Все новости
История
20 Сентября 2021, 11:00

БАШКИРСКИЕ ПРЕДВОДИТЕЛИ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЫ 1773–1775 ГОДОВ

Продожаем цикл публикаций о башкирских предводителях Крестьянской войны 1773–1775 годов.

Субхангул Кильтяков

Башкир деревни Сюрюкаево (Салаватский район РБ), старшина Тюбелясской волости Сибирской дороги. Под его командой числился 91 двор. Полковник, соратник Салавата Юлаева. Единственным источником для изучения биографии и повстанческой деятельности Субхангула Кильтякова является сохранившийся текст его допроса, проведенного 4 февраля 1774 года в Пермской провинциальной канцелярии. Мы рассказываем о повстанческой деятельности Субхангула Кильтякова по данному источнику [1].
Субхангул Кильтяков говорил, что ему «от роду… 54 года». Был юртовым старшиной: «Назад тому лет с восемь [1765] выбран он был в старшины Оренбургской губернской канцелярией», указ получил в Уфимской провинциальной канцелярии.
По сообщению самого Субхангула Кильтякова, он был вовлечен в восстание Салаватом Юлаевым. Они вместе со старшиной Сартской волости Уметеем Уразембетовым «назад тому недели с три» приехали в Тюбелясскую волость и объявили указ «от имени Третьего императора Петра Федоровича». Субхангул Кильтяков с командой своей волости в 91 двор «склонился Петру Федоровичу». Вместе с башкирскими старшинами Тырнаклинской волости Яуном Чувашаевым, Кущинской волости – Ильчигулом Иткуловым, Сартской волости – Уметеем Уразембетовым, Дуванской волости – Алагузой Бакыновым, Трухменской волости – Масаем Тавлиным, Мурзаларской волости – Рахмангулом Тумаисовым, мишарским старшиной Сулейманом Кусекеевым, марийским старшиной Дуванской волости Каникаем Яшпохтиным под командой Салавата Юлаева сформировали сводный повстанческий отряд в 800 человек, который по приглашению казаков-повстанцев 12 января 1774 года вступил в Красноуфимскую крепость.
Далее Субхан­гул Кильтяков подробно излагает о своём участии в повстанческом движении. Материалы допросной речи значительно уточняют события и повстанческую деятельность Канзафара Усаева, Салавата Юлаева и его войска в начальный период его пребывания в районе Красноуфимской крепости и города Кунгура. По показаниям Субхангула Кильтякова, в Кунгурском уезде «в разных русских и татарских жительствах вольность объявляема была прежде их приезду» мишарским полковником Канзафаром Усаевым. Им же были захвачены монастырское село Вознесенское и Ачитская крепость. После Канзафара Усаева башкирские старшины Субхангул Кильтяков и «бывший с ним в обществе Гайнинской волости походный старшина Серюй Расулев проездом в обывательских многих разных жительствах, … а напоследок и в монастырском Вознесенском селе чинили крестьянству разные пожиткам их грабежи».
Канзафар Усаев по названным населенным пунктам прошёл в первых числах января 1774 года. Субхангул Кильтяков и Сюрей Расулев в составе войска Салавата Юлаева прибыли в Красноуфимскую крепость 12 января. Вероятно, означенный поход по близлежащим к Красноуфимской крепости русским и татарским «жительствам» они совершали по указанию Салавата Юлаева между 12 и 15 января до похода повстанческого войска на Кунгур для мобилизации населения в повстанческий отряд.
Субхангул Кильтяков со своим отрядом в составе войска Салавата Юлаева участвовал во всех событиях зимы 1773–1774 годов в Красноуфимской крепости, осаде и штурмах города Кунгура. В своих показаниях он дает подробное описание маршрута войска Салавата Юлаева из Красноуфимской крепости на Кунгур: «села Златоустовское, Ключи тож, Введенское, Суксун тож, Суксунский завод, Ильинский острожек, Орда тож». Очень интересно следующее сообщение Субхангула Кильтякова: «При приступе ж к городу Кунгуру от полковника Салавата приказано было всем: егде город Кунгур в плен взят будет, чтоб, войдя во оной, никого не рубить, а отрепортовать к Петру Третьему императору, ожидать будет о том указу». Замечательный факт высокой дисциплины и гуманности башкирского батыра.
Субхангул Кильтяков на допросе перед властями Кунгурского уезда не полностью раскрылся, рассказывая о своей повстанческой деятельности. В частности, он скрыл, что к восстанию примкнул до приезда на Сибирскую дорогу Салавата Юлаева и принимал активное участие в событиях декабря 1773 года. Со своим отрядом в 25 человек он в составе войска бригадира повстанческой армии И.С.Кузнецова участвовал в установлении органов местного самоуправления на Златоустовском и Саткинском заводах, в сборе и отправке в Бердский центр денег, пушек, пороха, оружия и боеприпасов. Вероятно, он был близким соратником пугачевского эмиссара полковника И.Н.Грязнова, направленного в Исетскую провинцию. Салават Юлаев на допросе в Тайной экспедиции Сената 25 февраля 1775 года сообщал, что чин полковника Субхангул Кильтяков получил от Грязнова за формирование повстанческого отряда на Сибирской дороге [2].
После неудачного штурма города Кунгура раненный в ногу Салават Юлаев уехал домой на излечение. Командирами своей конницы он оставил Серюя Расулева и Субхангула Кильтякова. Но после отъезда главных предводителей в Красноуфимско-Кунгурском повстанческом районе ослабла связь между отдельными отрядами и их командирами. 30 января в сражении под г.Кунгур часть повстанческого войска, которую возглавлял М.Е.Мальцев, потерпела поражение от карательного корпуса. Башкирская конница не была предупреждена, поэтому не смогла принять участие в сражении. Мальцев обвинил Серюя Расулева и Субхангула Кильтякова в неподчинении. На допросе рассказал об этом так: «А ево, Субхангула с походным старшиною Серюй Расуловым, приехавши встречю им в деревне Брехове от графа, называемого Ивана Чернышева графской писарь Иван Иванов, взяв их, и отвёз на Суксунский Демидова завод, посадя под караул к мирскому старосте» [3]. При отступлении повстанческие командиры «забыли» их освободить. Субхангул Кильтяков и Сюрей Расулев оказались в руках карателей, занявших Суксунский завод. Их перевезли в г.Кунгур, в провинциальной канцелярии подвергли допросам. По приговору провинциальной канцелярии 17 февраля они были казнены: их повесили во дворе канцелярии [4].


Тышкан Дербышев

Башкир Салжиутской волости Сибирской дороги Исетской провинции. Полковник повстанческой армии. Рудознатец. В «Прошении» известного рудознатца Салея Бускунова в Берг-коллегию от 14 октября 1762 года о взыскании с заводовладельца А.Ф.Турчанинова денег за насильно увезенную на его заводы руду, заготовленную для заводов Г.А.Демидова, отмечено: «Бьют челом ведомства Исецкой правинци, Сибирской дороги, Салзауцкой волости, команды старшины Ракая Исенеева поверенные сотники Салей Бускунов, Умюк Бинлибаев, редовой Тышкан Дербышев» [5].
В документах не сохранилось сведений о том, когда Тышкан Дербышев включился в повстанческое движение, где и в каких событиях участвовал. О его повстанческой деятельности повествует единственный документ. 19 марта 1774 года целовальник соляной продажи Каменского казенного железоделательного завода А.Лотохин в своем рапорте в Екатеринбургское комиссариатство сообщал, что 6 февраля 1774 года в Каменский казенный завод въехал «воровской шайки» полковник Тышкан Дербышев. Повстанцы «кругом завода и по всем дорогам учредили караулы» [6].
На следующий день полковник Тышкан Дербышев приказал отпускать «безденежно соли». Было роздано соли «по весу башкирам триста пять пуд, багарятским крестьянам, а называемым казаками, семьдесят четыре пуда, каменским мастеровым сорок четыре пуда дватцать фунтов, каменскому управителю Василью Дягилеву пять пуд, багаряцкому священнику Иосифу Богомолову два пуда, для отвозу в Долматов монастырь к атаману Пестереву дватцать пуд, а всего безденежно отпущено четыреста пятьдесят пуд дватцать фунтов» [7].
После этого Тышкан Дербышев отобрал у целовальника ключи от магазина и запечатал своими печатями, забрал заводскую казну и соляные сборы в сумме 412 рублей 92 копейки. Подканцеляриста Филиппа Понамарева назначил атаманом и приказал продавать соль «по дватцать копеек пуд». После этого выехал с завода. Через несколько дней конфискованные Тышканом Дербишевым деньги в сумме 412 рублей 92 копейки были возвращены через атамана Багаряцкой слободы Максимова и розданы мастеровым людям завода [8].
Как видно из данного документа, полковник Тышкан Дербышев действовал решительно и четко, никаких нарушений и отклонений от установок Ставки не допускал. Чувствуется его опыт общения с населением горных заводов, что подтверждает, что Тышкан Дербышев в предвоенные годы занимался рудоискательством и рудодобычей.
Дальнейшая судьба башкирского полковника повстанческой армии Тышкана Дербышева неизвестна.


Уметей Уразембетев

Башкир деревни Уметеевой Сартской волости Сибирской дороги (ныне деревня Абдрашитово Дуванского района Республики Башкортостан). Старшина, под его командой числилось 187 дворов. Полковник повстанческой армии. Опытный предводитель. С 1763 года выезжал на службу на Оренбургскую пограничную линию. Участвовал в Польском походе Русской армии для подавления восстания польских конфедератов: командовал 2-ой партией трехтысячного башкирского корпуса. 19 декабря 1771 года во главе конницы в 325 воинов из 5 башкирских волостей Сибирской и 2 волостей Казанской дорог выступил из Уфы. В апреле – мае 1772 года участвовал в боевых операциях русской экспедиционной армии, нес гарнизонную службу в Польше и Литве. Из похода в Башкортостан вернулся в марте 1773 года с партией в 289 человек (в боях и походах потерял 36 воинов).
К восстанию примкнул в декабре 1773 года. И.Н.Зарубин указом от 28 декабря 1773 года старшинам башкирских волостей Сибирской дороги приказывал «в самый крайней скорости и поспешением для противоустояния против строющих в городе Уфе злодейства выслать вам… годных и достойных храбрых людей с трех домов по одному человеку со оружьями и по одной добрыми лошадьми, и, сколько взять можно, съестными запасами» [9]. В феврале 1774 года старшины рапортовали И.Н.Зарубину, что «по мере силы… выслали команду с добрыми лошадьми и с оружьями» [10]. Среди адресатов И.Н.Зарубина и рапортовавших ему башкирских старшин Сибирской дороги был и Уметей Уразембетев, который отправил из своей команды в Чесноковский повстанческий лагерь 10 конных и вооруженных воинов.
Уметей Уразембетев одним из первых на Сибирской дороге присоединился к Салавату Юлаеву. Соратник Салавата Юлаева, пугачевский полковник Субхангул Кильтяков на допросе в Пермской провинциальной канцелярии показывал, что к нему в Тюбелясскую волость приехали полковники Салават и Уметей «в шестидесяти человек». Таким образом, Уметей Уразембетев был одним из первых соратников Салавата Юлаева [11]. В составе войска Салавата Юлаева 12 января 1774 года он вступил в Красноуфимскую крепость. Уметей Уразембетев участвовал в осаде г.Кунгур и его штурмах 23 и 24 января.
После событий в Красноуфимской крепости и под г.Кунгур Уметей Уразембетев вернулся домой и продолжал борьбу на территории Сибирской дороги. Весной 1774 года в составе войска Салавата Юлаева участвовал в сражениях 6 и 8 мая около Симского завода. 28 мая совместно с отрядом Юлая Азналина сражался с карательной командой. 31 мая его отряд участвовал в сражении с корпусом И.И.Михельсона около Айской пристани. В составе войска Салавата Юлаева отряд Уметея Уразембетева присоединился к Главному войску Е.И.Пугачева и участвовал в боях 3 июня около деревни Верхние Киги и 5 июня около деревни Уразметево Тырнаклинской волости. Возможно, Уметей со своим отрядом участвовал в штурмах и взятии пригорода Осы.
Когда Пугачев со своим Главным войском ушел под Казань, Уметей Уразембетев продолжал борьбу с карательными командами в пределах Сибирской дороги. Приказчик Симского завода А.Исаев в рапорте в Уфимскую провинциальную канцелярию от 23 мая сообщил, что в деревне Тюбаляс Уметей Урезембетев собрал команду «числом до пятисот человек» [12]. В сентябре – октябре 1774 года совместно с Юлаем Азналиным Уметей осаждал Катав-Ивановский завод. Когда он под Катав-Ивановским заводом присоединился к Юлаю Азналину, у него в отряде было около одной тысячи конных воинов.
Уметей Уразембетев до поздней осени продолжал сопротивляться карательным силам. По данным Уфимской провинциальной канцелярии, в ноябре он еще числился среди старшин, которые «с командами их и поныне» не пришли в повиновение властям. В сражении с карательным корпусом подполковника И.К.Рылеева 20 ноября 1774 года Уметей Уразембетев потерпел поражение и отступил с большими потерями.
Опытный военный предводитель, видимо, он убедился в бесперспективности дальнейшего сопротивления властям и прекратил борьбу. Осенью 1774 года секунд-майор Нарвского пехотного полка Д.О.Гагрин отправил Уметея Уразембетева вместе с Сулейманом Кусекеевым и Ульмаскулом Абдуллиным в Казанскую секретную комиссию [13]. В комиссию они были доставлены 23 декабря 1774 года. В числе 8 человек, присланных Д.О.Гагриным, Уметей Уразембетев жил в городе на квартирах [14].
Уметей Уразембетев был освобождён без наказания, сохранил за собой должность старшины. Летом 1775 года переводчик Уфимской провинциальной канцелярии Ф.Третьяков ездил по башкирским селениям Уфимского уезда и собирал у башкир-повстанцев материалы по делу Салавата Юлаева и Юлая Азналина. Среди подвергнутых допросу оказался и Уметей Уразембетев [15].
В последний раз Уметей Уразембетев упоминается в документах 1780 года. Башкиры Кущинской и Сартской волостей Сибирской дороги команд старшин Исекая Садырова и Уметея Уразембетева оформили купчую от 12 декабря 1780 года на продажу вотчинных земель по реке Зюргязы воеводе Пермской провинции А.Ф.Голубцову [16]. Дальнейшая судьба Уметея Уразембетева неизвестна.

Ягафар Азбаев
(Аязбаев)

Башкир Кунгурского уезда Сибирской дороги. О Ягафаре Азбаеве сохранилось очень мало источников. Много разночтений его имени и фамилии. Зимой 1773–1774 годов Ягафар Азбаев возглавлял одну из трех команд трехтысячного «сибирского» корпуса И.Н.Белобородова. В «Наставлении» И.Н.Белобородова от 31 января 1774 года Ягафар Азбаев отмечается сотником, в «Наставлении» от 9 апреля того же года – есаулом башкирской команды. Таким образом, И.Н.Белобородов сообщает о невысоком воинском чине своего соратника. Однако нужно подчеркнуть, что 3-хтысячный «сибирский» корпус Белобородова состоял из трех команд: русская команда Семена Варенцова, марийская команда Оски Оскина и башкирская команда Ягафара Азбаева. Вероятно, в башкирской команде Ягафара Азбаева было не менее одной тысячи воинов.
Хотя официальный чин командира башкирской команды был невысокий, но занимаемая роль вполне соответствовала чину полковника. Командир русской команды Семен Варенцов (повстанец-долгожитель Д.Е.Верхоланцев) был полковником повстанческой армии. Верхоланцев в своих воспоминаниях Алзафара (Азбаева) признавал как близкого помощника И.Н.Белобородова, ревностного сторонника Е.И.Пугачева [17]. Следовательно, Ягафар Азбаев занимал должность и чин полковника.
Ягафар Азбаев в составе корпуса Белобородова участвовал во всех крупных сражениях в пределах Екатеринбургского горнозаводского ведомства, делил с его командиром все громкие победы. Вместе с И.Н.Белобородовым в составе Главного войска участвовал в захвате Осы, Ижевского и Воткинского заводов П.И.Шувалова, совершил поход на Казань, участвовал в штурме города и сражениях с корпусом И.И.Михельсона 12 и 15 июля на Арском поле под Казанью. 19 июля под Казанью его командир И.Н.Белобородов попал в плен.
Из-под Казани, после поражения Главного войска, Ягафар Азбаев вернулся в Башкортостан и примкнул к Салавату Юлаеву. Осенью 1774 года совместно с Салаватом Юлаевым и Ильчигулом Иткуловым они действовали в районе Красноуфимской крепости, готовили поход на Ачитскую крепость, чтобы «захватить там пушки и идти на Бисертскую и Кленовскую крепости и Бисертский завод, чтобы «впредь от Екатеринбурга командам стоять было негде» [18].
Ягафар Азбаев в плен не попал, под следствием не находился. Дальнейшая его судьба неизвестна.


Литература

1. Крестьянская война 1773–1775 гг.
на территории Башкирии. – Уфа: Башкнигоиздат, 1975. – С.89–93.
2. Там же. – С.301.
3. Там же. – С.92.
4. РГВИА. Ф.20. Д.1236. Л.67; Крестьянская война 1773–1775 гг. на территории Башкирии. – С.360.
5. Материалы по истории Башкирской АССР. – М.: Наука, 1956. Т.IV. Ч.1. – С.301.
6. Крестьянская война 1773–1775 годов в России. Документы из собрания ГИМ-а. – М.: Наука, 1973. – С.80–83.
7. Там же. – С.81.
8. Там же. – С.82.
9. Документы Ставки Е.И.Пугачева. – М.: Наука, 1975. – С.127.
10. Крестьянская война 1773–1775 гг. на территории Башкирии. – С.241.
11. Там же. – С.89
12. Там же. – С.382
13. РГАДА. Ф.6. Д.507. Ч.5. Л.29 об.
14. Там же. Ч.1. Л.125.
15. Крестьянская война 1773–1775 гг. на территории Башкирии. – С.326.
16. Материалы по истории Башкир­ской АССР. Т.V. – С.120–121.
17. Таймасов С.У. Восстание 1773–1774 гг. в Башкортостане. – Уфа: Китап, 2000. – С.240.
18. Крестьянская война в России 1773–1775 годов. Восстание Пуга­чёва. Том III. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1966. – С.144.

Автор:Назир КУЛБАХТИН
Читайте нас: