Все новости
История
29 Сентября 2017, 19:29

Башкирская коллекция Первой этнографической выставки России

Альберт МАХМУДОВ В 2017 году исполнилось 150 лет со дня проведения Первой этнографической выставки России. Решение о ее организации было принято в 1864 году, а сама подготовка заняла более двух лет. По всей России, при содействии местных властей, были организованы местные комитеты для сбора экспонатов для выставки.

Уфимский статкомитет объектом для сбора экспонатов выбрал башкирскую летнюю кочевку — “йәйләү”. С ноября 1865 г. по июнь 1866 г. председатель комиссии К.А.Бух и муфтий хаджи Салим-Гирей Тевкелев занимались собиранием коллекций и фотографических типов башкир. Всего для группы башкир были изготовлены 7 комплектов одежды из 35 наименований: старика и старухи с двумя детьми, мальчиком и девочкой в просторных домашних нарядах, которые были хозяевами кибитки (так неправильно названа в источниках башкирская юрта — “тирмә”, а слово “кибитка” происходит от “кибет” — крытая повозка торговца — “кибетсе”), а также прибывших к ним гостей — мужчины, женщины и взрослой девушки в праздничной одежде, а также башкирская кибитка. Дополняли коллекцию 46 уникальных фотографий, подготовленных госпожой Петро¬вой. Постановочные фотоснимки представляли особенности убранства кибитки и антропологические типы 16 башкир, в т.ч. голого мужчины и мальчика, взятые из “самого сердца Башкирии Уфимского и Белебеевского уездов”, которые могли послужить в качестве рабочего материала для изготовления фигур-манекенов. С расстановкой персонажей описывалась композиционная сцена приема гостей у башкир: “посадить с боку дверей кибитки старуху хозяйку, остановившуюся при виде гостей и сбалтывании кумыса в турсуке, девочку поставить возле нее, поодаль от них лежит свободно на брюхе мальчик, который беспечно смотрит на пришедших гостей. На стороне, несколько впереди кибитки, стоит хозяин — встретясь с молодым гостем, здоровается. Жена последнего и девка, положим, сестра ее, разряжены и стоят поодаль от здоровающихся, лицами к кибитке. Женщина ожидает в свою очередь приветствия хозяина, но смотрит искоса на старуху, девка тупит глаза и стоит за женщиной, тоже в ожидании приветствия хозяина кибитки. Внутри кибитки расставлена вся утварь...”
Собранная башкирская коллекция была выслана из г.Уфы 15 июля 1866 года до Нижнего Новгорода на пароходе братьев Сафроновых, и не позднее 10 августа прибыла в Москву. Для обустройства кибитки и одевания манекенов с коллекцией приехал башкир Мухамед-Хибиб Яшикеев, хорошо игравший на курае, который послужил натурщиком для художника. Денежные расходы на приобретение коллекций и транспортировку их на выставку взял на себя генерал- губернатор Оренбургской губернии Н.А.Крыжановский.

23 апреля 1867 года в здании московского Манежа состоялось торжествен­ное открытие Первой этнографической выставки. Основная часть экспозиции была построена в виде обстановочных сцен, каждая из которых состояла из ряда фигур-манекенов, в традиционных костюмах в окружении подлинных предметов народного быта. Композиция “Башкиры возле кибиток” состояла из 7 фигур- манекенов, выполненных художником Я.М.Яковлевым. До мелочей была проду­мана внутренняя обстановка кибитки, где располагались две кровати, покрытые коврами, между ними стоял сундук. В середине кибитки находился чугунный котел — казан на тагане, также были поставлены саба — большой кожаный мешок для приготовления кумыса и кожаная посуда. На второй день работы выставки её посетил Александр II со своей свитой, где в течение 3-х часов подробно осма­тривали экспозиции и обстановочные сцены. Под завершение обзора императору показали группу башкир около их кибиток, где он обратил свое внимание на головные уборы и нагрудники женщин, сделанные из древних монет.

После окончания выставки экспонаты по башкирской коллекции, в т.ч. одеж­ды 2 мужских и 2 женских комплектов были переданы в фонды Дашковского этнографического музея. В советское время комплект башкирской одежды находился в Музее народов СССР, сейчас экспонаты хранятся в Российском эт­нографическом музее (РЭМ) Санкт-Петербурга. Из экспонатов нас интересуют мужские манекены: под №55: башкир-старик в обыкновенной одежде, который был одет в белую полотняную рубаху (күлдәк), синие полосатые полотняные штаны (салбар), портяной серый кушак (билбау), серый суконный кафтан. На голове тюбетейка и войлочный белый колпак. Манекен под №59 — башкир в праздничном наряде, одет: миткалевая темно-красная рубаха (күлдәк); пли­совые штаны (салбар); кафтан красного сукна, обшитый серебряным галуном; малиновый кушак (билбау). На ногах сапоги (итек); на голове — высокий чер­ный плисовый колпак с красным суконным отворотом, обшитым серебряными галунами. Манекен под №60 — башкирская женщина в праздничном наряде, в красной кумачовой рубахе и ситцевых пестрых шароварах. На груди нагруд­ник, сплошь обшитый в виде чешуи мелкой старинной серебряной монетой, а по краям рядами кораллов и сердоликовыми бусами (һаҡал). Поверх рубахи был надет кафтан красного сукна, обшитый серебряным галуном (елән). На голове убор из кораллов (ҡашмау), род чепца, а сверх него убор вроде шлема (түбә), обшитый мелкими монетами и кораллами и с длинным наспинником красного сукна, также обшитым монетами (кәләпүш). Манекен под №61 — башкирка, девушка в праздничной одежде, которая была одета в шелковую зеленую ру­баху вроде платья; ситцевые шаровары; нагрудник, обшитый сплошь мелкими монетами, бляхами, кораллами и сердоликами (һаҡал); шелковый малиновый елян с золотым широким галуном на груди и узким по краям рукавов. На ногах — невысокие узорчатые сафьянные сапожки (ситек) в калошах (кәүеш). На голове — убор из нитей кораллов, но без шишака; к убору прикреплен на­спинник, обшитый монетами, бляхами, кораллами и сердоликами. В Каталоге музея Н.Г.Керцелли 1877 г. они были определены под номерами №№58—61, а в “Систематическом описании” В.Ф.Миллера 1887 г. одежда и украшения были впервые отнесены к Челябинскому уезду Оренбургской губернии. Это, видимо, стало следствием ошибки при атрибутировании уфимской коллекции из-за еди­ного дарителя Оренбургского генерал-губернатора Н.А.Крыжановского, который организовал и финансировал сбор коллекций, но сам непосредственно этой работой не занимался. В обстановочных сценах по Оренбургской губернии на выставке были представлены оренбургские киргизы (казахи) и уральские казаки.



Уфимский статкомитет занимался сбором коллекции и изготовлением одежды, с оформлением фотографических альбомов с типами башкир из Белебеевского и Уфимского уездов и его экспонаты никак не могли быть приписаны к Челябин­скому уезду — т.е. к Зауралью. Позднее на это противоречие обратила внимание С.Н.Шитова, которая провела детальный анализ одежды башкир из фондов РЭМ. Автор пришла к выводу, что “в музее одежда была зарегистрирована четырьмя комплектами, представлявшими два мужских по каталогу Миллера №№32, 35 и два женских №№33, 34 костюма. Местом их происхождения значился Челябинский уезд Оренбургской губернии. Однако форма женских головных уборов и украшений заставляет думать, что не вся одежда была приобретена у зауральских башкир: некоторые вещи обнаруживают особенности костюма башкирского населения бассейна р.Демы”.

Полный текст читайте в №9 (2017) журнала "Ватандаш"
Читайте нас: