Все новости
Общие статьи
7 Апреля , 09:33

Башкирский род Салъют (Салжиут). Часть II

В прошлом башкирский род Салъют занимал огромные пространства в предгорьях Среднего и Южного Урала, а также на прилегающих к нему с востока равнинах. Башкиры кочевали в долинах рр.Чусовая (протекает по территории юго-западной части современной Свердловской области), Синара (северная часть Челябинской области), верхнего и среднего течения р.Исеть и других более мелких рек (р.Арамиль, р.Сысерть), а также в окрестностях многочисленных озер: Синара, Шаблиш, Большой Куяш. Аулы салъютских башкир ныне находятся в долине р.Караболка и к востоку от нее, в окрестностях многочисленных озер этого края, одним из которых является Маян.

Башкирский род Салъют (Салжиут). Часть II
Башкирский род Салъют (Салжиут). Часть II

Новобурино, Кызыл, Малый Кызыл, Казакбай

В Кунашакском районе есть еще крупное селение Новобурино (в 2010 г. численность населения села составляла 1 832 чел.) на р.Караболка. Село было основано в 1929 г. при центральной усадьбе зернового совхоза «Буринский». В 1934 г. село получило статус административного центра поселкового совета.
Буквально примыкающие к с.Новобурино деревня башкир-салъютов Кызыл (Кызылова) и ее выселок Малый Кызыл административно отнесены к Огневскому сельсовету Каслинского района области. Эта административная нелепость создает определенные трудности для жителей названных населенных пунктов. Также и районный центр – с.Кунашак – находится к ним гораздо ближе, чем райцентр г.Касли. Местные жители сетуют на то, что их административно отделили от сородичей1.
VII ревизия населения (1816 г.) обнаружила в деревне Кызыловой 52 двора с 260 жителями-башкирами, при этом на 149 душ м.п. приходилось всего 111душ ж.п. [1].
Учет 1869 г. указал расположение Кызылова при р.Караболка, здесь в 72 дворах числился 421 житель (206 душ м.п. и 215 душ ж.п.).
Учет населения 1904 г. обнаружил д.Кызылова в Кунакбаевском обществе Буринской волости, в деревне проживали 611 жителей при 105 дворах.
В прошлом эти деревни относились к Буринской волости Аргаяшского кантона БАССР, потом к Кунашакскому району, но во второй половине 1960-х гг. их передали в состав Каслинского района. Деревня Кызыл находится на правом берегу р.Караболка, а ее выселок Малый Кызыл – на левом берегу той же реки. Кызылово обозначена на известной этнографической карте П.Кеппена. В настоящее время обе деревни находятся на грани исчезновения: в д.Малый Кызыл по Всероссийской переписи населения (ВПН) 2010 г. осталось всего 8 жителей (для сравнения: в 1920 г. здесь было 43 двора, где проживало 210 жителей), в д.Кызыл – около 100 жителей (в 1920 г. – 430).
Дата основания д.Казакбай точно не известна, однако «в 1772 году она была официально зарегистрирована от имени старшины деревни Терегула Казакбаева. Он был участником Пугачевского восстания…» [2]. Местный краевед Жанфида Вагапова записала предания жителей этой деревни о том, что «еще в 50-е годы XX века деревня делилась на кланы. Одних называли «казахами», других – кланом Бигаимбата-башкира. От Бигаимбата пошел род Телякша – Асадулла – Гиниатулла – Хисматулла – Маян и Ражап. Потомки Бигаимбата сегодня – треть населения деревни. На дочери Телякши был женат один из казахских баев, от которого пошел род «казахов». Говорят, что в этом факте кроется исток названия деревни…» [3].
VII ревизия (1816 г.) зафиксировала отдельно в 12-м юрте 6-дворную Казакбаеву, где проживали 15 душ м.п. и 12 душ ж.п. Среди его жителей 33-летний пятидесятник Тажитдин Казакбаев (его сын Асятулла, 7 лет) [4]. И 19-дворную Казакбаеву со 115 жителями (55 душ м.п. и 60 душ ж.п.). Интерес представляет зафиксированная ревизиями разница в возрасте супругов. Так, по указанной ревизии 68-летний Хамит Алмаев был женат на 25-летней Вазире, а 54-летний Хасан Хамитов – на 16-летней Кослу (при этом с ними учтены его дочери 12 и 7 лет).
Как и в других башкирских аулах, в Казакбай также проживали многоженцы, это 50-летний указной мулла Аблей Иркабаев (жены: Бикбика, 30 лет и Фазыла, 28 лет), 61-летний Габит Санаев (жены: Мунжима, 41 год и Кумишбика, 16 лет) и др. [5]. Ревизской сказкой 1834 г. было взято на учет уже 187 башкир, административно относившихся к 5-му юрту III башкирского кантона. К X ревизской сказке (1859 г.) численность дворов выросла до 22, а жителей – до 242 (125 душ м.п. и 117 душ ж.п.). В материалах последней ревизии 51-летний Асадулла Тажитдинов указан как смотритель магазина из башкир, он мог содержать 4-х жен (Кульбахар Мустафина, 57 лет, Сахибжамаль Иксанова, 59 лет, Маргуба Ивниаминова, 35 лет и Сахибжамаль Абдулмеджидова, 21 год) [6].
Учет населения 1904 г. отметил деревню как Казыкбаева, она была в составе Кунакбаевского общества Буринской волости, здесь проживало 352 жителя (184 души м.п. и 168 душ ж.п.) при 70 дворах.
Казакбай – один из немногих сельских поселений башкир, сумевших сохранить положительную динамику численности жителей: ВПН 2010 г. учла здесь 403 жителя. Деревня Малый Казакбай не была учтена ревизией населения 1859 г., следовательно, она появилась позже. Советская перепись населения 1920 г. в д.Малая Казакбаева (Кесе Казакбаева) обнаружила 45 дворов, где проживало 197 башкир. Эта деревня, а также соседние салъютские и сынрянские деревни (Биктимир, Большая Казакбаева, Кунакбай и др.) относились к Карабольской волости Аргаяшского кантона Башкирской республики.


Кунакбай, Султанай

Деревня Кунакбай расположена на берегу небольшой речки Яманка, берущей свое начало с болота «Акшишма» и впадающей в р.Караболка. Предполагают, что деревня названа в честь некоего Кунакбая, брата которого звали Туйын. Краевед Венера Гайнетдинова записала предания местных старожилов Мархабы Гадельшиной (1923 г.р.) и Нургали Баймухаметова (1929 г.р.), по словам которых деревня была основана более 300 лет тому назад. Башкиры со стороны Арамиля2, что в Свердловской области, вынуждены были оставить родные места, так как их земельные угодья захватывались помещиками и заводчиками [7].
Также «есть легенда, что Кунакбай и Казакбай были братьями и обосновали две деревни в пяти километрах одна от другой. Оба брата были выходцами из рода буре» [8]. Ревизская сказка 1816 г. учла в деревне 18 дворов и 98 жителей (50 душ м.п. и 48 душ ж.п.) [9]. В момент проведения ревизии населения 1834 г., как и соседние дд.Казакбай и Султанай, относилась к 5-му юрту III башкирского кантона, здесь тогда было учтено 262 человека. X ревизская сказка (1859 г.) насчитала в этой деревне 31 двор и 340 жителей-башкир. Один из старейших жителей – 79-летний отставной урядник Итимган Алишаков. Еще один представитель Башкирского войска – 59-летний зауряд хорунжий Тимиргазы Ильясов, он – двоеженец (жены: Кульхамида, 58 лет и Зулхия, 27 лет). Один из его сыновей 38-летний Шигабитдин исполнял должность указного муллы, а 29-летний Ахматкирей – указного азанчия (его жена Загида на три года старше младшей жены его отца) [10].
Учет 1904 г. обнаружил это село центром одноименного общества, оно было 94-дворным с 450 жителями. Перепись 1920 г. показала Кунакбай относительно большим поселением, насчитывавшим 117 дворов и 574 жителя. Уроженцем д.Кунакбаево является башкирский поэт Хай Габдрафикович Мухамедьяров, который погиб в первый год Великой Отечественной войны.
Чуть южнее д.Кунакбай расположена еще одна деревня, основанная салъютскими башкирами, – Султанай. Учеты населения показывали эту деревню относительно небольшим поселением.VII ревизия, проведенная в 1816 г., взяла на учет 13 дворов с 95 жителями (42 души м.п. и 53 души ж.п.). Несколько мужчин аула были многоженцами: Габдулгафарь Юмашев (жены: Шахардь, 40 лет и Ижбиха, 35 лет), 46-летний Габит Диржамин (жены: Арыскай, 41 год и Сагида, 19 лет), 34-летний Сейфульмулюк Габдулменов (жены: Рухия, 35 лет и Гульзифа, 25 лет) [11]. Эта же ревизия учла отдельно в 13-м юрте 2-дворную Султанай с 19 жителями [12]. X ревизия (1859 г.) также зафиксировала 13 дворов, но количество жителей возросло до 119 (64 души м.п. и 55 душ ж.п.), деревня относилась к 4-му юрту 11-го Башкирского кантона [13].
К Учету населения 1904 г. Султанаева стала 30-дворной, в них числилось 174 жителя. Существенный рост продемонстрировала cоветская перепись 1920 г., когда здесь было учтено 48 дворов (210 жителей). Небольшой прирост наблюдается и в настоящее время, по ВПН 2010 г. здесь проживают 265 жителей. Султанаева указана на этнографической карте Европейской России Петра Кеппена.


Чекур, Барак

Недалеко от места впадения р.Караболка в Синару расположилась д.Чекур (Чекурово). У нас мало по ней сведений, отметим только, что ревизия 1816 г. обнаружила ее 30-дворным поселением, где проживали 156 башкир обоего пола. Полигамный брак по этой ревизии зафиксирован у следующих башкир села: 61-летний юртовой сотник Хамзя Чувашбаев (жены: Каныш, 64 года и Кульнеза, 53 года), 35-летний Мухаметгали Бикмурзин (жены: Гулюстана, 35 лет и Салиха, 25 лет), 32-летний Абдрахи Туюмов (жены: Зюльхамида, 30 лет и Алтаназ, 40 лет), а также находящийся на момент этой ревизии с 1815 г. в бегах Габдулземил Абдулхаликов, 1786 г.р. (жены: Кульгизара, 28 лет и Кунакбика, 20 лет) [14].
Учет населения 1869 г. отметил аул как Чокурова (Чокурь) при речке Караболка, дворов было 31, в них проживали 103 души м.п. и 95 душ ж.п.
59-дворной застал Чекурову Учет населения 1904 г., в тот период здесь проживало 350 жителей.
В восточной части Кунашакского района около большого озера Айдыкуль расположена деревня салъютских башкир Барак (другое название Буксай, Карасур). В одном из документов по продаже части земель салъютских башкир упомянуто имя основателя села – «Купчая башкир Сальжигутской волости сотника Барака Аблаева с товарищи подполковнику К.И.Муфееву на земле по реке Синаре». Из документа видно, что часть своих земель они до этого продали графу Воронцову, здесь же указаны межи другой башкирской волости – Катайской, «команды старшины Терегулу Казанбаева башкирцев» [15]. Как и соседние деревни салъютов Султанай и Халил, деревня Барак отражена на этнографической карте Европейской России П.Кеппена. Если V ревизия населения (1795 г.) учла в этой деревне одних только жителей мужского пола –106 человек, а следующая ревизия 1811 г. – 139 мужчин, то VII ревизия населения (1816 г.) зафиксировала здесь всего 53 жителя, проживавших в 11 дворах.
Большая часть бараковцев, 18 дворов (где только мужчин было 63 чел.), «по повелению военного губернатора в 1814 г. переселилась на жительство в Оренбургскую губернию Челябинский уезд». В деревне остались 11 дворов, в том числе двор потомков первооснователя аула,– это семья 54-летнего Гайнуллы Баракова (его сыновья: Кулмухамет, 25 лет, Жумагуй, 19 лет, Кусямышь, 14 лет, Утамышь, 8 лет) [16]. Видимо, выехавшие жители позже вернулись обратно, поскольку последующие ревизии населения зафиксировали восстановление численности дворов и населения этой деревни: в 1834 г. здесь было учтено уже 155 жителей, в 1859 г. – 251 (30 дворов).
Краевед Лиана Биктемирова название этой деревни считает необходимым связывать с именем сотника Барака Аблаева. Ею же были записаны предания местных старожилов, проливающие свет и на второе название деревни – Карасур. Так со слов Нафисы Нургалиной (1929 г.р.) записано следующее: «Помню, как наши старики рассказывали про трех братьев: Закира, Шарипа и Карасура. Первый брат обосновался в д.Кубагушево, второй – в Тарсякова, Карасур остался на здешних землях, около озера» [17].
Учет населения 1869 г. отметил село при озере Айды, в тот период она состояла из 54 дворов, в них – 232 жителя (137 душ м.п. и 95 душ ж.п.), в деревне имелась мечеть. До 58 возросло количество дворов здесь к Учету 1904 г., жителей было 341 (178 душ м.п. и 163 души ж.п.). В момент проведения первой советской переписи (1920 г.) в д.Бараково Буринской волости Аргаяшского кантона Башкирии было взято на учет 307 жителей (77 дворов).


Халит, Кубагуш, Капкан

К северу от д.Бараково на озере Тахталым расположено одно из крупных в прошлом поселений башкир-салъютов – Халит (Тахталым). VI ревизская сказка (1811 г.) зафиксировала в д.Халитовой Салзаутовской волости основателя села – Халита Темирова (1725 г.р.). В его дворе проживала семья его сына – 51-летнего юртового старшины Абдулкарима, с ним проживали его сыновья Камисарь 16-и лет, исполняющий должность юртового есаула, и Акиулла 3-х лет. Всего же в Халитовой по этой ревизии при 39 дворах числилось 103 жителя м.п. (по предыдущей V ревизии – 70 душ м.п.) [18].
Как видно из материалов следующей ревизии (1816 г.), в деревне Халитовой 3-го Башкирского кантона Салзаутовской волости числилось 220 жителей (102 души м.п. и 118 душ ж.п.) при 44 дворах. По указанной ревизии в деревне полигамный брак был зафиксирован у следующих мужчин села: 56-летнего юртового старшины Абдулкарима Халитова (жены: Рахима, 50 лет, Аиша, 30 лет и Хамида, 36 лет), 32-летнего Абдулвахида Кидряева (жены: Махуба, 34 года и Хадиса, 18 лет), 40-летнего Яныша Кинжекеева (жены: Хажара, 32 года и Дюшанбика, 45 лет), 29-летнего Ибрагима Ильясова (жены: Булякая, 21 год и Шарифа, 25 лет), 42-летнего Габдулсаттара Кусамышева (жены: Жизкунай, 47 лет и Булекай, 25 лет) [19].
Как и в соседней д.Бараково, часть жителей «по повелению военного губернатора в 1812 г. переселилась на жительство в Оренбургскую губернию Челябинский уезд». Тогда выехало 4 двора (15 жителей мужского пола, в том числе походный сотник Искандар Еунбаев). Кроме того, по материалам указанной ревизии еще 8 дворов с 39 жителями (в том числе указной имам Мударис Хашимов) стали числиться в отдельной деревне Халитово той же Салзаутовской волости Щадринского уезда Пермской губернии [20].
Наблюдается существенный рост населения к VIII ревизии (1834 г.): 264 башкира, что может свидетельствовать о возвращении некогда выехавших жителей. Последняя X ревизия (1859 г.) насчитала в 43-дворной Халитовой 335 жителей, при этом на 172 души м.п. приходилось 163 души ж.п. [21].
К Учету населения 1904 г. 85-дворная (с 571 жителем) Халитово – центр одноименного общества (в ней также 58-дворная Баракова и 21-дворная Ильчигулова) в составе Буринской волости
Перепись 1920 г. зафиксировала деревню Халит 123-дворным поселением, где проживало 620 жителей. Выгодное географическое положение (рядом проходят автомобильная трасса и железная дорога) и административный статус центра крупного сельсовета способствовали положительному демографическому развитию села. В 1957 г. после аварии на химкомбинате «Маяк» сюда, а также в дд.Кубагуш и Баязит были переселены жители дд.Алабуга, Галикай, Бердяниш, Сабит, Кирпичики Каслинского района. Для них были построены дома и выросла отдельная улица выходцев из зоны радиоактивного заражения.
В 1937 г. в двух километрах от д.Халит прошла ветка строящейся железной дороги Челябинск–Каменск-Уральский, и на ней была построена железнодорожная станция Тахталым, постепенно переросшая в поселок. Большую часть жителей этого поселка составляют жители близлежащих башкирских деревень. Ныне здесь проживают 269 человек.
К северу от озера Алакуль в пределах Халитовского сельсовета находится д.Кубагуш. Как и в соседних деревнях Баязит и Халит, здесь ныне проживают потомки башкир рода Салъют, а после аварии на «Маяке» – также представители рода Бикатин.
Местные жители поведали интересное предание об истории этой деревни. Приведем здесь его краткое содержание: «В эти края прибыли три брата: Татарбай, Балтагул и Суяргул. Балтагул обосновался около озера Балканат. Его сыновья Байгазы, Ишмурат, Мухамат, Тимергази, Янгильды, Хусаи (...). Татарбай основал деревню Терсяк. Сегодня его потомки Шариповы проживают в деревне Бараково. Между деревнями Баязитовом и Кубагушевом находится озеро, которое носит имя Суяргула. Его дети: Давлетбай, Байбулат, Вали, Ямалетдин...» [22].
Как видим, местное предание подтверждает отмеченный нами смешанный родовой состав местного башкирского населения. Ревизия 1816 г. учла в деревне 13 дворов, где проживали 73 башкира, еще 7 дворов (17 душ м.п.) «по повелению военного губернатора в 1815 г. переселилась на жительство в Оренбургскую губернию Челябинский уезд» [23]. Вскоре они вернулись, и ревизия 1834 г. учла здесь 136 башкир. X ревизия (1859 г.) обнаружила ее, как и соседние салъютские села, в 5-м юрте, здесь при 17 дворах проживало 150 жителей [24].
До 44 дворов выросла Кубагуш к Учету населения 1904 г., жителей было 232. К 1920 г. количество дворов увеличилось до 50 (250 жителей).
Деревня Баязит, по мнению краеведа Танзили Кунакбаевой, носит имя старшины Баязита Максютова – одного из предводителей Крестьянской войны 1773–1775 гг. [24]. По ведомости Исетской провинциальной канцелярии от 17 декабря 1774 г., из всех башкирских старшин Исетской провинции только старшина Салзаутской волости Баязит Максютов и сотник Терсякской волости Махмут Калмакаев оставались «еще в своем бунтовщичьем возмущении» [26]. К этому времени уже давно были взяты в плен Е.И.Пугачев и Салават Юлаев, а большинство повстанцев принесли повинную.
VII ревизия населения (1816 г.) учла Баязит в составе 18-го юрта. В деревне при 25 дворах проживало 165 жителей, среди них отметим 73-летнего походного старшину Кушарба Сафарова, его 31-летний сын Гадильша был старшинским помощником [27]. X ревизия (1859 г.) обнаружила незначительное увеличение жителей: до 180 человек. Сократилось количество дворов до 22. Учет населения 1904 г. показал здесь 255 жителей при 40 дворах, деревня относилась к Буринскому обществу Буринской волости. Существенный рост деревни был зафиксирован первой советской переписью (1920 г.), когда здесь оказалось 60 дворов, в которых проживало 334 жителя.
Недалеко от д.Баязит, в 3 км к юго-востоку, в прошлом существовала деревня кудейских башкир Капкан (второе наименование Кудей). «Первыми поселенцами деревни были семья и родственники аксакала кудейцев Капкана», – рассказывал местный житель Ахмадий Закиров. Ревизская сказка 1816 г. обнаружила в 43-дворной Капкановой 106 душ м.п. и 115 душ ж.п. [28]. Последняя X ревизия (1859 г.) показала в 31-дворной Капкановой 112 душ м.п. и 104 души ж.п., деревня относилась в тот период к 5-му юрту 11-го Башкирского кантона [29]. Учет населения 1904 г. показал здесь 303 жителя при 47 дворах. Перепись 1920 г. обнаружила в 57-дворной деревне Капкан 300 жителей.

1Полевые записи сотрудников АНО «Шежере» (сентябрь 2016 г.).

2Город в Свердловской области недалеко от г.Екатеринбург.


(Продолжение следует)


Источники и литература

1. Национальный архив (НА) РБ. Ф.И-138. Оп.2. Д.407. Л.293–298.
2. Наш край родной. Краеведческое издание / Составители К.Д.Муртазина, Ж.А.Вагапова. – Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2010. –С. 25.
3. Там же. С.24.
4. НА РБ. Ф.И.-138. Оп.2. Д.407. Л.255.
5. НА РБ. Ф.И.-138. Оп.2. Д.407. Л.445–447.
6. Там же. Д.785. Л.186–191.
7. Наш край родной. – С.28.
8. Там же. С.25.
9. НА РБ. Ф.И.-138. Оп.2. Д.407. Л.298–299 об.
10. НА РБ. Ф.И.-138. Оп.2. Д.785. Л.160–176.
11. НА РБ. Ф.И.-138. Оп.2. Д.407. Л.455–457.
12. Там же. Л.300
13. Там же.Д.785. Л.178–84.
14. НА РБ. Ф.И.-138. Оп.2. Д.407. Л.324–329.
15. Материалы по истории Башкир­ской АССР. Т.V / Сост. Н.Ф.Демидова. – М.: Изд-во АН СССР, 1960. – С.33–34.
16. НА РБ. И.138. Оп.2. Д.407. Л.438 об.–442.
17. Наш край родной. – С.30.
18. НА РБ. Ф.И.-138. Оп.2. Д.407. Л.28–31.
19. НА РБ. Ф.И.-138. Оп.2. Д.407. Л.256–258.
20. Там же. Л.442 об.–444.
21. Там же. Д.785. Л.79–95.
22. Наш край родной. – С.27.
23. НА РБ. Ф.И.-138. Оп.2. Д.407. Л.435–438.
24. Там же. Д.785. Л.102 об–111.
25. Наш край родной. – С.26.
26. Р.В.Овчинников, И.М.Гвоздикова и др. Крестьянская война 1773–1775 гг. на территории Башкирии. Сборник документов. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1975. – С.273.
27. НА РБ. Ф.И.-138. Оп.2. Д.407. Л.368–371.
28. Там же. Д.407. Л.176 об.–182.
29. Там же. Д.785. Л.12–23.

Автор:Рафиль АСЫЛГУЖИН, кандидат философских наук
Читайте нас в