Алексей родом из Бирска, красивого старинного городка, расположенного на севере Башкортостана.
– В городе есть несколько учебных заведений среднего профессионального образования, поэтому перед выпускниками школ вопрос с поступлением остро не стоит. Я закончил школу с физико-химическим и информационно-математическим уклоном. По баллам ЕГЭ проходил на исторический и художественно-графический факультеты местного филиала БашГУ, а также математики и информационных технологий этого же вуза, но уже в Уфе. Предпочтение отдал последнему. Не успев даже получить диплом бакалавра по специальности, на руках был только проект вкладыша с оценками, пришел устраиваться на работу в топливно-энергетический колледж, – Храмов считает, что у него особого выбора-то и не было, очень хотелось продолжить педагогическую династию.
Его отец в свое время окончил физмат. Перепрофилировавшись, долгое время преподавал историю. Мама, филолог по образованию, тоже работала в школе. Дед вел уроки пчеловодства.
Своим участием во Всероссийском конкурсе «Мастер года», принесшим ему осенью прошлого года победу, молодой педагог искренне гордится:
– Сначала был региональный этап. Он проходил на базе Центра опережающей профессиональной подготовки Башкортостана и собрал представителей более сорока учебных заведений республики. На открытых уроках через самопрезентацию в видеоформате рассказывали о собственных педагогических наработках, каких-то достижениях. Для меня сложность видеовизитки состояла в том, что тяжело говорить, не видя слушателей, не чувствуя их эмоции и реакцию.
Результат получился замечательным: Храмов не только вошел в десятку финалистов, но и завоевал Гран-при, что позволило ему потом в Екатеринбурге представлять Башкортостан на федеральном уровне. Мероприятие, объединившее 85 лучших из лучших педагогов (всего в отборочных этапах участвовали более двух тысяч человек), ставило перед собой глобальные цели – повысить престиж педагогических профессий, популяризовать идеи в области образования и подготовки кадров, изучения и внедрения успешных педагогических практик.
– Конкурс проходил в три этапа. В ходе первого участники, разделившись на группы, должны были справиться с рядом педагогических задач. К примеру, по теме «Конфликтные ситуации» требовалось разрешить конфликт, связанный с ребенком с ограниченными возможностями здоровья. Допустим, успеваемость низкая или же родители вступили в противодействие с педагогами. Какие меры нужно предпринять, чтобы помочь школьнику? В поисках ответа на этот вопрос и раскрывается личность педагога, его наработки, креативный подход к нестандартным ситуациям, – объясняет педагог, – многие совершали ошибку, пытаясь решить проблему при помощи права. Но это не совсем правильно. Во-первых, нужно понять суть конфликта и постараться сгладить, а затем и устранить его. Разумеется, нужно знать и опираться на нормативно-правовую базу. Но нельзя забывать, что к детям с ОВЗ нужен особый подход. Нас этому специально обучают, эти ситуации разбираем на курсах повышения квалификации.
Конкурсанты давали открытые уроки, причем перед совершенно незнакомой аудиторией. Студентов технологического колледжа в Верхней Пышме Алексей Евгеньевич увлек компьютерной графикой, 45 минут школьного урока оказалось достаточно, чтобы заинтересовать ребят совершенно новыми знаниями.
– Конкурс «Мастер года» позволяет продемонстрировать свои знания, умения и навыки, получить колоссальный опыт участия в федеральных педагогических мероприятиях, дарит новые ощущения, предоставляет неожиданные возможности. Надеюсь, он станет площадкой, на которой молодые педагоги смогут встречаться, развиваться в профессиональном и личностном плане. Кстати, «Мастер года» отличается от аналогичных региональных конкурсов тем, что его участники открытые и готовые к общению, обмену опытом, взаимопомощи. В целом, мы воспринимали конкурс не как личный вызов, а вызов всей команде. Мы и сейчас поддерживаем дружеские отношения, планируем участвовать в онлайн-формате в региональных конкурсах, – делится планами педагог.
По словам Алексея, участие в федеральном конкурсе было не из легких, поскольку забирает много времени и сил, но, безусловно, очень интересным. Во-первых, идет своеобразная сверка компетенций, оценку которым дают специалисты, соответственно, польза здесь неоспоримая. Во-вторых, профессия педагога требует от человека, прежде всего, постоянного обучения, работы над собой. И где, если не на таких мероприятиях, оценивать свои умения и опыт?
Алексей в подобных конкурсах участвует не впервые. В его копилке наград – третье место по компетенции «Интернет-маркетинг» в III отраслевом чемпионате в сфере информационных технологий по стандартам WorldSkills «DigitalSkills», который проходил в Казани.
– На чемпионате мне нужно было показать, что такое интернет-маркетинг вообще и ведение соцсетей, создание сайтов, продвижение какого-либо продукта, события и т.д. в интернете, в частности. Это направление позволяет раскрыть профессиональные знания в сфере информационных технологий и коммуникативные навыки. В ходе конкурса составили стратегию продвижения для особой экономической зоны «Иннополис», – призер чемпионата в своей работе старается использовать новые педагогические технологии, поэтому отслеживает все публикации по своему профилю.
Во время учебы в университете Алексей часто пропадал в библиотеке БашГУ, где и приобрел навыки работы с научными статьями. С новыми публикациями знакомился через Российский индекс научного цитирования (РИНЦ), на сайте Российской государственной библиотеки и в электронно-библиотечных системах Web of Science, Scopus.
В рамках просветительской акции «Поделись своим знанием» от общества «Знание» и сам выступал с научно-популярными публикациями. Учеба в магистратуре Уфимского университета науки и технологий обязывает в рамках магистерских работ готовить и публиковать статьи по теоретической математике.
Мастерство педагога главным образом состоит в том, чтобы уметь передавать свои знания подопечным. Алексей Храмов, исходя из собственного опыта участия в федеральных конкурсах, старается развивать в своих студентах здоровый дух соперничества, стремление к достижению намеченных планов.
В первую очередь педагог уделяет внимание формированию их личностных качеств: воспитанию ответственности, коллективизма. Став наставником для основной линейки WorldSkills в системе среднего профессионального образования, он подготовил участника финала Х Национального чемпионата «Молодые профессионалы» по компетенции «Интернет-маркетинг». Для студента 2-го курса электроэнергетического отделения Арсения Паздеева это событие стало достаточно серьезным испытанием.
– В региональном этапе WorldSkills Russia «Молодые профессионалы», который проходил в прошлом году в Уфе, я занял первое место в компетенции «Интернет-маркетинг». От меня требовалось создать стратегию продвижения компании. Мы делали анализ его присутствия в интернете, разрабатывали сайт, рекламные модули, эффективные креативы. Далее пробовал силы в отборочных соревнованиях в Санкт-Петербурге, сам финал WorldSkills состоялся в Саранске в онлайн-формате. Конкурсанты от 16 до 22 лет со всей страны боролись за звание лучшего специалиста в нескольких десятках компетенциях. Считаю, что подобные соревнования необходимы, поскольку запрос на рабочие профессии сейчас очень высокий. Могу сказать, что на уроках Алексея Евгеньевича никогда не бывает скучно. Объясняет понятно, с лабораторными работами по его предмету ни у кого не возникает сложностей. Научились быстро работать в специализированных программах. Хотя я и учусь по специальности «Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем», в дальнейшем хочу стать маркетологом. Интерес к этому направлению пробудил мой педагог, – так отзывается о своем наставнике студент.
В рамках ежегодной Аксаковской премии парень разработал сайт, посвященный великому писателю. Благодаря своему педагогу научился работать с сервисом, где создавался сайт, он же научил его основам дизайна. Презентация «Информационный сайт о С.Т.Аксакове» была отмечена Благодарственным письмом городского совета Уфы.
Талантом наставничества обладают не все педагоги. Алексею Евгеньевичу удалось раскрыть свой потенциал именно в этом плане. Он понимает, что наставничество – это ресурсозатратный педагогический инструмент. Выбирая этот путь, нужно быть готовым к тому, что придется жертвовать не только личным временем, но и эмоциональным состоянием. Однако именно наставничество, по признанию Храмова, позволяет помочь раскрыть талант студентов, вывести его на новый уровень владения навыком.
– Без этой системы не существовало бы ни олимпиад, ни конкурсов профессионального мастерства. Или их результаты были бы значительно хуже имеющихся. Мне, как преподавателю, наставничество позволяет без лишней «бумажной» нагрузки углубиться со студентом в предмет, – делится Алексей Евгеньевич. – Сами обучающиеся приносят порой настолько интересные задачи, что их решение, бывает, бросает вызов уже мне. Могу сказать, что все студенты, с которыми мы занимались по системе наставничества хотя бы пару месяцев, уже становятся частью рабочей семьи. Ты переживаешь за них, радуешься успехам. И эта связь не обрывается и после выпуска, мы также продолжаем общаться.
По мнению педагога, сегодняшние студенты быстро все схватывают, но, если не заинтересовать их, могут также быстро потерять интерес к предмету.
– Молодое поколение привыкло к тому, что информация меняется стремительно. Им сложно фокусироваться на чем-то длительное время, если нет заинтересованности в конечном результате. В советское время можно было дать учебник и сказать: «Извлеките информацию». В сегодняшних реалиях этот метод не работает. Нужно трансформировать методику преподавания и с такой же скоростью обновляться самому, быть в постоянном движении. Это всегда своеобразный педагогический вызов. Когда приходит новая группа, надо бросить все силы на привлечение их интереса к дисциплинам, замотивировать к образовательному процессу и настроить на продуктивную работу. Но вложенные усилия оправдывают себя. Я веду классное руководство в двух группах. Мы ходим в театры, кино, музеи, можем поиграть в пейнтбол, пройти квест, я хочу, чтобы они раскрылись и сплотились в дружный коллектив, – Храмов считает важным, чтобы студенты доверяли своему наставнику.
В планах молодого педагога – получение гранта на развитие студенческого сообщества и создание независимого студенческого медиа на базе колледжа: с собственным оригинальным контентом, который будут создавать свои копирайтеры, фотографы и видеографы.
– Очень важно показать детям образец достойного поведения. Хотелось бы развиваться не только в области преподавания, но и непосредственно в сфере информационных технологий. Планирую получить еще одно образование – нужно постоянно учиться и учиться. Невозможно интересно преподавать информатику, не зная, как она развивается в режиме «здесь и сейчас»: появляются и исчезают криптовалюты, технологии блокчейна (выстроенная по определенным правилам непрерывная последовательная цепочка блоков, содержащих информацию) и т.д. Одно дело, когда преподаватель информатики говорит: «Сейчас мы будем программировать на языке Бейсик», который был разработан еще в 1964 году, и совершенно другое, когда он помогает осваивать новые языки программирования, например, язык Go Lang от компании Google.
По мнению коллег, Алексей Храмов – достойный пример для студентов. Они отмечают его широкий круг интересов, успехи в техническом и творческом направлениях.
– Алексей не боится себя показать и у других поучиться на конкурсных и соревновательных площадках различного уровня. Полученный опыт позволяет ему с легкостью находить нестандартные решения при возникновении нештатных ситуаций. К примеру, в 2021 году, когда Уфа стала столицей IX Национального чемпиона WorldSkills Russia, буквально на момент сдачи площадки по компетенции «Организация экскурсионных услуг» выяснилось, что освещения недостаточно. Алексей Евгеньевич, будучи техническим экспертом, быстро сориентировался и установил дополнительные лампы, создав соответствующие условия для участников. На региональном этапе Всероссийского конкурса «Мастер года» также произошел технический сбой на этапе оценки результатов студентов. Коллега виртуозно перевел процедуру оценивания в игровую форму, причем так умело, что этого не заметили ни студенты, участники его занятия, ни эксперты. Целостность и структура занятия были сохранены, а поставленные цели – успешно достигнуты, – отмечает заместитель директора колледжа Ляйсан Фазлетдинова. – В лице Алексея Евгеньевича наша молодежь видит яркий пример педагога, наставника и мастера со сформировавшимися функциональными компетенциями.
Моя встреча с Алексеем Храмовым состоялась буквально на следующий день после Республиканского совета по профессиональному образованию, на котором Глава региона Радий Хабиров заострил внимание на возросший спрос на квалифицированные рабочие кадры. Уфимский топливно-энергетический колледж, крупнейшее многопрофильное учебное заведение, выпускает специалистов, востребованных на рынке труда и готовых приступить к работе с первых дней после окончания колледжа.
– В свое время наблюдался некий перекос в сторону инженерных специальностей. Многие стремились получить обязательное высшее образование, пренебрегая средним профессиональным образованием, производством мало интересовались. Сегодня же даже крупные предприятия испытывают нехватку специалистов, – делится своим мнением Храмов, – поэтому всегда стараюсь объяснять студентам и абитуриентам, насколько сегодня востребованы рабочие профессии. Думаю, факт того, что зарплата выпускника колледжа выше, чем у выпускника вуза, говорит сам за себя. УТЭК выпускает энергетиков, нефтяников и газовиков, которые впоследствии работают на крупнейших предприятиях региона и страны, например, в БашРТС, Башкирской генерирующей компании, Башнефти и т.д. – обеспечивают теплом и электричеством, занимаются добычей, транспортировкой и переработкой газо- и нефтепродуктов, решают другие важные производственные задачи.
Алексей Евгеньевич с удовольствием рассказал и о Федеральном проекте «Профессионалитет», новой модели практико-ориентированной подготовки квалифицированных кадров по наиболее востребованным профессиям. Проект, кстати, включает в себя и ту специальность, по которой сегодня работает сам педагог.
– В советское время теоретические знания студент получал в образовательном учреждении, а практические навыки – непосредственно на базовом предприятии. Мы сейчас к этому возвращаемся. В 2023 году уже пройдет набор по программам «Профессионалитета» на две специальности – «Химическая технология органических веществ» и «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)». Для этого у нас имеются все возможности: материально-техническая база постоянно совершенствуется, появляются новые мастерские, в том числе для демонстрационных экзаменов. Проблемы, конечно, есть, но наши преподаватели умеют работать с тем оборудованием, которое имеется, и используют соответствующие педагогические технологии в процессе обучения, – отмечает Храмов.
Интересы Алексея не ограничиваются информационными технологиями. Его хобби – музыка, если быть точнее, он – автор-исполнитель, член Совета региональной организации Всероссийского детско-юношеского движения авторской песни «Многоголосье», член правления клуба авторской песни «Белый ворон» – одного из самых известных в Уфе.
– В 9-м классе мне захотелось научиться играть на гитаре (до этого освоил флейту и аккордеон). Этот музыкальный инструмент увлек настолько, что привел меня на сцену, – рассказывает он. – Пишу песни, но чаще исполняю произведения других авторов, причем как классиков, так и современных. Жанр авторской песни не замкнулся на Владимире Высоцком, Булате Окуджаве или Юрии Визборе, он развивается и сейчас. Есть молодежные течения авторской песни, открываются новые имена, периодически проводятся семинары и фестивали. Мы тоже проводим фестивали для детей, подростков и взрослых. Я и сам участвую во всероссийских конкурсах авторской песни. Был участником и одного из самых известных фестивалей, который носит имя Валерия Грушина. Это музыкальное мероприятие проводится с 1968 года в Самарской области, в районе Мастрюковских озер. В межрегиональном конкурсе авторской песни «Музыка сердец» (номинация «Автор»), организованном в рамках спортивно-туристского лагеря ПФО, занял первое место – это одна из моих самых значимых побед в музыкальном направлении. Каждое лето с палатками, захватив гитары, колесим по стране, знакомимся с совершенно новыми людьми и новыми песнями.
Вместе с единомышленниками из клуба «Белый ворон» Храмов часто выступает на концертных площадках Уфы. По его словам, учиться петь никогда не поздно.
– Исполнители авторских песен – представители разных сфер. Кто-то занят на производстве, кто-то – в сфере образования или же медицины. Доктор технических наук, профессор УГНТУ Эльшад Теляшев, геолог, лауреат Ильменского фестиваля авторской песни Рустем Якупов – их имена известны не только в нашей республике. Нас, представителей разных профессий, объединяет любовь к музыке и слову, – раскрыл еще одну сторону своей личности Алексей Евгеньевич.
Храмов – один из тех инициативных и активных педагогов, чьи интересы не ограничиваются одной областью знаний. Ему интересно все – нововведения в сфере информационных технологий и научные публикации, участие в конкурсах мастерства и наставничество, русские романсы и туристские песни у костра. Разносторонность интересов характеризует его как многогранного, целостного человека, которому удалось найти свое предназначение и в профессии, и в жизни!