Все новости
Этнография
10 Января 2019, 16:44

Коллекции Музея археологии и этнографии ИЭИ УФИЦ РАН по этнографии народов Башкортостана

Фарида ГАЛИЕВА, доктор филологических наук, Ранус САДИКОВ, доктор исторических наук, Игорь ПЕТРОВ, Елена НЕЧВАЛОДА, Зифа ХАСАНОВА, кандидаты исторических наук

Музей археологии и этнографии Института этнологических исследований имени Р.Г.Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук по праву считается сокровищницей этнокультурного наследия народов Южного Урала. История комплектования фондов музея с момента образования 12 марта 1976 года вплоть до наших дней отражает этапы развития этнографической школы Башкортостана, характеризующейся расширением объекта и предмета исследования. В настоящее время в музее насчитывается 189 коллекций по этнографии (около 3,5 тыс. предметов). Экспонаты хранятся в основном в научно-вспомогательных фондах музея, в драгфонде (83 предмета в 26 коллекциях), экспонируются на постоянных выставках.

Уникальность Музея археологии и этнографии заключается еще и в том, что собирателями коллекций были ведущие этнографы республики и страны — Р.Г.Кузеев, Н.В.Бикбулатов, С.Н.Шитова, М.Г.Муллагулов, Л.И.Нагаева, В.Я.Бабенко и другие, хорошо представляющие ценность той или иной вещи. Они провели кропотливую экспедиционную работу во многих районах Башкортостана и на сопредельных территориях — в Пермском крае, в Курганской, Свердловской и Челябинской областях. Некоторые экспонаты были переданы из Государственного этнографического музея (г.Санкт-Петербург), Башкирского государственного университета, Башкирской республиканской гимназии им. Р.Гарипова, Башкирского государственного художественного музея им. М.В.Нестерова, Соборной мечети в г.Уфе, а также частными лицами. Существенный вклад в пополнение фондов внесли музейные работники С.Х.Долотказина, Н.Ф.Гайнуллина, М.А.Платонова, И.Г.Филатова, И.М.Минеева и другие, целенаправленно собиравшие экспонаты.

Своеобразие этнографических коллекций музея отражено в ряде каталогов, в том числе по музейной экспозиции [1], по этнографии финно-угорских народов [2] и чувашей [3], по башкирским нагрудным украшениям [4]. Опубликованные статьи посвящены отдельным разделам музейных коллекций [5—10]. Целью настоящей статьи является знакомство с коллекциями, характеризующими этнографию наиболее многочисленных этносов Башкортостана. Актуальность изучения музейных коллекций заключается в возможности на конкретных примерах характеризовать этапы формирования полиэтничного состава населения в регионе и адаптации переселенцев из разных губерний России к местным условиям. Музейные артефакты позволяют проследить ход межэтнической консолидации, сопровождавшейся взаимодействием культур, сложением общего пласта культуры, также консервацией этнических традиций в условиях

полиэтничной среды.

Предметы по этнографии башкир (в РБ в 2010 г. 1172,3 чел.) количеством около 2 тысяч единиц включены в 73 коллекции, примерно 100 предметов содержат драгметаллы. Основная часть башкирских коллекций сформировалась в 1960—80-х гг. в ходе экспедиций Р.Г.Кузеева, Н.В.Бикбулатова, С.Н.Шитовой и М.Г.Муллагулова по районам Башкирии, Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской областей. Самая большая коллекция насчитывает 145 предметов (собрана Н.В.Бикбулатовым в 1977 году в Абзелиловском р-не РБ).


Одним из самых заметных и уникальных экспонатов является башкирская юрта тюркского типа, выполненная мастерами Р.Зулькарнаевым и Г.Абдулгазиным по специальному заказу, с соблюдением всех тонкостей технологии и конструктивных особенностей. В разнообразии представлена хозяйственная деятельность башкир — скотоводство, земледелие, бортничество, охота, рыболовство. Предметы скотоводства в основном собирались в южных и юго-западных районах РБ, сохранивших до середины XX в. многие черты традиционного хозяйственного уклада. Особый интерес вызывают седло с резным орнаментом, деревянные и металлические стремена, а также элементы конской сбруи (повод, плеть, узда и др.). Разнообразны деревянные и кожаные сосуды для хранения, изготовления и перевозки кумыса (башкγнǝк, турhыk), долбленые из дерева подойники, украшенные резьбой кадушки (тǝпǝн), изысканной формы резные ковши. Деревообработка представлена также большой коллекцией цельнодолбленой, долбленой со вставным дном и клепаной посуды, утварью из бересты, луба и коры, лыка, плетеных лозовых корзин.

Локальные особенности земледельческой культуры башкир конца XIX — начала XX в. демонстрируют деревянная соха (hабан), плуг, цепы для молотьбы хлеба, металлические серпы, каменные и деревянные жернова. Древнейшее занятие башкир бортничество презентуют колодный улей, сплетенная из конского волоса маска пчеловода, кожаный ремень бортника, предназначенный для влезания на дерево. Орудия и атрибуты охотника включают пояс с кожаной дробницей и роговой пороховницей. В коллекциях музея представлены различные приспособления для ловли рыбы, распространенные в центральной части РБ (запор, котцы, верши, плетеные из ивы морды, сети), в северной части (бредни и мережи) и в горных районах (устройство для удержания факела для ночной рыбалки, металлические остроги). Уникальным экспонатом является лодка-долбленка, украшающая экспозицию музея.

В фондохранилище «Текстиль» содержится большое количество произведений башкирского декоративно-прикладного искусства. Среди них однотонные белые или темные войлоки с вкатанным узором, аппликацией или вышивкой (конский потник-чепрак сергетыш). Представлены все виды узорного ткачества башкир: браное, выборное, закладное и все группы предметов, традиционно украшавшиеся вытканными узорами: полотенца, скатерти, занавеси, подзоры для матицы, узорные безворсовые паласы (келǝм) и паласы в продольную полоску (буй балаç). Тканые предметы присутствуют почти во всех башкирских коллекциях. Собиратели привозили из экспедиций не только текстильные предметы, но и приспособления для их производства: ткацкие станки (безрамные и рамные), гребни, челноки, берда, нитченки, прялки и т.д. Тамбурная вышивка есть на полотенцах, фартуках, платьях, молитвенных ковриках и других вещах в ее локальных вариантах. Имеются образцы старинных счетных вышивок по холсту (головные повязки hарауыс, концовка головного полотенца таçтар) и счетных вышивок по фабричным тканям (головное покрывало, платье, фартук, концовка полотенца, кисет, ворот и планка для мужской рубахи, салфетка и т.д.). Редким экспонатом является концовка таçтара, вышитая цветной перевитью. Круг предметов, сшитых в традиционной для башкир лоскутной технике (ҡорама), весьма разнообразен: лоскутные одеяла, покрывала, подушки-подстилки, сумки-конверты, покрышки-чехлы на войлочные чепраки.

В музее хранится более 300 предметов башкирской одежды — платья и мужские рубахи, пояса, камзолы, верхняя одежда, а также обувь, головные уборы и украшения в их локальных вариантах. Украшениями башкирской коллекции являются женский убор из кораллов и серебряных нашивок (kашмау), обувь с белым и суконными голенищами (сарыk, kата), с декорированными голенищами, свадебные жениховские пояса и другие предметы. Музей по праву может гордиться богатой коллекцией украшений из кораллов и серебра, в числе которых 17 нагрудников, представляющих все варианты массивных нагрудных украшений: это юго-восточные селтəр, демские һаkал, северо-восточные муйынса, зауральские яға и носившийся в комплексе с яға наспинник инhәлек.

Более 50 предметов отражают религиозные традиции и верования башкир. В том числе: тканые и вышитые коврики для чтения намаза (намаҙлыk), одежда священнослужителя, металлические кумганы для совершения омовения и т.д. Среди оберегов в фондах имеются можжевельник, гусиный пух, перья тетерева. Уникальным экспонатом является голова журавля, вырезанная из дерева, которая использовалась во время обрядовых танцев на свадебных церемониях. Яркую и своеобразную коллекцию составляют башкирские музыкальные инструменты — kурай (медный, тростниковый, деревянный), kумыҙ (металлические, деревянные), думбыра, kыл-kумыҙ.

Коллекции по этнографии татар (в РБ в 2010 г. 1009,3 тыс. чел.) в Музее археологии и этнографии характеризуют особенности этнографических групп — уфимских (приуральских) татар, татар-мишарей, тептярей и кряшен. Коллекции собирались в 1980—2000-х гг. участниками экспедиций под руководством С.Н.Шитовой, С.Х.Долотказиной, Р.И.Якупова, Ф.Ф.Фатыховой, Г.Р.Кутушевой, З.И.Минибаевой, А.В.Псянчина, И.Г.Петрова, И.М.Габдрафикова, Ф.Ш.Абсаликовой во многих районах Башкортостана и в Бардымском районе Пермского края. В музее насчитывается 40 коллекций (около 2 тыс. предметов) по этнографии татар.


Музейные экспонаты показывают, что в северо-западных и центральных районах рес­публики в начале ХХ в. женский костюмный комплекс включал туникообразную рубаху из пестряди или узорного полотна, поверх которой надевались позументный нагрудник изеу, шейно-нагрудное украшение яка-чылбыры, камзол, а на голову — калфак и шаль. Татарские калфаки являются как элементом национального костюма, так и образцом декоративно-прикладного искусства. Они сшиты из черного, темно-вишневого или красного бархата, богато орнаментированы бисером или метанитью, искусственным жемчугом и стеклярусом. На северо-востоке Башкортостана праздничный женский костюм состоял из платья и фартука, сшитых из однотонных фабричных тканей, обильно украшенных многоцветной плотной тамбурной вышивкой с крупным цветочным орнаментом, дополнен монетным нагрудником. Повсеместно праздничной обувью служили узорные сапоги белого или красного цвета. Мужская одежда включала широкую и длинную рубаху, нередко с воротником-стойкой, которую носили не подпоясывая, нижние и верхние домотканые пестрядинные штаны красного цвета. Обязательным для мужчин головным убором являлась тюбетейка, праздничной
обувью служили сапоги черного цвета на тонкой подошве. Элементом костюма жениха были белые портянки с вышивкой крестом.

Костюмный комплекс татар-мишарей включал платье из домашнего холста, украшенного розетками выборного ткачества; штаны с широким шагом из хлопчатобумажной ткани; вышитый гладью фартук с грудкой; нагрудник; головной убор калфак, белую ажурную шелковую шаль с кистями или «французский» платок; камзол из шелковой ткани, плюша или бархата. Женскую одежду тептярей в коллекциях музея представляют несколько платьев из цветной и однотонной сатиновой или ситцевой ткани, отрезные по талии, с большой юбкой или трапециевидные, с длинными рукавами без манжет или рукавами три четверти на резинке, с отложным воротником или воротником-стойкой; камзол и «французский» платок. Одежда кряшен включает платье с оборками, домотканый фартук в клетку с основой из пестряди, фабричный платок и головной убор сорока, украшенный позументом в налобной части; обувью служили лыковые лапти.

Декоративное искусство татар демонстрируют многочисленные предметы домашнего текстиля — домотканые полотенца, занавеси, молитвенные коврики, подзоры для украшения кровати, скатерти, наволочки и пр. Имеется много изделий, представляющих закладное или выборное ткачество. Технологию их изготовления помогает понять ткацкий станок в виде четырехугольной деревянной рамы. В фондах также много клепаной посуды (кадки для закваски теста, сбивания масла), самодельные охотничьи атрибуты (лыжи из клена, пяло для растяжки шкуры медведя, зайца или горностая), а также вещи из прутьев тальника и черемухи (стул, корзина для хранения овощей, гнезда для домашних птиц). Среди изделий из металла — пруты быгау, используемые вместо утюга, сам угольный утюг, медные и железно-никелевые самовары, изготовленные в 80-е гг. XIX в. Украшением музейной экспозиции являются гармони-тальянки кустарного и заводского производства, а также женские украшения из серебра и меди местных или казанских ювелиров.

Этнография чувашей (в РБ в 2010 г. 107,4 тыс. чел.) в Музее археологии и этнографии представлена 27 коллекциями, что в совокупности составляет 220 предметов. В музейные фонды они начали поступать с 1980 года. В сборе экспонатов принимали участие как работники этнографических фондов, так и ученые-этнографы: С.Х.Долотказина, Н.Ф.Гайнуллина, М.А.Платонова, И.Г.Филатова, И.Г.Петров, Л.Г.Кузнецова, Р.И.Якупов. Собирательские экспедиции охватили Белебеевский, Бижбулякский, Ермекеевский, Кармаскалинский, Стерлитамакский, Зилаирский, Шаранский, Бакалинский и другие районы РБ. Часть коллекций была приобретена музеем или получена в дар от жителей городов и районов республики и частных коллекционеров.


Самой репрезентативной частью музейных собраний являются вещи по традиционной женской и мужской одежде. В этнографических фондах имеются не только отдельные предметы народной одежды, но и целые комплексы, включающие нательную и верхнюю одежду, головные уборы, обувь, украшения. Особенно большим разнообразием характеризуется женская одежда, представляющая различные костюмные комплексы, сложившиеся в республике в XVIII—XX вв. Из мужской одежды в фондах имеются домотканые рубахи и штаны, пояса, обувь, верхняя одежда. Женская одежда включает в себя рубахи, передники, обувь и украшения.

Настоящими произведениями народного искусства являются женские головные уборы. Прежде всего, это головные полотенца с украшенными концами (сурпан) и подобного же типа укороченные головные повязки (пуç тутри, сурпан тутри). Не менее привлекательны женские и девичьи головные уборы — хушпу и тухья. В фондах музея представлены два типа хушпу: в форме высокого открытого цилиндра и шлемовидные с небольшим отверстием в верхней части. Первый из них получил распространение среди приикских чувашей (западные и юго-западные районы Башкортостана) и находит близкую параллель с хушпу средненизовых чувашей (анат енчи). Второй тип, бытующий в основном в прибельской зоне РБ (Уфимский, Кармаскалинский, Давлекановский, Аургазинский, Стерлитамакский и др. р-ны), имеет типично низовую форму, как в Заволжье и в Закамье. Хушпу украшались кораллами, серебряными монетами, раковинами-каури и бисерными подвесками. Особую выразительность им придает контрастное сочетание серебряных монет и красно-розовых кораллов. С таким же высоким художественным вкусом мастерицами изготовлялись девичьи шапочки тухья и нагрудные украшения сурпан çакки. У прибельских чувашей нагрудники по форме почти треугольные с плавно закругленными концами или прямоугольные с овальным верхом. У приикских чувашей такие нагрудники более массивные и имеют почти прямоугольную форму, схожи с украшениями средненизовых и верховых чувашей.

Самобытными элементами женского костюма являются поясные подвески сарă. В западной части Башкортостана, в приикской зоне они имеют двухчастную конструкцию и треугольную форму, при этом обе вышитые половины соединяются боковыми сторонами с небольшим наложением друг на друга. В прибельской зоне они выполнены с таким же наложением, но в целом имеют более вытянутую, почти прямоугольную форму с небольшим сужением в верхней части. На старинных образцах подвесок использовалась вышивка косым стежком или счетной гладью по белому холсту, а на более поздних — вышивка росписью, крестом и т.д. Для дополнительного эффекта концы подвесок обшивались кумачовыми оборками или густой бахромой.

В чувашских коллекциях неплохо представлены также узорное ткачество и вышивка. В основном это тканые и вышитые декоративные полотенца (сĕлкĕ), различные образцы домотканины (пир), занавеси (чаршав), скатерти (яшка тутри), концовки женских головных полотенец (сурпан пуçĕ), шерстяные ковры-паласы (палас) и т.д.

Из утвари в этнографических фондах имеются плетеные из ивовых
прутьев корзины, корзина для тарантаса, ведерко для пива, швейка для вышивания и т.д. Небольшим количеством экспонатов представлено домашнее ткачество: предметы и инструменты для подготовки сырья, прядения и вязания, орудия тканья и т.д.

Интерес представляет небольшая коллекция музыкальных инструментов и предметов утвари. Они были приобретены музеем в 1990 г. в дер. Верхние Ачаки Ядринского района Чувашской АССР (ныне Чувашской Республики). Среди них — новодел чувашской волынки (шăпăр), современные реконструкции двух барабанов (параппан), разнообразные по форме и конструкции шумовые инструменты, в основном трещотки и колотушки.

Коллекции по этнографии русских (в РБ в 2010 г. 1432,9 тыс. чел.) собирались в 1980—2010-х гг. экспедициями под руководством В.Я.Бабенко, С.Н.Шитовой, Е.С.Данилко, З.И.Минибаевой, В.В.Латыповой, И.В.Кучумова, И.М.Габдрафикова, Ф.Ш.Абсаликовой, М.Г.Муллагулова, Ф.Г.Галиевой, Е.Е.Нечвалоды в Дуванском, Стерлитамакском, Иглинском, Учалинском, Благоварском, Благовещенском и других районах РБ и в Красноуфимском районе Свердловской области. Предметы по этнографии русских вошли в 18 коллекций Музея археологии и этнографии и насчитывают 194 предмета.

Русские коллекции характеризуют материальную и духовную культуру в конце XIX — первой половине XX в., включают элементы традиционного женского и мужского костюмного комплексов, домашний текстиль, предметы домашнего обихода крестьянского быта, хозяйства, орудия труда, бытовую утварь. Наиболее многочисленны полотенца, они различаются по технике исполнения, вышивке, цветовому оформлению. Многие сшиты из белого хлопчатобумажного полотна, концовки украшены вышивкой крестом с использованием растительного орнамента хлопчатобумажными или шерстяными нитями красного, синего, черного, зеленого цветов, дополнены коленкором и кружевами. Несколько домотканых полотенец выполнено в технике многоремизное ручное ткачество. Уют и тепло исходит из домотканых половиков-дорожек, вязаных подстилок на стул (круг). Искусство женщин демонстрируют также кружевные скатерти, подзоры для украшения кровати и окна, наволочки, салфетки. Они были частью приданого крестьянской девушки или изготавливались в течение семейной жизни. Ни один предмет не повторяет другой, потому что в каждое новое изделие мастерица вкладывала душевные силы и эмоции, вызванные процессом творчества, создания не только предмета быта, но и произведения искусства, оберега для себя и своих близких, ориентируясь на накопленный опыт и веяния времени. Вещи изготавливались из домотканины, на ткацком станке, из покупных тканей, вязались крючком из хлопчатобумажных, шерстяных, изредка синтетических нитей. Для обретения разных цветов и оттенков нити обрабатывались природными и фабричными красками.

В экспозиции музея представлен венчальный сарафан с воланом и двумя кружевными оборками, который носился с вышитым фартуком, платком и лаптями. (В XIX — начале XX столетия сарафан стал атрибутом также украинского и белорусского костюмного комплекса.) Почетное место занимает городской женский праздничный костюм «парочка» — кофта и юбка из покупного материала, который в начале XX в. был необычайно модным не только у русских, но и у других народов. Костюм дополняли актуальные и в наши дни сапоги со шнуровкой по центру и на каблучке. Данью старине долгое время оставалась большая шаль, наброшенная на плечи. Мужская одежда включала рубашку-косоворотку, сшитую из белого полотна, украшенную по вороту и манжетам вышивкой.

Как показывают экспонаты музея, в русском крестьянском хозяйстве раньше было много вещей, сделанных мужскими руками, особенно деревянной и гончарной посуды. Это долбленые, точеные чашки, клепаные ведра и кадки, глиняные крынки, горшки, корчаги. С конца XIX столетия в деревне усилилось городское влияние: стала распространяться посуда заводского производства, покупной кухонный инвентарь. Процессом созидания были заняты даже дети. Из подручных материалов они делали себе игрушки, помогали родителям, тем самым, учились народным мудростям, годами оттачивая мастерство, совершенствуя природные таланты, сохраняя и развивая традиции предков.

Коллекции по этнографии украинцев (в РБ в 2010 г. 39,9 тыс. чел.) в основном собирались в 1980-х гг. известным исследователем украинской этнографии В.Я.Бабенко в Чишминском, Буздякском, Благоварском районах РБ. Некоторые предметы закуплены музеем в 2005 году. Всего по украинцам имеется 6 коллекций, 34 предмета.

Все украинские экспонаты представляют изделия ткачества кустарной выделки и вышивки традиционной для украинцев гладью и крестом, как правило, красными и черными нитями на белом фоне. В их числе удивительные по красоте полотенца-рушники, которые использовались для украшения помещения и потому изготавливались с кружевными вставками и вышивкой в виде геометрических фигур или цветочного орнамента. Это также великолепные кружева, вышитые простыни, занавес, скатерть, уникальная сумочка, сшитая из концовок полотенца. В экспозиции выставлен подзор (салфетка), сшитый из льняной домотканины белого цвета. Поверхность заполнена вышивкой: в верхней части — орнамент в виде пары лебедей с геральдическим узором посередине, в центре — крупные узоры с растительным орнаментом, в нижней части — полоса с геральдическим орнаментом. Из фондов музея очевидно, что нередко украинцы в Башкортостан привозили с собой предметы быта, изготовленные на прежней родине.

Особое место в украинских коллекциях занимают вышитые по вороту, вдоль разреза и на манжетах мужские и женские сорочки — знаковый элемент украинского народного костюма. В Башкортостане сорочка шилась из холщового отбеленного полотна туникообразного покроя или на кокетке, без воротника или со стоячим низким воротником. В экспозиции женская сорочка представлена с юбкой, сшитой из двух одинаковых прямоугольных полотнищ льняной домотканины белого цвета. Костюмный комплекс дополняют изящные черные полусапожки со шнурками. Мужские рубахи, имеющиеся в музейных фондах, сшиты из белой хлопчатобумажной ткани, ворот-стойка и рукава украшены гобеленовой вышивкой и крестом разноцветными нитями с геометрическим орнаментом.

Коллекции по этнографии белорусов (в 2010 г. в РБ 11,7 тыс. чел.) для Музея археологии и этнографии собирались в 1980—2010-х гг. В.Я.Бабенко, Е.А.Чегодаевым и Ф.Г.Галиевой в Иглинском районе РБ. Часть предметов закуплена у жительницы Уфы Р.Ф.Можжериной в 2005 г. В совокупности это 3 коллекции, 10 предметов.


Экспонаты музея свидетельствуют о том, что белорусские женщины и девушки были искусными мастерами в изготовлении домотканой одежды, отдельных полотен, кружев, предметов быта, превращая их в произведения искусства, достойные восхищения многих поколений. Полотенца-рушники, служившие для декорирования переднего угла или вытирания рук, делались из домотканины, украшались вышивкой крестом нитями красного и черного цветов и кружевами домашнего производства. На полотенцах встречается изображение Герба Российской империи в венке с бантом внизу, креста с двумя букетами и надписи: «Не трудна моя работа — вышивать была охота». Подзор для кровати выполнен из хлопчатобумажной ткани белого цвета, декорирован длинной полоской домашнего кружева с зубчатым краем. Для самовара использовалась кружевная круглая накидка ручной вязки из хлопчатобумажных ниток белого цвета. Из одежды имеется домотканая шерстяная, слегка расклешенная к низу юбка. Продуктом высокого мастерства является передник, насыщенный разнообразными орнаментами и красками, украшенный изящным кружевом, узорным полотном, цветной тесьмой и галуном. В фондах музея есть также изделия белорусских мужчин, которые с давних времен отличались искусством изготовления клепаной (бондарной) посуды (ушаты, бадьи, бочки, маслобойки).

Марийские коллекции (в РБ в 2010 г. 103,7 тыс. чел.) характеризуют материальную и духовную культуру восточных марийцев, проживающих в Республике Башкортостан и Свердловской области (прибельские, икско-сюньские, уральские). Они собирались в 1980—2010-е гг. С.Н.Шитовой, Л.И.Нагаевой, И.Г.Филатовой, Р.И.Якуповым, И.Г.Петровым, Е.Е.Нечвалодой, Р.Р.Садиковым, Р.С.Рашитовой, Л.Г.Кузнецовой в Нуримановском, Янаульском, Мишкинском, Дюртюлинском, Илишевском и других районах РБ, а также в Красноуфимском районе Свердловской области. Всего в фондах музея хранится 22 коллекции и 293 марийских предмета. Наиболее репрезентативной является коллекция Л.И.Нагаевой, собранная в 1982 году в Мишкинском р-не РБ. Привлекательность коллекций для этнографов и музейных работников заключается в том, что, проживая в иноэтничном окружении и в отрыве от основного массива этноса, восточные марийцы сохранили многие архаичные элементы. Вместе с тем, под тюркским воздействием они приобрели новые черты, не характерные для остальных групп этого народа.


Основную часть из собраний марийских артефактов составляет текстиль — домотканая одежда, полотенца, скатерти, отрезы тканей и т.д. Одежда представлена женскими и мужскими рубахами и кафтанами из белого холста, пестряди и фабричных тканей, детскими рубахами из домотканины, фартуками, поясами, женскими головными уборами шынашовычо, äкäй и т.д. В коллекциях музея представлены полные комплекты свадебной, молельной, праздничной и будничной одежды прибельских и уральских марийцев. Уникальностью обладают вышитые шелком кафтаны из белого холста, например, женский свадебный ош шовыр из д.Тынбаево Мишкинского района РБ. В этой же коллекции имеется редкий образец девичьей одежды с аппликацией — лупыне тувыр (рубаха с бабочками), которую девушка надевала после сватовства и носила до свадьбы.

Экспонаты показывают временную и региональную вариативность в оформлении женских уборов шынашовычо: старинные образцы этих уборов сплошь покрыты вышивкой, на позднейших она заменена машинной строчкой. Большую научную ценность представляет марийская одежда из Красноуфимского района Свердловской области. По ее образцам, представленным в музее, можно наблюдать процесс перехода от белой одежды к пестрядинной, первоначально сине-белой в мелкую клетку, позднее — к красной пестрядинной. Новый материал в рубахах первоначально пускался на рукава. Образцы старинных распашных кафтанов уральских марийцев демонстрируют процесс развития декорирования одежды: на старинных кафтанах ворот, подол и края рукавов сплошь покрыты шелковой вышивкой, на поздних образцах они заменяются аппликацией из полос красной ткани. Музей обладает также небольшим собранием головных уборов и нагрудников, декорированных серебряными монетами, и других украшений. В их числе нагрудники сога, яга, головные уборы такия, подбородочное украшение пелыштенге, серьги кёрж, заколка шыркама.

В фондах музея представлена также лыковая обувь (лапти), предметы быта и рабочие инструменты (лукошки из коры ясеня, корзины, детали ткацкого станка, веретена, скальница, безмен, станок для плетения рогожи, кнут, роевня, лопата деревянная, нож, капканы, маслобойка, бурав и т.д.). Уникальные культовые предметы прибельских марийцев имеются в коллекции из д.Старокульчубаево и д.Тынбаево Мишкинского района РБ — деревянные скульптуры кукушек, устанавливавшиеся на намогильные шесты, а также подставки для возжигания свечей.

Удмуртские коллекции (в РБ в 2010 г. 21,5 тыс. чел.) представляют предметы материальной культуры закамских удмуртов, проживающих в Республике Башкортостан и Свердловской области, как придерживающихся традиционных верований, так и крещеных. Удмуртские артефакты собирались начиная с 1985 г. экспедициями под руководством С.Х.Долотказиной, И.Г.Петрова, Т.Г.Миннияхметовой, Е.Е.Нечвалоды и Р.Р.Садикова в Бураевском, Зилаирском, Ермекеевском, Янаульском, Балтачевском, Татышлинском и других районах РБ, в Красноуфимском районе Свердловской области. В составе 11 коллекций имеется 105 предметов.


Значительная часть удмуртских коллекций содержит предметы одежды и бытового текстиля, небольшая — быта и хозяйства. Наибольшую ценность представляет коллекция, собранная Т.Г. Миннияхметовой в 1994 г. в д.Асавка Балтачевского района РБ, где имеются женские рубахи из пестряди, кафтаны, в т.ч. ритуальный белый шортдэрем, передники, штаны, платки, а также скатерти, полотенца, занавеси, паласы, наперники. Многие из них являются замечательными образцами узорного ткачества. В коллекции имеются также женская шапочка манлай и подбородочная повязка сакал, украшенные серебряными монетами. Другая, столь же репрезентативная коллекция, отражает культуру крещеных удмуртов с. Купченеево Ермекеевского р-на РБ. Здесь есть образцы бытового текстиля (полотенца, подзоры, скатерти, украшения для божницы), а также одежда (женские рубахи, передники, пояс, головные полотенца, налобная повязка).

Два предмета характеризуют культуру красноуфимских удмуртов, проживающих в Свердловской области: женский кафтан (йелан) и головной убор (экей). Данные артефакты ничем не отличаются от марийских, приобретенных в этом же районе, что говорит о значительном влиянии марийцев на красноуфимских удмуртов, обусловленным совместным проживанием. Необходимо отметить, что этнографические коллекции по данной группе удмуртов практически не представлены в собраниях других музеев.

Удмуртские коллекции музея дают возможность проследить эволюцию костюмного комплекса. Старинные женские рубахи из полосатой или клетчатой пестряди в течении XX в. сменились на одежду из покупных тканей с сохранением некоторых национальных элементов. Первый тип одежды закамскими удмуртами называется вашкала дэрем (старинная рубаха), второй — удморт дэрем (удмуртская рубаха).

Мордовские коллекции (в РБ в 2010 г. 20,3 тыс. чел.) отражают этнографию приуральской мордвы, проживающей в Респуб­лике Башкортостан. Мордовские вещи представлены коллекциями, собранными в 1990—2010-х гг. З.И.Минибаевой, Л.Г.Кузнецовой, Е.С.Данилко, Р.Р.Садиковым, Е.Е.Нечвалодой в Ермекеевском, Дуванском, Аургазинском, Бижбулякском, Стерлитамакском, Федоровском и Кармаскалинском районах РБ. В семи коллекциях по мордве содержится 65 предметов. Музейные коллекции характеризуют одежду мордвы-эрзи, экспонатов по одежде мордвы-мокши пока не имеется.


Основную часть мордовских коллекций составляют предметы одежды (рубахи, сарафаны, кофты, юбки, фартуки, пояса, чулки) и бытового текстиля (домотканые полотенца, скатерти, уголки для божницы), имеется также небольшое число бытовых предметов (кувшины, самопрялка, рубель, гребенки, чесалки, детали ткацкого станка). В музее хранятся комплекты всех трех костюмных комплексов, имевших в разное время распространение среди мордвы региона. Уникальными образцами декоративно-прикладного искусства (вышивка шерстью) являются элементы одежды из белого холста: рубаха панар, кафтан руця, головной убор сорока, подвеска поясная пулакш, вышитый фрагмент поясного украшения цёкокаркс. Сарафанный комплекс представлен сарафаном и блузой из Дуванского района РБ. Имеется также несколько комплектов кофт и юбок, как из покупных тканей (ситцевые и кашемировые), так и домотканые шерстяные. Большой интерес представляет одежда свахи — распорядительницы на мордовской свадьбе: кофта, юбка, передник и свадебное ожерелье.

Три артефакта из двух коллекций музея демонстрируют культуру местных эстонцев (в РБ в 2010 г. 219 чел.): шерстяное покрывало tekk (2006 г., Р.Р.Садиков, Стерлибашевский р-н РБ), самопрялка-лежак vokk, варежка kindad ( 2012 г., Р.Р.Садиков, Давлекановский р-н РБ).

Латышские коллекции (в РБ в 2010 г. 1,1 тыс. чел.) составляют 11 предметов, собранных в 2010 г. Е.А.Чегодаевым и Ф.Г.Галиевой в с.Балтика Иглинского района РБ. Включают Библию на латышском языке 1898 года издания, плетеные из ржаной соломы корзину для хранения муки и блюдо для хлеба, три шерстяных домотканых одеяла, филейную скатерть, вязаные женские перчатки и ряд других вещей.

Еврейские коллекции (в РБ в 2010 г. 1,9 тыс. чел.) включают 49 предметов собирателя И.М.Минеевой. В их числе: домашний текстиль (скатерть, полотенца, покрывало, настенное панно, наволочки, занавес, салфетки), украшенный вышивкой болгарским крестом и филейными вставками. Из атрибутов одежды в коллекции имеются вышитая мужская сорочка, ажурный галстук, женская капроновая манишка, а также головной платок и красного цвета ботинки.

Немецкие коллекции (в РБ в 2010 г. 5,9 тыс. чел.) собирались М.А.Платоновой в д.Константиноградовка Стерлитамакского района РБ в 1990 г., Р.М.Мухаметзяновой-Дуггал в д. Алексеевка Благоварского района РБ в 2012 г. и А.Н.Кляшевым в г. Уфе в 2012 году. В трех коллекциях хранится 13 немецких предметов. В их числе: домашний текстиль (занавес, подзоры, наволочки, украшенные вышивкой, вязаное крючком покрывало), изделия из дерева (детская напольная колыбель, прялка, плетеные корзины для хранения продуктов, шприц для изготовления домашней колбасы), а также религиозные книги на немецком языке, опубликованные готическим шрифтом в конце XIX — начале XX в. («Новый завет» и два сборника молитв и псалмов).

Подводя итоги исследования, следует выявить проблемы в комплектовании этнографических коллекций музея. В связи с тем, что основной задачей предыдущих поколений собирателей была фиксация архаики (как правило, предметов крестьянского быта конца XIX — начала XX в.), мало внимания уделялось вещам, которые характеризуют эволюцию и модернизацию культуры. В современных условиях возрождения этнических традиций и их интерпретации в многоэтничной среде актуализируется необходимость собирания соответствующих предметов. Однако реформирование Российской академии наук, повлекшее за собой прекращение финансирования музеев и музейной деятельности в целом практически привело к приостановке собирательской работы. В последние годы экспонаты в основном привозятся в результате полевых исследований народов по инициативе и на средства самих исследователей.

Коллекции Музея археологии и этнографии по традиционной культуре разнообразны, характеризуют этнографию 13 народов, особенно ярко — народный костюм, ткачество и вышивку. Вместе с тем, недостаточно представлены хозяйственные занятия и народные промыслы, а также такие этнографические сюжеты, как жилище и его убранство, посуда, обувь, украшения, детская одежда, религиозные верования, празднично-обрядовая культура. К сожалению, коллекции музея не дают полной картины по всем этнографическим и территориальным группам народов. Так, большинство русских предметов привезено из северо-восточных районов Башкортостана от православных и староверов. Недостаточное внимание уделено другим ареалам компактного расселения этого народа, представленного крестьянами, горожанами, казаками, горнозаводским населением. Мало предметов, характеризующих отдельные территориальные группы татар, а также мордву-мокшу, белорусов, икско-сюньских марийцев. Вероятно, это станет задачей будущих собирателей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Музей археологии и этнографии: Каталог музейной экспозиции Центра этнологических исследований Уфимского научного центра РАН / ответ. ред. А.Б.Юнусова. — Уфа: ЦЭИ УНЦ РАН: Информреклама, 2007. — 220 с.
2. Финно-угорские народы в коллекциях Музея археологии и этнографии Центра этнологических исследований УНЦ РАН: Каталог / сост. Е.Е.Никонорова; вступ. ст. Р.Р.Садикова; отв. ред. Ф.Г.Ахатова. — Уфа: Информреклама, 2006. — 120 с.
3. Чувашские коллекции в этнографических фондах Музея археологии и этнографии Института этнологических исследований имени Р.Г.Кузеева Уфимского научного центра РАН: каталог-альбом / сост. И.Г.Петров. — Уфа: ИЭИ УНЦ РАН; ГУП РБ Издательство «Белая река», 2017. — 124 с.
4. Башкирские нагрудные украшения из кораллов и монет / сост. Н.Г.Рутто; вступ. ст. С.Н.Шитова. — Уфа: Информреклама, 2006. — 92 с.
5. Никонорова Е.Е. Одежда уральских марийцев в собрании Музея археологии и этнографии (Уфа) // Этнические взаимодействия на Южном Урале. Материалы III Региональной научно-практической конференции. — Челябинск, 2006. — С.189—199.
6. Никонорова Е.Е. Традиционная мордовская одежда из белого холста в коллекциях уфимских музеев // Материальная культура башкир и народов Урало-Поволжья. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. — Уфа, 2008. — С.263—284.
7. Хасанова З.Ф. Русские коллекции из Дуванского района Башкортостана в собрании МАЭ ИЭИ УНЦ РАН // Русские айско-юрюзаньского междуречья (история, антропология, культура) историко-этнографические очерки. — Уфа, 2012. — С.321—356.
8. Петров И.Г. Музей археологии и этнографии Центра этнологических исследований УНЦ РАН (исторический очерк) // Этнографическое обозрение. 2003. №2. — С.136—150.
9. Петров И.Г. Чувашские коллекции в фондах Музея археологии и этнографии: история комплектования, количественный и предметный состав // Известия УНЦ РАН. 2011. №2. — С.50—55.
10. Садиков Р.Р. Финно-угорские коллекции в уфимских музеях // Ежегодник финно-угорских исследований. 2015/ №1. — С.87—98.