Вскармливание материнским молоком является многовековой традицией, характерной для многих народов и национальностей России [1, 2, 7]. Грудное вскармливание являлось основным видом питания и залогом сохранения здоровья новорождённых и детей у башкирского народа, ведущего кочевой образ жизни в дореволюционной России.
Башкиры – коренное население Южного Урала, исповедующее Ислам и имеющее уникальные культурно-этнические традиции, обряды и быт, которые несколько отличаются от других тюркских народов. У башкир, ведущих кочевой образ жизни и занимающихся скотоводством, издавна существовала архаическая большесемейная община, c разграничением отцовской и материнской линий родства. Главой семьи считался отец, несущий ответственность за имущество, организацию хозяйственного быта, соблюдение традиционных семейных устоев. Жена главы семьи, старшая женщина, была посвящена во все семейные дела, распоряжалась женской половиной хозяйственной деятельности и пользовалась большим влиянием, почётом и уважением. С появлением невестки – килен, свекровь освобождалась от работ по хозяйству. Заботы по приготовлению пищи, уборке, уходу и дойке скота, приготовление молочных продуктов и кумыса перекладывались на молодую килен. Среди богатых башкир было распространено многожёнство. По мусульманскому обычаю мужчине можно было заключить брак и жить одновременно с 4-мя жёнами, если им будет обеспечена достойная жизнь. По материалам VII ревизии (1816 г.) выборки «9 тыс. башкирских семей многобрачие составляло 12,5%. Из них двоежёнство – 11,4%, троежёнство – 0,9%, четверожёнство – в 0,08% семей». [4]. Сохранению экономической целостности большесемейной родовой общины, гарантией социальной защищённости детей, в случае смерти одного из родителей, служили обычаи левират и сорорат. Левират предполагал женитьбу младшего на вдове умершего старшего брата или дяди, с последующей полной ответственностью за его имущество и семью. По сорорату, в случае преждевременной кончины супруги, вдовец мог взять в жены младшую сестру или племянницу умершей супруги.
В семейно-брачных отношениях было широко распространено обручение малолетних детей по согласованию родителей, ранние браки, сватовство, выплата калыма перед свадьбой [5, 6, 11]. Средний возраст девушки при вступлении в брак составлял 16–18 лет, юноши – 18–20 лет. В бедных семьях могли выдать девушку замуж и раньше, в 13–14 лет. Обязательными составляющими компонентами брачного обряда являлись выплата калыма и приданого. Отец девушки обеспечивал её приданым, которое считалось собственностью женщины. Калым представлял собой плату за девушку со стороны жениха, как определённая компенсация семье невесты за её переход в род супруга. Калым включал крупный и мелкий скот, одежду для невесты, украшения. Обязательной составляющей калыма являлась лисья шуба для матери невесты, она воспринималась как «плата за материнское молоко» [6]. Данный факт свидетельствует о признании башкирским этносом огромной заслуги матери, кормлении ребёнка грудным молоком, которое позволяло сохранить физическое и нравственное здоровье детей. Понимали, что невеста, вскормленная грудным молоком, впитала все лучшее, что было свойственно для башкирских женщин: верная жена, заботливая мать, почтительная к старшим и родне мужа, трудолюбивая хозяйка.
Молодую невесту тепло принимали в доме мужа. Когда она спускалась с подводы, под ноги ей клали подушку или коврик: «Сойди, невестушка, опираясь, пусть ноги твои будут благословенны». При входе в дом свекровь встречала её с туесками, наполненными мёдом и маслом. Сначала подавалась ложка мёда, затем ложка масла. Ритуал с подушкой означал пожелание доброго, мягкого нрава, спокойной жизни, с мёдом – сладоречивости, с маслом – мягкого обращения с окружающими. Надеялись, что она будет хорошей матерью, сможет родить и воспитать много детей, поскольку основой жизнедеятельности общества считалось здоровье и гармоничное развитие подрастающего поколения [6]. Башкирские семьи были многодетными, рожали 16–18 раз.
Одной из национальных традиций питания и воспитания детей, несущей в себе глубинные истоки сохранения здоровья и нравственности, сохранившейся до настоящего времени, является грудное вскармливание, позволившее обеспечить выживание младенцев в сложных климатических и социально-бытовых условиях проживания кочевого народа. Башкиры считали, что ребёнок вырастет крепким и здоровым в том случае, если он с первых дней жизни будет получать материнское молоко. Кормили младенца грудью сразу после рождения, сначала давали правую, затем левую грудь, подавали каждый раз, как только заплачет [5]. Многочисленные современные научные исследования подтверждают правильность народного опыта, доказывая несомненные преимущества естественного вскармливания. Сбалансированное по своему составу грудное молоко наилучшим образом покрывает потребности растущего организма в полноценных белках, полиненасыщенных жирных кислотах, легко усвояемых углеводах, витаминах и микроэлементах. Раннее начало кормления ребёнка грудью позволяет заселить желудочно-кишечный тракт «полезными» микроорганизмами, что снижает риск развития кишечных инфекций, анемии, рахита. Многочисленные иммунологические факторы защиты грудного молока являются первой «прививкой» малыша, что было чрезвычайно важным условием сохранения здоровья детей кочевых башкирских племён при отсутствии медицинской помощи. Особенности состава молока в различное время суток и периоды лактации позволяют ребёнку получить «персонифицированное» питание в полном соответствии возрастным и временным требованиям [7]. Поэтому кормление грудью у башкир было довольно продолжительным – до 2-2,5 лет, более длительное время не приветствовалось, считалось, что это может неблагоприятно отразиться на здоровье матери. Обращает на себя внимание существовавшая практика прикладывания ребёнка к груди по мере возникновения у него признаков голода и обеспечение длительности сосания до полного насыщения. Данный национальный опыт кормления младенцев, существовавший столетиями, полностью соответствует современным международным рекомендациям по питанию детей, изложенным в Совместной Декларации ВОЗ и ЮНИСЕФ «Охрана, поощрение и поддержка грудного вскармливания: особая роль родовспомогательных служб» (1989); Инночентийской Декларации по защите, пропаганде и поддержке практики грудного вскармливания (1990), «Глобальной стратегии по кормлению детей грудного и раннего детского возраста» (2002). Указанные документы призывают обеспечить раннее прикладывание к груди, исключительное грудное вскармливание до 6 месяцев, не ограничивать продолжительность и частоту кормления, приложить усилия к сохранению грудного вскармливания до 2 лет [1].
Большое внимание уделялось состоянию здоровья родильницы. После рождения последа её обмывали, переодевали в чистую одежду, давали мясной бульон, чай с молоком, корот, размятый с маслом в тёплой воде.
Использованные во время родов вещи тщательно мыли и закапывали. После этого повитуха обмывалась сама. Первые 40 дней после родов считались наиболее уязвимыми для матери и ребёнка, в течение этого периода новорождённого купали каждый день, уход за ним был особенно тщательным [5, 6, 10]. Всё это свидетельствует об эмпирических знаниях башкир о мерах защиты от послеродовых заболеваний и соответствуют современным научно обоснованным требованиям санитарно-эпидемиологического режима в акушерских стационарах, принципам профилактики гнойно-септических послеродовых заболеваний и перинатальных технологий родовспоможения.
Новорождённого укладывали в колыбель, которая изготавливалась из бересты, лыка, лубка, черёмухи, липы и др. [6, 9].
По случаю рождения ребёнка устраивали угощение и праздничное чаепитие, на которое приглашались только женщины [5, 9, 10].
Соблюдение традиций грудного вскармливания, бережное их хранение в поколениях позволяло укрепить физическое здоровье детей. Показатели младенческой смертности в России XIX века были значительно ниже у башкир и татар, в отличие от православных крестьянских семей, в которых уже с 1-2-х месяцев вводился прикорм молоком, хлебом, искусственное вскармливание через соску или рожок.
Кочевой образ жизни башкир, скотоводство как основной вид деятельности, позволял башкирской женщине больше времени проводить в кругу семьи и, соответственно, больше внимания уделять кормлению, взаимному общению и воспитанию ребёнка в возрасте до 3-4-х лет. В последующем дети приобщались к домашнему труду. Девочки оставались с матерью и осваивали навыки ведения домашнего хозяйства, а мальчики являлись помощниками отца, овладевали техникой верховой езды, охоты, выполняли хозяйственные работы в семье [9, 10]. Научные работы современных авторов убедительно доказали, что совместное пребывание матери и ребёнка, грудное вскармливание благотворно влияют на интеллектуальное развитие детей, даже в случаях их рождения недоношенными. Причём, чем больше материнского молока получает младенец, тем лучше показатели развития, зафиксированные тестами [7].
Формирование положительного опыта грудного вскармливания у башкир происходило на основании религиозных установок вскармливания и воспитания детей. Мусульманское государство на протяжении всей истории своего существования уделяло этому вопросу большое внимание, обеспечивая соответствующие социальные гарантии. Наши праведные предшественники старались поощрять женщин кормить своих детей грудью, так как знали о важности этого для ребёнка и для семьи в целом [3]. Современная медицинская наука подтверждает необходимость и важность кормления грудью и предостерегает об опасности пренебрежения этим, что же касается Ислама, то он побуждал мусульман к этому изначально. Грудное вскармливание, согласно канонам Ислама, обладает множеством достоинств, его осуществление в семье чётко регламентируется. «Матери кормят своих детей два полных года. А на том, у кого родился ребёнок, – обязанность кормить и одевать мать и ребёнка благопристойным образом в соответствии с его доходом. И не подвергайте мать огорчению за её ребёнка, давая на расходы меньше, чем полагается, и не лишайте её права держать ребёнка при себе. И не подвергайте огорчению отца, требуя на его ребёнка расходов, превышающих его возможности. Не надо, чтобы ребёнок был причиной огорчения отца или матери. В случае смерти отца или его нетрудоспособности на наследнике ребёнка лежат такие же обязанности. Если оба (отец и мать) пожелают прекратить кормление ребёнка до завершения двух лет, имея в виду пользу для ребёнка, то нет греха на них. Если отец ребёнка захочет поручить ребёнка кормилице, не будет греха на нём при условии, что он будет честно давать кормилице то, что положено согласно обычаю» [3]. Ислам защищает права кормящей матери и неоднократно подчёркивает вознаграждения, предписанные женщине за огромный труд вынашивания, рождения и кормления ребёнка. «Когда она рожает, ни один человек ни на земле, ни на небесах не знает, какие утешительные [наслаждения] скрыты для неё. А после родов ни один глоток [молока], изливающийся из неё, и ни одно сосательное движение [ребёнка] не остаются без вознаграждения» [3]. Глубокая приверженность религиозным основам Ислама позволила башкирскому народу сформировать рациональные традиции вскармливания младенцев, сохранить их в последующих поколениях.
В настоящее время Республика Башкортостан является одним из регионов Российской Федерации с наиболее высокими показателями естественного вскармливания. Реализуя современные рекомендации по питанию детей, мы должны в первую очередь активно возрождать национальные традиции грудного вскармливания, в которых заключена великая мудрость народа по воспитанию здорового, активного поколения с высоким интеллектуальным потенциалом.
Фотографии из архивов Национальной библиотеки им.Ахмет-Заки Валиди Республики Башкортостан.
1. Абольян Л.В. Роль сектора здравоохранения в охране и поддержке грудного вскармливания. / Абольян Л.В., Полесский В.А. // «Грудное вскармливание в современном мире». // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М., 2014.
2. Абольян Л.В. Национальные традиции чеченских и ингушских семей в охране здоровья матери и ребёнка. / Абольян Л.В., Евлоева Ф.М. // Вопросы современной педиатрии. 2010. – №5 (3). – С.139–141.
3. Аль-Газали Абу Хамид. Начало праведного пути (перевод с арабского Р.Л.Саяхов) – Уфа., 2006. – 96 с.
4. Асфандияров А.З. Башкирская семья в прошлом. – Уфа, 1997.
5. Бикбулатов Н.В. Семейный быт башкир XIX–XX вв. / Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. // – Москва, «Наука», 1991. – 189 с.
6. Бикбулатов Н.В., Юсупов Р.М,
Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры: Этническая история и традиционная культура. – Уфа, «Башкирская энциклопедия», 2002. – 248 с.
7. Даутова Л.А., Шафикова Ф.М., Шевченко Я.Р., Идрисова Д.М. Национальные традиции грудного вскармливания у башкир. // Якутский медицинский журнал. – №3 (51), 2015. – С.21–23.
8. Мукарамов Ш. Введение в Ислам (перевод с турецкого) / Мукарамов Ш., Мухтасар-Ильми-Халь. // – М., ООО «Издательская группа «САД», 2009. – 168 с.
9. Никольский Д.П. Башкиры: Этнографическое и санитарно-антропологическое исследование. – СПб., 1899.
10. Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. – Москва, 1955.