Все новости
История
15 Декабря 2023, 11:11

ИЗ ИСТОРИИ СТРОИТЕЛЬСТВА КАРАВАН-САРАЯ

Одна из главных достопримечательностей города Оренбурга – историко-культурный мемориальный комплекс Караван-сарай – в истории башкирского народа занимает особое место. Он является национальной и религиозной святыней, с которой связаны многие важные страницы военной и культурно-духовной жизни башкир.Инициатор строительства Караван-сарая Оренбургский военный губернатор Василий Перовский говорил, что «приезжающие в Оренбург по своей надобности и по службе башкиры и мишари не имеют никакого пристанища в городе. Важно, чтобы они имели более удобное помещение для себя и своих лошадей… и чтобы башкиры имели полную возможность исполнять по своему закону требы и молитвы».

В 2021 году общественность Республики Башкортостан и Оренбургской области широко отметила 175-летие со дня торжественного открытия в городе Оренбурге Караван-сарая: была организована совместная выставка, подготовленная архивистами Оренбургской области и РБ, проведен Круглый стол с участием заместителя Премьер-министра Правительства РБ Азата Бад­ранова, ученых-историков, краеведов, работников архивов, музеев, библиотек, общественных деятелей двух регионов. Основными темами обсуждения стали история строительства, последующее функционирование историко-архитектурного комплекса Караван-сарай, его значение для башкирского народа и актуальные проблемы, касающиеся современного состояния уникального памятника.
Исследования по изучению истории Караван-сарая продолжаются, в архивах выявляются новые документы, касающиеся строительства этого архитектурного комплекса. Так, в книге Эспера Ухтомского «Путешествие государя императора Николая II на Восток (в 1890–1891). Т.III», изданной в Санкт-Петербурге в 1897 году, опубликованы любопытные факты и подробности строительства Караван-сарая.
О посещении императором города Оренбург автор книги пишет следующее: «Площади и улицы были переполнены народом. В соборе государь был встречен епископом Оренбургским и Уральским и всем городским духовенством. Преосвященный Макарий приветствовал его высочество краткою речью: «Ваше Императорское Высочество, благоверный государь, наследник цесаревич!.. Велико это путешествие твое и по времени, которое на него употребляется, и по пространству земель, и стран, тобою посещаемых; но особенно велико и важно оно по внутреннему духовному значению, по той мудрости, которая слагается в душе твоей при наблюдении необъятного мира божьего и разнообразного быта многих племен и народов. Веруем и надеемся, что эта оригинальная мудрость, приобретаемая твоим собственным опытом и наблюдением, принесется тобою, в свое время, на алтарь святой православной церкви и дорогого отечества нашего…
Город наш Оренбург – не из древних русских городов: ему насчитывается только второе столетие от основания его. Но и в этот небольшой период существования своего он успел доказать свою верность престолу и отечеству. Здесь некогда вращался с своими соумышленниками изменник и самозванец Пугачев и не нашел здесь себе сочувствия. Здесь, как бы под крылами своего града, в ближних и дальних окрестностях его, обитает доблестное оренбургское казачество, всегда твердо стоявшее за святую веру, царя и оте­чество…»
Из собора государь император проследовал в приготовленную для него в Караван-сарае, в помещении наказного атамана, квартиру, где ему представлялись начальствующие лица г.Оренбурга.
Оренбургский Караван-сарай – каменное двухэтажное здание с 12-ю по углам башнями – представляет собой четырехугольник. Из середины его, по линии, обращенной к югу, возвышается колонна минарета, по бокам ее находится двое чугунных решетчатых ворот, ведущих во двор сооружения, где расположена мечеть.
Караван-сарай построен в Оренбурге в бытность военного губернатора Генерал-адъютанта Василия Алексеевича Перовского в 1844 г., по составленному архитектором Брюлловым плану, Высочайше утвержденному 19 января 1837 г.
Караван-сарай, по предположению Генерал-адъютанта Перовского, был назначен для помещения в нем Управления башкиро-мещеряцкого войска, арсенала, училища для детей башкир и образцовых мастерских по тем ремеслам, которые необходимы в быту этого полукочевого народа, как то: кузнечные, столярные, шорные, малярные, сапожные, портняжные и проч. Кроме того, здесь полагалась и квартира всем башкирам и мещерякам, приезжающим в Оренбург, как по своим делам, так и для исполнения воинских повинностей; здесь должны были они находить суд и расправу; во дворе Караван-сарая выстроена была и мечеть для их богослужения.
С боков главного корпуса – по линиям, обращенным к востоку и западу, – во всю длину их устроены черные двери: с навесами, конюшнями, амбарами и погребами.
Караван-сарай окружен громадным садом, обнесенным кругом каменной оградой.
Источниками на построение Караван-сарая были общественные богатые (в то время) башкирские доходы: в особенности, за продаваемый общественный лес и лесные изделия.
По смете Брюллова исчислено было истратить: собственно на материалы – 558,505 руб. и на рабочих 166,413 руб., итого 724,918 руб. ассигнациями (на серебро – 207,119 руб. 43 коп.); с включением же 80,000 руб. на непредвиденные расходы – всего 804,913 руб. ассигнациями (на серебро 229,975 руб. 14 коп.). А поскольку лес, кирпич, гребенской и маячный камни, известь, уголь и другие материалы предназначены были отпускать из хозяйственного заготовления по ценам, стоящим казне, то примерная смета уменьшилась до 320,000 руб. ассигнациями (на серебро 91,428 руб. 57 коп.). Перевозка этих материалов и прочие черные работы должны были производиться через особо назначаемые для этого команды от башкир и мещеряков, с платою в сутки: одному конному – 25 коп. и пешему – 15 коп., что и послужило к уменьшению расходов.
Как много эти рабочие команды способствовали уменьшению расходов, можно видеть из следующих данных:

См.фото


Всего же, в продолжение трех лет, как конных, так и пеших перебывало на работах 7181 человек, которым и выдано 5191 руб. 50 коп. (1483 руб. 28 коп.). Если бы вместо них были работники по найму, люди вольные, то, полагая каждому конному, по крайней мере, по 1 руб. 30 коп., a пешему по 1 руб. в день, пришлось бы уплатить 31,935 ассигнациями (на серебро 9124 руб. 28 коп.). Путем же экономии осталось тогда лишнего, к возведению самого здания, 26,743 руб. 50 коп. (на серебро 7641 руб.).
Первые подготовительные работы начались еще в 1837 г.,
а в 1841 г. только некоторые части верхнего этажа, под главным руководством инженер-подполковника Тасраева, были окончательно отстроены и заняты канцелярией командующего башкирско-мещеряцким войском; все же вообще работы приведены к окончанию лишь в 1844 г.
Корпус здания главным фасадом обращен на север; по этой линии протяжение его – 40 сажен 1/4 арш.; ширина 4 сажени 2 арш., длина правого и левого крыла, каждого по 23 саж. 8 верш., ширина 7 1/2 саж.; длина заворотов, к минарету мечети, каждая по 12 саж. 1 аршин 14 вершков; ширина 5 саж. 5 верш.; сплошное же протяжение всего корпуса составляет 112 сажен и 1 четверть; высота всех этих частей главного корпуса, от цоколя под крышу, 4 сажени; всех окон в корпусе 218 и фальшивых окон 117.
Мечеть, выстроенная на средине двора, – восьмиугольное здание, с конусообразным куполом, покрытым белым железом: в средине его утвержден шпиль, увенчанный луной. Длина и ширина мечети в поперечнике – 6 саженей, предельная часть для сеней 5 аршин, высота от фундамента до верхнего шпиля 9 саженей, на 8 стенах (непосредственно под крышею) находится 8 больших готических стрельчатых окон, на переплетенных (прихотливо и разно­образно) рамах, с разноцветными стеклами. Внутренние стены мечети отштукатурены под мрамор и представляют 7 больших и 1 поменьше мраморных таблиц; на каждой из них изображено лепными вызолоченными арабскими буквами семь текстов из Корана, избранных Оренбургским муфтием и предварительно рассмотренных Министерством Внутренних Дел. Характерный образец искренней веротерпимости!
Над самым входом в мечеть, на малой таблице, написано:
«Во имя Бога Милостиваго».
А на больших таблицах, имеющихся на стенах, начертано:
На 1-й
«Что было открыто тебе из книги Аль-Корана, будь постоянен в молитвах, молитва предохраняет человека от гнусных пороков и от постыдных деяний, и воспоминание Бога есть высочайший долг. Бог весть творимое всеми».
На 2-й
«О правоверные! Когда позовут вас на молитву в день собрания, спешите к воспоминанию Божию и оставьте куплю: сие есть лучше для вас».
На 3-й
«Когда слуги мои вопросят тебя обо Мне, воистину Аз есмь близ; Аз услышу молитву молящегося ко Мне; да не внемлют Мне и веруют в Меня, чтоб могли быть наставлены на путь правый».
На 4-й
«О Господи! Не допусти сердцам нашим удалиться от истины; по данном нам наставлении, пошли нам милость Твою от Тебя; зане еси податель милости. Господи! Даждь нам благо в сей и будущей жизни, и избави нас от геенны огненной».
На 5-й
«Воистину приносим от благочестивого сердца». «Тот только посещает Храмы Божии, кто верует в Бога, и последний день постоянен в молитве, раздает милостыню и боится единого Бога; сии, может быть, сотворятся едиными от тех, кои руководствуемы прямо».
На 6-й
«Воистину Бог повелевает быт правосудным, творить дела благие, и давать родственникам нужное; он увещевает беззаконие, неправду и угнетение; он увещевает вас не сопротивляться всем тем, да памятуете».
На 7-й
«Исполняйте обет, данный вами Богу, и не нарушайте клятв ваших; зане сотворили Бога свидетелем себе; воистину Бог знает делаемое вами».
Весь свод мечети усеян лепными украшениями: в средине его – сияющее солнце, окруженное множеством полумесяцев, звезд и розеток; ниже их сверх капителей и по углам – арабески. Из средины сияния опускается великолепная люстра, купленная в Петербурге за 1549 руб. серебром и убранная бесчисленным множеством небольших шестигранных хрустальных призм; такими же хрустальными частицами украшены богатые канделябры, утвержденные по углам стены. Солнечные лучи, проходя сквозь разноцветные стекла резных рам, принимают различные радужные тени, и потом, преломляясь и отражаясь в несчетном числе этих кристаллов, производят необыкновенное впечатление на посетителей. На правой стороне южной части мечети поставлена высокая, дубового дерева, кафедра, покрытая коническим шатром, в котором утвержден шпиль с позолоченною луною. Кафедра эта служит местом, на котором во время богослужения магометан, в дни их праздников и в пятницу, ахун мечети стоя говорит молящимся установленную проповедь.
Минарет мечети есть 24-хугольная колонна с вогнутыми стенками, утвержденная на пьедестал и облицованная белыми изразцами; он высится до галереи, под которой устроен красивый карниз. Высота от фундамента до шпиля – 18 1/2 сажен, с пьедесталом же 19 саженей и 2 аршина.
Минарет по обычаю оканчивается вызолоченным полумесяцем, утвержденным на высоком шпиле. Входом в минарет служит винтообразная каменная лестница, имеющая 136 ступеней, которые оканчиваются при входе на галерею, обращенную на север.
Инициатор этого грандиозного сооружения Караван-сарая, покойный граф В.А.Перовский, как видно, желал, чтобы здание это было предметом гордости башкиро-мещеряцкого войска: залогом их веры, славы и счастья.
Все вообще работы по отстройке Караван-сарая приведены к окончанию уже в 1844 г.; а 30 августа 1846 года состоялось торжественное освящение мечети, при громадном стечении башкир, для которых было сделано тогда большое угощение, с разными народными увеселениями. К этому же времени был приглашен из Уфы Оренбургский муфтий, совершивший в первый день этого празднества, богослужение в Караван-сарайской мечети.
С упразднением башкиро-мещеряцкого войска Караван-сарай перешел во введение Министерства Внутренних Дел, и в нем до последнего времени помещались: квартира Начальника Губернии и его канцелярия, Губернское Правление, со всеми его отделениями, также квартиры служителей мечети и некоторых служащих при Губернском Правлении чиновников».
Таким образом, ценная информация, имеющаяся в книге Эспера Ухтомского «Путешествие государя императора Николая II на Восток (в 1890–1891) Т.III», подробное описание строительства и архитектурного облика Караван-сарая представляют несомненный интерес для широкого круга исследователей истории Отечества.

Э.П.Ухтомский «Путешествие государя  императора Николая II на Восток (в 1890–1891). Т.III», Санкт-Петербург, 1897 г.
Башкирка. Э.П.Ухтомский.
Башкир. Э.П.Ухтомский.
Э.П.Ухтомский «Путешествие государя императора Николая II на Восток (в 1890–1891). Т.III», Санкт-Петербург, 1897 г.
Автор:Ильгам ФАТКУЛЛИН, кандидат исторических наук
Читайте нас: