В самые первые годы после революции, отмеченные духовным подъёмом, заметно усилился научный интерес к народному творчеству, к художественной культуре национальных окраин советской России. Начинается формирование интереса к научному осмыслению местных художественных традиций и в Башкирии. Впервые этнографический взгляд на предметы материальной культуры этноса стал обогащаться взглядом художественно-эстетическим и научно-обоснованным подходом к анализу их особенностей. К изделиям народного творчества стало вырабатываться отношение как к самоценным, к самостоятельным художественным произведениям искусства, в которых отразилась душа, характер народа, его талант [14].
История формирования народной коллекции в художественном музее связана с 1920-ми годами — с первыми музейными экспедициями в центральные и восточные районы Башкирии, главными целями которых было изучение жизни и быта башкир и приобретение у коренного населения уникальных произведений народного искусства. Экспедиции разных лет возглавляли сотрудники музея, среди них — известные художники: Ю.Ю.Блюменталь, К.С.Девлеткильдеев, А.Э.Тюлькин, В.С.Сыромятников, М.Елгаштина, А.В.Храмов, искусствоведы В.М.Сорокина и А.Г.Янбухтина.
Следует отметить, что ввиду отсутствия в те годы в Уфе искусствоведческих кадров, специалистов музейного профиля, специфику музейной работы осваивали художники, получившие профессиональное художественное образование в учебных заведениях Петербурга, Москвы, Казани. Художники Ю.Блюменталь, К.Девлеткильдеев, А.Тюлькин, В. Сыромятников, М.Елгаштина стали первыми научными сотрудниками музея [3].
Юлий Блюменталь (1870—1944), занимая должность директора Уфимского художественного музея с декабря 1926 по май 1935 года, организовал в музее отдел башкирского декоративно-прикладного искусства.
В 1928 году по инициативе Ю.Ю.Блюменталя и под его руководством была совершена первая экспедиция по собиранию башкирского народного искусства в горно-лесном Тамьян-Катайском кантоне Башкирии. Вторая экспедиция была отправлена в Аргаяшский кантон (1929 г.). Следующие: третья (1933 г.), четвёртая (1934 г.) и пятая (1935 г.) работали в Бурзянском районе. В этих экспедициях для музея были приобретены первые экспонаты, многие из которых являются уникальными и в настоящее время составляют золотой фонд коллекции.
В журналах «Советское краеведение» и «Искусство» была опубликована статья художника В.С.Сыромятникова «Башкирское народное искусство», написанная на материале, собранном сотрудниками художественного музея во время экспедиций 1928—35 годов. Как отмечает автор, в результате этих поездок был собран весьма интересный и разнообразный материал, характеризующий башкир, как народ с очень интересной и ценной художественной культурой [12, 13].
Деятельность Василия Степановича Сыромятникова (1885—1979), стоявшего у истоков изобразительного искусства Башкирии и в 1920—1946 годах научного сотрудника Уфимского художественного музея, была наиболее активной на начальном этапе формирования музейной коллекции. Наряду с художественным творчеством, он в течение всей жизни сохранял большой интерес к декоративно- прикладному искусству башкирского народа.
Вот как начинает повествование о художнике в своей статье «Скромный талант: о творчестве художника В.С.Сыромятникова» Э.П.Фенина: «…Мне в начале своей работы в Уфе доводилось встречаться с Василием Степановичем. Интеллигентный человек, художник, неравнодушный к печатному слову, создатель альбома зарисовок народного творчества башкир — вот первые сведения. И только по прошествии какого-то времени он рассказывал о себе понемножку, вскользь…» [15].
Сыромятников родился в 1885 году в башкирской деревне Зильдярево Белебеевского района бывшей Уфимской губернии. С детства был знаком с жизнью, бытом и прикладным искусством башкирского народа. В 1906 году он поступает в Казанское художественное училище, и большой удачей было то, что там его учителями стали очень сильные мастера и требовательные педагоги — П.П.Беньков и Ю.С.Евстафьев. Именно Павел Петрович Беньков привил своему ученику Василию любовь к народному творчеству, что в дальнейшем проявилось в его работе не только как живописца, но и очень серьезного исследователя народного искусства.
Окончив обучение в Казанской художественной школе, Василий Сыромятников некоторое время жил в г.Сызрани и работал учителем в гимназии. Там же он прослушал курсы по библиотековедению. Переехав затем в Уфу, с 1926 года работает в Художественном музее, в силу нехватки кадров он совмещает несколько должностей: библиотекаря, научного работника и заместителя директора.
В Художественном музее В.С.Сыромятников в 1926—1937 годах ведет большую работу по собиранию экспонатов башкирского прикладного искусства. Как художник и работник музея, он был одним из первых, кто предпринял экспедиции по районам республики для изучения и собирания материала башкирского прикладного искусства. Из экспедиций художник привозил альбомы с зарисовками предметов быта из реальной жизни народа. Каждая зарисовка в альбоме фактически является документом. Василий Степанович старался не только зарисовать экспонат, но и научно классифицировать и, по возможности, приобрести его для художественного музея.
19 сентября 1939 года Совет народных комиссаров БАССР в постановлении «О мероприятиях по развитию искусства в Башкирии» от 19 сентября 1939 г. обязал Башкирский государственный художественный музей подготовить к изданию альбом башкирского народного творчества.
В настоящее время в фондах музея хранится папка рисунков, акварелей, гуашей (всего 93 листа), выполненных В.С.Сыромятниковым, на которых представлены различные экспонаты, привезенные из экспедиций, классифицированные по видам народного художественного творчества: резная деревянная утварь, наличники, вышивка и ткачество, орнаментированная обувь (сарыки). Рисунки прекрасно аннотированы, на них художник приводит подробную информацию о его авторе [16]. Предположительно, альбом был подготовлен сотрудниками художественного музея к изданию в соответствии с упомянутым постановлением, однако война помешала реализации этого проекта.
В последующие годы коллекция продолжала пополняться экспонатами от частных лиц и повторных экспедиций научных сотрудников музея, в том числе Альмиры Гайнулловны Янбухтиной и Валентины Мефодьевны Сорокиной.
А.Г.Янбухтина, работая в музее с 1966 года научным сотрудником, изучала коллекцию народного искусства в собрании музея и выезжала в отдаленные районы Башкирии. Ею изданные труды полезны для интересующихся историей развития художественной культуры не только башкир, но и других тюркских народов России.
В 1983 году В.М.Сорокина, являясь уже на то время главным хранителем музея, проехала с сотрудниками по следам экспедиции 1928 года [11]. Во время этой поездки были собраны предметы быта и одежды башкир, которые пополнили музейный фонд.
На сегодняшний день в «народной» коллекции музея хранятся около 700 экспонатов и она находится на стадии изучения и классификации, готовится к изданию первый научный каталог башкирского народного декоративно-прикладного искусства в собрании БГХМ им. М.В.Нестерова.
Среди произведений можно выделить следующие группы: ткачество и вышивка (514 экспонатов); резьба по дереву (40); ювелирные украшения (26); оружие и конское снаряжение (2); музыкальные инструменты (2 экспоната); современные изделия производства республиканского предприятия художественных промыслов «Агидель» (около 100 экспонатов).
Раздел ткачества и вышивки вобрал в себя самую большую и уникальную часть коллекции, в которой значительное место занимают хараусы (һарауыс), являющиеся в башкирском костюме традиционным женским налобным украшением (119 экспонатов, большинство из которых старинные). В художественном музее им. М.В.Нестерова хранится вторая по значимости, после Российского этнографического музея, коллекция этих предметов.
Слово «hарауыс» может быть переведено с древнебашкирского языка как «ритуальный предмет, обозначающий становление женщиной».
Хараус представляет собой повязку из холщовой ткани (длиной 25—40, шириной 8—16 см), по верхнему и нижнему краям обшитую полосками хлопчатобумажной или холщовой ткани красного, реже коричневого цвета. Переднюю часть харауса украшали вышивкой, выполненной цветными шелковыми или шерстяными нитями. Поверх харауса надевали тастар или кашмау. Очень часто его преподносили в качестве подарка, свадебного или при рождении ребенка. Он был распространён в Зауралье, в восточных (преимущественно горно-лесных), юго-восточных районах Башкортостана и встречался также в одежде марийцев, татар, удмуртов, чувашей и других [8].
На большинстве хараусов в коллекции музея есть надписи религиозного содержания (вышитые или даже выполненные химическим карандашом), причем некоторые из них пока не расшифрованы.
Работа по расшифровке текстов на хараусах, написанных или вышитых разными видами письменности и каллиграфии, которые использовали древние башкиры, а также изучению истории их попадания на территорию Башкирии, выполняется в настоящее время автором совместно с этнографом-любителем Зиянбердиным И.Б. [6]. Например, установлено, что на некоторых хараусах в рисунке вышитого орнамента использованы: уйгурописьменный текст, имеющий транскрипцию: «Мин гиз киаши» и переводится как «Я еще девочка (старая дева)»; рунописьменный текст с транскрипцией «Гз» переводится «Девочка»; арабописьменный текст с транскрипцией «Кз аидди» имеет значение «Кыз утте\\ Девочка созрела».
В коллекции имеется повседневная одежда башкирской женщины и праздничная, отличающаяся особым богатством и роскошью отделки. Как мы знаем, башкирский женский костюм занимает важнейшее место в культуре народа и воплощает в себе его многовековую историю и сложившиеся традиции. Отличающийся особым богатством и роскошью отделки, многослойностью, он вобрал в себя всё разнообразие материалов (войлок, кожа, мех, сукно, металл, самоцветы и пр.) и разнообразие приёмов их художественной обработки.
Хорошо известна пословица, что башкирскую женщину сначала можно было услышать, затем увидеть, потому что в её костюме было много «шумящих» металлических украшений: отдельные детали и серебряные монетки прикреплялись подвижно — для усиления звукового эффекта.
Одной из характерных особенностей декоративного искусства башкир являлось использование в украшении костюма кораллов, бусин, цветного стекла и полудрагоценных камней в оправе, раковин, перламутровых пуговиц, серебряных кружков и монет. В основе этой традиции лежали древние представления людей, согласно которым, кораллам, сердолику, бирюзе, перламутру, как и раковинам-ужовкам, а также звону серебра, приписывалась особая очистительная, отгоняющая злых духов сила [Шитова, Кузеев, Бикбулатов].
Золото в украшениях башкир практически не использовалось. К тому же, в народе верили, что кораллы обеспечивают плодовитость и богатство, а сердолик способен защитить от злых чар, зависти и сглаза. Все эти редкостные по красоте самоцветы, как и раковины-каури, попадали на местные рынки с восточных базаров.
Основу женского костюма составляло платье (күлдәк) — с оборками, украшенное вышивкой, располагающейся широкой полосой и на нижней оборке платья, и на грудке, и на подоле передника. Орнаментальные мотивы, их размещение были связаны с языческими представлениями башкир о защитных функциях одежды — её способности оберегать от злых духов и болезней.
Красоту и разнообразие башкирского женского костюма мы можем проследить по достоверным и этнографически точным произведениям художников, созданным ими во время экспедиций 1928—35 годов.
«…Во время экспедиции 1928 года Девлеткильдеев создал лучшие свои работы, ставшие классикой башкирского изобразительного искусства…», — пишет В.М.Сорокина в альбоме, посвященном творчеству К.С.Девлеткильдеева [11]. Самое известное произведение К.С.Девлеткильдеева «Девочка-башкирка в голубом» (1928) было мастерски написано с натуры в деревне Усман-Гали. Юная башкирка позирует, сидя на деревянной скамье в своём доме, в красивом голубом платье башкирского покроя, украшенном красной тесьмой на поясе и вдоль оборки на подоле.
Образ молодой женщины в традиционной повседневной национальной одежде на фоне современного домашнего интерьера башкирской избы предстаёт перед нами на натурном портрете Ю.Ю.Блюменталя «Молодая башкирка», также созданном во время экспедиции 1928 года.
Картина В.С.Сыромятникова «Гости на женской половине», приобретённая музеем в 1936 году, является своего рода наглядным пособием для изучения деталей башкирской женской одежды. Здесь художник очень правдиво и документально изображает не только всю обстановку и интерьер башкирской избы, но и женские праздничные костюмы своих героинь. Хозяйка дома, являясь как бы символом достатка и благополучия, одета в праздничный головной убор кашмау и нагрудник сакал, которые являются самыми красивыми частями праздничного башкирского женского костюма.
Известны поэтические строки из народного предания «Асылыкуль», где упоминается кашмау:
Башкирский кашмау не имеет аналогов в костюме других народов: он состоит из чепца, сшитого из красной ткани, и наспинной ленты, предназначенной для полного прикрытия волос женщины. На макушке чепец имеет луновидное отверстие, обшитое по кругу рядами кораллов и серебряных монет, и украшен от темени до переднего края коралловыми снизками. Налобная и височная части обрамляются монетками, у щёк и к груди спускаются длинные фигурные подвески сулпы с яшмой. Застёгивается кашмау ажурной пряжкой под подбородком. Наспинная лента представляет собой широкую длинную полосу, спускающуюся от затылка кашмау по спине и обильно декорированную цветными бусинами, бисером, расположенными в виде определённых геометрических фигур (квадратов, ромбов, треугольников) с раковинками между ними или внутри их. Надевался кашмау поверх волос, лоб прикрывался вышитой шелками налобной повязкой — хараусом.
Кашмау из собрания Башкирского государственного художественного музея им. М.В.Нестерова приобретён в 1940 году у жительницы деревни Старо- Хусаиново Давлекановского района Айбаевой.