Все новости
Шежере
16 Мая 2022, 10:57
ОБЩЕСТВО

Поселения башкир рода Салъют в Приуралье. Часть III

Вотчинные земли башкир рода Салъют (Сальзигут, Сальжиут) находились на северо-восточной окраине исторического Башкортостана, ныне на территории Кунашакского и прочих районов Челябинской области. В то же время, башкиры рода Салъют проживали и в западной половине исторического Башкортостана.

Бирючево, Ново Бирючево

В долине р.Уфа, на границе вотчинных земель башкир Ельдякской и Булекей-Кудейской волостей возникло село Бирючево или Старо Бирючево, Бирюсова [1], основное население которой составляют потомки салъютских башкир. А также деревня Ново Бирючево (Новобирючево), расположенное на противоположном, левом берегу реки Караидель (Уфа) и, по всей видимости, имеющее некоторые генетические связи с первой. Деревня Бирючево обозначена на этнографической карте Европейской России П.Кеппена. Впервые Бирючево упоминается в источнике за 1681 г., когда башкиры этой деревни Бикчурка и Беден Секеевы получили сберегательную память о том, что «прилежащим к ним в деревню их Бирючева уфимским русским людям напрасные их башкирцев неубытки не приметываться» [2]. 
Обратимся к другим опубликованным и архивным источникам. Башкиры-ельдякцы приняли к себе в д.Бирючево башкир-салъютов в 1711 г. Текст этого договора гласит: «Июля в 11-й день писана запись такова: Сибирские дороги Ельдятцкие волости башкирец Калы Кусякин (в другом списке – Кусяпов. – Авт.) дал на Уфе сию на себя запись тое же дороги Челжеутцкие волости башкирцам Сеиту Кемееву, Аитмамбетю да Баймурату Кемеевым же в том: пустил я, Калы, их, Сеита, Аитмамбетя и Баймурата, в вотчину свою в свое повытье. А та моя вотчина в межах и в урочищах: меж речки Бурны и Асава подле большой дороги до деревни Бедеевы. И в той моей вотчине в лесу борти делать, зверя всякого и птицу ловить, а в Уфе реке рыбу ловить сколько похотят. А в ключищах Узе рыбу ловить же мне, Калыю, с ними обща, и брать им, с Сеиту з братьями, один пай… А владеть тою вотчиною им... моим повытьем вечно. А с той вотчины с моего повытья платить им, Сеиту з братьями, в казну великого государя ясаку на Уфе по 2 гривны на год» [3]. Башкиры-салъюты, став припущенниками ельдякцев, перешли в тептярское сословие. Обратим внимание на слова их представителей. 
В 1804 г. Калимулла Тевленев писал, что «изстари прадеды и деды и отцы наши Салзегутской волости башкирцы, а по них и мы жительствуем в деревне Бирючевой пятью дворами обще с тептярями по припуску тех предков от них записи в вечное тою землею и разными угодьями владение и с платежа в казну за них, башкирцев (ельдякцев), ясака» [4]. Через 12 лет Нигматулла Тевленев, Хисаметдин Сейфульмулюков и другие башкиры-салъюты из д. Бирючево утверждали, что они – «тептяри, произошедшие из башкирскаго рода» [5].
Башкир-салъют Бикташ Суюндуков тогда же писал, что «в 1711 году от башкирцев Бирского уезда Ельдятской волости Калы Кусякова предкам нашим башкирцам же Челжеутские волости Сеиту Кемееву с тов. по записи досталась земля, кои, а по них и мы получили, после тептярское наименование» [6]. В материалах VII ревизии (1816 г.) по деревне Бирюсовой 51-летний Бикташ Сююндуков, как и остальные жители села, действительно отмечен как тептяр.
Вот еще одна договорная запись: «Лета 1731, Майя 31 дня Сибирской дороги Яльдяцкой волости деревни Боряс (Бирючево) башкирцы Кабыл Кусякеев, Кусек Калин с братьями и детьми дали на себя сию запись Уфимского уезду Сибирской дороги деревень Ибормасовый (?) и Красного Яру есашным татарам в том, что припустили мы оных татар для поселения на вотчинную свою землю, которая имеется по Уфе реке, где мы сами, поселясь, живем» [7]. 
Известный уже по двум договорам Кабыл Кусяков вместе с Алдаром Калиным, Акаем Нурзелиным 23 июля 1773 г. припустили в свои повытья в «товарищество вечно» мишарского муллу Ахмета Кильмаметева. Результатом припуска башкир-салъютов, а также ясачных татар и мишарей было возникновение тептярского сословия в деревне. 
Отсутствуют статистические сведения о башкирах за XVIII в., поскольку их еще не затронули ревизские учеты (власти во избежание волнений опасались проводить переписи башкирского населения). Принятые в Бирюсово ясачные татары, которых по III ревизской сказке (1762–1763 гг.) насчитывали всего 4 души м.п., относились к команде старшины Усмана Иванова [8]. Позже они перешли в тептярское сословие и к IV ревизии (1782 г.) в Бирючевой насчитывалось 12 душ мужского пола тептярей в команде старшины Абзана Бикбова.
Тептяре – социальная группа населения, существовавшая в XVIII – первой половине XIX в. 
на территории исторического Башкортостна, вернее, на вотчинных землях башкир (на казенных, церковных, дворцовых и др. землях, в дворянских вотчинах или в вотчинах небашкирского ясачного населения институт тептярства не зафиксирован). Соционим «тептяр» предпочтительнее выводить из персидского слова «дефтер» (‘тетрадь’, ‘книга’, ‘реестр’). Довольно многочисленны обнаруженные в архивах документы XVII – первой половины XVIII в., в которых сословные тептяре прямо заявляют о своем башкирском происхождении («родом башкирец», «природный башкирец», «породный башкирец» и др.). Причина, по которой бывшие сословные тептяре указанных сел в метриках ОМДС именовали себя «башкирами из тептярей», может быть объяснена тем, что среди них могло быть немало башкир, лишенных вотчинных прав за активное участие в восстаниях.
Прошедшая в 1795 г. V ревизская сказка зафиксировала здесь 34 башкира при 21 дворе и 45 тептярей при 18 дворах [9]. 
VII ревизия населения (1816 г.) показала в Новой Бирючевой 59 душ обоего пола тептярей при 14 дворах [10], в Бирючевой – 120 душ обоего пола тептярей при 19 дворах [11]. Оба поселения относились к команде тептярского старшины Абулхалика (Абдумалиха) Абсалихова (Абдумаликова). Как видно из этой ревизии, большая семья 63-летнего сотника Салимгарея Кузина, хотя про ревизиям и числилась в Бирючевой, но жительствует в деревне Новой Бирючевой. В то же время, семьи его братьев Абулхаира и Якипа Кузиных проживали в Бирючевой. 
Отметим многоженцев обеих деревень по указанной ревизии: 56-летний Кармыш Сююндюков (жены Сахиба, 45 лет, Гульбагида, 56 лет и Амина, 17 лет), 51-летний Бикташ Сююндюков (жены Сагида, 46 лет, Сафура, 26 лет и Шагирзада, 35 лет), 48-летний Мухаметрахим Аитов (жены Разыя, 55 лет и Альбану, 26 лет), сотник Салим[егофер] Кузин 63-х лет (жены Имелбика, 65 лет, Гульзягида, 36 лет) и его 32-летний сын Сейфулла (жены Сахипземаль, 35 лет и Мухатдись, 22 лет), 44-летний Абдулмязит Суяргузин (жены Шигурба, 40 лет и Зялипа, 18 лет).

К X ревизии (1859 г.) обе деревни относились к 14-му юрту 25-го Башкирского кантона. В Старобирючево при 11 дворах проживало 108 башкир (из башкир этого села был и указной мулла – Магадий Абдулсатаров (1794–1854 гг.). Тептярская часть села состояла из 36 дворов, в них числилось 205 жителей [12]. В Новой Бирючевой проживал 331 житель, все – «из тептярей башкиры», дворов было 50 [13].
Учет населения, прошедший в 1870 году, обнаружил в Бирском уезде при р.Уфа 47-дворную Старую Бирючеву с 259 жителями, при этом на 150 душ мужского пола приходилось всего 109 душ женского пола. В д.Новая Бирючево по указанному Учету населения числилось 305 жителей при 57 дворах. Жители обеих деревень указаны башкирами. Помимо земледелия и скотоводства, жители занимались: пчеловодством, плотничеством, изготовлением саней, колес, ободьев, пилкой леса. В обеих деревнях имелись по одной мечети и училище [14]. 
Таким образом, благодаря большому пласту архивных сведений можно заключить, что жители Бирючевой (Старой Бирючевой, Бирюсовой, Боряс) имеют разное происхождение. Здесь представлены потомки вотчинников Ельдякской волости (Бикчурка и Беден Секеевы, Калы Кусякин), небольшая часть были ясачными татарами и мишарами (например, потомки мишарского муллы Ахмета Кильмаметева), большая же часть Бирючевой – потомки башкир-переселенцев из Сальжеутовской (Сальзигутовской) волости (Сеита Кемеева, Аитмамбета и Баймурата Кемеевых и др.).


Этническая идентичность мусульманского населения

Интересным будет узнать самоидентификацию жителей этого села, что в полной мере дают метрические записи. Метрические записи Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС), по нашему мнению, наиболее достоверны в плане отражения этнической идентичности мусульманского населения, так как этническая самопрезентация прихожан гарантированно записывалась непосредственно имамом со слов отцов новорожденных детей, а также лиц, вступающих в брак или родственников умерших. До революции приходские муллы исполняли обязанности современных органов ЗАГС.
Согласно метрической книге ОМДС за 1901 г. в селе Старой Бирючевой родилось 24 мальчика и 10 девочек. Отцы детей следующим образом выразили свою идентичность: подавляющее большинство назвали себя башкирами (башҡорт), 1 – указной муазин, 1 – указной имам, 4 – запасные солдаты (при этом трое из них башкиры) [15].

Таблица. Метрическая запись ОМДС д.Старой Бирючевой за 1901 г.

м

ж

имя ребенка

число и месяц

имя отца и матери, народность

где родились

1

Гинаятулла

3-го дня января

отец башкир Зинатулла сын Файруши Ахдуллин, мать Минлижамал дочь Ахтямжана.

родился в ауле Старо-Бирючево

2

Ахметкерей

9-го дня января

отец башкир Мухаметсафуат(?) сын Мухаметсадыка Даудова, мать Бадигулжамал дочь Мухаметбашира Гумерова.

родился в ауле Старо-Бирючево

1

Бадриниса

16-го дня января

отец ука[з]ный муазин Галяметдин сын Габдрафика Хисаметдинова, мать Гайша дочь Ахметши Валиева.

родилась в ауле Старо-Бирючево

2

Гильмисафа

20-го дня января

отец башкир Файзулла сын Забидуллы Юлдашева, мать Закира дочь башкира Габдуллы.

родилась в ауле Старо-Бирючево

3

Галиулла

11-го дня февраля

отец башкир Зинатулла сын Тухбатуллы Сабитова, мать Мархинур дочь башкира Гайритдина.

родился в ауле Старо-Бирючево

4

Мухаметзакир

11-го дня февраля

отец башкир Ахтямжан сын Габдулгазиза Нафикова, мать Минливафа дочь башкира Габдрашита

родился в ауле Старо-Бирючево

5

Шагинур

24-го дня февраля

отец башкир Шагимардан сын Исхака Юлдашева, мать Фархижамал дочь башкира Габдулгазиза.

родился в ауле Старо-Бирючево

6

Минлигали

24-го дня февраля

отец башкир Хадимардан сын Муллагали Искандерова, мать Аслима дочь башкира Мухаметшарифа сына Мухаметгалия.

родился в ауле Старо-Бирючево

7

Хажимухамет

27-го дня февраля

отец башкир Саидкерей сын Ильяса Искандерова, мать Гайникамал дочь башкира Габдулгания.

родился в ауле Старо-Бирючево

8

Сагуна

28-го дня февраля

отец башкир Тухбатулла сын Гисматуллы Ташбулатова, мать Гайнисафа дочь башкира Ахтямжана.

родился в ауле Старо-Бирючево

9

Гинаятулла

20-го дня марта

отец запасной солдат Кашфулла сын башкира Султанкерея Искандерова, мать Мархубжамал дочь Гиматедина сына Шарафетдина.

родился в ауле Старо-Бирючево

10

Минлияр

12-го дня апреля

отец башкир Минлижалял сын Исхака Юлдашева, мать Камалжиган дочь башкира Габдулмалика.

родился в ауле Старо-Бирючево

3

Минлизакия

13-го дня апреля

отец башкир Жамалетдин сын Камалетдина Искандерова, мать Накия дочь башкира Ахмадуллы Юлдашева.

родилась в ауле Старо-Бирючево

11

Минлихан

13-го дня мая

отец башкир Мухаметзариф сын Мухаметсадыка Даудова, мать Марфуга дочь башкира Габдулрафика.

родился в ауле Старо-Бирючево

12

Сахибетдин

30-го дня мая

отец башкир запасной солдат Назметдин сын Исмагила Юлдашева, мать Хубижамал дочь башкира Гайнетдина.

родился в ауле Старо-Бирючево

13

Сайфетдин

2-го дня июня

отец запасной солдат Шайхетдин сын Давлетши Загидуллина, мать Хамира дочь башкира Галиуллы Гумерова.

родился в ауле Старо-Бирючево

14

Гуфуан

6-го дня июля

отец башкир Ахунжан сын Ахметжана Даудова, мать Малика дочь башкира Ахметвалия.

родился в ауле Старо-Бирючево

15

Фатхельгалим

2-го дня августа

отец башкир Сайфельгалим сын Фатхетдина, мать Гайша дочь башкира Юнуса Гумерова.

родился в ауле Старо-Бирючево

4

Мадхинур

3-го дня августа

отец башкир Мухаметдин сын Фахретдина Ишмухаметова, мать Гильминур дочь башкира Габдулгания.

родилась в ауле Бирючево

5

Забида

3-го дня августа

отец башкир Мухамади сын Мухамета Габдулнасырова, мать Хуснижамал дочь Зайнетдина.

родилась в ауле Старо-Бирючево

16

Бадигетдин

10-го дня августа

отец башкир Галяметдин сын Габдулгалима Саитбатталова, мать Таиба дочь башкира Тагира.

родилась в ауле Старо-Бирючево

17

Надырша

25-го дня августа

отец башкир запасной солдат Гадельша сын Ахметши Зайнишева, мать Нуржиган дочь Гизатуллы сына Калимуллы.

родился в ауле Старо-Бирючево

18

Шамсимухамет

27-го дня августа

отец башкир Хисаметдин сын Габдулфаттаха Саитбатталова, мать Гильминиса дочь башкира Сагидетдина Искандерова.

родился в ауле Старо-Бирючево

19

Хабибислам

28-го дня сентября

отец башкир Садретдин сын Юсуфа Искандерова, мать Махфуза дочь башкира Давлетши.

родился в ауле Старо-Бирючево

20

Габдулрахман

12-го дня октября

отец башкир Мухаметмагсум сын Мухаметсадыка Даудова, мать Фахриниса дочь башкира Сафиуллы.

родился в ауле Старо-Бирючево

6

Сагия

25-го октября

отец указной имам Саляхетдин сын Якупа Сафарова, мать Гульзайнаб дочь имам муллы Вильдана Муртазина.

родилась в ауле Старо-Бирючево

7

Васвикамал

29-го октября

отец башкир Саубан сын Ахметжана Кузаева, мать Шамсижамал дочь башкира Нажима Хидай.

родилась в ауле Старо-Бирючево

8

Камиля

29-го октября

отец запасной солдат Камалетдин сын башкира Гимадетдина Шарафетдинова, мать Маулиха дочь башкира Загидуллы.

родилась в ауле Старо-Бирючево

21

Гайнулла

28-го ноября

отец запасной солдат Зайнулла сын башкира Юсуфа Искандерова, мать Маргубжамал дочь башкира Габдулгалима.

родился в ауле Старо-Бирючево

22

Минлигали

7-го декабря

отец башкир Мухаметсадык сын Мухаметгарифа Юлдашева, мать Бибигайша дочь башкира Гайфуллы.

родился в ауле Старо-Бирючево

23

Хажимухамет

12-го декабря

отец башкир Шагимухамет сын Шагивалия Искандерова, мать Салима(?) дочь башкира Гатауллы сына Габдулхалила Габдулкаримова.

родился в ауле Старо-Бирючево

9

Сабира

12-го декабря

отец башкир Гизатулла сын Закарии, мать Магинур дочь башкира Шайхетдина.

родилась в ауле Старо-Бирючево

10

Фархиниса

20-го декабря

отец башкир Валиахмет сын Габдулгалима Саитбатталова, мать Фархиназ дочь башкира Фатхуллы сына Нигматуллы.

родилась в ауле Старо-Бирючево

24

Минлисаид

27-го декабря

отец башкир Шагимухамет сын Ахмета Хабибуллина, мать Жаухартуташ дочь башкира Хайруллы Мухаметова.

родился в ауле Старо-Бирючево

В том же 1901 г., как видно из метрических записей ОМДС, в Новой Бирючевой у 38 новорожденных отцы указали себя как «башкир из тептярей» (тибтәрдән башҡорт), трое указали себя просто башкирами, один отец не указал своего происхождения [16]. Таким образом, метрические записи ОМДС подтвердили процесс постепенной трансформации идентичности жителей этого села в пользу башкирской.

Таблица. Метрическая запись ОМДС д.Новой Бирючевой (за январь – март 1901 г.)

м

ж

имя ребенка

число и месяц

имя отца и матери, народность

где родились

1

Мадхинур

2 января

отец башкир из тептярей Фазлыахмет сын Мухаметвалия Сайфуллина, мать Гильминур дочь башкира из тептярей Низаметдина Бахтиярыч

Ново-Бирючево

2

Мирвара

2 января

отец башкир из тептярей Бадигетдин сын Ахметгали Сейфуллина, мать Фатиматуташ дочь башкира Шигабетдина Салимжаугарыч

Ново-Бирючево

1

Мухамадшайех

10 января

отец башкир из тептярей Серик сын Юсуфа Габдулхаликова, мать Магрифа дочь башкира из тептярей Галиуллы Сейфуллыча

Ново-Бирючево

2

Гизатулла

12 января

отец башкир из тептярей Сафиулла сын Ахлюллы Гайнуллина, мать Сагида дочь башкира Идриса Илчигулыч

Ново-Бирючево

3

Шагисултан

25 января

отец башкир из тептярей Халилулла сын Галиуллы Зайнетлинова, мать Гильмиджамал дочь башкира из тептярей Исмеагзам Исмагилыч

Ново-Бирючево

4

Габдулсабир

2 февраля

отец башкир из тептярей Габдулжалил сын Галиуллы Сайфетдинова, мать Нагрисафа дочь башкира из тептярей Исламгали Амирханыч

Ново-Бирючево

5

Мухаметмансур

10 февраля

отец башкир из тептярей Гайса сын Габдулкаюма Габдулсамигова, мать Бибижамал дочь Валиуллы Мухаметвалич

Ново-Бирючево

3

Бадринур

16 февраля

отец башкир из тептярей Нажметдин сын Нижаметдина Бахтиярова, мать Гатия дочь башкира из тептярей Имаметдина Мухаметжаныч

Ново-Бирючево

4

Сагида

22 февраля

отец башкир из тептярей Саляхетдин сын Фатхуллы Нигматуллина, мать Гатия дочь башкира Ахмара Ашрафич

Ново-Бирючево

5

Сагида

2 марта

отец башкир из тептярей мулла Тагир сын Мухаметвалия Сайфуллина, мать Фатхия дочь башкира из тептярей Гайнетдина Шарафетдиныч

Ново-Бирючево

6

Хатира

8 марта

отец башкир из тептярей Галимулла сын Валиуллы Хубейбуллин, мать Гашира дочь башкира из тептярей Бадретдина Мухаметыч

Ново-Бирючево

6

Сурурутдин

16 марта

отец башкир из тептярей Мифтахетдин сын Фаретдина(?) Фасхетдинова, мать Магикамал дочь башкира из тептярей Габдулгалия Насретдиныч

Ново-Бирючево

Прошедшая в 1912–1913 гг. подворная перепись обнаружила село Старо-Бирючево в составе Надеждинской волости Уфимского уезда. Здесь при 151 хозяйстве числилось 909 жителей (465 мужчин и 444 женщин), «народность» которых указана башкиры, а «разряд крестьян», т.е. сословие – припущенники [17].
Несмотря на все учеты населения конца XVIII – нач. XX вв. советская перепись населения в 1920 г. 
всех жителей указанных деревень ошибочно показали татарами.
Всесоюзная перепись населения 1989 г. показала в д.Старый Бирюч 300 жителей – башкир и татар, в д.Новый Бирюч – также 300 жителей-татар [18]. В настоящее время в Старой Бирючевой проживает менее 200 жителей, в Новой Бирючевой – около 250 жителей. 


Деревня Сальзигутово в Кармаскалинском районе

Потомки башкир рода Салъют проживают и в других регионах Приуралья, в частности они подселились на земли башкир рода Минг. Согласно документу 1706 г., «Минской волости башкирец Алик Аканов дал на Уфе сию запись Сибирские дороги, Челжеуцкие волости башкирцу Яникею Борисову в том: пустил я, Алик, ево, Яникея, в вотчину свою в свое повытье на Ногайскую сторону, города Уфы вниз по Белой реке, выше Абызовых гор с лесом и с оремами и с сенными покосы и с озеры и со всякими угодьи и с ыстоки и с вешными заливы и з бортными угодьи и з звериными гоны. А в той вышеписанной вотчине ему, Яникею, в озерах и в ыстоках и в вешних заливах рыбу ловить сродственники моими, где родственники ево, Яникеевы, станут рыбу ловить, и зверя побивать, и вновь борти делать с вышеписанного числа впредь вечно. А в той вотчине, что он, Яникей, звери добудет и мед вылазит, и рыбу изловит, и ис того изо всего ему, Яникею, делить со мною, Аликом, пополам, опричь лесного оброку, кому я, … с родственники своими отдам на оброк. И впредь мне, Алику, и с родственники моими ис той вотчины не выбивать и ни в чем ево, Яникея, не изобижать…» [19].
В пределах мингских вотчин, на левом берегу реки Агидель (Белая), ныне в северной части Кармаскалинского района Башкортостана имеется деревня Сальзигут. Ее основали тептяри по договору 1789 г., заключенному с вотчинниками д.Мусино Минской волости [20]. По данным другого источника: «Запись башкир Ногайской дороги, Минской вол., дер. Мусиной Рыса Абдуллина с товарищами башкирам той же волости, дер. Сабировой Салиху Ерышеву с товарищами о припуске их для поселения на землю по pp. Белой и Чесноковке» известно, что еще в 1764 г. минцы дали запись о припуске «припущенникам башкирцам Салиху Ярышеву с товарыщи, 14-ти дворам, женам их, детям и внучетам и впредь вечно в запись». Так возникло новое поселение Сальзигутово: «…Ногайской дороги, Минской волости, команды старшины Ибрагима Мрясева, деревни Мусиной башкирцы поверенные той деревни от мирских людей Рыс Абдуллин, Менекей Мавлютов, Мратбакы Сюлейманов, Темей Мавлютов, Танатар Тавлин, Байдагул Илышев, Нияз Увакаев, Ялмамметь Зиянов, будучи в городе Уфе, от Уфимских крепостных дел дали сию запись того ж уезду, дороги и команды, деревни Сабыровой башкирцом Салиху Ярышеву, Бекчюре Исенгулову, Тюнею Мятисеву; команды старшины Кедряся Муллакаева, оной же деревни Мусиной Ильеку Кусяпкулову, Султыю Емангулову; команды старшины Урманчи Минлибаева, деревни Тимкиной Мусе, Мрясю и Козяку Бекметевым, Сатлыку Кирилову, Алимгулу Елдашеву, Козяшу и Якшикаю Байдашевым, Тимекею Ишимбетеву, Чюрюбаю Бабикову, итого по именам 14-ти человекам….» [21]. 
VII ревизская сказка (1816 г.) учла в 12-дворной Сальзегутовой 80 тептярей (36 душ м.п. и 44 души ж.п.), они подчинялись тептярскому старшине Абдулнасыру Мавлютову. По этой ревизии в деревне был распространен полигамный брак, эта форма брака была зафиксирована у следующих мужчин: 38-летнего Расула Мухаметьева (жены Сылубика, 35 лет и Назира, 25 лет (к ревизии 1834 г. Назира уже не числилась, у Расуля были жены Сулубика 52-х лет и Сахиба 25-и лет), Апася Арасланова (1769–1812 гг.) (жены Зяльбахар, 40 лет и Райхань, 30 лет), 44-летнего Хабибуллы Сабанаева (жены Маняварь, 35 лет, Назифа, 30 лет и Хуббиниса, 20 лет), 40-летнего Зиянбая Сыртланова (жены Нафига, 35 лет и Балхия, 25 лет) [22]. 
Следующая, VIII ревизия населения (1834 г.) обнаружила Сальзегутову в составе первой тептярской команды старшины Абдулнасыра Мавлютова, здесь проживало 85 жителей-тептярей (39 душ м.п. и 46 душ ж.п.) при 13 дворах, последний двор был причислен сюда в 1834 г. из д.Верхний Сардык Белебеевского уезда, это семья Галия Екупова [23]. 
Последняя, X ревизская сказка (1859 г.) показала эту деревню в 1-м юрте 25-го Башкирского кантона, здесь проживало 115 жителей, дворов также было всего 12 [24].
Согласно метрической книге ОМДС за 1901 г. в селе Сальзигутовой родилось 14 детей, отцы которых следующим образом выразили свою идентичность: 8 человек назвали себя «башкирами из тептярей» (тибтәрдән башҡорт), 1 человек указал себя «башкиром из мишарей» (мишәрдән башҡорт) и 3 – запасной армии башкирами [25].

Таблица. Метрическая запись ОМДС д.Сальзигутовой

м

ж

имя ребенка

число и месяц

имя отца и матери, народность

где родились

1

мальчик Файзурахман

28 января

отец Уфимского уезда аула Сальжутово запасной [солдат] армии Лутфулла сын Сайфуллы Урманчин, мать Бибигарифа дочь Уфимского уезда аула Верхне-Тимкино башкира из тептярей Туржана сына Ахметжана.

родился в ауле Сальжигутово

2

мальчик Жамалетдин

2 февраля

отец Уфимского уезда аула Сальжутово башкир из тептярей Шамсетдин сын Бадигетдина Сибакаев, мать Хайрижамал дочь Уфимского уезда аула Карамалы башкир из тептярей Мухаметлатыфа сын Габдулкадыра Карачева.

родился в ауле Сальжигутово

1

девочка Асхабжамал

18 февраля

отец Уфимского уезда аула Сальжутово башкир из тептярей Фазлулла сын Гибадуллы Сибакаева, мать Мархабжамал дочь Уфимского уезда аула Старо-Юрмашево башкира из тептярей Габдулханнана сына Мухамедьяра.

родилась в ауле Сальжигутово

2

девочка Гильмижиган

27 февраля

отец мещанин Уфы Хайрулла сын Галиуллы Рамазанова, мать Мархижиган дочь Уфимского уезда аула Старо-Тимкино башкира из тептярей Хайретдина сына Габдрафика.

родилась в ауле Сальжигутово

3

девочка Закира

4-го марта

отец Уфимского уезда аула Сальжутово башкир из мишарей Габдрахман сын муазина Магар, мать Шамсибадар дочь Уфимского уезда аула Магул башкира из тептярей Сиражетдина сын Шарафетдина.

родилась в ауле Сальжигутово

4

девочка Камила

26-го апреля

отец Уфимского уезда аула Сальжутово запасной [солдат] армии Ахметдин сын Гимадетдина Исламов, мать Бибитаиба дочь Уфимского уезда аула Старо-Кашкарово башкира из тептярей Мухаметши сына Галямши.

родилась в ауле Сальжигутово

5

девочка Гульзамиля

27-го мая

отец Уфимского уезда аула Сальжутово запасной [солдат] армии Гайнетдин сын Файзуллы Урманчин, мать Гульшарифа дочь Уфимского уезда аула Ново-Юрмашево башкира из тептярей Гайнетдина сын Исмагила.

родилась в ауле Сальжигутово

6

девочка Нагима

26-го июля

отец Уфимского уезда аула Сальжутово башкир из тептярей Зинатулла сын Ахмадуллы, мать Амина дочь Уфимского уезда аула Кулушево башкира из тептярей Гимадетдина сын Тажитдина.

родилась в ауле Сальжигутово

3

мальчик Ибрагим

4-го сентября

отец Уфимского уезда аула Сальжутово башкир из тептярей запасной [солдат] армии Габидулла сын Хамидуллы, мать Шамсижамал дочь аула Карамалы башкира из тептярей Ахмадуллы сын Динислама.

родился в ауле Сальжигутово

7

девочка Марзия

1-го ноября

отец Уфимского уезда аула Сальжутово башкир из тептярей Хабибулла сын Хамидуллы, мать … дочь Уфимского уезда аула Бирбакти башкира из тептярей Гайнетдина сын Габдулрахима

родилась в ауле Сальжигутово

8

девочка Сагида

19-го ноября

отец Уфимского уезда аула Сальжутово башкир из тептярей Мухамади сын Шарафетдина, мать Фатхия дочь из этого аула азанчея из мишарей ….

родилась в ауле Сальжигутово

4

мальчик Кашфулла

25-го ноября

отец мещанин Уфы Хабибулла сын Галиуллы Рамазанов, мать Асхабжамал дочь башкира из тептярей из аула Кабаково Хуснетдин …

родился в ауле Сальжигутово

9

девочка Шамсинур

5-го декабря

отец Уфимского уезда аула Сальжутово башкир из тептярей Габдулгалям сын Габдулхакима, мать Фираниса дочь аула Старо-Каштарово башкира из тептярей Загидуллы сын Гисматуллы

родилась в ауле Сальжигутово

5

мальчик Асгат

10-го декабря

отец Уфимского уезда аула Таушово башкир из тептярей Мингажетдин сын Габдулхалика Мулашев, мать Зульгалифа дочь аула Кабаково башкира из тептярей Камалетдина сын Габдулнасыра Сабанкулова.

родился в ауле Сальжигутово

Всероссийская сельскохозяйственная и поземельная перепись 1917 г. обнаружила в составе Биш-Унгаровской волости деревню Сальзегутово с 296 жителями-тептярами (51 двор) и 8 белорусов (1 двор) [26].
Советские переписи населения учитывали жителей этого села как татар: 1979 г. – 106, 1990 г. – 221 житель [27].
Расположенная ныне в Мечетлинском районе, а в прошлом в составе Кушчинской волости д.Сальзигутово, по всей видимости, связана с антропонимом, «поскольку имя Сальзигут немало встречалось в тех краях (например, в д.Манас-Суколино Дуванской волости в 1816 г. взят на учет 47-летний Санбулат Сальжигутов). Жители деревни Сальзигут имели тесные кровнородственные связи с башкирами деревень Тюплекуль (находилась, как и Сальзигут, в 12-ти верстах от д.Большая Ока), Туктугул (Биксентей), а также Мелекес. Немало семей из Сальзигут оказались в д.Тюплекуль.

Литература

1. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. Книга 7 – Уфа: Китап, 1997. – С.96–98. 
2. Российский архив древних актов (РГАДА). Ф.1324. Оп.1. Д.594. Л.218.
3 Материалы по истории БАССР. Т.III. Экономические и социальные отношения в Башкирии в первой половине XVIII в. / сост. Н.Ф.Демидова. – М.–Л.: Изд-во АН СССР, 1949. – С.77–78; РГАДА. Ф.1324. Оп.1. Д.594. Л.4–6.
4. РГАДА. Ф.1324. Оп.1. Д.594. Л.7.
5. Там же. Л.50.
6. Там же. Л.4.
7. Там же. Л.41.
8. «Сказка о государственных ясаш­ных крестьянах, тептярей и бобылей Сибирской дороги Уфимского уезда за 1762 год». РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.3810. Лист 43–44.
9. Западные башкиры по переписям 1795–1917 гг. / А.З.Асфандияров, Ю.М.Абсалямов, М.И.Роднов. – Уфа: Китап, 2001. – С.67.
10. Национальный архив Республики Башкортостан (НА РБ). Ф.И.-138. Оп.2. Д. 346. Л.710–712.
11. Там же. Л.766–771 об.
12. Там же. Д.728. Л.1485–1501.
13. Там же. Л.1466–1484.
14. Список населенных мест. Ч. I. Уфимская губерния, 1877. – Уфа: Китап, 2002. – С.162.
15. НА РБ. Ф.И–295. Оп.16. Д.1905.
16. НА РБ. Ф.И–295. Оп.16. Д.1872.
17. Крестьянское хозяйство Уфимской губернии: Подворная перепись 1912–1913 гг. / Стат. отд. Уфим. губ. управы. – Уфа: электр. тип. т-ва «Печать», 1914. – С.710–711.
18. Административно-террито­риальное устройство Республики Башкортостан. Справочник. – Уфа: Издательство «Башбланкиздат», Уфимский полиграфкомбинат, 1999. – С.267, 265.
19. Материалы по истории БАССР. Т.III. Экономические и социальные отношения в Башкирии в первой половине XVIII в. / сост. Н.Ф.Демидова. – М.–Л.: Изд-во АН СССР, 1949. – С.26–27.
20. Малоизученные источники по истории Башкирии. – Уфа, 1986. – С.99.
21. Материалы по истории БАССР. Экономические и социальные отно­шения в Башкирии и управление Оренбургским краем в 50–70-х годах XVIII в. Том IV. Часть 1. / Составлен Н.Ф.Демидовой под редакцией А.Н.Ус­манова. – Москва: Издательство Ака­демии наук СССР, 19 5 6. – С.287–289.
22. НА РБ. Ф.И.-138. Оп.2. Д.346. Л.514–524; там же. Д.364. Л.460–468.
23. Там же. Д.453. Л.101–105.
24. Там же. Д.728. Л.85–93.
25. НА РБ. Ф.И–295. Оп.16. Д.1893.
26. Западные башкиры по переписям 1795–1917 гг. / А.З.Асфандияров, Ю.М.Абсалямов, М.И.Роднов. – Уфа: Китап, 2001. – С.584.
27. Административно-территори­альное устройство Республики Баш­кортостан. Справочник. – Уфа: Изда­тельство «Башбланкиздат», Уфимский полиграфкомбинат, 1999. – С.208. 

Рафиль АСЫЛГУЖИН, кандидат философских наук

Читайте нас: