Все новости
История
25 Июля 2022, 10:59
ОБЩЕСТВО

Дети братьев Рамеевых

Глава республики Радий Хабиров предложил назвать будущий математический лицей в Уфе именем Башира Рамеева – разработчика первых советских электровычислительных машин (ЭВМ). Башир Рамеев является уроженцем баймакской земли, поэтому данное известие с одобрением встречено населением края.

Дети братьев Рамеевых
Дети братьев Рамеевых

Рамеевы – братья Мухамедшакир (1857–1912), Мухамедзакир (1859–1921) и их отец Мухамедсадык Габделькаримович (1827–1892) были известными золотопромышленниками Оренбургской губернии в конце XIX – начале XX вв. Они играли значительную роль и в социальной жизни края: на свои средства открывали мечети и медресе, издавали газеты и журналы, основали типографию. Ученый мировой величины Башир Искандарович был внуком Мухамедзакира Мухамедсадыковича. Жизнь и деятельность старших Рамеевых подробно изучены историками и краеведами, но недостаточно освещены судьбы их потомков. Мало сведений о них и в воспоминаниях родственников, но имеются хорошо сохранившиеся оригиналы фотоснимков дореволюционного времени, которые отложились в семейном архиве сына Мухамедшакира – Рашида Рамеева.


Дети Мухамедзакира Рамеева

Ценным документальным источником по данной теме является снимок, сделанный в г.Льеж (Бельгия) во время путешествия Мухамедзакира Рамеева с детьми по Европе весной 1914 г. На снимке он сидит справа первым, рядом – его собственные дети и дети брата Мухамедшакира.
Как известно, в целях изучения работы горных предприятий, новых технологий и техники, издательского дела, Рамеевы выезжали в европейские страны. Во время поездки в Бельгию Мухамедзакира (литературный псевдоним Дэрдменд) сопровождали дочь Зайнаб, дочь брата – Камиля и ее муж Садри Максуди (Садретдин Низаметдинович Максудов). Хорошо владевший западными языками, последний был переводчиком в этой поездке.
Другой важной целью путешественников было посещение детей Рамеевых, обучающихся в то время в Бельгии и Германии – Искандера, Гарифа, Ахмет-Мидхата.
Слева первым сидит сын Мухамедшакира Ахмет-Мидхат (1893 г.р.), который с 1912 г. обучался в Льежском техническом институте. С началом Первой мировой вой­ны г.Льеж оказался под сильным огневым ударом немцев и был оккупирован. По этой причине Ахмет-Мидхат не смог выехать из страны и остался в Европе. Известно, что после Второй мировой войны он жил в Америке.
За спиной Ахмет-Мидхата стоят сыновья Мухамедзакира – Искандер (1886–1943) и Гариф (1893–1971). Искандер к этому времени уже завершал учебу в горном институте г.Фрайберг в Германии, Гариф учился на первом курсе Льежского технического института. Когда начались военные действия, братья встречаются в Германии, чтобы вместе выехать в Россию. Искандер успевает садиться на поезд, а Гариф по неизвестной причине отстал. Это был последний поезд в Россию, затем пути были заблокированы из-за военных действий. Так, досадный случай предопределил судьбу Гарифа – он тоже, как Ахмет-Мидхат, навсегда остался на чужбине. Родные через несколько лет узнали, что Гариф жил в Финляндии, занимался преподавательской деятельностью. В 1971 г. он приехал в Италию в гости к дочери двоюродной сестры Камили – Адиле Айда (девичья фамилия Максудова), которая в то время являлась послом-советником Посольства Турецкой Республики в Риме. К сожалению, Гариф Рамеев здесь внезапно заболел и умер. Ему тогда было 78 лет.
После возвращения в Россию Искандер Мухамедзакирович трудился на приисках отца техническим руководителем и управляющим Балканским прииском. Продолжал работать там и после их национали­зации. В 1919 г. переведен в экспедицию по изысканию угля в эко­номическом отделе Совнархоза в г.Орск.
Как образованный инженер Искандер Рамеев был востребован, в 1925 г. его пригласили на работу в Башкирский горный трест. Управление треста в то время находилось в с.Баймак (с 1928 г. – поселок, с 1938 г. – город). Здесь он работал начальником металлургического цеха Баймакского золото-медного завода. По воспоминаниям современников, по густоте и движению дыма из заводской трубы талантливый инженер мог определить качество плавки металла. Он разработал и применил на одном из приисков автоматическую бегунную фабрику, которую обслуживал один человек. Это изобретение позволило увеличить выход золота.
По производственной необходимости Искандер Рамеев вел работы и в других предприятиях Башгортреста. В 1932–1935 гг. был инженером золотодобывающего участка у д.Поляковка Учалинского района. В 1935 г. он с семьей переезжает в Уфу, трудится начальником химической лаборатории треста «Башзолото».
Как многие умные, образованные люди своего времени, Искандер Рамеев попал в жернова репрессии. Обвинялся в шпионской и вредительской деятельности. В первый раз его арестовали в 1931 г., во второй – в 1938 г. После двух лет следствия был осужден на пять лет и сослан в Кемеровскую область. В 1943 г., не дождавшись десяти дней до освобождения, умер в лагере. Через двадцать лет Искандер Мухамедзакирович Рамеев был реабилитирован посмертно.
В Баймаке вырос и учился в школе его старший сын Башир (1918–1994) – один из ярких представителей рода Рамеевых. В своей автобиографии он писал, что родился в с.Баймак, в 1926 г. начал обучение в Баймакской начальной школе. С детства Башир любил математику и физику. Создавал модели боевой техники, радиоуправляемый бронепоезд. Среднюю школу окончил в 1936 г. в Уфе и поступил в Московский энергетический институт. Но в 1938 г. после ареста отца был отчислен из института.
Благодаря природному уму, трудолюбию Башир Рамеев смог преодолеть суровые политичес­кие преграды. В 1940 г. он устроился техником в Центральный научно-ис­следовательский институт (ЦНИИ) связи. В Великой Отечественной войне воевал в батальоне связи Министерства связи СССР. В составе 1-го Украинского фронта участвовал в форсировании Днепра (1943) и освобождении Киева. В 1944 г. был освобожден от службы в армии в соответствии с приказом о специалистах, направляемых для восстановления народного хозяйства, и поступил на работу в ЦНИИ №108, которым руководил академик А.И.Берг.
В 1947 г. стало известно о создании первых ЭВМ в США, что подтолкнуло Башира Искандаровича (сыновья Искандера Рамеева записаны Искандаровичами – авт.) обратиться к члену-корреспонденту АН СССР И.С.Бруку с предложением заняться этой новой областью науки и техники. В 1948 г. он был принят инженером-конструктором в Лабораторию электросистем Энергетического института АН СССР.
Уже в августе 1948 г. Исаак Брук и Башир Рамеев представили первый в СССР проект «Автоматическая цифровая электронная машина». Среди множества разработок Рамеева – ЭВМ «Стрела», серия ЭВМ «Урал».
Широкое внедрение ЭВМ «Урал» в различные сферы науки и техники позволило решить ряд важнейших задач в области ракетной техники, аэродинамики и обороны. На базе ЭВМ «Урал-1» создавался Вычислительный центр космодрома Байконур.
К началу 1960-х годов «Урал-1» был самой распространенной ЭВМ в нашей стране, кроме этого, она работала в 25-и странах мира. Были заложены основы построения вычислительных машин класса малых ЭВМ.
Научные открытия, сделанные благодаря таланту и колоссальному труду, принесли Баширу Рамееву признание. Ему была присвоена степень доктора технических наук без защиты диссертации. Два раза был удостоен Государственной премии – Сталинской (1954) и Совета Министров СССР (1988), награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Единственного сына Башир Рамеев назвал Искандером в память своего отца.
Младший сын Искандера Мухамедзакировича – Равиль Искандарович жил в Уфе, работал главным специалистом нефтяного проектного института. Его дети – Бату, Шамиль, Тагир.
На фотоснимке 1914 г. в Льеже рядом с Ахмет-Мидхатом сидит дочь Мухамедзакира – Зайнаб (1891–1977). Она окончила Оренбургскую русскую женскую гимназию. В это время вела активную общественную деятельность, являлась одной из учредительниц первой организации мусульманских женщин в губернии. Возможно, в Европе Зайнаб интересовали вопросы женского движения. Ее мужем был журналист, редактор газеты «Вакыт» Ярулла Валеев. В 1926 г. они переезжают в Уфу. Я.Валеев в 1937 г. репрессирован и расстрелян. Так Зайнаб остается вдовой. До конца своей жизни она проживала в Уфе.
Кроме перечисленных выше детей (Искандера, Гарифа и Зайнаб) у Мухамедзакира и Махубжамал Рамеевых были еще Уммугульсум, Рауза, Ягафар, Морат и Фуат.
Самая старшая из детей Уммугульсум (1883–1921) с мужем Гарифом Камаловым жила в Оренбурге. Умерла от тифа в 1921 г. У нее остались дочери Рабига, Кафия, Галия и Суфия.
Рауза вышла замуж за сына купца-миллионера Абдулвали Яушева. Жили в Оренбурге, Ташкенте. После ареста мужа переехала в поселок Баймак, где в то время жил родной брат Искандер с семьей. Рауза умерла в 1938 г. в Баймаке.
Ягафар Рамеев (1895–1976) окончил Оренбургское реальное училище. В годы Гражданской вой­ны в 1919 г. записался в бригаду Мусы Муртазина, служил начальником оружейных складов, начальником штаба. Участвовал в боевых сражениях на Южном Урале, против белополяков на Польском фронте, за что был награжден орденом Красного Знамени. Два раза был ранен, в одном из боев лишился одной руки.
После Гражданской войны Ягафар Мухамедзакирович жил в пос.Поляковка Учалинского района, работал бухгалтером. В 1962 г. награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Вырастил детей: Зубаржат, Мората и Фуата. В г.Учалы живут дети Зубаржат Рашит и Хафиз.
Предпоследний сын Мухамедшакира – Морат (1898–1918) воевал на стороне белых. Умер от тифа в госпитале Верхнеуральска в 1918 г.
Самый младший из детей – Фуат умер сразу после рождения в 1903 г.
На фотоснимке 1914 г. дети Рамеевых молоды, по-европейски одеты, уверены в себе. Только сам Дэрдменд выглядит печальным. Возможно, тонкая душа поэта чувствовала грядущие тревожные времена: надвигающуюся Мировую войну, потрясения в самой России и нелегкие судьбы детей.

Дети Мухамедшакира Рамеева

У Мухамедшакира Рамеева детей было больше чем у брата. В одном из фондов Российского государственного исторического архива (РГИА) оренбургским историком К.А.Абдрахмановым обнаружен ценный документ 1912 г. о продаже золотых приисков купца 1-й гильдии Мухамедшакира Рамеева после его смерти. В документе отмечено: «В правах наследства к его имуществу в настоящее время утверждаются в Оренбургском окружном суде 17 наследников, а именно: три жены, пять сыновей и девять дочерей». На солидное наследство золотопромышленника претендовали 14 детей: Сулейман (28 лет), Фатима (возраст не отмечен), Камиля (19 лет), Рауф (20 лет), Деляфруз (17 лет), Фердаус (14 лет) – от жены Гаухар Арабовой. От жены Фатимы Габитовой сын Мидхат (19 лет). От жены Махубжамал Шарафутдиновой отмечены Акрам (3 года), Зайнаб (8 лет), Назнин (7 лет), Марьям (4 года), Фанат (2 года) и Маува (3 мес.). Сыну Рашиду от младшей жены Камили Рамеевой было всего 1 год и 3 месяца. У золотопромышленника были еще три дочери, но они трагически погибли при жизни отца.
Сулейман, как самый старший из детей, был назначен членом комиссии по справедливому разделу имущества Мухамедшакира Раме­ева между детьми и женами. Золотопромышленник после себя оставил значительный объем собственности, состоявшей из нескольких десятков золотоносных приисков, жилых и производственных помещений, земельных участков и денежных средств.
Известно, что Сулейман сам был владельцем золотого прииска. После смерти отца управление частью приисков перешло в его руки. Они вместе с Искандером, вернувшимся из Германии в 1914 году, вели все хозяйственные дела приисков Рамеевых. Умер Сулейман в 1930 г.
Как отмечено выше, Мидхат (1893 г.р.) после смерти отца обу­чался в Льежском техническом институте, но после начала Первой мировой войны не смог выехать в Россию. В некоторых источниках он отмечен двойным именем Ахмет-Мидхат.
Старшие дочери Мухамедшакира еще до смерти отца были выданы замуж: Фатима – за сына оренбургского купца-миллионера Абдулвали Яушева, а Камиля – за Садри Максуди.
Камиля (1893–1970) окончила Оренбургскую русскую женскую гимназию. С Садри Максуди (1878–1957) они были женаты с 1910 г. и жили в г.Казань. Садри Максуди был известен как видный российский общественный деятель, лидер татарского национального движения. Как депутат от Казанской губернии участвовал в деятельности I и II Государственных Дум. К моменту путешествия в Бельгию они имели двухлетнюю дочь Адилю.
В Льеже Садри Максуди весной 1914 г. организовал встречу с татарскими студентами, обучающимися в Бельгии и Германии, на которой обсуждались вопросы учебы, условия жизни и материальное положение молодых людей.
Садри Максуди не принял Советскую власть, поэтому с семьей эмигрировал в Европу. Вначале жили в Финляндии, затем во Франции. В Париже он преподавал историю тюрков в университете Сорбонны, в котором он сам обучался в 1901–1906 гг. В 1924 г. Садри Максуди совершил поездку с курсом лекций в молодую Турецкую Респуб­лику, где был приглашен на работу преподавателем Стамбульского университета самим президентом Мустафой Кемаль Ататюрком. Здесь он становится политиком, членом турецкого парламента.
Дочь Камили и Садри Максуди – Адиля Айда (1912–1992) была первой женщиной-дипломатом Турции. Впоследствии она стала сенатором, автором книг по истории. Ее дочь Гёнуль Пултар – доктор филологии, ныне живёт в Турции, возглавляет Всемирную лигу татар.
Наиболее известна судьба самого младшего сына золотопромышленника – Рашида Раме­ева (1911–1956). Он родился в д.Кусеево, где действовал Султановский прииск отца. После смерти Мухамедшакира его младшая жена Камиля Файзулловна с годовалым Рашидом переехала в дом Рамеевых в г.Верхнеуральск. Затем, в связи с гонениями, ей пришлось перебраться поближе к своим родственникам – в пос.Тубинск Баймакского района.
Рашид Мухамедшакирович работал главным электриком Тубинского рудника, но судьба ему уготовила короткую жизнь – всего 45 лет. У него родились сын Нияз и пятеро дочерей – Римма, Рената, Светлана, Айгуль и Ираида.
Постепенно девушки переехали в Сибай. Но не все дожили до наших дней. Светлана Рашидовна Ишбулдина – на заслуженном отдыхе, проживает в Уфе. Ираида Рашидовна Мусина работает преподавателем по фортепиано в Сибайской музыкальной школе. Нияз жил сначала в Учалах, затем – в Сибае.
В настоящее время потомки Рамеевых проживают в России, Башкортостане и за рубежом. Несмотря на расстояния, они стараются поддерживать связь друг с другом, собираются вместе, чтобы почтить память предков, которые внесли большой вклад в индустриальное, социальное и духовное развитие России. В 2009 г. Республика Башкортостан отметила 150-летие Мухамедзакира Рамеева – Дэрд­менда. Внуки, правнуки Рамеевых участвовали в торжественных мероприятиях в Уфе, Баймаке и д.Юлук Баймакского района, в которой выросли Мухамедшакир и Мухамедзакир.
В ноябре 2019 г. состоялась очередная встреча Рамеевых. Они собрались в г.Стамбул Турецкой Республики, чтобы торжественно отметить 160-летие Мухамедзакира Рамеева. Здесь же состоялась международная конференция на тему «Роль и значение семьи Рамеевых в социальной и культурной истории идель-уральских тюрков», в которой участвовали и внучки Мухамедшакира Рамеева из Сибая – Светлана Рашидовна и Ираида Рашидовна.
В советское время имена «буржуев» Рамеевых были под запретом. Умалчивались их заслуги. Поэтому потомки вынуждены были скрывать свое происхождение. Несмотря на притеснения, дети Рамеевых честно трудились, защищали страну на фронтах Гражданской и Великой Отечественной войн, делали научные открытия, внесли свой вклад в освоение космического пространства, проявили себя грамотными специалистами и способными организаторами производства. Полагаем, что имя нашего земляка, уроженца баймакской земли, одного из ведущих разработчиков первых отчественных ЭВМ Башира Рамеева займет достойное место в создающемся музее возвращенных имен в столице Башкортостана.

 

 

 

Литература

1. Абдрахманов К.А. «За смертью же его невозможно найти ему заместителя среди наследников». Роль личности в развитии семейного дела на примере золотого промысла Оренбургской купеческой династии Рамеевых // История: факты и символы. – 2020. – №3. – С.8–15.
2. Баймакская энциклопедия. / Гл. ред. И.Х.Ситдиков. – Уфа: Башкирская энциклопедия, 2013. – С.433.
3. Информатор Мусина Ираида Рашидовна, 1952 г.р., проживает в г.Сибай.
4. Муртазина Л.Р. Садри Максуди с татарскими студентами в Льеже: история одной фотографии // Исто­рическая этнология. – 2018. – Том.3. – №2. – С.302–311.
5. Насиров Р. Матурлыҡ ҡотҡарыр. – Уфа: Китап, 2002. – 61–64 б.
6. Оренбургское мусульманское женское общество. [Электронный ресурс] – Режим доступа – https://tatarica.org/ru/razdely/istoriya/novoe-vremya/orenburgskoe-musulmanskoe-zhenskoe-obshchestvo
7. Рамеев Башир Искандарович. [Электронный ресурс] – Режим доступа https://computer-museum.ru/galglory/8.htm
8. Рахимкулова М. Рамеевы. – Оренбург, 1995. – С.140.
9. Хамидуллин Л. Дэрдменд. – Казань: Татарское книжное изда­тельство, 2010. – С.11, 17–19.
10. Хамидуллин Л. Зарницы на горизонте. [Электронный ресурс] // https:pub.wikireading.ru/193942

И.Рамеев собирает  радиоприемник. г. Баймак. 1935 г.
Баширу 11 лет.  Пос. Баймак. 1929 г.
Рауза (слева) и Зайнаб Рамеевы
Я.Рамеев
Р.Рамеев с женой Евдокией Васильевной.  Пос.Тубинск
И.Рамеев собирает радиоприемник. г. Баймак. 1935 г.
Автор:Фарида Каипова, краевед, Альбина Ярмуллина, директор Сибайского историко-краеведческого музея
Читайте нас: