Все новости
Культура и искусство
12 Декабря 2018, 17:51

Легенда башкирского балета

(К 70-летию народной артистки России и Башкортостана, лауреата Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева Леоноры Куватовой)

Балет — её судьба

Что для неё балет, классический танец? Сказать, что это её профессия — значит не сказать ничего. Это её жизнь, судьба, любовь, смысл всего существования. Пятьдесят лет верного, самоотверженного, красивого служения любимому искусству! Четверть века из них — на сцене. Это светлые, романтичные страницы истории башкирского балета, овеянные индивидуальностью именно Леоноры Куватовой. Прожиты десятки судеб героинь мировой классики, исполнены главные партии практически во всех произведениях русских, зарубежных и национальных авторов, театрального репертуара. А потом — четверть века педагогической, балетмейстерской, руководящей работы в театре и Башкирском хореографическом колледже имени Рудольфа Нуреева. Там они с мужем Шамилем Терегуловым (тоже танцовщиком, выпускником Пермского училища (класс знаменитого Юлия Плахта), затем художественным руководителем башкирского балета в течение почти тридцати лет) давали уроки с первых дней основания школы. Преподавали и сами учились, постигали премудрости, тонкости науки воспитания и обучения, призывая на помощь не только учебники, но все свои знания и опыт, строгость и требовательность, сердечность и доброту, памятуя о великих учителях в Ленинграде, Перми, Уфе.

Она не любит юбилеи. Вообще — шумиху и суету вокруг себя, своего имени; присутствовать на таких торжествах, выслушивать дифирамбы для нее мучительно, и она старается избежать всего этого. Но не всегда удается. Мы все равно говорим о ней, пишем, отмечаем заслуги… Как не писать о балерине, четверть века украшавшей уфимскую сцену! Увидев однажды Леонору Куватову, зрители старались попасть на спектакли именно с ее участием. В жизни скромная, даже застенчивая, она преображалась, раскрывалась, как утренний цветок, в танце.

Личности такого масштаба, высокого полёта, незаурядного таланта уже не принадлежат самим себе, они становятся достоянием тех, кому посвятили себя, своё творчество, всю жизнь. Как не рассказать, например, о вручении премии «Легенда» за выдающиеся заслуги в сфере искусства и культуры?


Это произошло осенью прошлого года. Во время закрытия и гала-концерта II Всероссийского фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку» (организатор и вдохновитель — Георгий Исаакян) в Бетховенском зале Большого театра гордо прозвучало имя народной артистки России Леоноры Куватовой — примы-балерины, главного балетмейстера Башкирского государственного театра оперы и балета, художественного руководителя Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева. Её назвали Легендой российского искусства и вручили премию с таким символичным и красивым названием. Леонора Сафыевна стала первым в республике обладателем этой премии. Полувековой путь верного служения искусству увенчан достойной наградой, которая вручается выдающимся деятелям музыкального театра, чьи имена записаны золотыми буквами в его мировую историю. На вечере прозвучали такие слова: «Премия «Легенда» — это наш поклон тем, кто посвятил жизнь музыкальному театру; символ нашей любви и восхищения теми, у кого мы всю жизнь учимся, с кем спорим, кого боготворим. Им, художникам, чья жизнь в искусстве вдохновляет нас тянуться к звездам, говорим сегодня под гром аплодисментов: «Вы — Легенда!»

Всё начиналось на улице Росси

Классическая техника вагановской школы, безусловно — основа мастерства балерины. Но ее танец не был бы столь выразителен, если бы не потрясающий лирико-романтический заряд и утонченность натуры. Творчество Леоноры Куватовой, мне кажется, можно назвать эпохой романтизма в башкирском балете. Воздушность, поэтическая одухотворенность, хрупкость и трепетность ее танца, сила сценических образов волновали зрителей.

Первое эмоциональное потрясение Леоноры Куватовой связано с… балетом. Маленькой девочкой она увидела на сцене «Умирающего лебедя» Сен-Санса в исполнении замечательной башкирской балерины Зайтуны Насретдиновой. Ее переполнили восхищение и совершенно определенное желание — стать балериной. Хотя кто из девчонок не мечтает об этом… Но у Леоноры детские грезы переросли в осознанную цель. К тому же, её сестра Венера Галимова уже училась на балерину и будоражила своими рассказами, демонстрацией красивейших поз, необычными их названиями: арабеск, аттитюд, пируэт, гран плие…

Когда пришла пора решать — быть или не быть, родители воспротивились, не захотели отпускать дочку в далекий Ленинград. Уговаривали их всем домом, где, кстати, обитали башкирские знаменитости, в том числе Зайтуна Насретдинова, Халяф Сафиуллин, Гузель Сулейманова, Нариман Сабитов. Уговорили.


Думая об искусстве балерины Куватовой, ее таланте, необыкновенном обаянии, невольно обращаешься к самим истокам: Ленинград, улица Зодчего Росси, учителя, знаменитые, как само училище. Например, Александр Иванович Пушкин, который учил Нуреева и обратил внимание на способную девочку, землячку Рудольфа. А с какой благодарностью и сейчас Леонора Сафыевна вспоминает уроки профессора Ирины Александровны Трофимовой! Еще ученицей Леонора станцевала Машу в «Щелкунчике». Ее Принцем был Миша Барышников. Два года очаровательный дуэт радовал публику на прославленной Кировской сцене. Училась Леонора успешно и с удовольствием. Музыкальная, пластичная, с большим шагом, природным красивым вращением, она радовала педагогов и внушала большие надежды.

После окончания Ленинградского хореографического училища Леонора Куватова отвергла самые лестные предложения и приехала в родную Уфу. С 1967 года она — солистка Башкирского государственного театра оперы и балета. За четверть века станцевала ведущие партии в балетах русской, национальной и балетной классики. Одетта-Одиллия, Аврора, Мария, Золушка, Сольвейг, Жизель, Сильфида, Китри, Зайтунгуль… Выпускница вагановской школы блестяще владела классической техникой, которую наполняла воздушностью, поэтичностью, одухотворенностью. Первая партия — Айсылу в балете Наримана Сабитова «Люблю тебя, жизнь». Танцуя в любом стиле, Куватова покоряла легкостью, изяществом, приподнято-романтическим отношением к своим героиням.

Классика была для балерины родной стихией. Ее Одетта пленяла бесконечной нежностью, сказочной таинственностью, поэзией первой любви. И все это — при безукоризненной технике, чистоте пластического рисунка, отточенности поз. Балетная критика отмечала своеобразие ее трактовки образа Одиллии. «Куватова не танцует открытое коварство, — писала известный балетовед Э.Бочарникова. — Всем заостренным рисунком танца, колючим бисером знаменитых фуэте она подчеркивает как бы изменчивую натуру Одиллии, злой блеск ее обольстительной игры. Этот прием свидетельствует о высоте художественной культуры балерины».

Одна из любимых ролей и одна из вершин творчества балерины — Жизель в балете А.Адана. Нежность, доверчивость, радость первой любви сменяется трагическим прозрением, недоумением, невозможностью до конца осознать обман и крушение надежд. Сумасшествие бедной девушки настолько совершенно было сделано, что зал замирал, сопереживая чувствам героини. Сохранилось много фотографий, которые словно кинокадры запечатлели весь эпизод. Сама Леонора Сафыевна с гордостью говорит: «Если мне что-то и удалось, так это Жизель». Действительно, это было неподражаемо. В так называемом белом акте балерина совместила, казалось бы, несовместимое — неземную легкость призрака и живое человеческое чувство.


Куватова блестяще владела техникой классического танца, но ей подвластна была и стилистика современной хореографии. Помню ее в программе одноактных балетов «Орфей» Е.Фомина и «Сестра Керри» Р.Паулса в постановке балетмейстера В.Могильды — прекрасные работы начала восьмидесятых, когда балерина была на пике творческой зрелости, полно раскрыла свою индивидуальность, свободно владела всеми пластами хореографической лексики. За один вечер благодаря таланту балерины мы могли увидеть и зарю балетного театра эпохи классицизма, и современный танец, насыщенный динамикой, необычной ритмикой.

Национальная классика, балеты башкирских композиторов — также яркая страница в творчестве Леоноры Сафыевны. После партии Айсылу в балете Наримана Сабитова «Люблю тебя, жизнь» были «Страна Айгуль», «Гульназира». Работа, общение с Нариманом Гилязовичем, не только талантливым композитором, дирижером, но вообще незаурядной личностью, умным, душевным человеком, стали для балерины школой мастерства. Она поняла: мало уметь танцевать, нужно быть актрисой, создавать характер.

Как пригодился этот опыт в работе над «Журавлиной песнью»! Невозможно танцевать Зайтунгуль, не обладая ярким драматическим дарованием. Педагогом-репетитором была первая Зайтунгуль — Зайтуна Насретдинова. Она вдохнула в сосуд пылающий огонь! Эта роль Леоноре очень дорога. Теперь она сама передает огонь мастерства и вдохновения молодым. Вырастила своих Зайтунгуль — Римму Закирову, Гульсину Мавлюкасову.

И новых журавлят взметнётся стая!

Леонора Куватова объездила, без преувеличения сказать, весь земной шар. Если перечислять места, где она побывала, нужно назвать все части света и десятка полтора стран и государств. Многочисленные гастроли, турне вместе с первыми танцовщиками Советского Союза, России. Причем башкирская балерина выступала на равных с признанными звездами. Ее концертный репертуар украшали номера в постановке гениального Касьяна Голейзовского: «Мазурка» А.Скрябина, «Вальс» И.Штрауса, «Арлекинада» Р.Дриго.


Не у всех балерин уход со сцены проходит безболезненно. Леонора Сафыевна, по примеру своих замечательных подруг, например, Екатерины Максимовой, очень мудро считает педагогическую работу естественным продолжением творческой жизни, в которой появилась новая единица измерения — ученики. Вот куда перетекает огромный сценический опыт, накопленный в театре и во время многочисленных турне, гастролей по всему миру.

Ученикам она отдает все, что знает и умеет. А награда? Что может быть отраднее для педагога, чем успехи питомцев! Леонора мечтала, чтобы ее ученица танцевала в знаменитом театре. Мечту осуществила Наташа Сологуб: восемь лет она танцевала на сцене Мариинского театра, удостоена приза «Душа танца» от журнала «Балет», дважды лауреат премии «Золотая маска». Когда Наташа служила в Дрезденском театре, ее выступление в спектакле «Жизель» стало одним из ярких эпизодов фестиваля имени Р.Нуреева. К радости и гордости Леоноры Сафыевны. Сейчас Наташа работает педагогом-репетитором в театре Бориса Эйфмана.

Как педагог Леонора Куватова востребована и за рубежом: преподавала классический танец в Японии, Италии, Турции. А сейчас она снова художественный руководитель Башкирского хореографического училища имени Р.Нуреева. Нелегко совмещать столь ответственные обязанности с работой худрука в театре. Даже юбилейный день рождения не хочет отмечать — отказалась от всяких торжественных вечеров, спектаклей-посвящений… Но это, скорее, от скромности, потому что трудностей она не боится. Характер у нее балетный. Что это такое? Вот как она сама говорит:

— Для танцовщика нет слова «хочу», есть только «надо». Нужна огромная сила воли, чтобы жить в этом режиме, где все упирается в труд, труд и еще раз труд. В балете совмещается спорт и искусство. Физические и психологические нагрузки таковы, что работу балерин приравнивают к труду космонавтов и шахтеров. Судите сами, каков характер артиста балета.

Любить — это, прежде всего, отдавать

А как много дали башкирской труппе и лично Шамилю Терегулову, Леоноре Куватовой дружба и сотрудничество с великим хореографом современности Юрием Григоровичем! Они всей душой восприняли его девиз «Цель творчества — самоотдача!» и ежедневно, ежечасно воплощали его в жизнь.

«Тщетная предосторожность», «Дон Кихот», «Щелкунчик», «Лебединое озеро»… Балеты, поставленные на уфимской сцене Юрием Николаевичем, пользуются неизменным успехом у публики и приносят творческое удовлетворение артистам. Новые поколения исполнителей осваивают хореографию и саму атмосферу спектаклей, учатся, совершенствуются. Остался неизгладимый след в душах всех, кто работал, общался с этим необыкновенным человеком.

Мы жалели, что не удержали Юрия Николаевича в республике, он отыскал сердцу уголок в более теплых краях — в Краснодаре, где создал свой балетный театр, который гастролирует с его постановками по всему миру.

Но, оказывается, один человек все время лелеял надежду и верил в возвращение Мастера в театр. Это — Леонора Сафыевна Куватова. Весной 2011 года Леонора несколько раз ездила в Москву, встречалась с Юрием Николаевичем, уговаривала его поставить в Уфе еще хотя бы один балет. И уговорила! В знак многолетней дружбы, доброй памяти о Шамиле Терегулове, уважения к самой Леоноре и башкирскому балету он согласился. Очень хотелось «Легенду о любви», но хореограф предложил «Корсара». И театр возрадовался.

Вот уже более двух десятилетий огромный сценический опыт, накопленный в театре и во время многочисленных турне, гастролей и преподавания по всему миру, передается многочисленным ученикам. Не случайно в 2011 году журнал «Балет» удостоил Леонору Куватову приза «Душа танца» в номинации «Мэтр танца».

Последние десять лет стали большим испытанием для Леоноры Сафыевны. Внезапный уход из жизни супруга, единомышленника Шамиля Терегулова… Как наследство — должность художественного руководителя балетной труппы театра… К тому же, нужно совместить это с работой художественного руководителя Башкирского хореографического училища имени Р.Нуреева. Ежегодные нуреевские фестивали, которые необходимо превратить в праздники для любителей балетного искусства, то есть обеспечить приезд в Уфу ярких звезд российской и мировой сцены… Работа с Юрием Николаевичем Григоровичем и в результате две блистательные премьеры — «Корсар» и «Спартак»… Леонора была счастлива, ведь она сама мечтала станцевать в этих балетах, особенно в «Спартаке», «Легенде». Не пришлось. Так пусть танцуют следующие поколения! У Леоноры было ещё одно заветное и неисполненное желание — партия Анюты в балете Владимира Васильева. И добилась! Три года назад Нуреевский фестиваль открылся премьерой балета «Анюта» на музыку Валерия Гаврилина
в постановке Владимира Васильева! На сцене блистали нынешние звёзды башкирского балета — Гульсина Мавлюкасова, Гузель Сулейманова, Валерия Исаева, Софья Гаврюшина, Ильдар Маняпов, Олег Шайбаков, Рустам Исхаков, Андрей Брынцев, Сергей Бикбулатов, Руслан Абулханов…

Да, она, Леонора Сафыевна Куватова, такая — душа танца, легенда! Умеет добиваться. Умеет радоваться за своих учеников, за свой родной башкирский балет.

Нужна огромная сила воли и духа, чтобы жить в этом режиме, где все упирается в труд, труд и еще раз труд. И где непреложно правило: любить — это, прежде всего, отдавать.

Читайте нас: