Все новости
Литературное наследие
14 Февраля 2017, 14:05

Далекое эхо «Манаса»

Кыргызо-башкирские исторические и современные связи

Тюркский мир в евразийском этнопространстве занимает важнейшие роль и место. По мнению историков, современные тюркские народы Евразии и сопредельных территорий формировались из близкородственных племен и объединились во II веке нашей эры под этим названием. Этническая общность тюркских народов отразилась на их языке, традициях, культуре и в истории она нередко выступала фактором сближения и взаимопомощи.
Большинство тюркоязычных народов в составе СССР в начале XX века имело свою государственность или автономность в пределах союза или федерации, что положительно сказалось на дальнейшем развитии их языка и культуры. Появившийся интерес к истории своего этноса в последние годы заставляет многих представителей тюркских народов четче осознавать ответственность за сохранение родственных связей с себе подобными. Близкие родственные связи имели башкиры и кыргызы, несмотря на достаточную территориальную отдаленность друг от друга.
Как известно, кыргызы и башкиры являются одними из древнейших народов тюркского мира, живущими на территории Евразии. Упоминание о гордых и воинственных кыргызах встречаются в китайских сочинениях III века до нашей эры. Первое древнекыргызское государство — кыргызский каганат — просуществовал с VI по XII века и в период «кыргызского великодержавия» (IХ—Х вв.) занимало территорию от Сибири до Великой китайской стены.
Этнокультурным центром современных кыргызов является суверенная Кыргызская Республика. Также кыргызы проживают в Узбекистане, Казахстане, Таджикистане, Китае, Афганистане, Пакистане, Турции, России, в том числе в Башкортостане.
По историческим данным, кыргызы на территории современного Башкортостана оказались еще в древних временах. Историки усматривают непосредственную связь средневековых енисейских кыргызов с кыргызами, вошедшими в состав башкурдов. По мнению известного башкирского этнографа Р.Г. Кузеева, кыргызы пришли в Башкортостан в составе кыпчакской волны в XIII—XIV веках, и эти башкирские кыргызы являются потомками древних (енисейских) кыргызов. Орхоно-енисейские руны, которые были обнаружены и на территории современного Башкортостана, свидетельствуют об енисейском следе на Урале, т.е. о миграционных движениях тюркских племен средневековья.


Далекое эхо «Манаса»


Кузеев Р.Г. считает, что кыргызские племена первоначально переселились на Сырдарью, где в VIII—X веках проживали в огузской этносреде, затем в составе кыпчакских объединений проникли в район западной Волги, а в золотоордынскую эпоху — на Бугульминскую возвышенность и на Южный Урал.
Древнее башкирское генеалогическое предание гласит, что родоначальника башкирского племени кыргыз, жившего на территории Башкирии в деревне Ташлы Александровской волости Бугульминского уезда, звали Куркут-ата, и жил он «на Бухарской дороге у моря Сыр».
Таким образом, по утверждению Кузеева Р.Г., потомки древних енисейских кыргызов, которые в ХIII веке оказались на Бугульминской возвышенности, влились в состав башкирского народа как отдельное племя под названием «кыргыз». Это подтверждается тем, что родовое подразделение «кыргыз» встречается во многих башкирских племенах (тамъян, айле, кудей, табын). Топоним «Кыргыз-Мияки» и некоторые другие также свидетельствуют о кыргызском следе.
В свою очередь, слово Иштяк (по-кыргызски — Эштек), которое является вероятным антропонимом или древним названием башкир, происходит от имени родоначальника кыргызского племени солто, в состав которого входят роды ай-туу и сарт (ай и сарт у башкир). Все это показывает на общность далеких предков-родоправителей отдельных групп кыргызов, башкир, казахов, каракалпаков, узбеков и других тюркских народов.
Что касается современных связей кыргызов и башкир, то следует отметить, что немалое количество башкир в годы репрессий и раскулачивания оказалось в Средней Азии, в том числе и в Киргизии. Большой поток башкир в Киргизскую ССР наблюдался также и после Второй мировой войны. Часть башкир вернулась после распада СССР в Башкортостан, часть продолжают жить в Кыргызской Республике. Такой же миграционный процесс наблюдается теперь со стороны кыргызов. Немало кыргызстанцев пополняет число трудовых мигрантов в Башкортостане. Этнические кыргызы-башкортостанцы, постоянно проживающие в республике со времен Советского Союза, составляют более трехсот человек.
Известно, что в последние годы Башкортостан превратился в важный центр тюркской культуры. Различные фестивали («Туғанлыҡ») и конкурсы («Урал моңо») способствуют сближению родственных народов и тем самым единению тюркского мира.



Литература:
1. Асфандияров А. Есть история у дедов. — Уфа, 1996. 224с.
2. Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. — С.Петербург: СПбГУ, 2005. 346с.
3. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. — М., 1974.
4. Мокрынин В., Плоских В. История Кыргызстана. Учебник для средних школ. — Бишкек, 1995. 304с.

Читайте нас: