Все новости
История
18 Сентября 2021, 10:00

БАШКИРСКИЕ И БАШКИРО-ТЕПТЯРСКИЕ ДЕРЕВНИ КАЛТАСИНСКОГО РАЙОНА

Калтасинский район был образован в 1930 г. на землях Бураевской, Калегинской, Краснохолмской и Ново-Каинлыковской волостей Бирского кантона. Район входит в зону компактного расселения марийцев, они составляют более 45% населения района и относятся к прикамской территориальной группе (чолман марий) марийцев Башкортостана.

БАШКИРСКИЕ И БАШКИРО-ТЕПТЯРСКИЕ ДЕРЕВНИ КАЛТАСИНСКОГО РАЙОНА
БАШКИРСКИЕ И БАШКИРО-ТЕПТЯРСКИЕ ДЕРЕВНИ КАЛТАСИНСКОГО РАЙОНА

Кугарчин

Следующие по численности в этом районе – русские (почти 20% населения). Здесь проживают немало представителей удмуртов, башкир и татар (каждый из указанных народов составляет приблизительно от 10% до 15% всех жителей района). Восточная часть Калтасинского района, бассейн реки Быстрый Танып, в прошлом был частью вотчин коренных жителей края – еланских, точнее эски-еланских башкир. Одно из старейших их поселений – село Кугарчин, расположенное на одном из правых притоков р.Танып – речке Кульзяде. V ревизская сказка (1795 г.) обнаружила в д.Кугарчино Ичкииланской волости 67 жителей-башкир при 11 дворах [1].
VI ревизская сказка (1816 г.) показала в деревне Кугарчиной1 всего 9 жителей-башкир при 1 дворе. Это семья 41-летнего юртового старшины Мрадыма Абдулменяфова (однако, по ревизии 1834 г. его фамилия (отчество) – Кумлюков), с ним его жены Гульзагида 35-и лет и Асхабзямал 30-и лет, сыновья Абдулсадык 3-х лет и Абдулхалим 7-и лет, а также 4 дочери [2]. Остальные жители этой деревни в тот период числились отдельно, возможно в 32-дворной Усть-Наратово, где учтены 186 жителей-башкир [3].
По VIII ревизской сказке (1834 г.) в Кугарчиной при 27 дворах было зафиксировано 195 жителей-башкир (102 души м.п. и 93 души ж.п.). Как видно из материалов данной ревизии, учтенный здесь по предыдущей ревизии юртовой старшина Мрадым Кумлюков был «сослан в навечную каторгу в 1826 году», в его дворе осталась супруга Сахипзамал, его сын от первой жены Абдулсадык 20-и лет, сыновья от второй жены Абдулгалим 24-х лет (с женой), Юсуп 12-и лет и Абдулкагир 10-и лет.
В селе проживали семьи многочисленных братьев Мрадыма: старшинский помощник Сафаргали Кумлюков 35-и лет (его сыновья Фазлыахмет, 19 лет, Шагиахмет, 15 лет, Муса, 13 лет, Хузиахмет, 6 лет и Хазиахмет, 3 года), старшинский писарь зауряд хорунжий Абдулгазиз Кумлюков 33-х лет (его сын Ахметзян, 13 лет), Минлигали Кумлюков 32-х лет, Мухаметшариф Абдулменняфов (по ревизии 1859 г.
Мухаметшариф Габдулменняфов Кумлюков был учтен как отставной зауряд есаул.) 39-и лет (его сыновья Мухаметсадык, 15 лет, Мухаметбашир, 13 лет) и походный старшина Саирах Абдулменняфов 48-и лет (его сыновья Ибниамин, 28 лет, Фахрутдин, 26 лет, Муфтахитдин, 14 лет, Мухаметша, 12 лет, Ибрагим, 9 лет и Мухаметула, 7 лет). Отметим здесь, что у двоих мужчин этой деревни в тот период был зафиксировано многоженство, это Ильяс Мрясев 60-и лет (жены Гульзябига, 50 лет и Гульбану, 40 лет) и [Исхак] Мрясев 55-и лет (жены Базиха, 40 лет и Задиниха, 22 года) [4].
X ревизская сказка (1859 г.) учла в Кугарчиновой при 67 дворах 372 жителя-башкира [5]. Учет населения 1870 г. зафиксировал здесь при 75 дворах 432 жителя-башкира, при этом на 226 душ м.п. приходилось 206 душ ж.п. [6].
Прошедшая в 1912–1913 гг. подворная перепись обнаружила село в составе Калмыковской волости, здесь при 162 хозяйствах числилось 837 жителей. В графе «Народность» указано башкиры, а в графе «Разряд крестьян», т.е. сословие – вотчинники [7]. По Всероссийской сельскохозяйственной и поземельной переписи 1917 г. деревня Кугарчино относилась к Киебаковской волости, здесь при 165 дворах числилось 884 башкира, при 16 дворах – 95 татар и в 1 – 8 русских [8].


Нарат, Султанай, Новый Токран, Ваныш

На небольшой реке Киебак (левый приток реки Танып) расположено еще одно поселение еланских башкир – Нарат или Сосново. По VI ревизии (1816 г.) в Наратовой2 было всего 4 двора, где числилось 29 жителей-башкир [9]. Следующая, VIII ревизская сказка (1834 г.),
показала также 4 двора, в них числился 31 башкир (18 душ м.п. и 13 душ ж.п.), деревня относилась к 27-й юрте 10-го Башкирского кантона. Старейший житель этой деревни по указанной ревизии – 88-летний Максют Мавлютов, его жене Сахипямал было 58 лет. С ними учтены семьи сыновей – 40-летнего указного учителя Ибрагима (его сыновья Шагимардан 21 года, Хуснумардан 1 года и 5 дочерей) и 30-летнего Шамрата (его сыновья Аюп 3-х лет и Шагибутдин 1 года) [10].
Эта деревня существенно выросла к X ревизской сказке (1859 г.), здесь уже было 19 дворов и 113 жителей-башкир, деревня относилась, как и соседняя башкирская деревня Кугарчинова, к 13-й юрте 14-го Башкирского кантона. Как видно по материалам этой ревизии, полигамной традиции придерживался Сеиткул Абдулгафаров (1790–1856 гг.) (жены Сахиба Ибрагимова (68 лет, ум.в 1859 г.) и Фатима Исмагилова) [11].
Учет населения 1870 г. показал Наратова (Соснова) при речке Киебак, деревня насчитывала 130 жителей-башкир (60 душ м.п. и 70 душ ж.п.) при 22 дворах.
Подворная перепись 1912–1913 гг. показала в д.Наратова (Соснова) Кугарчинского сельского общества Калмыковской волости при 32 хозяйствах 147 жителей-башкир и при 20 хозяйствах 117 жителей-мещеряков [12].
Всероссийская сельскохозяйственная и поземельная перепись 1917 г. обнаружила Наратова в составе Калмыковской волости, здесь при 37 дворах проживал 161 башкир, при 21 дворе – 119 мишарей и в1 дворе – 6 удмуртов.
Впервые деревня Султанай была взята на учет Подворной переписью 1912–1913 гг., она относилась к Киебаковской волости, в ней числилось 383 жителя-башкира при 70 хозяйствах. Этот же учет обнаружил в составе Султанаевского сельского общества Киебаковской волости деревню Новый Токран. По всей видимости это выселок села Токран, ныне Старотокраново Бураевского района, где числился 191 житель-башкир при 39 хозяйствах [13].
Этим же учетом населения учтена деревня Новый Ваныш в составе Ново-Ванышского сельского общества Ваныш-Алпаутовской волости, в которой при 40 хозяйствах числился 191 житель – башкир-вотчинник [14]. Видимо, последняя и есть нынешняя д.Ваныш Калтасинского района, по переписи 1917 г. учтенная как Ново-Ваныш. Указанные три деревни к Всероссийской сельскохозяйственной и поземельной переписи 1917 г. относились к Киебаковской волости. В д.Султанай насчитывалось 73 хозяйства, где проживали 142 жителя, ошибочно отмеченных как татары-вотчинники. В д.Новый Ток­ран было 40 хозяйств, из которых в одном проживали 6 русских, в остальных – 190 жителей-башкир. В д.Ново-Ваныш насчитывалось 43 хозяйства и 216 башкир, 6 русских.
Советские переписи населения указанные три деревни, как и остальные поселения еланских и гирейских башкир этого района, записали как татарские, что в корне противоречит их истории. Исторически, о чем свидетельствуют все ревизские сказки и материалы метрических записей, все деревни еланских башкир района – Кугарчин, Нарат, Султанай, Токран Новый и Ваныш – моноэтничные башкирские поселения.


Поселения на землях башкирского рода Гирей

Западная половина Калтасинского района в прошлом была частью вотчины земель башкирского рода Гирей. Отметим, что земли башкир рода Гирей занимали большие по площади территории на северо-западе исторического Башкортостана. Гирейцы занимали различные природно-хозяйственные зоны: иль-гирейцы – пойменные земли низовья реки Агидель, урман-гирейцы – зону темнохвойных лесов северной части Бирского уезда. Ядром их расселения являлась долина реки Агидель. Основной массив поселений, основанных башкирами-гирейцами на территории современного Татарстана, расположен в центральной и северной части Актанышского района. Большую часть башкирского населения Краснокамского района Башкортостана составляют потомки башкир этого племени. Они также проживают в прилегающих к указанному району деревнях Илишевского и Калтасинского районов. Около 20 сел на границе Янаульского и Татышлинского районов также имеют гирейское происхождение.
Гирейцы подразделялись на два крупных рода – урман-гирейцев, имевших вотчины в районе верхнего течения рек Варзи и Гарейка (в настоящее время это Янаульский и Татышлинский районы РБ), и иль(ильде)-гирейцев (родина гэрэйцев), проживавших в низовьях реки Агидель по обе её стороны. Иль-гирейцы, в свою очередь, подразделялись на территориальные единицы – тюбы (ары): Янзигитовскую и Буртюковскую, которые находились в Белебеевском, а затем в Бирском уездах; Азякулевскую и Такталачуковскую, находившихся в Мензелинском уезде (ныне на территории Республики Татарстан).
Большая часть башкирских населенных пунктов Краснокамского и Калтасинского районов были основаны башкирами-вотчинниками Янзигитовской (сс.Янзигит Старый, Янзигит Новый), Буртюковской (Буртюк Старый, Буртюк Новый, Каинлык Старый, Янгызнарат), Азякулевской, Тимирлинской (Нагай Новый, Кузгово, Актанышбаш Новый), Такталачуковской (Байсаринской) тюбГарейской волости.
Деревня Новый Аткуль впервые была взята на учет X ревизией населения (1859 г.). Она была образована в 1846 г., это выселок села Аткуль, позже Старый Аткуль при одноименном озере в долине р.Агидель [15]. К X ревизии в деревне Новый Аткуль проживало 206 башкир (113 душ м.п. и 93 души ж.п.) при 32 дворах, она относилась к 9-й юрте 13-го Башкирского кантона. Полигамный брак по этой ревизии был зафиксирован у 55-летнего Ибатуллы Самиева (жены Ахмима, 50 лет и Сарвизамал, 25 лет) [16]. Однако, по сведениям А.З.Асфандиярова, в этот период здесь при 16 дворах числилось 105 башкир, в остальных 16 дворах проживали 99 тептярей и мишарей [17].
Учет населения 1870 года обнаружил в 30-дворной д.Новая Аткулева «при рч.Качмаше» 95 башкир и 52 тептяря. Подворная перепись крестьянского хозяйства 1912–1913 гг. показала в д.Ново-Аткулево 405 башкир-вотчинников при 76 хозяйствах (в д.Старо-Аткулево по этому учету числилось при 138 хозяйствах 778 башкир-вотчинников и при 25 хозяйствах 145 татар-припущенников) [18]. Эта же подворная перепись обнаружила в Ново-Аткулевском обществе отдельно д.Буралы (Ново-Аткулево) со 168 жителями – татарами-припущенниками при 34 хозяйствах [19].
Всероссийская сельскохозяйственная и поземельная перепись 1917 г. обнаружила обе деревни в составе Ново-Канлыковской волости, в Ново-Аткулево при 87 хозяйствах числилось 474 башкира, в Буралы – при 38 хозяйствах 192 тептяра.
Деревня Новый Ашит впервые была учтена Подворной переписью крестьянского хозяйства 1912–1913 гг. Здесь тогда уже насчитывалось 60 хозяйств и 341 башкир-вотчинник, деревня была при Ново-Хазинском обществе Каинлыковской волости [20]. Есть сведения, что эта деревня основана примерно в XVIII–XIX веках башкирским родом Каримовых. Закир Каримов был расстрелян большевиками в 1917 году несмотря на то, что он не принимал участия в репрессиях. Его прямые родственники живут в деревне Юматово Уфимского райо­на Республики Башкортостан [21].
Как и поселение Ашит, ныне Старый Ашит (территориально относится к Краснокамскому району), Новый Ашит имеет отношение к селу Янгизнарат нынешнего Краснокамского района. X ревизская сказка (1859 г.) обнаружила Ашитову3 в 9-й юрте 13-го Башкирского кантона, здесь при 25 дворах проживало 149 жителей (70 душ м.п. и 79 душ ж.п.), в 17 дворах числились башкиры (90 душ обоего пола), в 8 дворах – тептяри (59 душ обоего пола). При этом в материалах этой ревизии сделана оговорка о том, что с 1-го по 21-й дворы причислены к деревне Янгизнаратовой (по указанной ревизии есть также упоминание, что значительная часть дворов в д.Янгизнаратовой также были отчислены в д.Ашитову).
Таким образом, все башкирские дворы и часть тептярских причислены сюда из д.Янгизнаратовой нынешнего Краснокамского района. По указанной ревизии полигамный брак был зафиксирован у следующих башкир деревни: 27-летний Абдулнафик (жены Гидбилниса, 29 лет и Бадриземал, 39 лет), 35-летний Юсуп Юнусов (жены Марфуга, 34 года и Махиземаль, 40 лет), 40-летний Фахретдин Минлегалин (жены Шамсиниса, 32 года и Кадыча, 25 лет); в тептярской части – 55-летний Мухамадияр Мухаметаминов (жены Ха[з]арь, 57 лет и Шар[...]ара, 49 лет) [22].
Учет населения за 1870 г. обнаружил в Ашитово «при рч.Тыктеке и Кинчвотише» 28 дворов с 243 жителями, этносословный состав которых указан по преобладающей группе тептярами.
Всероссийская сельскохозяйственная и поземельная перепись 1917 г. показала д.Ново-Ашит в составе Ново-Кайнлыковской волости. Здесь при 68 хозяйствах числилось 367 башкир, в то же время в Старо-Ашитово при 24 хозяйствах числился 131 татарин, при 1 – 7 башкир и при 1 – 6 мишарей. Прошедшая чуть ранее Подворная перепись 1912–1913 гг. также показала преобладание в Старо-Ашитовой татар-припущенников – 105 человек при 23 хозяйствах [23].
Таким образом, накануне X ревизской сказки, в 1858 г., немалая часть жителей из поселения гирейских башкир на р.Агидель – Янгизнарат (Янгузнарат) перебралась севернее, в расположенную на р.Тыхтем (правый приток р.Быстрый Танып) д.Ашит. Далее, в начале XX века, башкирская часть населения перебралась выше по течению указанной р.Тыхтем и основала аул Новый Ашит, в д.Старый Ашит остались в основном тептяри из татар.
Всероссийская перепись населения 2002 г. учла в д.Новый Ашит 81 жителя (в основном башкиры), перепись 2010 г. – 58 жителей.

(Продолжение следует.)

 

Литература и источники

1. Асфандияров А.З., Абсалямов Ю.М., Роднов М.И. Западные башкиры по переписям 1795–1917 гг. – Уфа: Китап, 2001. – С.54.
2. Национальный архив Рес­публики Башкортостан (НА РБ). Ф.И.-138. Оп.2. Д.407 ж. Л.213–215.
3. Там же. Л.206–212.
4. Там же. Д.548. Л.562–569.
5. Там же. Д.648. Л.530–553.
6. Здесь и далее сведения по численности жителей и дворов нынешнего Калтасинского района по Учету за 1870 г.
взяты из книги: Населенные пункты Башкортостана. Часть I. Уфимская губерния. 1877. – Уфа: Китап, 2002.
7. Крестьянское хозяйство Уфимской губернии: Подвор. перепись 1912–1913 гг. / Стат. отд. Уфим. губ. управы. – Уфа: электр. тип. т-ва «Печать», 1914. С.1198–1199 (ссылка на электронный ресурс: https://dlib.rsl.ru/viewer/01004180561#?page=626). (далее Подворная перепись 1912–1913 гг.)
8. Здесь и далее сведения по Всероссийской сельскохозяйственной переписи 1917 г. взяты из книги: Асфандияров А.З., Абсалямов Ю.М., Роднов М.И. Западные башкиры по переписям 1795–1917 гг. – Уфа: Китап, 2001.
9. НА РБ. Ф.И.-138. Оп.2. Д.407 е. Л.134–136.
10. Там же. Д.548. Л.588–591.
11. Там же. Д.648. Л.554–563.
12. Подворная перепись 1912–1913 гг. – С.1198–1199.
13. Там же. С.1222–1223.
14. Там же. С.1150–1151.
15. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий. – Уфа: Китап, 2021. – С.213.
16. НА РБ. Ф.И.-138. Оп.2. Д.751. Л.135–145.

17. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий. – Уфа: Китап, 2021. – С.213.
18. Подворная перепись 1912–1913 гг. – С.1190–1191.
19. Там же. С.1182–1183.
20. Подворная перепись 1912–1913 гг.
– С.1190–1191.
21. Ссылка на электронный ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/Новый_Ашит_(Башкортостан)
22. НА РБ. Ф.И.-138. Оп.2. Д.751. Л.80–85.
23. Подворная перепись 1912–1913 гг. – С.1190–1191.
24. Подворная перепись 1912–1913 гг. – С.1190–1191.
25. Здесь и далее при описании гирейских сел Барсук (Бурсык) и Шарип использованы материалы из книги: Асфандияров А.З. Аулы мензелинских башкир. – Уфа: Китап, 2009.
26. НА РБ.Ф.И.-138. Оп.2. Д.292. Л.1–15.
27. Там же. Д.468. Л.639–651.
28. Там же. Д.754. Л.676–697.
29. НА РБ. Ф.2. Д.4118.
30. Подворная перепись 1912–1913 гг. – С.1190–1191.
31. НА РБ. Ф.И.-138. Оп.2. Д.100. Л.403.
32. Там же. Д.104а. Л.57–58.
33. Там же. Д.407. Л.483.
34. Там же. Д.754. Л.502–516; Там же. Ф.172. Оп.1.Д.132.
35. Материалы по истории Башкирской АССР. Т.III. – М.,1956. – С.384 – 385.
36. Там же. С.417.
37. Там же. Т.4. Ч.1. С.78–79.
38. Там же. С.97.
39. Подворная перепись 1912–1913 гг. – С.1238–1234.
40. Там же. Д.754. Л.637–648.
41. Материалы по истории Башкирской АССР. Т.IV. Ч.1. – М., 1956. – С.163–164.

БАШКИРСКИЕ И БАШКИРО-ТЕПТЯРСКИЕ ДЕРЕВНИ КАЛТАСИНСКОГО РАЙОНА
БАШКИРСКИЕ И БАШКИРО-ТЕПТЯРСКИЕ ДЕРЕВНИ КАЛТАСИНСКОГО РАЙОНА
БАШКИРСКИЕ И БАШКИРО-ТЕПТЯРСКИЕ ДЕРЕВНИ КАЛТАСИНСКОГО РАЙОНА
Автор:Рафиль Асылгужин
Читайте нас: