Все новости
История
4 Апреля 2018, 17:36

Борьба за грамотность населения как важная политическая задача

После Октябрьской революции в России борьба за всеобщую грамот­ность населения стала одной из решающих предпосылок коренных пре­образований в сферах общественных отношений, народного хозяйства, культуры.

Сажида БИШЕВА

После Октябрьской революции в России борьба за всеобщую грамот­ность населения стала одной из решающих предпосылок коренных преобразований в сферах общественных отношений, народного хозяйства, культуры.

В декабре 1917 года в Наркомпросе РСФСР был создан внешкольный отдел под руководством Н.К.Крупской (с 1920 г. — Главполитпросвет), одной из глав­ных задач которого стала организация ликвидации неграмотности в стране.

По декрету Совета народных комиссаров (СНК) «О ликвидации безграмот­ности среди населения РСФСР» (декабрь 1919 года) все население в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось учиться грамоте на родном или русском языке (по желанию).

Ликвидация неграмотности рассматривалась как непременное условие обе­спечения сознательного участия всего населения в политической и хозяйствен­ной жизни страны. Чтобы построить технически и культурно развитую страну, необходимо было грамотное население. Грамотность открывала человеку возмож­ность получать знания. А знания делают его более богатым, более свободным.


Плакат 1930-х годов

В ликвидацию неграмотности вклю­чались массовые общественные ор­ганизации. 19 июля 1920 года СНК создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотно­сти (ВЧК л/б), которая была подчинена Наркомпросу. Комиссия взяла под свой контроль организацию курсов ликбеза, подготовку учителей, издание учебной литературы. Материальную поддержку, помощь комиссии в создании учебников оказывали М.Горький, Л.Н.Сейфуллина, В.Я.Брюсов, В.В.Маяковский, Демьян Бедный, а также ученые Н.Я.Марр, В.М.Бехтерев и другие.

Наркомпросу предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности.

Каждый населенный пункт с числом неграмотных свыше 15 человек должен был иметь школу грамоты (ликпункт). программа обучения включала чтение, письмо, счет. В начале 1920-х годов программа была уточнена: занятия на ликпункте имели своей целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, не­обходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диа­граммах и схемах; учащимся объясня­лись основные вопросы строительства советского государства. Срок обучения составлял 3—4 месяца. Обучавшиеся бесплатно обеспечивались учебниками и письменными принадлежностями, для них на 2 часа сокращался рабочий день (с сохранением зарплаты).


Нелюбин К.В. «Правильное письмо»

По переписи 1897 года, грамотность населения (старше 9 лет) в Уфимской губернии составляла 16,7% (башкиры 18,5%, татары 19,1%, русские 16,2%), в Оренбургской губернии — 18,3% (соотв. 18%, 27,7% и 20,6%).

Всебашкирский и Уфимский губернский ЧК по ликвидации безграмотности (1920—1930) и Башкирское отделение Всероссийского общества «Долой не­грамотность» (1924—1936) контролировали организацию курсов ликбеза, под­готовку учителей (ликвидаторов неграмотности), издание учебной литературы. Уфимским губернским отделом народного образования был издан «Букварь для взрослых по новой орфографии» М.И.Обухова (1919, переизданный в 1921) на русском языке для ликпунктов и школ 1-й ступени.

Всебашкирской ЧК по ликвидации безграмотности было принято постанов­ление «О принудительном привлечении всего грамотного населения к обучению неграмотных» от 7 февраля 1921 года. К началу 1921 года в Малой Башкирии действовало 393 ликпункта (свыше 6500 учащихся). В ликпунктах с обучением на башкирском, татарском, чувашском языках в 1922—1928 гг. занималось свыше 173 тыс. человек. По переписи 1926 года, грамотность населения достигла 46%, в т.ч. башкир 35%, татар 45%, русских 53%; среди женщин 24%. В связи с переходом в 1929 году с арабского письма на латиницу, в 1939 — на кириллицу приходилось дважды переучивать тех, кто изучал арабское письмо.

СНК БАССР принял постановление «О всеобщем обучении неграмотных» от 4 октября 1931 года, в соответствии с которым была разработана программа по ликвидации неграмотности взрослого населения республики. За 1920—30-е гг. прошли обучение свыше 1100 тыс. человек. В конце 30-х гг. было объявлено о ликвидации неграмотности в СССР. В БАССР, по данным переписи 1939 года, неграмотность населения составляла свыше 20%.

В 1936 году газета «Красная Башкирия» опубликовала письмо демобилизо­ванного красноармейца. «Когда в 1930 году меня приняли в ряды красноармей­цев, я читал лишь по складам, а писал так плохо, что стыдился своего неумения, — написал в редакцию газеты сотрудник 4-го отделения милиции Уфимского моторного завода П.Решетников. — Красная казарма научила меня уважать книгу, привила вкус к газете.

С тех пор, как демобилизовался в долгосрочный отпуск, я уже читаю совре­менных писателей, одолеваю классиков, даже за «Евгения Онегина» брался. И ничего, прочитываю и все понимаю». Также с большим интересом были прочитаны произведения современных писателей — «Как закалялась сталь» Островского, «Поднятая целина» Шолохова, «Чапаев» Фурманова, отмечается в газете. Не остались без внимания и произведения башкирских писателей, среди которых роман «Солдаты» Афзала Тагирова и «Кровь» Даута Юлтыя.

В письме милиционер сообщает, что изучает труды Ленина и Сталина, исто­рию коммунистической партии, регулярно следит за публикациями в газетах. Каждое утро в своем взводе проводит политчас. «Мой культурный уровень еще невысок», — считает автор послания и обещает «еще больше работать над собой».

В начале лета 1937 года в Совнаркоме РСФСР заслушивались доклады руково­дителей Московского облисполкома, Азово-Черноморского крайисполкома и Со­внаркома Башкирской АССР о ходе ликвидации неграмотности на местах.

Об этом вышел материал в «Крас­ной Башкирии» 2 июня 1937 года.


«Красная Башкирия» от 2 июня 1937 г.

«В Башкирии, Московской об­ласти и Черноморском крае плохо выполняется госпрограмма по лик­видации неграмотности населения», — пишет газета «Красная Башки­рия» в июне 1937 года. Несмотря на увеличение ассигнований на ликбез почти в два раза, в республике обучалась только половина из числа неграмотных.

Выяснилось, что, несмотря на увеличение ассигнований почти в два раза по сравнению с 1936 годом, директива Совнаркома о полной ликвидации неграмотности в 1937 году выполнялась неудовлетворительно. В частности, в Башкирской АССР обучались только 54 процента неграмотных. ...

Продолжение читайте в №1 (2018) журнала "Ватандаш"

Подписаться на электронную версию журнала: http://rbsmi.ru/catalog/podpiska/1033/
Читайте нас: