В постсоветские годы немало усилий приложено, чтобы опорочить доброе имя политработника. Так нужно было новым либеральным властителям. В сущности же политработники, попросту замполиты, были воспитателями солдат и офицеров, организующей и цементирующей силой в частях. Примеры? Их ты сячи. Настоящими героями на передовой проявили себя поэт Хусаин Кунакбай, писатель Низам Карип, инженер Байгужа Саитгалин. Теперь стало известно о Гаймае Кальметове. Все они были любимы солдатами, потому что не умели лицемерить. И погибли в бою. Погибли, увлекая бойцов в атаку, проявив мужество и отвагу. Как правило, замполиты на передовой обычно шли впереди, рядом с командирами. Боевые потери среди замполитов были очень высокие, особенно на уровне рот и батальонов.
Гаймай Кальметов был одним из тех представителей молодежи страны, кто восхищал своей активностью товарищей, а на фронте увлекал солдат на самые дерзкие атаки на врага. Словом, за ним шли и добивались непременного успеха. С фронта часто писал письма. Обращался с оптимистическими призывами не толь ко к родителям и родным, но
и к односельчанам.
«Я была уже в студенческом возрасте, — вспоминает его младшая сестра Кадрия Равиловна, — каждое очередное письмо Гаймая было событием, читали пооди ночке и группами, затем в клубе, в день демонстрации кинофильма или другого мероприятия. Переходя из рук в руки, письма где-то терялись. А родители хоте ли, чтоб письма хранились в семье...»
О чем он сообщал? Конечно, о боевой жизни, вначале выражал непременную
уверенность в том, что отступление — дело временное. Вот пройдет срок и у немецких солдат появится забота — как спасаться бегством. Эти мысли сквозили в письмах с первых дней войны. Гаймай был уверен в победе над врагом.
Затем пошли сообщения о том, как оправдываются его высказывания об отступлении гитлеровских войск. Служил Кальметов в стрелковом полку замполитом роты. В своих письмах искренне гордился солдатами своей роты и батальона. Не раз убеждал своих односельчан, что победа придет непременно:
«...Вот попомнит
е мои слова: день победы будем праздновать всем народом. Хождения по гостям возобновятся. Счастье народное вернется. Ради этого мы гоним врага и добьем там, откуда он пришел...»
Не простой человек был Гаймай, если даже в самые тяжкие дни отступлений в 1941 году мог так глубоко верить в нашу победу.
Впрочем, с юношеских лет Гаймай выделялся своей активностью. И в школь ной среде, и в сельском клубе был заводилой. Был зачинщиком интересных дел, а молодежь шла за ним.
Исторические 30ые годы — это незабываемый период культурной револю ции. Пока не все умеют читать и писать — не беда, научим. Такие же подростки, как Гаймай, обучали людей старшего возраста грамоте, открывали перед ними просвет к знаниям. То же в сельском клубе. Нет профессиональных артистов, так молодежь села выдвигает самодеятельных мастеров сцены из своей среды. Гаймай становится организатором концертной бригады, которая пользовалась признанием не только в родном селе, но и по всей округе. А спектакли на ак туальные темы дня готовили для участия в конкурсах районного значения. И побеждали.
Да, молодежь училась побеждать. В этом была соль борьбы за будущее. Знали и чувствовали, что, как поется в песне, «на границе тучи ходят хмуро». На западе гитлеровцы бряцали оружием, на востоке самураи пробовали раз вертывать свои войска аж дважды: у озера Хасан на Дальнем Востоке и у реки ХалхинГол в Монголии. Это ли не вызывало тревогу в сердцах граждан стра ны? Гаймай обучает подростков в кружках Осоавиахима. Близ школы строят спортивнотехнические сооружения. Занятия по стрельбе привлекают многих. В 1938 году Гаймай Кальметов призывается в армию и увлеченно изучает военное дело уже профессионально. Командование рекомендует его для поступ ления в военное училище. Ко времени начала войны он становится офицером. Как видно из наградных материалов, в боевых действиях участвует с октября 1941. К огорчению родственников, документальных подтверждений начального периода войны нет, зато имеются копии наградных листов. Первую боевую на граду Гаймай Кальметов получил по приказу от 7 мая 1943 г. за проявление ис ключительного мужества в бою. Был он тогда кандидат в члены партии, в звании старший лейтенант, в 682м стрелковом полку 202й стрелковой дивизии состоял замполитом роты, а в наградном листе, в разделе краткого изложения личного
боевого подвига назван командиром роты. Впрочем ошибки нет.
Итак, по тексту. «Тов. Кальметов в бою за высоту 73,4 в январе 1943 г. показал себя храбрым и инициативным командиром. В период, когда рота со средоточилась на исходном рубеже для атаки, погиб командир роты. Тогда тов. Кальметов выдвинулся вперед и с криком «Вперед за Родину и за Сталина!» первым поднялся в рост и повел бойцов в атаку.
Тов. Кальметов первым ворвался в траншею и в упор застрелил двух немецких солдатпулеметчиков. Захватил их пулемет и огнем вражеского пулемета стал строчить по убегавшим немцам. Рота выполнила боевое задание.
Настала ситуация, когда немцы, подтянув дополнительные силы, перешли в контратаку. Тов. Кальметов оперативно организовал оборону и отразил контра таки противника одну за другой. В этом бою тов. Кальметов был ранен дважды, но не покинул поле боя. Продолжал командовать до тех пор, пока не была отбита последняя контратака с вражеской стороны.
В боях за колхоз Боловино тов. Кальметов успешно командовал ротой ав томатчиков и дважды водил ее в атаку, снова был ранен и оставался в бою до последнего».
За эти подвиги Гаймай Кальметов и был награжден орденом Красной Звезды. В 1944 году капитан Гаймай Кальметов — заместитель командира по политчасти 3го батальона 1081го стрелкового полка 312й стрелковой дивизии
на 1м Белорусском фронте.
...Дивизия ведёт напряженные наступательные бои юго-западнее г.Ковель, на границе Белоруссии с Польшей. Пришлось прорывать сильно укрепленную оборону противника аж трижды (немцы там создали узлы обороны по всем нор мам фортификации). Не успели выйти к пограничной реке Западный Буг, вновь упёрлись в бетонированное сооружение. За дни боёв в июльские дни 1944 года были нанесены противнику большие потери, освобождены десятки населенных пунктов. 21 июля дивизия с боем овладела городом Холм.
По итогам боев начальник политотдела дивизии подполковник Фирсунин отмечает: «Капитан т. Кальметов, находясь в резерве политсостава, систематически выполнял задания по политическому обеспечению личного состава частей дивизии в наступательном бою. Своей работой т. Кальметов помогал укреплению парторганизации в частях, воспитывал высокие морально-политические качества у бойцов и офицеров, тем самым способствовал успешному наступлению частей дивизии.
20 июля 1944 г. 1081й стрелковый полк успешно форсировал реку Западный Буг и захватил плацдарм на западном берегу реки. Противник контратаковал неоднократно, однако добиться успеха не смог. Подразделения полка восстановили и сохранили положение. Все контратаки отбиты. Последним решительным наступлением полка противник был разгромлен.
Тов. Кальметов, находясь в 1081м стрелковом полку, проводил непрерывно политическую работу во время форсирования реки Западный Буг и в последую щих наступательных действиях».
Излагая обо всем этом, начальник политотдела дивизии выносит заключение, что капитан Кальметов достоин награждения орденом. Приказом по 69й армии
№095Н от 18 августа 1943 г. капитан Кальметов Г.Р. был награжден орденом Отечественной войны второй степени.
Лето 1944 года — это неуклонное продвижение советских войск на запад, все ближе к границам Германии. Готовится стратегическая наступательная операция
«Багратион» по освобождению Белоруссии. Гитлеровцы предполагали, что наступление начнется на севере Украины. Но сосредоточение войск происходило на Ясско-Кишиневском направлении близ границы с Румынией. Причем, делалось это довольно откровенно, чтобы ввести немцев в заблуждение. Тем временем
план операции «Багратион» готовился в строжайшей тайне. Немцы должны были убедиться, что на Белорусских фронтах советские войска готовятся не к наступлению, а к длительной обороне. И вдруг 23 июня мощный шквал артиллерийской и авиационной подготовки — огонь обрушился на оборону противника в Белоруссии. Немцы были в шоке.
В конце 1944 года и начале 1945 года 1081й стрелковый полк наступает на территории Польши. Он — заместитель командира 2го стрелкового батальона по политической части.
Из наградного листа:
«В наступательных боях с 14 по 16 января 1945 года за населенные пункты, в том числе Войцехувка Радопского уезда Радопской губернии капитан Кальметов своей умелой организацией партийно-политической работы обеспечил высокий наступательный порыв личного состава батальона. Помогал командиру батальона выполнить в срок боевые приказы командования.
Капитан Кальметов, находясь в боевых порядках наступающего батальона, шел в цепи и своим мужеством увлекал личный состав в ходе боя.
Вывод: достоин награждения орденом Красного Знамени. Командир полка полковник Шевченко
Начальник политотдела 312й стрелковой дивизии подполковник Судаков».
Капитан Кальметов приказом по 69й армии №062Н от 9 марта 1945 года был награжден орденом Красного Знамени.
Он был ранен несколько раз. Как отмечено в наградном листе, легкие ране ния получил 4 января 1943 года на Центральном фронте и 25 июля 1944 года на 1м Белорусском.
В кратком изложении личного боевого подвига или заслуг отмечается: «В феврале 1945 года в бою за город Познань (Польша) 28 января 1945 г. капитан Кальметов умело организовал партийно-политическую работу, тем самым обеспечил высокий наступательный порыв личного состава батальона. Заслуга в том, что правильно рас ставил партийные и комсомольские силы, включенные в штурмовые группы. Этим самым было обеспечено успешное выполнение боевой задачи...»
Война есть война. Успех в бою достигается не только силой оружия, но и внушительным воздействием словом, если оно звучит в устах достаточно образованного офицера наставника.
Вместе с штурмовой группой он принимал участие в боях за сильно укрепленное здание. Это было в Польше. Он в числе первых бросился в дом, где и был тяжело ранен. Но, несмотря на тяжелое ранение, успел лично убить вражеского офицера, что и способствовало быстрому захвату дома, превращенного в опорный пункт. Немцы, оставшиеся без командира, растерялись. В очередном наградном листе указано, что Кальметов достоин правительственной награды — ордена Отечественной войны первой степени. Подписали наградной лист командир 1081го стрелкового полка Шевченко и другие высокие должностные лица.
Капитан Кальметов Гаймай Равилович был награжден иэтим высоким орденом. Родители и родные получили сообщение о награждении, но вскоре пришло и скорбное извещение о его смерти, случившейся вследствие тяжелого ранения. В одном из последних писем Гаймай писал: «Мы пока ведем войну. Убий ственную войну. С обеих сторон стараемся, чтоб было больше убитых. Но это пока. Ведь наступит время, когда народы осознают, что пора остановиться. И сложат оружие. Даже начнут жить в дружбе и согласии. То время придет...» Пророческие слова! Спустя два десятилетия между Германской Демократи ческой Республикой и Советским Союзом установились такие дружественные отношения, когда обмен делегациями стал обычным явлением. Люди старшего поколения это хорошо помнят. Но где похоронен Кальметов, было не известно. Переписка с официальными органами, которые вела семья, в течение долгого времени оставалась безрезультатной. Толчок к поискам дал один из парней д.Салихово по имени Муса, который служил в Польше. Он был участником торжественного мероприятия, состоявшегося в г.Познани. Оно происходило у внушительного па мятника, сооруженного на братском кладбище, где похоронено 464 советских воина. Естественно, Муса не мог пройти мимо и направил свой взгляд на длинный список имен захороненных. Каково же было возбуждение парня, когда он обнаружил имя:
«офицер Кальметов Г.Р.». Сомнений не было, «это же наш, салиховский!»
«Я обрадовался и взгрустнул одновременно, — рассказывал он отцу Героя,
— представляете, я напал на след односельчанина, погибшего в боях за город Познань...»
Равильбабай тяжело переживал. Будто снова пришло похоронное извеще ние. Вместе с тем был рад, что тела погибших солдат преданы земле с исполне нием обычаев воинского захоронения.
Кто бы мог поехать, чтоб отдать дань уважения памяти воина? Единственная дочь Кадрия находится на краю земли — в Уссурийском крае, где служит ее муж, вечно занятый замполит Зиганшин Фарухша Мухаметшинович.
Вспоминает Кадрия Равиловна:
«Пообсудив ситуацию, мы с мужем Фарухшой пришли к мнению, что ехать надо. Стали откладывать деньги из офицерского довольствия и ждали подходящего срока. Но ни того, ни другого. Дел у Зиганшина было невпроворот, без выходных и даже без отпусков. Да и накоплений финансовых было разве что содержать семью...»
Возобновив переписку, Кадрия Равиловна получила из Центрального архива МО РФ копии наградных. Четыре листа! Так узнала подробности гибели в бою брата Гаймая...
«Капитан Кальметов Гаймай Равилович, 1916 г. рождения, уроженец Баш кирской АССР, Чишминский район, призван Чишминским РВК Башкирской АССР, заместитель командира 2го стрелкового батальона по политчасти 1081го стрелкового полка 312й стрелковой дивизии, умер от ран 31.01.1945 г., похоронен в д.Ласек югозападнее г.Познань (Польша).
Жена Кальметова Елизавета Ивановна, место проживания не указано.
Основание: ЦА МО РФ, карточка учета безвозвратных потерь офицерского состава.
1081 СП 312 СД 31.01.1945 г. вел боевые действия в районе крупного на селенного пункта Познань (Польша).
Основание: ЦА МО РФ, фонд 1621, опись 1, дело 42, лист 7. дело 40, листы
30—34 т/карта 261».
Так были раскрыты подробности гибели еще одного участника Великой Отечественной войны, погибшего вдали от Родины.