Все новости
История
20 Июня 2021, 22:58

ПО СЛЕДАМ «ЧЕРНОГО ГЕНЕРАЛА»

Очерк. Окончание. Начало №№2–4, 2021 г.Миляуша ГОДБОДЬ, Чехия«Моя главная награда – это победа!»После войны Даян Мурзин не смог сразу вернуться в Башкортостан: сначала надолго задержался в Киеве, а потом – в Москве. Позже частично исполнилась его мечта стать педагогом – в тяжелые послевоенные годы работал инспектором отдела народного образования Бакалинского районного исполкома, жена Надежда Ермакова тоже трудилась в сфере образования. Как-то корреспондент газеты «Комсомольская правда» спросил у него:«Как бы сложилась ваша судьба, если бы не было войны?» Даян Баянович, не раздумывая, ответил:«Стал бы учителем. Я очень любил математику, преподавал бы в сельской школе».

Получив профессию юриста в Казанской юридической школе, Д.Мурзин заочно отучился во Всесоюзном юридическом институте, по окончании которого работал помощником прокурора в Абзелиловском районе, затем в прокуратуре г.Стерлитамака. В 1955–1960 гг. был старшим следователем, начальником отдела по надзору за законностью в местах лишения свободы прокуратуры Башкирской АССР. С 1961 по 1962 г. занимал пост заместителя министра внутренних дел по кадрам, в 1960–1969 гг. вновь вернулся на должность начальника отдела по надзору за законностью в местах лишения свободы прокуратуры БАССР. С 1969 по 1986 гг. Д.Б.Мурзин был председателем Башкирской республиканской коллегии адвокатов, в 1987–1990 гг. – директором Музея интернациональной дружбы РБ. С 1989 г. – член президиума Совета ветеранов войны и труда, вооруженных сил и правоохранительных органов Республики Башкортостан.
Люди, которые знали Даяна Мурзина, запомнили его порядочным, спокойным, умным, трудолюбивым, человечным. Один из друзей героя – генерал-майор в отставке Ростислав Сибагатуллин, например, о нем рассказывал следующее: «Даян Мурзин был педантичным, аккуратным человеком, любил чистоту и порядок. С женой Надеждой вырастили сына Игоря. Любил внучку Альбину, правнучку Карину. С этим удивительно скромным человеком мы не раз при- нимали участие в различных встречах с юным поколением. Он очень стеснялся, когда в его адрес говорили громкие слова».
Д.Мурзин при жизни 22 раза съездил в Чехословакию, неоднократно посещал те места, где воевал. И все-таки самой запоминающейся встречей для него было, наверное, посещение Словакии в честь 60-летия Великой Победы в 2010 году. К этому юбилею он успел написать книгу «Фронт в тылу врага».
Чехия и Словакия также всегда были благодарны за его мужество и героизм, за тот вклад, который он внес в их освобождение. Тому подтверждение – визит двух молодых людей из Словакии, которые специально приехали на мотоциклах в Уфу, чтобы увидеть сослуживца дедушки-партизана и передать ему подарки. Даян Баянович был безмерно рад и удивлен их визиту, сам также передал подарки боевому товарищу и привет из Башкортостана.
Даян Баянович, хотя был лично знаком со многими известными личностями, никогда не использовал эти знакомства в личных целях. Например, в мае 1944 г., когда в Чехословакию приехали генерал Н.И.Крылов и полковник Л.И.Брежнев, Леонид Ильич перед бригадой во всеуслышание поблагодарил Мурзина за отвагу и громко произнес: «Так вот ты какой, оказывается, «Черный генерал»! А я тебя представлял совсем другим!»
Во второй раз они встретились уже в 1969 г. в посольстве Чехословакии. Леонид Ильич подошел к Даяну Баяновичу со словами:
«Ты Мурзин?» «Да, я», – ответил Мурзин. Тогда Генеральный секретарь стал расспрашивать, где трудится и живет «Черный генерал», и очень удивился, когда узнал, что он работает всего лишь в прокуратуре республики. «Да ты же должен быть в Москве! Я сейчас же дам команду, чтобы в Москву перевели!» С этим словами он повернулся к Косыгину: «Леша, давай выпьем за здоровье моего боевого товарища!» И попросил его как можно быстрее разобраться в этом вопросе. Увы, вопрос остался нерешенным...
Однако сам Д.Мурзин не переживал по этому поводу, и, если поднимали этот вопрос, у него всегда был один и тот же простой ответ: «Моя главная награда – это победа!» Да и в Москву он никогда не стремился – не хотел оставлять родителей, ведь Мурзины потеряли на войне шестерых сыновей, вернулись домой только двое...
Несмотря на слабое здоровье, Д.Б.Мурзин был активистом ветеранского движения Башкортостана, участвовал в военно-патриотическом воспитании молодежи. Даже в последние годы жизни, уже будучи серьезно больным, старался не пропускать ни одного общественного мероприятия: считал своим долгом рассказывать подрастающему поколению о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны. Успевал он побывать и в родном Бакалинском районе, где по его примеру в центральной библиотеке Ахмановской средней школы активно ведется военно- патриотическая работа среди молодежи, открыт музей в честь знаменитых земляков. При жизни Д.Мурзин вместе с народным писателем Н.Асанбаевым часто посещали родину – участвовали в культурно-массовой работе, ни один сабантуй не проходил без них. Они всегда были желанными гостями на бакалинской земле.

Образ Даяна Мурзина – в литературе и живописи

Как ни парадоксально, но о подвигах Даяна Мурзина за границей знают больше, чем на родине. В Великобритании вышла книга Джона Хауланда, сына капитана королевской армии (отец автора

Даян Мурзин и Александр Панов у скульптурного портрета «Черного генерала»

книги служил вместе с Д.Мурзиным), переведенная на чешский и словацкий языки. В этой книге он сравнивает Даяна Мурзина с Джеймсом Бондом, и, по мнению автора, реальные фронтовые подвиги «Черного генерала» во многом затмевают приключения знаменитого литературного персонажа, рожденного воображением Яна Флеминга. Советского офицера не смогли ни поймать, ни ликвидировать. Зато благодаря бригаде Мурзина только в оккупированной Чехословакии живая сила противника поредела на четыре тысячи человек, под откос были пущены свыше 60 эшелонов с немецкой техникой и боеприпасами.
Об этом говорилось и в документальном кинофильме, который транслировал телеканал «Россия». О герое рассказывали не менее легендарные личности: шеф внешней разведки «Штази» Маркус Вольф, бывший легионер Туркестанского легиона вермахта Мурат Тачмурат, бывший чехословацкий партизан, шеф чешской нелегальной разведки Ян Ондровчак и, разумеется, сам Даян Мурзин.
Увековечил образ «Черного генерала» и замечательный скульптор-фронтовик, мужественный летчик, храбрый советский офицер Александр Панов. Они были хорошими приятелями. Александр Иванович во время войны летал на самолете «ЛИ-2», принимал участие в жестоких боях за Кавказ. Первой фундаментальной работой заслуженного художника Башкортостана стал памятник герою-летчику Николаю Гастелло. А уфимские моторостроители считают вершиной его творческого таланта памятник Михаилу Ферину. В честь 65-ой годовщины Великой Победы Александр Иванович создал скульптурный портрет Даяна Мурзина.
В живописи образ легендарного разведчика запечатлен художниками Альбертом Янтиряковым и Олегом Кайбышевым.

Чехи о Мурзине

В 2011 г. в связи с 90-летием Даяна Мурзина многие издания брали у героя интервью, а по телевидению показывали документальный фильм о его жизни и боевых подвигах. К сожалению, через год – 10 февраля 2012 г. – Даян Баянович ушел из жизни. Об этом я узнала из чешской газеты «MF Dnes», где была размещена статья журналиста Ростислава Матулика «Кого бил «Черный генерал?». Не скрою, материал меня заинтересовал: было приятно, что чехи не забывают и помнят о славном сыне Башкортостана. Но были и грустные моменты. Например, автор высказал свое несогласие по поводу переименования улицы имени Д.Б.Мурзина в Злине, сетовал, что в Чехии молодое поколение мало интересуется героями Второй мировой войны, а тех, кто знал Даяна Баяновича и хранил память о нем, осталось мало. «Но, несмотря на это, – пишет Матулик, – мы гордимся и считаем его поистине национальным достоянием башкирского народа».
Я также разделяю мнение Матулика о преемственности поколений по воспитанию патриотизма и любви к своей стране, которая утрачена в Чехии. Этого не должно случиться у нас. До развала социализма в таких европейских государствах, как Чехия, Словакия, Польша, Болгария, Югославия, Румыния, Венгрия, а также в странах Прибалтики молодежь, как и у нас, воспитывалась в духе патриотизма. Но сейчас это утрачено. Даян Баянович об этом говорил так: «Сейчас наша задача – восстановить утраченное. Без этого мы растеряем остатки влияния в регионе. Там выросло целое поколение, которое уверено, что свободу Европе принесли исключительно только американцы, а Советский Союз действовал заодно с Гитлером». Вот что пишет другой ветеран, автор статьи «Ушел из жизни носитель 86 воинских орденов и медалей и всех наград Чехословакии Даян Баянович Мурзин» (12 мая, 2012 г.) Бжетислав Олшер:
«...Умер почетный гражданин 16 городов Чешской и Словацкой Республик Даян Баянович Мурзин, ему было 91 год. Все эти награды он заслужил по праву. Когда мы, чехи, узнали о его смерти, нам было очень грустно...
Я очень хотел увидеть живую легенду – Мурзина. И вот моя мечта сбылась! Познакомила меня с ним после войны Гелена Мичкалова в городе Велке Карловице. Тогда Мурзин приехал в Гошталково к друзьям-партизанам с внучкой Альбиной, выглядел радостным. Я не верил своим глазам – передо мной стоял сам легенда!»
Несмотря ни на что, в Чехии с уважением относятся к своим освободителям. Например, журналист Ян Кух в газете «Тydenik. Zrcadlo» (г.Босковице, Южная Моравия) в статье «Марушку Наварову гестапо не сломило» пишет следующее:
«В годы войны мать и брат постоянно помогали партизанам: давали еду, меняли белье, ходили к ним в лес помогать. Некоторые партизаны жили у нас дома в деревне Валхово, что находится недалеко от города Босковице. И они стали для нас как родные. Однако гестапо через предателей узнало о нашей связи и начались аресты. Сначала забрали отца Антонина Крала, потом – маму Гедвику с братом Збинком. Отца казнили в 1944 году, а мама до конца войны была в концентрационном лагере. Брат был с ней рядом, но здоровье его было подорвано. Поэтому после войны он жил недолго, ушел из жизни в 1946 году от туберкулеза».
Воспоминаниями поделилась и Людмила Лангер (83 года) :
«Я родилась 1 апреля 1935 года. Когда закончилась война, мне было 11 лет, поэтому хорошо помню события тех лет. Отец Герман Лангер был профессиональным врачом окончил медицинский факультет Брненского университета имени Масарикова. Когда выросла, я тоже пошла по стопам отца и стала терапевтом.
Во время войны отец помогал партизанам медикаментами, но это делал очень осторожно, потому что боялся за семью. Однажды гестаповцы в лесу поймали двух партизан и повесили на площади. Туда должны были идти все и дети, и взрослые. Хотя мама закрыла мои глаза краем своего плаща, я видела трясущие ноги умираюшего. Мне было страшно! Я и сейчас помню эту картину.
Обходник (хозяин магазинов) нашего поселка тайно сфотографировал это зрелище из окна. Сейчас эта фотография вошла как память о войне в книгу «Сло- уп в Моравском красе», копия изображения не раз выставлялась на мероприятиях, посвященных войне».
Вот что рассказывает о трудностях военного времени 85-летняя Милада Самкина из Брно:
«Во время войны было тяжело всем. Наша семья тогда жила в городе Болеславе. У нас имелись мельница и свой магазинчик, где продавали хлебобулочные изделия, изготовленные в нашей маленькой пекарне. Отец помогал партизанам мукой и хлебом. Наша семья знала о партизанах Яна Жижки и командире Даяне Мурзине. Мы восхищались подвигами «Руды армады» (Красной армии) и партизанами под командованием Мурзина. Об этом часто писали в газетах.
Чешскому народу было очень трудно и после войны, когда в 1948–1950 годах начали создаваться колхозы. Люди в те годы жили своим трудом: у кого-то имелись пекарни, рестораны, мельницы, магазины, земли и лес, а после войны все это отобрали и передали государству. Наша мельница, пекарня с магазином тоже стали государственным имуществом вот такая была послевоенная политика, которая вызывала недовольство народа».
78-летняя Ружена Валховска, солистка фольклорного ансамбля
«Лишнаци» из Брно, во время войны была маленькой, но хорошо помнит, как бомбили родной город:
«Кругом была грязь, пыль, разрушались дома и магазины... Самолеты летали так низко, что мы видели лица стреляющих в нас пулеметчиков. Было очень страшно! Все люди выбежали на улицу и не знали, что делать.
О партизанах Яна Жижки и командире Мурзине люди знали по листовкам немцев, приклеенным на дверях домов, магазинов и ресторанов. После войны о партизанском движении в Чехословакии и об освободителях нам рассказывали на уроках истории. Жаль, что сейчас молодое поколение почти ничего не знает об этом».
Полковник в запасе, кандидат технических наук Людек Годбодь (71 год) также наслышан о подвигах легендарного разведчика:
«Долгие годы я преподавал в Брненском военном универ- ситете и всегда интересовался историей Великой Отечественной войны. Надо признать, что Россия пожертвовала многим, чтобы победить фашизм. Благодаря ее помощи нам, чехословакам, удалось победить немцев.
Наше поколение знает русский язык, потому что преподавали в школе. Благодаря знанию языка я больше знаю о деятельности партизанской бригады Яна Жижки и восхищен отвагой командира Мурзина. Читал о нем так много! Да, это был бесстрашный человек».
Великая Отечественная война, унесшая миллионы человеческих жизней, стала тяжелым испытанием для советского народа. «Фашизм – это не цвет, черный или коричневый. Это сила, убивающая память в человеке», – так оклеймил фашизм в своей книге «Фронт в тылу врага» Даян Мурзин. И все-таки хочется остаться оптимистом и закончить публикацию словами бывшего президента Чехии Вацлава Клауса, который в интервью чешскому телевидению сказал следующее:
«Надо помнить тех, кто освобождал эту землю, мы не должны на добро отвечать злом». Пусть будет мир и взаимопонимание между народами!

Литература

  1. Мурзин Д. Фронт в тылу врага.
    • Уфа: Башкирское книжное издательство «Китап»,
      1. Гофман Г. Черный генерал. – Башкирское книжное издательство
      2. «Китап», 1993.
        1. Рафиков З. Личный враг Адольфа Гитлера. // Ватандаш. –
        2. – №2.
          1. Матулик Р. Кого же бил «Черный генерал»? // MF Dnes. – 7 мая.
          2. Хажиев Р. Помнят высокие Татры. // Ватандаш. – – №5.
          3. Зиннатуллин З. Новая встреча на Дунае – мост в будущее. // Ватан- даш. – – №5.
          4. Кух Я. Марушку гестапо не сломило. // Тydenik «Zrcadlo» – 14 февраля.
          5. Читайте нас: