Детство уфимца Ильшата Байбурина было бог атым на события. Родители были людьми творческими, влюбленными в искусство, обожали читать классику, не пропускали премьеры в театрах Уфы. Мама Лира Ибрагимовна записала сына во всевозможные кружки. Ильшат занимался фигурным катанием, гимнастикой, дзюдо, окончил музыкальную школ у по классу баяна, танцевал в ансамбле «Дружба», был солистом... Но мама почему-то сына не привела в художественную школу, хотя он всегда хорошо рисовал и был бессменным оформителем школьной стенгазеты. После окончания школы он сам решил, что ему надо поступать на художественно-графический факультет Башкирского государственного педагогического института, ныне БГПУ им. М.Акмуллы. Выпускник вуза 1997 года мечтал посвятить себя живописи. Но после разрушительного дефолта и кризиса конца 90-х в стране устроиться на работу было нереально, а живопись вообще никому не нужна была. Дипломированный художник шкурил машины в автосалонах, работал охранником. Затем ему удалось устроиться дизайнером в ООО ТДК «Гостиный двор». Занимая площадь 40 тысяч квадратных метров, торгово-деловой комплекс приютил под своей крышей более 150 торговых и развлекательных заведений. Начинающий дизайнер и команда, в которой он работал, понимали, что в мире бизнеса, когда конкуренция заставляет бороться за каждого по- купателя, важна каждая деталь, каждая мелочь и не последнюю роль в этом деле играет место, которое является полем непосредственной деятельности.
– Магазин, салон, офис – это лицо фирмы. Каким оно будет? Каким оно должно быть? Эти вопросы принципиальны, ведь от того, насколько верно и грамотно оформить торговую точку, зависит успех, – считает Ильшат Рифгатович.
За короткий срок команда единомышленников успешно справилась с заказом огромного комплекса, который стал излюбленным местом горожан. В Гостиный двор приходили не только за покупками, но и отдыхать семьями, с детьми, каждый желающий находил себе занятие по душе.
Потом Ильшат Байбурин поработал заведующим постановочной частью государственного татарского театра «Нур», побывал главным дизайнером спирто-водочного комбината «Золотой век», был арт-директором агентства рекламы «Базовый элемент». Уже пошли заказы от крупных клиентов. Для одной компании сделали календарный проект с акварелями. Его увидел инвестор и предложил оформить крупнейший на тот момент фитнес-центр города. Тогда еще опыта комплексных интерьерных работ не было. Делали пару небольших точек ресторанов, а тут надо было оформить 1500–2000 квадратных метров. Это был большой опыт, необходимый для Ильшата Рифгатовича и его коллектива дальше творить и покорять новые вершины.
В 2005 году Ильшат Байбурин с супругой Еленой Осадовой создали студию Paradox Boх, которая спустя три года возглавила рейтинг АКАР в категории «Бренд-дизайн» и за десять лет получила столько наград, что оказалась на четвертом месте среди самых награждаемых студий России по версии Adme.ru.
– Собирался покупать машину, но на эти деньги мы приобрели первоначальную партию профессиональной техники. Пошли заказы, и через год мы твердо встали на ноги, –говорит о первых шагах солидной компании Ильшат Рифгатович. – Сейчас нет барьеров для работы и география заказчиков – вся Россия, а иногда и зарубежье. Московский рынок для нас самый привлекательный в плане стоимости проектов. В числе других пяти студий мы разрабатывали дизайн факела для казанской Летней универсиады-2013, но тогда победа досталась другим. Когда столица Татарстана снова получила право проведения крупного спортивного праздника, организаторы опять пригласили нас для создания дизайна медалей к чемпионату мира по водным видам спорта, который проходил в Казани в 2015 году. Мы отправили несколько работ, и больше всего баллов получил концепт нашего дизайнера Риммы Ганиевой.
Нас в коллективе 9 человек. Мы как одна семья. Каждый год в день рождения студии мы весело подводим итоги, чествуем лучших, выбираем «Человека парадокса» и по традиции отправляем путешествовать. Постоянно участвуем в различных конкурсах, ведь это всегда возможность получить новый опыт. С заказами проблем нет, мы развивались, учились у маститых. Проводили мастер-классы, которые были необходимы людям, разрабатывающим дизайн на примере некоторых наших же проектов.
Студия Paradox Box периодически организовывает Дни дизайна в Уфе. Еще в 2012 году сделали первую выставку графического дизайна, читали лекции о секретах профессионального дизайна, кстати, аудитории не вмещали всех желающих. В последующие годы с помощью Международной ассоциации дизайнеров привозили выставку плаката мирового уровня. Приглашали настоящих звезд, представителей топ-10 лучших дизайн-студий России для мастер-классов и семинаров. В Центре развития компетенций художественно-графического факультета родного вуза в рамках Международной научно-практической конференции «Дизайн и архитектура в современном социокультурном пространстве» прошел мастер-класс Ильшата Байбурина на тему: «Брендинг – это просто».
– Хороший дизайнер должен быть психологом, историком, разбираться в музыке, живописи, владеть словом, – считает профессионал. – Всегда должен вестись диалог между заказчиком и дизайнером: заказчик лучше знает свой бизнес, а дизайнер знает, как оформить идею заказчика наилучшим образом.
– За семь лет это был первый госконтракт, – говорит Ильшат Рифгатович о проекте Terra Bashkiria. – Мы выиграли конкурс, размещенный на сайте госзакупок. Вся наша команда понимала, что это самый масштабный проект для нас. Разработка такого проекта не идет ни в какое сравнение с коммерческими проектами, даже самыми крутыми. О нас, о Башкирии, к сожалению, очень мало знают. Хотя БАССР в Советском Союзе знали, к нам приезжали туристы. Нам есть что показать, особенно потрясающую природу: у нас есть Урал, пещера Шульган-таш с наскальными рисунками.
При разработке проекта выяснилось, что 57% туристических фирм страны хотели бы продавать туры в Башкирию, но при этом 67% представителей туриндустрии страны ничего не знают о регионе.
Руководитель проекта рад, что этой работой занималась именно уфимская компания, и уверен, слова Terra Bashkiria станут визитной карточкой республики как в России, так и за ее пределами и слоган «Душа Урала. Сердце Евразии» – это не просто слова.
На VI фестивале туристических видеопрезентаций в номинации «Презентация территорий» ролик Terra Bashkiria занял первое место. 19 международных экспертов, профессионалов высочайшего уровня сказали, что на сегодняшний день это один из лучших туристских брендов не только в России, но и в мире.
– Когда я делаю работу, которая мне очень нравится, часто бывает, что я еще долго что-то в нее добавляю, – говорит Ильшат Рифгатович. – Все основополагающие вещи в бренде имеют под собой фундамент, все появилось не просто так. Что касается деталей, я еще буду думать. Это же не отлито в бронзе, а живой проект, который должен решать масштабные задачи. Он будет жить и адаптироваться под новые реалии.
Бренд зажил своей жизнью: этот символ уже используется на одежде, аксессуарах, эмблеме меда, кумыса. Сегодня его можно увидеть на афишах, турбазах, в санаториях, в форме футбольной команды «Уфа». На уфимском ипподроме «Акбузат» прошел первый конный турнир «Терра Башкирия» – одно из многочисленных событий, посвященных 100-летию образования республики. Баннеры с символикой бренда появились в международном аэропорту «Уфа», на некоторых остановках города. Стелу Terra Bashkiria установили в Гостином дворе. Бренд начал появляться и в названиях некоторых туристических маршрутов. На общественных началах команда Байбурина разработала социальную рекламу, и появился еще один проект «Terra Bashkiria – земля талантов», целью которого было показать великих людей, связанных с нашим краем. Это баннеры с Шаляпиным, Нуреевым, Нестеровым, Аксаковым, Мустаем Каримом.
На узнаваемость бренда должно сработать и участие в федеральных и международных выставках. Появление нового туристического бренда особенно актуально сейчас, когда мы широко отмечаем 100-летие республики. В следующем году пройдет Всемирная фольклориада, а в 2021 году состоится Международный конгресс по пчеловодству «Апимондия». Это хорошие поводы для гостей и туристов приехать в нашу прекрасную республику
Несколько лет назад Ильшата Байбурина пригласили поработать в комиссию при администрации города Уфы, где рассматривались заявки на оформление фасадов, вывесок. Насмотревшись на чужие работы разного уровня, он решил попробовать себя в этом новом деле, и появился проект жилого комплекса «Яркий», широко известный среди уфимцев.
Пространство для малышей отделено от зоны для подростков. Зона для воркаута оборудована надежными и безопасными тренажерами, турниками, брусьями и другими гимнастическими снарядами. Центральную часть игровой зоны для малышей занимают тематические элементы в виде самосвала, подъемного крана и другой строительной техники. Не забыли проектировщики и о родителях, для которых рядом с площадками установлены удобные лавки и скамейки, где они могут наблюдать за своими малышами.
Разработкой дизайна фасадов и зон общего пользования Клубного дома «Соты», который строит ГК «Первый Трест», тоже занималась студия Paradox Box.
– Мы все мечтаем о том, чтобы в столице республики начали, наконец, строить не просто дома, а архитектурные достопримечательности, здания с именем, лицом, историей, легендой. Чтобы у нас появились свои «Танцующие дома», как в Праге, свои «дома Мила», как в Барселоне… Ключевая идея Клубного дома «Соты» – панорамное остекление фасада в форме правильных шестиугольников, гексагонов. Гексагон –это символ красоты, гармонии и целостности. Также правильные шестиугольники призваны напоминать пчелиные соты, ведь мед – один из символов нашей республики. Мы очень надеемся, что Клубный дом с говорящим названием «Соты» станет настоящим символом столицы, ее украшением и одной из первых ласточек этой архитектурной весны. И это совершенно особое чувство: ты что-то придумал, нарисовал, потом семьсот человек это реализовывают, а впоследствии – будет видеть весь город, причем как минимум на протяжении нескольких десятилетий.
Хотя Ильшат Рифгатович говорит, что долгосрочных планов он не строит, но есть у него мечта – организовать персональную выставку своих работ. Работает он во всех жанрах: портрет, натюрморт, пейзаж. Утверждает, что руководитель его дипломной работы «Хранительница» Ринат Харисов научил его «зрить в корень». Ильшат Рифгатович знаком со многими мэтрами башкирской живописи. Недавний просветительский проект «Любимые художники Башкортостана», вызвавший огромный интерес не только в республике, России, но и за рубежом, возможно, разбудил его ожидавшую своего времени мечту. Персональная выставка – это всегда своего рода откровение, так что впереди нас ожидает встреча с интересным творцом Ильшатом Байбуриным