Псевдонародные и антинародные опусы некоторых современных авторов негативно влияют на национальную культуру. Начиная с литературоведческих работ В.Г.Белинского до современности, народность литературы являлась важнейшим критерием в оценке творчества автора. И в ХХI веке она остается одним из доминантных ориентиров в творческих поисках писателей. О национальном своеобразии башкирской литературы писали А.Н.Киреев, А.И.Харисов, Г.С.Кунафин, З.А.Нургалин, Т.А.Кильмухаметов, Р.Н.Баимов. Однако сегодня есть острая необходимость в разработке четких критериев этого определения. Автором предлагается к рассмотрению более детальные ориентиры, такие как масштабность, положительный герой, конфликт, национальный колорит, имидж народа, национальные интересы и дееспособность народа.
Разумеется, народность – это неотъемлемая черта такой развитой личности, каким является писатель, чьи произведения «пришлись по душе» читателям. Однако у каждого писателя есть свои индивидуальные особенности в понимании этого термина, свои представления о народе и художественные способы выражения данной категории. Не всегда народность и популярность совпадают. Кто-то из писателей более успешен и значим при жизни, его произведения становятся популярными сразу, для понимания ценности произведений иных авторов необходимо время. И не всегда популярность и большие тиражи отражают подлинную народность автора.
Теоретической базой исследования стали работы В.Г.Белинского и других авторов. Как известно, философы В.Ф.Одоевский [8, с.339] и Г.В.Плеханов [9, с.539] высоко оценивали философский аспект литературоведческих работ Виссариона Григорьевича, который считал, что литература должна быть выражением внутренней жизни народа. Но само бытие народа «есть не что иное, как дыхание единой, вечной идеи (мысли единого, вечного бога), проявляющейся в бесчисленных формах, как великое зрелище абсолютного единства в бесконечном разнообразии…» [5, с.30].
Исследователь Л.Н.Житкова также считает важным разделять понятия народность и псевдонародность. «Проблема народности в художественной литературе – одна из актуальнейших в современном литературоведении. Одним из первых к обсуждаемому вопросу в 30-х гг. XIХ века подошел В.Г.Белинский. В статье рассматриваются его взгляды на народность, преемственные связи с мнениями на народность А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя, связывавших этот термин с национальным своеобразием. Выработав свои оценочные критерии, В.Г.Белинский выдвигает в истории русской литературы такие понятия, как народность, псевдонародность, простонародность. Следуя обоснованным принципам, не без полемических высказываний, критик к числу народных относит творчество И.А.Крылова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя. Высокую оценку народные писатели получили не только за художественное мастерство, но и за выражение в своих произведениях русского народного самосознания» [7, с.45–51].
Филолог Г.Е.Горланов акцентирует внимание на критериях народности, которые со временем претерпевают изменения. «Качество национального закрепляется за гениями – по градации литературных дарований, по Белинскому. В последней статье «Взгляд на русскую литературу 1847 г.» в новой литературной и общественной ситуации актуализируется и дифференцируется категория народности и определяются ее критерии: обращение к народной жизни как таковой; авторская пронародная позиция; доступность произведения народному восприятию. Это было защитой литературы «натуральной школы» и одновременно попыткой направить писательское внимание в сторону вопроса, который волновал в ту пору европейское общество, – вопроса о защите интересов низших слоев» [6, с.154–161].
Содержание исследования заключается в выработке новых критериев народности литературы, необходимых для полноценного анализа творчества писателей и поэтов. Конкретным объектом исследования, таким образом, становится современная башкирская литература и процессы ее развития. Разумеется, в национальной, в том числе и в башкирской литературе, принцип народности также был и остается определяющим. Продолжая мысли Пушкина и Гоголя о народности литературы, Мустай Карим пишет: «Основой национальной поэзии должна оставаться жизнь народа, сам народ, с присущим только ему образом мышления и чувствования».
Действительно, в идеальном народном произведении должно описываться поистине важное в жизни народа событие или явление, в нем должны быть описаны его представители, причем всех его слоев, и рабочие, и крестьяне, и интеллигенция. Народный писатель должен иметь такую эрудицию и знания по описываемому периоду, чтобы дать точную оценку положению народа, его перспектив. Герой народного произведения должен идти через препятствия и конфликты эпохи и своим примером указывать на правильный путь развития нации. «Для создания образа положительного героя, – писал М.Карим, – особенно человека другой национальности, нужно знать историю и традиции этого народа, постичь его духовный мир». Безусловно, произведение должно получить популярность и признание широких масс читателей, а автором должно быть выражено общее мнение, которое является мудростью аксакала-философа.
Доктор философских наук З.Я.Рахматуллина в монографии «Башкирская традиция» указывает: «Башкирское народное творчество (эпические произведения, предания и легенды, кубаиры и т.д.) – это антология ответов народного духа на кардинальные мировоззренческие вопросы бытия. В поэзии народных философов-сэсэнов, литературном творчестве башкирских просветителей М.Акмуллы и М.Уметбаева, произведениях М.Карима и др., представляющих собой философско-художественную форму постижения жизни, нашли непосредственное воплощение основы национально-самобытного башкирского мировоззрения» [10, с.137–138]. Базисными паттернами духа башкирского народа, таким образом, являются «Коллективизм, Социальная Справедливость, Патриотизм, Гражданственность, Свободолюбие, Веротерпимость, Духовность» [10, с.157].
С учетом вышеизложенного мнения литературоведов, нами предлагаются к рассмотрению следующие критерии народности в башкирской литературе.
1. Масштабность. Отражено ли масштабное народное событие в жизни народа и его значение для современности?
2. Положительный герой. Есть ли положительный герой, который показывает правильный путь обществу?
3. Конфликт. Происходит ли борьба, столкновение мнений в произведении?
4. Национальный колорит. Актуально ли произведение для национального самоопределения и жизни нации?
5. Имидж народа. Какой облик башкир формирует произведение у россиян и мировой общественности?
6. Национальные интересы. Отстаивает ли свободу и независимость Башкортостана автор?
7. Дееспособность народа. Изобразил ли писатель свой народ в числе конкурентоспособных наций мира как участника событий мирового масштаба?
Далеко не каждый талантливый автор поднимается в своем развитии на уровень народного писателя, народного поэта. Критерии народности в литературе могут меняться в зависимости от эпохи, от менталитета народа, но они, безусловно, необходимы как инструмент, с помощью которого литературоведы и критики должны подходить к анализу и оценке творчества современников.
Известный роман Яныбая Хамматова «Северные амуры» (1983 г.) был хорошо принят читательской аудиторией, например, композитор Загир Исмагилов дал книге самую высокую оценку. Однако роман хоть и становился объектом исследования башкирских литературоведов и языковедов, к сожалению, по разным причинам не получил еще должной высокой оценки в литературоведении [1, с.111–115].
В современной башкирской литературе и искусстве традиционно много внимания уделено вопросам морали, поискам добра и отрицанию зла. В ряду писателей, обративших внимание на духовно-нравственное состояние современников в переломный этап развития общества, стал видный прозаик Динис Буляков. Его философский роман «Жизнь дается однажды» (1994 г.) дал панораму общественной жизни Башкортостана в постперестроечный период, когда республику сотрясали волнения, вызванные экологическими катастрофами и политическими выборами. Находясь в гуще этих событий, автор сумел вскрыть причины духовного кризиса современников и указать верный путь для молодого поколения. Д.Булякова, как общественного деятеля, особенно сильно волновало злоупотребление отдельными журналистами свободой слова для достижения политических целей на выборах, «черный пиар» и «война компроматов» [2, с.62–65].
В ХХI веке в творчестве башкирского писателя Галима Хисамова мы наблюдаем зарождение новой формы литературного жанра. Это политический роман «Президент Рахимов» (2020 г.), причем этот жанр появился не на пустом месте, а вырос из исторического, историко-социального, историко-биографического романов [3, с.59–62].
Творчество башкирского прозаика Флюра Галимова представляет собой значительный интерес, как основателя нового в истории башкирской литературы жанра «бизнес-романа», например, роман «Новый башкир» (2008 г.). С этим утверждением трудно не согласиться, поскольку автор на собственном многолетнем примере и жизненном опыте в качестве предпринимателя прекрасно разбирается во всех тонкостях ведения бизнеса в России. Поэтому и герои его произведений – это башкиры из числа предпринимателей, в которых автор вложил свои наблюдения о новых социально-экономических и культурно-духовных преобразованиях в нашем обществе с 90-х годов ХХ века [4, с.95–97].
Таким образом, нами выработаны семь новых критериев народности в литературе, которые необходимы в качестве инструмента анализа литературного произведения. Тема исследования имеет перспективу для дальнейшего изучения как отдельных произведений, так и анализа всего творческого многообразия башкирской литературы.
1. Ахмадиев Ф. Этнографический роман Яныбая Хамматова // Ватандаш. – 2022. – №5 (308). – С.111–115.
2. Ахмадиев Ф.В. Духовная личность в философском романе Д.Булякова «Жизнь дается однажды» // Проблемы
национальной словесности и журналистики в поликультурном пространстве: история, современное состояние и перспективы (к 90-летию со дня рождения народного поэта Башкортостана Рами Гарипова). Сборник материалов международной научно-практической конференции. – Уфа, 2022. – С.62–65.
3. Ахмадиев Ф. Зарождение политического романа в башкирской прозе ХХI века // Проблемы национальной словесности и журналистики в поликультурном пространстве: история, современное состояние и перспективы (к 90-летию со дня рождения народного поэта Башкортостана Рами Гарипова). Сборник материалов международной научно-практической конференции. – Уфа, 2022. – С.59–62.
4. Ахмадиев Ф. Флюр Галимов как новатор жанра башкирского «бизнес-романа» // Духовная культура тюркских народов: прошлое и настоящее. Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. – Уфа, 2022. – С.95–97.
5. Белинский В. Полное собрание сочинений Т.1. – М., 1953. – С.30.
6. Горланов Г. Принцип народности в художественной эстетике В.Г.Белинского // Российский гуманитарный журнал. – 2018. Т.7. – №2. – С.154–161.
7. Житкова Л. Народность как эстетическая категория в русской литературной критике XIX в. // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2. Гуманитарные науки. – 2014. – №2 (127). – С.45–51.
8. Из бумаг князя В.Ф.Одоевского // Русский архив. – 1874. – №2. – С.339.
9. Плеханов Г. Избранные философские произведения. – М., 1958. Т.4. – 899 c.
10. Рахматуллина З. Башкирская традиция: (Социально-философский анализ). – Уфа, 2000. – 304 с.; ISBN 5-7477-0471-0.