Все новости

ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НУРИАГЗАМА ТАГИРОВА

На челябинской земле выросла целая плеяда известных писателей, поэтов и ученых, которые своим творчеством и научным трудом прославили республику. Кадир Даян, Салям Галимов, Хай Мухамедьяров, Катиба Киньябулатова – поэты, творчество которых составляет золотой фонд башкирской литературы. Неизгладимый след оставил в журналистике Гали Зулькарнаев, который в 1946–48 годах возглавлял литературный журнал «Агидель» («Октябрь»). Отсюда родом ученые Абдулкадир Инан, Дамир Валеев и Нуриагзам Тагиров. В начале года Дом дружбы народов Республики Башкорт­остан в формате онлайн провел первую научно-практическую конференцию, посвященную общественно-политической и научной деятельности Нуриагзама Тагирова.

ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НУРИАГЗАМА ТАГИРОВА
ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НУРИАГЗАМА ТАГИРОВА

Нуриагзам Тагиров – ученый-языковед и основоположник башкирской филологии. В 1924 году он подготовил «Башкирскую азбуку» и составил «Словарь башкирского языка» («Башҡорт лөғәте», 1926). Был соавтором первой грамматики башкирского языка. Занимался литературным творчеством. Его стихи и статьи печатались в газетах «Тормош» (Уфа) и «Вакыт» (Оренбург). Писал стихи, создал драму «Хромой ишан» и подготовил книгу «Батрак». В настоящее время рукописи стихов хранятся в архиве УФИЦ РАН.
Тагиров Нуриагзам Тагирович родился 9 января 1888 года в деревне Левашево (Ҡужа) ныне Аргаяшского района Челябинской области. Начальное образование получил в русско-башкирской приходской школе села Метелево. Обучался в Мавлютовской школе, в знаменитом медресе «Расулия» в Троицке. В 1908–1911 годах учился в медресе «Галия» в Уфе. 1912–14 гг. работал учителем в Челябинском уезде. В 1914 году, опасаясь ареста, Нуриагзаму пришлось бежать в Сибирь. В 1917 г. он – делегат Всебашкирского съезда, член Башкирского революционного Совета. В марте 1920 года избран председателем кантревкома. С 1921 года член коллегии Башнаркомпроса, с 1922 года возглавил Общество по изучению Башкортостана. В 1929–1938 годах находился в сталинских лагерях. После освобождения уехал в Среднюю Азию, дальнейшая его судьба неизвестна (7, 56–58).
Общественная и политическая деятельность, вопросы литературного наследия Нуриагзама Тагирова рассматривались в источниках – в книге воспоминаний «Суровая проза жизни» Туйгуна Тагирова – младшего сына ученого, в книгах очерков «Уҙамандарҙы эҙләйем» («Ищу людей») Рауфа Насирова, «Ижадсылар» («Творцы») Берьяна Баимова, в книге Азата Ярмуллина «У истоков Башкирской Республики. Биографии деятелей Башкирского национального движения (1917–1920 гг.)». А также в ранее опубликованных статьях и рецензиях ученых-филологов Вали Псянчина, Рашита Шакура, Миннегали Надергулова и других.
Тяжелые времена рождают сильных людей, гласит одно из народных изречений. Это можно отнести и к личности известного государственного и общественного деятеля Нуриагзама Тагирова, на долю которого наряду с творческой интеллигенцией начала советской эпохи: Афзала Тагирова, Даута Юлтыя, Мухаметши Бурангулова, Габдуллы Амантая, Булата Ишемгулова выпало сложное испытание. «Милләтемдең киләсәге тип һуҡмаҡ һалып, юл ярған, яуҙарҙан яуға барған... яугир һәм ғалим Нуриағзам Таһиров – ученый и борец за светлое будущее нации…» (2, 39) – так характеризовал его заслуги в истории башкирского народа в своей книге Берьян Баимов.
«С первых дней работы при Наркомпросе Нуриагзам полностью отдается творческой деятельности, к которой приобщался уже давно, – пишет в своих воспоминаниях Туйгун Тагиров. – Еще в декабре 1917 года он вместе с Ш.Бабичем, Х.Габитовым, Ф.Ахмедуллиным и другими сотрудничает в исполкоме ими же созданного литературного общества «Тулкын», в последующие годы с Х.Габитовым – в «Ҡыҙыл ҡәләм», а в 1924–1929 годах – в журнале «Башҡорт аймағы» (1, 21).
В сложных условиях идеологической борьбы за автономию Башкорт­остана Нуриагзам Тагиров печтался в газетах под псевдонимом «НУТА». В 1929 году в своих показаниях писал, что он «ранее принимал горячее участие в местной прессе» (3, 47). В целом, его творческая деятельность, как журналиста и писателя, литературоведческому анализу не подвергалась.
Миннегали Надергулов, работая над рукописями Шайхзады Бабича, обнаружил прикрепленную тетрадь с 14-ю стихами Нуриагзама Тагирова. 7 из них были опубликованы в газете «Йэшлек». Сам исследователь предполагает, что в годы учебы в медресе «Галия» он познакомился и сотрудничал с будущим великим поэтом, возможно, тогда он и подарил свои рукописи, которые оказались среди архивных материалов Шайхзады Бабича.
В приложении книги «Суровая проза жизни» Туйгун Тагиров приводит полный перечень научных трудов и литературных произведений, составленный самим автором, и дополняет комментариями. Вот фрагмент из того списка, где указаны литературные произведения:
«7. «Книга «Батрак», 1926 год;
8. Драма «Аҡһаҡ ишан» («Хромой ишан») в 5 действиях о Г.Курбангалиеве – до ареста Н.Тагиров передал ее В.Г.Иманскому-Муртазину для сценической поправки. Этой пьесой предполагалось открыть театральный сезон 1929–1930 годов. Вполне вероятно, что пьеса утеряна» (1, 32–33).
В 2007 году в газете «Йэшлек» были опубликованы стихи Нурагзама Тагирова. В них прослеживаются вспоминания о далеком детстве, глубокие размышления о реальной жизни и судьбе народа. Лирический герой в раздумьях иногда переходит к назиданиям, что придает его стихам философско-дидактический характер и, конечно же, гражданский пафос. «Халыҡтың ауыр хәле, илдәге бәхетһеҙлектәр иң элек наҙанлыҡтан, һөнәрһеҙлектән, – ти, ул. Тяжелое положение, несчастная жизнь в стране все от необразованности и необученности», – говорит автор в стихотворении «Шәкерттәр ауыҙынса» («Из уст шакирдов»):

Уйлап баҡһаң, артта ҡалған милләтебеҙ,
Ана шуға килә беҙҙең асыуыбыҙ,
Шул милләтте аҙыраҡ алға атлатыуҙыр,
Был уҡыуҙан иң беренсе маҡсатыбыҙ... (4, 5)

«В небольшом поэтическом наследии – в ритмике и рифмах, видно, что автор хорошо владел техникой стихосложения. В основном его стихи построены в традициях восточной литературы, он использовал такие поэтические формы, как рубаи, газель, парса. Это и подтверждает стихотворение «Бер муллаға» («Одному мулле»), написанное методом назиры (творческое списание), как подражание поэме «Кисса-и-Юсуф» Кул Гали. Тем не менее, его стихи по своему интересны, они представляют собой новые страницы литературы начала XX века и, намного расширили горизонты взлядов своих современников», – так отозвался о его творчестве известный литературовед Миннегали Надергулов (4, 5).
Одним важным критерием в оценке творческой личности является его отношение к истории и духовной культуре своего народа. «Воспоминания об отце не будут полными, если не сказать о том, что он был большим любителем башкирского народного творчества, музыки, напевов, – пишет его сын в своих воспоминаниях. – Сам прекрасно играл на скрипке, мандолине и пианино, умело, со всей широтой души исполнял башкирские протяжные песни. Без его пения почти никогда не обходились народные гуляния в селениях Аргаяша и Дёмской долины, на которых он присутствовал. Услышав о его появлении на торжествах, сельчане всегда просили его спеть. По рассказу моей тетушки Фархиямал әбей, на одном из таких гуляний, отозвавшись на просьбу жаждущих его услышать, отец спел:

Башҡортҡайымдың ҡоралы
Мөгөҙ һапты уҡ икән.
Империяны үтә әйләндем –
Башҡортомдай батыр юҡ икән» (1, 42) –

таким запомнил отца Туйгун Тагиров. Возможно, такое глубокое понимание и искреннее отношение к народной культуре залог формирования духовно-нравственного начала его творческой личности.
Биография и стихи Нуриагзама Тагирова включены в краеведческие издания на башкирском языке – «Духовный мир аргаяшских башкир» (5, 21–24), «Литературная антология челябинских башкир» (6, 55–58). В настоящее время нами подготовлена книга на русском языке «Духовный мир челябинских башкир», где представлена более достоверная информация. К сожалению, биографическая справка о нем отсутствует в справочнике «Писатели земли башкирской», изданном в 2015 году.
Учитывая значимость и роль в истории народа яркого представителя начала XX столетия, участники конференции решили рекомендовать АН РБ, ИИЯЛ УФИЦ РАН, Союзу писателей Республики Башкортостан издать научные труды и литературные произведения Нуриагзама Тагирова.


Литература

1. Тагиров Т. Суровая проза жизни. – Уфа: Китап, 2004. – 160 с.
2. Насиров Р. Уҙамандарҙы эҙләйем. – Өфө: Китап, 1997. – 336 бит.
3. Баимов Б. Творцы. – Уфа: Китап, 2008. – 232 с.
4. Нәҙерғолов М. Милләтебеҙ алға китер, уҡыһа // Йәшлек, № 76, 3 июль 2007 йыл.
5. Арғаяш башҡорттарының рухи донъяһы. Төҙ.: Мортазин Ҡ.Д., Мөхәмәтйәнов Р.Й. – Силәбе, 2010. – 82 бит.
6. Силәбе башҡорттарының әҙәбиәт антологияһы. Төҙөүсеһе һәм баш һүҙ авторы; Мортазин Ҡ.Д. – Өфө: Китап, 2011. – 168 бит.
7. Ярмуллин А. У истоков Башкирской Республики. Биографии деятелей Башкирского национального движения (1917–1920 гг.). – Уфа: Китап, 2017. – 232 с.

Н.Тагиров – шакирд медресе  «Расулия». 1906 г.
Комиссар Башкавдивизии Н.Тагиров (справа)  и комиссар отдела снабжения дивизии  Ахмадулла Агишев
Н.Тагиров – шакирд медресе «Расулия». 1906 г.
Автор:Камса МУРТАЗИН, руководитель Челябинского областного литературного объединения имени М.Акмуллы, кандидат филологических наук
Читайте нас: