Все новости
Литература
6 Августа 2021, 23:53

БАШКИРЫ ШУРАНСКОЙ ВОЛОСТИ

В одном из сказов Петра Бажова «Золотой волос» при описании густых лесов упомянуты такие гидронимы как «Ураим», «Нязя». Это притоки реки Уфа в ее верхнем течении, местность находится на землях башкир Шуранской волости. Не потомки ли главного героя этого сказа – башкирского батыра, охотника Айлыпа и его невесты Алтынсэс расплодились в этих сказочно красивых местах и дали начало шуранскому роду?

БАШКИРЫ ШУРАНСКОЙ  ВОЛОСТИ
БАШКИРЫ ШУРАНСКОЙ ВОЛОСТИ

Рафиль АСЫЛГУЖИН,
кандидат философских наук

 

Шуранская волость в архивных документах Даже сейчас деревни этого рода Аптряково и Юсупово, расположенные в местности, где берут начало сразу несколько рек – Суроям, Ураим, Бадажи, Егуста, Тахата, представляют собой весьма труднодоступный горно-лесной край Южного Зауралья. А как изумительно их описал уроженец Урала П.Бажов в указанном сказе: «Теперь лес – в небо дыра, а в ту пору и вовсе не пройти-не проехать. В лес только те и ходили, кто зверя промышлял».

Основная или коренная территория Шуранской волости граничила: на западе – с землями башкир Катайского рода; на северо-западе – с землями башкир рода Упей (дд.Шакур, Арслан); на северо-востоке – с обширной совместной (смежной) вотчиной родов Сынгрян, Терсяк, Сальзигут; на востоке – с землями бекатинских башкир и на юге – с айлинскими родами. Возможно, небольшая Шуранская волость является территориальным подразделением одного из вышеназванных родов. 16 декабря 1751 г. была составлена «Купчая башкир Сибирской дороги Шуранской вол. сотника Иркебака Булатова с товарищами владельцам Назе-Петровского завода Масаловым на продажу им вотчинной земли с угодьями и рудными местами по реке Уфалее», по которой видны межи земель Шуранской волости, и из которой становится понятно, на землях какого башкирского рода основан город Нязепетровск. На их же землях были построены Верхне-Уфалейский и Нижне-Уфалейский заводы, позже ставшие небольшими городами. На небольшой речке Тимряс или Томряс (правый приток реки Караболка) расположилась деревня улу-катайских башкир – Кулужбай (Итыждаева). К основанию этой деревни вполне могли иметь отношение сотник Кулужбай Кутлугильдин и десятник Яшилбай Кулыбжаев, участвовавшие в продаже земель Катайской волости Сибирской дороги владельцам Назе-Петровского завода Масаловым от 16 декабря 1751 г. Кроме того, в тот же день Кулужбай Кутлугильдин «будучи в Оренбурге у крепостных дел, по поверенному присланному в Оренбургскую губернскую канцелярию тех же ведомства и дороги, Шуранской волости башкирцов сотника Иркебека Булатова, рядовых Маметкула Кужебакова, Яныша Тукунбетова» продали («дали купчую») владельцам Назе-Петровского завода Масаловым на продажу им вотчинной земли с угодьями и рудными местами по р.Уфалее. Шуранская волость и имена башкир этой волости упоминаются в целом ряде других архивных материалов. Так, от 18 августа 1735 г. датируется документ «Доношение выборных старост Сибирской дороги В.Н.Татищеву о неучастии в восстании», согласно которому, среди тех, кто «собиралися мы, башкирцы всей Сибирской дороги, для совету…» был и Шуранской волости батыр Полат Тайлаков, который оказался в числе выбранных от Сибирской дороги старост для подписания клятвы верности: «прислали к Вашему превосходительству нас, и приказали объявить, что Сибирской дороги все башкирцы благополучно пребывают и обещаемся Ея ИВ служить в верности, и что по указам Ея ИВ повелено нам будет чинить – исполнять будем. А бунта и смятения с российскими людьми никакого чинить не хотим и впредь не будем… И просим Вашего превосходительства, чтоб Вы соизволили приказать русским людям, которые живут близ наших жилищ, чтоб они обид нам никаких не чинили. А мы, которые к нам русские люди ездят, обид также чинить не будем. Также, ежели у нас явятся конокрады и другие какие воры, просим Вашего превосходительства, чтоб повелели оных привозить в Екатеринск, понеже нам в Уфу возить далеко. Буде же нам не соизволите поверить, то прикажите послать с нами доброго человека и о том подлинно увериться. И для верности у всей Сибирской дороги у всех батырей и мирских людей сказки за подписками их взять…»

Отметим еще один документ – «Сказка присланных вотчинников Сибирской и Осинской дорог в Канцелярии Главного Правления заводов о принесении присяги на верность престолу. Подписка вотчинников Сибирской и Осинской дорог о неучастии в восстании» от 30 августа 1735 г. В нем упомянуты имена: «Мякотинской волости вотчинник Янгильда Самангулов сын Бигишев, Катайской волости Кармышак Карабашев, Шуранской волости Рахмангул Кутанов, Сальяуцкой волости Ишмет Бугушов».

Указанные документы описывают события и составлены на период подавления одного из кровопролитнейших башкирских восстаний XVIII в.

В верховьях речки Суроям – левого притока реки Уфа находятся коренные деревни шуранских башкир Аптряк и Юсуп. Деревню Аптряк (Аптрякова) зафиксировала еще VI ревизия населения (1811 г.). Поскольку тогда учитывалось только мужское население, у нас есть сведения только по мужчинам – 64 башкира Шуранской волости. Среди его жителей – 79-летний Аптрак Мустафин, с ним же (в его дворе) числились его сыновья – Халит, 49 лет (его сыновья Ишбирды, 22 года, Янаберды, 17 лет и Янбак, 2 года), Таймас, 32 года (его сын Бурыбай, 5 лет), Нух, 25 лет и Бай [нукан] [4]. Ревизия населения 1834 г. (VIII ревизская сказка) учла Аптряково 23-хдворным поселением, где взято на учет 115 башкир Шуран[1]ской волости, при этом на 54 души мужского пола приходилась 61 душа женского пола. Дадим све[1]дения, характеризующие семейно-брачные отношения того периода. Свидетельством того, что башкиры старались пораньше выдать замуж своих дочерей, был зафиксированный этой ревизией у 27-летнего внука основателя деревни – Бурыбая 15-летней жены. Полигамные браки были у Кидраса Мирасова, 49 лет (его жены: Физиля, 28 лет, и Хубада, 18 лет), Яхьи [Ильх]анова, 35 лет (жены: Гульфириза, 42 года, и Х[иф]иза, 17 лет), 24-летнего Рамахана Калмурзина (жены: [Ш] арбиза, 20 лет, и Курмашь, 35 лет) [5]. Деревня Аптряк и соседняя Юсуп относились в тот период к 7-ой юрте V Башкирского кантона. По указанной VIII ревизии в деревне Юсупова проживало всего 64 башкира Шуранской волости. Как видно из материалов ревизской сказки 1834 г., значительная часть домохозяйств (осталось 8 из 25 дворов) жителей д.Юсуп в течение 1826–1828 гг. переселилась в шуранские деревни Екатеринбургского уезда. Приведем имена выехавших из Юсупова глав семейств. В д.Суртанышскую переехал Сулейман, сын Юсупа Султанова, Апсалим Салиев, Рамазан Балсарин, Мухтаров пасынок Юнус Калимбетов, Мурсалим Ракаев, Нигаметулла Салиев; в д.Карагайгуль – Нигаметулла Дербишалин, Такай Смагилин, Нормухаметь Рамазанов, Якшигул Дербишалин, Тляп Касилев. Деревня названа по имени одного из его основателей, указанная ревизия зафиксировала здесь отставного юртового старшину Юсупа Султанова (1757 г.р.). Среди оставшихся 8 дворов в деревне полигамной традиции башкир по этой ревизии в д.Юсуп придерживались один из сыновей основателя деревни – Абдулзелиль Юсупов, 39 лет (жены: Салиха, 57, и Васифа, 35 лет), а также Хасан Кузяшев, 47 лет (Кулеша, 60 лет, и Кулийша, 25 лет).

Учет 1904 г. зафиксировал в составе Белянковской волости Красноуфимского уезда Ново-Юлдашевского общества 33-хдворную д.Аптяркову (Шуранка) с 146 жителями (76 душ мужского пола и 70 душ женского пола) и 21-дворную д.Юсупова с 89 жителями (52 души мужского пола и 37 душ женского пола). Этнический (национальный) состав обеих деревень указан как башкиры-вотчинники [6].

Обе указанные деревни ныне находятся в составе Нязепетровского района Челябинской области. В отличие от большинства других башкирских поселенией Южного Зауралья, они не входили в 1920–1930-е годы в состав Аргаяшского кантона Башкирской республики.

Карагайкуль и Суртаныш Особенность расселения баш[1]кирских родов в Зауралье – дисперсность, смешанность их проживания также имела место в отношении башкир Шуранской волости. На территории нынешней Челябинской области, в окружении сальзигутовских и катайских башкир, расположились еще две деревни Шуранской волости – Карагайкуль и Суртаныш (Шуртаныш). Административно они относились к другому уезду Пермского края – Екатеринбургскому.

Деревня Карагайкуль находится на западном берегу одноименного озера. По материалам VIII ревизии (1834 г.) здесь проживало 212 жителей. Ревизия населения 1859 г. учла 21-дворную Карагайкуль в составе 2-й юрты XI Башкирского кантона. Здесь проживало 256 жителей, при этом на 145 душ мужского пола приходилось 111 душ женского пола. Как видно из материалов указанной ревизии, должность указного муллы исполнял 70-тилетний Нигаметулла Яркинов, двоеженец (жены: Райхана, 44 года, и Хамида, 48 лет).

Полигамный брак зафиксирован также у его 40-летнего брата – Бикбулата Яркинова (жены: Кулейша, 31 год, и Хамида, 36 лет), 50-летнего Абдулхасяна Абдряшева (жены: Ханывапь, 49 лет, и Хамида, 44 года), 39-летнего Абдулвашара Сагитова (жены: Биксань, 38 лет, и Ульмасбика, 35 лет), 30-летнего Гизетьуллы Габбясова (жены: Кумышдина, 26 лет, и Фатима, 20 лет),

42-летнего Юлдаша Якшыгулова (жены: Латифа, 42 года, и Душан[1]бика, 22 года). Дядя последнего – отставной урядник 65-летний Нигаметулла Дар[мишам]ин был троеженцем (жены: Жиянбика, 64 года, Бикай, 60 лет, и Мальдика, 28 лет) [7]. Первая советская перепись 1920 г. учла д.Карагай-Куль в составе Кунашакской волости Аргаяшского кантона Башреспублики, она состояла из 68 дворов, где проживало 342 жителя [8].

Чуть южнее Карагайкуль, на берегах озера Суртаныш (или Шуртаныш), расположено еще одно поселение этой волости Суртаныш (второе ее название – Шуран). Обе деревни расположены в пределах (окружении) вотчинных земель Бала-Катайской волости. За все время своего существования она была относительно небольшим поселением. Последняя X ревизская сказка (1859 г.) учла в Суртанышевой 94 жителя, при этом на 54 души мужского пола приходилось 40 душ женского пола [9]. Сведения 1869 г. зафиксировали в д.Суртаныш при «оз.Суртанишъ» Екатеринбургского уезда 94 жителя-башкира при 18 дворах [10].

Учет 1904 г. показал деревни Карагайкуль и Суртаныш в составе Ка[1]рагайкульского общества (также к ней относились дд.Сарикульмякова, Ибрагимова, Каинкуль, Апакова, Кармскаль) Саринской волости Екатеринбургского уезда. В первой проживало 282 жителя при 53-х дворах, во второй – 79 жителей при 14 дворах. Жители обеих деревень  учтены как башкиры-припущенники [11].

Первая советская перепись населения, прошедшая в 1920 г., учла в Суртаныше 20 дворов и 94 жителя (41 мужчина и 53 женщины) [12]. Сокращение численности жителей деревни было связано с предшествовавшей этой переписи Гражданской войной.

На «Плане Балакатайской воло[1]сти 1793 г.» деревня обозначена как Султанова, а на противоположном берегу озера Суртаныш была деревня Ибрагимова, которая на «Карте Стрельбицкого 1919–1921 гг. Восток» видна под названием Большой Суртаныш или Сунабаева.

Башкирский род Шуран, несмотря на свою малочисленность, представлял собой сабой самостоятельное и довольно древнее образование. Племя Шуран (ناروش (упоминается в сочинении «Маджму’ ат-таварих», принадлежащем перу персоязычного автора XVI в. Муллы Сайф-адДина бен Дамуллы Шах-Аббаса
Ахсикенти [13]. Оно упомянуто в числе 92 «узбекских» племен, т.е. родов (аймаков) Золотой Орды XIII–XV вв. Отдельно приводится название племени Ширин (ش يري ن ,( что отметает попытки сопоставления между собой этнонимов «Ширин» и «Шуран», которые предпринимались некоторыми авторами. Таким образом, шуранцы некогда были частью Улуса Джучи, что объясняет их одновременное нахождение в составе башкир и кочевых узбеков [14].


Литература и источники

1. Материалы по истории БАССР. Т.IV. – М., 1956.– С.55–56. 2. Государственный архив Свердловской области (далее ГАСО). Ф.24. Оп.1. Д.579«а». Л.121–122. Подлин[1]ник. (Здесь и далее материалы из ГАСО взяты из: «Горная власть и башкиры в XVIII веке». Сборник документов / Составитель Н.С.Корепанов. – Уфа: Гилем, 2005. 3. ГАСО. Ф.24. Оп.1. Д.579«а». Л.148–149. Подлинник. 4. Национальный архив Республики Башкортостан (далее НА РБ). Ф.И.-138. Оп.2. Д.129. Л.198. 5. НА РБ. Ф.И-138. Оп.2. Д.505. Л.10–18. 6. Список населенных мест Пермской губернии. Издание Пермского Губернского Земства 1904 года. – Пермь: Типография Губернской земской управы, 1905. (далее Учет 1904 года) – С.79. 7. НА РБ. Ф.И.-138. Оп.2. Д.777. Л.67–80. 8. Населенные пункты Башкортостана. Ч.III. Башреспублика, 1926. – Уфа: Китап, 2002.– С.16. 9. НА РБ. Ф.И.-138. Оп.2. Д.777. Л.104–109. 10. Список населенных мест. Ч.II. Оренбургская губерния, 1866. – Уфа: Китап, 2006. – С.99. 11. Учет 1904 года. – Пермь: Типография Губернской земской управы, 1905. – С.33. 12. Населенные пункты Башкортостана. Ч.III. Башреспублика, 1926. – Уфа: Китап, 2002. – С.17. 13. Султанов Т. И. Кочевые племена Приаралья в XV–XVII вв. (Во[1]просы этнической и социальной истории). – М.: Наука, 1982. – С.33. 14. История башкирских родов. Салъют, Терсяк, Сынрян, Бикатин, Сырзы, Шуран. Том 19 / С.И.Хамидуллин, Б.А.Азнабаев, И.З.Султанмуратов, И.Р.Саитбатталов, Р.Р.Шайхеев, Р.Р.Асылгужин, А.М.Зайнуллин, В.Г.Волков, А.А.Каримов. – Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН; Китап, 2016. – С.26

Рафиль АСЫЛГУЖИН,
кандидат философских наук

Автор:Мәликә Әхтәмова
Читайте нас: