Все новости
История
9 Января 2023, 09:20
ОБЩЕСТВО

НЕМЕЦКИЕ АЭРОФОТОСНИМКИ ГОРОДОВ И РАЙОНОВ БАШКИРИИ

80 лет назад в небе Башкирии появились фашистские самолеты-разведчики люфтваффе. Война неумолимо приближалась к Уралу. Но жители республики об этом даже не подозревали. Только сегодня из рассекреченных материалов российских и зарубежных архивов мы узнаем подробности событий тех лет.

НЕМЕЦКИЕ АЭРОФОТОСНИМКИ ГОРОДОВ И РАЙОНОВ БАШКИРИИ
НЕМЕЦКИЕ АЭРОФОТОСНИМКИ ГОРОДОВ И РАЙОНОВ БАШКИРИИ

Тайные полеты самолетов-разведчиков

Анализ немецких аэрофотографий позволяет сегодня установить, что после взятия Франции в мае 1940 года немецкие самолеты-разведчики сразу же начали тайные полеты глубоко в тыл СССР. Нами установлено, что первый такой полет из аэродрома в Польше в тыловые районы нашей страны был произведен 17 мая 1940 года, и самые восточные точки, которых достиг самолет люфтваффе, – это города Иваново, Дзержинск и Арзамас (полет GX 13012).
Самый дальний полет вглубь территории СССР был осуществлен 9 сентября 1942 г. Самая восточная точка, которую достиг самолет, – это северо-восток г.Уфы (GX 1473). Немецкие самолеты-разведчики дважды производили аэрофотосъемку территории Башкирии: 22 июля (полет GX 1570) [1] и 9 сентября 1942 года (полет GX 1473) [2].
На немецких аэрофотографиях указано берлинское время. Это позволяет восстановить хронологию и высчитать скорость полета. Известна и высота полета – в среднем шесть километров. Так, самолет-разведчик с кодировкой «T5+EH» (пятый самолет 1-й эскадрильи дальней авиации Верховного командования люфтваффе) 22 июля 1942 года вторгся в воздушное пространство Башкирии, вылетев ранее из аэродрома «Смоленск-Северный». Первым районом, который начал он снимать, был Миякинский район. Затем – Стерлибашевский район, г.Стерлитамак, Стерлитамакский район, Толбазы, Давлеканово, Раевка, Шафраново, Белебеевский район, Белебей и далее Татарстан и Оренбургская область.
Деревня Сатыево Миякинского района снята 22 июля 1942 года в 7 часов 43 минуты по берлинскому времени (8 часов 43 минуты по московскому времени или 10 часов 43 минуты по местному времени). Расстояние по прямой до Стерлитамака – 80 км. В Стерлитамаке самолет был в 7 часов 55 минут. Время полета составило 12 минут. Скорость полета – 400 км/ч.
Полет от Стерлитамака до Толбазов, Давлеканово и Раевки занял 38 минут. В Раевке самолет был в 8 часов 33 минуты. Полет от Раевки через Шафраново, Максютово до Белебея занял 10 минут. В Белебее самолет был в 8 часов 46 минут. Средняя скорость полета – 350 км/ч. Общее расстояние полета по Башкирии – около 300 км. Полет был осуществлен примерно за 1 час 20 минут. Экипаж данного самолета с кодировкой «ЕН» хорошо ориентировался в данном районе, поскольку 18 июля 1942 года он уже прилетал снимать Казань. Тогда была великолепная солнечная погода. 22 июля на аэрофотоснимках Башкирии есть много облаков, и некоторые фотоснимки на 75 процентов покрыты облаками.
Второй полет немецкого са­молета-разведчика с кодировкой «T5+СH» (третий самолет 1-й эскадрильи дальней авиации Верховного командования люфтваффе) 9 сентября 1942 года был осуществлен тем же маршрутом: вылетев из аэродрома «Смоленск-Северный» через Рязань, чувашский Алатырь, он долетел до Уфы и снял завод авиамоторов. Развернувшись, он сфотографировал железнодорожный мост Уфы в 8 часов 50 минут по берлинскому времени.
В 9 часов 7 минут самолет сфотографировал станцию Чишмы. Время полета до Чишмов составило 17 минут. Расстояние по прямой – 36 км. Средняя скорость составила 127 км/ч. Маленькая скорость объясняется тем, что самолет по пути в Чишмы подробно снимал военный лагерь в Алкино.
На сегодня фотография Чишмов – это последняя аэрофотография Башкирии, которая была сделана самолетом люфтваффе 9 сентября 1942 г. После этого он вылетел обратно и по пути снимал город в Чувашии – Алатырь. Сохранилось фото, и на нем можно прочитать время – 10 часов 30 минут по берлинскому времени. Расстояние между Чишмами и Алатырем – 564 км. Время полета – 84 минуты. Средняя скорость полета – 403 км/ч*. [3, 251–256]; [4, 270–279].

В объективе – Миякинский район и Стерлитамак

Первый полет начался утром 22 июля 1942 года. Немецкие аэрофотоснимки №№52, 53, 54 запечатлели Миякинский район. В нижней части снимка №52 зафиксирована деревня Сатыево, севернее расположены деревни Новые Омельники, Шатра, Ржановка, Четырбаш.
В верхней части аэрофотоснимка запечатлена территория современного Миякинского РТС, что немного южнее села Киргиз-Мияки. В западной части снимка зафиксированы две деревни, которых сегодня нет.
В нижней части аэрофотоснимка №53 зафиксированы деревни Новые Ишлы, Уманка, а также исчезнувшая сегодня деревня. Севернее деревни Новые Ишлы расположена другая исчезнувшая деревня. На северо-востоке можно увидеть деревню Курманайбаш. На севере расположена еще одна исчезнувшая деревня.
В верхней части аэрофотоснимка № 54 расположены деревня Вознесенка и другие две исчезнувшие деревни. На северо-востоке также расположена еще одна исчезнувшая деревня. В верхней части снимка зафиксирована южная часть деревни Миякибашево. В середине снимка видна деревня Малые Каркалы. На востоке – деревня Зидиган. На юго-востоке зафиксирована деревня Большие Каркалы. На юго-западе расположена еще одна деревня, которой сегодня нет. Таким образом, исходя из анализа только трех аэрофотоснимков, мы видим, что с 1942 года исчезли девять деревень Миякинского района.
Аэрофотоснимки №№66, 67, 68, 69 зафиксировали г.Стерлитамак, а снимки №№72, 76, 78 – территорию севернее Стерлитамака. Немецкий дешифровщик отметил обозначения на территории города Стерлитамак на снимке №68. Нижний край фотоснимков Стерлитамака приходится на юг деревни Покровка и на территорию современного вагоноремонтного завода. Строения в районе современного Стерлитамакского райпо и пищекомбината – улица Мостовая обведены немцами кругом и рядом поставлен знак вопроса. Анализ снимка показывает, что на пересечении улиц Худайбердина и Советской, Б.Хмельницкого в 1942 году был изгиб реки Стерля на восток. Второй изгиб реки Стерля также на восток был на пересечении современных улиц Кутузова, Ивлева, Набережная.
Периметр территории «Улица Суханова – на юге, на востоке Оренбургского тракта, на севере – улица 23 мая» отмечен цифрой 2. Внутри данной территории цифрой 6 отмечены строения периметром: улица Пантелькина – на юге, на западе – улица Островского, на севере – улица 23 мая, на востоке – улица Аэродромная. Цифрой 5 обозначена территория современной гимназии №4, школы №24. На юге цифрой 4 отмечена территория строений АО «Красный про-летарий».
Территория Заашкадарья отмечена цифрой 3 – от улицы Пугачева и южнее до улицы Трубная. Рядом, восточнее, цифрой 6 отмечена вся территория кирпичного завода №1 треста «Башнефть» (ныне Ашкадарский кирпичный завод). Также цифрой 6 отмечен периметр современных улиц Некрасова, переулок 1-й Некрасова, переулок 2-й Некрасова, где также располагались строения кирпичного завода. Цифрой 6 также обозначен весь район улицы 23 мая на юге, улица Карла Маркса до переулка Овражный, далее улица Набережная и до улицы Ивлева.
Цифрой 12 обозначен периметр от улицы Б.Хмельницкого – на юге, далее вверх на север по улице Карла Маркса до улицы Сакко и Ванцетти, налево до улицы Карла Маркса и вниз на юг – до улицы Б.Хмельницкого. Цифрой 6 отмечены также несколько отдельных строений в разных местах города: 1) в районе улицы 7 ноября; 2) от улицы Коммунаров до Сакко и Ванцетти, на востоке до улицы Маркса, на западе – улица Мира; 3) периметр улиц Абдрашитова, Республиканская, Нагуманова; 4) гимназия №1, район между улицами Щербакова и Сакко и Ванцетти; 5) железнодорожный вокзал. Территория севернее вокзала отмечена цифрой 15. Напротив вокзала через дорогу – территория завода имени Ленина обозначена цифрой 12. Все строения элеватора отмечены цифрой 13.
В северной части снимка отмечены: 1) территория улиц Урожайная, Бабушкина, где сегодня располагаются «Башспирт» и АО «Сода»; 2) территория современного завода «Авангард», поселки Первомайский и Строймаш. Также на севере сняты железнодорожная станция Косяковка и гора Куштау.
Таким образом, на немецких аэрофотографиях зафиксированы и отмечены различными цифрами: строящийся пороховой завод №850, элеватор, кожзавод, эвакуированные Одесский станкостроительный завод, Бакинский завод «Красный пролетарий», строения строящегося завода «Сода», цементный завод, кирпичный завод, мясокомбинат, спиртовой завод, вокзал и другие предприятия.
Аэрофотоснимок №69 за­фиксировал, кроме самого города Стерлитамак, еще и гору Шахтау. Поэтому ценность данного снимка заключается и в том, что это единственная фотография исчезнувшей горы Шахтау в полном ее объеме, вид сверху. Имеющиеся фотографии 60-х годов – это фото горы сбоку, со стороны. На данном снимке также хорошо видна гора Куштау. На аэрофотоснимке №72 немецкий дешифровщик обвел кругом один объект в Танеевке и другой объект в Новый Краснояр. На этом же снимке запечатлена гора Юрактау.
На аэрофотоснимке №75 зафиксированы деревни Стерлитамакского района: Покровка, Кордон, Березовка, Микрюковка, Стрелковка, Николо-Хуторянское. На аэрофотоснимке №78 сняты деревни Аургазинского района: Новоадзитарово, Куезбашево, Ситдик-Муллино, Бишкаин. Данный снимок снят самолетом-разведчиком в 8 часов 4 минуты по берлинскому времени. Следующий доступный немецкий аэрофотоснимок №90 (район станции Раевка) снят утром в 8 часов 34 минуты. Фотоснимки №№79–89 пока недоступны. Предполагается, что на них зафиксированы Давлеканово и прилегающая территория.

Цели полета – станция Раевка и Уфа

Из немецких аэрофотоснимков №№ 94, 93 видно, что в годы Великой Отечественной войны на западной стороне станции Раевка находился аэродром «Алешево» (так в немецких документах) или «Альшеево». В современной отечественной литературе, посвященной периоду Великой Отечественной войны, мы не находим информацию об этом аэродроме. Отсутствует информация и в работах башкирских историков. Согласно немецкому аэрофотоснимку, сделанному с высоты 6 км, в конце июля 1942 года на станции Раевка могли находиться 350 вагонов. На аэродроме базировались 26 самолетов.
Тот факт, что немецкий самолет-разведчик 22 июля 1942 года в Раевке разворачивается и летит обратно на свой аэродром в Смоленске, дает основание полагать, что данный аэродром – «Алешево» – являлся одной из целей полета. Только из архивных документов Давлекановского училища авиационных разведчиков становится известно, что это был аэродром №1, и Приказом №159 от 17 июня 1942 года по Военному авиационному училищу разведчиков ВВС Красной армии он был закреплен за 1-й учебной авиационной эскадрильей (УАЭ) училища. Приказ подписан заместителем начальника штаба училища подполковником Карповичем.
Возле Раевки также находился и аэродром №2, который был закреплен за 2-й УАЭ. Третий аэродром – «Комсомольское» – закреплялся за 3-й УАЭ. В воспоминаниях бывших курсантов Давлекановского училища упоминаются только 2 аэродрома: в Комсомольском и у д.Сергиополь. Примечательно, что обе эти деревни находятся рядом, в 6 км от Давлеканово. Скорее всего, речь идет об одном объекте, поскольку в официальных документах у Давлеканово только один аэродром – «Комсомольское». Остальные два аэродрома – у Раевки.
На других немецких аэрофотоснимках – №№ 88, 90 – сняты деревни Ибраево, Дюртюли, Новосепяшево, Кармышево. Второй аэродром у Раевки не выделен немцами на данных фотографиях. На сегодняшний день недоступны немецкие аэрофотографии под номерами 87, 89, 92. На одной из этих фотографий второй аэродром тоже мог быть выделен.
Белебеевский район Башкирии зафиксирован на аэрофотоснимках №№100–111. На аэрофотоснимке №104 изображены деревни Шаровка, станция Глуховская, д.Максютово – место формирования 124-й стрелковой бригады, д.Пахарь и другие населенные пункты. Город Белебей зафиксирован на аэрофотоснимках №№107, 108, 109. Немецкий дешифровщик дополнительно провел направления дорог, но здания или иные районы не выделил.
Второй полет немецкого самолета-разведчика был осуществлен 9 сентября 1942 года (полет GX 1473). Данный полет преследовал конкретные главные цели – завод авиамоторов №26 г.Уфы и месторасположение Радио Коминтерна. Второстепенные цели – военные лагеря подготовки запасных полков Башкирии. Данный самолет снимал территорию Башкирии одновременно двумя фотоаппаратами – высотным и средневысотным.
На фотоснимке №4 представлена западная часть Уфы: район Затона, на юго-западе – деревни Миловка, Мармылево, Ветошниково, Романовка, Баланово. На юге – станция Дема. На западе снимок ограничен периметром здания биологического факультета БашГУ.
Аэрофотография под номером 39 на востоке охватывает район деревни Елкибаево, на западе начинается с территории БашГУ, являясь продолжением аэрофотографии №4. На севере охватывает территорию Башкирского сельскохозяйственного института, на юге – современный поселок «Цветы Башкирии». На снимке хорошо виден район современного стадиона «Динамо» и корпусов БашГУ. Видны остатки фундамента Воскресенского собора. На снимке вызывает интерес район Кооперативной поляны. Виден плашкоутный мост через реку Белая. Два плашкоута отведены – освобожден проход для груженой баржи, которая еще и тянет за собой связанные между собой бревна. На снимке зафиксирован также ра­йон Монумента Дружбы, видна река Сутолока. На месте монумента еще стоит здание Троицкой церкви, которая будет разрушена в 1956 году.
На снимке №39 в районе Зеленая Роща хорошо видна огороженная территория трудовой колонии для несовершеннолетних (современный Уфимский юридический институт МВД), в которой находился Александр Матросов. Видны два оврага по улице Софьи Перовской. На месте современного хвойного парка у «Президент-отеля» находится поле. Видно, что данный район практически еще не освоен.
Вся территория от современной улицы Авроры до улицы Южный микрорайон (46-я поликлиника) с востока на запад и от улицы Пугачева до улицы Рабкоров – с юга на север являлась полигоном и военным лагерем. На данной территории проходили подготовку советские воинские подразделения перед от-бытием на фронт. На снимке зафиксированы различные окопы, противотанковые рвы, военные палатки. Аэрофотоснимок №42 фиксирует территорию от станции Дема до Кооперативной поляны и современного поселка «Цветы Башкирии».


Аэрофотоснимки Чишминского района

Чишминский район республики зафиксирован на аэрофотоснимке №55. Он является продолжением на север фотографии №57 (Чишмы). Нижний край снимка приходится на озеро Коряжное и территорию деревни Новый Беркадык. Верхний край снимка охватывает район Алкино-2, военный лагерь, стрельбище. На западе снимок охватывает территорию деревни Новомихайловка. В середине снимка – железнодорожная станция Алкино, село Алкино и санаторий.
Аэрофотоснимок №52 является продолжением на север фотографии №55. Снимок охватывает на юге Алкино. На северо-востоке снята деревня Авдон и на севере – деревня Сергеевка. На западе – деревня Жуково. Сле-дующие аэрофотографии – №№ 99, 100, 101– это фотографии военного лагеря Алкино. Они отличаются очень хорошим качеством и сняты вторым фотоаппаратом с фокусным расстоянием 500 мм, поэтому имеют более подробный детальный масштаб. Аэрофотоснимок №99 охватывает ра­йон западнее деревни Авдон и восток военного лагеря. Аэрофотоснимок №100 – изображение непосредственно самого военного лагеря Алкино. Аэрофотоснимок №101 охватывает западную часть военного лагеря Алкино.
Анализ данных трех аэрофотоснимков дает следующую информацию. Военный лагерь в Алкино в 1942 году представляет собой комплекс из двух отдельных военных лагерей, которые расположены рядом. Вокруг лагерей – полигоны. В первом лагере находится около 70 казарм. Вокруг него большой полигон на открытом пространстве. Нами насчитано около 800 различных окопов, стрелковых ячеек, траншей, рвов и других фортификационных укреплений. Другой военный лагерь расположен западнее в лесу. Он также состоит из большого количества казарм и отдельных построек – около 80. У данного лагеря полигон поменьше. Также много различных окопов и траншей. В каждом лагере, на наш взгляд, перед отправкой на фронт проходил подготовку один запасной полк. В среднем один полк состоял от 1500 до 2000 человек.
Аэрофотоснимок №57 – это станция Чишмы. Внизу фотографии расположены деревни Илькашево и Чишмы. В середине снимка – деревня Богомоловка. В верхней части снимка – справа Санжаровка, слева – Заводянка. Северный край фотографии охватывает район озера Коряжное. На западе снимок зафиксировал деревню Иреково с 40 домами. На востоке запечатлена деревня Караякупово. Нижняя часть фотографии – это Чишмы. Нижняя граница фотографии проходит по современной улице Чернышевского. Немцы отметили цифрой 6 нефтехранилище на железнодорожной станции.
Таким образом, немецкие аэрофотоснимки городов и районов Башкирии 1942 года являются историческими источниками, которые несут в себе ценную информацию по истории Башкортостана в годы Великой Отечественной войны. Анализ немецких фотодокументов позволил впервые точно определить месторасположение объектов оборонной промышленности, в частности, эвакуированных из других регионов СССР. Впервые удалось установить точное местонахождение военных лагерей Уфы, Алкино, Демы, определить их границы и получить новую информацию об их деятельности в годы войны. Установлено точное расположение 9 исчезнувших деревень Миякинского района Башкирии. Впервые установлено расположение военного аэродрома «Альшеево» у станции Раевка. Получена документальная и достоверная информация о территории Башкирии в 1942 году. Ценность немецких документов также в том, что они являются первыми аэрофотоснимками территории Башкирии.
Приведенные в этой статье фотоматериалы содержат в себе много ценной информации, которую еще предстоит проанализировать и осмыслить ученым разных отраслей научного знания. Географам снимки окажут неоценимую помощь в анализе изменения ландшафта и русла рек. Для историков также предоставляется уникальная возможность сравнить исторические сведения о Башкирии с ее документальным изображением. Снимки представляют огромный интерес и для краеведов городов и районов Башкирии, а также для архитекторов и специалистов градостроительного развития городов и сел.

 

* Более подробно информацию о полете самолета 9 сентября 1942 года, о типе самолета и об экипаже можно прочитать в сборниках документов «Башкирия в документах третьего рейха» и «Люфтваффе в небе Башкирии», изданных в 2020 году РИЦ БашГУ.

 


Литература

1. Национальный архив и управление документации США. Фонды A5264; A5265; A5267. Файл N54E55/42R. Ролл GX 1570.
2. Национальный архив и управление документации США. Фонды A5264; A5265; A5267. Файл N54E55/42R. Ролл GX 1473.
3. Башкирия в документах третьего рейха. //Сборник документов. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2020. – 290 с.
4. Люфтваффе в небе Башкирии. //Сборник документов. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2020. – 282 с.
5. Немецкие аэрофотоснимки горо­дов и районов Башкирии 22 июля и 9 сентября 1942 г. // Сборник фото­документов. – Уфа, 2022. – 60 с.

В нижней части аэрофотоснимка – д.Новые Ишлы  Миякинского района.
Так выглядел Стерлитамак с высоты птичьего полета в 1942 г.
Станция Раевка была одной из целей съемок.
Немецкая авиационная карта Уфы и ближайших районов.
На карте Зеленой Рощи Уфы хорошо видна огороженная трудовая колония для несовершеннолетних.
В нижней части аэрофотоснимка – д.Новые Ишлы Миякинского района.
Автор:Айрат БАГАУТДИНОВ, историк, кандидат философских наук, Рушан БАГАУТДИНОВ
Читайте нас: