Все новости
Этнография
29 Мая 2023, 11:51
НАУКА

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ, РОДОПЛЕМЕННАЯ СТРУКТУРА И РАССЕЛЕНИЕ КУРГАНСКИХ БАШКИР ДО НАЧАЛА XX ВЕКА

Башкирское население современной Курганской области в этнографической науке относится к зауральской подгруппе северо-восточной группы башкир и представляет собой одну из сложных по этническому составу этнотерриториальных групп башкирской нации. В ее формировании участвовали представители около полутора десятков родов – ялан-катай, сарт, калмак, табын и других, входящих в основном в три родо-племенных объединения – Катай, Айле, Табын [13, с.175–202; 22, с.58; 23, Л.1–2]. По легендам и преданиям курганских башкир, западносибирское Зауралье еще в XIII–XIV веках являлось территорией весенне-летних кочевий их предков [17, с.29], однако массовое заселение юго-западной части Курганской области, по мнению исследователей, произошло не ранее середины XVIII века [13, с.180–186, 201].К началу XX века на территории современного проживания курганских башкир существовало большое количество населенных пунк­тов, однако значимая их часть прекратила свое существование к настоящему времени. Особенно много сельских поселений исчезло в 1960–1970 годы в связи с проводившейся в регионе политикой ликвидации неперспективных деревень.

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ, РОДОПЛЕМЕННАЯ СТРУКТУРА И РАССЕЛЕНИЕ КУРГАНСКИХ БАШКИР ДО НАЧАЛА XX ВЕКА
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ, РОДОПЛЕМЕННАЯ СТРУКТУРА И РАССЕЛЕНИЕ КУРГАНСКИХ БАШКИР ДО НАЧАЛА XX ВЕКА

Из рода Катай

В половине башкирских аулов к концу XVIII века жили ялано-катайские башкиры, входившие в зауральскую подгруппу катайского племени, включавшего в себя шесть родов, три из которых составляли западную (горно-лесную) и три – восточную (зауральскую). По мнению Р.Кузеева, катайская родоплеменная группа была сама по себе не однородна в этническом плане и включала в себя племена Катай, Салъют, Сынрян, Терсяк, Бикатин, а также территориально-этнические образования калмаков и башкирских казаков, сформировавшихся в этническом отношении под влиянием катайцев [15, с.220, 293–294]. Ядром катайских башкир являются собственно катайцы, происхождение которых в историко-этнографической литературе принято связывать с кара-китаями или киданями, известными с III–IV веков до монгольских завоеваний и позже [15, с.223].
На территории Южного Урала предки катайцев начали селиться с середины XIII века, где в XIII–XIV веках они кочевали в междуречье рек Ик и Агидель. Во второй половине XIV века катайцы разделились на две части, одна из которых ушла на север, другая – на восток. Выбравшие восточное направление перекочевали в горно-лесную местность среднего течения реки Агидель и низовьев Инзера, откуда были вытеснены табынцами на его среднее и верхнее течение, а затем вышли к верховьям Агидели. Это были кузгун-катайцы и идель-катайцы [15, с.235–236]. На север же ушла основная их часть, которая к XIV–XV векам занимала верховья реки Чусовой недалеко от города Екатеринбурга [6, с.7].
Во второй половине XVI века эти катайцы были вынуждены уйти с северных земель в южном и юго-восточном направлениях. В ходе этого переселения произошло второе разделение катайцев. Основная часть их сдвинулась на юг, в долину реки Каридель и верховья Большого и Малого Ика, вторая же часть катайцев (роды улу-катай и бала-катай) направилась в Зауралье, где заселили земли в междуречье рек Синары и Течи.
Бурные события второй половины XVI – первой половины XVII века (присоединение к Российскому государству, начало колонизации с севера русскими крестьянами, башкирские восстания) привели к тому, что улу- и бала-катайцы начали свое дальнейшее продвижение на восток в притобольские и приуйские степи. Здесь выходцы из двух родов перемешались между собой, а также с другими этническими группами, дав, таким образом, начало новому роду – ялан-катай (степные катайцы). Окончательное заселение ялано-катайцами современной территории произошло не ранее середины XVIII века [13, с.180–186]. Об этом свидетельствуют и архивные материалы, относящиеся к 1763 и 1765 годам [29, Л.3–3 об.].
К концу XVIII века ялан-катайцы уже окончательно закрепили в вотчинное владение большие пастбищные просторы притобольских и приуйских степей и в XIX веке селили на своих землях много припущенников. Этим в значительной степени объясняется чрезвычайная этническая смешанность ялан-катайских башкир (подразделения Татар, Мишар, Типтяр, Казах, Калмак, Салъют и другие в составе рода Ялан-Катай) [13, с.183]. Ялан-катайцы проживали на территории Катайской волости (современный Альменевский район) в деревнях Танрыкулово, Казаккулово, Сулейманово, Ильясово, Гаитово, Туйгуново, Зайнегабдиново, Бухарово, Аскарово, Монатово, Юломаново, Подъясево, Куйбаково, Балсыкты, Байганино, Бакаево, Искандерово, Шарипово, Штаново, Убалино, Тимяково и др. Нужно отметить, что переселение башкир-катайцев на территорию продолжалось и позднее, в первой половине XIX века [13, с.183–184; 9, с.180–199; 30].


Роды Айле, Сарт, Калмак

Активным участником формирования курганской группы башкир стала также айлинская группа башкир, включавшая в себя семь племенных групп – Ай, Кудей, Мурзалар, Дуван, Кошсы, Сызгы и Упей, образовавших данное родоплеменное объединение еще в XIV–XV вв. [14, с.62–63]. Из них в Зауралье проживали представители только трех родов: Айле, Сызгы и Сарт [13, с.196].
Происхождение айлинцев, по мнению Р.Кузеева, связано с огузами. Предания и легенды собственно айлинских родов ай, тырнаклы, каратавлы и сарт повествуют о приходе их на территорию Урала с Сырдарьи [15, с.198, 201, 204]. Установить точное время переселения айлинцев невозможно, очевидно, это произошло в конце I тыс. н.э. Первоначально они заняли территорию водораздела рек Ай, Агидель, Уй и Миасс, откуда в XVI–XVIII вв. под давлением табынских родов переселились в долину р.Ай. В Зауралье они заняли верховье Миасса и междуречье Миасса и Течи и образовали две группы – северную и южную. Южные айлинцы расселились на прежних айлинских землях и закрепили свои вотчинные права на них, а северные расселились на табынских землях в качестве припущенников. Этот факт указывается и в одном из преданий, бытовавших среди местного населения, в котором говорится, что айлинцы пришли сюда раньше табынцев [3, с.123].
Сарт-айлинцы в течение некоторого времени еще оставались на табынской земле. В XV веке часть сартов направилась вслед за основным массивом айлинских племен на Ай, другая же часть была постепенно вытеснена в зауральские степи, где сарты начали кочевать между Тоболом, Миассом и рекой Уй [15, с.208–209]. Указанные передвижения айлинцев нашли отображение и в местных легендах и преданиях [3, с.102, 109].
В исторической литературе и источниках существовало мнение о тождественности сартов с бухарцами, появившимися в XVII веке в Западной Сибири [4, с.63; 19, с.382], тем более, что среди западносибирских татар действительно много выходцев с территории Средней Азии, так называемых бухарцев [12, с.118]. Но, по мнению Кузеева, это не соответствовало исторической действительности [13, с.197].
Айлинцы Курганской области подразделялись на две условные группы. Восточная группа проживала отдельно или совместно с ялан-катайцами в их юго-западных поселениях – Шигаево, Байганино, Темяково, Монатово, Кулсарино, Аскарово, Юломаново, Бухарово, Подъясево и др. (Альменевский район). Западная же группа айлинцев, в отличие от первой, не имела своей территории и расселялась в качестве припущенников на территории Сафакулевского района в сартских деревнях Азналино, Баязитово, в табынской деревне Сабыш, в сарт-калмакской деревне Абдульменево, что было связано с их поздним переселением в эти места [13, с.196–197; 8, с.209–215].
Башкиры рода сарт жили в деревнях Большое Султаново, Баязитово, Сарт-Абдрашитово, Абелкино, Мышкаево, Абултаево (южная часть Сафакулевского района). Кроме того, они составляли часть поселения деревень Абдульменево и Азналино, занимая территорию от озера Балсыкты на северо-востоке до озера Буташ на юго-востоке [13, с.197; 10, с.139–142]. Во время межевания башкирских земель, в 70-е годы XIX века, эти населенные пункты, в которых проживали сарты, были отнесены в один участок, отмеченный как их вотчинные земли [28].
Башкиры-сарты получили указанные земли в награду от царской администрации. Возможно, именно то обстоятельство, что землю сартам пожаловали за службу, является причиной того, что в источниках их называли «служилые сарты». Как известно, царское правительство щедро расплачивалось с теми старшинами, которые участвовали в борьбе с восставшими башкирами, и зачастую в виде награды выступали земли. Об этом говорится в одном из преданий, записанном в селе Большое Султаново (Имангулово). Согласно ему, эти земли были пожалованы башкиру Султану и его четырем сыновьям – Абдрашиту, Баязиту, Азнагулу, Имангулу – за заслуги перед царем [36, с.148–149]. Указанная личность – «служилый сарт Султан Ахметев» – отображается и в документальных источниках, относящихся к башкирскому восстанию 1737–1740 годов [20, с.316, 318, 319].
Несмотря на то, что сарты относились к айлинской родоплеменной группе, они были более тесно связаны с калмыками, относившимися к катайцам, при этом настолько, что дали начало новому Сарт-калмакскому роду. Башкиры-калмаки считали своим родоначальником хана Буранягарака, пришедшего сюда, по их преданиям, с Иртыша [15, с.245]. В некоторых источниках их происхождение пытались связать с ханом Аюкой [19, с.382]. Тем более что калмыки во главе с Аюкой Мончаковым действительно появлялись на территории Зауралья летом 1683 года около озера Чебаркуль [31, с.122].
Так или иначе, их происхождение связано с калмыками, появившимися в Западной Сибири в верховьях Тобола в начале XVII века с территории Иртыша [13, с.244–246], откуда они совершали нападения на башкирские волости Сибирской дороги [38, с.227]. Взаимные набеги калмыков и башкир продолжались вплоть до начала XVIII века и сопровождались угоном скота и захватом пленных. Сами башкиры впоследствии также утверждали, что «калмыки в древние времена получены были нашими башкирцами при войнах в малолетстве» [16, с.117].
Георги писал о башкирах-калмаках следующее: «Обращены они в Мугамеданскую веру Киргизами при случае, когда от сих уведены из числа Волжских Калмыков. Некоторые из них имели случай переселиться в Сибирь, и соединились они в одно Общество, более, нежели за пятьдесят лет тому назад. Башкирцы приняли их благосклонно, отвели им луга, для паствы скота, выдали за них дочерей своих и прочее» [5, с.23]. В ходе всех этих событий группа калмыков и осталась в Зауралье, которая, поступив на службу русским властям, получила вотчинные права и положила начало новому роду [15, с.246]. Проживали они в деревнях Калмак-Абдрашитово, Мурзабаево, Шафиево, Аптикаево, Арсланово, а также составляли половину деревни Абдульменево (территория современного Сафакулевского района) [13, с.200; 10, с.142–147].
Род Калмак до середины XVIII века не имел своих вотчинных земель. Калмаки кочевали в основном на сартских землях, в связи с чем в некоторых источниках они известны под названием сарт-калмаков. Согласно местным преданиям, сарты поселили калмаков на своих землях за помощь, которую якобы они оказали в борьбе против казахов за эти земли [13, с.200–201]. Сартские и калмыцкие башкиры с середины XVIII века являлись вотчинниками своих земель. В 1748 году на востоке исторического Башкортостана Оренбургская губернская канцелярия отвела им землю, и они стали именовать себя башкирами Сарт-Калмакской волости [33, с.29]. Об их совместном владении землей упоминалось в некоторых документах третьей четверти XVIII века [20, с.109–110], а также в документах Генерального межевания земель начала XIX века [27, Л.50 об.–51 об.].
Длительное их проживание рядом с башкирами и совместная служба привели к сближению, а затем и к ассимиляции. Постепенно сарты и калмыки полностью утратили исконно присущие им свойства и усвоили новые, характерные для башкир [1, с.15]. Тем не менее, администрация края в течение длительного времени подчеркивала их отличия от башкир [19, с.382], а термины «аюкинские калмыки» и «служилые сарты» встречались в официальных документах до начала XIX века [25, Л.51 об.; 27, Л.50].
Сами башкиры считали их башкирами еще в 70-х годы XVIII века. В одиннадцатом пункте наказа от башкир Исеткой провинции в Уложенную комиссию 1767–1769 гг. они просили, «чтоб оным сартам и калмыкам единственное уже звание иметь и именования башкирцами, а звание сарт и калмык оставить» [16, с.117–117].


Род Табын

Другим крупным племенным объединением, представители которого участвовали в формировании курганской группы башкир, были табынцы. Оно включало в себя шесть племен – табын, кувакан, бишул, сырзы, бадрак и кумрук. Первые три из них подразделялись в свою очередь еще на 17 родов [15, с.246]. Древние легенды и предания табынцев указывают, что родиной их предков был Алтай. По мнению Р.Г.Кузеева, ранняя история родов, принесших на Урал имя «Табын», протекала на широких просторах Центральной Азии и их происхождение было связано с древнетюркской народностью Теле, обитавшей на Алтае [15, с.254].
В эпоху Тюркского каганата началось переселение тюркоязычных племен, которое повлияло на этническую историю многих народов [32, с.190]. Это переселение с Алтая и из Центральной Азии в Семиречье затронуло и табынцев, которые примерно к середине XIII века расселились в восточной части Бугульминско-Белебеевской возвышенности. Указанное время подтверждают и шежере некоторых табынских племен – табынцев и кара-табынцев, в которых говорится о родоначальнике Майки-бие, который жил «во времена Чингиз-хана» [2, с.163].
Активный этап расселения башкир с Бугульминской возвышенности на восток и север – в горы и таежные леса – был связан с эпохой начавшегося распада золотоордынского государства в XVI веке. Табынцы, будучи более сильной и многолюдной родоплеменной группировкой, дольше других оставались в долинах Ика, Демы на берегах Асылы-куля. Когда в конце XIV века табынцы вынуждены были покинуть лесостепи демской и икской долин, Башкортостан в современных границах оказался уже в основном освоенным племенами, опередившими табынцев.
Заключительным этапом табынской миграции было их продвижение в Зауралье, которая в эту пору носила, как и до этого, характер постепенного проникновения из района водораздела рек и верховий р.Урал в глубь степей по течениям рек Миасс, Увелька и Уй [13, с.192–194, 201–202].
Зауральскую часть территории в XVIII–XIX вв. населяли роды Табын, Кара-Табын, Кёкюргек, Барын и несколько деревень куваканцев [13, с.191]. Кара-табынцы Миасско-Уйского междуречья были припущенниками и поселились по «указу Бывшей Исетской провинциальной канцелярии данному 1752 года 20 апреля на земле волости Сартской и аюкинских калмык», основав «деревни Мухаметово, Уразово, Сибишево, Уртеево и Кутлубаево» [24, л.3]. Барын-табынцы жили в деревнях Куйсаново, Бурыль-Айгирово и Бакаево, куда они переселились сравнительно позже, в первой половине XIX века. Потомки другого табынского рода – кувакан – основали деревню Бикбердино. Предки куваканцев переселились в первой половине XIX века вместе с барын-табынцами из Тунгатарской волости или смежных районов (Учалинский район Республики Башкортостан) [13, с.191–192; 11, с.217–222].
Кроме собственно башкирских племен, в формировании курганской группы сыграли также представители других тюркоязычных народов: татары, казахи и др. Так, по материалам V ревизии 1795 года, в деревне Аптекаево насчитывалось 46 башкир «из киргизов» (т.е. казахов), в 1811 году к ним добавилось еще 27 казахов, проживавших совместно с башкирами в деревнях Казаккулово, Шарипово, Убалино, Ишбулатово, Кушбаево, Искандерово [37, с.53].


Антропологические особенности курганских башкир

Участие в формировании курганских башкир собственно башкирских племен и родов, а также соседних среднеазиатских народов, привело к сложившемуся здесь своеобразному антропологическому типу башкир. С.И.Руденко, изучавший башкирское население в деревнях Катайской и Сарт-Калмакской волостей по антропологической программе в 1912–1913 гг., включил курганских башкир в восточную, зауральскую область. По его мнению, они обладали признаками, сближавшими их с тюркоязычными народами Алтая-Саянского нагорья и объяснялись поздними и частыми их контактами с калмыками, казахами и другими народами [35, с.267–268].
Дальнейшие антропологические исследования М.С.Акимовой и Р.М.Юсупова, выявившие среди зауральских башкир комплекс признаков южносибирской расы, а также понтийский тип (памиро-ферганский или тип среднеазиатского междуречья), широко распространенный среди казахов, киргизов, народов Алтая и Южной Сибири, подтвердили в основном эти выводы. Однако, по мнению исследователей, среди курганских башкир можно отметить большее разно­образие антропологического состава мужчин, нежели женщин. Среди последних преобладают признаки различных вариантов уральской расы с примесью южносибирского компонента. Среди мужчин более четко фиксируется комплекс признаков южносибирского антропологического типа, а также смешанных вариантов памиро-ферганской и уральской расы [17, с.31–32, 39].


* * *

Таким образом, имеющиеся источники и литература определяют время заселения изучаемого региона периодом с середины XVIII века, однако, несомненно, башкиры появились здесь намного раньше. В некоторых преданиях о древних временах, бытующих здесь, говорится о семействе Ямаровых, появившихся на территории современного Сафакулевского района около 600–700 лет назад и основавших деревни Аптыкаево, Калмык-Абдрашитово и Мурзабаево [7, с.8].
Если взять только топонимику края, то можно проследить дотюркский, очень четкий тюркский и славянский пласты названий. Установлено, что на территории Челябинской и западной части Курганской областей большинство названий географических мест образованы тюркскими словами, из которых наиболее распространены башкирские. Это указывает на то, что башкиры являлись наиболее многочисленным и древним народом в крае в течение многих поколений [39, с.3–4]. Они, ведя кочевой и полукочевой образ жизни, оставили после себя относительно мало названий населенных мест, зато в гидронимике башкирский язык представлен очень богато. Тюркские имена носят большинство рек и очень много озер [34, с.34–35; 18, с.246].


Литература

1. Асфандияров А.З. История баш­кирских сел Пермской и Свердловской областей / А.З.Асфандияров. Кн. 8. – Уфа: Китап, 1999. – 224 с.
2. Башкирские шежере / сост. Р.Г.Кузеев. – Уфа: Башк. кн.. изд-во, 1960. – 303 с.
3. Башкирское народное творчест­во. Т.2. Предания и легенды / Сост. Ф.А.Надыршина. – Уфа: Башк. книжн. изд-во, 1987. – 572 с.
4. Георги И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, так же их житейских обрядов, вере, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей / И.Г.Георги. Ч.2. – СПб.: Акад. наук. 1776. – 178 с.
5. Георги И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вере, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей / И.Г.Георги. Ч.4. – СПб.: Акад. наук. 1799. – 388 с.
6. Горшков А. От Китая до Катайска / А.Горшков // Советское Зауралье. – 1990. – 25 февраля. – №48 (19285). – С.7.
7. Иргизов С.Г. Страницы истории Сафакулевского района / С.Г.Иргизов. – Курган: Парус-М, 2000, – 202 с.
8. История башкирских родов. Айле,
Тырнаклы, Тубаляс. Том 25. Часть 2 / С.И.Хамидуллин, Б.А.Азнабаев, И.Р.Саитбатталов, И.З.Султанмуратов, Р.Р.Шайхеев, Р.Р.Асылгужин, В.Г.Вол­ков, А.А.Каримов, А.М.Зайнуллин. – Уфа: ИИЯЛ УНЦ; Китап, 2017. – 696 с.
9. История башкирских родов. Ка­тай. Том 24. Ч.2 / С.И.Хамидуллин, Б.А.Азнабаев, И.Р.Саитбатталов, И.З.Султанмуратов, Р.Р.Шайхеев, Р.Р.Асылгужин, В.Г.Волков, А.А.Ка­римов, А.М.Зайнуллин. – Уфа: ИИЯЛ УНЦ; Китап, 2017. – 692 с.
10. История башкирских родов. Сарт и Калмак. Том 27. Часть 2 / С.И.Хамидуллин, Б.А.Азнабаев, И.Р.Саитбатталов, И.З.Султанмуратов, Р.Р.Шайхеев, Р.Р.Асылгужин, В.Г.Вол­ков, А.А.Каримов, А.М.Зайнуллин. – Уфа: ИИЯЛ УНЦ; Китап, 2017. – 456 с.
11. История башкирских родов. Та­бын. Том 28. Часть 2 / С.И.Хамидуллин, Б.А.Азнабаев, И.Р.Саитбатталов, И.З.Султанмуратов, Р.Р.Шайхеев, Р.Р.Асылгужин, В.Г.Волков, А.А.Кари­мов, А.М.Зайнуллин. – Уфа: ИИЯЛ УНЦ; Китап, 2017. – 832 с.
12. Кармышева Б.Х. Очерки этни­ческой истории южных районов Тад­жикистана и Узбекистана / Б.Х.Кар­мышева. – М.: Наука. Глав. ред. вост. лит., 1976. – 324 с.
13. Кузеев Р.Г., Бикбулатов Н.В., Шитова С.Н. Зауральские башкиры (этнографический очерк быта и культуры конца XIX – начала XX вв.) / Р.Г.Кузеев, Н.В.Бикбулатов, С.Н.Ши­това // Археология и этнография Башкирии. Т.1. – Уфа: Ин-т истории, яз. и лит., 1962. – С.171–267.
14. Кузеев Р. Очерки исторической этнографии башкир / Р.Кузеев. Ч.1 – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1957. – 183 с.
15. Кузеев Р.Г. Происхождение баш­кирского народа: этнический состав, история расселения / Р.Г.Кузеев. – М.: Наука, 1974. – 571 с.
16. Кулбахтин И.Н., Кулбахтин Н.М. Наказы народов Башкортостана в уложенную комиссию 1767–1768 гг. / И.Н.Кулбахтин, Н.М.Кулбахтин. Науч. изд. – Уфа: Китап, 2005. – 272 с.
17. Курганские башкиры: Истори­ко-этнографические очерки. – Уфа: Гилем, 2002. – 217 с.
18. Матвеев А.К. Географические названия Урала. Краткий топоними­ческий словарь / А.К.Матвеев. – Сверд­ловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1980. – 318 с.
19. Материалы по истории Баш­кирской АССР. Т.3. Экономические и социальные отношения в Башкирии в первой половине XVIII в. / Сост. Н.Ф.Демидовой. – III. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1949. – 691 с.
20. Материалы по истории Баш­кирской СССР. Т.4: В 2-х ч. Ч.2. Эконо­мические и социальные отношения в Башкирии и управление Оренбургским краем в 50–70-х годах XVIII в. / Сост. Н.Ф.Демидовой М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956. – 666 с.
21. Материалы по истории Баш­кирской АССР: Ч.1. Башкирские вос­стания в XVII и первой половине XVIII вв. / ред. А.П.Чулошников. – М.-Л.: АН СССР, 1936. – 631 с.: табл.
22. Мурзабулатов М.В. Численность и расселение Зауральских башкир в XIX – начале XX в. / М.Г.Мурзабулатов // Вопросы этнической истории Южного Урала. – Уфа, 1982. – С.58–67.
23. Научный архив Уфимского фе­дерального исследовательского центра Российской академии наук. Ф.3. Оп.2. Д.8.
24. Национальный архив Республики Башкортостан. Ф.И.1. Оп.1. Д.748.
25. Объединенный государственный архив Оренбургской области. Ф.6. Оп.2. Д.886/а.
26. Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф.И-46. Оп.1. Д.484.
27. ОГАЧО. Ф.И-46. Оп.1 Д.484.
28. ОГАЧО. Ф.И-И. 46. Оп.1. Д.1209.
29. ОГАЧО. Ф.-И.115. Д.114.
30. ОГАЧО. Ф.И-46. Оп.1 Д.768.
31. Очерки по истории Башкирской АССР. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1956. Т.1, ч.1. – 1956. – 303 с.
32. Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье / В.Я.Петрухин, Д.С.Раевский. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 416 с.
33. Рахматуллин У.Х. Повинности башкир в XVII – в первой половине XVIII в. / У.Х.Рахматуллин // Кресть­янство и крестьянское движение в Башкирии в XVII – начале XX вв. – Уфа: БФАН СССР, 1981. – С.26-44.
34. Рудаков А.Ю. Тюркская топо­нимика Южного Зауралья / А.Ю.Ру­даков // Зауралье в панораме веков: межвузовский сборник научных тру­дов. Курган: Изд-во Курганского гос­университета, 2000. С.32–36.
35. Руденко С.И. Башкиры: опыт этнологической монографии / С.И.Ру­денко. Ч.1. Физический тип башкир. – Петроград: Якорь, 1916. – 312 с.
36. Сулейманов А. За песней, за сказкой / А.Сулейманов // Ватандаш. – 2008. – №8. – С.116–155.
37. Томашевская Н.Н., Янгузин Р.З.
«Новобашкиры»: численность, рас­селение (XVIII – сер. XIX вв.) / Н.Н.Томашевская, Р.З.Янгузин // Демография башкирского народа: прошлое и настоящее. – Уфа: БГУ, 2002. – С.53–54.
38. Усманов А.Н. Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству / А.Н.Усманов / 2-е изд., испр. и доп. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1982. – 335 с.
39. Шувалов Н.Н. От Парижа до Бер­лина по карте Челябинской области. Челябинск / Н.И.Шувалов. – Челя­бинск: Юж.-Урал. кн. изд., 1982. – 256 с.

Фото: из открытых источников

Автор:Альберт АХАТОВ, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института этнологических исследований им. Р.Г.Кузеева
Читайте нас: