Все новости
Культура
3 Мая 2024, 10:30

Национальный музей РБ: начало большого пути

В апреле Национальный музей Республики Башкортостан – крупнейший в республике и один из самых старинных в России – отмечает 160-летие со дня основания. Учреждение по праву считается гордостью столицы, признано центром притяжения культуры и духовности. О том, как создавалось хранилище, чьи имена и фамилии вписаны в его историческую летопись, как развивается и адаптируется музей под современные реалии – в нашем материале.

Национальный музей РБ: начало большого пути
Национальный музей РБ: начало большого пути

«Музей наш будет стоять в ряду самых интересных в России»

Россия после победы в Отечественной войне 1812 года переживала небывалый подъем национального самосознания, расцвет культуры. Принципиально новым явлением для этого времени стало обращение к собственной истории и культуре, стремление отдельных представителей общественности собрать коллекции древности, произведения народного искусства, сделать их доступными для публики с помощью музейных экспозиций.
Однако настоящий «музейный бум» произошел в России в 50–60-х годах XIX века. В 1860-е годы вся передовая интеллигенция России задумалась о создании музеев для просвещения и воспитания народа. Патриотический порыв бурно развивающегося общества, широко шагнувшего в европейскую культуру, захватывал в свой поток духовного обогащения все новых и новых сторонников. По всей России открывались публичные образовательные учреждения, которые вовлекали народ в мир просвещения и культуры, давали пищу для ума, заставляли людей задумываться над историей, удивляли образцами новых материалов, машин и механизмов, выставленных в экспозиционных залах.
Не осталась в стороне от этого процесса и Уфа. Превращение ее в губернский центр, увеличение населения, рост промышленности и торговли, потребность в кадрах вызвали появление первых учебных заведений, библиотек, типографий. В 1834 году в составе губернской канцелярии на общественных началах был создан Статистический комитет для сбора и анализа данных экономического, социального положения местного края. В него приглашались все активные и грамотные граждане Оренбургской губернии и города Уфы. Уже тогда членами комитета высказывалась мысль о необходимости создания губернского музея, но реализоваться она смогла только в 1864 году и не без деятельного участия Григория Аксакова, сына знаменитого писателя Сергея Тимофеевича Аксакова.
Григорий Сергеевич Аксаков с февраля 1861 года по 1865 год был гражданским губернатором Оренбургской губернии с резиденцией в г.Уфе. В 1865 году, после образования Уфимской губернии, Григорий Сергеевич становится ее губернатором. Возглавляет он и Статкомитет. По его распоряжению для работы в комитете была собрана вся активная часть просвещенной интеллигенции Уфы и Оренбургской губернии. Такие органы в 60-х годах XIX века получили самостоятельный, более высокий статус, чем комитеты при губернских канцеляриях, они занимались сбором и анализом статистических данных губернии по различным вопросам жизни и деятельности в крае. Это был новый, свежий поток информации о населении, природных ресурсах, промышленности и т.д.
Идея создания в Уфе музея возникла по инициативе нескольких членов Статистического комитета при активном содействии Григория Аксакова. 23 апреля 1864 года члены комитета проводят общее собрание, где с докладом о необходимости создания музея выступает Н.А.Гурвич. В своем докладе он говорит: «Музей должен служить постоянной выставкой всех произведений природы, фабричной, заводской и промышленной деятельности, сельского хозяйства, современных и древних одежд, уборов и других подобных предметов из народного быта, характеризующих как население губернии, так и самую местность. Сюда же должны войти модели, образцы, рисунки, описания. Причем музей должен быть живым учреждением, всегда применимым к практике, где бы потребитель и производитель знакомились с выставленными образцами: где минеролог, этнограф, историк и т.п. находил бы себе в своих отделах предметы и средства для научных исследований». Далее сказано: «В нашей губернии, щедро наделенной природными богатствами, в особенности различными ископаемыми, учреждение музея имеет, конечно, еще большее применение, и можно рассчитывать, что если задуманное осуществится, то музей наш будет стоять в ряду самых интересных в России».
Доклад был выслушан очень внимательно и многие изъявили желание принять деятельное участие в подготовительных работах по открытию учреждения. В ходе собрания встал вопрос и о месте размещения будущего музея. Так как Статистический комитет не имел в своем распоряжении подходящего для него здания, было решено воспользоваться предложением директора мужской гимназии Уфы занять один из залов гимназии.
Вот как пишет в своем «Историческом очерке Уфимского губернского музея» член комитета музея А.А.Пекер: «... закипела подготовительная работа и рассылка от имени Председателя комитета приглашений к разным административным и частным лицам, заводовладельцам, помещикам и прочим о содействии с их стороны этому делу. Причем намекалось и о денежном пожертвовании, так как в это время Статистический комитет располагал незначительной суммой. Вследствие чего, начиная с 1864 года, стали стекаться в Уфу из разных концов губернии предметы (иногда целые коллекции), относящиеся к сельскому хозяйству, лесной и горнозаводской промышленности, археологии, палеонтологии, этнографии, нумизматике и т.д. Работа комиссии была так интенсивна, что уже в сентябре 1864 года в одной из комнат мужской гимназии был открыт музей в виде сельскохозяйственного, лесного, лесопромышленного и горнозаводского отделов. За короткий срок его коллекции увеличились настолько, что осенью 1865 года Статистический комитет уже принимал участие в Русской этнографической выставке в Москве и получил почетный диплом». В 1867 году губернский музей участвовал уже во Всемирной парижской выставке.
Однако из-за отсутствия свободного доступа публики в здание гимназии музей не мог дальше там работать, и уже 15 октября 1865 года возник проект строительства собственного здания. В конце того же года Статистический комитет со складом музея, библиотекой и читальней временно перешел в частный дом.
В историческом очерке, составленном АА.Пекером в мае 1891 года, сказано: «Главным двигателем этого дела в то время были бывший губернатор Григорий Сергеевич Аксаков, члены Статистического комитета: Бух К.А., Тимашев А.К., Иваницкий А.Б. Гурвич Н.А., Пекер А.А., Власов В.И.». Сколько ума и души вложили эти люди в дело создания и процветания губернского музея!


Первые экспонаты – какие они?

В 1870 году музей переезжает в отдельное здание. Этому предшествовало немало событий. В 1867 году упраздняется уфимская гауптвахта и по решению нового губернатора С.П.Ушакова ее одноэтажное здание отдается под Статистический комитет и музей. По свидетельству А.А.Пекера, губернатору С.П.Ушакову «пришла мысль воспользоваться находящимся на торговой площади каменным одноэтажным зданием, ранее занимаемым гауптвахтой, и ходатайствовать об уступке этого здания, а также и места под ним Статистическому комитету для учреждения здесь музея».
Так музей получил собственное здание, второй этаж которого был отстроен в 1872 году, но из-за долгов за строительство отдавался до 1886 года под наем. Только в год 300-летия города Уфы музей смог создать постоянную экспозицию и открыться для широкой публики.
Какие же экспонаты собирались и экспонировались в то время? В 1865 году в музей была передана из Палаты Государственных имуществ коллекция в количестве 417 номеров, в которой были представлены образцы хлебных и огородных растений; образцы почв; образцы льна, пеньки1, поскани2 и красильных веществ; образцы древесных пород и изделия из дерева; образцы сукна, холста, пряжи; модели различных сельскохозяйственных и охотничьих орудий и машин.
В 1867-м в музей поступила коллекция минеральных продуктов и материалов (второй экземпляр), которая по распоряжению Министерства внутренних дел собиралась для музея при Санкт-Петербургском строительном училище.
В 1872 году пришла дублетная коллекция предметов, которая собиралась для Московской политехнической выставки. В течение 1864–1865 годов были приобретены многочисленные коллекции по горнозаводской промышленности. В 1870 году передали коллекцию из 324 номеров минералов и окаменелостей со складов музея Санкт-Петербургского горного института. Прислали также палеонтологическую коллекцию из 113 номеров, коллекцию добываемого в Миасском округе золота. Арендаторами Деевым и Дюковым, инженером Богачевым переданы в музей образцы продуктов Илецкого соляного промысла.
Археологический отдел музея состоял из предметов, добытых из могил и курганов, относящихся к эпохе бронзы, которые производил горный инженер, член Статистического комитета, заведующий Миасскими приисками полковник Романовский. Много времени исследованием местонахождения курганов и их раскопками занимался член Статкомитета Р.Игнатьев.
В 1874 году Мензелинское полицейское управление передало клад, найденный близ деревни Дербедень в лесу при расчистке пашни. Он состоял из орудий труда эпохи бронзы. В 1890 году доставили целую кольчугу, найденную в земле башкиром деревни Тулебаевой.
Интересные находки приходили из разных мест. Так, в 1878 году помещик Новиков передал в музей 50 отдельных золотых и серебряных вещей, найденных при раскопках на его даче в двух верстах от Уфы. В самом городе, около Семинарской горы, в склепе обнаружили огромные янтарные ожерелья с бусинами. Одну бусину, величиной с яблоко, приобрели и прислали в дар музею от имени бывшего губернатора С.П.Ушакова. На даче Базилевского, в десяти верстах от Уфы, нашли бронзовый серп, аналогичный серпам, присланным из Мензелинска. В Бирском уезде – бронзовые изделия: наконечник копья, две большие пуговицы и крупный набалдашник. Все это добыто из курганов по берегу реки Белой близ города Бирска.


Основные вехи развития музея

Позади здания музея Статистический комитет решил разбить сквер с образцами пород деревьев, растущих в Уфимской губернии. Министерство государственных имуществ отпустило саженцы из казенных лесов, а посадка производилась под руководством членов комитета В.Л.Ольшанского и В.А.Нежина. В 1884 году для закрепления юридического статуса музея, как самостоятельного учреждения, Н.А.Гурвич пишет проект Устава, утвержденный Министерством Государственных имуществ в январе 1888 года.
27 лет Николай Александрович был неизменным членом Комитета. Понятно, что такой внушительный трудовой стаж заслонил имена других первых устроителей и радетелей музейного дела в крае. Но есть и другая причина – идеологическая, по которой оттеснили в тень имена первых создателей музея. Для большевистской партии показывать «буржуев-помещиков» организаторами музеев для трудящихся Советской республики являлось делом невозможным – такого ни один партком или обком, конечно же, допустить не мог. Поэтому в исторических материалах музея фигурирует фамилия польского сироты, не очень богатого интеллигента-врача и хорошего семьянина НА.Гурвича, добившегося признания в общественных кругах Уфы своим трудолюбием и честным отношением к делу.
Большую помощь в организации постоянной экспозиции Уфимского губернского музея оказывал коллежский регистратор, известный башкирский ученый и поэт Мухаметсалим Уметбаев. В архиве Уфимского научного центра Российской Академии наук в фонде М.Уметбаева сохранилось приглашение «на заседание комиссии по устройству юбилея г.Уфы, которое состоится 3 июня 1885 года в 1 час дня», присланное ему от имени председателя губернского Статистического комитета и уфимского губернатора П.А.Полторацкого.
В последующие годы музей активно участвует во всевозможных выставках. В 1887 году на Сибирско-Уральской выставке он удостоился серебряной медали за работу по этнографии. В 1893 году экспонирует выставку на сельскохозяйственную тему в Чикаго (США) и получает бронзовую медаль, предметы с выставки остались в Чикаго в качестве подарка местному музею. В 1910 году демонстрирует свою нумизматическую коллекцию в Казани и получает Похвальную грамоту от императорской семьи.
В 1919 году музей переименовали в Уфимский историко-социальный музей народов Востока с новыми для себя «агитационно-революционными задачами», но вскоре его закрыли. Из части музейной коллекции организовали новый музей, первым хранителем которого стал известный языковед З.Ш.Шакиров. В 1921 году учреждение стало называться Музеем Южного Приуралья, с 1923 года – Башкирским центральным краевым музеем.
Обратимся к записям уфимского краеведа А.А.Черданцева, сделанным в 1924 году: «Музей открыт ежедневно всего на три часа – с двенадцати до трех. Археологический и этнографический отделы являются самыми богатыми. Первый представляет собрание предметов, добытых случайными находками и раскопками В.В.Гольмстен в 1911 году на Чертовом городище. Человеческие останки, здесь найденные, относятся к I – III в. н.э. На лестнице музея на больших щитах выставлено старинное оружие башкир – лук, колчан со стрелами... Большую залу музея занимает этнографический отдел, где представлены некоторые народы Башкирии».
Остальные отделы музея – зоологии края, геологии, палеонтологии – в описываемое время еще находились в стадии организации.
В 1922 году организуется Научное общество по изучению Башкирии –Академический центр, в дальнейшем – Общество по изучению Башкирии. Базовым учреждением центра стал Башкирский центральный краевой музей. Через несколько лет он переехал с Верхнеторговой площади и разместился на втором этаже бывшего дома купца Чижова по улице Большой Казанской (ныне ул.Октябрьской революции, 10) – в более приспособленное и обширное помещение, в котором оставался до декабря 1989 года и в течение 63 лет хранил, экспонировал и успешно вел просветительскую работу среди населения.
Великая Отечественная война 1941–1945 годов нанесла непоправимый урон музею. Из-за нехватки помещений для эвакуированных организаций музейную экспозицию демонтировали и вынесли для хранения в сарай, где она и пролежала до 1944 года, частично придя в негодность, из-за чего была потеряна половина фондовой коллекции.
С декабря 1989 года учреждение располагалось в здании, которое является памятником архитектуры (архитекторы А.В.Друкер, Г.В.Топуз и В.Л.Фельдштейн). Это комплекс стилистически равноценных объектов, построенных перед Первой мировой войной и в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.


Прошлое и настоящее – в экспонатах

С конца 2001 года и до апреля 2004 года в здании Национального музея шли ремонтные, реконструктивные, реставрационные и экспозиционные работы. В качестве структурообразующей идеи экспозиции (при сохранении традиционного краеведческого направления) была предложена концепция – рассматривать экспозицию «Природа – человек и культура природопользования» как основной ландшафт человеческой деятельности в разные периоды человеческой цивилизации при формировании различных культурных традиций.
Залы археологии в этом случае были примером модели развития производственных отношений и формирования разных культурных типов цивилизации: «присваивающих» и «преобразующих». Разнообразие материальной культуры в этнографической экспозиции демонстрировало полиэтничность региона и различные способы трансформирования и использования среды обитания. Историческая экспозиция последовательно раскрывала развитие общественных и хозяйственных отношений от позднего средневековья до современности. Эскиз будущей экспозиции «Природа – человек и культура природопользования» вмещал в себя все темы комплексного музея.
Залы археологии строились по классической хронологической схеме: каменный и бронзовый века в истории человечества, проблемы антропологического развития. Многочисленные артефакты первого зала археологической экспозиции освещают период заселения и освоения территории Республики Башкортостан в каменном веке. Изделия фиксируют всю сложность развития техники обработки камня – удивительной зауральской яшмы, галечника и кремния. В экспозиции можно увидеть каменные и костяные орудия, украшения и амулеты. Эпоха бронзы (конец IV тыс. до н.э. – II–I тыс. до н.э.) характеризуется мощным подъемом экономики и культуры, всплеском социальной и военной активности. В это время зародились или получили дальнейшее развитие передовые для того времени технологии обработки металла – бронзолитейное производство, новые нормы социальных отношений и новые культуры.
Экспозиция «Этнография башкирского народа», разместившаяся в трех залах, объединенных общей тематикой, рассказывает о материальной и духовной культуре коренного народа республики. Залы посвящены праздничной одежде, украшениям и музыкальным инструментам, особенностям традиционных хозяйственных занятий, промыслов и ремесел, интерьеру башкирского жилища, подворью.
«Этнография народов Башкортостана» включает в себя три зала: «Тюркские народы», «Финно-угорские народы», «Восточнославянские народы. Евреи, латыши, немцы Башкортостана». Особое внимание уделено показу костюмных комплексов – ценнейшим памятникам материальной культуры любого этноса, наиболее ярким маркерам (определителям) национальной принадлежности. Демонстрация народов, проживающих в Башкортостане, решена через образ «праздников» – использован системный показ материалов, созданы тематические инсталляции.
История Башкортостана в дореволюционный период занимает семь залов. История края позднего средневековья связана с процессом вхождения башкир в состав Русского государства и формами взаимодействия двух миров: кочевого и оседлого. Этому посвящен зал истории XVI–XVII веков, где основные темы представлены макетом уфимской крепости, которая с 1586 года являлась административным центром края. Образцы вооружения, история башкир в шежере, картографические и изобразительные источники являются основным содержательным наполнением экспозиции.
Процесс модернизации экономического и политического устройства территории в XVIII веке связан с горнозаводской колонизацией края и большим количеством восстаний, одно из которых происходило под руководством Емельяна Пугачева при поддержке яицких казаков и башкир. В экспозиции представлены уникальные раритеты, связанные с деятельностью национального героя Салавата Юлаева. Важнейшими событиями этого периода стали строительство металлургических заводов и формирование системы управления краем. Противоречие между промышленным и кустарным способами производства формирует художественный образ и содержание зала.
Ключевым событием в первой четверти XIX века стало участие народов края в Отечественной войне 1812 года. В составе иррегулярного войска было 20 башкирских полков. Ситуация на границе империи требовала разрешения вопросов с соседними народами. Намечен курс на протекционистскую политику в области торговли. Представлен основной вектор российской геополитики того времени: «со Средней Азией лучше торговать, чем воевать».
Экспозиция истории второй половины XIX века и начала ХХ века знакомит с социальными и экономическими процессами, происходившими в условиях капиталистической модернизации, отмены крепостного права и буржуазных реформ – судебной, земской, военной. Преобразования затронули экономику края: образуются акционерные общества, открываются банки, строится железная дорога, развивается речное пароходство, торговля. Предпринимается попытка решить аграрный вопрос. На рубеже XIX–ХХ веков большое значение приобретает развитие культуры – открытие музеев, театров. Вопросы проявления и нарастание кризисных явлений, попытки их решения представлены в экспозиции, посвященной политической культуре через материалы участников Русско-японской, Первой мировой войн.
Пореформенный период XIX и начала ХХ веков показаны как «гражданский путь развития», где реально обнаруживает себя, как художественный образ, некая возвышенная платформа – пешеходная зона, проходя по которой посетитель раскрывает темы процесса политических, экономических реформ, успехов в культуре и образовании.


* * *

История республики с 1917 года до современности занимает восемь залов экспозиции новейшего времени. Важное место уделено теме национального движения и создания Башкирской автономии, формирования Башкирского войска. Гражданская война раскрывается через показ борьбы с белочехами, мятеж Дутова, наступление 25-й стрелковой дивизии на Уфу, а также через участие башкирских полков в защите Петрограда от Юденича.
Основным вопросом политической жизни Башкортостана в 20-е
годы XX столетия стал вопрос оп­ределения политического статуса края. Экспозиция охватывает двадцатилетний период. Первая автономная республика сполна испытала на себе послевоенную разруху, голод, новую экономическую политику, форсированную индустриализацию и коллективизацию крестьянства, репрессии и культурное строительство. Специфика этих объективных и субъективных процессов раскрывается через экспозиционный материал и художественное решение зала.
Смена акцентов в модернизации общества в советский период воплощена в зале 1920–1930 годов и находит отражение в образе шестеренки «мегамашины». Время «квантуется» пятилетками: довоенными, послевоенными. Авторы отошли от монографического подхода, но при этом выделили основные черты времени, которые стали стилеобразующими.
Индустриализация и форсированное развитие промышленности, создание нового общественного уклада сформировали предпосылки, с которыми страна встретила Вторую мировую войну. Художественный образ зала найден через моделирование ситуации железнодорожного состава, стоящего на пути. В годы Великой Отечественной войны Башкирская АССР оказалась глубоким тылом, куда эвакуировались заводы и фабрики, налаживалось военное производство. Большое развитие получают нефтедобыча, переработка нефти, машиностроение. Многие из этих событий получили отражение в экспозиции.
Послевоенный период стал для республики «градообразующим». Новые отрасли экономики раздвинули границы старых городов, они поднялись ввысь. Башкортостан стал родиной многих передовых методов производства и добычи нефти. В 1950-е годы осваиваются целинные земли. Зауралье стало производителем высококачественной пшеницы. Образ «праздника труда и созидания» является художественным контекстом экспозиции.
В 1960–1980 годах экономика республики развивалась быстрыми темпами, повышался уровень народного благосостояния. Знаковым явлением второй половины двадцатого столетия становится уступка индивидуализму, которая имеет множество проявлений, но в экспозиции зала это нашло отражение в теме нового строящегося жилья – «хрущевки», где демонстрируется интерьер квартиры, собраны вещи, повествующие об ушедшей эпохе: от малогабаритной мебели до коллекции памятных значков. Небольшая диорама очень узнаваема и тепло воспринимается посетителями.
Экспозиция «Современная история Башкортостана» отражает перемены, произошедшие практически во всех сферах жизни нашей страны и республики за последние 30 лет. В зале размещены материалы о политическом кризисе и перестройке, о системе управления республикой и ее развитии в настоящее время, национально-государственное строительство Башкортостана в составе обновленной России. Изменения в политической культуре, принятие суверенитета, выборы Президента и новые решения в развитии экономики, культуры, науки, предпринимательства, участие жителей Башкортостана в Специальной военной операции переданы в экспозиции как факторы новейшей истории в постоянно обновляемой выставочной форме.
Залы, посвященные природе Башкортостана, имитируют различные биологические среды: «Пещеры Башкортостана», «Ландшафты Башкортостана», «Геология, палеонтология и полезные ископаемые». В экспозиции «Земноводные, пресмыкающиеся и рыбы» представлен уникальный опыт показа живых объектов. В одном из разделов природы можно познакомиться с живым символом Башкортостана – бурзянской пчелой.
Особый интерес представляет уникальная коллекция предметов материальной культуры башкир. Документальный фонд хранит альбомы А.А.Зираха и множество уникальных рукописных раритетов. Большой интерес представляют книги редкого фонда. Одним из достояний музея является нумизматическая коллекция. Сейчас она насчитывает более 16 тысяч экземпляров. Самыми ценными экспонатами являются монеты – «чешуйки», относящиеся ко времени правления Ивана III. Помимо них, музей располагает обширной коллекцией золотых и серебряных монет России. Предметом гордости считается сабля, выставленная в музее и принадлежавшая по легенде национальному герою Салавату Юлаеву. Обнаружена она в 1910–1911 годах в деревне Курмантау исследователем С.Р.Минцловым. Музей хранит самородок «Ирендыкский медведь» весом около 5 кг, найденный в 1992 году в Баймакском районе.
Создание в короткий срок столь обширной, монографической по своему характеру, экспозиции с формами открытого хранения стало заметным явлением в музейном деле страны. Данный опыт не может отразить все события и быть безусловным, всеобъемлющим. Это лишь очередная условная «эвристическая» модель. Но это наш опыт, и он прошел испытание временем. Уже 20 лет данная концепция работает, экспозиции обновляются, сохраняя свою основную концептуальную и «вещную» наполненность.


* * *

Отсутствие развитого и многофункционального фондохранения с камеральной обработкой и реставрацией экспонатов сдерживает деятельность по комплектованию музейных коллекций и обработке существующего. Это обстоятельство стало ключевой проблемой в организации музейного пространства в процессе обновления экспозиционно-выставочного комплекса в 2019 г.
Интеграция коллекций из фондов и показ их в той или иной форме в настоящее время ограничен. В приспособленных помещениях, без должного оборудования, они утрачивают целостность и требуют постоянной реставрации. Сейчас музею нужны помещения для фондов и серверы для хранения информации. Решение вопроса с их размещением определяет дальнейшую стратегию развития Национального музея РБ. В бюро «Архпроект» архитектором П.Г.Мазиным был выполнен заказ на создание фондохранилища на околомузейной территории.
В заключение хочется отметить, что Национальный музей Республики Башкортостан располагает богатейшим наследием, имеющим научное и культурное значение. Фонды музея насчитывают 189 776 единиц хранения основного фонда, 91 210 единиц хранения научно-вспомогательного фонда. С 2011 года ведется работа по введению в Государственный электронный каталог музейного фонда Российской Федерации всех экспонатов основного фонда, имеющихся в музее.
Процесс осмысления действительности и исторического опыта продолжается и предполагает «обратную связь» – соучастие в создании полноценных исторических экспозиций, реализации планов, соединяющих прошлое и будущее, местную, национальную и общую историю.

Автор:Вера МАКАРОВА, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РБ
Читайте нас: