Все новости

ПОЧЕМУ ВАЖНО ЧИТАТЬ КНИГИ?

Ответ на вопрос «Почему важно читать книги?», казалось бы, очевиден и не требует особо сложных размышлений. По этой теме давным-давно написаны и прочно заняли места на полках библиотек фолианты научных исследований, рассыпались по журналам и разбежались по интернету бесчисленные художественные эссе и публицистические статьи разной степени осмысления. И каждый более-менее известный автор оставил остроумные цитаты-изречения, касающиеся чтения книг, так что из них теперь складываются толстенные тома афоризмов.

ПОЧЕМУ ВАЖНО ЧИТАТЬ КНИГИ?
ПОЧЕМУ ВАЖНО ЧИТАТЬ КНИГИ?

Когда все есть в интернете

Следует признать, что все мы, особо не задумываясь, можем выдать списком с десяток причин, побуждающих к чтению, например: развитие интеллекта, творческого (художественного) воображения; образование и расширение кругозора; эмоциональное и нравственное воспитание, умение сопереживать; видеть прекрасное, развитие эстетического вкуса и повышение уровня читательской культуры; тренировка памяти и внимания и, наконец, обычное развлечение.
«Что нового могу добавить я?» – спрашиваю себя, прекрасно понимая, насколько трудно избежать избитых фраз и пошло-расхожих мыслей. И прихожу к очевидному для меня выводу: видимо, в самой современной эпохе следует искать причину того, почему вечный вопрос вновь становится для нас актуальным. Что не так с нашим временем и что отличает его от других исторических периодов человеческого развития? И еще я вдруг понимаю, что, по сути, никто не сомневается: читать – это важно и необходимо. На самом деле нас волнуют несколько иные формулировки. Но сначала все же о том, чем знаменательно новое время.
По сравнению с моей юностью, когда чуть ли не каждый из нас, читателей, испытывал книжный голод, сейчас художественные книги, да и любая незасекреченная информация, легкодоступны. С одной стороны, это радует, с другой – мы видим, что материальная ценность обычных бумажных изданий в наших глазах упала настолько, что многие не считают нужным иметь домашние библиотеки. Зачем, если все есть в интернете?
Широкий поток информации привел к тому, что в нем трудно сориентироваться. Из массы предлагаемых читателю изданий непросто выбрать действительно нужное. Предложения настолько превышают спрос, что приводят к растерянности и недоумению. Неспециалисту легко запутаться даже в простой теме, поскольку информационные потоки ежедневно загрязняются недостоверными сведениями. Вот пример, который во время известных событий в соседней стране счел нужным переслать мне в ватсапе мой дорогой товарищ, доктор наук и профессор: «В Турции к спасателям, разгребающим завалы, подошла женщина и попросила остановить экскаватор, сказала, что они не там копают. Она показала, где надо искать ее детей, и попросила спасти их. Детей спасли и хотели отдать их матери, но ее нигде не было. Спасенный тринадцатилетний мальчик сказал, что мама умерла четыре года назад».
Мне было неловко получить такое послание и даже досадно, ведь подобные рассказы не просто впечатляют, а побуждают в малообразованных людях веру в сверхъестественное, от чего у них ум заходит за разум и они уже не в состоянии отличить истинное от ложного. Специалисты по информационным технологиям давно озаботились этой проблемой и разрабатывают особые фильтры, позволяющие очищать информацию от загрязнения бесчисленными фейками. Однако успехи экологического просвещения в духовной сфере еще настолько скромны, что могут привести к скептицизму в отношении интеллектуальных способностей человека. Увы, вместе с доступностью книг в обществе странным образом возникло недоверие к экспертным знаниям, о чем с горечью пишет ученый и публицист Том Николс. Любопытных отсылаю к его безумно интересной книге «Смерть экспертизы. Как интернет убивает научные знания».


Почувствовать вкус чтения

В художественной области произошло так, что не только книги стали доступны, но и сами современные писатели. В интернете довольно просто не только найти авторский текст, но и познакомиться с самим автором, социальные сети предлагают разные возможности общения – и текстовые, и аудиовизуальные. Писателю можно задавать вопросы, спорить с ним. Можно пересылать критические замечания и даже троллить его – для развлечения себя и знакомых. В результате писатели из небожителей, которым раньше безусловно доверяли, как привыкли доверять любому печатному слову (ведь в «Правде» не может быть неправды), вдруг опустились до уровня обычных обывателей, пусть и со своим мнением. К тому же все вокруг сделались писателями, поскольку публиковаться стало легко и просто. Замечу, что в этом плане примечательна стратегия Виктора Пелевина, который избегает публичности, чем разжигает любопытство к собственным творениям.
Следующий момент, который стал общим местом в рассуждениях на заданную тему, – так называемая клиповость мышления, характеризующаяся быстрой сменой образов, рассеянностью внимания и непереносимостью больших художественных форм. Создается впечатление, что время ускорилось и не бессмысленно ли тратить его на чтение художественной литературы?
Если чтение художественных текстов воспринимать как нечто лишнее, что мешает работе, как дополнительную нагрузку, то это занятие, конечно, бессмысленное. Нельзя наказывать себя чтением – нужно получать от него удовольствие! Заметьте, в школе обычно та же проблема: не будет никакого толку, если учебный труд не приносит радости.
Увы, основное противоречие нашей эпохи в том, что мы зачастую всю нашу деятельность подчиняем зарабатыванию денег, ведь надо выживать, обеспечивать семью, думать о будущем детей и т.п. И даже некогда задуматься: а живешь ли ты, если только и делаешь, что зарабатываешь на жизнь? А человек ли ты или уже давно биоробот, ничем не примечательный винтик общественной системы?
Мы отчаянно стремимся стать успешными, да и собственным детям объясняем, что в школе нужно хорошо учиться для того, чтобы поступить в вуз, получить престижную профессию и …хорошо зарабатывать. А есть ли разница между тем, кем стремится стать человек, и тем, для чего он создан? «Сколько, брат, в России людей, которые существуют неизвестно для чего!» – восклицает Лопахин в чеховской пьесе и, чтобы облегчить свои мысли, работает подолгу, без устали. Чем не положительный герой-предприниматель?
Беда в том, что у него, как и у многих современных людей, нет досуга. А досуг, хотите – соглашайтесь, хотите – нет, – это основа нашей культуры. Не безделье, не бессмысленное лежанье на пляжах, не лень, а именно досуг. И тут надо понимать, что воскресный отдых как восстановление сил для новой рабочей недели не может считаться досугом, а без досуга нет человека. И тут мне вспоминается загадочная фраза из «Вишневого сада» – «Человека забыли». Удивительно: все помнят и знают эту цитату, но в самой пьесе ее нет. Не верите? Попробуйте найти. Это так называемый «эффект Манделы». Я и сам искал недавно...
«Человека забыли» – возможно, основная проблема современной цивилизации. Ведь чем человеческая жизнь отличается от жизни животного? Прежде всего, тем, что мы обладаем высокой культурой, основанной на понимании мира, а не на инстинктах. А что наполняет нашу жизнь смыслом? Разве погоня за деньгами? Остап Бендер видел смысл в обладании богатством и был весьма разочарован неожиданным результатом. Я тоже хочу несколько разочаровать вас: если вы надеетесь заработать уйму денег для того, чтобы в будущем обрести досуг, то вы крадете у себя самое дорогое – время: будущее никогда не наступит, если не жить здесь и сейчас. В конце концов горьковский Челкаш вызывает уважение у читателя только тем, что он хозяин собственной жизни.
Да, нужно наполнять жизнь смыслами, но при этом важно еще и позволить смыслу жизни овладеть тобой. Чувствуете разницу? То же относится и к области знаний, к науке. Нужно не только добывать знания тяжелым трудом, но и позволять знаниям овладевать вами. А это невозможно без досуга. Вспомните, как самозабвенно и гармонично постигает устройство мира главный герой романа Брэдбери «Вино из одуванчиков», он по-настоящему живет, получая радость и счастье в повседневных заботах. У него есть досуг сейчас и будет в будущем, поскольку он умеет хранить лето. Мелкие радости куда важнее крупных, считает его дед, следует находить в них вкус и знать им цену. Вот и нам нужно уметь находить вкус в чтении и помнить, в чем цена книги. Да, да, именно в этом – в настоящем досуге.


У каждой книги свой запах

Художественный текст желательно понять и прочувствовать. Иначе, какая же это читка? А задумывались ли вы над тем, что значит «понять» и что значит «прочувствовать»? Обычно мы соотносим эти глаголы с разными сторонами деятельности мозга – с разумной и чувственной, то есть с абстрактным осмыслением и конкретными образами. Слово «понять» имеет древний корень ня- с разветвленной цепочкой исторических чередований: я- (взять), им- (иметь), йм- (поймать), ым- (подымать), ним- (понимать), ем- (приемлемый), ем- (прием). Нетрудно догадаться об эволюции значения корня: прежде чем узнать что-либо о предмете, сначала необходимо приблизиться к нему, взять его в руки и рассмотреть.
Эта семантика, основанная на конкретных чувственных образах, распространилась и на мыслительную деятельность. Теперь любое слово со значением «брать, иметь» может быть связано с пониманием. Сравните: схватывать на лету, уловить смысл высказывания, поймать мысль и т.п. Интересно, что сходные процессы наблюдаются в самых разных языках, отличающихся как по происхождению, так и по устройству.
Вот как мы говорим о приближении к смыслу в литературном языке: приблизиться к разгадке (к пониманию, к истине), дойти до понимания, а вот как в жаргоне: дотягивать, допереть, догонять и т.п. И мало не только приблизиться к тексту, в него надо еще вникнуть (проникнуть), воткнуться, врубиться, въехать.
Парадоксально, но прежде чем «допереть» и «воткнуться», текст нужно прочувствовать. Явных чувств у нас ровно пять – зрение, слух, обоняние, осязание и вкус (всю остальную чувственную сторону нашей жизни отнесем к области интуиции). Рассмотрим, как они способствуют восприятию литературного текста, справедливо предположив, что текст надо видеть, слышать, обонять, осязать и вкушать.
Видеть – означает, что в голове у читателя возникают зрительные образы, поскольку писатель, в отличие от журналиста, не столько рассказывает историю, сколько показывает ее. Читательское воображение выступает в роли проектора – и герои книги оживают. Ясно или смутно вы представляете, как они выглядят, как и где действуют. Чем больше читаете, тем больше развиваете воображение, а следовательно, больше видите.
Слышать. Абсолютный слух читателю так же необходим, как и музыканту. Исполнитель-музыкант читает ноты и слышит музыку. Читатель – тот же исполнитель, только слышит слово. Понятно, что восприятие музыки и слова зависит от виртуозности исполнения. Вот почему важно учиться искусству чтения.
Обонять. У каждой книги свой запах. У каждого журнала и каждой газеты тоже. В детстве я это особенно чувствовал, когда брал почту из почтового ящика, когда мама покупала мне новую книжку. На восприятие это здорово влияет. Не только запах бумаги и типографской краски, конечно, но и обонятельные образы, которые возникают при чтении, поскольку искусный автор стремится передать всю возможную полноту ощущений. Когда в следующий раз будете читать книгу, обязательно обратите на это внимание и «не теряйте нюх».
Осязать. Не знаю, как вы, а я, видимо, кинестетик, поэтому люблю читать бумажные издания. Для меня важно держать книгу в руке: приятно провести ладонью по переплету книги, почувствовать ее, а потом перелистывать страницу за страницей. Бывает, и сплю с недочитанной книгой под подушкой. Почему? Не хочется с ней расставаться. Художественный текст непременно связывается с книгой, которая есть в моей библиотеке, он «опредмечен и присвоен». Присвоить и усвоить – по значению это совсем близко.
Вкушать. Художественным текстом, как и книгой, конечно же, наслаждаешься. Слово доставляет удовольствие, сравнимое со сладостью. Впрочем, горечи бывает тоже достаточно. Говорят, надо иметь вкус к литературе. Правильно говорят. Не торопитесь прочитывать текст, почувствуйте его вкус и особенно – послевкусие.


Позволяя оставаться человеком

Да, несомненно, чтение художественной литературы – это искусство, развивающее наши чувственные таланты и обогащающее нашу эмоциональную сферу. Таким образом, на первое место я поставил чувственное восприятие, предшествующее и сопутствующее пониманию текста. Но вот что еще важнее и что приближает нас к ответу на вопрос «Почему важно читать именно художественные книги?»: чувства и эмоции стимулируют наши мысли. И здесь надо заметить, что культура чтения исключает торопливое «проглатывание» сюжета и предполагает, что читательский процесс представляет собой активное созидательное мышление. Обращаю особое внимание на эти два определения – «активное» и «созидательное». О них можно будет поговорить отдельно, а пока предлагаю следующую формулу: книги важно читать, потому что без них невозможно быть человеком.
В самом деле, еще раз зададимся вопросом: чем отличается человек от животного? Тем, что обладает письменной речью и осознанным творческим мышлением. Вот что важно! Деятельность читателя не только в том, чтобы «расшифровывать» авторские тексты, а в том, чтобы созидать их смыслы вместе с автором. Мы часто слышим глупые школьные вопросы: «Что хотел сказать автор?» А как мы можем догадаться, что он хотел сказать в произведении, если сам никаких свидетельств об этом не оставил? А если бы оставил? Да мало ли что он хотел сказать, читатель на практике сталкивается с тем, что в действительности получилось.
Авторский замысел, намерение не всегда совпадают с результатом, который может как разочаровать читателя, так и восхитить его. Порой писатель и не осознает, какое чудо он совершил, а иногда не замечает элементарных погрешностей. На практике чаще всего перед нами есть только текст, который требует интерпретации. Интерпретация же в большой степени зависит от нашего житейского и читательского опыта и даже от собственной интонации (кстати, вот почему бумажные книги предпочтительнее аудиокниг – в них не чужая, а именно ваша индивидуальная интонация, которая вызывает несколько иные образы и смыслы.)
«Но если чтение – это активное творческое мышление и наполнение текста смыслами, то где гарантия, что мы не подменим авторский замысел собственными представлениями о тексте?» – спросите вы. Я вам отвечу – никакой. Мы тоже имеем право на ошибку. Но в конечном итоге все зависит от культуры чтения, поскольку мы должны ясно осознавать допустимые границы осмысления, после которых художественная правда превращается в свою противоположность. И это тоже специальный узкий вопрос, требующий отдельного рассмотрения, а на сегодня резюмируем: художественная литература развивает чувственное восприятие и творческое мышление, способствует активному созерцанию и осмыслению действительности, предлагает созидательный досуг и, в конечном итоге, позволяет человеку быть человеком. Полагаю, сказанного вполне достаточно, чтобы понять, почему важно читать книги.
Такие дела. Желаю всем доброго чтения!

 

Автор:Салават ВАХИТОВ, писатель
Читайте нас: