Все новости
Литературная критика
13 Августа 2018, 16:54

Когнитивная модель «женщина-мать» в творчестве Айгиза Баймухаметова

Алия БИЯЗДЫКОВА,

доцент Казахской национальной академии искусств имени Т.Жургенова,

доктор филологии

Молодой башкирский писатель Айгиз Баймухаметов получил широкую известность по книге «Не оставляй, мама!». Это произведение было пере­ведено на многие языки. На казахский язык произведение перевел поэт, лауреат молодежной премии «Серпер» Казахстана, главный редактор журнала «Мөлдір бұлақ» Саят Камшыгер. Книга очень популярна в Ка­захстане, стала современным бестселлером. С успехом прошли встречи казахских читателей с автором. Большое внимание общественности к данному произведению не случаен, ведь писатель поднимает животрепе­щущую тему. Роль матери огромен для людей всех народов. В этой статье хотелось бы заострить внимание именно на этот вопрос.

Одна из главных и актуальных проблем, исследуемых в общественных науках, особенно в литературоведении — это женская тема, способству­ющая поиску и раскрытию женских образов в художественных произ­ведениях. Изучая историю и культуру, мы убеждаемся, что в истории человечества было немало славных женщин, своим упорным трудом, мудростью и терпеливостью сумевших сохранить национальную само­бытность, прививая своим детям любовь к родному языку и уважение к традициям, сумевших воспитать в них национальный дух. В нынешнее время, да и во все века, особое внимание занимает место и роль матери в судьбе родного языка. Очень важно определить природу женщины, ее общественную, семейную, социальную значимость в соответствии с нацио­нальным бытием, духовно-культурны­ми ценностями посредством языковой концепции «женщина» в национальном познавательном фонде.

Концепт «женщина» является общим концептом для всех народностей, однако для менталитета, мировоззрения каждого из них определяются ее концептосферы. В казахском языке существует много пословиц и поговорок на женскую тему. Характеризуя женский об­раз, особое внимание уделяется ее возрасту, социальному, семей­ному положению, родственным связям. И посредством этого они обозначаются различными лек­семами. Например, если в рамки родственных отношений кон­цепта «женщина» входят такие лексемы, как дочка, невестка, мать, сноха, золовка, теща, то в общественно-социальной сфере используются такие лексемы, как неве ст а, жена, байбише (старшая жена), токал (младшая жена), вдова. По возрастным категориям мы делим на такие понятия, как девочка, девушка, женщина, бабушка. Женский образ характеризуется, прежде всего, такими качествами, как доброта, любовь, сердобольность, заботливо сть, душевно сть. В рамки когнитивной модели «женщина-мать» входят такие народные пословицы, как «Рай в ногах у матери», «Родных много, а мать роднее всего», «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Без матери и отца изба не красна», «Мать кормит детей, как земля людей», «Родную мать никем не заменишь», «Сердце матери лучше солнца греет», «Ребенок без матери — что стол без скатерти», «Материнская ласка конца не знает», «Мать — всякому делу голова», «Для матери ребенок — до ста лет детенок», «У матери дети, что на руке пальцы: за который ни укуси, все больно», «Материнский гнев, что весенний снег; и много выпадет, да скоро растает», «Даже неся на своем горбу мать в Мекку, ты не искупишь перед ней вины» и т.п.


Для казахского народа понятие «мать» имеет настолько глубокое значение, что оно употребляется в таких понятиях, как Мать-Умай, Мать-Земля. «Мать» — это святое слово.

Основная задача нашего исследования — в рамках когнитивной мо­дели «женщина-мать» раскрыть образ матери в творчестве башкирского писателя Айгиза Баймухаметова, получившего широкую известность по книге «Не оставляй, мама!». На казахский язык произведение перевел поэт, лауреат молодежной премии «Серпер» Казахстана, главный редактор журнала «Мөлдір бұлақ» Саят Камшыгер. Книга стала очень популярной в Казахстане, с успехом прошли встречи казахских читателей с автором.

Большое внимание общественности к данному произведению не случаен, ведь писатель поднимает животрепещущую тему.

Когнитивные модели концепта «мать» в этом произведении можно распределить по следующим типам:

Когнитивная модель «мать — верная супруга — любовь». Гиззат, отец семерых детей, потерял любимую супругу. Автор так трогательно передает безграничную любовь детей к матери, нежные чувства и верность главы семейства к своей возлюбленной, его печаль и тоску: «Мамы не стало четыре года назад. У папы на руках осталось семеро детей...» «После смерти мамы не спал ночами. Неподвижно стоял у окна, словно ждал кого-то. Как-то ночью я проснулся от духоты и увидел, что отец сидит с маминой фотографией в руках. О чем он думал — тогда мне было невдомек...» [1: 9] «Стоял погожий весенний день. Снег давно стаял. Зацвели первые цветы на лужайках. Так хорошо на улице! Только папа не может выйти из дома, он целый день в постели.

— Сынок, подойди ко мне, — позвал он меня.

— Да, папа…

— Вот лежу, вспоминаю прошлое. Почему-то все чаще стал в мыслях возвращаться в дни молодости. Я встретил вашу маму в такой же пре­красный день. Сколько же с той поры воды утекло, а помню эти минуты как сегодня. Тогда я подарил своей Гульнур первые подснежники» [1; 9-10].

Когнитивная модель «мать — самый сокровенный человек». «Если бы ты знала, как страдали наши маленькие сердца в ту ночь! Алия с тревогой прошептала: «Кажется, мама умирает». И мы разом залились безутешными слезами. Ты когда-то говорила, что мужчины не плачут. Поэтому я старался сдержать рыдания. В какой-то момент оторвал пуговицу от рубашки и, чтобы не закричать, сжал ее между зубами с такой силой, что даже треснули передние зубы. Девочки плакали не переставая, и, сколько бы ни крепился, не смог сдержать слезы и я.

Папа позвал нас в твою комнату, мы встали вокруг кровати. Отец с покрасневшими глазами немного помолчал, а затем произнес: «Детки, приласкайте маму, как она вас всегда ласкала». И первым сам поцеловал тебя в лоб. Мы тоже целовали тебя, а из твоих глаз текли слезы. Как будто даже хотела что-то сказать, но не хватило сил. Это был наш последний поцелуй» [1; 52].

Продолжение материала читайте в №7 журнала "Ватандаш"

Читайте нас: