Тамара Нечаева родилась в 1922 году в Ленинграде – в культурной столице нашей страны. Рано обнаружившиеся способности к рисованию привели девочку в художественную школу. На формирование эстетического вкуса юного дарования повлияли не только педагоги, но и вдумчивое созерцание замечательных архитектурных памятников, окружавших ее с детства, а также полотен великих художников, представленных на выставках в Эрмитаже и других музеях города. В 1941 году, с началом Великой Отечественной войны, Тамара вместе с родителями эвакуировалась в Уфу.
В столице Башкирии в это время оказались многие известные художники, композиторы, певцы из Москвы, Ленинграда, Киева. В эвакуации они продолжали свою работу, сумев привнести новое начало в интеллектуальную атмосферу города. В творческом кружке художников оказалась и молодая талантливая художница Тамара Нечаева. Её учителем стал старейший художник Башкирии, заслуженный деятель искусств БАССР А.П.Лежнев (1888–1956), получивший в свое время уроки у самого В.И.Сурикова. Она тесно общалась и с другими башкирскими художниками – К.С.Девлеткильдеевым, А.Э.Тюлькиным, М.Н.Елгаштиной.
В 1944 году Тамару Нечаеву приняли в члены Союза художников БАССР. Её работы стали экспонироваться на выставках. Творческое становление художника в сороковые годы совпало с продолжающимся активным формированием изобразительного искусства в республике, которое получило реальное развитие только после Октябрьской революции. В это время, как известно, практически не было работ в области скульптуры, о чем свидетельствовало отсутствие памятников на улицах Уфы до конца 1930-х годов.
Нечаеву с полным правом можно назвать основоположником башкирской скульптуры, несмотря на то, что она не имела профессионального образования в этой области. Её работы выполнены в лучших традициях русских и советских мастеров. Раскрепощенный и нескованный никакими классическими канонами подход художника позволял Нечаевой легко работать с любым материалом – бронзой, гранитом, мрамором, шамотом. Работы мастера в глине являются образцами скульптурного импрессионизма, в которых явственно проступают этнические черты героев ее портретов.
Обширна галерея скульптурных изображений, созданных Тамарой Нечаевой. Здесь герои труда и войны, труженики села и молодых строящихся городов Башкирии, деятели литературы и искусства. Привлекают внимание скульптуры народного поэта Башкортостана, Героя Социалистического Труда Мустая Карима (1961 г.) и народного артиста СССР, композитора З.Г.Исмагилова (1967 г.), монумент Ивана Якутова (первого председателя Уфимского Совета рабочих депутатов). Особое место в творчестве Тамары Павловны занимал образ башкирского национального героя Салавата Юлаева.
Среди созданных ею героических образов, хранящихся в Башкирском государственном художественном музее им.Нестерова, невозможно обойти вниманием гипсовый бюст Минигали Шаймуратова (1940–1950-х годов).
Перед нами предстает генерал в папахе, красиво сидящей на поднятой голове, с откинутой плащ-палаткой или шинелью, охватывающей награды на широкой груди. При дальнейшей работе над образом героя во второй половине 1980-х годов Нечаева успела создать только голову генерала, сохраняя ранее найденные формы. Однако теперь это было уже иное представление персонажа, лишенное героико-романтической приподнятости первых послевоенных лет: осунувшиеся черты лица, взгляд, который из-за шершавой поверхности и насыщенного ржаво-красного цвета грубого шамота кажется испепеляющим. В нем пламя войны, внутренней борьбы, боль от осознания гибели людей, за жизнь которых он, как командир, нёс ответственность. Всё это создаёт образ героя большого трагического накала.
Особое место в творчестве мастера занимают скульптурные работы, созданные в фарфоре. Большинство из них посвящены башкирскому народу, его удали и храбрости, красоте национальных танцев, искусству. Свои произведения Нечаева создавала на Рижском, Дмитриевском, Октябрьском фарфоровом заводах. Дарование Тамары Павловны, первой в Башкирии обратившейся к искусству фарфора и крайне редкой разновидности керамики – бисквита, открыло новые грани национальной тематики, передавая в них не только героико-патриотическое, но и лирическое звучание. На рубеже 1950–60-х годов Тамара Нечаева приступила к освоению более крупных форм майолики, работала на заводах Москвы и Гжели.
В настоящее время в художественном музее им. М.В.Нестерова хранятся 168 произведений Тамары Нечаевой, выполненные в разных видах изобразительного искусства. Они представляют собой яркую и самобытную страницу в истории башкирского изобразительного искусства и являются достоянием нашей республики.
Тамара Нечаева умерла 16 августа 2003 года на 81-м году жизни. Оказавшись волею судеб в Башкирии, она была верна ей всю свою жизнь. В память об известном скульпторе на доме №9 по улице Октябрьской Революции в Уфе, где Тамара Павловна жила и творила долгие годы, установлена мемориальная доска с барельефом работы скульптора В.Лобанова.
Произведения Тамары Нечаевой, выставленные в нашем музее, пользуются неизменным вниманием и восхищением зрителей. Ее творчество вызывает интерес и с научной точки зрения. Результаты изучения нашли отражение в научно-исследовательских трудах сотрудников музея – первых искусствоведов нашей республики: Э.П.Фениной, В.М.Сорокиной и др. В библиотеке художественного музея им. М.В.Нестерова бережно хранится первый каталог «Выставки произведений скульптора Т.П.Нечаевой», изданный в 1956 году под авторством Э.П.Фениной.
«Творчество Нечаевой – целая эпоха в башкирском искусстве. Эпоха, наполненная искренней поэзией, любовью к жизни, разнообразными творческими открытиями. Заданная художником высокая творческая нота оказала большое влияние на дальнейшее развитие башкирского изобразительного искусства», – так очень точно и емко охарактеризовала жизнь и творчество Тамары Нечаевой, ее вклад в культуру Башкортостана известный в республике искусствовед В.М.Сорокина.
❗❗❗ Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия редакции журнала «Ватандаш».