Уфимский статкомитет объектом для сбора экспонатов выбрал башкирскую летнюю кочевку — “йәйләү”. С ноября 1865 г. по июнь 1866 г. председатель комиссии К.А.Бух и муфтий хаджи Салим-Гирей Тевкелев занимались собиранием коллекций и фотографических типов башкир. Всего для группы башкир были изготовлены 7 комплектов одежды из 35 наименований: старика и старухи с двумя детьми, мальчиком и девочкой в просторных домашних нарядах, которые были хозяевами кибитки (так неправильно названа в источниках башкирская юрта — “тирмә”, а слово “кибитка” происходит от “кибет” — крытая повозка торговца — “кибетсе”), а также прибывших к ним гостей — мужчины, женщины и взрослой девушки в праздничной одежде, а также башкирская кибитка. Дополняли коллекцию 46 уникальных фотографий, подготовленных госпожой Петро¬вой. Постановочные фотоснимки представляли особенности убранства кибитки и антропологические типы 16 башкир, в т.ч. голого мужчины и мальчика, взятые из “самого сердца Башкирии Уфимского и Белебеевского уездов”, которые могли послужить в качестве рабочего материала для изготовления фигур-манекенов. С расстановкой персонажей описывалась композиционная сцена приема гостей у башкир: “посадить с боку дверей кибитки старуху хозяйку, остановившуюся при виде гостей и сбалтывании кумыса в турсуке, девочку поставить возле нее, поодаль от них лежит свободно на брюхе мальчик, который беспечно смотрит на пришедших гостей. На стороне, несколько впереди кибитки, стоит хозяин — встретясь с молодым гостем, здоровается. Жена последнего и девка, положим, сестра ее, разряжены и стоят поодаль от здоровающихся, лицами к кибитке. Женщина ожидает в свою очередь приветствия хозяина, но смотрит искоса на старуху, девка тупит глаза и стоит за женщиной, тоже в ожидании приветствия хозяина кибитки. Внутри кибитки расставлена вся утварь...”
Собранная башкирская коллекция была выслана из г.Уфы 15 июля 1866 года до Нижнего Новгорода на пароходе братьев Сафроновых, и не позднее 10 августа прибыла в Москву. Для обустройства кибитки и одевания манекенов с коллекцией приехал башкир Мухамед-Хибиб Яшикеев, хорошо игравший на курае, который послужил натурщиком для художника. Денежные расходы на приобретение коллекций и транспортировку их на выставку взял на себя генерал- губернатор Оренбургской губернии Н.А.Крыжановский.
23 апреля 1867 года в здании московского Манежа состоялось торжественное открытие Первой этнографической выставки. Основная часть экспозиции была построена в виде обстановочных сцен, каждая из которых состояла из ряда фигур-манекенов, в традиционных костюмах в окружении подлинных предметов народного быта. Композиция “Башкиры возле кибиток” состояла из 7 фигур- манекенов, выполненных художником Я.М.Яковлевым. До мелочей была продумана внутренняя обстановка кибитки, где располагались две кровати, покрытые коврами, между ними стоял сундук. В середине кибитки находился чугунный котел — казан на тагане, также были поставлены саба — большой кожаный мешок для приготовления кумыса и кожаная посуда. На второй день работы выставки её посетил Александр II со своей свитой, где в течение 3-х часов подробно осматривали экспозиции и обстановочные сцены. Под завершение обзора императору показали группу башкир около их кибиток, где он обратил свое внимание на головные уборы и нагрудники женщин, сделанные из древних монет.
После окончания выставки экспонаты по башкирской коллекции, в т.ч. одежды 2 мужских и 2 женских комплектов были переданы в фонды Дашковского этнографического музея. В советское время комплект башкирской одежды находился в Музее народов СССР, сейчас экспонаты хранятся в Российском этнографическом музее (РЭМ) Санкт-Петербурга. Из экспонатов нас интересуют мужские манекены: под №55: башкир-старик в обыкновенной одежде, который был одет в белую полотняную рубаху (күлдәк), синие полосатые полотняные штаны (салбар), портяной серый кушак (билбау), серый суконный кафтан. На голове тюбетейка и войлочный белый колпак. Манекен под №59 — башкир в праздничном наряде, одет: миткалевая темно-красная рубаха (күлдәк); плисовые штаны (салбар); кафтан красного сукна, обшитый серебряным галуном; малиновый кушак (билбау). На ногах сапоги (итек); на голове — высокий черный плисовый колпак с красным суконным отворотом, обшитым серебряными галунами. Манекен под №60 — башкирская женщина в праздничном наряде, в красной кумачовой рубахе и ситцевых пестрых шароварах. На груди нагрудник, сплошь обшитый в виде чешуи мелкой старинной серебряной монетой, а по краям рядами кораллов и сердоликовыми бусами (һаҡал). Поверх рубахи был надет кафтан красного сукна, обшитый серебряным галуном (елән). На голове убор из кораллов (ҡашмау), род чепца, а сверх него убор вроде шлема (түбә), обшитый мелкими монетами и кораллами и с длинным наспинником красного сукна, также обшитым монетами (кәләпүш). Манекен под №61 — башкирка, девушка в праздничной одежде, которая была одета в шелковую зеленую рубаху вроде платья; ситцевые шаровары; нагрудник, обшитый сплошь мелкими монетами, бляхами, кораллами и сердоликами (һаҡал); шелковый малиновый елян с золотым широким галуном на груди и узким по краям рукавов. На ногах — невысокие узорчатые сафьянные сапожки (ситек) в калошах (кәүеш). На голове — убор из нитей кораллов, но без шишака; к убору прикреплен наспинник, обшитый монетами, бляхами, кораллами и сердоликами. В Каталоге музея Н.Г.Керцелли 1877 г. они были определены под номерами №№58—61, а в “Систематическом описании” В.Ф.Миллера 1887 г. одежда и украшения были впервые отнесены к Челябинскому уезду Оренбургской губернии. Это, видимо, стало следствием ошибки при атрибутировании уфимской коллекции из-за единого дарителя Оренбургского генерал-губернатора Н.А.Крыжановского, который организовал и финансировал сбор коллекций, но сам непосредственно этой работой не занимался. В обстановочных сценах по Оренбургской губернии на выставке были представлены оренбургские киргизы (казахи) и уральские казаки.
Уфимский статкомитет занимался сбором коллекции и изготовлением одежды, с оформлением фотографических альбомов с типами башкир из Белебеевского и Уфимского уездов и его экспонаты никак не могли быть приписаны к Челябинскому уезду — т.е. к Зауралью. Позднее на это противоречие обратила внимание С.Н.Шитова, которая провела детальный анализ одежды башкир из фондов РЭМ. Автор пришла к выводу, что “в музее одежда была зарегистрирована четырьмя комплектами, представлявшими два мужских по каталогу Миллера №№32, 35 и два женских №№33, 34 костюма. Местом их происхождения значился Челябинский уезд Оренбургской губернии. Однако форма женских головных уборов и украшений заставляет думать, что не вся одежда была приобретена у зауральских башкир: некоторые вещи обнаруживают особенности костюма башкирского населения бассейна р.Демы”.