В Башкортостане, пожалуй, нет человека, кто бы не знал это имя — генерал Минигали Шаймуратов. Во многих школах, средних специальных учебных заведениях созданы и успешно функционируют музеи памяти генерала Шаймуратова и славных конников легендарной 112-й Башкирской кавалерийской дивизии. В кружках, патриотических и поисковых клубах по крупицам собирается и изучается богатый материал. По памятным датам проводятся торжественные встречи. А в историко-краеведческих муниципальных музеях каждого города и района имеются полноценные разделы по истории Башкирской кавалерийской дивизии, которая была создана Шаймуратовым и вписала в историю Великой Отечественной войны яркие страницы. Это в каждом городе и районе.
Шли полки башкир в атаки,
Ни в какой воде не тонет,
Оригинал песни на башкирском написан поэтом-фронтовиком Кадиром Даяном. Перевод сделан его другом, ленинградским поэтом, тоже фронтовиком Михаилом Дудиным. Именем генерала Шаймуратова названо его родное село Биштяки, колхоз в этом селе носил его имя. В городах Башкортостана лучшие улицы названы этим звучным именем, воздвигнуты памятники. В Волгоградской области России, Луганской (бывшей Ворошиловградской) области Украины — в населённых пунктах Обливская, Чернышков, Морозовск, Петровский, Чернухино и др. — имя Шаймуратова — особо в почёте. Им названы улицы и площади, в музеях созданы экспозиции.
Более того, имя Шаймуратова — в устах народа, в творчестве мастеров слова, кисти и ваяния. Созданы кино- и видеофильмы. Память об истинном Герое не подвластна времени.
«Для громкой славы всегда бывает мало громких и славных дел, — всегда необходимы глашатаи, слепо преданные люди, которые верили бы в твоё величие, были бы им ослеплены, вдохновлены и в самом славословии тебе находили бы свою собственную радость». Эта мысль Дмитрия Фурманова, высказанная в отношении Василия Чапаева, целиком применима и к Минигали Шаймуратову.
К великому огорчению, Шаймуратов не дожил до победного дня в Великой войне, продлившейся 1418 дней и ночей. Он погиб 23 февраля 1943 года. Случилось это близ посёлка Штеровка при прорыве вражеской обороны. Погиб в бою, погиб как герой. Своей беспримерной гибелью упредил трагические события, обеспечил сохранение рядов родной дивизии и корпуса.
Он был патриотом своей страны, человеком долга и чести, присягнувшим на верность Отчизне. Память о Шаймуратове живет в сердцах народа не только в родном Башкортостане, но и на широких просторах России, Украины, а то и Китая. Его имя стало символом чести и доблести.
О командире 16-й гв. кав.дивизии
генерал-майоре Шаймуратове М.М.
Совета Министров Союза ССР
По заданию Государственного Комитета Обороны в ноябре месяце 1941 года была сформирована Башкирская кавалерийская дивизия, командиром которой приказом НКО был назначен, отозванный из кавалерийского корпуса Доватора, полковник М.М.Шаймуратов.
В течение краткого времени усилиями полковника Шаймуратова дивизия превратилась в боеспособное соединение, и в апреле 1942 года была направлена в действующую армию в состав Брянского фронта.
На протяжении всей Великой Отечественной войны дивизия постоянно находилась на ответственных участках фронта и всегда справлялась с боевыми задачами, проявляя смелость и морально-политические качества.
В июле 1942 года дивизия нанесла сокрушительный удар по наступающему противнику в районе Борки—Тербуны, уничтожила более 5000 солдат и офицеров, отбросила противника и удержала этот участок обороны до самой глубокой осени.
В октябре 1942 года, преодолевая трудный, длительный 550-километровый марш, дивизия в организованном порядке прибыла в район Серафимовичи и вошла в состав войск Юго-Западного фронта, откуда, приданная пятой танковой армии, 19 ноября первой прорвала глубоко укреплённую оборону противника и с успешными боями вышла в район станции Обливской, перерезала железную дорогу Сталинград—Ростов, путь отхода немецким частям.
В дальнейших боях дивизия принимала активное участие в освобождении станций Морозовская, Тацинская, Белая Калитва и была переброшена в район Ворошиловграда для выполнения особого задания командования — прорваться в тыл противника.
Находясь в глубоком рейде в районе Чернухино—Дебальцово, дивизия смелыми кавалерийскими налётами уничтожила крупные базы снабжения, тылы, штабы и пустила под откос эшелоны немецких войск, идущие на подкрепление передовых позиций.
Во время выполнения этого боевого задания в рейде 23 февраля 1943 года генерал-майор Шаймуратов героически погиб в деревне Штеровка Ивановского района Ворошиловградской области.
В последующих наступательных действиях наших войск дивизия генерал- майора Шаймуратова продолжала участвовать во всех боевых операциях, вплоть до взятия Берлина, за что неоднократно отмечалась в приказах Верховного Главнокомандующего, получила наименование Черниговской, награждалась орденами Ленина, Красного Знамени, Суворова, Кутузова III-й (в действительности II. — Ф.В.) степени и 70 (в действительности 78. — Ф.В.) её воинов были удостоены звания Героя Советского Союза.
Областной комитет ВКП(б), Президиум Верховного Совета и Совет Министров Башкирской АССР, учитывая особые заслуги перед Родиной бывшего командира 16-й гвардейской кавалерийской дивизии генерал-майора Шаймуратова М.М., просят Вас присвоить ему посмертно звание Героя Советского Союза и разрешить установить монументальный памятник в городе Уфе.
Секретарь областного комитета ВКП(б)
Председатель Президиума Верховного Совета Башкирской АССР
(Исправлено: Ф.Загафуранов)
гор. Уфа, 11 декабря 1948 года.
(Исправлено: 9 ноября 1950 года. — Возможно,
дата вторичного представления к высокому званию. — Ф.В.).
Не оплаченный кем-то долг
Первому секретарю обкома КПСС тов. Нуриеву З.Н.,
Председателю Президиума Верховного Совета Башкирской АССР
Председателю Совета Министров Башкирской АССР
1 декабря (правильно: 17 ноября. — Ф.В.) 1966 года исполняется 25 лет со дня формирования 112-й, впоследствии 16-й гвардейской Башкирской кавалерийской дивизии.
Как вам известно, эта дивизия своими боевыми подвигами стала одной из лучших дивизий Советской Армии.
За время войны она прошла с боями более 7500 километров боевого пути, начиная из-под Брянска, Воронежа до Сталинграда, через донские степи, Украину, Западную Белоруссию до Варшавы, через Вислу до Балтийского моря, Одер—Берлин до Эльбы.
За три года своих беспрерывных боевых действий дивизия была награждена орденами Ленина, Боевого Красного Знамени, Суворова II-й степени и Кутузова II-й степени.
В связи с двадцатой годовщиной победоносного окончания Великой Отечественной войны Указом Президиума Верховного Совета Украинской ССР боевые заслуги дивизии в период боевых действий на территории УССР, в освобождении г. Луганска (бывшего Ворошиловграда), Донбасса, освобождении Чернигова, форсировании Днепра, освобождении Западной Украины личный состав дивизии отмечен юбилейной медалью.
Начиная с августа 1943 года до конца войны за успешное выполнение боевых заданий командования приказами Верховного Главнокомандующего дивизии было объявлено 15 благодарностей, и столько же раз столица нашей Родины город Москва салютовала в честь её воинов. К концу войны дивизия насчитывала в своём составе 78 Героев Советского Союза, а все остальные офицеры, сержанты и бойцы были награждены тремя и более боевыми орденами.
Указом Президиума Верховного Совета СССР все офицеры, сержанты и бойцы были награждены медалью «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы» и «За взятие Берлина».
В целях увековечения памяти павших за нашу Родину воинов этой дивизии группа ветеранов по своей инициативе участвует в сборе материалов и сведений, относящихся к периоду формирования и боевых действий дивизии, подвигам её бойцов и офицеров; систематически выступает в печати с воспоминаниями, выезжает в районы и города республики, где также выступает с сообщениями по истории дивизии, участвует в военно-патриотическом воспитании молодёжи.
Башгосиздатом выпущена первая книга — документальная повесть на башкирском языке «На огненных копытах», повествующая о героических подвигах воинов дивизии. Ведётся работа по сбору материалов к изданию второй части книги.
В краеведческом музее создан небольшой уголок истории дивизии. Музей намерен расширить этот уголок, но не имеет средств.
Тысячи бойцов и офицеров погибли под Сталинградом, в донских степях, на Донбассе, на полях Украины, Белоруссии. На могилах погибших местные власти и общественные организации установили обелиски без имён и фамилий наших соотечественников. Руководители местных органов просят через наших представителей содействовать в восстановлении имён и фамилий погибших, чтоб занести их на надгробные обелиски. Для этого нужно обратиться в Главное архивное управление Советской Армии.
Ветераны дивизии обращаются к вам с просьбой отметить 25-летний юбилей дивизии с проведением следующих мероприятий:
1. Поручить редакциям областных газет и журналов, Комитету по радиовещанию и телевидению более шире освещать… боевые эпизоды этой дивизии по воспоминаниям имён её воинов.
В целях увековечения памяти воинов дивизии… сквер возле Башкирского театра оперы и балета назвать «Сквером воинов 16-й гвардейской кавдивизии» с установлением обелиска.
В посёлке Петровское Луганской области на могиле генерала М.М.Шаймуратова и воинов дивизии, и в г.Белая Калитва Ростовской области на могиле 30 воинов и Героя Советского Союза, лейтенанта Аннаклыча Атаева, повторивших подвиг героев-панфиловцев, установить обелиск от башкирского народа.
Дать указание соответствующим министерствам об изыскании в этом году 5—6 тысяч рублей для выдачи краеведческому музею со специальным назначением на финансирование расходов, связанных с созданием уголка истории Башкавдивизии.
Поручить группе товарищей, включая ветеранов дивизии, внести в Совет Министров Башкирской АССР предложение, связанное с мероприятиями по установлению обелисков на могилах генерал-майора М.М.Шаймуратова, героев-атаевцев и на некоторых других, где захоронены героически погибшие воины с тем, чтобы эти мероприятия были осуществлены в 1967 году.
По поручению ветеранов дивизии
председатель инициативной группы,
гвардии полковник в отставке С.Хабиров г.Уфа, 12 октября 1966 г.
С подобным письмом, датированным 15 августа 1979 года, С.Р.Кадыров от имени всех ветеранов дивизии обращается к члену Президиума Верховного Совета ССР, первому секретарю башкирского обкома КПСС тов. Шакирову Мидхату Закировичу с просьбой «ходатайствовать перед Президиумом Верховного Совета ССР о присвоении звания Герой Советского Союза верному сыну Отчизны, генерал-майору Минигалию Мингазовичу Шаймуратову (посмертно)», мотивируя тем, что это имело бы исключительно важное значение в деле военно-патриотического воспитания молодёжи в республике, но и не только республики. Народы Башкирии, Украины и Белоруссии давно считают его своим заслуженным народным героем…» Но ответа не последовало.
Однако неугомонный Кадыров продолжает отстаивать интересы ветеранов дивизии, правду о Шаймуратове. Теперь он ищет защиты у другого высокопоставленного и довольно авторитетного партийного деятеля. Вот текст письма.
Уважаемый Тагир Исмагилович Ахунзянов!
Вот уже более сорока лет занимался я изучением революционного пути генерала М.М.Шаймуратова. Сложность заключается не только в том, что он был секретным работником разведслужбы Красной Армии, совершенно неизвестным в Башкирии, но и по своему служебному положению и многим сослуживцам в Москве. Вот почему, когда он в сложной обстановке героически погиб, этим решили воспользоваться в своих нечистоплотных интересах кое-кто из его сослуживцев.
Командир 7-го гвардейского кавалерийского корпуса генерал Борисов, попавший в тот день в плен, потом, после войны перед судом военного трибунала в Москве был вынужден писать в Башкирский обком КПСС о том, что во всём виноват Шаймуратов, что он не выполнил его приказ. Узнав об этом, я лично написал Борисову, что не Шаймуратов, а он сам, Борисов, с пьяной головой вёл дивизию на неоправданный прорыв. После этого моего письма Борисов был вынужден написать в Башкирский обком КПСС второе письмо, где он пишет, что иначе он не смог бы оправдаться перед военным судом. Это и помешало присвоить Шаймуратову звание — Герой Советского Союза — посмертно, хотя реляция была подписана руководством обкома партии и правительства БАССР…
Продолжение читайте в №3 журнала "Ватандаш"