Исторически, пожалуй, это один из самых «древних» споров в сфере средств массовой информации. Но в условиях информационной революции и рыночных отношений эти споры приобретают особое значение. Прямо можно сказать, что реклама — подлинная чума нашего времени. Еще в 1995 году известный кинорежиссер Ролан Быков сказал: «Я утверждаю, что 30 процентов российской детворы и молодежи уже шизофренировано с помощью СМИ, прежде всего рекламы, одна из причин — это угнетение родового инстинкта, то есть унижение патриотизма. А также разрыв диалога между поколениями. То, что происходит, — это следствие психического и духовного нездоровья общества, это отсутствие духовной программы в наших планах». Развал прежней системы воспитания привел к утрате жизненных ориентиров и духовных идеалов у подростков и молодежи. В отношении этого враждебного любой культуре явления накопилось много иллюзий и лжи. Более того, способы ее законодательного оформления стали предметом нескончаемых дискуссий не только в России, но и во многих странах мира. Мне думается, что истоки большинства расхождений обнаруживаются в истории становления рекламы в нашей стране. Небольшой экскурс в прошлое позволяет в значительной мере прояснить некоторые спорные вопросы.
В дореволюционной России период становления и активного развития рекламы совпадает по времени с переменами в экономике после отмены крепостного права и бурным ростом промышленности и торговли. Российские газеты, публиковавшие рекламные объявления, находились под строгим контролем государства, что определялось действием «Устава о цензуре и печати» и «Правилами об условиях публикации объявлений». Главное управление по делам печати, контролирующее работу цензурных органов, находилось в ведении министра внутренних дел.
Победа Октябрьской революции 1917 года кардинально изменила ход развития российской экономики, положила начало новым нормам регулирования периодической печати и рекламных публикаций. Одним из первых декретов новой власти была установлена государственная монополия на всю печатную рекламу (21 ноября 1917 года). С помощью этого документа была практически ликвидирована частная пресса, лишившаяся основного источника дохода. Государство стало единственным владельцем печатных средств массовой информации и рекламных поступлений. Фактическое руководство прессой взяла на себя ВКП(б), а впоследствии — Коммунистическая партия Советского Союза.
Деятельность партийной прессы, а затем и других средств массовой информации (радио, кино и телевидения) на протяжении всего советского периода российской истории регулировалась прежде всего постановлениями Центрального Комитета партии, лишь в отдельных случаях — совместными постановлениями партии и правительства, которые с успехом заменяли законодательные нормы.
В силу этих причин взаимоотношения рекламных организаций и СМИ определялись не соответствующими законами, а циркулярными письмами Управления делами ЦК КПСС, в которых устанавливались нормы газетной площади, отводимой под рекламу, и расценки за публикацию рекламы в изданиях различного типа. Все доходы от рекламы в СМИ шли на пополнение партийной кассы. Партийный контроль за содержанием рекламы, основной функцией которой была провозглашена идеологическая, воспитательная, дополнялся контролем цензурным — со стороны Главлита. Отдельные виды рекламы регулировались так называемыми подзаконными актами (при отсутствии самого закона!) — приказами министерств и ведомств. Законодательно был закреплен лишь порядок регистрации и использования товарных знаков.
В июне 1984 года ЦК КПСС частично отменил ограничения на публикацию рекламных объявлений в периодической печати и повысил расценки на рекламу. К этому времени во многих городах появились и специализированные рекламные издания — приложения к городским и вечерним газетам. Подобные послабления увеличили приток денег в партийную кассу.
Во второй половине 80-х и начале 90-х годов прошлого века перемены в экономическом курсе страны вызвали настоящий рекламный бум, сопровождающийся снятием всяческих лимитов, сдерживавших появление рекламы в газетах и журналах, на радио и телевидении. Парадоксальность ситуации заключалась в том, что поток рекламы хлынул в СМИ на фоне пустующих прилавков и не был обусловлен экономически. Первыми рекламодателями стали новые экономические структуры — биржи, банки, торгово-посреднические организации, которые спешили с помощью рекламы заявить о себе, обрести определенный уровень известности. Встречный интерес к рекламе со стороны СМИ был вызван финансовыми сложностями, с которыми столкнулись редакции в новых рыночных условиях.
Общество, десятилетиями воспитывавшееся партийными идеологами в недоверии к рекламе как «буржуазному средству манипулирования массами», ответило на растущие объемы рекламы активным протестом (об этом свидетельствуют многочисленные письма и устные жалобы читателей, зрителей, слушателей в редакции). Стала очевидной необходимость ввести стихийный процесс в цивилизованные рамки. Возникла потребность в законодательном регулировании взаимоотношений рекламных организаций со средствами массовой информации.
27 декабря 1991 года был принят Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», в котором определялись предельные объемы рекламы. Статья 36 гласила: «В средствах массовой информации, незарегистрированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, реклама не должна превышать 40 процентов объема отдельного номера печатного периодического издания; 25 процентов объема вещания — для радио- и телепрограмм.
Редакция не вправе взимать плату за размещение рекламы под видом информационного, редакционного или авторского материала».
В Законе РФ «О средствах массовой информации» была также определена ответственность за нарушение его положений. В частности, за нарушение правил распространения рекламы предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная ответственность.
Содержательной стороне рекламы несколько раньше (в марте 1991 года) была посвящена статья 10 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»: «Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых и реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов».
22 июля 1993 года были приняты «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». В этом документе статья 19 содержит следующую норму: «В интересах охраны здоровья граждан реклама алкогольных напитков и табачных изделий в средствах массовой информации запрещается. Нарушение указанной нормы влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации».
Отсутствие механизма реализации данных законодательных положений объясняет, почему подобные запреты не повлекли за собой никаких практических последствий. Единственной реальной реакцией на последнюю законодательную инициативу было образование в сентябре 1993 года Коалиции за объективную информацию общественной организации, в которую вошли профессиональные ассоциации работников рекламы, рекламных агентств России, рекламодателей. Коалиция за объективную информацию предприняла ряд акций, направленных на разъяснение общественности (и в том числе законодателям) ошибочности подобного запрета, серьезных экономических последствий его для средств массовой информации. Отмечая необходимость разумного ограничения рекламы алкогольных напитков и табачных изделий в СМИ, члены Коалиции на основе исследовательских данных доказывали, что реклама алкоголя и табака выполняет на рынке лишь функцию перераспределения спроса на отдельные марки этих товаров, а не служит средством насаждения вредных привычек. В 1994 году пять крупнейших зарубежных рекламодателей, поставляющих на российский рынок табачные изделия, разработали и подписали Кодекс по проведению рекламы табачных изделий в Российской Федерации, в котором существенно ограничивалось распространение этого вида рекламы.
1994 год отмечен в российской истории острой борьбой вокруг будущего Закона РФ «О рекламе». Проект этого закона, разработанный ГКАП, был передан правительству Российской Федерации и затем поступил на рассмотрение и принятие в Государственную Думу. До принятия Закона «О рекламе» и вступления его в силу на территории Российской Федерации действуют положения указов Президента — «О защите потребителей от недобросовестной рекламы» (от 10 июня 1994 года) и «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы» (от 17 февраля 1995 года). Эти документы включали требования к содержанию и распространению рекламы услуг банков, финансовых, страховых и инвестиционных предприятий, учреждений и организаций, граждан-предпринимателей, акционерных обществ, а также иных юридических лиц, привлекающих средства граждан, либо реализующих товары и услуги, а также продукции, подлежащей обязательной сертификации.
В конце июля 1995 г. Закон РФ «О рекламе» вступил в силу на всей территории Российской Федерации. Особо оговаривается в тексте закона недопустимость введения потребителя в заблуждение в силу его неопытности и недостатка знаний. Максимальная осторожность должна соблюдаться в рекламе, адресованной детской и юношеской аудитории. Кроме того, что в этом случае требуется учитывать отсутствие житейского опыта и возрастную доверчивость аудитории, рекламопроизводители и рекламораспространители должны добиваться правильного понимания детьми и подростками эффекта обладания рекламируемым товаром — он не даст владельцу никаких физических, психологических или социальных преимуществ. Запрещается использование в рекламе образов детей и подростков, если рекламируемый товар не предназначен этой возрастной категории.
Реклама, которая нарушает «общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических или иных убеждений физических лиц», признается неэтичной и не допускается. Неэтично, а значит, также недопустимо порочить государственные символы (флаги, гербы, гимны), национальные валюты, религиозные символы, объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние, какое-либо физическое или юридическое лицо, деятельность, товар.