Все новости
История
11 Июля 2019, 16:49

Первые шаги башкирского балета

Дмитрий ЕФРЕМОВ, заслуженный работник печати и массовой информации Республики Башкортостан События, описываемые здесь, происходили в Уфе, Москве и тогда еще Ленинграде более 80 лет назад. В то время в столице БАССР не было привычного нам театра оперы и балета, а существовала лишь музыкальная студия. Но наш­лись люди, очень молодые, которые не просто мечтали о национальном балете в Уфе, но и очень многое сделали, чтобы это чудо свершилось. Статья написана на основе документов из семейного архива Гюльнары Файзиевны Гаскаровой, дочери прославленного балетмейстера и хореографа Файзи Адгамовича Гаскарова, стоявшего у истоков балета Башкортостана.

Несмотря на любовь к народным танцам, первой мечтой легендарного Файзи Гаскарова было создание в Уфе национального профессионального балета. Не случайно везде в документах в 30-е годы его именуют не иначе как балетмейстером. Однако работая после окончания хореографического техникума при Большом театре СССР, преподавателем в театральном техникуме, Файзи Адгамович быстро понял, что такого уровня подготовки кадров для высокого искусства явно недостаточно. Со своими проектами он решил обратиться в правительство республики.

Вот как об этом рассказывает Файзи Адгамович в письме в обком партии (здесь и далее исторические документы, используемые в статье, публикуются без правок стилистики и орфографии. – Д.Е.):

«Еще со школьной скамьи мечтал создать башкирский классический балет. С этой целью я вернулся на Родину, в Башкирию. Свою мечту изложил председателю Баш. ЦИК – писателю, драматургу, революционеру Авзалага Тагирову. Он принял мою идею положительно, но спросил:

– Как это сделать?

Я рассказал: Необходимо обратиться в наркомат просвещения РСФСР, создать башкирское отделение на 14–15 детей при Большом театре СССР или Ленинградском хореографическом училище. Внимательно меня выслушав, Авзалага пригласил наркома просвещения тов. Абубакирова, кратко изложил ему мысль о создании классического балета в г. Уфе, затем позвонил первому секретарю Баш. Обкома партии тов. Быкину.

Тов. Быкин одобрил мое предложение. Было решено: для Башкирского классического балета организовать… башкирское отделение в количестве 14–15 детей 10-летнего возраста коренной национальности».

Постановление коллегии Башнаркомпроса от 5 июня 1933 года:

«Об открытии башкирской национальной студии при Большом Академическом театре СССР

ПОСТАНОВИЛИ:

1/ Придавая огромное значение созданию башкирского музыкального театра, вокальная часть которого уже подготавливается при Московской консерватории и необходимости подготовки для этого театра квалифицированных артистов балета, считать необходимым начать подготовку этих кадров.

2/ Просить сектор Искусств НКП РСФСР и Дирекцию Большого Академического театра Союза разрешить создание башкирской балетной студии при ГАБТ на 12 человек.

3/ Материальное обеспечение студентов полностью принять на счет БНКПроса и просить НКП РСФСР и дирекцию ГАБТ предоставить общежитие на указанное количество студентов.

4/ Командировать балетмейстера Баш. Гос. Театра тов ГАС­КАРОВА в город Москву для разрешения …… в секторе Искусств и Дирекции ГАБТ.

5/Поручить тов. Иванову /Глав. фин/ включить в смету содержание студии с 1-го сентября 1933 года.

6/ Поручить тов ГАСКАРОВУ организовать работу по подбору кандидатов.

Нарком по просвещению БАССР Абубакиров

Секретарь Коллегии БНКПроса Тихвинская».

«В общежитии отказать»

Сохранились уникальные документы переписки органов власти БАССР с московскими чиновниками самого высокого уровня о решении этого вопроса.

Буквально через два дня после заседания в Наркомпросе БАССР последовало письмо Председателя ЦИК БАССР Тагирова в Наркомпрос РСФСР, Главискусство, директору Большого театра т. Малиновскому №50 от 7 июня 1933 г.:

«Придавая чрезвычайно серьезное значение делу создания Башкирского Музыкального Театра и отмечая вместе с этим, что если в настоящее время вокальная его часть уже подготовляется при Московской консерватории, то вопрос о создании его должен упереться в отсутствие надлежащим образом подготовленных танцовщиков. Башкирский ЦИК, вполне поддерживая принятое коллегией Башнаркомпроса постановление по вопросу о создании Башкирской Балетной Студии при ГАБТ СССР, со своей стороны просит об удовлетворении выраженного в указанном постановлении ходатайства».

К слову, Афзал Мухитдинович Тагиров был отцом нашей знаменитой балерины, воспитанницы Гаскарова Майи Тагировой. С 1931 по 1937 годы он возглавлял высший орган государственной власти республики — Центральный исполнительный комитет Башкирской АССР, будучи его председателем. С 1932 года избирался в члены президиума ВЦИК СССР. При этом руководитель республики был ведущим ее писателем, контактировал с Александром Фадеевым и Максимом Горьким, был одним из создателей, а затем – председателем Союза писателей БАССР. Наконец, в 1936–1937 гг. на Тагирова были возложены еще и обязанности директора Башкирского научно-исследовательского института языка и литературы. В 1937 году его обвинили в участии в антисоветской националистической повстанческо-террористической организации. 16 августа Тагиров был арестован, а 27 сентября приговорен Высшей Коллегией Верховного Суда и срочно расстрелян.

В 1933 году он активно занимался созданием основ башкирского балета. Переписка продолжалась. Гаскаров носился по московским инстанциям, убеждая дать шанс и принять на учебу башкирских ребятишек. Он пробился даже к Надежде Константиновне Крупской, крупного в то время политического и общественного деятеля, одного из руководителей системы образования СССР. Об этом говорит лично Гаскаров в 1970 году на коллегии Минкульта БАССР.

Вопрос решился положительно уже в течение месяца. Вот что с радостью прочитали местные чиновники в письме на бланке Государственного Академического Большого театра №9 от 9 июля 1933 г.:


«В наркомпрос башкирии.

На основании вашей просьбы об организации хореографического отделения для башкирского молодняка, ставлю Вас в известность, что Хореографический техникум таковой откроет с начала учебного года, т.е. с 1-го сентября.

Зав. Худож. Частью Хореограф. Техн. ГАБТ СССР Семенов».

Как видим, свою часть работы Гаскаров выполнил блестяще: в Большом театре без вопросов пошли навстречу Башкирии об открытии нацио­нального отделения. Но все испортил, как писал Булгаков, «квартирный вопрос». Для ребят из Башкирии в Москве не нашлось места. Вот как эта безобразная история отразилась на бумаге.

Письмо от Представителя БАССР при Президиуме ВЦИК в Наркомпрос СССР:

«…Просит разрешения о предоставлении общежития на 13 человек, в 2 комнаты для мальчиков и девочек от 12–14 лет».

На бланке: член коллегии наркомпроса РСФСР №6 от 25 06.1933 г. (от руки кем-то, чья подпись, неразборчиво. – Д.Е.):

«т. Хаймовичу

Балетную студию имеется ввиду создать при Большом театре, кот. находится в ведении ЦК (зачеркнуто – Д.Е.) ЦИК СССР. Пусть он заботится обо всем.

Мы общежитие предоставить не можем. Нам нужно размещать наших студентов вузов и госбюдж. техникумов».

На бланке Представителя БАССР при Президиуме ВЦИК №10207 от 2 июля 1933 г.:

«ЦИК СССР – тов. Медведеву

Большим Государственным Академическим Театром СССР выделено Башкирской АССР в балетном техникуме театра 12 мест; техникум жилым помещением учащихся не обеспечивает, что по существу лишает возможности командированных поступить в техникум.

БашЦИК просит сделать соответствующее распоряжение об обеспечении командированных из Башкирии – 12-ти человек учащихся техникума жилыми помещениями.

При этом БашЦИК сообщает, что возраст учащихся, направляемых Башкирией – от 12 до 14 лет мальчиков и девочек и при них один взрослый руководитель.

Председатель БашЦИКа Тагиров

Представитель БАССР при Президиуме ВЦИК Даутов».

На бланке Секретариата Президиума ЦИК Союза ССР:

«№С-965\2 от 4 июля 1933 г.

ГАБТ т. Арканову

Копия: Башпредставительству

По поручению и.о. Секретаря ЦИК Союза ССР т. Медведева пересылается ходатайство Баш. ЦИКа об обеспечении помещения 12-ти чел. учащихся, направляемых из Башкирии в балетный техникум ГАБТ по разверстке, – для изыскания совместно с Башпредставительством возможности урегулировать этот вопрос.

Зав Секретариатом О. Терехов».

На бланке ГАБТ №3009 от 10 июля 1933 г. об общежитии:

«Представителю башкир. Авт. Соц. Сов. Республики при президиуме ВЦИК

Здесь.

Копия: Башкир. ЦИК АССР г. Уфа

Дирекция Государственного Академического Большого Театра Союза ССР на Ваше письмо от 2-го сего июля за №10207 сообщает, что удовлетворить ходатайство Представительства о предоставлении жилплощади командируемым из Башкирии в Хореографический Техникум ГАБТ учащимся не представляется возможным, за полным отсутствием у Большого Театра свободной жилплощади. Специального же общежития при Хореографическом Техникуме вообще не имеется.

Что же касается приема для обучения в Техникуме 12-ти учащихся, то командируемые могут быть зачислены в число учеников.

И. об. Директора Голоступец

Управляющий делами Рейхштейн».

Но башкирские чиновники не сдаются.

«В Наркомпросс РСФСР №05 от 15.09.1933 г.:

Башнаркомпрос просит ускорить ответ на отношение Секретариата ЦИКа о разрешении вопросов о предоставлении общежития Наркомпросом РСФСР, командированным студентам Башнаркомпросом в Московский Балетный техникум при Большом Академическом Театре Союза ССР.

Нарком Просвещения БАССР Абубакиров, Управделами БНКП Тихвинская».

Письмо из Всероссийского ЦИКа Советов за подписью зам. Секретаря ВЦИК и зав. Отделом национальностей Н. Нурмакова наркому просвещения РСФСР А.С. Бубцову от 1 октября 1933 г.:

«В техникуме ГАБТ Союза ССР с 1933–34 уч. года организована башкирская балетная группа в составе 14 чел. Начало занятий в этой группе задерживается только тем, что группа не имеет общежития. Прошу оказать содействие этой группе и сделать с этой целью распоряжение о предоставлении ей мест в одном из общежитий, находящихся в ведении НКПроса».

Резолюция за подписью Аркадьева: «т. (неразбочиво) Прошу оказать содействие в предоставлении общежития».

Ниже на этом же письме от руки ему ответ:

«У нас нет никакой возможности удовлетворить эту просьбу. До сих пор мы не удовлетворили заявку уч. заведений, отнесенных нами ко II очереди (техникумы ГОМЕЦа и др.) и не переселили в Алексеевку всех (далее неразборчиво) проживающих в учебных зданиях и общежитиях (не полностью закончены ряд корпусов) Подпись (неразборчиво.Д.Е.).

Телеграмма из Москвы: «Уфа, Башнаркомпрос Абубакирову

Ввиду опоздания учебному сезону общежитие балету отказано желательно организовать техникум Уфе Альмухаметов»

Резолюция на ней красными чернилами: «Гаскарову проработать вместе с тов. (неразборчиво – вроде Кадыровым.Д.Е.) возможности организовать в Уфе».

Вот так, несмотря на настойчивые просьбы руководства республики, для талантливых детей из Башкирии в 1933 году в Москве не смогли найти всего-то две комнаты.

Но эта неудача не остановила Гаскарова. Он продолжал считать, что местного образования для создания кадров профессионального национального балета высокого уровня будет мало. Тогда Файзи был всего 21 год. Но его напористый характер и целеустремленность уже давали о себе знать.

«Ищем таланты из башкир»

Благодаря своим московским связям, Гаскаров каким-то образом вышел на другое выдающееся учебное заведение в области хореографии – Ленинградский техникум хореографии, нынешнюю академию хореографии имени Вагановой. Удалось договориться об открытии в нем с 1 сентября 1934 года Башкирского отделения.

Времени было очень мало, закипела работа. Вот как она отразилась в документах того времени.

Был заключен «Договор о подготовке балетных кадров Ленинградским хореографическим техникумом на специальном отделении нацменьшинств для Башкирской Автон. СССР» (ошибка в тексте оригинала. – Д.Е.):

«Заключен настоящий договор в г. Уфе 3 июля 1934 года

Управление театрально-зрелищных предприятий (Далее – УТЗП. – Д.Е.) Баш. Наркомпроса, с одной стороны, именуемый в дальнейшем Управление в лице тов. Хамметов и Ленинградским Государственным Хореографическим техникумом именуемым в дальнейшем техникум в лице тов. Ощурко, действующим на основании удостоверения №948 от 24 июня 1934 года., заключили договор о нижеследующем:

1. УТЗП комплектует группу учащихся в количестве 15 чел. в составе 8–9 иждивен., 7–6 мужчин, девочки в возрасте до 12–13 лет, мальчики до 14 лет, с образованием за первую ступень /четырехлетка/.

2. Отбор учащихся производится УТЗП на основании специальных медицинских показаний прилагаемых техникумом и специального художественного осмотров с участием специалистов, представителя техникума.

3. Для отбора кадров в 1934 г. к 1 августа техникум предоставляет специалиста с оплатой командировки и проезда до г. Уфы и обратно. Управление оплачивает от Уфы до окончания работ.

4. Срок учебы на специальном Отделении нацменьшинств 6 лет. УТЗП обязуется вносить за учебу за один год за одного человека 1200 рублей поквартально г. Ленинград, Ленинградский областной коммунальный банк, текущий счет 7908. Техникум обязуется за указанную сумму давать образование в объеме специального отделения нацменьшинств, предоставить бесплатное питание, общежитие, стипендию, учебные пособия, спец. одежду.

5. УТЗП обязуется доставить группу учащихся в Ленинград в техникум к 1 сентября 1934 года, предоставить в группе педагога, воспитателя. Техникум обязуется с момента приезда в г. Ленинград зачислить в штат техникума на постоянную работу одного педагога воспитателя с оплатой согласно существующих ставок, с предоставлением комнаты.

Невыполнение условий договора влечет за собой все вытекающие последствия на основании существующих законоположений.

6. За УТЗП остается право проверки постановки учебной и воспитательной работы учащихся специального Баш. отделения Хореографического техникума.

Примечание: к п.№4 т.к. сумма 1200 р. за 1 учащегося в год ниже суммы прилагаемого расчета техникума, считать ее подлежащей пересмотру с 1 января 35 года в зависимости от общей сметы всего техникума на новый бюджетный год.

Адрес: Баш. НКП г. Уфа, ул. Гоголя дом №13

Ленинградский Государственный хореографический техникум:

Гор. Ленинград ул. Зодчего России д№2

Гор. Уфа – 3 июля 1934 года

Подпись: Хамметов Подпись: Ошурко»

Срочно стали набирать группу для обучения. В газете «Красная Башкирия» было опубликовано объявление.

«Открывается балетная студия.

Башнаркомпросом с сентября 34.г. при Балетном техникуме Ленинградского Госуд. театра Оперы и Балета /Г.О.Т.О.Б/ открывается национальное балетное отделение, принимаются только башкиры, мальчики и девочки в возрасте от 12 до 14 лет, образование не ниже 3-х групп I сту. срок учебы 6 лет.

Принятые обеспечиваются стипендией и общежитием. Заявления подавать в канцелярию техникума искусств, Пушкинская 114. Просмотр детей будет производиться 2-го сентября в 10 часов утра.

При поступлении необходимо иметь следующие документы:

1.Метрическая выпись о рождении,

2. Социальное происхождение,

3. Справка врача о здоровье,

4. Справка об образовании,

5 Справка с места службы родителей.

Принятые дети отправляются в Ленинград 10-го сентября 1934 года.

Нач. УТЗП БНКПроса Муртазин

Уполн. Балетного техникума Лен. ГОТОБ Гаскаров».

В результате поиска и отбора талантливых ребят, который проводил один Гаскаров, никаких других представителей, как иногда пишут, Ленинградского техникума не было (не будет же тов. Ошурко здесь сидеть?!), вернее, Файзи сам и был этим полномочным представителем. появился рукописный «Список отобранных в балетный техникум Г.О.Т. О.Б.:

1.Нафыков Адгам v

2.Магадеев Фуат v

3.Насртдинова Зайтуна

4.Дербышева Раиса

5.Смакова Халида

6.Калимуллина Раиса

7.Баяритова Нария

8.Химбекова Фатима

9.Ягудин Нарит

10.Сайфуллин Халият

11.Сафина Зулейха

Группу отобранных для учебы детей повез в Ленинград сам юный Гаскаров. Вот как он вспоминает об этом:

«В 1934 году пришло разрешение на создание башкирского хореографического отделения, а мне, тогда еще молодому артисту, было доверено Ленинградским хореографическим училищем произвести набор детей. Всех, мною отобранных, детей ленинградский художественный совет училища принял до единого. Ни один ребенок по профнепригодности не был отправлен домой. А я был назначен руководителем башкирского отделения».

Молодого педагога и воспитателя снабдили удостоверением на бланке Башнаркомпроса №6-13 от 14.09.1934 г.:

«Предъявитель сего Гаскаров Ф.А. действительно является заведующим Башкирского национального отделения при Ленинградском хореографическом техникуме Государственного театра оперы и балета /Ленинградский Г.О. Т. О. Б./

Нарком Просвещения БАССР Абубакиров

В удостоверении «тов. Гаскаров» называется руководителем отделения, однако приказ о его назначении появился почему-то позже.

Выписка из приказа №216 от 15 ноября с.г. (видимо, 1934 г. –Д.Е.):

«Тов. ГАСКАРОВА с 1 октября зачислить Зав. Башкирским Отделением Ленинградского Хореографического Техникума с окладом 280 рублей в месяц в счет сметы Отделения.

НАРКОМ по ПРОСВЕЩЕНИЮ БАССР АБУБАКИРОВ».

Колыбель уфимского балета

В начале осени 1934 года Ф. Гаскаров прислал в редакцию республиканской газеты «Красная Башкирия» статью, где рассказал о начале учебы башкирских ребят в Ленинграде. Приводим статью полностью.

«Создается башкирский балет

В этом году при Ленинградском балетном техникуме создано башкирское танцевальное отделение. При этом преследовалась цель – развивать национальный башкирский танец.

Ленинградский балетный техникум существует уже 22 года. Он обладает высшим методом подготовки балетных кадров, в нем сосредоточены лучшие специалисты. Техникум выпустил ряд артистов, пользующихся мировой славой. Этот техникум привлекает внимание зарубежных стран. Его посещают иностранные специалисты.

Отбор детей на башкирское отделение производился жесткий. Из 100 человек принято 15. В основном – это дети рабочих и колхозников, воспитанники детдомов.

Срок учебы – шесть лет. За это время дети должны освоить по общеобразовательному циклу программу девятилетки, по специальному образованию: классический танец, характерный, историко-бытовой, национальные танцы, пантомиму, рояль, грим, актерское мастерство, а по специальным теоретическим предметам: историю театра, историю и теорию музыки, анализ балетного спектакля, массовые работы и т. д.

Родной язык и башкирская литература будут проходиться как основные предметы.

Учащиеся при изучении национального башкирского танца будут выезжать в районы Башкирии. Тут нужна помощь со стороны Башкирского научно-исследовательского института национальной культуры.

Все дети-пионеры активно включились в жизнь и работу пионеротряда, выпускают свою газету.

Балетный техникум встретил детей очень хорошо. Была заранее подготовлена спальня с хорошими удобными кроватями, выдан полный комплект постельного белья и полное обмундирование.

Созданные условия учебы и быта дают уверенность в том, что дети вернутся в Башкирию с большими знаниями в области балета.

Руководитель башкирского балетного отделения – Ф. Гаскаров».

Прошел год. Все это время неуемный Гаскаров опекал своих малолетних воспитанников, которым было-то, как, например, З.Насретдиновой, всего по 11–12 лет, и они скучали по родным. 22-летний Файзи стал для них и мамой, и папой, и семьей, и родиной. Одновременно он совершенствовался как танцор. Гаскаров поступил вольноопределяющимся слушателем в техникум. Кроме того, участвовал в концертах. Вот, например, афиша Ленинградского государственного театра Мюзик-холл о балетном спектакле государственного Хореографического техникума «Тщетная предосторожность» от 30 марта 1935 г.: утро, балет в 3-х актах, участвуют и преподаватели, в том числе и Гаскаров.

А вот отчет техникума по итогам первого учебного года по башкирскому отделению:

«О музыкальной работе нацменской группы башкиров

от 10.06.–35 г.

Группа башкиров проявила в музыкальной работе особенные способности в смысле восприимчивости и общей музыкальности. Не обладая в этой области при приезде в Ленинград никакими знаниями, группа башкиров очень серьезно занялась музыкальной работой, проявляя в этом деле большое усердие и серьезное отношение к этой работе. Музыкальная работа этой группы велась по двум направлениям – пение развивало их слух и ритм, а занятие на рояле дало им определенную постановку для игры на рояле. Игра на рояле, музыка – занимает в Техникуме одно из первых мест после специального предмета. В этой области башкиры сделали большие успехи – группа в 13 человек дала: 4-х отличников, 4-х занимающихся хорошо и 5 – удовлетворительно.

Целый ряд ребят выступало в музыкальных концертах с большим успехом. Работа их зря не прошла, налицо определенные успехи, успехи которые могут служить ярким, хорошим примером для многих ребят техникума.

Зав. Муз. Частью /Милейковский/».


Такие успехи ребят не остались незамеченными в Башкирии. Вот протокол заседания УТЗП БНКП от 22/VI–35 года:

«ПРИСУТСТВУЮТ: Судаков, Хакимов, Брон, Альмухаметов, Шамсутдинов, Гаскаров.

СЛУШАЛИ: Об итогах учебного года Башкирского отделения Ленинградской балетной школы – информация тов. Гаскарова.

ПОСТАНОВИЛИ: Отмечая особую инициативу, проявленную к учащимся Башкирского Отделения ленинградской балетной школы в период 1934–35 уч. годе, что дало возможность добиться уч-ся отделения хорошей успеваемости по учебе, постановили:

Войти с ходатайством к Наркому просвещения БАССР о проведении следующих мероприятий:

1/ Руководителя Башкирского отделения Ленинградской балетной школы тов. Гаскарова премировать денежной премией в 300 р. И объявить благодарность.

2/ Заслуженного деятеля искусств – преподавателя балетной школы тов. ШИРЯЕВА премировать денежной премией в 300 р. И объявить благодарность.

3/ Объявить благодарность педагогам балетной школы т. ПИСАРЕВУ и КОМКОВОЙ.

4/ За хорошую успеваемость и дисциплинированность премировать юношеской библиотечкой стоимостью 10 руб. каждого учащагося балетной школы т.т. Насретдинову, Магадеева, Сафину, Смакову, Аюханова, Сатарова и Ихамбекову. Особо отметить активную работу пионервожатого тов. Аюханова среди уч-ся.

5/ Ученицу т. Мухаметшину устроить в детскую санаторию и учеников т.т. Аюханова, Смакову, Ихамбекову и Сафину устроить в пионер лагеря за счет УТЗП.

6/ Принять конкретные меры по организации лучшего отдыха всем учащимся балетной школы проводя организованные экскурсии в музей пионер-лагеря.

Председатель Судаков

Секретарь Шамсутдинов».

Уже осенью второй год обучения в Ленинграде почему-то оказался под угрозой. Причем техникум, был, видимо, заинтересован в талантливых башкирских детях. И Гаскарова за счет техникума отправляют разбираться в Уфу.

Удостоверение (на бланке Отдела народного образования Ленинградского совета, Ленинградского государственного хореографического техникума при Управлении госактеатров. – Д.Е.) №1244 от 1 ноября 1935 года:

«Дано Лен. Гос. Хореографическим Техникумом т. Гаскарову, Файзи в том, что он командируется в г. Уфу по вопросам, связанным с ликвидацией Башкирского отделения при техникуме, что подписью и приложением печати удостоверяется».

Вот так остро стоял тогда вопрос для будущего нашего искусства. Ликвидировали бы в целях экономии бюджетных средств отделение, и появилась бы в республике замечательная плеяда танцовщиков во главе с народной артисткой СССР Зайтуной Насретдиновой, был бы триумф башкирского балета на Декаде в Москве в 1955 году – большой вопрос.

Какие уж аргументы привел Гаскаров в Уфе – неизвестно, но, слава Богу, Файзи Адгамовичу удалось убедить башкирских начальников не делать глупостей и продолжить финансировать так удачно начавшийся проект. Более того, видимо, удалось договориться даже об увеличении количества учеников из Башкирии. Об этом свидетельствует следующая телеграмма:

«Ленинград Хореографический техникум Гаскарову

Телеграфируй когда выедут ребята добейся разрешения дополнительного набора 26 человек нами написано письмо обком жданову (первый секретарь обкома партии.Д.Е.) узнай результат муртазин»

Однако по количеству детей все же возникли проблемы. Об этом свидетельствует еще одно уникальное «Командировочное удостоверение №0-13» от 10.09.1935 г.:

«Выдано настоящее руководителю Башкирского отделения Ленинградского Хореографического техникума тов. ГАСКАРОВУ Ф.А. в том, что он командируется в гор. Ленинград с 10-ю человеками детей, принятых в Ленинградский Хореографический техникум.

Башнаркомпрос просит все учреждения и профсоюзные и другие организации оказать тов. Гаскарову всевозможное содействие в пути его следования в гор. Ленинград.

Зам. Наркома просвещения басср ямалеев».

А вот еще один отчет техникума уже по итогам двух лет обучения башкирской молодежи в Ленинграде под руководством Гаскарова. Документ «о музыкальной работе национальной группы башкирии в ленинградском государственном хореографическом техникуме» еще более убедил все заинтересованные стороны в правильности избранного пути. В нем говорилось:

«Отмечая неоднократно хорошие качества в музыкальной работе Национальной группы Башкирии, в настоящее время по прошествии 2-х лет их работы нужно заметить, что успешность их не снизилась, а наоборот, поднялась. Башкирская группа понимала значение и важность музыкальной работы для хореографического искусства. Отсюда и значительные результаты: из 13-ти человек обучающихся в Техникуме 2 года – 5 человек учились на «отлично», 5 человек учились на «хорошо» и 3 человека на «удовлетворительно». Из 9-ти человек обучающихся в техникуме один год – 4 человека учились на «отлично», 3 человека на «хорошо» и 2 человека на «удовлетворительно». Следующие ученики могут выступить в публичном музыкальном показе:

1. САДЫКОВА Исполняет Этюд БЕРЕНСА

Шуточка СЕЛИВАНОВА

2. КУДАШЕВА Исполняет Этюд БЕРЕНСА

Итальянская

песня КЕЛЛЕРА

3. ГУМЕРОВА Исполняет Этюд БЕРЕНСА

Марш ГЕДИКЕ

4. ХАФИЗОВА Исполняет Вальс ГЕДИКЕ

Шуточка СЕЛИВАНОВА

5. ЯГУДИН Исполняет Этюд ГНЕСИНА

Элегия ПАНЧЕНКО

6. МУХАМЕТШИНА Исполняет Первая потеря

ШУМАНА

Веселый крестьянин ШУМАНА

7. НАРЫКОВ Исполняет Менуэт МОЦАРТА

8. ВАЛИАХМЕТОВ Исполняет Багатель БЕТХОВЕНА

9. САТТАРОВ Исполняет Пьесу ПАХУЛЬСКОГО

10.ХАМБЕКОВА Исполняет Прелюд ПАХУЛЬСКОГО

Вальс ШУБЕРТА

11. НАСРТДИНОВА Исполняет Танец Марионеток

МАЙКАПАРА

12. МАГДЕЕВ Исполняет Бурный поток

МАЙКАПАРА

Музыкальная табакерка

КИРНБЕРГЕР

13. АЮХАНОВ Исполняет Скерцо ШУБЕРТА

14. СМАКОВА Исполняет Сонату МОЦАРТА

Пьеса ШУМАНА

Сказка КОВАЛЬСКОГО

15. САФИНА Исполняет Сонату Бетховена

Подснежник ЧАЙКОВСКОГО

Грустную песнь КАЛИННИКОВА

Прекрасная музыкальная работа Национальной группы Башкирии – яркий пример лучшей и успешной учебной работы.

Зав. Муз. Частью /Милейковский/

8/VI 36 г.»

Как известно, Гаскаров два года руководил Башкирским отделением в Ленинградском техникуме. Он и потом не терял связи и с учебным заведением, и с самими воспитанниками. Об этом свидетельствует интересный документ на бланке Отдела нар. образования Ленинградского совета:

«Ленинградский Государственный Хореографический Техникум при управлении театров №657 от 11 июня 1938 г.

УДОСТОВЕРЕНИЕ

Дано се тов. Гаскарову Файзи, в том, что он командируется в гор. Уфу для сопровождения детей, учащихся нацменов, отправляющихся на каникулы на родину.

В виду важности возложенного на него поручения убедительная просьба оказывать ему всемерное содействие в деле наибыстрейшего продвижения его к месту назначения в гор. Уфу.

Подпись тов. удостоверяется

Директор

Лен. Гос. Хореографич.

Техникум Чесноков».

Возможно, во время этих длительных поездок и родилась, и укрепилась дружба Файзи Гаскарова с именитыми потом питомцами, тогда окончательно оформились его творческие замыслы. А ленинградское хореографическое училище на десятилетия стало основным поставщиком хореографических кадров для театра оперы и балета и других творческих коллективов республики.

Звездный список

Осмысливая в конце своей жизни ее ленинградский период, Гаскаров напишет:

«В 1942 году в г. Уфе создалась первая башкирская труппа классического балета, состоящая из выпускников башкирского отделения Ленинградского хореографического училища:

Зайтуна Насретдинова – нар. артистка СССР, в прошлом ведущая балерина башкирского театра оперы и балета;

Нинель Юлтыева – дочь революционера, известного башкирского писателя, нар. артистка РСФСР, лауреат премии им. Габдуллы Тукая, в прошлом ведущая балерина театров Оперы и балета г. Уфы и г. Казани, ставшая затем главным балетмейстером Казанского театра Оперы и балета, закончила педагогический и балетмейстерский факультеты Ленинградского театрального института, была направлена Министерством культуры СССР в качестве руководителя советской группы балетмейстеров в Алжир, где за 5 лет пребывания создала хореографическое училище и балетную труппу, с которой гастролировала в Англии, Франции, Италии, Японии и др. странах; в данный момент является заведующим хореографического отделения Казанского Государственного института искусств, по командировке Министерства культуры СССР направлена в Италию (зачеркнуто, от руки): «США, в Венесуэлу» в качестве балетмейстера-педагога;

Набеля Валитова – нар. артистка РСФСР, главный балетмейстер Воронежского театра Оперы и Балета, художественный руководитель Воронежского хореографического училища;

Эльза Сулейманова – нар. артистка РСФСР, художественный руководитель Саратовского хореографического училища, героиня фильма «Журавлиная песнь»;

Адгам Нарыков – народн. артист РСФСР, в прошлом партнер Н. Юлтыевой;

Мансур Камалетдинов – нар. артист РСФСР, заведующий балетной труппой Большого театра Союза ССР, главный педагог народно-сценического танца в Большом театре Союза ССР;

Дина Кушаева – нар. артистка РСФСР, старший педагог Пермского хореографического училища;

Тамара Худайбердина – нар. артистка БАССР, засл. артистка РСФСР, педагог Башкирского института культуры;

Раиса Дербишева – заслуженный работник культуры РСФСР, художественный руководитель башкирской цирковой группы при Управлении госцирков;

Анвар Хаюзин – нар. артист РСФСР, лауреат Международных конкурсов, художественный руководитель Ленинградского балета на льду;

Рустам Садыков – засл. артист РСФСР, солист балета Ленинградского Малого театра Оперы и Балета;

Ариша Курнаева – солистка Ленинградского балета им. Кирова;

Фарит Юсупов – нар. артист БАССР;

Фаузи Сатаров – заслуженный артист БАССР (зачеркнуто, от руки – Д.Е.): РСФСР;

Араф Сафиуллин – нар. артист РСФСР, и многие другие, работающие в театрах Союза ССР.

Таким образом, созданное по инициативе башкирского правительства башкирское хореографическое отделение в г. Ленинграде обеспечивает не только Башкирский театр Оперы и Балета, но и другие театры Советского Союза».

Файзи Гаскаров призывает обком партии более бережно относиться к кадрам культуры и искусства и не разбазаривать их, напоминая тем самым и о том, как чудовищно несправедливо поступили с ним самим.

P.S. На основе этих и других материалов в издательстве «Китап» им. З.Биишевой готовится к выходу книга «За кулисами танца», посвященная жизни и деятельности настоящего патриота республики, знаменитого балетмейстера и хореографа Ф.А.Гаскарова, внесшего неоценимый вклад в сокровищницу культуры Башкортостана.

Читайте нас: