Все новости
Культура
27 Октября , 10:01

ЭПОХА В БАШКИРСКОМ ИСКУССТВЕ (К 100-летию со дня рождения Тамары Нечаевой)

Тамара Павловна Нечаева, лауреат Государственной премии им.Салавата Юлаева, народный художник Рес­публики Башкортостан, заслуженный художник России, является автором более 700 произведений в монументальной и станковой скульптуре, монументально-декоративном и декоративно-прикладном искусстве, фарфоре, живописи и графике, участником около ста художественных выставок в стране и за рубежом.

Тамара Нечаева родилась в 1922 году в Ленинграде – в культурной столице нашей страны. Рано обнаружившиеся способности к рисованию привели девочку в художественную школу. На формирование эстетического вкуса юного дарования повлияли не только педагоги, но и вдумчивое созерцание замечательных архитектурных памятников, окружавших ее с детства, а также полотен великих художников, представленных на выставках в Эрмитаже и других музеях города. В 1941 году, с началом Великой Оте­чественной войны, Тамара вместе с родителями эвакуировалась в Уфу.
В столице Башкирии в это время оказались многие известные художники, композиторы, певцы из Москвы, Ленинграда, Киева. В эвакуации они продолжали свою работу, сумев привнести новое начало в интеллектуальную атмосферу города. В творческом кружке художников оказалась и молодая талантливая художница Тамара Нечаева. Её учителем стал старейший художник Башкирии, заслуженный деятель искусств БАССР А.П.Лежнев (1888–1956), получивший в свое время уроки у самого В.И.Сурикова. Она тесно общалась и с другими башкирскими художниками – К.С.Девлеткильдеевым, А.Э.Тюлькиным, М.Н.Елгаштиной.
В 1944 году Тамару Нечаеву приняли в члены Союза художников БАССР. Её работы стали экспонироваться на выставках. Творческое становление художника в сороковые годы совпало с продолжающимся активным формированием изобразительного искусства в республике, которое получило реальное развитие только после Октябрьской революции. В это время, как известно, практически не было работ в области скульптуры, о чем свидетельствовало отсутствие памятников на улицах Уфы до конца 1930-х годов.
Нечаеву с полным правом можно назвать основоположником башкирской скульптуры, несмотря на то, что она не имела профессионального образования в этой области. Её работы выполнены в лучших традициях русских и советских мастеров. Раскрепощенный и нескованный никакими классическими канонами подход художника позволял Нечаевой легко работать с любым материалом – бронзой, гранитом, мрамором, шамотом. Работы мастера в глине являются образцами скульптурного импрессионизма, в которых явственно проступают этнические черты героев ее портретов.
Обширна галерея скульптурных изображений, созданных Тамарой Нечаевой. Здесь герои труда и вой­ны, труженики села и молодых строящихся городов Башкирии, деятели литературы и искусства. Привлекают внимание скульптуры народного поэта Башкортостана, Героя Социалистического Труда Мустая Карима (1961 г.) и народного артиста СССР, композитора З.Г.Исмагилова (1967 г.), монумент Ивана Якутова (первого председателя Уфимского Совета рабочих депутатов). Особое место в творчестве Тамары Павловны занимал образ башкирского национального героя Салавата Юлаева.
Среди созданных ею героических образов, хранящихся в Башкирском государственном художественном музее им.Нестерова, невозможно обойти вниманием гипсовый бюст Минигали Шаймуратова (1940–1950-х годов).
Перед нами предстает генерал в папахе, красиво сидящей на поднятой голове, с откинутой плащ-палаткой или шинелью, охватывающей награды на широкой груди. При дальнейшей работе над образом героя во второй половине 1980-х годов Нечаева успела создать только голову генерала, сохраняя ранее найденные формы. Однако теперь это было уже иное представление персонажа, лишенное героико-романтической приподнятости первых послевоенных лет: осунувшиеся черты лица, взгляд, который из-за шершавой поверхности и насыщенного ржаво-красного цвета грубого шамота кажется испепеляющим. В нем пламя войны, внутренней борьбы, боль от осознания гибели людей, за жизнь которых он, как командир, нёс ответственность. Всё это создаёт образ героя большого трагического накала.
Особое место в творчестве мастера занимают скульптурные работы, созданные в фарфоре. Большинство из них посвящены башкирскому народу, его удали и храбрости, красоте национальных танцев, искусству. Свои произведения Нечаева создавала на Рижском, Дмитриевском, Октябрьском фарфоровом заводах. Дарование Тамары Павловны, первой в Башкирии обратившейся к искусству фарфора и крайне редкой разновидности керамики – бисквита, открыло новые грани национальной тематики, передавая в них не только героико-патриотическое, но и лирическое звучание. На рубеже 1950–60-х годов Тамара Нечаева приступила к освоению более крупных форм майолики, работала на заводах Москвы и Гжели.
В настоящее время в художественном музее им. М.В.Нестерова хранятся 168 произведений Тамары Нечаевой, выполненные в разных видах изобразительного искусства. Они представляют собой яркую и самобытную страницу в истории башкирского изобразительного искусства и являются достоянием нашей республики.
Тамара Нечаева умерла 16 августа 2003 года на 81-м году жизни. Оказавшись волею судеб в Башкирии, она была верна ей всю свою жизнь. В память об известном скульпторе на доме №9 по улице Октябрьской Революции в Уфе, где Тамара Павловна жила и творила долгие годы, установлена мемориальная доска с барельефом работы скульптора В.Лобанова.
Произведения Тамары Нечаевой, выставленные в нашем музее, пользуются неизменным вниманием и восхищением зрителей. Ее творчество вызывает интерес и с научной точки зрения. Результаты изучения нашли отражение в научно-исследовательских трудах сотрудников музея – первых искусствоведов нашей республики: Э.П.Фениной, В.М.Сорокиной и др. В библиотеке художественного музея им. М.В.Нестерова бережно хранится первый каталог «Выставки произведений скульптора Т.П.Нечаевой», изданный в 1956 году под авторством Э.П.Фениной.
«Творчество Нечаевой – целая эпоха в башкирском искусстве. Эпоха, наполненная искренней поэзией, любовью к жизни, разнообразными творческими открытиями. Заданная художником высокая творческая нота оказала большое влияние на дальнейшее развитие башкирского изобразительного искусства», – так очень точно и емко охарактеризовала жизнь и творчество Тамары Нечаевой, ее вклад в культуру Башкортостана известный в республике искусствовед В.М.Сорокина.

ЭПОХА В БАШКИРСКОМ ИСКУССТВЕ (К 100-летию со дня рождения Тамары Нечаевой)
«Танец трех братьев». 1955 г.
Бюст генерала Шаймуратова.  Гипс, литьё, тонирование. 1952 г.
Мустай Карим. Мрамор. 1961 г.
Работы Т.Нечаевой. Фарфор
«Стрелок». 1977 г.
ЭПОХА В БАШКИРСКОМ ИСКУССТВЕ (К 100-летию со дня рождения Тамары Нечаевой)
❗❗❗ Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия редакции журнала «Ватандаш».
Автор:Эльвира Мамлеева, хранитель фондов отдела учёта и хранения БГХМ им.М.В Нестерова
Читайте нас в