Все новости
История
12 Октября 2023, 15:41
НАУКА

РОД ТЕЛЯУ У ТЮРКСКИХ НАРОДОВ ПО ДАННЫМ КИТАЙСКИХ И ПРОЧИХ ИСТОЧНИКОВ*

Этноним теляу зафиксирован в родовой номенклатуре целого ряда тюркских народов: башкир, казахов, каракалпаков (тилеу кусши) [1], ногайцев (телеу) [2], кочевых узбеков (тилаy ٺيلو) [3]. В этнографической литературе высказывалось мнение о том, что «род телеу, вероятно, древнее племя теле, которое еще в VI веке входило в состав Тюркского каганата» [4].

Фото: из открытых источников
Фото: из открытых источников

Расселение рода Теляу

Исторические или вотчинные земли башкир родового подразделения Теляу и их соседей – Кубаляк и Кувакан расположены в Абзелиловском и Учалинском районах Республики Башкортостан и прилегающих территориях соседней Челябинской области (Уйский район). В прошлом башкиры-кубаляки, куваканцы и телевцы составляли соответственно Кубалякскую, Куваканскую и Телевскую волости, которые вплоть до конца XVIII века на правах аймаков входили в состав Табынского объединения (тюбы).
Память об этом сохраняется до сего дня, и многие башкиры родов Кубаляк, Кувакан и Теляу продолжают себя причислять к племени Табын. Названные роды некогда составляли единое целое с табынцами. Что касается этнического происхождения, то, как показывают данные различных источников (исторических, этнографических, геногеографических), они отличались как от табынцев, так и друг от друга.
Казахский род (племя) телеу, наряду с родами кердери, джагалбайлы, тама, табын, кереит и рамадан, входит в родовое объединение Жетыру, которое относилось к Малой Орде.

Этимология этнонима

Племя теле, вернее, племенная группировка теле упоминается в китайских источниках, например, в хронике «Суй-шу» [5] (VII в.): «Предки телесцев есть потомство Хунну, родов больше всего. От Западного моря на восток, по горным долинам, повсюду непрерывно живут. От Дуло-реки к северу живут пугу, тунло, вэйхэ, баегу, фуло равно зовущиеся сыцзинь, мэн-чэнь, тужухэ, сыцзе, хунь, хусюэ и также много родов, которые могут собрать воинов два раза по 10 тысяч. От Иу на запад, от Яньци на север, близ Белых гор, живут чиби, булочжи, иде, супо, нахэ, уяньгуань, хэгу, еде, юнияньгуань, которые также могут собрать воинов два раза по 10 тысяч. От Золотых гор юго-западнее живут сюеяньто, делээр, шипань, дачи, которые могут собрать 10 тысяч с лишним воинов. От «Мирной страны», близ Адэ-реки, живут хэдэ, хэшэнь, боху, бигань, цзюйхай, хэбиси, хэцосу, бае-вэйкэда, имеют три раза по 10 тысяч с лишним воинов. От Дэни-моря на востоке и на западе живут сулоцзе, саньсое, мицу, лунху – много родов, 8 тысяч с лишним воинов. От Фулинь на восток живут эньчу, алань, божуцзюли, фувахунь, около двух раз по 10 тысяч человек. От Северного моря на юг – дубо. Хотя названия родов отличаются, в целом они являются телесцами» [6].
Из данного фрагмента следует, что в состав теле хроникеры включили даже племя алань, то есть ираноязычных алан. Это означает, что данный термин был политонимом, а не этнонимом, обозначавшим тюркоязычные и нетюркоязычные племена, которые не относились к собственно тюркскому союзу (тукюе) или тюркютам (по терминологии Л.Н.Гумилева). Разъяснение по этому поводу дал историк С.Г.Кляшторный: «...слово теле является китайской транскрипцией древнемонгольского слова *tegreg, вошедшего и в тюркские языки, с первоначальным значением «обод, колесо», а также «телега, тележник». Иными словами, китайцы позаимствовали из монгольской (сяньбийской или жуаньжуаньской) среды тот термин, который в этой среде использовался, но уже не в переводе, а в оригинальном звучании». Что касается китайского перевода этого монгольского термина, то он звучал как гаогюй (гаоцзюй), то есть «высокие телеги». «Другие названия дили, чиле и тиле также не оригинальны, это лишь иные варианты передачи слова raene/*tegreg, – писал С.Г.Кляшторный. – И теперь позволительно сделать вывод – племенной союз гаоцзюй/теле имел самоназвание. Этим самоназванием оказалось имя огуз, происходившее, согласно древнеогузским легендам, из имени героя-эпонима Огуз-кагана» [7].
Отсюда следует, что китайский термин теле не был самоназванием соответствующей тюркоязычной группировки, а следовательно, не имеет связи и с этнонимом теляу. В то же время бросается в глаза распространенность в Южной Сибири народностей и племен со схожими названиями – телеут, теленгит, телес, с которыми этноним теляу может иметь общее происхождение. Согласно хронике «Тан-шу», владение Гаогюй состояло из следующих племен: юанъгэ, сйеяньто, кибиюй, дубо, гулигань, доланъгэ, пугу, байегу, тунло, хунь, сыгйе, хусйе, хигйе, адйе, байси [8]. При сопоставлении с орхоно-енисейскими памятниками древнетюркской письменности и данными этнографии несколько приведенных китайских транскрипций поддаются расшифровке: юаньге – уйгур, сйеяньто – сир-ямтар (или просто сир – древнее название кыпчаков, турксир будун «тюрко-сирский народ» орхонских памятников), дубо – туба (туеа), гулигань – курыкан (отмечен в орхонских памятниках), доланьгэ – теленгит (субэтнос алтайцев), пугу – буку (родовое подразделение современных кыргызов), байегу – байырку (отмечен в орхонских памятниках), тунло – тонгра (отмечен в енисейских памятниках), хунь – кун (отмечен в арабских и европейских текстах), адйе – эдиз (отмечен в орхонских памятниках). Из перечисленных названий лишь доланьгэ/теленгит, в котором вычленяется корень «телен» и монгольский суффикс множественности «ут», может иметь отношение к современным телеут, теленгит, телес и, вероятно, теляу. Таким образом, исходя из данных ономастики, можно предположить, что этноним теляу восходит к миру тюркоязычных кочевников раннего средневековья – огузов (гаогюй, теле).
Также не исключено, что все приведенные названия, в свою очередь, восходят к имени динлинов. Китайские термины динлин и теле обозначали этнические общности, существовавшие в разные исторические эпохи. С.Г.Кляшторный писал: «Но вот указание на предков гаоцзюй/теле, которые названы динлин, вводит нас совсем в иной мир, в мир древнейших племен Центральной Азии и Южной Сибири. Ведь динлины, упомянутые еще в источниках ханьского времени, названы среди тех племен и владений, которых покорил вместе с цзянькунями-кыргызами гуннский шаньюй Маодунь в самом конце III в. до н. э.» [9]. Поскольку во многих китайских источниках имеются указания на связь между динлинами и гаогюй/теле, современные названия телеут, теленгит, телес, теляу могут восходить к имени динлинов [10].
В прошлом род Телеу, наряду с родами Тама, Табын, Кердери, Кереит, Рамадан, Джагайбайлы, был частью казахского Жетыру: «Малая Орда состояла прежде из сильного рода алчин и 7 малых родов, которые Тауке-ханом соединены в поколение семиродцев – кердери, джагалбайлы, тама, табын, кереит, телеу, рамадан» [11]. В то же время, башкирский род Теляу, формально не числившийся в составе башкирского Ете ырыу, как подтверждают данные генетических исследований, является близкородственным башкирским кипчакам.


Результаты генетических исследований

Выяснилось, что представители (потомки) башкир рода Теляу принадлежат к гаплогруппам Rla – М198 (точнее, генетическая линия Y2633 субклада R1a1-Z2123) и Rlb-М73 (точнее, генетическая линия Y20779, субклада Rlb-М478).
Первая гаплогруппа является доминирующей также у различных подразделений башкирских кыпчаков (рода Суун, Санкем, Бошман, Карый), тамьянцев и тангауров. Субклады гаплогруппы Rla у потомков казахских родов широко представлены среди: кыпчаков (вторая по распространенности после субклада Rlb-М478); Жетырыу, где находятся и казахские Телеу (здесь этот субклад существенно уступает различным субкладам гаплогруппы С2 и Q); Аргын (около 10% представителей рода). В своей основе гаплогруппа Rla восходит к древнему индоевропейскому населению Восточной Европы и, возможно, соотносится с азиатской ветвью данного этнического массива, которая приняла участие, в том числе, в этногенезе тюркоязычной племенной группировки Tiele (огузы).
Предполагается, что центром изначальной экспансии основных линий Rlb-M73 была Средняя Азия, территория современного Узбекистана. Разделение двух основных линий, которые присутствуют у кочевых народов Великой Степи, произошло в указанном регионе еще в дотюркскую эпоху. Последние расчеты по количеству накопления однонуклеотидных мутаций датируют это разделение временем 7300±1000 лет назад. На генетической линии R1b-Y20779 гаплогруппы Rlb-M478 находятся не только башкирский род Теляу, но и большая часть башкирских меркитов, им родственны ногайский род куми-кыпчак, томские татары, кумандинцы, телеуты, шорцы, часть карачаевцев, часть мишарей (Караидельского, Дюртюлинского, Бураевского и других районов Башкортостана; Ульяновской и Рязанской обл.) и др. Указанной генетической линии близка линия R1b-Y14051, к последней относятся в значительной мере башкиры рода Карагай / Гирей-Кыпчак, а также часть тамьянских, еланских, юрматинских башкир. Но наиболее близки к представителям рода Теляу потомки башкирского рода Каратавлы. Результаты секвенирования, проведенного в рамках казахстанского проекта «Бабалар Ымен» под руководством Сапара Искакова, также показали, что башкиры Теляу и Каратавлы вместе с литовскими татарами входят в одну группу Rlb-BY40329.
Также отметим, что линия R1b-Y14051 гаплогруппы Rlb-M478 представлена у целого ряда иных казахских родов (Аргын, Найман, Жетыру, Адай, Конгырат и др.), ногайских и каракалпакских кыпчаков, а также у алтайского племени Куманды (сеоки (т.е. подроды) Куманды, Тон, Тастар). Носителями гаплогруппы Rlb-M478 являются значительная доля казахских кыпчаков (около 40%), на третьем месте у этого казахского рода представлена другая ветвь гаплогруппы R1b – гаплогруппа (или субклад) R1b-M269 (около 10%). В этой связи укажем, что различные генетические линии субклада R1b-M269 распространены у башкир родов Бурзян, Байлар, Сынгрян, Тангаур и части мишарей (линия Y21707); Байлар, Юрми, Гайна, Буляр, Кошсо (линия R1b1а1а1а26) [12].


* * *

Таким образом, название рода Теляу исследователи обычно возводят к группировке древнетюркских племен, которые в китайских источниках именовались Теле или Тйеле. Как обосновывал С.Г.Кляшторный, термин Tiele является лишь отражением китайской транскрипции древнемонгольского слова tegreg, вошедшего и в тюркские языки, с первоначальным значением «обод, колесо», а также «телега, тележник». В общем, данное слово было экзонимом, а не автонимом данной группировки, называвшей себя огузами. Следовательно, название Tiele не могло послужить основой для этнонима теляу.
Однако до сего дня сохранились этносы со схожими названиями – телеуты, теленгиты, телесы, из чего следует, что основа этих наименований могла восходить к этнониму, использовавшемуся в живой тюркской речи. Не исключено, что таковым мог быть древний этноним, зашифрованный китайской иероглифической формой динлин. В китайских хрониках динлины объявляются предками многих тюркских племен.
Результаты генетических исследований показали наибольшую этническую близость представителям рода Теляу потомков небольшого башкирского рода Каратавлы (линия BY40329). Также на этой линии имеются представители других тюркских и монгольских народов (туркмен, казахов, монгол, узбеков, кыргыз). Близка к указанной линии другая генетическая линия R1b-M478 – линия Y22195, к последней относятся башкирские меркиты и часть самарских мишарей. Далее, относительно близки в генетическом плане башкирским телявцам бачатские телеуты, кумандинцы, шорцы, часть сибирских (томских), поволжских и литовских татар.

*«История субэтнической группы Естек среди казахов» ИРН АР 14972995.


Литература

1. Жданко Т.А. Очерки исторической этнографии каракалпаков. Родо-племенная структура и расселение в ХIХ – начале ХХ века. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1959. – С.167.
2. Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. – М.: «Восточная литература», 2002. – С.504.
3. Султанов Т.И. Кочевые племена Приаралья в XV–XVII вв. (Вопросы этнической и социальной истории). – М.: Наука, 1982. – С.33.
4. Востров В.В., Муканов М.С. Родоплеменной состав и расселение казахов: (конец XIX – нач. XX в.) / В.В.Востров, М.С.Муканов; Акад. наук Казах. ССР, Ин-т истории, археологии и этнографии им. Ч.Ч.Валиханова. – Алма-Ата: Наука, 1968. – С.106.
5. Суй-шу – официальная хроника династии Суй, составленная по заказу императора династии Тан группой историков под руководством Вэй Чжэна в 636 г.
6. Муратов Б.А. Телеские предки башкир в китайской хронике «Суй-шу» / / Мир науки, культуры, образования. – 2012. – №3 (34). – С.250–252.
7. Кляшторный С.Г. Степные империи: рождение, триумф, гибель // С.Г.Кляшторный, Д.Г.Савинов (Степные империи древней Евразии. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005. – С.60.
8. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. – М.-Л., 1950. Т.1. – С.301.
9. Кляшторный С.Г. Степные империи: рождение, триумф, гибель // С.Г.Кляшторный, Д.Г.Савинов. (Степные империи древней Евразии. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005. – С.60.
10. История башкирских родов. Кубаляк, Кувакан, Теляу. Том 29. / С.И.Хамидуллин, Б.А.Азнабаев, И.Р.Саитбатталов, И.З.Султанмуратов, Р.Р.Шайхеев, Р.Р.Асылгужин, В.Г.Вол­ков, А.А.Каримов, А.М.Зайнуллин. – Уфа: НОЦ Истории башкирского народа ИИГУ БашГУ; Китап, 2018. – С.26.
11. Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких гор и степей. Сочинение Алексея Левшина, члена разных ученых обществ российских и иностранных. Часть 2: Исторические известия. С.-Петербург. Въ типографии Карла Крайя. 1832.
12. См. подробнее: Е.Аширбеков, Д.Ботбаев, А.Белкожаев, А.Абайлдаев, Ж.Мухатаев, Б.Алжанулы, С.Лимборская, Н.Айтхожина. Анализ жузовой организации казахских племен на основе распределения гаплогрупп Y-хромосомы / Вестник. Серия биологическая. – №4 (73). – 2017. – С.81–89; В.Г.Волков. Кыпчакский компонент в составе средневекового населения юга Западной Сибири и Северного Казахстана // Этногенез казахов: историко-генетический аспект. Алматы: Shejire DNA, 2014. – С.236; Ж.М.Сабитов. К вопросу о гаплогруппах кипшаков // Этногенез казахов: историко-генетический аспект. Алматы: Shejire DNA, 2014. – С.314; История башкирских родов. Кубаляк, Кувакан, Теляу. Том 29 / С.И.Хамидуллин, Б.А.Азнабаев, И.Р.Саитбатталов, И.3.Султанмуратов, Р.Р.Шайхеев, Р.Р.Асылгужин, В.Г.Волков, А.А.Ка­римов, А.М.Зайнуллин. – Уфа: НОЦ Истории башкирского народа ИИГУ БашГУ; Китап, 2018. – С.276.

Автор:Рафиль АСЫЛГУЖИН, кандидат философских наук, Альбина МАКСУТОВА, докторант Евразийского национального университета им.Л.Н.Гумилева (г.Астана, Казахстан)
Читайте нас: