Республика Башкортостан – регион развитого коневодства: по численности конепоголовья и объему производства кумыса она занимает в России первые места. В породной структуре отрасли основную долю занимает башкирская порода.
Башкирская лошадь сложилась под влиянием экстремальных условий климата при преобладающем влиянии естественного отбора, резких сезонных колебаниях условий обитания и кормления. Поэтому в табунах выживали лишь крепкие, выносливые особи, способные выдержать голод и холод в зимнее время, постоять за себя в дикой природе, к тому же в этих суровых условиях ежегодно приносить по жеребёнку и выкармливать его до наступления морозов, чтобы он мог выжить зимой при тебенёвочном содержании. Человек соблюдал условия естественного отбора, оставляя в косяках лишь сильных, с высокими нажировочными и молочными качествами кобыл, потомство которых хорошо выживало зимой. Так закреплялись и укреплялись ценные признаки башкирских лошадей и передавались из поколения в поколение. Лошадей использовали как рабочее и транспортное средство, а также для получения мяса и молока.
Отличные рабочие качества и неутомимость башкирской лошади делали ее идеальной для использования в кавалерии. Однако военных не устраивала низкорослость лошади, поэтому с целью её укрупнения в республике в XX веке был создан ряд военно-ремонтных заводов, где лучших кобыл случали с производителями верховой, рысистой и тяжеловозных пород. Итог полувековых опытов был для отрасли республики плачевным: полученный укрупненный молодняк оказался таким же требовательным к условиям содержания, как и все культурные породы, и полностью вымирал зимой, не выдерживая условий табунного содержания. К середине прошлого века это поставило под угрозу всю отрасль республики: по всем хозяйствам оставалось всего три тысячи кобыл в типе местной лошади. Это стало причиной принятия директивными органами республики срочных мер по спасению популяции и перед учеными была поставлена задача скорейшего восстановления типа и численности лошадей.
Большой вклад в успешную селекцию башкирской лошади сделал со своими учениками профессор Иван Андреевич Сайгин. В 1950-60-е годы метизированное поголовье маток подвергали возвратному скрещиванию с лучшими башкирскими жеребцами, комплектовали косяки из уцелевших чистопородных кобыл для получения ремонтного молодняка для кумысных ферм. Поголовье росло, и во второй половине прошлого века была поставлена задача совершенствования популяции с использованием наследственности выявленных лучших маток и производителей, что позволило создать ряд селекционных достижений.
Исследования по созданию первого в истории животноводства республики селекционного достижения – заводской линии Спектра в башкирской породе лошадей были начаты в 1970-е годы. На основе использования уникальной наследственности внука знаменитого жеребца Гремучего – Спектра к 1990 году была создана заводская линия, более сотни представителей которой несли в себе закрепленные специальными методами ценные признаки родоначальника: ярко выраженный молочный тип телосложения (средняя молочность – более 2,5 тысяч кг за 5–6 месяцев доения), выносливость и неприхотливость. Авторы линии – И.А.Ахатова, В.С.Мурсалимов, М.А.Лукманов, Н.Н.Мукминов, Хазиев Ф.И.
Созданная для экспертизы линии Спектра государственная комиссия Госагропрома РФ в ходе апробации отметила высокий уровень племенной работы с башкирской лошадью и, обследовав все племенные фермы, по собственной инициативе предложила признать популяцию породой, созданной методом народной селекции. Таким образом, первая апробация селекционного достижения в животноводстве республики завершилась двойным успехом – в ноябре 1990 года в Государственный реестр РФ были внесены сразу два достижения – линия Спектра и башкирская порода лошадей.
На следующий, 1991 год, в башкирской породе лошадей было апробировано второе достижение – молочный тип ирандыкский, созданный тем же коллективом специалистов. Итогом трех десятков лет направленной селекции на базе пяти племенных ферм республики стал специализированный внутрипородный молочный тип лошадей, основное поголовье которого размещалось в Баймакском, а часть – в Абзелиловском районах и Уфимском конном заводе №119. Тип отличался высокой однородностью по фенотипу, а по молочной продуктивности максимальные показатели лошадей доходили до 4500 кг за лактацию. Он был признан селекционным достижением и включен в Госреестр страны 28 ноября 1991 года.
В 2004 году в государственном реестре в породе было зарегистрировано очередное, третье селекционное достижение – тип мясного направления учалинский, названный по месту его формирования (авторы – Ю.А.Гайнуллин, Н.А.Мухаметова, Д.Н.Рахматуллин, Б.Х.Сатыев и др.). Тип был представлен хорошо приспособленными к условиям табунного содержания животными, превышающими стандарт породы по живой массе до 22,5%. Он был создан на основе селекции по мясной продуктивности помесей башкирских лошадей с казахской (последняя отличается лучшими мясными качествами).
Таким образом, к концу прошлого века башкирская порода насчитывала более 70 тысяч чистопородных особей и ее селекционное ядро включало около 3 тысяч кобыл со средней продуктивностью за лактацию более 2,5 тысяч кг (лучшая по молочности кобыла из Уфимского конного завода за 256 дней лактации дала 4560 кг молока).
Однако перестройка разрушила все народное хозяйство страны. Урон племенному коневодству республики был огромным: основная часть бесценных элитных кобыл и жеребцов племхозяйств перешла в частные руки, где использовалась для получения товарной продукции. Большинство новоиспеченных коневладельцев с целью избежания родственного спаривания и укрупнения потомства стали скрещивать кобыл с жеребцами других пород, и чаще всего – с казахскими. Таким образом была утеряна самая ценная часть генофонда породы. И эту потерю возместить полностью невозможно. Как продукт той поры, остались сотни разнопородных помесей, потерянных для селекции.
В 1945 году с подачи государственных органов были начаты меры по восстановлению башкирской лошади, и теперь, в наши дни, перед нами стоит та же задача. Только условия работы селекционеров несопоставимы: в прошлом веке на страже сохранения пород, как национального достояния, стояло государство. Без разрешения госплеминспекций всех уровней ни одно племенное животное не могло быть вывезено из региона или ввезено в него, не могло быть подвергнуто скрещиванию с другими породами – все это пресекалось законом. Этот порядок и ныне существует во всем мире: все породы охраняются законом как культурное наследие и национальное богатство. На формирование породы требуется 40–50 лет квалифицированного труда и огромные материальные ресурсы. К тому же, породы являются средством производства.
А современным селекционерам приходится работать совсем в других условиях. Значительная численность племенных животных находится в частном владении, где технологию разведения определяет хозяин, передвижение племенных животных, как и завоз производителей любой породы, вышестоящим ведомством контролируется плохо. Как согласовать разрабатываемые нами меры по восстановлению породы с экономическими интересами и амбициями коневладельцев? Пока на эти вопросы найти ответ нелегко. Но ясно одно: в племенном коневодстве необходимо навести порядок, и этот порядок должен обслуживать интересы государства. Необходимо учесть, что во всем мире и во все времена племенная работа в животноводстве была делом хлопотным, требующим длительного квалифицированного труда и не дающим сиюминутной прибыли. Но без постоянной селекции порода исчезает безвозвратно уже через 8–10 лет. Поэтому племенная работа в животноводстве должна быть всегда в центре внимания и иметь поддержку руководящих органов.
Во все периоды своего существования башкирская лошадь выживала благодаря участию и заботе человека. Она была спасена в середине прошлого столетия, и в наши дни, оказавшись в глубоком кризисе, ждет помощи от человека – энтузиастов отрасли.
В республике трудятся десятки и сотни коневодов, связавших свою жизнь с лошадьми. Благодаря одному из таких людей – Зарипову Р.М. наша гордость – Уфимский конный завод №119 избежал банкротства и распродажи. Это благодаря ему и его соратнику Сенькину А.А., директору конезавода, продолжает функционировать это племенное предприятие с полувековой историей.
Я горжусь своими учениками, ставшими грамотными коневодами и вносящими большой вклад в повышение эффективности отрасли: Нафиса Гарипова, Наталья Засоба, Владимир Артомонов, Юлай Киньябаев, Эльвира Рахимова, Гульшат Наширбанова, Светлана Канарейкина и другие. Их вклад в состояние отрасли бесценен. Хочу привести пример грамотного отношения к делу по результатам постоянного общения со своим бывшим студентом, ветврачом Равилем Канюковым, который в условиях товарного хозяйства в СП «Трудовик» Мелеузовского района на самом технологичном уровне организовал коневодство. Его энтузиазм и профессионализм свидетельствуют о том, что результат всегда зависит от отношения к делу. Можно перечислить имена многих коневодов республики, достойных глубокого уважения за свой труд.
Для повышения эффективности отрасли республики делается многое. В 2018 году создан Центр компетенции РБ по коневодству и конному спорту «Акбузат» на основе двух учреждений – ипподрома «Акбузат» и Государственной заводской конюшни «Уфимская». С первых дней своего создания центр эффективно работает по комплексу проблем: совершенствование пород, восстановление генофонда башкирской породы, централизация учета с созданием единой электронной базы данных по коневодству, популяризация конного спорта. С этой целью осуществляется уникальный проект – конно-спортивный турнир «Терра-Башкирия» и республиканский фестиваль «Йәйләү» с конкурсом кумысоделов республики. Эти мероприятия способствуют повышению интереса к башкирской породе лошадей и вовлечению молодежи в отрасль. Начата серьезная работа по мониторингу племенных хозяйств и повышению уровня зоотехнического учета в породе.
С 2019 года в республике внедрена новая инструкция по бонитировке лошадей взамен устаревшей. В ней были разработаны обновленные требования по фенотипу с учетом существующих реалий в показателях современных породных животных, а также предложены критерии оценки лошадей по ряду новых признаков, актуальных на современном этапе их разведения (тип высшей нервной деятельности, качество молокоотдачи, технологические параметры молочной железы). Эти признаки в прежней инструкции не учитывались, но они в значительной мере обусловливают качество и количество получаемой продукции. Кроме этого, нами разработана и предложена новая методика, позволяющая ускорить темпы селекционного прогресса породы – методика оценки в продуктивном коневодстве маток и производителей по качеству потомства. Внедрение отбора в табунах по этим признакам резко повысит эффект отбора и ускорит селекционный прогресс породы.
Особая проблема – кадровый дефицит в отрасли. Современная молодежь, получив диплом, не рвется поднимать животноводство в дальних селениях. Пока не будут создаваться для молодых специалистов приемлемые оплата труда и жилищные условия, с этой проблемой не справиться. К сожалению, в современной школе почти не проводится трудовое воспитание, но ведь именно с детства в душе ребенка закладывается интерес к определенной области знаний, перерастающий потом в выбор профессии. Если бы в сельских школах функционировали кружки по интересам, дети приучались бы к уходу за лошадьми, приобщались к конному спорту, тогда, может, и взрослую жизнь они не представляли без лошади. Будучи педагогом, я встречала много студентов, влюбленных в лошадей. Если бы такие студенты имели возможность стажироваться по коневодству, проходить практику по выбранному профилю, из них получались бы прекрасные и эрудированные специалисты. Без последовательного воспитания в ребенке любви к определенной профессии кадровый дефицит в селе не решить.
Задачами селекции башкирской породы лошадей на перспективу являются: восстановление породности, повышение генетического потенциала продуктивности, совершенствование уровня селекционного и технологического обслуживания конепоголовья.
Восстановление башкирской породы должно осуществляться в соответствии с запросами народного хозяйства и под руководством совета породы. Актуальная задача – оптимизация породной структуры и повышение удельного веса чистопородных животных. В настоящее время генеалогическая структура породы находится в критическом состоянии. Старые генеалогические группы, оцененные по своему генетическому потенциалу в прежние годы, угасли, а новые пока не выявлены. В табунах республики не проводится генеалогический анализ поголовья из-за неудовлетворительного состояния зоотехнического учета и дефицита зоотехников-селекционеров. Планы племенной работы составляются только в показных целях и часто – недобросовестными дельцами, некомпетентными в вопросах селекции животных. В планах племенной работы конеферм родственная структура не соответствует действительному положению генеалогической ситуации и не дает подлинной картины родственных связей в табуне. В документах в качестве родоначальников генеалогических групп продолжают называть маток и производителей, работавших 20–30 лет тому назад, давно выбывших и потерявших генетическое влияние на поголовье. Из-за этого невозможно оценивать лучших особей по качеству потомства, выявлять улучшателей и на основе их наследственности закладывать линии и семейства.
Эти важные мероприятия в обязательном порядке и на высоком методическом уровне должны проводиться во всех племенных хозяйствах республики. Закладка маточных гнезд и генеалогических групп производителей – это предварительный этап формирования селекционного ядра породы.
Итак, для повышения эффективности отрасли на современном этапе считаем актуальными следующие задачи:
1. Совершенствование, а в ряде случаев и внедрение зоотехнического учета по идентификации лошадей, мониторингу уровня продуктивности, работоспособности и результатов племенного использования, а также качеству потомства маток и производителей (введение обязательных записей по первичному учету, иммуногенетическое подтверждение происхождения, ПЦР-тестирование, чипирование и др.).
2. Запрет для использования в воспроизводстве породы производителей других пород и направленное выращивание необходимого количества отобранных для заказных подборов жеребчиков башкирской.
3. Внедрение на племенных фермах системы оценки производителей и маток по племенной ценности, включающей оценки по происхождению, собственной продуктивности и качеству потомства. Это необходимо для выявления потенциальных основателей линий и семейств.
4. Создание селекционного ядра и оптимизация структуры породы. До 2030 года реально формирование 4–5 линий и 15–20 семейств.
Решение этих задач позволит не только повысить породность и восстановить генофонд башкирской породы, но и обеспечит прогресс отрасли в целом.
* * *
Многие поколения наших предков сформировали и передали нам в дар одну из лучших пород мира – башкирскую лошадь. Это огромное богатство и культурное наследие предыдущих поколений, и в то же время – большая ответственность. Поэтому мы должны беречь, заботиться и совершенствовать нашу прекрасную породу.
Не каждый народ от своих предков получает такие дары. Видимо, очень хороша наша лошадь, если соседи из близлежащего региона стали скупать нашу лошадь и затем объявили ее новой породой по названию своей республики. В этом подлоге приняли участие и некоторые наши коневоды. Но это – дело совести тех, кто включил свое имя в авторский коллектив несуществующей породы, основную часть которого составляют чиновники разного ранга. Вероятно, амбиции лишают людей благоразумия. А наша башкирская лошадь и на территории соседней республики останется башкирской, какой была создана и существует веками.