Сохранение элементов традиционного костюма характерно и для чувашского населения Южного Приуралья. В этнографической науке за проживающими на данной территории чувашами закрепился термин «приуральская группа» или «приуральские чуваши». Впервые он научно был обоснован Р.Г. Кузеевым в монографии «Народы Среднего Поволжья и Приуралья: этногенетический взгляд на историю». Исходя из особенностей территориального расселения чувашей, в Волго-Уральском регионе Р.Г.Кузеев выделил 4 группы: закамскую (расселены на территории современного Татарстана); заволжскую (чуваши левобережных районов современных Ульяновской, Самарской и отчасти Саратовской областей); приуральскую (чуваши, живущие в Башкортостане и Оренбургской области) и прикамскую (чуваши современного Пермского края)1. Е.А.Ягафова в Урало-Поволжье предложила выделить 6 этнотерриториальных групп: приволжскую, заволжскую, закамскую, бузулукскую, приикскую и прибельскую2. Нынешние чувашские этнографы предложенную Р.Г.Кузеевым классификацию считают вполне оправданной, но с учетом добавления в нее «приволжской группы»3. В то же время, с учетом новейших результатов углубленных исследований диалектных признаков культуры и языка чувашей, предложенная Е.А.Ягафовой классификация представляется более правильной и научно обоснованной. Тем не менее, это отнюдь не означает, что проблема стратификации этнотерриториальных групп чувашей решена полностью и не нуждается в дальнейших исследованиях. На сегодняшний день мы можем констатировать о более или менее удовлетворительном решении этого вопроса касательно чувашей только Урало-Поволжья.
В научной литературе традиционный костюм чувашей Башкортостана до второй половины ХХ в. не удостоился сколько-нибудь обстоятельного освещения. В публикациях XVIII — начала ХХ вв. по одежде чувашей имеются лишь обобщенные сведения и описания, на основании которых трудно получить полное представление о костюме, не говоря уже о его локальных особенностях4. Такая же поверхностность и фрагментарность свойственна немногочисленным историко-краеведческим работам, написанным в первые десятилетия ХХ века5. Во второй половине 20-х — начале 30-х гг. ХХ в. определенную лепту в изучение этнографии башкирских чувашей внесла чувашская секция при Обществепо изучению Башкирии, которую возглавлял краевед и этнограф П.А.Петров- Туринге6. В 1929 г. сотрудники секции вместе со студентами Приуральского чувашского педагогического техникума в 7 селениях Белебеевского кантона организовали первую научную экспедицию по изучению башкирских чувашей7. Одной из задач экспедиции было изучение материальной культуры (поселений, жилищ, системы питания, традиционного костюма). Хотя материалы экспедиции не были опубликованы, одним из важных ее результатов явилась работа по сплошному фотографированию объектов материального быта, в том числе национальной одежды.
Впервые на серьезном научном уровне одежда чувашей Южного Приуралья с характеристикой основных ее особенностей была исследована в конце 60-х гг. ХХ в. чувашским этнографом Л.А.Ивановым8. В основу работы были положены результаты полевых материалов, собранных исследователем в 1961—1962 гг. в ТАССР (Аксубаевский и Октябрьский р-ны), БАССР (Аургазинский, Стерлитамакский, Белебеевский, Бижбулякский р-ны), а также в Куйбышевской (Искалинский, Похвистневский, Клявлинский р-ны), Оренбургской (Абдулинский р-н) и Ульяновской (Мелекесский р-н) областях. В статье Л.А.Иванов детально показал особенности женского и мужского костюмного комплексов на рубеже XIX—XX вв.: нательную одежду, головные уборы, украшения, обувь, верхнюю одежду. В заключительной части статьи автор на основе изученных костюмных комплексов сделал вывод о принадлежности чувашского населения к трем основным группам: серединным (анат енчи), низовым (анатри) и верховым (вирьял). К первой группе он отнес одежду чувашей Бижбулякского, Белебеевского районов БАССР и Абдулинского района Оренбургской области, ко второй — население ТАССР, Куйбышевской области и Аургазинского района БАССР, к третьей — чувашей с.Ибряйкино (Похвистневский р-н Куйбышевской области) и с.Косяковка (Стерлитамакский р-н БАССР).
Метод кратковременных экспедиционных исследований традиционной одежды чувашей Башкортостана учеными из Чувашии и публикация на их основе итоговых работ получил развитие в 80—90-е гг. ХХ в. В этом свете необходимо упомянуть работу этнографа Г.Б.Матвеева, которая была написана по итогам комплексной экспедиции ЧНИИ 1987 г. в Башкирскую АССР и Оренбургскую область. В работе автор отметил локальные отличия в костюме, указал на характерные особенности и иноэтнические заимствования, описал праздничные и обрядовые костюмы, привел местные названия одежды9.
Большой интерес представляет работа этнографа и искусствоведа Г.Н.Оркова, подготовленная по материалам экспедиции 1994 г. в Белебеевский и Бижбулякский районы РБ10. В указанной работе он кратко охарактеризовал историю изучения чувашского костюма, показал развитие мужской и женской одежды, отметил черты сходства с одеждой чувашей на основной территории расселения, а также местные особенности и иноэтнические заимствования в костюме.
Ценные сведения относительно общей характеристики одежды чувашей Башкортостана, а также ее локальных комплексов имеются в работах И.Г.Петрова11, В.В.Медведева12 и особенно в исследованиях Е.А.Ягафовой13.
В последние десятилетия одежда чувашей Башкортостана нашла отражение в иллюстрированных альбомах и музейных каталогах. В указанных изданиях содержатся не только красочные иллюстрации чувашского национального костюма и отдельных его предметов, но и содержательные аналитические статьи, подготовленные квалифицированными специалистами-этнографами14. Выгодно в этом отношении отличается научно-художественное издание «Чувашский костюм от древности до современности», в котором на основе музейных коллекций впервые показана одежда чувашей, проживающих не только на территории Чувашии, но и за ее пределами — в Закамье, Приуралье, Самарской Луке, Симбирско- Саратовском Заволжье, Оренбуржье.
Традиционная одежда чувашей Приуралья богато и разнообразно представлена в музейных коллекциях. Наиболее ранние и архаичные образцы чувашского костюма хранятся в Российском этнографическом музее (г.С-Петербург). Они были собраны в начале ХХ в. в Белебеевском уезде Уфимской губернии известными российскими этнографами и собирателями И.Н.Смирновым (колл. 176), С.И.Руденко (колл. 2845, 2846), В.П.Шнейдер (колл. 901). В 1968 г. небольшую коллекцию по одежде собрала С.А.Авижанская в Давлекановском районе БАССР (колл. 7894)15. Интересные и ценные собрания по одежде и декоративно-прикладному искусству чувашей хранятся в музеях г.Уфы: Национальном музее РБ, Музее археологии и этнографии ИЭИ УФИЦ РАН. Богатые коллекции имеются в Юматовском этнографическом музее, в Белебеевском, Стерлитамакском, Туймазинском историко-краеведческом музеях, в Бижбулякском историко-этнографическом музее, в Доме-музее К.В.Иванова, в школьных музеях. Некоторые из этих коллекций (Национального музея и Музея археологии и этнографии) подробно описаны и отражены в виде научных статей, рукописей и каталогов16. Небольшую коллекцию по костюму башкирских чувашей имеет в своих фондах Национальный музей Чувашской Республики. Основной костяк этого собрания составили коллекции чувашского костюма, переданные в музей комплексной экспедицией ЧНИИ ЯЛИЭ по изучению культуры и быта чувашей Башкирской АССР и Оренбургской области, которая состоялась в 1962 г.
Относительно принадлежности приуральских чувашей к той или иной этнографической группе (анатри, анат енчи, вирьял) у исследователей нет единого мнения. Часть исследователей считает, что приуральские чуваши в основной своей массе являются потомками крестьян-переселенцев, относившихся по языку и культуре к этнографической группе анатри — низовых, но впоследствии утративших прежнее этногрупповое самосознание17. С этой точкой зрения солидарны некоторые лингвисты и музыковеды18. Другие исследователи считают, что в языке и культуре приуральских чувашей кроме преобладающих низовых признаков встречаются другие компоненты, которые сближают их с этнической культурой верховых и средненизовых чувашей. Так, этнограф Л.А.Иванов, изучив национальную одежду прикамских и приуральских чувашей, пришел к выводу, что чуваши юго-западных районов Башкортостана по костюмным особенностям более близки к средненизовым (анат енчи) чувашам, а прибельской зоны — к низовым (анатри)19. К такому же выводу пришла Л.М.Лойко, изучив вышитые женские рубахи чувашей Белебеевского уезда из собраний С.И.Руденко и И.Н.Смирнова в фондах Государственного музея этнографии народов СССР (ныне РЭМ). Она идентифицировала их со старинными рубахами юго-восточных, т.е. средненизовых чувашей20. Гетерогенную сущность языковых и культурных характеристик приуральских чувашей выявила Е.А.Ягафова. По ее мнению, формирование приикской группы чувашей проходило при преобладающем участии средненизовых чувашей Свияжского, Цивильского и Чебоксарского уездов, составляющих в настоящее время урмарско-козловскую подгруппу чувашей анат енчи (42,1%). Низовые чуваши среди переселенцев, по ее мнению, составляли 25,9%, а верховые — 11,7%, 5,8% из них составляли выходцы из контактной зоны верховых и анат енчи. При этом 15% составили выходцы из Правобережья Волги, в основном из неверкинско-кулаткинского куста деревень, которые по своей характеристике приближаются к верхово-средненизовому типу21. Прибельские чуваши, как считает Е.А.Ягафова, сложились из тех же компонентов, но в иных пропорциях. Около 40% были выходцами из средненизовых чувашей, 17% — из низовых, 5% переселились из контактной зоны вирьял и анат енчи, доля собственных вирьял составляла около 2%. Относительно большой поток мигрантов наблюдался из Закамья (более 20%), Приволжья (свыше 7%) и Заволжья (почти 9%)22.
Таким образом, приведенные выше факты свидетельствуют о том, что с точки зрения диалектных и этнокультурных характеристик в Башкортостане представлено достаточно смешанное чувашское население. Вероятно, это обусловлено тем, что заселение Южного Приуралья проходило поэтапно и в переселенческом процессе принимали участие чуваши, принадлежащие к разным этнографическим группам со свойственными им диалектными и этнокультурными признаками. С другой стороны, образовавшиеся ранее чувашские поселения в процессе продолжающихся миграций постоянно «подпитывались» новыми партиями переселенцев — выходцами не только из Чувашского края, но и из соседних территорий — Приволжья, Заволжья, Закамья, которые были носителями различных этнографических и диалектных традиций. Однако основную часть переселенцев в период миграций составляли низовые и средненизовые чуваши. Поэтому ранние переселенцы, которые принадлежали к другим этнографическим группам, впоследствии подверглись внутренней ассимиляции и постепенно перенимали этнокультурные особенности численно преобладающих низовых и средненизовых чувашей. Поэтому на территории Башкортостана нет четко очерчиваемых ареалов, которые отождествляли бы себя с верховыми, низовыми и средненизовыми чувашами. Исключение в этом отношении составляют только верховые чуваши (вирьял). Однако и здесь об обширной локальной группе верховых чувашей говорить не приходится. Они в основном представлены единичными, слабо связанными между собой анклавами. На сегодняшний день традиции культуры верховых чувашей наиболее отчетливо сохранились в дер. Антоновка в Гафурийском и дер. Косяковка в Стерлитамакском районах РБ. Однако отголоски пребывания чувашей-вирьял отдельными улицами, родовыми гнездами или кланами прослеживаются и в других населенных пунктах Бельско-Икского междуречья. В бассейне р.Ик на западе республики — это дер.Никитинка (Туймазинский р-н), в бассейне среднего течения р.Белой — дер.Ахметка, дер.Березовка, дер.Новозириково, с.Ташлы (Гафурийский р-н), в верховьях р.Белой на юге республики — дер.Павловка, дер.Новомихайловка (Куюргазинский р-н), с.Бердяш (Зилаирский р-н)23.
Необходимо заметить, что размытость этногруппового самосознания приуральских чувашей и отсутствие на территории РБ четко сложившихся ареалов этнографических групп было обусловлено не только чрезвычайной смешанностью и мозаичностью переселенцев по этнокультурному признаку, но и другими причинами. Как показывают исследования, процесс формирования этнографических групп чувашей вплоть до XVIII в. оставался незавершенным. Значительная часть переселенцев раннего времени (XVII—XVIII вв.) еще не обладала устойчиво сложившимися стереотипами субэтнической идентичности. Поздние переселенцы, мигрировавшие в XIX—ХХ вв., различали себя по принадлежности к этнографическим группам и четко различали отличия между ними. Однако у них, «оказавшихся в Башкирии в сложных социальных и хозяйственно-культурных условиях, уже во втором-третьем поколениях это прежде актуальное этногрупповое самосознание теряло реальную почву и значение»24. Тем не менее, имевшие место когда-то этногрупповые особенности у приуральских чувашей в виде рудиментов еще долго сохранялись в языке, обрядовой культуре, этническом самосознании, в том числе и в народной одежде. Что же касается верховых чувашей, они переселились в Башкортостан в основном в середине, а также во второй половине XIX—начале ХХ в. и обладали устойчивой субэтнической идентичностью. На новых землях они, как правило, селились обособленно, придерживались эндогамных браков, обладали выраженным этническим самосознанием и не смешивались с другими чувашами. Правда, начиная с советского времени, такая замкнутость для верховых чувашей была уже не характерна.
Вышеперечисленные факторы формирования чувашского населения в регионе достаточно своеобразно отразились на национальном костюме. С одной стороны, костюмный комплекс чувашей Башкортостана сохранил в себе генетические признаки и традиции, а с другой, в процессе внутренней эволюции на новой территории, а также под влиянием межэтнических контактов и взаимодействий с другими народами в нем сформировались свои особенности и региональные отличия. Однако этот процесс был постепенным, многоступенчатым и достаточно длительным.
До середины XIX в. основной частью женской одежды в Южном Приуралье были белые рубахи с вышивкой, которые в целом полностью совпадали с «общечувашскими» формами25. По предложенной Н.И.Гаген-Торн классификации, своими конструктивными особенностями такие рубахи относятся к типу рубах чувашей анат енчи26. На такой же основе развивалась рубаха чувашей анатри. Отличительными особенностями этого типа рубахи являются: туникообразный покрой, вставные боковые клинья, пришитые под прямым углом рукава с ластовицами, округлый вырез для шеи. Другой особенностью такой рубахи, по Н.И.Гаген-Торн, является «обязательное оттенение продольных швов, соединяющих основное полотнище с боковыми», которое производилось либо «легкой и узкой вышивкой шерстяной ниткой…, расположенной вдоль шва, варьируя в нескольких сложных узорах», либо — «лентой красной материи, нашитой на самый шов и покрывающий его»27. Такие ленты из крашенины темно-красного цвета или кумача нашивались вдоль соединительных швов от плеч до подола. На спинке рубахи такие нашивки заканчивались, образуя острый угол вершиной вниз.
Следующим отличительным признаком рубахи такого типа является сплошная или продольная в несколько узких рядов вышивка на рукавах, а на груди — наличие вышивки кĕскĕ в виде двух и более крупных медальонов или розеток. Рубахи с орнаментом кĕскĕ надевали только замужние женщины. Такого рода старинные рубахи у низовых и средненизовых назывались «кĕскĕллĕ кĕпе».
Рубахи девушек орнаментировались скромнее — на правой стороне груди из кумача нашивалась прямая наклонная нашивка, а на левой — такая же нашивка ромбовидной формы28. На девичьих рубахах применялись и другие приемы украшения нагрудной части, но обязательно с сохранением асимметричной композиции29.
В настоящее время рубахи с нагрудными вышивками «кĕскĕ» и вышивками на рукавах представляют большую редкость и встречаются в основном в музейных коллекциях. Образцами таких архаических рубах, выполненных с соблюдением канонов традиционного чувашского костюма, датирующихся концом XVIII — серединой XIX вв., являются два редких старинных женских платья, хранящиеся в Национальном музее РБ (фото №1) и Юматовском этнографическом музее (фото №2). Смысловым и художественным центром рубах является нагрудная часть с вышитыми узорами кĕскĕ в виде сложных восьмиугольных и звездообразных фигур. На рубахах узоры выполнены шелковыми нитями красного и светло-желтого (золотистого) цвета. В такой же технике декорирован нагрудный узор на рубахе, обнаруженной нами в с.Бижбуляк Бижбулякского р-на (фото №3).