Моя первая встреча с Фатыхом Хайрулловичем состоялась в Башкирской государственной филармонии. Он был режиссером, а я – студентом.Хоть и учился я на оперного певца на отделении академического пения, чувствовал, да и Миляуша Галиевна Муртазина часто говорила, что будущее мое связано с филармонией. Возможно, в те годы и голосовые возможности мои не подходили для работы в театре оперы и балета. После побед на всероссийских и республиканских эстрадных конкурсах, меня пригласили к себе директор филармонии Равиль Ибатович Батыргареев и его художественный руководитель Виль Сагитович Каримов, чтобы сказать: «Идрис, ты наш кадр, ждем тебя к нам». В это время я учился на 4-м курсе и Фатых Хайруллович предложил мне участвовать в концерте «Осенние мелодии», открывающем новый сезон. Мне дали песню Рима Хасанова на слова Урала Киньябулатова «Возвращайтесь, журавли». «Нам надо закрыть первое отделение этой песней. Вот тебе ноты, вот музыканты – Рустем Кудашев, Анис Муртазин, а Володя и Шамиль – ударники. Работайте», – сказал режиссер.
Фатых Хайруллович доверил мне, молодому певцу, закрыть отделение! Для меня это было и почетно, и ответственно. Мы эту песню переложили на современный лад. Начались репетиции. Я готовился основательно, выходил на сцену и старался петь от души. Фатых Хайруллович ставил меня даже в пример другим певцам: «Вот, смотрите на Газиева, готовый артист эстрады пришел!» В первый раз пришел в филармонию и услышал от режиссера такие теплые слова в свой адрес.
Между нами установились хорошие отношения. В 1986 году я устроился на работу в филармонию и мы всегда работали, советуясь друг с другом, находя общий язык. У него была хорошая интуиция, он все предвидел. Это качество помогало ему раскрывать талант артиста со всех сторон. Он помог многим певцам найти свое направление в музыке. Фадису Ганиеву он составил репертуар, открыв ему дорогу на большую сцену. Также было и со мной.
А что уж говорить о «Празднике тальянки»! Фатых Хайруллович сделал все, чтобы заложить традицию проведения этого праздника и донести красоту звучания народного инструмента до каждого. Сделана огромная работа! Разыскать исполнителей, решить бытовые вопросы – как он находил на все это время?! Сколько сохранилось красивых обычаев, сколько забытых мелодий удалось вернуть народу. Было создано бессчетное количество народных музыкальных инструментов. Сколько бы ни прошло времени, зрители – и взрослые, и молодые, и дети – благодарны Фатыху Хайрулловичу. Я очень рад тому, что в Янауле проводят Республиканский праздник гармони, названный в честь Фатыха Иксанова.
До сих пор перед глазами стоит картина, как Фатых Хайруллович работает с артистами филармонии. Он учил их – Гульсум Хабибуллину, Ахата Уразметова, Валита Илембетова – внимательнее относиться к башкирской фонетике, находить вкус в каждом слове. Все ходили на его репетиции с большим желанием.
Он был таланлив во всем, хорошо разбирался в тонкостях музыкального звучания, художественного слова, сатиры и юмора. Будучи артистом и режиссером, Фатых Хайруллович умело подходил к каждой творческой личности и помогал развиваться. В те годы башкирская эстрада в таких жанрах как художественное слово и сатира была на высоком уровне, так как он все держал под своим контролем, обращая внимание на смысл и глубину слова. Не позволял артистам в желании рассмешить зрителя опускаться до острот ниже пояса, излишне кривляться. Фатых Хайруллович обладал чувством меры.
Я очень рад, что свой творческий путь прошел вместе с такой выдающейся личностью. Он был весьма требовательным, не допускал разгильдяйства. Его работы были всегда высокого профессионального уровня.
Идрис Газиев,
заслуженный артист РФ,
народный артист РБ и РТ,
лауреат Государственной премии
им.Салавата Юлаева
Фатых агай был для меня самым первым учителем, режиссером. Мои взгляды на искусство и в целом на мир сложились под его влиянием.
Впервые увидел его на «Празднике тальянки». Я учился на первом курсе Уфимского института искусств, когда Миляуша Галиевна Муртазина отправила меня во Дворец культуры нефтяников. «Иди, там режиссер Иксанов просил молодых, подойдешь к нему, поговорите. Будешь участвовать в концерте», – напутствовала она.
Я впервые оказался в таком большом прекрасном Дворце культуры. Сколько там было народу! Как муравейник… У кого-то тихо спросил Иксанова. «Вон, иди в зал, найдешь там», – был ответ. Встал у дверей, осмотрелся. Мне показали: «Режиссер на сцене, в центре, это и есть Иксанов».
А там шум-гам, и зал, и сцена наполнены народом, и всеми как генерал командует Фатых агай. Я в тот день побоялся подойти к нему и ушел домой. Испугался его сильной энергетики.
Прошли годы, я пришел в институт, отслужив в армии. Фатых агай в это время искал молодые голоса, в училище и институте искусств прослушивал студентов. Таких режиссеров сейчас уже нет. Хотя и прежде их было единицы. Он пригласил меня и Флориду Исмагилову участвовать в сольном концерте Филюса Гареева. Велел мне моим номером завершить первое отделение, что очень почетно и ответственно для молодого артиста.
Затем пригласил в свою новую программу «Молодые голоса». Мы готовили с Халитом Фатиховым веселую татарскую народную песню «На бешмете пять пуговиц». Фатых Хайруллович начал со мной работать. «Так, давай попробуем выйти, танцуя», – учил он меня. Он показывает, я тут же повторяю. Удивительно красивый номер получился! Зрителям так понравилось, долго аплодировали, до сих пор в памяти.
Через год Фатых Хайруллович пригласил меня на работу в филармонию. Недолго думая, взяв в институте академический отпуск на год, я начал участвовать в программе «Кому – песню, кому – юмор». Не смог отказаться от приглашения Фатыха агая, поскольку, узнав его ближе, хотелось работать только с ним.
Думал, поработаю в филармонии год, а растянулось это на целых 30 лет. Иногда вспоминаю и удивляюсь тому, как Фатых агай мог всю ночь после концерта проболтать с нами. В гостинице на гастролях обычно приглашал к себе: «Идем чай пить», – и со мной, 22-летним артистом, вел серьезные беседы на разные темы. Я ощущал его отеческую заботу и внимание.
Благодаря его стараниям, я научился держать себя на сцене, приобрел свою манеру исполнения. Сегодня ни один режиссер так не работает с певцами над песней. А я, как учил Фатых агай, всегда прорабатываю мизансцены во время исполнения песни. Очень благодарен ему за его школу. Для меня Фатых Хайруллович – большой режиссер и мой единственный учитель!
Фадис Ганиев,
заслуженный артист
Республики Башкортостан
Директором Башгосфилармонии я начал работать с 1977 года. Насколько помню, филармония никогда не имела профессиональных режиссеров. Были художественные руководители, например, Хусаин Ахметов, Шамиль Кульбарисов и другие, но они были композиторами. Больше занимались вокалом, музыкой – всем по отдельности.
Фатых Хайруллович был первым профессиональным режиссером нашей эстрады. Его дебютная работа «Ҡаҙ өмәһе» вызвала большой интерес в республике. В ней была занята почти вся молодежь филармонии. Эта программа имела небывалый успех у зрителей, очередь за билетами стояла от филармонии до Главпочты на улице Ленина.
Появление Фатыха Хайрулловича оживило нашу эстраду. До него никто не занимался с артистами, все были предоставлены сами себе. А ведь им надо было помочь, направлять, раскрывать их способности. Молодые певцы после училища приходили на работу, не имея репертуара. От подбора репертуара зависит успех исполнителя. Всем этим начал профессионально заниматься Фатых Хайруллович и вскоре завоевал любовь и уважение всех артистов.
А их было очень много. Двенадцать бригад, из них 9 были под его началом. Всем артистам надо было ставить новую программу, подбирать репертуар. Он привлекал к своей работе поэтов, молодых композиторов, таких как Салават Низаметдинов и Нур Даутов. Искал молодых певцов, танцоров, разговорников, чувствовал их талант интуитивно. Помню, как он предлагал взять на работу Валита Илембетова, только начинающего свою карьеру артиста из Салаватского театра, говорил о его перспективах. Он с ним очень много работал.
Фатых Хайруллович предвидел будущее своих воспитанников. И он в них не ошибся. Почти все стали народными и заслуженными артистами РБ и РФ. А сколько прекрасных бригад создал он как режиссер! Это фольклорная группа «Ядкар», ставшая лицом башкирской культуры, представлявшая республику в России и за рубежом. Фатых Хайруллович был персональным режиссером и партнером Ахата Салиховича Уразметова, величайшего башкирского комика.
Самая значимая работа Фатыха Хайрулловича – это «Праздник тальянки». Третий секретарь обкома партии Тагир Исмагилович Ахунзянов, сам прекрасно играющий на тальянке, поддержал идею праздника. Я, являясь директором всех проектов «Праздника тальянки», знал всю кухню изнутри.
Праздник тальянки, 1986 г.
Основная нагрузка организации праздника легла на плечи Центра народного творчества. Участвовала вся республика, это было оживление по всем направлениям культуры и искусства. Появились новые исполнители, творческие коллективы, мастера по изготовлению гармошек и т.д. На сцене одновременно стояли полторы-две тысячи участников. Для того, чтобы все это собрать в единое действо, нужны были высочайшие режиссерские профессиональные качества, коими обладал Фатых Хайруллович Иксанов.
Равиль БАТЫРГАРЕЕВ,
заслуженный работник культуры РБ
Возвращение Фатыха Хайрулловича Иксанова после учебы в Москве и начало его работы в филармонии стало значительным событием в культурной жизни республики. Раньше, работая в Учалах, я знала его по концертной деятельности как режиссера, как руководителя группы Башгосфилармонии. Участниками концертной бригады были Халит и Лилия Фатиховы, Шамиль Хамадинуров и др. Их концерты проходили на высоком уровне, с аншлагами, при полном зрительном зале, благодаря тому, что Фатых Хайруллович умел составить программу именно с учетом интересов зрителей.
Он поистине был народным режиссером, потому что чувствовал, что будет интересно народу. В концертной программе присутствовали и юмор, и сатира, в которых были заложены образовательные и воспитательные функции. Зрители всегда с нетерпением ждали выступления его группы и смотрели представления с большим удовольствием.
В 1985–1987 годах в республике проводился «Праздник тальянки». И не случайно режиссером этого праздника был назначен Фатых Хайруллович. Этот праздник был самым масштабным из всех, что мне довелось видеть. Сегодня можно сравнить его с фестивалем «Сердце Евразии». «Праздник тальянки» собирал со всех городов и селений участников художественной самодеятельности, среди них были представлены все сценические жанры.
Праздник начинался с парада тальянок. Именно в тот период получило развитие изготовление тальянок, появились мастера, которые, соревнуясь друг с другом, создавали этот музыкальный инструмент. Это мероприятие в то время имело огромное значение в развитии народного творчества в нашей республике. Благодаря ему приобретались музыкальные инструменты, костюмы, аппаратура. Работники культуры из районов проходили здесь целую школу – режиссерскую, постановочную. Поработав с Фатыхом Хайрулловичем на сценической площадке, можно было за короткий срок освоить режиссуру.
Фатых Хайруллович был режиссером многоплановым. Он мог поставить и большие массовые мероприятия, и малые академические. Если за дело брался он, все были спокойны за результат. Иксанов был очень строгим и требовательным руководителем. Мог и похвалить, а потом отругать, но никто не таил на него обиду. Его ранний уход из жизни стал для всех ударом. Культура Башкортостана потеряла большого профессионала, любившего свою работу, людей, народное творчество. Сегодня можно сказать, что он не ушел бесследно. Его супруга Нафира Назмутдиновна многому научилась у Фатыха агая, и сейчас она применяет эти навыки в своей работе режиссера и художественного руководителя фольклорного ансамбля «Мирас». Самое главное, сколько бы лет ни прошло, все участники «Праздника тальянки» всегда с теплотой и гордостью вспоминают Фатыха Хайрулловича и время, проведенное с ним.
Он оставил заметный след в народном творчестве, поднял фольклор на новый уровень. Дал понять всем руководителям республики, всем начальникам районного масштаба, что народное творчество – это подъем народного духа. И на волне всеобщего духовного подъема можно научить людей красиво жить и вдохновенно работать на благо республики.
Гульдар МУРАТОВА,
заслуженный работник культуры РБ
В 1979 году Миляуша Муртазина, заведующая кафедрой музыкального отделения Уфимского государственного института искусств, пригласила меня на работу. Будучи математиком по образованию, я тогда работал старшим инженером-программистом в Федеральной службе государственной статистики. Меня настойчиво приглашали преподавать музыку. В итоге я согласился на предложение, немало удивив этим свое окружение. Вёл я занятия с Гали Хамзиным, Танзилей Узянбаевой и Флюрой Кильдияровой. Они разучивали со мной такие редкие и сложные на распев произведения, как «Ямантау», «Аргужа» и «Ишбирде». Именно
с этих песен началась наша дружба.
Окончив институт, Гали с Танзилей поступили на работу в Башкирскую государственную филармонию. В 1981 году там набирали фольклорную группу «Ядкар», в которую вошли и двое моих учеников. Руководителями группы были Фатых Хайруллович Иксанов, он же был и режиссеромпостановщиком, и известный баянист Минниахмет Ишмухаметович Гайнетдинов.
Минниахмета Гайнетдинова я знал хорошо, мы встречались с ним на новогодних представлениях, а вот Фатых Ихсанов не был мне знаком. Узнал я о нем от Танзили Узянбаевой и Гали Хамзина, а также об их огромном уважении и большой привязанности к режиссеру. Значит, подумал я тогда, Фатых Ихсанов из тех, кто может распознать настоящих мастеров искусства. Выступления «ядкаровцев» состояли не из привычных всем концертных номеров, объявляемых конферансье, а это было сплетение танца с музыкой, игры на курае со словом аксакала. Примечательно и то, что артисты, вдохновляясь творчеством друг друга, выступали бойко
и азартно, как бы соревнуясь между собой.
Появление «Ядкара» на сцене становилось настоящим народным праздником, после концерта зритель всегда уносил с собой массу впечатлений. Невозможно не отметить талант человека, благодаря которому родилось такое творчество! Тогда и у меня зародилось огромное уважение к Фатыху Хайрулловичу.
С 70-х годов прошлого столетия я собираю старинные народные песни. Возможно, благодаря этому моему увлечению, Миляуша Муртазина когдато позвала меня работать на музыкальное отделение. Фатых Хайруллович всегда относился ко мне с уважением, делился со мной своими секретами мастерства. Делился и своими переживаниями: чиновники из областного комитета партии не давали воплощать его лучшие идеи и задумки на сцене.
Многие, я думаю, помнят республиканский фестиваль «Праздник тальянки» 1985–1987 годов, который проводился в Уфимском дворце культуры нефтяников (ныне Башкирский государственный концертный зал). Большую роль в проведении такого грандиозного и значимого мероприятия сыграл, конечно же, Фатых Хайруллович Иксанов, режиссер и главный организатор праздника. В 1986 году он получил почетное звание «Заслуженный деятель культуры БАССР».
Возрождение традиции проведения праздника гармони в Башкортостане произошло и благодаря прекрасной супруге Фатыха Хайрулловича Нафире Назмутдиновне Иксановой-Бабичевой. Мне посчастливилось работать над телевизионной передачей, посвященной празднованию 80-летия Ф.Ихсанова. Гостями передачи были его друзья, коллеги и члены семьи. После смерти первой жены Фатых Хайруллович один воспитывал двоих детей. Наверное, по воле Аллаха, он встретил красавицу Нафиру, родственницу великого поэта Шайхзады Бабича.
Окончив медицинское училище, она проработала несколько лет медсестрой, но творческая натура взяла верх – талантливая танцовщица и певица выбрала путь в искусство. Училась сначала в Уфимском училище искусств, затем – в институте искусств. Фатых Ихсанов заметил девушку, ещё когда она училась в институте, их судьбы сплелись. От брака с первой женой у Фатыха Ихсанова были дочь Айгуль и сын Фархат, Нафира апай родила еще двоих детей – Айсылу и Тагира.
После смерти Фатыха Хайрулловича Нафира апай, желая продолжить дело мужа, вновь поступила в Уфимский государственный институт искусств и получила образование по специальности «режиссер». Дочь Фатыха Иксанова Айгуль работает учителем английского языка в Толбазах, является победителем Всероссийского конкурса «Учитель года», Айсылу – режиссер, Фархат и Тагир – известные деятели искусства. Нафира Иксанова – руководитель фольклорного ансамбля песни и танца «Мирас» в Уфе, заслуженный деятель искусств РБ.
Радует, что одна из новых улиц города Уфы носит имя Фатыха Иксанова. А праздник гармони в Янауле можно назвать живым памятником Фатыху Хайрулловичу! Я уверен, что его внуки, как и дети, не запятнают светлую память своего замечательного деда.
Юлай Гайнетдинов,
народный артист Башкортостана,
лауреат Государственной премии
им.Салавата Юлаева
После окончания Уфимского института искусств в 1980 г. я должна была поехать в Салаватское училище. Но все резко изменилось – меня пригласили в концертную бригаду Филюса Гареева в Башгосфилармонию. Через несколько месяцев встретила Фатыха Хайрулловича, он предложил: «Танзиля, создаем фольклорную бригаду в филармонии, там будут Гали Хамзин, Мавлетбай Гайнетдинов, давай и ты присоединяйся». Он так убедительно говорил, что я не смогла отказаться.
Собрал музыкантов, начал основательно работать над программой. Мне казалось, что она не должна состоять только из одних народных песен, зрители не приняли бы такой концерт. Однако, все вышло наоборот, получился такой песенный спектакль. В зрительном зале было тихо, все на одном дыхании смотрели представление. Перед каждой песней рассказывали ее историю, легенду. Я пела «Зульхизу», а Гали – песни ее возлюбленного Вали. Вот так, постепенно, мы полюбились зрителям.
Вся программа была основана на народном творчестве, на богатстве башкирского языка. Первая программа называлась «Аманат». Мы взялись за нее с большим усердием. Нас в студенческие годы учили петь в статичной позе, а Фатых агай требовал от нас движения. Глядя на него, и поем, и стихи читаем, и танцуем, он нам все показывает, учит, как надо делать.
Бригаду назвали «Ядкар». Перед тем, как показать программу на сцене филармонии, каждый раз «прокатываем» ее перед сельскими зрителями. Однажды приехали в чувашскую деревню Сихонкино Кармаскалинского района. Я сомневалась, что местные жители придут на башкирский концерт. А зал – полный, зрители, смотрю, даже всплакнули в особо драматических местах.
Фольклорный ансамбль «Ядкар»
Потом Фатых агай повез нас в свой родной Архангельский район. Тогда он еще возил с собой своих маленьких детей, которых не с кем было оставить. «Обкатав» программу в нескольких районах, возвращались домой. Так и шла наша концертная жизнь.
Фатых агай ставил для нас новые программы. Одна из них была посвящена родному языку. Он первый вынес на сцену запрещенные в то время стихи Рами Гарипова и из них сделал программу «У кого есть язык – у того есть страна». Фатых агай сам подбирал к ним подходящие песни или
давал задание молодым композиторам сочинить музыку. У нас никогда не было проблем с репертуаром.
«Ты так и осталась в этом «Ядкаре», – говорили мне, но я об этом не жалею. Счастлива, что 25 лет я могла петь на сцене в свое удовольствие. Рядом со мной пели такие выдающиеся исполнители, как Мавлетбай Гайнетдинов с его удивительно мелодичным голосом, мой однокурсник Гали Хамзин. Петь с ними на одной сцене – уже счастье.
Сегодня я преподаю в училище искусств и всегда ставлю в пример своим студентам пение моих дорогих коллег по сцене, учу их петь как пели Гали и Мавлетбай агай.
Для меня «Ядкар» стала большой творческой лабораторией. Мы не бросили нашу концертную бригаду в погоне за большими деньгами, хотя предложения были. Наоборот, мы старались сберечь то, что было наработано годами, поскольку у нас был надежный режиссер – Фатых агай.
Ездили мы по приглашению с концертами по городам и селам Татарстана. На одном из концертов Гульшат апай Зайнашева сказала: «Почему эту славную бригаду из Башкортостана не приглашают за границу? Они же лицо республики, башкирского народа, они достойны представлять ее за рубежом».
Я стояла за кулисами и жадно слушала ее. Она выразила всем нам, а особенно режиссеру, благодарность, ее слова были оценкой нашей работы. Тогда же нас пригласил на казанское радио Рафаэль Ильясов. Записали на радио и сняли на телевидении наши программы «Аманат» и «Любовь». Возможно, эти записи сохранились до наших дней. Это было высокой оценкой нашего труда. Поездка в Казань подняла нас на новую ступень. Мы поверили в себя, словно крылья выросли.
Затем начались гастроли. Поехали в Германию на 750-летие Берлина. Мы были единственные артисты из России. Фатых агай сам нас повез и как собственных детей всю дорогу опекал. Что интересно, в Германии нет зрительных залов. Все сидят за столами, кушают-пьют. И Фатых агай между ними. Концерт идет с переводом, зрители не понимают, что происходит на сцене. Дошли до песни «Йыуаса». Фатых агай взял горсть конфет и принес мне со словами «Вот йыуаса». Поделили пополам и съели. Он быстро находил выход из ситуации. Поездка по Германии удалась. Впоследствии участвовали в ХII Всемирном фестивале молодежи в Москве.
В те годы Фатых агай был самым талантливым режиссером филармонии, постановщиком популярного в республике праздника «Ҡаҙ өмәһе». На постановку новой программы он приглашал именитых Фариду Кудашеву и Бахти Гайсина. Они консультировали певцов и музыкантов. Репетиции проходили в большом танцевальном зале. Как Фатых агай все успевал: и афиши заказывать, и в газеты, журналы писать, такой был ответственный человек. Он и на сельских концертах не разрешал выступать без репетиций.
К сожалению, многое Фатых агай не успел сделать. Возможно, при нем «Ядкар» не распался бы. Многих артистов Фатых агай по-отечески опекал, помогал на жизненном пути.
У нашего народа тонкая душа… У него слабый иммунитет к жизненным невзгодам, поэтому и жизнь короткая. Особенно у творческих людей.
Танзиля Узянбаева,
заслуженная артистка РБ и РФ
Фатых агай через звуки тальянки остался в моем сердце незабываемой мелодией. Для меня теперь голос тальянки – это его мелодия. Тальянка и Фатых агай – это мелодизм и дух, ум и мастерство. Все это тесно переплелось, заставляя думать, плакать и переживать, оживать и возрождаться к жизни, гордиться и быть благодарным.
Многие из нас вышли на большую сцену из «Праздника тальянки», через него пришли к народному творчеству. Он открыл новые таланты, подняв башкирскую культуру на самый высокий уровень. По всем районам и городам собирая жемчужины народного творчества, Фатых агай отшлифовывал их, доводя своим мастерством до блеска, и только потом представлял на суд зрителей.
Фатых агай знал по имени всех участников праздника. Когда он строго говорил: «Где ты, почему не на сцене?» – одолевали робость и страх сделать что-то не так, провалить выступление. На нас лежала серьезная ответственность. Выступать на такой сцене – уже большая честь. Поэтому мы прислушивались к каждому его слову, совету и старались выполнить все рекомендации мастера.
Всегда удивляло, как он всех запоминал по имени. Теперь понимаю. Как же забудешь тех, кого по крупинке, как золото, собирал в глубинке, словно старатель искал сокровища в недрах земных. Он любил людей. Фатых агай поднял народное творчество на один уровень с профессиональным искусством.
Непостижимо, как он справлялся с таким количеством людей! Фатых агай проводил репетиции за репетицией на разных сценах с разными коллективами, но никогда ничего не забывал и нам не давал ошибаться. Помнил каждое движение, каждый жест. Удивительные ум и память…
Главная улица столицы – улица Ленина в дни праздника бурлила. «Праздник тальянки» стал самым первым из массовых народных празднеств в республике, а Фатых агай – его основателем. Три года подряд проводившийся фольклорный праздник открыл столько талантов, вывел их на профессиональную сцену. Сколько людей нашли друг друга на творческом пути.
Я тоже приобрела много новых друзей. При встрече с ними всегда вспоминаем те незабываемые дни и, конечно, нашего учителя – Фатыха агая. Он приглашал меня на работу в филармонию в качестве конферансье, худсовет одобрил мою кандидатуру. Но по каким-то причинам мне не удалось уехать из района. Сегодня я об этом сожалею. Сожалею, что не удалось поработать с таким профессионалом – Фатыхом Иксановым.
Танзиля Калмырзина,
заслуженный работник культуры РБ
Когда меня в 1991 году назначили начальником отдела культуры Янаульской районной администрации, я начала работу со знакомства с сельскими клубными учреждениями. С этой целью решили организовать фестиваль. Надо было заодно выявить всех играющих на музыкальных инструментах.
Зональные конкурсы прошли успешно. Подводя итоги фестиваля, мы пришли к выводу, что участники художественной самодеятельности, играющие на народных инструментах – в основном люди пожилого возраста. И что со временем, когда их не станет, некому будет сыграть на баяне или мандолине. Тогда и возникла идея провести праздник «Играйте, гармони», чтобы привлечь внимание молодых к народной музыке и показать им мастерство старших поколений. В 1992 году он прошел в районе впервые и всем запомнился. Собралось около 300 гармонистов, всем им были вручены грамоты и призы.
Перед работниками культуры была поставлена задача – научить молодежь играть на народных инструментах. Скоро все, кто умел играть на гармони или баяне, взялись за дело. Через год в каждом сельском клубе можно было увидеть мальчишек, лихо растягивающих меха гармошки.
Х Республиканский праздник
гармони в Янауле
Большой фестиваль прошел в Янауле в 1994 году. В нем участвовали более 400 музыкантов. Большую помощь оказал нам Халит Фатихов, который был знаком с работой Фатыха Иксанова при организации республиканского «Праздника тальянки» в 80-х годах. В те годы филиал Республиканского центра народного творчества находился в Нефтекамске. Его руководитель Владимир Юрин также помог нам в организации фестиваля в качестве режиссера, заявив, что выведет его на республиканский уровень. Поддержал нас в этом стремлении и глава администрации Янаула Назир Зиязов, сам любивший играть на баяне.
В первый раз фестиваль под названием «Моңға бай гармун байрамы», собравший гармонистов со всей республики, состоялся в 1995 году. Были также музыканты из Ханты-Мансийска, Новосибирска, Перми, Свердловска, Татарстана. Все прошло на высшем уровне. Тогда Халит Фатихов предложил пригласить вдову Фатыха
Иксанова Нафиру Назмутдиновну. Нафира Назмутдиновна откликнулась на наше предложение. Она привезла с собой сценарий праздника, собиравшего 1000 музыкантов, фотографии тех событий и большой портрет Фатыха Иксанова, написанный старшим сыном Фархадом.
Янаульская сцена собрала гармонистов со всей страны
Показавший высокий уровень организации фестиваль решили в следующий раз провести объединенно с Всемирным фестивалем дружбы «Бердямлек». Янаульцы взяли на себя такую ответственность – организацию мероприятия международного масштаба. Приехали гости из Сербии, Индии, Турции, Бразилии, Египта, Бельгии, Китая, Монголии, Вьетнама и Африки. Со всей России собрались фольклорные коллективы. Иностранцы с удивлением смотрели на наши миниатюрные гармошки и тальянки, не веря, что из них можно извлечь такую красивую музыку.
Народ, пришедший на праздник, не вмещался во Дворец культуры, поэтому решили транслировать концерт на большом экране на главной городской площади. Номера наших гармонистов чередовались с выступлениями гостей фестиваля. Это был настоящий праздник дружбы. С годами он стал традиционным мероприятием, проводится один раз в два года. И мы вышли не только на республиканский уровень, как мечтали, а стали известны во всем мире.
Рима Фазлыева,
начальник отдела культуры
Администрации г.Янаула
и Янаульского района (1991–2009 гг.),
заслуженный учитель БАССР
Если вы спросите, каким человеком был Фатых Хайруллович Иксанов, я отвечу так: он из тех, кто испытал сполна и горе, и радость. Осиротев в возрасте пяти лет, деревенский мальчик рос, как трава на обочине, без родительской любви. Всегда удивляло, откуда в этом парне такие аристократические манеры. Фатых, видимо, впитал их с молоком матери. Саида иняй была уважаемым учителем в округе.
Желая получить образование, после 7 лет учебы в школе он поступает в уфимское училище (ФЗУ). Селится у родственников матери в бараке, в комнате площадью 9 кв.м., в пригородном поселке Новоалександровка под Уфой, став седьмым членом и без того большой семьи. Фатых был благодарен этим прекрасным людям до конца своих дней.
В те годы был популярен новоалександровский клуб «Новатор», где работали кружки самодеятельности. (В 1969 году я и сама посещала хор и танцевальный коллектив под управлением С.И.Старовойтова). Иксанов после работы шел в клуб, т.к. очень любил танцевать. Обладая грациозным телосложением, он не ходил, а летал, настолько легки и плавны были его движения.
Фатых ушел служить на Тихоокеанский флот, его назначили коком. В минуты отдыха он исполнял «Матросский» танец, развлекая своих товарищей. Прослужив три года, он вернулся домой и поступил в Уфимский техникум искусств на театральное отделение, посещал курсы Габдуллы Гиляжева. По окончании техникума Фатыха Иксанова направляют работать в Башкирский драматический театр им.Мажита Гафури. Там он встретил свою будущую супругу Фариду.
Фатых исполнял различные роли в театре, но его энергия и творческая фантазия требовали чего-то большего. Он поступил учиться на режиссера и уехал в Москву. Перевез свою семью. Чтобы оплачивать проживание и питание, подрабатвал дворником.
В ГИТИСе Фатых Иксанов учился у выдающегося режиссера Иокима Георгиевича Шароева. Они сохранили свою дружбу через письма и телефонные звонки, делились друг с другом радостями и успехами. Я до сих пор бережно храню эти письма.
Моя первая встреча с Фатыхом Иксановым произошла на вступительном экзамене в Уфимском училище искусств. Во втором туре отборочного этапа комиссия просила каждого абитуриента исполнить песню. Я спела на русском языке. «Ну, а теперь давай на башкирском», – попросил меня Фатых Хайруллович. Слово члена комиссии – закон, я спела. Он одобрил. Так впервые мы познакомились.
Нафира и Фатых Иксановы
После окончания ГИТИСа Фатых вернулся на родину и стал преподавать сценическую культуру в училище. После смерти жены он часто приходил на работу с детьми. Я сама выросла в многодетной семье, поэтому понимала, какое сложное детство досталось этим ребятам. Часто приглядывала за ними. Видимо, суждено было мне заменить им маму.
Для того, чтобы разглядеть талант, нужно и самому обладать выдающимися способностями. Концертная программа «Ҡаҙ өмәһе», дипломная работа Фатыха в ГИТИСе, для Башкортостана стала открытием. Такие простенькие народные песни, как «Ҡаҙ канаты», звучали со сцены словно ария. А сколько других забытых или ранее неизвестных песен прозвучало в программе!
Полное название представления звучало так: «Ҡаҙ өмәһе, или встреча с молодостью». Зал филармонии был полон зрителей. Мы глаз не могли оторвать от юношей, играющих на тальянке. Это было такое замечательное зрелище! В нём участвовали не только известные артисты Ильфак Смаков, Марат Рафиков, Гульсум Хабибуллина, Хана Мингажева, Рим Бакиров, но и только начинающие свой творческий путь Назифа Амирова-Кадырова, Роза Аккучукова и многие другие.
Сейчас я осознаю, какое развитие дало это мероприятие республиканскому фольклору. После него в сёлах стали проводить праздники «Ҡаҙ өмәһе».
Фатых Иксанов был режиссером одновременно девяти концертных бригад в Башгосфилармонии, на нем была большая ответственность. Сам писал сценарии программ, когда надо, сочинял и скетчи, и интермедии. А еще писал сценарии для Ахата Уразметова, более известного по сценическому псевдониму Катук.
Я раньше и представить не могла, что буду общаться с этим великим комедийным артистом. Фатых Хайруллович долгие годы был его личным режиссером. Он очень уважал Ахата Уразметова, дома ни разу не назвал его Катуком, только – Ахат Салихович. Я тогда плохо знала артистов по именам, спрашивала: «Кто такой этот Ахат Салихович?» Он отвечал: «Это – башкирский Чарли Чаплин!»
Как только в филармонии начиналась репетиция, наша квартира становилась её филиалом. Как-то раз возвращаюсь я домой, а там всё вверх дном стоит. Оказалось, что костюм Уразметову ищут, да ещё так усердно! «Для интермедии «Катук возвращается с курорта» срочно нужен костюм». Я говорю: «Ну что носят на курорте? Панаму, шорты и зонтик». Как тогда все смеялись. И это был самый удачный выбор, всем зрителям он запомнился на долгие годы.
Я наизусть знаю все интермедии Ахата Салиховича, ведь практически все они родились в нашей квартире. Катук был не просто другом Фатыха, но и незаменимым соавтором. Они оба были очень талантливы и дополняли друг друга.
Фатых Иксанов всегда старался открыть новые таланты. Он выводил на сцену своих студентов, готовил для них программу, постоянно улучшая и обновляя её. Так, каждый год проводился конкурс «Молодые голоса». Те молодые артисты сегодня – заслуженные и народные артисты республики: Идрис Газиев, Айдар Галимов, Фадис Ганиев и другие.
«Праздник тальянки» стал одним из самых масштабных и интересных культурных мероприятий Башкортостана в 80-е годы, он проводился в честь знаменательных событий истории республики и страны. Например, первый такой праздник был посвящен 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. Рафаэль Сафин прочитал тогда поэму «Тальянка». Второе представление было сформировано в формате народных традиций и обрядов, таких как «Башкирская свадьба», «Народные игры».
Третье было посвящено празднованию 70-летия Октябрьской революции. Из всех праздников этот стал самым ярким, прошел на высшем уровне. Вся улица Ленина башкирской столицы была заполнена тачанками. Город гудел и праздновал. А четвертый назывался «Жемчужины народного творчества», в нем участвовали только дети.
После мероприятия каждый участник получал либо грамоту, либо благодарственное письмо или почетное звание. Фатых старался поддержать всех талантливых исполнителей. К сожалению, некоторых уже нет с нами. Но многие до сих пор благодарят Фатыха Хайрулловича, вспоминают его добрым словом. В поиске талантливых тальянистов Фатых даже до самого Казахстана добрался. Лучшими исполнителями на тальянке были братья Мухояровы. Фотографии и статью про музыкантов он опубликовал в газете. Мечтал написать книгу об этих самобытных талантах.
Самые яркие снимки хранятся в девяти его альбомах. Чтобы их могли увидеть как можно больше людей, я отдала альбомы в Республиканский центр народного творчества, надеясь на издание книги. Но не вышло. Спасибо янаульцам – они продолжают традиции гармонной культуры. Я передала им материалы для музейного фотоальбома. Некоторые узнают на фото своих родственников, а кто-то – и себя в молодости. А записи Фатыха всё ещё ждут своего часа.
Нафира Иксанова,
заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан,
заслуженный работник культуры Республики Башкортостан