Все новости
Культура и искусство
24 Сентября 2019, 18:15

Ильшат Байбурин: «Terra Bashkiria» станет визитной карточкой республики

Ильшат Байбурин – арт-директор студии Paradox Box, за десять лет не раз входившей в десятку лучших дизайн-агентств России. У студии много разных проектов, одним из крупных является туристический бренд республики Terra Bashkiria, вызвавший огромный интерес публики и всего культурного сообщества. Ильшат Рифгатович также успешно занимается живописью и планирует провести персональную выставку.

Вдохновение приходит за работой

Детство уфимца Ильшата Байбурина было бог атым на события. Родители были людьми творческими, влюбленными в искусство, обожали читать классику, не пропускали премьеры в театрах Уфы. Мама Лира Ибрагимовна записала сына во всевозможные кружки. Ильшат занимался фигурным катанием, гимнастикой, дзюдо, окончил музыкальную школ у по классу баяна, танцевал в ансамбле «Дружба», был солистом... Но мама почему-то сына не привела в художественную школу, хотя он всегда хорошо рисовал и был бессменным оформителем школьной стенгазеты. После окончания школы он сам решил, что ему надо поступать на художественно-графический факультет Башкирского государственного педагогического института, ныне БГПУ им. М.Акмуллы. Выпускник вуза 1997 года мечтал посвятить себя живописи. Но после разрушительного дефолта и кризиса конца 90-х в стране устроиться на работу было нереально, а живопись вообще никому не нужна была. Дипломированный художник шкурил машины в автосалонах, работал охранником. Затем ему удалось устроиться дизайнером в ООО ТДК «Гостиный двор». Занимая площадь 40 тысяч квадратных метров, торгово-деловой комплекс приютил под своей крышей более 150 торговых и развлекательных заведений. Начинающий дизайнер и команда, в которой он работал, понимали, что в мире бизнеса, когда конкуренция заставляет бороться за каждого по- купателя, важна каждая деталь, каждая мелочь и не последнюю роль в этом деле играет место, которое является полем непосредственной деятельности.

Магазин, салон, офис – это лицо фирмы. Каким оно будет? Каким оно должно быть? Эти вопросы принципиальны, ведь от того, насколько верно и грамотно оформить торговую точку, зависит успех, – считает Ильшат Рифгатович.

За короткий срок команда единомышленников успешно справилась с заказом огромного комплекса, который стал излюбленным местом горожан. В Гостиный двор приходили не только за покупками, но и отдыхать семьями, с детьми, каждый желающий находил себе занятие по душе.

Потом Ильшат Байбурин поработал заведующим постановочной частью государственного татарского театра «Нур», побывал главным дизайнером спирто-водочного комбината «Золотой век», был арт-директором агентства рекламы «Базовый элемент». Уже пошли заказы от крупных клиентов. Для одной компании сделали календарный проект с акварелями. Его увидел инвестор и предложил оформить крупнейший на тот момент фитнес-центр города. Тогда еще опыта комплексных интерьерных работ не было. Делали пару небольших точек ресторанов, а тут надо было оформить 1500–2000 квадратных метров. Это был большой опыт, необходимый для Ильшата Рифгатовича и его коллектива дальше творить и покорять новые вершины.


Дизайнер знает, как оформить идею

В 2005 году Ильшат Байбурин с супругой Еленой Осадовой создали студию Paradox Boх, которая спустя три года возглавила рейтинг АКАР в категории «Бренд-дизайн» и за десять лет получила столько наград, что оказалась на четвертом месте среди самых награждаемых студий России по версии Adme.ru.

Собирался покупать машину, но на эти деньги мы приобрели первоначальную партию профессиональной техники. Пошли заказы, и через год мы твердо встали на ноги, –говорит о первых шагах солидной компании Ильшат Рифгатович. – Сейчас нет барьеров для работы и география заказчиков – вся Россия, а иногда и зарубежье. Московский рынок для нас самый привлекательный в плане стоимости проектов. В числе других пяти студий мы разрабатывали дизайн факела для казанской Летней универсиады-2013, но тогда победа досталась другим. Когда столица Татарстана снова получила право проведения крупного спортивного праздника, организаторы опять пригласили нас для создания дизайна медалей к чемпионату мира по водным видам спорта, который проходил в Казани в 2015 году. Мы отправили несколько работ, и больше всего баллов получил концепт нашего дизайнера Риммы Ганиевой.

Нас в коллективе 9 человек. Мы как одна семья. Каждый год в день рождения студии мы весело подводим итоги, чествуем лучших, выбираем «Человека парадокса» и по традиции отправляем путешествовать. Постоянно участвуем в различных конкурсах, ведь это всегда возможность получить новый опыт. С заказами проблем нет, мы развивались, учились у маститых. Проводили мастер-классы, которые были необходимы людям, разрабатывающим дизайн на примере некоторых наших же проектов.

Студия Paradox Box периодически организовывает Дни дизайна в Уфе. Еще в 2012 году сделали первую выставку графического дизайна, читали лекции о секретах профессионального дизайна, кстати, аудитории не вмещали всех желающих. В последующие годы с помощью Международной ассоциации дизайнеров привозили выставку плаката мирового уровня. Приглашали настоящих звезд, представителей топ-10 лучших дизайн-студий России для мастер-классов и семинаров. В Центре развития компетенций художественно-графического факультета родного вуза в рамках Международной научно-практической конференции «Дизайн и архитектура в современном социокультурном пространстве» прошел мастер-класс Ильшата Байбурина на тему: «Брендинг – это просто».

Хороший дизайнер должен быть психологом, историком, разбираться в музыке, живописи, владеть словом, – считает профессионал. – Всегда должен вестись диалог между заказчиком и дизайнером: заказчик лучше знает свой бизнес, а дизайнер знает, как оформить идею заказчика наилучшим образом.

Набросок натюрморта

Terra Bashkiria – туристический бренд с большим потенциалом

За семь лет это был первый госконтракт, – говорит Ильшат Рифгатович о проекте Terra Bashkiria. – Мы выиграли конкурс, размещенный на сайте госзакупок. Вся наша команда понимала, что это самый масштабный проект для нас. Разработка такого проекта не идет ни в какое сравнение с коммерческими проектами, даже самыми крутыми. О нас, о Башкирии, к сожалению, очень мало знают. Хотя БАССР в Советском Союзе знали, к нам приезжали туристы. Нам есть что показать, особенно потрясающую природу: у нас есть Урал, пещера Шульган-таш с наскальными рисунками.

При разработке проекта выяснилось, что 57% туристических фирм страны хотели бы продавать туры в Башкирию, но при этом 67% представителей туриндустрии страны ничего не знают о регионе.

– Создав приставку Terra, которая представляет образ неизвестной мистической страны, мы хотели, чтобы людям захотелось приехать к нам и раскрыть тайны первозданного. Почему Terra? Мы создали бренд, который рассчитан на туристов – аудиторию извне. «Terra» – слово интернациональное, надкультурное, принадлежит всему миру. И оно очень красиво звучит в связке со словом «Башкирия».

Руководитель проекта рад, что этой работой занималась именно уфимская компания, и уверен, слова Terra Bashkiria станут визитной карточкой республики как в России, так и за ее пределами и слоган «Душа Урала. Сердце Евразии» – это не просто слова.

На VI фестивале туристических видеопрезентаций в номинации «Презентация территорий» ролик Terra Bashkiria занял первое место. 19 международных экспертов, профессионалов высочайшего уровня сказали, что на сегодняшний день это один из лучших туристских брендов не только в России, но и в мире.

Когда я делаю работу, которая мне очень нравится, часто бывает, что я еще долго что-то в нее добавляю, – говорит Ильшат Рифгатович. – Все основополагающие вещи в бренде имеют под собой фундамент, все появилось не просто так. Что касается деталей, я еще буду думать. Это же не отлито в бронзе, а живой проект, который должен решать масштабные задачи. Он будет жить и адаптироваться под новые реалии.

Бренд зажил своей жизнью: этот символ уже используется на одежде, аксессуарах, эмблеме меда, кумыса. Сегодня его можно увидеть на афишах, турбазах, в санаториях, в форме футбольной команды «Уфа». На уфимском ипподроме «Акбузат» прошел первый конный турнир «Терра Башкирия» – одно из многочисленных событий, посвященных 100-летию образования республики. Баннеры с символикой бренда появились в международном аэропорту «Уфа», на некоторых остановках города. Стелу Terra Bashkiria установили в Гостином дворе. Бренд начал появляться и в названиях некоторых туристических маршрутов. На общественных началах команда Байбурина разработала социальную рекламу, и появился еще один проект «Terra Bashkiria – земля талантов», целью которого было показать великих людей, связанных с нашим краем. Это баннеры с Шаляпиным, Нуреевым, Нестеровым, Аксаковым, Мустаем Каримом.

На узнаваемость бренда должно сработать и участие в федеральных и международных выставках. Появление нового туристического бренда особенно актуально сейчас, когда мы широко отмечаем 100-летие республики. В следующем году пройдет Всемирная фольклориада, а в 2021 году состоится Международный конгресс по пчеловодству «Апимондия». Это хорошие поводы для гостей и туристов приехать в нашу прекрасную республику

Бренд рассчитан на туристов извне

Человек, создающий красоту, чист и богат душой

Несколько лет назад Ильшата Байбурина пригласили поработать в комиссию при администрации города Уфы, где рассматривались заявки на оформление фасадов, вывесок. Насмотревшись на чужие работы разного уровня, он решил попробовать себя в этом новом деле, и появился проект жилого комплекса «Яркий», широко известный среди уфимцев.

– Застройщики к нам пришли с масштабным проектом, готовой архитектурной концепцией и название жилищного комплекса у них уже было – Кустаревский. Мы придумали логотип, стиль, концепцию, предложили другое название – «Яркий». Слово простое и понятное для всех. Предложили поделить микрорайоны на маленькие зоны, которые стилизовали под города-столицы мира. Предполагалось, что у каждой «столицы» будет свое обозначение и свой цветовой код. В микрорайоне будут созданы все условия для молодых семей. На сегодняшний день в Европе очень популярны тематические детские площадки, где в конструкции пространства заложена какая-то определенная тема, которая выполняет, прежде всего, развивающую и обучающую функции. И мы это учитывали при создании проекта.

Пространство для малышей отделено от зоны для подростков. Зона для воркаута оборудована надежными и безопасными тренажерами, турниками, брусьями и другими гимнастическими снарядами. Центральную часть игровой зоны для малышей занимают тематические элементы в виде самосвала, подъемного крана и другой строительной техники. Не забыли проектировщики и о родителях, для которых рядом с площадками установлены удобные лавки и скамейки, где они могут наблюдать за своими малышами.

Разработкой дизайна фасадов и зон общего пользования Клубного дома «Соты», который строит ГК «Первый Трест», тоже занималась студия Paradox Box.

ЖК «Соты» в Уфе обладает не только говорящим названием, но и архитектурой

Мы все мечтаем о том, чтобы в столице республики начали, наконец, строить не просто дома, а архитектурные достопримечательности, здания с именем, лицом, историей, легендой. Чтобы у нас появились свои «Танцующие дома», как в Праге, свои «дома Мила», как в Барселоне… Ключевая идея Клубного дома «Соты» – панорамное остекление фасада в форме правильных шестиугольников, гексагонов. Гексагон –это символ красоты, гармонии и целостности. Также правильные шестиугольники призваны напоминать пчелиные соты, ведь мед – один из символов нашей республики. Мы очень надеемся, что Клубный дом с говорящим названием «Соты» станет настоящим символом столицы, ее украшением и одной из первых ласточек этой архитектурной весны. И это совершенно особое чувство: ты что-то придумал, нарисовал, потом семьсот человек это реализовывают, а впоследствии – будет видеть весь город, причем как минимум на протяжении нескольких десятилетий.

Хотя Ильшат Рифгатович говорит, что долгосрочных планов он не строит, но есть у него мечта – организовать персональную выставку своих работ. Работает он во всех жанрах: портрет, натюрморт, пейзаж. Утверждает, что руководитель его дипломной работы «Хранительница» Ринат Харисов научил его «зрить в корень». Ильшат Рифгатович знаком со многими мэтрами башкирской живописи. Недавний просветительский проект «Любимые художники Башкортостана», вызвавший огромный интерес не только в республике, России, но и за рубежом, возможно, разбудил его ожидавшую своего времени мечту. Персональная выставка – это всегда своего рода откровение, так что впереди нас ожидает встреча с интересным творцом Ильшатом Байбуриным