Мастер башкирской анимации Рим Шарафутдинов родился в Одессе в 1969 г. Более 30 лет работает в киностудии «Башкортостан». Является автором анимационных лент: «Первый полёт» (1996), «Сад расходящихся тропок» (1996), «Мешок обмана» (1999), «Храброе сердце» (2002), «Шейдулла-лентяй» (2004), «Счастье. Миры братьев Стругацких» (2005), «Та сторона, где ветер» (2009), «Сын охотника» (2010), «Глупый волк» (2011), «Алдар и Серый волк» (2013), «Ни пуха, ни пера» (2015), «Super 8» (2015), «Реквием» (2015), «Super 9» (2016), «Ёлки» (2017), «Ай да Пушкин!» (2018), «Волшебная история» (2019), «Правила рисовальщика» (2020), «Пираты Каспийского моря» (2021), «Золотой дворец» (2021). Неоднократный лауреат и победитель фестивалей анимации. В 2015 г. был удостоен звания «Заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан».
– Среди ярких впечатлений детства Вы называли мультфильмы «Умка», «Винни-Пух», «Ну, погоди!», фильмы Бориса Дёжкина. Но в Ваших лентах мелькают и приёмы немых комедий, и образы классической советской клоунады. Что произвело на Вас самое раннее и самое сильное творческое впечатление?
– В моем детстве телевидение нас не баловало. Мультфильмы показывали редко, в неделю – один или два раза. Поэтому они все воспринимались как праздник. Особенно мне нравились трюковые, зрелищные мультики: «Чиполлино», фильмы Котеночкина. Самыми лучшими казались «Бременские музыканты».
Параллельно с этим любил художественные фильмы режиссера Гайдая – движение, работа с музыкой, типажи. Ритмику я изучал по Гайдаю. Он очень точный. Вот, заложены, например, у О’Генри пародии на традиционные американские жанры. И у Гайдая пародийность эта развивается. Но первую новеллу – «Дороги, которые мы выбираем» – он делает не смешной. Потому что понимал, что новеллы сборника должны идти по нарастающей. Постепенно, как фейерверк, с обязательным залпом всех орудий в финале.
Фильмы Чаплина какие-то, помню, смотрел в детстве. Но не был любителем. Это потом наступило понимание. Потом, постфактум к Гайдаю. Тогда пришёл к Чаплину и начал пересматривать.
– Расскажите о роли в Вашей судьбе руководителя киностудии «Башкортостан» в 90-х годах Малика Якшимбетова, организовавшего в 1991 г. курсы анимации при «Казахфильме».
– Когда я пришел из армии – была какая-то растерянность, не знал чем заняться. На мое счастье, в это время открылась киностудия «Башкортостан». Малик Якшимбетов был замечательный человек. Одно слово – лидер. Он решил, что будет студия кино и анимации одновременно. Организовал людей, провел конкурс на обучение. Группа крутая набралась. Но сложно оказалось удержать людей из-за маленьких зарплат. А потом Малик умер...
При поступлении на собеседовании меня комиссия спросила, почему я хочу учиться на курсах. Тогда я ответил: «Хочу прославить республику!» В шутку, с иронией... Но в каждой шутке есть доля правды.
– Что Вам дало участие в 2004 г. в знаменитом проекте «Гора самоцветов»? Интересно ли было работать с Александром Татарским на студии «Пилот»?
– Это было счастье, на самом деле. На одном из фестивалей Татарский предложил с ним работать. Как раз тогда у него начиналась «Гора самоцветов». Я был первый, к кому он обратился. Огромная куча сценариев лежала у него на рабочем столе. Предложил: выбери себе фильм! Я выбрал наиболее смешной сценарий. Всегда интересно делать мультфильмы про лентяев.
Каким был Татарский? Остроумным, циничным, талантливым. Очень ироничный. Все хорошие режиссеры в анимации – талантливые юмористы. Александр был перфекционистом. Поэтому неудивительно, что проект «Гора самоцветов» был успешным и до сих пор снимается.
– Ваш фильм «Алдар и Серый волк» стал очень популярным. В чем секрет его успеха?
– Необычный был фильм. Почему он популярен? Там точно подмечены людские характеры. Волк – он тоже человек на самом деле. На фестивале «Окно в Европу» в 2013 году, когда получил приз, некоторые заметили: «Алдар – это ведь ты». Ну, тогда уж, и волк тоже я! Аниматоры все внутри актеры. Сам нарисовал, сам сыграл. Комедийно-отрицательные характеры добавляют обычно популярности фильму. Есть элемент трагикомедии. Это цепляет зрителя. Когда посмеешься, а потом чуть погрустишь. Появляется чувство наполненности души.
– А как родилась Ваша дружная троица охотников – популярных персонажей из фильма «Ни пуха, ни пера», за который в 2015 г. Вы получили национальную премию «Икар».
– После работы над фильмом «Алдар и серый волк» осталось много нереализованных идей. И мы с Владиславом Зайнуллиным, с которым делали все фильмы последних лет, решили сделать еще один фильм, но уже про охотников. Где и воплотили все задуманное.
У фильмов «Алдар и серый волк», «Super 8» – удачная судьба. В 2021 г. пригласили на фестиваль AMEN в Казахстане получить приз за фильм «Золотой дворец». Два года подряд заочно получаю призы фестиваля AMEN. Радостно, когда награждают за работу. Не всегда ведь бываешь собой и работой доволен. Будучи уже состоявшимся в профессии, поступил во ВГИК, в мастерскую мультимедиа О.Добрынина. Повысил квалификацию, пообщался с мастерами и молодежью. «Елки», один из самых удачных моих фильмов, снят во время учебы во ВГИКе.
– Что бы Вы сделали для развития анимации в стране при наличии неограниченного финансового и административного ресурса?
– Я бы сделал один хороший мультфильм. Хороший, как я его понимаю. Не люблю сложную, в европейском стиле, анимацию «с философским посылом». Не считаю себя Львом Толстым или Чеховым, чтобы притязать на «посыл». Просто хочется немного рассмешить зрителей. Для меня ирония как норма жизни. Мой стиль – лёгкий жанр.
Анна Мальгинова родилась в 1971 г. в Уфе. Соавтор идеи и концепции проекта анимационного сериала «Смешарики» (2003–2009 гг). Сценарист анимационных сериалов: «Решето-сити» (серия «Борьба со смехом», 2012), «Тайна Сухаревой башни» (серия «Звуки монстра», 2012). Автор и режиссёр анимационных лент: «Важнее не бывает» (2013), «Сердце, бубен, самолёт» (2016), «Курица-помада. Считалочки» (2019). Лауреат фестивалей анимации. В 2018 г. принята в Союз кинематографистов РБ.
– Почему Вы выбрали профессию художника-мультипликатора?
– После 9-го класса я поступила в Уфимское училище искусств, по классу гитары. Это мне очень пригодилось в дальнейшей работе. В училище искусств я приобрела еще одну специальность – театральный художник. В 2003 г. окончила Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства по специальности «Художник-постановщик театра кукол».
И куклы, и театр мне очень пригодились в моей дальнейшей работе постановщика анимации. Петербургская школа очень сильная. Учит мыслить... Я всегда больше любила придумывать, чем сама руками делать. А театральный художник он всё своими руками делает. Работа руками заставляет мыслить образами.
Я с детства придумывала истории. В анимации – огромное количество возможностей. Здесь можно всё. Можно оживить ложки и тарелки, например. В отличие от кино.
– В Вашем творчестве много сложных и тонких психологических мотивов. Это органически свойственная Вам потребность «раскрывать душу» в творчестве?
– Любая моя история – это стройный, логически выверенный рассказ. И одновременно эмоциональная, одухотворённая история... У меня родители ведь «физики-лирики». На одном факультете учились, физико-математическом. Но папа потом ушёл в литературу (писатель-сатирик Евгений Мальгинов – Ред.).
– С 2008 г. Вы работаете ассистентом кафедры дизайна и искусствоведения УГНТУ. Как это сочетается с Вашей работой аниматора?
– Уже три года как доцент кафедры дизайна. Как сочетается? Я всё воспринимаю как закономерность. Работа в университете – это общение с замечательными людьми, которые у нас на кафедре трудятся. Эта системность образовательного процесса опять же. Со студентами, с молодыми людьми ты всегда должна быть в тонусе.
Для меня важно, чтобы мы все друг друга понимали. Чтобы были практически единомышленниками. У меня в команде просто чудесные люди. Это радость – снимать с ними. Они все – профессионалы. Высший пилотаж.
Вот сейчас мы снимаем один фильм, «Слон и тётя» называется. С той же командой. Только появился ещё один аниматор. К Альфире Сулеймановой и Марии Русских присоединилась Лиля Арсланова. Песенку к фильму пишет Владислав Савватеев. Монтажом занимается Саша Снадин, аниматор по заливке – Юнна Кнутова. А художник-постановщик – Айгуль Байрамгулова. Да, мы ещё всегда работаем с одной и той же московской студией «Мастер-фильмс», продюсер студии Александр Герасимов.
Айгуль Байрамгулова родилась в 1971 году в Уфе. С 2011 г. работает художником-постановщиком в киностудии «Башкортостан». Участвовала в создании игровых фильмов киностудии: «13 раунд» (2011, реж. Б.Юсупов), «Визит» (2013, реж. Б.Юсупов), «Я женюсь» (2013, реж. Т.Буракаева), «Карусель» (2013, реж. Р.Пожидаев, З.Буракаева), «Наган» (2014, реж. Б.Юсупов), «Пусть ветер унесёт мои слова» (2015, реж. А.Аскаров), «Из Уфы с любовью» (2017, реж. А.Аскаров), «Отряд Таганок» (2019, реж. А.Аскаров), «Семья года» (2021, реж. А.Аскаров). Художник-постановщик анимационного фильма «Важнее не бывает» (2013 г., реж. А.Мальгинова). В качестве режиссёра-аниматора сняла ленты: «Приключения Урала и Шульгена» (2015, в соавторстве с З.Буракаевой), «Кунгыр-буга» (2020).
– Вы родились в творческой семье: отец – художник, мать – певица. Какое влияние оказали на Вас родители?
– Мои родители Азамат Хидиятович и Ниля Ильясовна оказали большое влияние на моё творчество и выбор профессии. И вся большая родня, среди которой много известных деятелей башкирской культуры. Например, оперная певица Нажия Аллаярова, танцовщица и хореограф Гузель Мамина. С детства я слышала дома народную музыку, песни, пляски. Видела, как создаёт свои картины отец.
– Какие анимационные фильмы произвели на Вас наибольшее впечатление в детстве?
– Как любой советский ребёнок, я выросла на лучших фильмах «Союзмультфильма». Волшебные сказки Иванова-Вано «Конек-горбунок» и «Двенадцать месяцев», Л.Атаманова «Снежная королева» и «Золотая антилопа» потрясали воображение, пробуждая интерес к сказкам. Чем длиннее сказка – тем интереснее сюжет. О богатырях, царевнах, волшебных конях, чудо-птицах! Великолепные мультфильмы Ф.Хитрука «Винни-Пух», Б.Степанцева «Малыш и Карлсон», В.Кочанова «Чебурашка» и «Крокодил Гена», Ю.Норштейна «Ежик в тумане» и многих другие.
Все эти мультфильмы до сих пор дороги мне своим тонким юмором, добротой. Мы смотрели и учились понимать что такое хорошо и что такое плохо. Что такое дружба, взаимопомощь, самоотверженность, любовь. Оригинальные, запоминающиеся, ни на кого не похожие персонажи, созданные талантливыми художниками.
– Вы закончили художественно-графический факультет БГПУ им.Акмуллы. Повлияло ли на Вас, как на художника, творчество мастера вашего курса Талгата Мусалимова?
– Общение с Талгатом Хасановичем, его занятия печатной графикой сформировали моё отношение к творчеству, привели к поиску своего личного, неповторимого почерка и стиля.
– Как художник, Вы состоите в Международной ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО, Союзе художников РФ. С 1990-х годов участвуете в международных выставках. Как так получилось, что, будучи состоявшимся художником, в середине 90-х Вы перешли от живописи к анимации?
– Не от живописи. Если вернее, от станковой графики к анимации. Точно не могу ответить на этот вопрос. Это сама жизнь, сама судьба мне предоставила возможности, от которых я не отказалась. В 1996 г. поступила во ВГИК, на специальность художника-постановщика мультипликационных фильмов. Это был абсолютно случайный выбор. По совету друзей попробовала пройти вступительные экзамены. И, как говорится, удача улыбнулась мне.
– Как художник-аниматор Вы работаете в самых разнообразных техниках. Ваша первая работа, совместная с Анной Мальгиновой, – «Важнее не бывает» – снята в технике классической рисованной анимации. «Кунгыр-буга» имитирует на экране картинку реалистической масляной живописи. А, например, «Приключения Урала и Шульгена» в 2014 г. Вы снимали в пластилине. Какая техника Ваша самая любимая?
– Пластилин – это был чистый эксперимент, я изучала эту технику, чтобы понять все нюансы съёмки и монтажа подобных фильмов. То же самое было с живописью на стекле в «Кунгыр-буга». Но больше мне нравится работа над рисованным мультфильмом. Хотя, не отрицаю – есть ещё место для поиска новых идей в новых техниках, новых форматах.
Я руковожу детской анимационной студией «Ай», веду курс анимации при училище искусств. Работа с детьми, со студентами наполняет новыми идеями... Как всегда: идеи витают в воздухе. Складываются обстоятельства, от которых я не отказываюсь, а принимаю их.
Как художнику-постановщику в кино мне приходится зачастую набирать в свою команду новичков. Людей, которых приходится обучать. Контролировать то, что они делают на съёмочной площадке. В этом мне помогает педагогический опыт. И, наоборот, в педагогической работе мне есть на что опереться. На свой опыт, знания, полученные на практике, в кино и анимации.
Артур Абдрахманов родился в 1964 г. в Стерлитамаке. Учился в Уфимском авиационном институте. Товарищ и соратник ушедшего от нас основателя знаменитой комикс-студии «Муха» Виталия Мухаметзянова. В настоящее время А.Абдрахманов является продюсером «Мухи», где делают мультфильмы и компьютерную графику для кино. Студией созданы многочисленные музыкальные клипы. А также игровые фильмы: «День хомячка» (2003) и «Здравствуйте, мы Ваша крыша!» (2005). Студия работала над графикой в кинопроектах: «Мастер и Маргарита» (2005, реж. Вл.Бортко), «Первый после Бога» (2005, реж. В.Чигинский), «Код Апокалипсиса» (2007, реж. В.Шмелёв), «Бонус» (2018, реж. В.Г.Германика). В жанре анимации «Мухой» выпущен сериал «Буратилло» (с 2004), полнометражные анимационные ленты: «Попугай Club» (2014) и «Садко» (2018). В 2021 г. студией (совместно с Камилем Бузыкаевым) создан анимационный сериал, посвященный необходимости вакцинации от коронавируса. В настоящий момент студия работает над полнометражным проектом «Северные амуры».
– Как знакомство с Виталием Мухаметзяновым повлияло на Вашу судьбу?
– Я уже оканчивал институт, когда познакомился с Виталием. Он работал художником, рисовал плакаты, которые украшали коридоры и студенческие аудитории. У Виталия в институте была своя мастерская с холстами, где собирались все, кто хоть как-то был близок к рок-культуре.
В 1989–90 гг. была основана студия «Муха». В нее входили Виталик Мухаметзянов, Олег Халимов, Руслан Сулейманов, Вадим Рубцов, Дмитрий Федотов, Дмитрий Ткачёв, Камиль Бузыкаев – нынче известный карикатурист. Камиль скоро покинул студию. Димка Федотов живет в Москве, работает, делает большие проекты. Вадим Рубцов и Руслан Сулейманов живут в Уфе. Руслан часто бывает в нашей студии. У него есть там свой кабинет, куда он приходит, общается с молодёжью, показывает мастер-класс.
– Почему ребята выбрали комиксы? Ведь в те годы это направление не было так популярно.
– Создание комиксов было интересно художникам «Мухи» изначально. В издательстве Башкирского обкома партии, в Доме печати они начинали с того, что рисовали книжки-раскраски. И книжечки успешно продавались. Ребята сами разрабатывали сюжеты – раскраски, действительно, были очень хорошие. Они начали тиражировать свои выпуски комиксов, один за другим. Наиболее популярны эти комиксы были в Башкирии и на Украине.
– Комикс-клипы для группы «Алиса» стали для студии переходным звеном. Как Вы пришли к идее перейти от комиксов к кино, анимации, 3D?
– Это была идея Виталика – сделать комикс про «Алису». Знакомство Виталия с Константином Кинчевым, основателем группы, привело к первому в нашей стране компьютерному клипу на песню Кинчева «Паскуда» (В 1994 г. – прим.). В 90-е годы в нашей студии делалось много клипов. Виталий с огромным количеством продюсеров общался. Насколько помню, у него знакомство с Максом Фадеевым состоялось через студию «Союз». До Глюк’оZы Виталик делал клип Линде и другим артистам продюсера. Песни пела жена Фадеева. Они уже пользовались какой-то популярностью, но образ никакой ещё не планировался. И в этот момент Фадееву пришла идея сделать певцом на экране полностью анимационного персонажа. По примеру тогдашних «Gorillaz». И художники начали разрабатывать этот образ. И среди огромного количества эскизов приглянулся заказчикам эскиз Жени Любаева, художника и аниматора, который в те годы в студии работал. И этот персонаж лёг в основу разработки трёхмерной модели, которая, собственно, Глюк’оZой и стала. А Женька сейчас живёт в Штатах, в городе Остин, в Техасе.
– Еще один известный персонаж Буратилло – ваше детище. Не хотите ли Вы повторить опыт 2008 г. с выпуском компьютерной игры по мотивам вашей анимации?
– Буратилло – это любимое детище Виталика, которое в студии делалось, когда не было другой работы. Нет работы – нет денег. А художникам-аниматорам надо платить зарплату. Вот тогда садились и рисовали какую-нибудь серию «Буратилло». Сюжеты спонтанно рождались. Сначала образ Буратилло был в исполнении Жени Любаева. Потом в какой-то момент наш персонаж видоизменился. Его автором стал хороший художник-аниматор Алексей Мотавин.
Компьютерными играми занимаемся. У нас сейчас есть три мобильных приложения. Разрабатываем на свой страх и риск игру для больших платформ. Но это уже не «Буратилло», там другие персонажи...
В 2012 г. студия начала сотрудничать со знаменитым продюсером Сергеем Сельяновым. В сотрудничестве с ним появился фильм «Садко».
– На какой стадии находится Ваш проект «Северные амуры»? О чём будет этот фильм?
– Фильм задумывался как история о душе народа. По сюжету пять персонажей совершают путешествие во времени – начиная со шведских походов Петра и заканчивая французским походом против Наполеона. В перспективе планируется, как пятерка этих героев попадает во времена Великой Отечественной войны и встречается с генералом Шаймуратовым. История о том, как они жили в одном селе, как вместе воевали...
Мы сейчас также делаем комикс про двух партизан – Даяне Мурзине и Вафе Ахмадуллине. Истории, полные приключений, экшена.
Ну а мы, зрители, будем ждать новых премьер мастеров анимации республики. Потому что нет ничего лучше хорошо, с любовью и юмором сделанного рисованного фильма.