Известно, что в прошлом костюм определял положение человека в семье и обществе, его возраст. В одежде отражаются особенности хозяйственного и семейного быта. У башкир эти особенности наиболее полно отражены в женской одежде, хотя в конце XIX века они уже не соответствовали новым семейным отношениям, отражали общинный строй более ранней эпохи. Радует то, что народ свои обычаи и культурные особенности воспринимал и продолжает воспринимать как нечто изначальное. Нельзя не согласиться с мнением, что башкирский костюм – наиболее яркая сторона традиционной художественной культуры.
Традиции оформления башкирской национальной одежды заслуживают пристального внимания к себе, некоторые из них остаются популярными и в современной жизни. Из поколения в поколение, из века в век совершенствовалось умение изготавливать одежду. Все менялось вместе с обществом, с общественно-экономическими формациями истории человечества. Претерпел изменения и костюм, впитывая каждый раз все новые элементы. Многие его традиционные формы, представляющие интерес для исследования истории национальной культуры, стали исчезать или уже исчезли, и о них могут рассказать по памяти лишь люди старшего поколения и фонды краеведческих, этнографических музеев.
«Елән» из черного сатина. Юго-западные (демские) районы Башкортостана
Башкирский традиционный костюм не повторяет одежду ни одного другого народа, хотя за долгое время своего развития впитал различные стили предшественников. Он самобытный. Его специфика складывалась многими факторами: историческими, хозяйственно-производственными, природно-климатическими, мировоззренческими и т.д. У башкир, как у других этносов (например, русских, татар), не было традиционного костюма, единого для всех этнографических групп. Костюмный ансамбль башкир Челябинско-Курганского Зауралья, например, отличался от одежды Пермских или Самаро-Саратовских башкир, одежда представителей горно-лесных родов отличалась от одежды степных и т.д. Словом, что не регион – то свой костюм. Надо заметить, что у башкир укоренилось не территориальное, а родо-племенное разделение.
Верхняя одежда, как важный элемент комплекса традиционного костюма, является неотъемлемой частью культуры каждого этноса. Костюмный комплекс башкир характеризуют обычаи, связанные с их манерой ношения, с эстетическими и нравственными нормами, определяющими в конечном счете стиль одежды. Форма одежды, его конструктивное и декоративное решение зависели от климатических условий, от специфики занятий народа и сложившихся исторических условий. Цветовое соответствие деталей являлось одним из связующих компонентов в костюме. Красочность одежде придавали полосы зеленого, красного, синего сукна, золотого или серебряного позумента.
Очень декоративно украшались женские еляны (елән): вышивкой, кораллами, бисером, серебряными монетами. В изданиях, посвященных декоративному творчеству башкирского народа, немало иллюстраций с изображением этой уникальной одежды, запечатлевшей наиболее древние традиции башкирского художественного творчества. Распространенными орнаментальными мотивами в вышивках на елянах являлись: солнце – шелковыми цветными нитями; звезды и треугольники из кораллов; декоративные машинные строчки на швах, карманах и рукавах; галуны, бахрома, эполеты; украшение серебряными монетами вдоль подола и спины в виде чешуи. Интуитивная способность соединять множество интенсивных тонов в единое целое, умелое композиционное оформление одежды – это признак развитой художественной культуры башкир.
«Әҙрәс елән» – из среднеазиатского шелка. Северные районы Башкортостана
Материалы, использовавшиеся для изготовления верхней одежды, были разнообразны, что обусловливалось природными особенностями той или иной местности. На территории Башкортостана, где основным занятием было полукочевое хозяйство и земледелие, верхнюю одежду изготавливали из растительных (лен, пенька, конопля, хлопок) и шерстяных (шерсть, сукно) материалов. Изделия из кожи и меха были распространены в тех районах, где издавна занимались скотоводством, лесной охотой. Также часто встречаются еляны, шубы и бишметы из адраса (среднеазиатский шелк икат).
Одним из основных требований, предъявляемых к верхней одежде, было удобство, дающее свободу движениям, что достигалось простейшим кроем прямоугольных полотнищ. Чаще всего в верхней одежде встречаются прямой и трапециевидный силуэты, а также приталенный, обеспечивавший прилегание за счет подкроенных и присборенных клиньев на боках (өс билле бишмәт, биш билле бишмәт). Верхняя башкирская одежда в большинстве случаев не была перегружена декоративными элементами, но даже в будничном варианте использовалась отделка, располагавшаяся чаще всего вдоль горловины и по груди, обозначая таким образом композиционный центр изделия.
Среди разнообразных типов верхней одежды башкир, представленных в фондах и экспозициях Национального музея Республики Башкортостан, привлекают внимание праздничные еляны. Одни из самых интересных и богатых елянов в коллекции музея относятся к северному, центральному, южному, юго-восточному, юго-западному комплексам башкирского костюма и датируются концом XIX – первой четвертью XX века.
Сегодня мы наблюдаем большой интерес к традиционному башкирскому костюму. Этнографы, дизайнеры, мастера объединяются для достижения грамотной реконструкции народной одежды, также актуальны коллаборации дизайнеров и этнографов в создании современной одежды с элементами традиционного башкирского костюма.
Приступив к реконструкции костюма, нельзя обойти вниманием историю народа, его среду обитания, культурные и материальные ценности. Обращаясь к научным трудам, архивным фотоматериалам, фондам музеев, можно грамотно воссоздать старинные, уже почти забытые образцы елянов. Уникальный крой, декор по сей день не оставляют мастеров равнодушными. Тому доказательство – высокохудожественные работы участников Международного конкурса мастеров по пошиву башкирского национального костюма «Тамга» при поддержке главы региона Р.Ф.Хабирова и Министерства культуры Республики Башкортостан. Глава Башкортостана своим распоряжением утвердил описание стилизованного делового башкирского костюма для ношения на служебных мероприятиях. Также в республике два раза в год, проводится День национального костюма. Кроме этого по районам и городам республики, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы и научно- практические конференции. Нельзя не отметить работу художников по костюмам, их поиски в создании сценической одежды с яркими элементами народного прикладного искусства. Популярность башкирских орнаментов, вышивки и стиля декорирования прослеживаются на показах высокой моды, как на Евразийском конкурсе высокой моды национального костюма «Этно-Эрато» и т.д.
«Елән-ҡаптан» из черного сатина. Южные районы Башкортостана
Говоря о проблемах сохранности в фондах музеев старинных предметов – материального наследия башкирского народа, нужно отметить, что существует ряд задач. Исследуя многие экспозиционные залы, фонды музеев Башкортостана, воочию можно убедиться, что предметы этнографии требуют реставрации. С течением времени предметы из шелка, сукна, сатина выцвели, а то и с прорывами встречаются. В связи с этим появляется необходимость в создании центра реставрации в нашей республике и подготовке квалифицированных специалистов в этой области.
Очень важно реставрировать и сохранять в первозданном виде старинные этнографические предметы для дальнейшего их экспонирования в залах музеев.
На фото Эдуарда Дильмухаметова еляны из фондов Национального музея Республики Башкортостан.
1. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. – СПб., 1786. – Ч.II. – кн.1. – 467 с.
2. Шитова С.Н. Башкирская народная одежда. – Уфа, 1995.– 240 с.
3. Шитова С.Н. Башкирская народная одежа. – Уфа, 1995. – 240 с.
4. Бикбулатов Н.В. Полевой дневник М-90/Б, 1960. №1. – 40, 80 с.
5. Усманова С.М. «О чем молчат… костюмы? Головные уборы»: материалы круглого стола, проведенного в рамках открытия выставки «Головные уборы народов Башкортостана» и посвященный 100- летию образования Республики Башкортостан. 9 июля 2019 г, Уфа: Издательство «Самрау», 2019. – 32 стр. 26–27 с.
6. Усманова С.М. «О чем молчат… костюмы?»: материалы круглых столов (25 июня 2020 г; 11 сентября 2020 г; 16 декабря 2020 г.). – Уфа: изд-во «Самрау», 2020. – 92 с. 60–65 с.