«...Булат Имашев всю свою короткую жизнь посвятил расцвету башкирского театрального искусства. Талантливый режиссёр со смелой фантазией, неистощимый в применении новых изобразительных средств, неожиданных художественных приёмов и деталей, благодаря которым такие его спектакли, поставленные в Башкирском академическом театре драмы, как «Хакмар», «Башмагым», «Галиябану», «Без вины виноватые», «Женитьба» и другие, имели у зрителей небывалый успех и стали незабываемыми в истории творческого коллектива. Булат Губайдуллович был основоположником молодой башкирской оперы. «Карлугас», «Айхылу», «Акбузат», «Аршин мал алан» — эти его музыкальные спектакли отличались богатством фантазии и высоким профессиональным мастерством. В 1944 году Имашев по своей инициативе отправляется в Учалинский район, где из кружков художественной самодеятельности создает колхозно-совхозный театр. За свою короткую жизнь Булат Имашев добился высоких творческих успехов. Будучи знаменитой личностью, он оставался очень простым, доступным, отзывчивым человеком широкой души, готовым помочь всем, кто нуждался в его помощи».
Завершают некролог слова о том, что светлый образ Булата Губайдулловича долго будет жить в памяти всех, кто его знал и был знаком с его работами. Подписали прощальный текст известные актёры и театральные деятели Зайтуна Бикбулатова, Арслан Мубаряков, Гималетдин Мингажев, Амин Зубаиров, Бедер Юсупова, Хазиахмет Бухарский, Валиахмет Галимов, Кадир Бакиров, Хусаин Кудашев, Рим Сыртланов, Габдулла Шамуков, Закия Арсланова, Мухамед Арсланов, Зайтуна Ильбаева, Махмут Хабибуллин, писатель Сагит Агиш (кстати, единственный из литераторов. — А.З.) и другие.
Некролог своим содержанием вызывает немало вопросов, начиная с того, что в нём не названы обстоятельства, при которых трагически оборвалась жизнь Булата Имашева, почему под этим документом нет ни единой подписи представителей партийно-советского руководства республики? Чувствуются в нём и какая-то недосказанность, умолчание. Есть моменты, которые требуют пояснения. Например, говорится, что Булат Губайдуллович был основоположником молодой башкирской оперы. Но Имашев не был ни композитором, ни драматургом-либреттистом. Хотя Булата Губайдулловича можно так назвать, если учесть, что, когда он был назначен первым директором и главным режиссёром Башкирского оперного театра, то театра как такового не существовало, ему пришлось организовывать его на пустом месте, не имея ни хора, ни оркестра, ни репертуара из национальных опер. В первые же дни работы он заказал композиторам и драматургам, местным и столичным, около десятка опер. И они выполнили его заказ. Уже к первой годовщине учреждения театра им были приняты к постановке оперы «Хакмар», «Карлугас», «Мергэн». За пять лет работы Имашев поставил восемь опер.
В некрологе почему-то ни слова не сказано о том, что в годы войны Булат Губайдуллович возглавлял и являлся главным режиссёром уже не только оперного, но и объединённого с ним Башкирского академического театра драмы. А наша прославленная балерина Зайтуна Насретдинова считает, что в тот период он руководил не только двумя башкирскими творческими коллективами, но и третьим — украинским: ведь под одной крышей с ними был и эвакуированный в Уфу Киевский театр, с артистами которого их башкирские коллеги дружно работали. Народная артистка СССР и РСФСР, обладательница Российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство» в своих воспоминаниях пишет о том, каким вниманием и заботой окружил Имашев выпускников училища первого башкирского набора, поступивших в его распоряжение. Поручил ей и её однокурсникам ответственные партии в первом башкирском балете «Журавлиная песнь», постановкой которого он решил торжественно отметить 25-ю годовщину Башкирской автономии.
— Во время войны наше училище было эвакуировано в Пермь, — рассказывает Зайтуна Агзамовна. — Булат Губайдуллович вместе с нами вылетел туда, чтобы мы там позанимались у наших педагогов. А потом они приехали к нам в Уфу, чтобы продолжить работать над подготовкой спектакля. Юбилей республики был торжественно отмечен премьерой первого национального балета, которая прошла с огромным успехом. Педагоги подготовили с нами ещё и концертные номера, которые тоже были исполнены на высоком уровне. В этом успехе огромная была заслуга Булата Губайдулловича Имашева как директора и художественного руководителя театра. Он был просто уникален — выдающийся актёр, режиссёр- новатор и очень умелый организатор театрального процесса.
В июне 1944 года Имашев узнал, что в правительстве республики обсуждается вопрос о слиянии оперного театра с опереттой, а Башкирского академического театра драмы — с русской труппой. Обеспокоенный возможностью принятия ошибочного решения, он направляет письма и докладные записки в директивные органы республики, в которых очень убедительно и страстно обосновывает свою позицию.
«Считаю, что те, кто подхватил идею сохранить театр оперетты, который восемь лет работал в Стерлитамаке, путём соединения его с оперным, разместив в помещениях, который занимает Академический, а последний при этом подселить к Русской драме, эти люди проявляют непростительную близорукость. Ради сохранения в Уфе театра оперетты с очень низким художественным уровнем, — пишет Булат Губайдуллович, — приносится в жертву Академический театр, который является родоначальником высокой театральной, музыкальной и отечественной изобразительной культуры башкирского народа, а также приносится в жертву театр Русской драмы, у которого есть неоспоримые творческие достижения и который необходим городу. В помещении Русской драмы ещё один театр (Башкирский академический) не поместится, ибо там нет мест для репетиций, для технических цехов. Изгнание Академического театра в это помещение приведёт к потере творческого лица обоих театров. История показала, что развитие Башкирской оперы может идти вперёд только в тесном каждодневном сотрудничестве с Академическим театром, ибо содержание искусства башкирского народа, которое развивалось в течение веков, хорошо освоено и разработано Академическим театром. И мы плодотворно осуществляем такое сотрудничество, находясь в одном здании с Башкирской драмой».
«Нет сомнения, что лёгкий жанр подчас бессознательно заманивает нас, администраторов и хозяйственников, своей доходностью, — пишет в заключение Имашев. — Но, как художественные руководители театров, мы понимаем, что при этом отойдём от основной работы, от кропотливой, сопряжённой с большими трудностями, работы для достижения новых творческих успехов в области оперы, особенно национальной. Даже уже имеющиеся достижения при этом растеряются, ибо оперетта, которая стоит на низком художественном уровне, не поднимется до оперы, а будет тянуть её вниз. Спрашивается, ради чего мы должны отказываться от достигнутого в результате напряжённых творческих поисков»*?
Письма и докладные Булата Губайдулловича достигли своей цели, чиновники вынуждены были отказаться от своих соединительно-разъединительных планов в отношении театров, но некоторым из них его письма и докладные, помешавшие им осуществить их намерения, очень не понравились. Вскоре его освобождают от должностей директора и главного режиссёра объединённых башкирских театров драмы и оперы и балета.
Продолжение читайте в №2 (2018) журнала "Ватандаш".