своих областях под руководством профессора Байге.
– Много ли среди научных работников в вашей среде иностранцев?
– Иностранцев в научной среде Германии очень много. Точных данных у меня нет, но, по личному ощущению, большая часть аспирантов была не из Германии. Со многими из них я познакомился на курсах немецкого языка для аспирантов в Галльском университете. Было много студентов из бывших советских республик.
– Расскажите о своей семье. Вы живете в собственном доме или арендуете?
– Про свою жену Алию я уже упоминал. Она родилась в Ишимбае, окончила институт экономики и сервиса в Уфе. Мы поженились ещё до отъезда в Германию, в этом году отметили серебряную свадьбу. У нас двое детей: дочь Клара и сын Артур. Живем в съемной квартире в городе Фридрихсхафен, у очень красивого, но печально известного в Башкирии Боденского озера.
– Где учатся ваши дети? Знают ли они башкирский язык?
– Дети ходят в школу. Башкирский язык, к сожалению, не знают. Разве что несколько слов. Мы к ним часто, любя, обращаемся: улым и кызым. Дома общаемся на русском, но немецкий нет-нет да и проскакивает. Но нам очень важно, чтобы дети могли понимать друг друга при общении со своими бабушками, дедушками, родственниками и друзьями.
– Часто ли приезжаете на Родину?
– В Уфу стараемся приезжать если не каждый год, то раз в два года точно. Сильно скучаем по родителям, близким, друзьям и с удовольствием ездим на Родину. Мой папа Заки Хажиахметович – кандидат физико-математических наук, доцент БашГУ, мама Райса Нуритдиновна много лет проработала техническим редактором журнала «Башкортостан кызы».
Очень радует, что Уфа постоянно растет и развивается. Мы в каждый наш приезд отмечаем то новые парки, то дороги, то отреставрированные улицы. Последний раз были в Уфе летом этого года, и нам особенно понравились Арт-Квадрат и светомузыкальные фонтаны.
– Общаетесь ли вы с соотечественниками, проживающими ныне в Германии?
– У нас много знакомых и друзей, как из России, так и из бывших советских республик. Вместе отмечаем праздники, ездим друг к другу в гости, а иногда проводим вместе отпуск. С соотечественниками все-таки проще общаться. Нет языковых барьеров, и ментально мы все очень близки. Даже если мы расходимся во взглядах, расхождения эти не мировоззренческие, а частные. С местными же жителями, родившимися и всю жизнь прожившими в Германии, разница в мировоззрении может быть такой большой, что даже точек соприкосновения не найдешь. Поэтому мы вдвойне рады немцам с близкими нам взглядами и стараемся такие знакомства обязательно поддерживать. Во многом в приобретении новых друзей помогают дети. Если они понимают друг друга, то и родителям легко в общении, неважно на каком языке оно проходит.
– Спасибо, Азамат, за интересную беседу. Желаю Вам успехов в Вашей научной деятельности.
Беседовала
Эльвира ХАЛИКОВА.