Организованные государством исторические исследования в Башкортостане начинаются лишь в первой половине 1920-х годов. Это объясняется сложной обстановкой в крае – во время Гражданской войны здесь проходила линия фронта Красной армии и войска Колчака. С заключением договора федеративной и республиканской властей об образовании БАССР (Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики) в марте 1919 года разворачивается государственная организация по изучению истории края*. По образцу Наркома просвещения РСФСР, созданного в ноябре 1917 года, формируется научный отдел при Наркомпросе БАССР. Первый государственный орган по руководству научными исследованиями на территории Башкортостана появился в Стерлитамаке 3 января 1920 года [1, с.36].
В 1922 году с объединением Малой Башкирии с Уфимским уездом при Наркомпросе БАССР появилось Общество по изучению быта, культуры и истории Башкортостана, сплотившее научные силы республики и знатоков истории. В его составе организовали отделы – исторический с подотделами дореволюционной и послереволюционной истории Башкортостана, научно-филологический, этнографический, издательский. В Уфе оно соединилось с объединением по изучению Южного Урала, действующим при Губернском краеведческом музее, и стало называться Обществом по изучению Башкирии. Почетными членами организации состояли ученые-востоковеды Василий Бартольд, Абубакир Диваев, ленинградский этнограф Сергей Руденко.
Становлению исторической науки способствовала реорганизация в сентябре 1922 года научного отдела Наркомпроса БАССР в академический центр, который занимался разработкой программ и методикой преподавания применительно к местным условиям, составлением учебников для школ, организацией экспедиций, созывом конференций, руководством научными обществами и созданием новых. В составе академцентра действовали музейная комиссия и Общество по изучению Башкирии. Академцентр и общество объединили культурные силы для становления краеведения, поэтому партийные и правительственные органы ориентировали местные власти оказывать содействие этим организациям. В обстановке ликвидации неграмотности краеведение являлось действенной формой приобщения широких слоев населения к науке и культуре.
Общество по изучению Башкирии в республике стало центральной краеведческой организацией. Бюро краеведения и общество установили контакты с организациями других республик и областей, Академией наук СССР, Институтом востоковедения им.Н.Н.Нариманова, поддерживая связи с известными исследователями Башкортостана (например, с ленинградским этнографом Сергеем Руденко), которые присылали в Уфу свои труды, давали советы и практические рекомендации по организации работы, представляли эти общества на различных научных и краеведческих конференциях.
Таким образом, истоки становления исторической науки в Башкортостане лежат в различных научных и краеведческих обществах, которыми был накоплен отчасти уже тогда введенный в научный оборот большой фактический материал по истории, этнографии и быту местного населения. Но обобщающих аналитических исследований в то время еще не было.
Исторические работы 1920-х годов главным образом охватывают труды по дореволюционной истории Башкортостана, национальной политике советской власти в республике, революционному прошлому и истории Гражданской войны. Только в конце двадцатого десятилетия появились публикации, обобщающие короткую к тому времени историю автономной республики – БАССР.
Заметной вехой в изучении Башкортостана и примером классической научно-исследовательской работы для ученых края явился выход в свет фундаментальной работы почетного члена Общества по изучению Башкирии, ленинградского профессора Сергея Ивановича Руденко – «Башкиры. Опыт этнологической монографии» [2]. Более раннее исследование «Башкиры. Опыт этнологической монографии. Ч.1. Физический тип башкир» [3] освещало итоги дореволюционных экспедиций ученого по Башкортостану.
Следующая книга написана на основе обширного материала, собранного автором во время поездок в дореволюционный период и в 1920-е годы. Более полный вариант этнографического изучения башкирского народа, дополненный материалом новых экспедиций, был опубликован Сергеем Ивановичем в 1950-е годы: «Башкиры. Историко-этнографические очерки» [4]. Своими исследованиями Руденко внес существенный вклад в становление и развитие этнографии и исторической науки в Башкортостане.
Непосредственно в республике первые шаги по сбору и систематизации материалов по истории дореволюционного времени были сделаны Обществом по изучению Башкирии. В «Башкирском краеведческом сборнике» – издании общества – опубликованы статьи Петра Ищерикова «Подлинная подпись (автограф) Салавата Юлаева и Пугачевский манифест на татарском языке», «Седая старина. Башкирия 1000 лет тому назад», «Башкир Измаил Тасимов – зачинатель горного дела в России» [5, с.25].
Общество издало и другие работы по истории коренного населения и политике царизма в крае: «Башкиры. Труды научного общества по изучению быта, истории и культуры башкир» [6], «Исторический очерк Тамъян-Катайского кантона БАССР» учителя-краеведа Михаила Чурко [7], «Материалы к истории башкир» Фатиха Тухватуллина [8], «Из прошлого башкирского народа» Семена Шпицера [9]. В сборниках содержатся материалы, извлеченные из периодической печати прежних лет, официальных документов.
Длительное время исследовательская работа велась лишь эпизодически. Серьезные сдвиги произошли в середине 1930-х годов. А в 1920-е отдельные темы по истории дореволюционного Башкортостана освещаются в основном в общих трудах. Так, краткий экскурс в историю башкирских восстаний делается в книгах Салахетдина Атнагулова «Башкиры» и Мусы Муртазина «Башкиры и башкирские войска в Гражданскую войну» [10]. Причинами восстания первый автор называет тяжелые налоги и захват башкирских земель, произвол властей и политику обрусения. Оба автора считают восстания неизбежными, рассматривают их как следствие политики царизма в крае [11, с.42].
В 1928 году появилась книга Александра Рязанова «Оренбургский край. Исторический очерк» [12]. Она представляет собой обзор основных событий края с древнейших времен до ХХ века. Для работы характерна некоторая односторонность в оценке русской колонизации как «преимущественно земледельческой» и недооценка социально-экономического уровня тогдашней Башкирии – автор считал ее «дикой страной». Исследователь истории башкирских восстаний, доктор исторических наук Ирек Акманов замечает, что Рязанов допустил отдельные фактические неточности в датировке некоторых восстаний, в определении инициаторов борьбы, в оценке восстания 1735–1740 годов [13, с.43].
Одна из попыток дать цельное изложение истории края с древности до 1920-х годов предпринята Шамсоном Типеевым в «Очерках по истории Башкирии» [14]. Работа насыщена документами и фактическим материалом, но присутствует схематизм изложения. Трудно согласиться с автором, когда он пишет о господстве в башкирском обществе ХVӀӀ–ХVӀӀӀ веков родовых отношений [14, с.54] При господствующем в науке евроцентристском подходе и теории отсталости народов Востока во взглядах ученых преобладали стереотипные представления и выводы.
В целом, дореволюционная история Башкортостана в 1920-е годы была освещена неполно. Некоторые события, например, участие башкир в Отечественной войне 1812 года, в исторической литературе того времени не находили отражения вплоть до 1940-х годов [15, с.57]. Слабо разрабатывалась фактическая история, что объясняется узостью источниковедческой базы.
Известный ученый Шамсон Исламович Типеев – один из первых советских историков БАССР, стоявших у истоков Башкирского филиала Академии наук СССР. Согласно сведениям из краткой энциклопедии Башкортостана, он родился в апреле 1900 года в деревне Старо-Исаево нынешнего Нуримановского района. Совсем юным, в 1919 году, он вступил в ряды РКП(б), принимал активное участие в организации Советов крестьянских и солдатских депутатов в Булекей-Кудейской волости Уфимской губернии, в Гражданской войне, в подавлении крестьянского повстанческого движения 1918–1921 годов, воевал в годы Великой Отечественной войны.
Будучи членом партии, много работал в партийных органах в разных городах: с 1923 года – в Орехово-Зуево и Гурьеве, в 1925–1928 годы – в Уфе, в 1933–1935 годы – в Алма-Ате. Имея хорошее образование, Типеев занимался и преподавательской деятельностью. После окончания в Москве Института красной профессуры в 1933 году всю свою дальнейшую жизнь посвятил научной деятельности. Был приват-доцентом Объединенного государственно-политического управления СССР (ОГПУ), доцентом в Коммунистическом университете трудящихся Востока, в котором учился сам в 1921–1923 годы. С 1935 года Шамсон Типеев работал в должности научного сотрудника Института истории Академии наук СССР.
В 1943 году он окончил Высший военно-педагогический институт в Ташкенте, созданным в 1940 году на базе факультета Военно-политической академии им.В.И.Ленина для подготовки политработников. Многие выпускники учебного заведения стали видными педагогами и учеными. В 1958 году институт снова был преобразован в военно-педагогический факультет академии им.В.И.Ленина [16].
Весь этот образовательный, научный и организаторский опыт оказал значительную помощь Типееву в формировании в 1951 году Башкирского филиала Академии наук СССР, перед которым ставились задачи координации научных исследований, комплексного решения фундаментальных научных проблем и активного влияния на развитие экономики и культуры республики. В филиал вошли институты биологии; истории, языка и литературы; горно-геологический институт, а также секторы экономических исследований и химии. В настоящее время правопреемником Башкирского филиала АН СССР является Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук.
В 1951 году Шамсон Типеев занял пост заместителя председателя президиума Башкирского филиала АН СССР, а позднее исполнял обязанности директора Института истории, языка и литературы. В 1930 году при Совнаркоме республики с целью организации научных исследований в различных областях знаний, руководства краеведческими работами, подготовки научных кадров и популяризации научных знаний был открыт Башкирский комплексный научно-исследовательский институт. А в 1931-м на его базе организуется Институт национальной культуры.
4 марта 1932 года директор Башкирского научно-исследовательского института национальной культуры Михаил Арефьевич Солянов издал первый приказ, положивший начало деятельности нынешнего Института истории, языка и литературы. В июле 1936 года его реорганизовали в Башкирский научно-исследовательский институт языка и литературы, а в 1951 году, в связи с созданием Башкирского филиала Академии наук СССР, вошел в его состав [17, с.297].
Во время работы в архивах над историей образования народов Башкортостана мы обнаружили неожиданные факты. К примеру, в 1920-е годы в педагогических техникумах почти не было учебников по истории Башкортостана. Только в Оренбургском педтехникуме в 50 экземплярах имелась монография Шамсона Типеева «Очерки по истории Башкирии» [18, с.276].
За многолетнюю плодотворную работу Шамсон Исламович Типеев награжден Орденом Красной Звезды. Он умер в июне 1983 года в городе Истра Московской области [19].
Другой крупный исследователь в области гуманитарных наук, оказавший содействие становлению исторической науки в республике, – Абубакир Ахметжанович Диваев. Родился 3 декабря 1856 года в Оренбурге в семье башкирского потомственного дворянина. По утверждению А.-З.Валиди, его родиной была деревня Тукаево Стерлитамакского уезда. Прадед – Сулейман Диваев являлся мишарским старшиной. Абубакир Диваев в 1876 году окончил обучение в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе. Работал переводчиком в Военно-народном управлении в Ташкенте, затем чиновником при Сырдарьинском военном губернаторе.
С 1883 года он начал собирать фольклорные и этнографические материалы. Ездил по всем уездам Туркестанского края, изучал быт, нравы, обычаи и обряды узбеков, казахов, киргизов, каракалпаков. Систематически публиковал научно-исследовательские статьи в газете «Туркестанские ведомости». С 1906 года, окончив службу, начал руководить татарской школой, а с 1920-го был в числе организаторов Туркестанского университета, основанного на базе народного университета в Ташкенте (в 1923 году преобразован в Среднеазиатский университет, в 1960-м – в Ташкентский университет [20]). Абубакир Диваев, став профессором, готовил тюркологов, также руководил отделом этнографии и археологии в Туркестанском краевом музее, возглавлял этнографические и фольклорные экспедиции.
В 1920–1932 годы Диваев, как член Киргизской (Казахской) научной комиссии Наркомпроса Туркестанской автономной республики, являлся организатором ряда экспедиций в Сырдарьинскую и Джетысуйскую области. Исследовательская деятельность ученого внесла большой вклад в изучение материальной и духовной культуры народов Средней Азии и Казахстана [21; 22, с.257]. Абубакир Ахметжанович не забывал о родном Башкортостане, делился накопленным опытом с учеными, освещал деятельность научных организаций своей родины на конференциях.
Умер он 5 февраля 1933 года в Ташкенте.
У истоков исторической науки БАССР стоял Петр Федорович Ищериков. Он родился 15 июня 1892 года в селе Яново Нижегородской губернии в крестьянской семье. Участник Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн, революционных событий 1917 года, имел ранение. Во всех опубликованных справочных изданиях упоминается лишь его учеба в церковно-приходском училище, но, судя по научно-исследовательской деятельности, Петр Федорович был образованным человеком.
Он первым из уфимских историков обратился к личности Салавата Юлаева. Еще в 1920-е годы опубликовал статьи о Манифесте Пугачева, печати Салавата Юлаева. Тогда же исследователь обратился к деятельности первого рудознатца нашего края Исмагила Тасимова. В работе «Салават Юлаев – вождь башкирского народа и сподвижник Пугачева» (1951 г.) Ищериков впервые ввел в научный оборот источники из архива Эстонской ССР. В них говорилось о пребывании национального героя башкирского народа и других участников Крестьянской войны 1773–1775 годов на каторге в городе Балтийский порт и отбывании каторги Салаватом в Рогервике.
С 1909 года Петр Федорович начал работать в различных учреждениях Уфимской губернии. С 1923 года трудился инспектором в Республиканской библиотеке им.М.Горького (ныне Национальная библиотека им.А.-З.Валиди), с 1930 года – директором областного библиотечного коллектора Башгиза (Башкирского государственного издательства). В 1938 году его перевели в Наркомат просвещения БАССР. В 1940–1941 годы Ищериков трудился в Башкирском государственном геологическом управлении, в 1945–1948 годы – в Институте истории, языка и литературы, Горно-геологическом институте. Участник Великой Отечественной войны.
Научные интересы Ищерикова касались области археологии, истории. Петр Федорович провел обследование Уфимского городища II, Стерлитамакского могильника и других объектов. Он автор более 150 научных работ. Также известен и как борец за сохранение старины, храмов города. Несмотря на усилия Ищерикова, Смоленский собор (Троицкая церковь) в Уфе был взорван.
Свой жизненный путь краевед завершил в Ленинграде 5 сентября 1961 года [22].
Салахетдин Садриевич Атнагулов активно проявил себя в политической сфере. Он также занимался освещением истории революционных и политических событий и оставил труды, посвященные исследованиям по истории Башкортостана. Его основной труд – монография «Башкирия», изданная в 1925 году. Критиковал с большевистских позиций мусульманский национал-коммунизм Мирсаида Султан-Галиева («султангалиевщину») [23].
Родился Атнагулов в 1893 году в деревне Суккулово Белебеевского уезда Уфимской губернии (ныне Ермекеевский район Башкортостана). После окончания в 1916 году медресе «Галия» начал работать там преподавателем. В то же время был редактором газет «Ирек» (Свобода) и «Безнен юл» (Наш путь). В августе 1917 года участвовал в работе II Всебашкирского курултая (съезда) в г.Уфе, был избран в Башкирское центральное (областное) шуро (совет), являлся его председателем.
Вместе с А.-З.Валидовым, Салахетдин Атнагулов – один из наиболее видных башкирских лидеров, выступавших против растворения Башкирского национального движения в общемусульманском движении. С ноября 1917 года по декабрь 1918 года он являлся секретарем Национального собрания мусульман тюрко-татар внутренней России и Сибири. С января 1918 года выполнял функции секретаря и казначея Коллегии по осуществлению Урало-Волжского штата, а с апреля по июнь – сотрудника татаро-башкирского комиссариата Уфимского губернского Совета народных комиссаров.
С марта по апрель 1919 года Атнагулов – председатель Уфимского губернского бюро коммунистов-мусульман и член Центрального бюро татаро-башкирских коммунистов. Он работал в Москве в Центральном бюро коммунистических организаций народов Востока при ЦК РКП(б), редактором газеты «Кызыл яу» («Красная Армия»). С 1920 года являлся заведующим отделом культуры Совета профсоюзов ТАССР (Татарской АССР), редактором газеты «Эшче» («Рабочий»), а с 1925 года – газеты «Кызыл Татарстан» («Красная Татария») и главным редактором Татгосиздательства.
В 1927–1929 годы Салахетдин Садриевич работал в должности председателя Академического центра Наркома просвещения ТАССР, а в 1933–1935 годы преподавал в Татарском педагогическом институте. В 1936 году Атнагулов был подвергнут репрессии и расстрелян. Через 20 лет – в 1956 году – его реабилитировали. Очень насыщенная общественно-политическая деятельность Атнагулова совмещалась с журналистской. Он является автором рассказов и повестей на татарском языке: «Юный шахтер» (1925), «Гарантированная любовь» (1927), «За горой Каф» (1928) и других [24].
Александр Федорович Рязанов являлся исследователем Оренбурга и края, поэтому его научные работы не могли не касаться истории Башкортостана. Родился в 1879 году в станице Степная Оренбургской губернии в семье потомственного казака Оренбургского казачьего войска. Оставшись в отрочестве без отца, поступил писарем в управление Степной станицы, а потом перешел на ту же должность при Оренбургском окружном казачьем училище, одновременно занимаясь там в качестве слушателя. Окончив в 1902 году Оренбургское юнкерское училище, Рязанов участвует в Русско-японской и Первой мировой войнах.
После Февральской революции 1917 года Александр Федорович погружается в общественно-политическую деятельность, становится одним из инициаторов создания Оренбургского совета казачьих депутатов. В 1917–1918 годах он редактировал «Оренбургский казачий вестник». Рязанов был сторонником атамана Дутова. Однако испытания привели его в 1919 году в ряды Красной армии.
В 1920 году, сдав экзамен на звание штатного преподавателя вузов Красной армии, он приступил к службе на Оренбургских кавалерийских курсах, переименованных позже в 3-ю кавшколу комсостава Красной армии. Преподавал тактику и исполнял должность начальника учебной части.
В это же время Александр Федорович занимается научно-исследовательской деятельностью и ее организацией в Оренбурге, становится ответственным секретарем Киргизского краевого военно-научного общества. В 1924 году он устроился научным сотрудником Центрального архива Казахстана, а с 1925 года – сотрудником Губархивбюро. В 1924–1928 годы вышли в свет научные труды историка: «Оренбургский край. Исторический очерк» (1928), «На стыке борьбы за степь: очерк колонизации Новолинейного района в 1835–1845 гг.», «Сорок лет борьбы за национальную независимость казахского народа (1797–1838 гг.)» (1926); очерк «Исторический Оренбург» и другие.
Узкая источниковедческая база не давала возможности историкам того времени полного и достоверного освещения дореволюционного прошлого народов Южного Урала. Так, в монографии «Оренбургский край. Исторический очерк» Рязанов допустил ряд неточностей по истории Башкортостана. Несмотря на его несомненные заслуги, в 1927 году он, как «неблагонадежный», оказался на учете в ГПУ и был уволен из Губархивбюро. Обреченный на нужду и скитания, уехал в Кзыл-Орду, оттуда – в Алма-Ату. Остались неопубликованными такие важные исследовательские работы, как «Оренбургское казачество и проблема формирования теркавчастей», «Очерк по истории казахского народа с древнейших времен до наших дней», «Салават Юлаев. Очерк по истории пугачевщины в Башкирии».
Скитальческая жизнь Рязанова стала причиной резкого ухудшения здоровья и его смерти в апреле 1929 года на родине в Оренбурге. Выходивший в Уфе «Краеведческий сборник» опубликовал в 1930 году написанный Касимом Ахмеровым некролог: «Он оставил нам ценные материалы по истории башкирского народа: им написано более 20 ценных исторических трудов, более 15 изданы, а из остальных часть принята к изданию разными научными организациями… В лице А.Ф.Рязанова мы потеряли талантливого историка-краеведа» [25].
Сергей Иванович Руденко, внесший огромный вклад в изучение антропологии и этнологии башкирского народа, появился на свет 16 (29) января 1885 года в г.Харькове в семье служащего. Мать будущего этнографа и археолога Людмила Алексеевна умерла, когда Сереже было всего десять лет. Вскоре после этого семья переехала в Пермь, где дети (а их в семье было шестеро) стали учиться в местной гимназии. Отец Иван Дмитриевич Руденко занимал должность члена комиссии по размежеванию башкирских земель и часто брал сына в свои поездки. Это дало возможность гимназисту Сергею Руденко на практике познакомиться с культурой и бытом башкирского народа.
В поездках он привык делать собственные записи, самостоятельно фотографировать, поэтому неудивительно, что после окончания гимназии в 1904 году будущий ученый поступил в географическую группу на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского императорского университета. Еще гимназистом он сделал в Пермском научно-промышленном музее подробный доклад о быте и обычаях северных башкир и передал в фонды большую коллекцию собственных фотодокументов. А в студенческие годы Руденко взялся совершить две поездки в Башкирию с целью сбора коллекции для этнографического отдела Русского музея.
Первая поездка состоялась в апреле – сентябре 1906 года. Маршрут пролегал по хорошо известным Сергею местам, охватывающим башкирские волости Шадринского и Екатеринбургского уездов Пермской губернии (по современному административно-территориальному делению – в пределах Каслинского, Аргаяшского и Кунашакского районов Челябинской области). Здесь среди зауральских башкир ему удалось собрать коллекцию национальной одежды. В Осинском уезде Пермской губернии у местных башкир были собраны предметы охоты, пчеловодства, сельскохозяйственные орудия и одежда.
Свою работу экспедиция продолжила на территории Златоустовского уезда Уфимской губернии, а затем проследовала на юго-восток в Верхне-Уральский уезд Оренбургской губернии, Орский и Стерлитамакский уезды Уфимской губернии (места, охватывающие территорию современных Белорецкого, Абзелиловского и Бурзянского районов Республики Башкортостан). На обратном пути Сергей Иванович остановился в Бирском уезде Уфимской губернии (на территории нынешнего Татышлинского района Башкортостана), где ему удалось пополнить экспонаты. Кроме этого, было сделано около 150 фотографий, так или иначе связанных с этнографией и антропологией башкир.
Следующая экспедиция 1907 года была посвящена юго-восточным башкирам (бурзянам, тамьянам, усерганам, катайцам и урман-кудейцам), в нынешние Белорецкий, Баймакский и Зианчуринский районы, а также в некоторые деревни Оренбургской губернии. В дальнейшем материалы, привезенные Сергеем Руденко из этих экспедиций, составили основу башкирской коллекции этнографического отдела Русского музея. Оценивая проделанную работу, сам он писал в «Кратком отчете о поездке 1907 г.»: «…в этих двух коллекциях хорошо представлена вся Башкирия».
Большую роль в формировании Руденко как будущего ученого сыграл Федор Кондратьевич Волков (Вовк) – этнолог, антрополог и археолог, преподававший в Санкт-Петербургском университете. Беря с него пример, Руденко взялся за изучение этнографии в тесной связи с палеонтологией (доисторической антропологией). Именно это эволюционное направление, развиваемое Волковым, оказало очень большое влияние на Сергея Ивановича, который всей своей дальнейшей научной деятельностью на практике реализовал и продолжил реформировать идеи своего учителя. Под его влиянием у студента Сергея Руденко укрепился интерес к антропологии, этнографии и археологии, он стал серьезно заниматься наукой.
Уже в студенческие годы начинают появляться его публикации о собственных экспедициях. Неудивительно, что первыми печатными работами, указанными в научных трудах Руденко, стали «Предания и сказки башкир» (в 2-х частях), увидевшие свет в парижском журнале «Revue de traditions populaies» в 1908–1909 годы. В 1909 году его обстоятельные статьи о башкирах, вогулах, грузинах, камчадалах и карелах вошли в многотомный «Новый энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона.
После завершения учебы Сергей Иванович был оставлен в университете для подготовки к профессорскому званию. С 1919 по 1921 год он трудится в должности профессора кафедры географии Томского университета, затем деканом физико-математического факультета. С 1921 по 1954 год – профессор кафедры антропологии в Ленинградском университете. Одновременно работает заместителем директора Государственного Русского музея, где заведует этнографическим отделом.
В 1927–1930 годы Сергей Иванович руководит Башкирской экспедицией Академии наук СССР, занимавшейся комплексными исследованиями производительных сил и населения республики. В августе 1930 года, возвращаясь из Забайкалья в Ленинград, он остановился на несколько дней в Уфе для согласования с руководством Башкирской республики рабочих программ экспедиции на следующие два года. Вместе с ним с раскопок знаменитого Пазарыкского могильного памятника Алтая возвращалась и его жена Нина Михайловна Руденко. Она была художником и археологом. В Уфе Руденко арестовали. Супруга осталась верным соратником Сергея Ивановича и разделила все тяготы незаконного ареста мужа [25].
До 1934 года ученый находился на строительстве Беломорско-Балтийского канала как сотрудник Ленинградского бюро этого строительства, в 1938–1941 годы – Гидрологического института, где занимался проектированием Соликамского гидроузла. В 1942 году Руденко назначили начальником отделения гидрометеослужбы Ленинградского фронта. С конца 1942 года он возглавил лабораторию археологической технологии в Институте истории материальной культуры, позднее заведовал отделом антропологии в Институте этнографии АН СССР.
Руденко – археолог, антрополог, этнолог, гидролог. Магистр географии (1917), доктор технических наук (1944), профессор Томского университета, Ленинградского университета (1919, 1950), действительный член Русского географического общества (1911), которое наградило в 1965 году его золотой медалью имени Петра Петровича Семенова. Также Сергей Иванович являлся членом Парижского антропологического общества (1914). Такой обширной и многогранной научно-исследовательской работой занимался Руденко. Умер великий ученый в Ленинграде 16 июля 1969 года. [26].
* При освещении темы были изучены и использованы отчеты научного отдела Наркомпроса и Общества по изучению истории Башкортостана, опубликованные этими организациями издания, содержащие документы, воспоминания очевидцев, статьи.
1. Каримов К.К. Наука Башкирии в строительстве социализма. – Уфа, 1986.
2. Руденко С.И. Башкиры. Опыт этнологической монографии. Ч.2. – Л., 1925.
3. Руденко С.И. Башкиры: Опыт этнологической монографии. Ч.1. Физический тип башкир. – Пг., 1916.
4. Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. – М-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1955.
5. Каримов К.К. К вопросу становления исторической науки в БАССР (20-е годы). В сб: Урал и проблемы региональной историографии (советский период). – Свердловск, 1986.
6. Башкиры. Труды научного общества по изучению быта, истории и культуры башкир. Вып.2. – Стерлитамак, 1922.
7. Чурко М.Ф. Исторический очерк Тамъян-Катайского кантона БАССР. – Уфа, 1927.
8. Тухватуллин Ф. Материалы к истории башкир. – Уфа, 1928.
9. Шпицер С.М. Из прошлого башкирского народа. – Уфа, 1929.
10. Атнагулов С. Башкирия. – М-Л., 1925; Муртазин М. Башкиры и башкирские войска в Гражданскую войну. – М.,1927.
11. Акманов И.Г. Советская историография башкирских восстаний XVII – первой половины XVIII вв. / В сб.: Очерки советской историографии Башкирской АССР. – Уфа, 1975.
12. Рязанов А.Ф. Оренбургский край. Исторический очерк. – Оренбург, 1928.
13. Акманов И.Г. Там же.
14. Типеев Ш.И. Очерки по истории Башкирии. – Уфа, 1930.
15. Филиппов Р.В. Из истории изучения участия народов Башкирии в Отечественной войне 1812 г. / В сб.: Очерки советской историографии истории Башкирии. – Уфа, 1975.
16. Википедия. Дата обращения 05.07.2022.
17. Башкортостан. Краткая энциклопедия. // Гл. ред. Р.З.Шакуров. – Уфа, 1996.
18. Сулейманова Л.Ш. История становления и развития национальных школ народов Башкортостана в ХХ в. – Уфа: Нефтегазовое дело, 2011. – 455 с.
19. wikio2.ru; bashinform.ru. Дата обращения: 21.06.2022.
20. Большой энциклопедический словарь. https://dic.academic.ru. Дата обращения: 06.07.2022.
21. Ru.wikipedia.org . Дата обращения: 21.06.2022.
22. Башкортостан. Краткая энциклопедия. – Уфа, 1996.
23. Soltangaliefchelken tarikhi tamrlary (Исторические корни султангалиевщины) // Kontr-Revolutsion Soltangaliefchelkke Karshy. – Kazan, 1930. – S.35–40.
24. wikio2.ru. Дата обращения: 22.06.2022.
25. wicipedia. Дата обращения: 22.06.2022.
26. ria1914.info. Дата обращения: 22.06.2022.