Все новости
Этнография
10 Ноября 2018, 17:28

Лесные промыслы башкир Инзерского бассейна

Зифа ХАСАНОВА, кандидат исторических наук В статье на основе анализа этнографических и архивных материалов рассматриваются особенности развития лесных промыслов у башкир инзерского бассейна, по родоплеменному составу относящихся к катайцам (инзер-, кузгун-, идель-катайцы). Экспедиции были осуществлены в 2010—2011, 2016—2017 гг. в 13 башкирских населенных пунктах Белорецкого района Республики Башкортостан. В исследовании использованы материалы Национального архива РБ.

Главное занятие башкир-катайцев, наряду со скотоводством — лесные промыслы, ими занимались почти круглый год. Лесные промыслы начали развиваться в XVII — начале XVIII в., однако широкое распространение получили с середины XIX века.

Развитие лесных промыслов стало возможным по четырем основным причинам. Во-первых, территория, населенная башкирами-катайцами, богата лесами. Во-вторых, с появлением в крае горных заводов возникла высокая потребность в топливе и возможность продажи леса и продуктов лесных промыслов заводам. В-третьих, стало сокращаться скотоводство по причине нехватки пастбищ для тебеневки. В-четвертых, не получило должного развития земледелие.

Лесное пространство Оренбургской губернии занимало одну треть всей площади губернии, из них башкирам принадлежало больше половины. Самое большое количество леса находилось в Верхнеуральском, Бирском, Уфимском и Троицком уездах1. Как пишет Д.П.Никольский об инзер- и кузгун-катайцах: «…главное их занятие — это лесной промысел, которым занимаются они круглый год»2.

Лесные промыслы у башкир-катайцев включали рубку и сплав леса, заготовку различного рода сырья, поташное производство, производство смолы и дегтя, дранье мочала, углежжение. Среди вышеперечисленных промыслов основное место занимала заготовка леса и его вывоз. По словам Д.П.Никольского, «…работали не только мужчины, но и дети, и даже женщины»3. Конечно, женщины и подростки выполняли более легкую работу.

Башкиры-катайцы заготавливали лес как в собственных, так и в казенных дачах. В Национальном архиве РБ хранятся договоры о сдаче башкирами своих земель заводовладельцам4. В них прописывалось, на какой срок сдается в аренду данный участок земли, сколько деревьев можно вырубить. Если башкиры сами вырубали и сплавляли лес, то заключали договоры с указанием оплаты за работу и за товар. Обычно договоры составляли на один или на три года. Вотчинные земли сдавали в аренду жители дд. Аисово, Суир-Аисово, Калашлино, Нукат, Арышпарово, Серменево, Заитово, Манашлино и т. д. «…с платою за пользование по 50 коп. в год за каждую десятину»5 и «…заводоуправление уплачивает в мирской капитал волости по количеству использованных лесосек: каждая десятина краснолистья по 2 руб. и чернолистья по 1 руб. Кроме этого, заводоуправление должно внести за башкир (жителей тех деревень, которые арендовали лес. — Х.З.) в уплату повинностей по 2 руб. за каждую платежную душу»6.

Башкиры-катайцы заготавливали дрова для Белорецкого, Тирлянского, Инзерского, Лапыштинского, Зигазинского, Авзяно-Петровского, Узянского, Кагинского заводов7. Среди местного населения было немало лиц, нанимавшихся в качестве сезонных рабочих к лесопромышленникам.

Рубкой леса занимались зимой. Лес вывозили к сплавным рекам, весной работали при его сплаве, а также занимались гонкой смолы8.

Деревья башкиры рубили железными топорами (балта). Долгое время топор оставался единственным инструментом. По рассказам информаторов, только в годы Великой Отечественной войны в тылу для заготовки дров начали применять пилу9. сейчас же используют бензопилу. Рубка дерева требовала особого умения, опыта и мастерства. В этом процессе участвовали несколько лиц, один человек не мог справиться с такой тяжелой работой. Валка производилась следующим образом: выбранное дерево сначала прорубалось с той стороны, на которую его хотели свалить, а затем рубили с противоположной стороны выше первой зарубки на 10—12 см, после этого мужчины с помощью жерди толкали дерево. Упавшее дерево очищали от веток и сучьев10. Очищенный ствол разрубали на части желаемой длины. Дрова заготовлялись в течение всего года, но основным сезоном считались зима и ранняя весна. Качественный лес, который шел на строительные материалы, рубили зимой и осенью. Для строительства в основном использовали сосну, лиственницу и ель. Наиболее распространенная длина бревен равнялась 6—7 метрам11. Для хранения заготовленных бревен весной их очищали от коры, приподнимали от земли и складывали на подкладки. В качестве подкладки использовали верхушки деревьев и толстые ветки. При укладке бревен пользовались специальным рычагом, изготовленным из наиболее прочных пород деревьев. Заготовленные дрова укладывали в поленницы (əрҙəнə).

Вывозкой леса с делянок занимались осенью и зимой. В последние месяцы осени, когда снега еще мало, для вывозки бревен использовали волокушу (hөйрəтке), состоящую из оглоблей (тəртə, арыш) длиной в три с половиной метра и поперечины, соединяющейся с оглоблями. Лошадь впрягали в волокушу как в сани и без особых приспособлений. В зимний период вывозили на санях. При вывозе длинных бревен использовали сани, к ним прицепляли маленькие сани, называемые в народе подсанками12. Как отмечает М.Г.Муллагулов, подсанками (санаса) начали пользоваться в конце XIX века13. В настоящее время при вывозке леса используют сельскохозяйственную технику.

Важным моментом лесоразработки был сплав лесных материалов (kыуғын). Вывезенный лес складывали на берегу реки, откуда весной в период половодья сплавляли плотами по рекам Агидель, Тюльма, Малый и Большой Инзер, Суриндзяк и по более или менее значительным их притокам. Особенно много леса сплавлялось по Агидели. Так, если в 1886 г. по Бельскому речному бассейну прошло всего лишь 334 плота, то в 1899 г. их насчитывалось уже 1628. Башкиры-катайцы, жившие в удалении от сплавных рек, перевозили лес до места продажи на лесовозных телегах, а в зимнее время — на санях, прицепляя к ним подсанки. Сплав лесного материала начинался после очищения рек от льда и продолжался до июня, а в иные годы — до самой осени14. Лесосплав осуществлялся разными способами. Различался сплав молевой (отдельными бревнами по течению), плотовой (связанные в плоты бревна плывут по течению или буксируются) и кошельный (лес размещается в ограждениях из бревен (кошелях) и транспортируется буксиром)15. Если сплав плотов производился по большой воде, в половодье, то плоты делались небольшие, узкие, но длинные, легкоподвижные.


На сплав башкиры-катайцы нанимались сплавщиками (kыуғынсы) поденно. Сплавщики обычно работали группами из нескольких человек и были вооружены баграми. У каждой группы была своя определенная территория, сплавщики шли по берегу и следили за движением плывущих бревен. Сплав леса был сопряжен с большими трудностями, требовал сноровки, силы и ловкости от гонщиков. Особенно опасны были так называемые «заторы» бревен, которые приходилось разбивать с большим риском для жизни. Работа сплавщиков была тяжелая и малооплачиваемая — за 14 и более часов работы гонщики леса получали 50—60 копеек16.

Во многих деревнях существовали пристани, куда привозили лес (например, у д.Усмангали). Люди приезжали туда работать на заготовке и сплаве леса. Лесопромышленники нанимали их заблаговременно, оплачивая труд деньгами, продуктами питания17.

С весны до осени башкиры-катайцы занимались углежжением. Этот промысел в крае существовал с древних времен, его широкое распространение связано со строительством горных заводов на территории Южного Урала, для которых требовались большие объемы этого топлива. Строительство горных заводов (к концу XIX в. существовало 9) привело, во-первых, к дополнительному сокращению башкирских вотчинных земель, во-вторых, к увеличению потребности в топливе. Утверждать, что башкиры со дня основания горных заводов работали разнорабочими, будет неправильно, так как их строительство вызвало волну протестов и недовольства у местного народа. Активное участие башкир в восстании 1773—1775 гг. и разрушение Авзяно-Петровского завода подтверждают их отношение к заводам. Диалог между заводовладельцами и башкирами начинается только во второй половине XIX века — это подтверждают многочисленные документы, хранящиеся в Национальном архиве РБ.

В изучаемый период существовало три типа углежжения: ямный, кабанный (кучный), печный18. У башкирских углежогов повсеместное распространение получил ямный способ.

Углежжение представляло собой довольно сложный и трудоемкий производственный процесс, поэтому им занимались преимущественно мужчины. Оно требовало от работника умения и значительной физической силы. Большим искусством было умение правильно сложить дрова для обжига, не говоря уже о регулировании огня во время самой операции19. Уголь выжигали из различных пород деревьев, но чаще всего из березы. Дрова заготовлялись с весны, рубили деревья с конца марта до конца апреля, распиливали на поленья, складывали в поленницы и оставляли для сушки. В сентябре дрова сортировали на сосновые и березовые, складывали в отдельные кучи для жжения угля.

Процесс углежжения заключался в следующем: недалеко от леса на пригорке с сухим грунтом рыли круглую яму диаметром в 2—2,5 м и глубиной около метра. На дно ямы клали подкладки из бревен и на них укладывали дрова, оставляя сквозное пространство. Затем все это сооружение покрывали сухой травой и ветками, обкладывали землей и дерном по всей поверхности. Поскольку хворостина была сухая, костер быстро разгорался. Углежоги поддерживали огонь и днем, и ночью, чтобы обугливание происходило равномерно20. Операция жжения угля продолжалась от двух-трех суток до 10 дней, в зависимости от объема дров в яме. После этого вскрывали яму с помощью лопаты, освобождая ее от дерна и земли. Остатки огня в куче тушили водой. Уголь должен был получиться крупный и хорошего качества. Готовый уголь погружали в телеги и увозили на продажу. О том, по какой цене продавали древесный уголь, данных нет. В разное время за древесный уголь платили разную сумму, например, в 1763 году на Авзяно-Петровском заводе за закладку двадцатисаженной кучи (объем кучи — 11 300 кубических футов) заводским вспомогательным рабочим платили 2 рубля21. В 1855 году за короб древесного угля платили 65 коп., а 1861 г. за этот же объем — 1 руб. 81коп22. Потребности Белорецкого завода в древесном угле в год составляли 23 тыс. коробов, Кагинского — 7 тыс., Авзяно-Петровского — 38 тыс., Узянского — 16 тыс.23


Двум работникам с лошадьми на укладку кучи в яму, осыпи и дернение требовалось 17 дней, на жжение угля — 10 дней, на его кучение и разломку — 14—15 дней. На весь процесс требовалось 42—43 дня24.

В населенных пунктах Тукан, Зигаза, Майгашле и сегодня продолжают изготавливать уголь для продажи традиционным способом.

Промыслы по заготовке коры липы были широко распространены у башкир-катайцев. Из липовой коры они получали мочало, лыко и луб. Из мочала башкиры делали веревки, рогожи, сбрую и т. д. Об этом Д.П.Никольский писал так: «Все это продается или в Архангельском заводе, или в Верхнеуральске, а иногда на мочало являются скупщики, которые почти за бесценок скупают весь товар»25.

С наступлением весны у башкир-катайцев начиналось дранье лыка. Снимали липовую кору для мочала во время сокодвижения в деревьях — с конца мая по июнь, для получения более качественного материала снимали в июле26. Д.П.Никольский описывает эту работу так: «С наступлением весны начинается у башкир дранье лыка, сушка и затем летом замочка его в речках. На пути к Инзеру часто встречаются в реках запруды из мокнущего лыка. Подобное мочение продолжается до осени»27.

В этой работе участвовали в основном мужчины, так как она очень трудоемкая и требует от мастера много сил. Редко в работе принимали участие женщины. Сначала дерево срубали с помощью топора, затем снимали кору длиной 4—6 метров с помощью этого топора или специальным инструментом в виде длинной палки с острым концом. После этого кору погружали для замачивания в маленькие водоемы, оставшиеся после весеннего половодья, либо в маленькие речки, и оставляли на 30—40 дней, положив сверху гнет, например, камень. Вытащив кору из воды, снимали лыко, мыли его и вешали под навесом для сушки.

В настоящее время башкиры-катайцы продолжают изготавливать лыко традиционным способом практически во всех населенных пунктах Белорецкого района. Из него делают мочало, вьют веревки.


Широкое распространение получили у башкир-катайцев промыслы по сидке дегтя (дегет kайнатыу). В начале XX в. М.А.Круковской писал: «Лесные, как и горные башкиры занимаются сидкой дегтя, выделкой колесных ободьев, рубкой и сплавом леса»28. Деготь башкиры изготавливали в основном для продажи. В хозяйстве его использовали для смазывания кожаных изделий, тележных колес (для этого использовали не чистый деготь, а смешивали его со смолой и называли шушмином), а также для лечения различных болезней29. Для продажи и в народной медицине использовали чистый деготь (таҙа дегет). Для получения чистого дегтя березу очищали от грибков и трухи.

Деготь получали из бересты, лучшим материалом считалась сырая береста (йәш туҙ), которую, как правило, сдирали весной во время активного сокодвижения в деревьях (kайын ишкәкләгәндә). Съемка коры требовала от мастера навыков, обычно эту работу мог выполнить один человек. Прежде чем приступить к делу, мастер тщательно отбирал дерево, чтобы оно не было старым и больным. Наибольший выход дегтя получали из бересты, снятой с крупных деревьев. Поэтому съем бересты производили, как правило, с деревьев диаметром не менее 12—14 см. Лучшим сырьем для производства дегтя является «соковая» береста, то есть береста, снятая с растущих или свежесрубленных деревьев30. Снимали кору следующим образом: сначала делали вертикальный надрез на дереве до луба, затем — два горизонтальных, определяющих размер снимаемой бересты. Сдирали кору с помощью топора и долота (kыйғаk) с длинной деревянной ручкой. Заготовленную кору сначала собирали в кучу, а затем на телегах перевозили к месту дегтекурения.

Сидка дегтя у башкир-катайцев производилась в ямах. Этот способ сохранялся довольно долго, вплоть до 30-х годов XX в31. Ямы (дегет баҙы) находились рядом с лесом, либо на пригорке, либо на берегу реки. Глубина ямы достигала 2 м, а диаметр ее составлял от 1,5 до 3 м. Ямы обмазывались изнутри толстым слоем глины (мəтебалсыk) или же обкладывались кирпичом. Со дна ямы наружу выходила деревянная из цельного бревна труба (улаk), по которой вытекал деготь32. На месте выхода трубы стена снаружи укреплялась камнями или деревянными плашками.

Работа начиналась с наполнения ямы берестой. Всю внутреннюю поверхность ямы равномерно обкладывали, в центре устанавливали так называемую бабку (инəсəй, əсəй), представлявшую собой плотно сложенные вместе берестяные листы. После того, как яма заполнялась, она обкладывалась травой и кусками дерна. Потом ее разжигали по всему кругу33. Дегтярник в течение всей операции следил за тем, чтобы горение происходило медленно и постепенно, орудуя специальной палкой (бутағас). По мере тления бересты деготь вытекал на дно ямы, а оттуда — по трубе в деревянный сосуд, предназначенный для этого.

На сидке дегтя и гонке смолы, как и на углежжении, основную рабочую силу составляли мужчины, труд женщин и подростков использовался лишь при заготовке материала.

Немаловажную роль среди промыслов башкир-катайцев играла добыча смолы (ыҫмала kыуыу). Смола — живица, густой древесный сок хвойных деревьев, нерастворимый в воде34. Смолу башкиры собирали и продавали в основном горным заводам, там деготь и смолу использовали как смазочные материалы. К ним добавляли животное сало и смазывали трущиеся части машин: подшипники колес, молотов, мехов, кривошипы, пальцы у валов35. Башкиры смолу использовали и для лечения различных болезней (лечили ею бронхи, легкие), и в быту. Смолу добывали с весны до осени, то есть в теплое время года, когда она бывает жидкой. Ее получали из немолодых сосен. Мастер (т. е. вздымщик) с помощью специального инструмента — скобелки — снимал с дерева кору диаметром 3 см, делал прорез (желобок) на высоте примерно 2 м, под ним ставил небольшой сосуд, куда стекала смола. В течение 3 дней этот сосуд наполнялся смолой. Всю собранную живицу выливали в большую бочку. Для сбора 200-литровой бочки смолы надо было «отметить» около 5—6 тысяч сосен.

В зимний период собирали смолья — пни и корни соснового дерева. Заготовленные смолья подвозились на телегах и складывались в кучу. Перегонка смолы по технике и способу добычи близка к сидке дегтя. Перегоняли смолу, как и деготь, в яме. Видимо, этот метод получения смолы в начале XX в. исчез, потому что информаторы уже плохо помнят о его существовании.

Таким образом, лесные промыслы играли существенную роль в жизни башкир-катайцев. Особенное развитие лесные промыслы получили с середины XIX в., это было связано с сокращением поголовья скота в годы неурожая, что вынуждало башкир наниматься разнорабочими на горные заводы.

Примечания

1 Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии. — Уфа: Типография Оренбургского Губернского Правления, 1859. — С.333.

2 Никольский Д.П. Из поездки к лесным башкирам // Землеведение. Т. 2. кн. 4. 1895. — С.56.

3 Там же.

4 НА РБ. Национальный архив Республики Башкортостан. Ф. И. 99. Оп. 1. Д. 24; Ф. И. 99. Оп. 1. Д. 44; Ф. И. 99. Оп. 1. Д. 2; Ф. И. 99. Оп. 1. Д. 15.

5 НА РБ. Ф. И. 99. Оп. 1. Д. 24.

6 Там же.

7 Полевые материалы Хасановой З.Ф., 2017 г., Республика Башкортостан, Белорецкий район, с. Ассы, Габдюково, Зуяково.

8 Кубер В.В. Оренбургская Башкирия в лесохозяйственном и лесопромышленном отношениях. — СПб., 1887. — С.4.

9 Полевые материалы Хасановой З.Ф., 2017 г., Республика Башкортостан, Белорецкий район, с. Ассы, Габдюково, Зуяково.

10 Полевые материалы Хасановой З.Ф., 2017 г., Республика Башкортостан, Белорецкий район, с. Ассы, Габдюково, Зуяково.

11 Муллагулов М.Г. Лесные промыслы. — Уфа: УНЦ РАН, 1994. — С.24.

12 Полевые материалы Хасановой З.Ф., 2017 г., Республика Башкортостан, Белорецкий

район, с. Ассы, Габдюково, Зуяково.

13 Муллагулов М.Г. Указ. соч. — С.26.

14 Муллагулов М.Г. Лесные промыслы. — Уфа: УНЦ РАН, 1994. — С.27.

15 Шакурова Ф.А. Южноуральское село Кага: история края в вопросах и ответах. — М.:Изд-во ООО «Мэйлер», 2010. — С.49.

16 Муллагулов М.Г. Лесные промыслы. — Уфа: УНЦ РАН, 1994. — С.31.

17 Кубер В.В. Оренбургская Башкирия в лесохозяйственном и лесопромышленном отношениях. — СПб., 1887. — С.4.

18 Боков В.Е. Куренная операция на уральских горных заводах. Т. 1. — Пермь, 1898. — 454 с.

19 Муллагулов М.Г. Лесные промыслы. — Уфа: УНЦ РАН, 1994. — С.154.

20 Там же.

21 Боков В.Е. Куренная операция на уральских горных заводах. Т. 1. — Пермь, 1898. — 284с.

22 Там же. — 466 с.

23.Там же.

24 Геннин В.И. Описание уральских и сибирских заводов. 1735. — М.: Гос. изд-во «История заводов», 1937. — С.334—341.

25 Никольский Д.П. Из поездки к лесным башкирам // Землеведение. Т. 2. кн. 4. 1895. — С. 57.

26 Полевые материалы Хасановой З.Ф., 2017 г., Республика Башкортостан, Белорецкий район, с. Ассы, Габдюково, Зуяково.

27 Никольский Д.П. Указ. соч.

28 Круковский М.А. Южный Урал. — М.: Издание К.И. Тихомирова, 1909. — С.90.

29 Муллагулов М.Г. Лесные промыслы. — Уфа: УНЦ РАН, 1994. — С.157.

30 Полевые материалы Хасановой З.Ф., 2017 г., Республика Башкортостан, Белорецкий район, с. Ассы, Габдюково, Зуяково.

31 Муллагулов М.Г. Лесные промыслы. — Уфа: УНЦ РАН, 1994. — С.157.

32 Хасанова З.Ф. Традиционные хозяйственные занятия башкир инзерского бассейна

(середина XIX – начало XXI в.). — СПб.: ООО «Свое издательство», 2014. — 188 с.

33 Муллагулов М.Г. Лесные промыслы. — Уфа: УНЦ РАН, 1994. — С.158.

34 Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия. — М., 2007. — С.254.

35 Кулбахтин Н.М. Формирование горной промышленности Башкирии в XVIII веке. Учебное пособие. — Уфа: РИО БашГУ, 1989. — С.62.

Читайте нас: