Все новости
Современник
27 Апреля 2022, 16:44
ОБЩЕСТВО

Со службы солдат не уходит…

Каждый год 15 февраля подполковник в отставке Массар Галимов достает из шифоньера свою парадную военную форму. Сверкают на ней орден «За службу Родине в ВС СССР» III степени, медали «За боевые заслуги», «От благодарного афганского народа», знаки воина-интернационалиста. Последнюю медаль лично вручал ему сам президент Афганистана Бабрак Кармаль. И вспоминаются ему жаркое небо Афгана, крутые повороты пыльных дорог, лица погибших боевых друзей.

Со службы солдат не уходит…
Со службы солдат не уходит…

«Товарищ лейтенант, ждут тебя за речкой»

33 года прошло с тех пор, как Афганистан покинул последний советский солдат. В память о героическом подвиге наших военных 15 февраля считается в России Днем памяти воинов-интернационалистов. В годовщину вывода советских войск из Афганистана во многих странах постсоветского пространства ветераны боевых действий встречаются с однополчанами, вспоминают погибших. Поколение, получившее название «афганцы», хранит скорбную память о тех трагических событиях. В их числе и воины-интернационалисты из Уфимского района.
– Всё дальше уходят в историю афганские события. Но не должна исчезнуть память о тех, кто честно и мужественно выполнил свой воинский долг, – говорит участник этой войны, уроженец деревни Новые Карашиды Уфимского района подполковник Массар Галимов.
Массар Галимов, заканчивая в 1976 году Башкирский государственный медицинский институт, перевелся на военный факультет профильного вуза в Самаре, где еще два года обучался профессии военного врача. Затем молодой лейтенант по распределению отправился в Туркестанский военный округ. С женой Зухрой, тоже военным медиком, и маленьким сыном Салаватом прибыли в августе 1983 года в город Ташкент. Через месяц получили квартиру, сына устроили в детский садик, жена начала работать по своей специальности. Только бы жить и радоваться, ведь город не зря тогда называли хлебным.
Тем временем в Туркестанском военном округе, где служила чета Галимовых, уже шли мобилизационные учения. Солдаты и офицеры проходили подготовку перед отправкой в Афганистан в специальных учебных центрах. В специфике боевой подготовки традиционно большое место занимало обучение личного состава действиям в горно-пустынной местности. Подразделения и части, прибывающие из других военных округов, также проходили обязательную подготовку в этих учебных центрах. Здесь в основном проходило формирование первых частей, вошедших в Афганистан.
– Прибывали в часть молоденькие ребята первого года службы, и мы должны были из них сделать настоящих бойцов, готовых воевать с коварным врагом. Мы учитывали, что воевать им придется в очень сложных условиях, – рассказывает ветеран афганской войны подполковник Массар Галимов. – Горно-пустынная местность, резкие перепады температуры воздуха, недостаток кислорода являлись дополнительными сложностями на этой войне. Об этом должны были знать молодые солдаты. Мы сами тоже были готовы в любой момент отправиться в Афганистан.
Вспоминает наш собеседник и курьезные случаи. В их квартире всегда наготове стояли «тревожные чемоданчики» лейтенанта Массара и прапорщика Зухры с набором необходимых предметов на случай какой-либо экстренной ситуации, связанной с родом их службы. В суматохе Массар как-то захватил не тот чемодан, добрался до места учений, открывает, а там все женское!
А в город Ташкент уже привозили раненых с Афгана, их становилось все больше и больше. Отдельным самолетом доставляли печально известные грузы-200. Вскоре вызвали и Галимова в штаб, чтобы сообщить: «Товарищ лейтенант, ждут тебя за речкой!»
– Иду домой и думаю, как сказать жене, что еду в Афган, где идет война, – вспоминает Массар Мухаметзянович. – Прогулялись с семьей по городу, зашли в фотосалон, сфотографировались втроем. Кто знает, вернусь или нет, хоть фото останется, думаю. Осторожненько говорю, что еду в командировку, ненадолго. Не успеваю договорить, Зухра в слезы: «Не умеешь ты врать, весь гарнизон знает, что отправляетесь на войну!»
В два часа ночи вручили молодому кандидату в члены КПСС Галимову партбилет, и отправились они с сослуживцами в пограничный город Термез.
– Географической преградой для ввода войск в Термезском направлении была река Амударья, капризная и своенравная, с наклонным течением и постоянно меняющимся руслом. На одном берегу – мы, на другом – душманы. Местом нашей дислокации был Кабул. Нам предстояло преодолеть высокогорный Саланг – стратегический перевал в горах Гиндукуша. Наша колонна втягивалась в высокие горы по обледеневшей дороге. Везде мины, растяжки. Враг внезапно вылезает из щелей, обстреливает нашу колонну, также бесследно исчезает в ущельях. Пока шли, потеряли троих солдат. Через трое суток добрались до места. Прибыли в историческую крепость Бала-Хиссар, где уже стояли наши десантные войска, – короткими сухими словами излагает рассказ ветеран, и мы понимаем, что в мыслях он там, в горах, в своих воспоминаниях.


«Невыносимо видеть горе матерей»

Массар Галимов вспоминает, что с момента ввода войск и до вывода советских войск из Афганистана, военные врачи вели колоссальную работу, спасая жизнь и восстанавливая здоровье тысяч наших солдат. В Кабуле при 40-й армии был развернут Центральный военный госпиталь. Кроме этого, крупные стационары находились в Кандагаре, Пули-Хумри, Кундузе. Наши медики буквально вытаскивали людей с того света после тяжелейших ранений, увечий и болезней.
Позже в этих же городах и Джелалабаде командование 40-й армии развернуло инфекционные госпитали, чтобы избежать массового заражения болезнями, которые здесь являются традиционными. Сухой климат, высокая температура, вода с арыков и походно-полевые условия размещения частей затрудняли борьбу с эпидемиями.
– Желтуха была не менее опасным врагом, чем душманы, – вспоминает Массар Галимов.
В частях ограниченного контингента советских войск в Афганистане с первого дня действовал приказ о том, что ни один военнослужащий – контуженный ли, раненый или убитый – не должен был оставаться на поле боя. Все, в том числе и тела погибших, должны были быть найдены и вывезены.
– За всю свою службу в Афганистане я не помню случая, чтобы мы хоть раз оставили на произвол судьбы офицера или солдата. Мы делали все возможное, чтобы сохранить жизнь молодых ребят, выполнявших свой воинский долг. Но война вырывала из строя молодые жизни. Для меня самым тяжелым на этой войне было грузить в самолеты цинковые гробы и сопровождать их до места погребения. Сопровождал груз-200 в Тулу, Львов и в другие города и села. Видеть горе матерей, потерявших на чужой войне своих детей, слышать их плач – невыносимо.
Другой трагический случай до сих пор перед глазами ветерана. В госпитале лежал тяжелораненый лейтенант без рук и ног.
– Я делал ему перевязку, носил на руках на процедуры. Как-то приехала к нему девушка. Обрадовался я, может, наш лейтенант духом воспрянет, ведь любовь творит чудеса. Вот и девушка его умоляет, о чем-то просит. Потом сунула в рот парню ручку. Он, стиснув ручку в зубах, старательно что-то выводил на поднесенной девушкой бумаге. Оказалось, что ставил подпись о согласии на развод. Упорхнула молодая жена. А через пару дней парень выбросился из окна, – эти слова Массар Мухаметзянович произносит с трудом, на глаза военного врача, который прошел через горнило афганской войны, наворачиваются скупые мужские слезы.
Этому эпизоду страшной войны и погибшим друзьям посвящено одно из его стихотворений из цикла «Афганские горы», которое невозможно читать без содрогания души.
– Для поднятия духа солдат в воинские части 40-й армии стали приезжать делегации, гости из Советского Союза. Первым к нам приехал Иосиф Кобзон. А где давать концерт? Помещений нет. Вырыли прямо на склоне горы сиденья, поставили внизу две машины бортами друг к другу. Кобзону и микрофон не нужен был, голос мощный. Перепел много знакомых нам с юности комсомольских, патриотических песен.
Приезжал и народный артист Алексей Баталов с группой деятелей культуры и искусства. Мужественный и ироничный, как и его герои в многочисленных фильмах, он навсегда влюбил молодых воинов в себя, отвечал на их вопросы, фотографировался с ними на фоне афганских гор.
Афганская война – это важная веха в истории наших Вооруженных сил. Трагическая страница в истории нашей страны. Это дни и годы, боль и потери, доблесть и героизм солдат и офицеров, людей, живущих среди нас. Афганцы на многочисленных встречах рассказывают о тех событиях молодому поколению, пытаясь донести до ребят, что патриотизм, любовь к Родине и исполнение солдатского долга – это не пустые слова!
– Разве мы задумывались тогда, зачем и почему воюем? Не до того было. Нам дали приказ – охранять южные рубежи нашей Родины. И мы его исполняли, честно и добросовестно, – продолжает нашу беседу ветеран. – Выполняли свой интернациональный долг. Но трудно найти оправдание человеческим потерям...
15 февраля 1989 года в 11.00 часов утра официально закончился вывод советских войск из Афганистана, когда мост через Амударью последним пересек командующий 40-й армии генерал-лейтенант Борис Громов. С тех пор много воды утекло, 10 гарнизонов поменял подполковник Галимов, объездил полстраны: Самара, Ташкент, Карталы, Иркутск, Ленинград. Самым любимым местом службы называет северную столицу, а последним был город Казань.
38 лет своей жизни посвятил Массар Мухаметзянович Вооруженным Силам вместо положенных 25-и. Вырастили со своей верной спутницей Зухрой Нагимовной двоих сыновей. Они тоже выбрали военную профессию. Старший сын – майор Салават Галимов служил в Чечне. Младший Ильнур – лейтенант. Оба не понаслышке знают, что настоящий мужчина – это прирожденный защитник Отечества.
Каждый год 15 февраля подполковник Массар Галимов идет к памятнику воинам-афганцам, который утопает в цветах, где звучат стихи и песни в память о погибших.


Служу малой родине!

Подполковник в отставке сейчас живет в родном селе Новые Карашиды Уфимского района. Односельчане избрали энергичного бывшего военного с командным голосом старостой. Он же самый активный депутат Черкасского сельского совета. Без преувеличения можно сказать, что жизнь в деревне забурлила: общими усилиями сельчан и с помощью главы администрации Черкасского сельского совета Рамзии Гараевой привели в порядок последнее пристанище предков – деревенское кладбище, благоустроили обелиск участникам Великой Отечественной войны. Был объявлен конкурс на лучшую улицу, дом и двор. Провели праздник села с приглашением многочисленных гостей, уроженцев этого известного исторического села и бывших тружеников славившегося своими достижениями на всю страну колхоза имени Ленина.
Загорелись в селе идеей создания музея и установления памятника знаменитому земляку Зиннатулле Булашеву, первому председателю Совета народных комиссаров Башкирской АССР. Попросили помочь в решении этого вопроса академика Фаниля Файзуллина, известного уроженца села. Многое из перечисленного уже сделано. А планов еще больше!
– Здесь у нас очень красивая природа, рядом несет свои воды Агидель. Летом отдыхающих и рыбаков много. Городские у нас начали строиться, но постоянно не живут, используют свои дома, как дачи. Рады бы переехать сюда они, омолодилась бы и деревня, но нет у нас детского сада, школы,– сетует староста. –Нет магазина, медпункта, рейсовые пассажирские автобусы не заезжают. Здесь проживают в основном пожилые люди. Наши пенсионеры – бывшие ударники труда: механизаторы, животноводы, доярки, среди них были и орденоносцы, которые ездили в Москву на ВДНХ.
– Какая власть самая близкая к народу? Конечно, сельский староста, – говорит глава сельской администрации Черкасского сельсовета Рамзия Гараева. – А хороший староста – спасение деревни, без него не обойтись ни жителям, ни местной администрации. Староста Массар Галимов – наш первый помощник в решении проблем родного села.
Неравнодушный, энергичный ветеран помогает и работникам прессы в период подписной кампании, в селе почти в каждый дом выписывают газеты и журналы. Ну и что, что нет почтальона, он сам забирает периодику с почты, которая находится в Черкассах, и раздает подписчикам. Попутно везет пожилым односельчанам продукты и товары первой необходимости по их заказам.
– У меня с детства заложено, что старшее поколение надо уважать, беречь, помогать. Такое воспитание на селе, – рассказывает староста. – Молодые семьи стали у нас строить дома. Я верю, что наша деревня дождется своего возрождения.
Староста активно помогает в организации и проведении многочисленных праздников (отмечают все советские праздники!), всем селом поздравляют юбиляров. На днях большой праздник устроили ветеранам труда супругам Зарафу Гатиятовичу и Земфире Нурисламовне Сагадатовым, которые вместе живут уже 60 лет. Глава семьи Зараф Гатиятович, которому исполнилось 85 лет, – бессменный помощник старосты, он же добровольный смотритель деревенского кладбища, где общими усилиями сельчан навели порядок: огородили, восстановили памятники и имена усопших.
– Староста у селян как связующая нить с местной властью, – говорит аксакал Зараф Гатиятович. – Мы Массару полностью доверяем, знаем, что никогда не оставит в беде, всегда протянет руку помощи. Мы тоже стараемся поддерживать своего старосту: постоянно участвуем в субботниках, в деревне колодцы и водоемы чистим регулярно, и улицы привели в порядок, заборы отремонтировали. Массар для односельчан – и коммунальщик, и социальная служба, а если надо, и в семью придет, поможет, совет добрый даст, надо будет, и пожурит нерадивых.
Сам Массар Мухаметзянович признается, что не может он стоять в сторонке от проблем своих земляков. А его опора и крепкий тыл – это его дружная семья. Во всех своих задумках и планах чувствует поддержку супруги и сыновей. Глава семьи с детства дружит со спортом: по лыжам и легкой атлетике у него второй разряд. И ничего нет удивительного, что сыновья тоже спортсмены с разрядами. Держит в своем хозяйстве лошадь, но не для работы. Считает, что благороднее этого животного нет, башкир и конь – понятия для него неразделимые!
Кроме этого, он еще рыбак, охотник, пчеловод. Спутница беспокойной жизни профессионального военного, его любимая Зухра – прекрасный кулинар (муж утверждает, что ничего вкуснее не ел, чем блюда супруги), настоящая мастерица-рукодельница: ее работы выставлялись не только на культурных мероприятиях своего села. В ее богатом на разные диковинные растения и кустарники саду и большом огороде можно экскурсии и семинары проводить для начинающих любителей садоводов и овощеводов.
В жизни Галимовых было всё: частая смена места жительства в связи со службой мужа, беспокойная работа жены, военного медика, с малолетними детьми на руках, тревожное ожидание главы семьи с войны… Дружная семья не складывается сама собой. Она, как и любое человеческое творение, требует неустанных усилий, умения, души и терпения. Галимовы всё это знают и понимают, что самая главная ценность в их жизни – это семья!

 

Со службы солдат не уходит…
Со службы солдат не уходит…
Со службы солдат не уходит…
Со службы солдат не уходит…
Автор:Нурия РАФИКОВА
Читайте нас: