Все новости
Культура и искусство
18 Апреля 2018, 16:40

Современный музей — генератор идей

Ярмуллина Альбина Зуфаровна — директор историко-краеведческого музея города Сибая. Кандидат исторических наук. С 2004 года — ассистент, старший преподаватель кафедры истории, в 2010—2014 годах — заведующая кафедрой истории, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета СИБГУ. В музее работает с ноября 2015 года. Награждена Благодарственным письмом заместителя Премьер-министра Правительства РБ С.Т.Сагитова в феврале 2018 года за вклад в развитие проектной деятельности и межмузейного сотрудничества, популяризацию историко-культурного наследия.

Ярмуллина Альбина Зуфаровна — директор историко-краеведческого музея города Сибая. Кандидат исторических наук. С 2004 года — ассистент, старший преподаватель кафедры истории, в 2010—2014 годах — заведующая кафедрой истории, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета СИБГУ. В музее работает с ноября 2015 года. Награждена Благодарственным письмом заместителя Премьер-министра Правительства РБ С.Т.Сагитова в феврале 2018 года за вклад в развитие проектной деятельности и межмузейного сотруд­ничества, популяризацию историко-культурного наследия. Считает, что это заслуга всего коллектива, который действительно стремится донести историю до каждого посетителя музея. В основном и научно- вспомогательном фондах находится более 11300 музейных предметов. В течение 2017 года было собрано 823 экспоната. Имеющиеся фонды позволили создать 6 экспозиционных залов. Растительный и животный мир Зауралья представлен в 8-и диорамах. В штате музея работают 10 сотрудников. Музей в 2017 году посетили 20641 человек, из них 4274 подростка и детей.

— Альбина Зуфаровна, каково, на ваш взгляд, предназначение музеев в современном мире?

— Для современного общества эпохи глобализации музеи должны являться источником, помогающим сохранить коллективную память, пополнять интеллек­туальные ресурсы и развивать и обогащать интеллект нации. Безусловно, роль музеев сегодня такова, что она преобразовывается, приспосабливается к новым условиям. Расширяется практическая значимость музейной деятельности, она все более носит междисциплинарный характер. То есть современный музейный специалист должен иметь знания по таким дисциплинам, как менеджмент, мар­кетинг, психология, социология, культурология, искусствоведение, эстетика, педагогика, музейная коммуникация. В условиях развития информационных технологий, внедрения инновационных проектов в музейную среду, не возникнут ли существенные проблемы в плане повышения их востребованности? Будет ли музей отвечать требованиям сегодняшнего дня? Не потеряем ли формат взаимодействия с аудиторией? На эти и другие спорные вопросы ищут ответы музейные специалисты и представители IT-технологий. В феврале 2018 года мне представилась возможность участия в семинаре «Cultural Skills Academy Russia», организованного Британским Советом в России и Благотворительным фондом им. В.Потанина в городе Екатеринбург. Среди 150 участников-победителей на данном мероприятии были два представителя музейного сообщества из Башкор­тостана: директор Стерлитамакского филиала Башкирского государственного художественного музея им. М.В.Нестерова Лилия Ахметова и я. Этот проект Академии культурных навыков в России предоставил нам уникальную возмож­ность поработать в международной междисциплинарной команде и приобщиться к опыту лучших культурных институций Великобритании и России. Кому сегодня принадлежат музеи, кто может определять стратегии развития музейного дела, каковы ценности и миссии музеев? На эти и другие вопросы искали ответы участники семинара. В течение трех напряженных дней Шон Прайм, тренер, руководитель магистерской программы «Предпринимательство в культуре и творческих индустриях» в Голдсмитс Колледже Лондонского университета и Мэл Ларсен, специалист по бизнес-консалтингу и коучингу (Великобритания) читали открытые лекции по развитию бизнес-модели организаций и развитию аудитории. Участие на таких семинарах позволяют шире рассматривать проблемы музейного сообщества, изучение новых форм и методов музейного маркетинга помогают определять эффективные векторы в развитии учреждения. Проводи­мые при активном содействии Министерства культуры РБ музейные форумы и зональные семинары, курсы повышения квалификации и переподготовки тоже способствуют решению подобных задач. Следует сказать, что по линии Мини­стерства культуры РБ ряд специалистов из учреждений культуры, в том числе и я, проходим в Президентской академии — Поволжском институте управления имени П.А.Столыпина в г.Саратове курсы повышения квалификации по про­грамме «Подготовка управленческих кадров в сфере культуры». Таким обра­зом, музеи приходят к необходимости оптимального сочетания традиционных и инновационных элементов в современной музейной культуре.

Считается, что современные музеи опережают любые другие культурные институты по количеству внедренных инноваций. Конечно, это касается дея­тельности зарубежных европейских музеев, а также ведущих музеев России, таких как Эрмитаж, Русский музей. Существующие же музеи в большинстве своем не имеют таких возможностей, однако прилагают усилия для того, чтобы реагировать на запросы современного человека. В этом направлении работает и наш Сибайский историко-краеведческий музей, который является важным центром культурно-просветительской работы в городе и одним из ведущих музеев Башкортостана. администрация города, отдел культуры понимают значимость развития музеев в современном мире, их мощный потенциал в деле воспитания подрастающего поколения в духе культурных традиций страны, сохранения исторического наследия народов России, оказывая всемерную помощь развитию музейных проектов. Выражаем им благодарность за поддержку музейного дела в городе.


— Прозвучал термин «технологии во благо культурных институций»…

— Культурные институции — это не просто что-то красивое, что-то реально полезное, не только просто улучшение общечеловеческой культуры, которые приводят людей в музей или в театр, они имеют конкретное, позитивное влия­ние на нашу жизнь и могут сделать ее лучше, краше. Они являются не только местом, где открываются выставки, ставятся спектакли, проводятся акции, там же и рождаются идеи, взгляды, которые потом меняют наш мир, формируют сознание.

Данные курсы позволили шире рассматривать проблемы музейного со­общества. Потому как в настоящее время музеи ориентируются на внешнюю среду, понимая, что являются культурными центрами и обладают мощнейшим ресурсом в деле формирования личности, помогают людям понимать искусство, беречь культурное наследие, с уважением относиться к историческому прошло­му. Кроме того, полученный практический опыт работы с коллегами из разных сфер, позволил нам расширить и границы сотрудничества, установив партнер­ские и личные связи с участниками программы. В условиях ограниченности специализированных курсов по культурному и социальному проектированию, эти мероприятия были своеобразным подарком для муниципальных музеев, которые имеют ограниченные финансы и не всегда бывает возможность изуче­ния опыта коллег из других регионов. Безусловно, багаж знаний, полученный нами в ходе семинара, позволит успешно состязаться и в грантовых конкурсах, так как у наших учреждений не всегда хватает опыта и знаний для участия в них. Мы должны в условиях стремительно меняющегося мира изменять форматы работы, научиться приносить деньги культурным институциям и за счет грантов, которых сейчас немало. Кстати, участвуем в грантовых конкурсах. В частности, в конкурсах, организованных Благотворительным фондом В.Потанина, Гранте Главы Республики Башкортостан, по линии ФЦП «Культура России». Так, музей внес свою лепту, являясь членом команды по подготовке документов к конкурсу по линии федеральной целевой программы «Культура России (2012—2018 гг.)». В число победителей вошел проект «Ирәндек моңдары». Руководителем проекта является отдел культуры Администрации ГО г.Сибай (Киреева Э.Г.).


Все мы становимся свидетелями того, что насыщенная культурная жизнь привлекает местных жителей, гостей и туристов города, которые готовы тратить здесь свои деньги. Они также останавливаются в гостиницах, едят и пьют в кафе, ресторанах, ходят в магазины, посещают музеи и театры. Способность культу­ры давать экономическую отдачу представляется весьма значительной. Нужно учиться вырабатывать предпринимательские навыки.

Мы должны четко и ясно понимать, что, в частности, именно музеи могут возродить малые депрессивные города, так как представляют собой платформу для широкой культурной деятельности. В рамках музея вполне возможно создать целый спектр творческих проектов. Задача города Сибая и его музея не отстать от новых веяний времени и найти свое достойное место в качестве возродившегося города — центра культуры Зауралья.



Продолжение читайте в №4 (2018) журнала "Ватандаш"

Беседовала Нурия РАФИКОВА.

Читайте нас: