Все новости
Общие статьи
26 Октября 2021, 12:11

ИСТОРИЯ ПОСЕЛЕНИЙ БАШКИР СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Башкирский народ формировался на обширном пространстве Урало-Поволжского региона. Территория, где происходило становление башкирского этноса, именуется историческим Башкортостаном.

ИСТОРИЯ ПОСЕЛЕНИЙ БАШКИР СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИСТОРИЯ ПОСЕЛЕНИЙ БАШКИР СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

На северо-востоке исторического Башкортостана, в долине среднего течения р.Уфа (Караидель) и таких ее притоков как Бисерть, Серга, Бугалыш, Ай находились земли таких родов, как Сызги, Упей, Кошсо. Ныне часть селений указанных башкирских подразделений расположены в Мечетлинском районе РБ, а другая – на территории Челябинской и Свердловской областей.

Расселение башкир на исторических картах

Основной административно-территориальной единицей была волость, в основе которой поначалу лежал этноклановый принцип. В регионе существовали следующие волости: Упейская, Сызгинская, Большая Кушчинская и Малая Кушчинская, Терсякская, Шигирская. В дальнейшем волости стали формироваться по территориальному принципу и здесь, на северо-востоке исторического Башкортостана, возникли Ювинская, Шокуровская, Рахмангуловская и другие волости.
Как и большинство башкирских селений исторического Башкортостана, поселения башкир Свердловской области расположены в долинах водоемов: либо непосредственно на берегу р.Уфа (дд.Арслан, Шакур, Уфа-Шигири, Урмекей, Рахмангол, Азигул, Озерки, Сызги и др.), либо на ее притоках – на р.Артя (д.Артя-Шигири), на р.Бисерть (д.Гайна), на р.Серга (д.Аракай). В списке (реестре) волостей, составленном около 1730 года в Уфимской провинциальной канцелярии, башкирские волости всех четырех дорог указаны (сориентированы) по рекам, а волости Сибирской дороги – еще и по озерам, например, «Сызгинская – за Уралом, по Миясю и по озерам; между колков больше степи». Это одна из особенностей расселения башкир, как вотчинников, селившихся на наиболее удобных местах для жительства и хозяйственной деятельности. Долина реки Уфа в окаймлении Бардымского и Сабарского хребтов является без преувеличения наиболее живописной и благоприятной для проживания. В этом регионе расположена так называемая Красноуфимская лесостепь – уникальное явление в условиях окружавших эту зону хвойных лесов.
В прошлом в юго-западной части Свердловской области существовали еще несколько башкирских аулов, которые исчезли в ходе колонизации края и подавления башкирских восстаний: Атиг, Канчурово, Исенбаево, Серга, Аитово, Коняково, Елматово. Эти деревни в частности упоминаются в следующих документах: «Доношение поручика С.Сикорского в Канцелярию Главного правления заводов о походе на башкирские деревни Атиг, Канчурову, Исенбаеву и Сергу и о бое у горы Рассольной» от 16 марта 1736 г. [1], «Рапорт поручика А.Арефьева В.Н.Татищеву о походе на башкирские деревни Конякову, Аитову и Елматову и о бое на скале у р.Серги» от 13 апреля 1736 г. [2].
Расселение башкир нашло свое отражение на многих исторических картах. Известна «Этнографическая карта Европейской России» П.И.Кеппена, при работе над которой использовались как официальные статистические данные, так и собственные экономико-статистические и этнографические сведения, собранные автором в ходе служебных поездок. К работе над картой были привлечены местные чиновники и служители культа, которые доставляли списки всех инородческих селений с указанием числа жителей по VIII ревизии (на 1834 г.). Здесь, на северо-востоке исторического Башкортостана, различными цветами и цифрами подробно обозначены ареалы расселения башкир и их соседей – черемисов (марийцев), татар и мишарей. Отмечены следующие башкирские села: Арасланково, Акбашево, Шокурово, Уфа-Шигири, Урмекеево, Куянково, Артя-Шигири, Усть-Баяк, Сызганково и Озерки.
При составлении «Этнографической карты Европейской России» А.Ф.Риттихом, изданной в 1875 г. Императорским русским географическим обществом, автор взял за основу материалы последней X ревизии 1859 г., списки населенных мест Российской империи, собранные Министерством внутренних дел в начале 1860-х гг., статистические материалы по состоянию на 1867 г. В ней также четко отмечены башкирские села в долине р.Уфа: дд. Сызги, Баяково, Шокурово, Арсланово. Область расселения башкир окрашена красно-коричневым цветом, татар – желтым (дд.Артя, Турыш, Васкино, Шарама и др.).
Башкир в бассейне р.Уфа можно обнаружить и на других картах (карты Ф.А.Фиельструпа, С.И.Руденко и других). Интерес для нас представляет и карта «Сызгинская, Шигирская и Упейская волости Сибирской дороги 1737 года».


История сел и деревень башкир родовой группы Кушчи в долине реки Уфа

Племя кушу (гэшу), известное науке по китайским хроникам и древнетюркским надписям, соответствует, по всей видимости, племени кушчи (кошсо), которое является составной частью родовой номенклатуры кыргызов, узбеков и башкир. «Кушчу – кошсы – одно из древнетюркских, центральноазиатских по происхождению племен. Если идентификация этнонима кушчу (кошсо) с племенем гэшу китайских источников правильна, то в VI–VII вв. кушчинцы участвовали в тюркской экспансии в Среднюю Азию и составляли одно из образований Западнотюркского каганата» [3].
Вотчинные земли башкирского рода Кошсо еще в досоветский период истории административно относились к разным губерниям: северная половина была в составе Пермской губернии, южная – Уфимской. По одним данным, обе волости – Больше-Кушчинская и Мало-Кушчинская – в своем распоряжении имели 329 816 десятин земли в трех уездах двух губерний, на которой располагались 29 деревень, в том числе 4 – в Троицком, 10 – в Уфимском и 14 – в Красноуфимском уездах. Всей землей владели башкиры-кушчинцы в количестве 1 012 душ м.п. по VII ревизии 1816 г. и 2 098 душ м.п. по X ревизии 1859 г. На их земле находились припущенники кушчинцев: в 1816 г. – 1 498 душ м.п., в 1859 г.
– 3 508 [4].
Приведем архивный материал, характеризующий пределы вотчинных земель кушчинских башкир: «В прошлых годах владели деды и отцы их вотчинною землею и сенными покосами и рыбными ловлями с озера и истока и бортным угодьем и хмелевым щипаньем и с бобровыми гонами и кунишным и всякими звериными ловлями в Уфимском уезде по Сибирской дороге вверх по Уфе реке по обе стороны, верхнея межа Карамалий исток, а по другую сторону Уфы реки Березовый мыс, а нижнея межа – речка Чечат по обе стороны, а по другую сторону Уфы реки речка Белом(ш) по обе стороны, а те де... вотчинною землею и вышеписанными всякими угодья владеют они, а в ту их вотчину выезжают насильством разных городов всякие русские люди и в той их вотчине землю пашут и всякие налоги и обиды чинят и нам, великому государю, пожаловати б их велить на ту их вотчинную землю послать с Уфы дворянина и подьячего, чтобы описать их землю... и велено от сторонних людей отмежевать их землю по старым урочищам как владели деды и отцы их. Кущинские башкирцы подтвердили точность граней и межей вотчины Илекейки Бекбаева с товарыщи и владели они ею по грамоте 1652 г.» [5].
В долине р.Уфа, в бывшем Красноуфимском уезде Пермской губернии, потомки башкир-кушчинцев проживают в следующих селах: Артя-Шигири, Азигул, Битки (Артинский район); Уфа-Шигири, Урмикей (Нижнесергинский район); Усть-Баяк, Бишково, Рахмангул, Верхний Баяк, Коян (Красноуфимский округ/район). Эти селения оказались в этнически пестром окружении: здесь много русских и марийских деревень.
Кушчинская волость в документах фигурирует в трех качествах: 1) по П.И.Рычкову, входила в Таныпское объединение; 2) по росписи И.К.Кирилова представляла собой отдельное подразделение; 3) по показаниям башкирских старшин Козяша Рахмангулова (Кушчинская волость), Мендияра Аркаева (Дуванская волость) и Шумыша Маметова (Салжиутская волость), входила в состав Катайского объединения [6]. Причем Шигирская волость включена туда же. Последняя, по всей видимости, была дочерним образованием Кушчинской. В «Реестре и описании башкирских волостей» записано: «Волость Кущинская по Аю, горы, леса, а поля небольшие; тележный путь самой нужной» [7].
Сохранились материалы, отражающие тяжелейший период восстаний. Так, от 30 августа 1735 г.
датируется документ согласно которому «…Мякотинской волости вотчинник Янгильда Самангулов сын Бигишев, Катайской волости Кармышак Карабашев, Шуранской волости Рахмангул Кутанов, Сальяуцкой волости Ишмет Бугушов по определению августа 20 числа явились и доносили, что-де сверх прежде поданного августа 18 числа доношения о бунте своей братьи башкирцев за Уралом наведывались и посылали туда нарочного. И оттуда прислано с приложением всех вотчинников, кои в Сибирской дороге считаются, письмо, в котором показаны вотчинники. А кто именно и какие у них тамги – тому при сем прилагаем роспись и для верности татарское письмо с их тамгами. И все при том подписались, что они все благополучно пребывают и обещаются Ея ИВ служить верно, в чем и Куран целовали, и в том же быть, как и поданным доношением они, выборные Янгильда Самангулов с товарищи, августа 18 числа показали. А с ворами Ногайской дороги Килмяком-абызом, кои, как ныне слышно, бунтовали, никто Сибирской дороги жители не сообщаются. И о том чрез них, Янгильду Самангулова с товарищи, велели превосходительнейшему г-ну действительному статскому советнику Василью Никитичу Татищеву донести. И все вотчинники и старики Его превосходительства просят, чтоб Сибирскую дорогу впредь благоволил охранять, как и прежде о том просили. При том же объявили Киргис Казачьей Орды Атаныка Сакаева сына, а о другом доносили, что привезти невозможно, за тем что болен. (Подпись арабскими буквами). К сей сказке вместо Кармышака [и] Рахмангула по их велению и за себя Ишмет Бугушов руку и тамги свои приложили. Роспись вотчинникам и тамгам их: Балахчинской волости – Уразай-мулла Туляков сын да товарищ его Кулаш Иликчиев сын. Кушсинской [волости] – Рахмангулмулла Енбетов сын, товарищ его Алишей Агшаев сын. Сызгинской волости – Имансур Илиеев, товарищ его Таут Кутумаков сын… Терсяцкой волости – Асылбай Уруспаев сын. Шигирской волости – Сулейман Итбоков сын, товарищ его Еукар Абанаев сын. Гайницкой волости – Ишмен Янышев [сын]…. Под сей росписью тамги подписывал башкирец Ишмет Бугушов и руку приложил» [8].
Деревня Уфа-Шигири, как и д.Арти-Шигири, по мнению исследователя края Н.Л.Скалозубова, заселилась в 1647 г. на земле, пожалованной башкирам царем Алексеем Михайловичем [9], но затем проданной Строганову за 300 рублей [10]. Сохранился текст купчей от 19 июля 1755 г. В результате этого акта башкиры-вотчинники сами отказались от своих вотчинных прав на землю, оказавшись фактически припущенниками-жильцами на своей собственной земле. В документах о жителях этих трех деревень – Урмекеево, Уфа-Шигири и Арти-Шигири – сказано, что «живут на даче Артинского казенного завода на проданной ими земле» [11]. По всей видимости, пойти на этот шаг их вынудили крайние обстоятельства: неизбежность потери земли ввиду наступления заводской и крестьянской колонизации и, в особенности, бесперспективность сопротивления всесильной семье магнатов Строгановых. В то же время в этом акте просматривается корысть некоторых башкирских старшин, ради собственной выгоды предававших интересы всей общины.
Башкиры Шигирской волости упомянуты в документе от 5 июля 1755 г.: «…Уфимскаго уезду Сибирской дороги команды старшины муллы Козяша Рахмангулова Шигировской волости башкирцы Мухтар Кашаев, Саганбай Кашаев, Сапар Корсаков, Якуп Сабанчин, Азикай Сабанчин, Акзигит Мурзагильдин, Мухамбет Касимбаев, Чюрюбаев, Емакай Сеитов, Метюк Аитов, Канчюра Кансуяров, Батыр Юльметев, Азнаш Кансуяров, Кутуш Мансуров с товарыщи большими и малыми со общаго согласия чрез поверенных своих товарищей башкирцов Муртазы Бикзянова, Мавлюкая Кашаева, Акмаша Явгильдина от Уфимских крепостных дел дали сию купчую его превосходительству г.-л. действительному камергеру и орденов св.Александра и св.Анны кавалеру господину Сергею Григорьевичу Строганову, детям и внучатам его и по них наследникам в том, что мы, башкирцы, Мухтар Кашаев свыше писанными товарищами своими, по силе состоявшегося прошлого тысяча семьсот тридцать шестаго году марта пятого на десять... по данному от нас, башкирцов, татарскому письму, кое при заключении сей купчей в Уфимской провинциальной канцелярии у крепостных дел объявили в вечное владение впрок безповоротно своей тюбы вотчинную землю с лесами и речками и со всякими угодьи … и за оную проданную вотчинную землю взяли мы, башкирцы Мухтар Кашаев с вышеписанными товарищами, от его превосходительства триста рублев. Токмо нам, башкирцам, на оной проданной земле жить и в угодьях старыми дельными деревьями владеть и в лесах зверей, птиц и бобров ловить, хмель щипать и всем довольствоваться, а рыбу ловить пополам и в том его превосходительству нам не воспрещать, а ежели же во оной земле дельныя наши деревья срубят, то за оныя деревья его превосходительству заплатить нам, башкирцам, что по указу надлежить. Оная же наша проданная вотчинная земля по вышеписанным урочищам напредь сей купчей иному никому не продана и не заложена и в никакие крепости не укреплена, а ежели вышеписанную проданную вотчинную землю кто ис посторонних будут вступаться, то нам, башкирцам, женам, детям и внучатам нашим из роду в род от тех вступщиков его превосходительство детей, внучат его и полных наследников очищать и убытка никакого не доставить, а буде от нас, башкирцов жен, детей, внучат и наследников наших, в чему чинится какая наша не устойка или его превосходительству отчего может учинится препятствие или от посторонних людей остановка и наше неочищение, то его превосходительству, детям и внучатам его и по них наследникам взять на нас, башкирцов, на женах и детях и внучатах наших вышеписанныя взятые нами деньги триста рублев…» [12].
VIII ревизская сказка (1834 г.) обнаружила Уфа-Шигири 29-дворным поселением, где проживал 141 башкир. 28 дворов и 175 жителей было взято на учет в 1850 г. Следующая, X ревизская сказка (1859 г.) учла ее в составе 23-й юрты 8-го Башкирского кантона и показала здесь 216 жителей-башкир при 26 дворах. Полигамной традиции башкир к этой ревизии придерживались 55-летний Ярмухамет Альмухаметов (жены Газима 54-х лет и Канипа 50-и лет), 33-летний Абдулшеппар Абсаттаров (жены Зюягида 31-го года и Балхия 30-и лет). Их односельчанин 38-летний Бикмухамет Музатуллин был женат вторым браком на 18-летней Малихе Усмановой [13]. Уже в 1834 году в деревне была учтена мечеть. На сегодняшний день в деревне имеются три мечети.
Учет 1904 г. обнаружил в Уфа-Шигири 71 двор, где числилось 369 жителей – все башкиры-вотчинники. Советская перепись 1920 г. показала в составе Михайловской волости 103-дворную деревню Уфа-Шигири, в которой проживало 617 жителей башкирской национальности, при этом на 289 жителей мужского пола приходилось 328 женщин. Эта же перепись показала в Михайловской волости 41-дворную деревню Шарама с 247-ю жителями-башкирами (114 мужчин и 133 женщины).
Часть жителей дд.Уфа-Шигири и Шакур являются башкирами рода Гайны – выходцами из д.Казмакты (ныне с.Барда – центр Бардымского района Пермского края).
Деревня Урмикей (Урмекеево) расположена на противоположном от села Уфа-Шигири берегу реки Уфа, в устье ручья Упада. 20-дворной застала Урмекееву VIII ревизская сказка (1834 г.), в которой проживало 98 жителей-башкир. Количество дворов сохранилось к IX ревизской сказке (1850 г.), а жителей насчитывалось 107 человек. 18-дворной застала Урмекееву X ревизия (1859 г.), здесь проживало 133 жителя-башкира [14]. Урмекеевцы не имели собственной земли по той причине, что свою вотчину они вместе с башкирами дд.Уфа-Шигири и Артя-Шигири продали барону С.Г.Строганову по купчей крепости от 19 июля 1755 г. На их бывшей земле в 1748 г. был построен Артинский молотовой завод. При этом башкиры выговорили себе право беспрепятственно проживать и пользоваться всеми угодьями на уступленных землях припущенниками-жильцами теперь уже чужой вотчины [15].
В документах о жителях этих трех деревень – Урмекеево, Уфа-Шигири и Арти-Шигири – сказано, что «живут на даче Артинского казенного завода на проданной ими земле» [16]. Учет 1904 г. зафиксировал в 60-дворной Урмекеево 240 жителей – все башкиры-вотчинники. Перепись 1920 г. учла здесь 74 двора с 437-ю жителями-башкирами.
Деревня Арти-Шигири расположилась на левом притоке реки Уфа – реке Арти. По ревизии 1834 г. имела 22 двора, в которых проживало 125 башкир. В 1850 г. было 156 человек при 22-х дворах. X ревизией (1859 г.) было взято на учет 182 жителя-башкира при 20-и дворах, двоеженцами были по этой ревизии 35-летний Нигаметдин Хабибуллин (жены Гульнасиха 29-и лет и Гульбустан 18-и лет), 61-летний Юсу Юнусов (жены Азимбика 57-и лет и Гульзань 39-и лет), 34-летний Афлетун Хусейнов (жены Латифа 34-х лет и Гадильниса 24-х лет) [17]. Артинцы имели кочевья, выезжали летом на яйляу. Учет населения 1904 г. показал деревню в составе Шокуровской волости, здесь при 79-и хозяйствах (дворах) проживали 368 башкир-вотчинников. Перепись 1920 г. обнаружила в д.Арти-Шигири 498 жителей-башкир (88 дворов).


Азигулово, Биткино, Еманзелга, Бахметево, Бакеево, Бишково

Ниже по течению реки Уфа, в пределах Артинского района находится шесть поселений кушчинских башкир.
Башкиры дд.Азигулово и Биткино еще в 1792 г. продали часть своей вотчинной земли заводчикам Лутининым [18]. Продажа и сдача в аренду своих земель продолжались и в дальнейшем. Деревня упомянута в документе от 28 марта 1816 г.: «… Пермской губернии Красноуфимского уезда 2 башкирского кантона деревни Азигуловой от миру вотчинников башкирцев ныне по наличию состоящих есаула Мутала Мухаматова и Валита Сайфуллина с товарищи доверенности той же губернии и уезда избранному разных волостей от крестьян таковой же Крестовоздвиженской волости живущему в деревне Мончаше Евтею Павлову Кардашину и доверителям его разных волостей крестьянам же и красноуфимским мещанам, живущим в дер.Мончаше (перечисляются фамилии)..., дали сию запись в том, что сходно данного от первых последним договору, писанному прошлого 1810 года апреля 24 дня от верителей вотчинников вышеписанному Евтею Кардашину и верителям его земли по особо заключенному тогда договору уступили они вотчинники башкирцы Рафик Юсупов с доверителями Кардашину и доверителям его то же самое место, какое значилось в прежнем договоре, под хлебопашеством, селидьбу, усадьбу и скотской выпуск (каковое огорожено по скотинным огородом). Земли, по значимся ниже сего межам и урочищам, а имянно: от плотины и мельницы крестьянина Семена Мельникова, состоящие на речке Мончаше, ... пользоваться им впредь 31 год (межи примерно в длину три с половиной, а окружность 6 верст). За что получили вотчинники башкирцы с тех крестьян (35 домов) в мирскую сумму денег и сверх того платить им в каждый год кортому с каждого дому по 25 копеек» [19].
Еще в 1823 г. в Азигулово и Биткино было учтено 67 дворов с 437-ю жителями [20].
По VIII ревизии (1834 г.) в д.Азигулово были зафиксированы сыновья первопоселенца: Кызылбай (1746–1820), Саит (1760–1832), сыновья Саита – Мухаметшарип, Мухаметфазыл, Сайфулла, Сайфутдин, Валит (1764–1826), Абдулмазит, 1780 г.р., Рахматулла (1806–1844) Азигуловы [21]. На основании возраста сыновей Азигула можно установить приблизительную дату возникновения деревни под названием «Азигулово»: это 1720–1725 гг. Всего же VIII ревизской сказкой (1834 г.) в 77-дворной Азигуловой было учтено 472 жителя-башкира [22].
X ревизия (1859 г.) зафиксировала 835 жителей-башкир при 71-м дворе [23]. В то же время по сведениям, найденным А.З.Асфандияровым, население села распределилось следующим образом – в 60-и дворах было 218 вотчинников, значит башкир; в 80-и дворах – 616 припущенников (тептярей) [23]. Выходит, что в 1834 г. в общее количество жителей вошли и вотчинники (башкиры), и припущенники-тептяри. Хотя другой источник указывает незначительное количество тептярей: всего лишь 14 душ м.п., в 1859 г. их численность оказалась внушительной [24].
Чуть северо-восточнее села Азигул на реке Еманзелга (левый приток р.Уфа) расположена тептярская деревня Еманзелга. VIII ревизская сказка (1834 г.) показала в ней при 2-х дворах 9 башкир [25], X ревизия (1859 г.) также при 2-х дворах учла 13 жителей-башкир [26]. 91-дворной застала эту деревню Всесоюзная перепись населения 1920 г., она была в составе Каргинской волости, насчитывала 91 двор и 461-го жителя.
По сведениям, полученным от информаторов в 80-х гг. XX в.,
авторы коллективного труда делают правильный вывод о том, что д.Старое Биткино Артинского района Свердловской области была основана башкиром по имени Бикина (Бек-Кинья), от которого впоследствии землю получали тептяри (припущенники) и татары-кунгуры (этэмбай) [27]. Тем самым население становится многонациональным. В д.Биткино по ревизии 1834 г.
насчитывалось 153 башкира при 16-и дворах, среди жителей – сын Битки Бикина – Бигаш Биткинин, проживавший в 1750–1819 гг. [28]. Известны и его сыновья Калимулла, Нигматулла, Ибатулла. X ревизия (1859 г.) показала здесь 217 башкир при 23-х дворах [29]. В деревнях Азигул и Биткино имелось по одной мечети [30].
Ниже по течению реки Уфа расположена деревня Бахметево (Бахмет, Манчажбаш). Название деревни от имени одного из первопоселенцев, другое название деревни связано с гидронимом Манчажбаш. 7-дворной застала деревню VIII ревизская сказка (1834 г.), здесь было учтено 56 душ башкир обоего пола при 7-и дворах [31]. Последняя ревизская сказка (1859 г.) обнаружила в этой деревне 90 жителей-башкир при 10-и дворах [32] и отдельно 218 тептярей («из тептярей башкирцы») при 22-х дворах [33]. Тептяри были приняты по договору от 9 февраля 1793 г. сроком на 50 лет.
Деревня Бакеево, Бакейково имеет второе название – Куры (Ҡоро) Манчаж или Манчаж. Указанная деревня упоминается в документе «Доношение поручика К.Брандта В.Н.Татищеву о походе на башкирскую деревню Манчаж» от 06 марта 1736 г.: «…от Вашего превосходительства ко мне написано: велено, собрав здешних черемис, мужиков и солдат сколько вскорости можно, ехать в башкирские жилища, где они засеклись в засеке от Ачитской крепости в 50-и верстах, и всех вырубить без пощады, а скот, пожитки, малых робят от 10-и лет и меньше, также молодых баб и девок раздать тем черемисам и мужикам, и оное все разделить по числу людей – по скольку чего в продаже на человека достанется. А сколько людей [и] скота взято будет, о том прислать известие. А ежели же будут лошади под драгун годные – оных с оценкою взять на Ея величество и отослать в Земскую контору для прекормления. И по тому указу собрал я черемис 72, мужиков 42, солдат 6 человек и с ними пошел для искоренения воров башкирцев. И сего марта 8 числа наехали на их, воров башкирцев, в деревне Манчаше, расстоянием от Ачитской крепости в 40 верстах, которые выехали из той засеки – Кукшинской волости вотчинник Бекбай Бекулов с товарищи. И оного Бекулова схватили жива, а остальных вырубили. Только убежал сын его, Бекбаев Бекина, и тот ранен. А убито мужскогу полу 40 человек, баб 15. Да с собой привезли малых робят от 10-и лет парней 19, молодых баб 14, девок 18 человек. Лошадей 65 – по оценке мужиков и черемис, на 150 р., скарбу всякого на 121 р., деньгами 260 рублев. Которые деньги, лошади и скарб мужикам и черемисам по числу людей по оценке роздано. Також и малые робята, бабы и девки розданы. А из тех же лошадей драгунам годных выбрано 13, а по оценке мужиков и черемис, на 55 р. Которые лошади для прекормления в Контору судных и земских дел и посланы.
А пойманный вотчинник Бекбай Бекулов и допросные его речи при сем посылаются до Вашего превосходительства. А в Кунгур для ведома с допросных его речей списана копия и послана (…) к воеводе Мазовскому. А башкирец послан с солдатом. (…)» [34].
X ревизия (1859 г.) обнаружила в Бакейкова при 39-и дворах 368 башкир и при 3-х дворах 8 солдат [35]. Учет 1904 г. показал в 102-дворной Бакейкова 700 жителей – башкир-вотчинников и тептярей-припущенников.
В настоящее время между деревнями Бакейково и Бихметково расположилось село Усть-Манчаж.
Жители Бишково (Битково) – башкиры-вотчинники Кушчинской волости. VIII ревизская сказка, прошедшая в 1834 году, показала здесь при 10-и дворах 54 жителя-башкира. Отметим некоторых его жителей: учтенный здесь Абдуллатып Абсеинов (1763 г.р.) был троеженцем (по ревизии 1834 г. у него остались вдовы 60-и, 73-х и 43-х лет). Его 36-летний сын Асмандияр исполнял должность старшины, он – двоеженец (жены Гульиназар 43-х лет и Балхия 38-и лет). Также двоеженцами были 37-летний Сабит Хамитов (жены Гульбазар 36-и лет и Гулизаган 19-и лет), 51-летний Юсуп Мусин (жены Гу[магись] 50-и лет и Залифа 35-и лет), 25-летний Амат Юсупов (жены Назифа 25-и лет и Гульфаяз 18-и лет) [36].
X ревизия (1859 г.) обнаружила в Бишковой в семи дворах 98 жителей-башкир [37].
Прошедшая в 1920 г. первая советская перепись обнаружила Бишково в Манчажской волости, где при 21-м дворе проживало 147 жителей [38] и еще одну Бишкову в составе Рахмангуловской волости, где при 50-и хозяйствах/дворах числился 271 житель. При этом расположение обоих деревень указано при р.Уфа и при озерах, первая – при 3-х озерах, вторая – при 8-и озерах.


Рахмангул, Усть-Баяк, Верхний Баяк, Кояново

В cеле Рахмангул проживали башкиры Больше-Кущинской волости, которых насчитывалось по ревизии 1834 г. 165 человек (83 души м.п. и 82 души ж.п.) при 31 дворе. Учтенный здесь 39-летний писарь Мухамадияр Сагитов был троеженцем (жены Галия 35-и лет, Хамида 48-и лет и Гульзамига 24-х лет) [39]. Последняя, X ревизская сказка (1859 г.) учла здесь 306 башкир при 31-м дворе. Среди его жителей упомянем семью сосланного на поселение в Сибирь башкира Мухаметамина Абдулкасырова, в деревне учтены его 65-летняя вдовая жена, сыновья Мухаметшариф 39-и лет (его сын Ахмеджан 12-и лет) и Мухамадия 34-х лет.
Двоеженцами в башкирской части деревни по указанной ревизии были 35-летний Низамутдин Фаткуллин Мутскакимов (жены 32-х лет и 23-х лет), урядник Мухамадияр Сагитов Ибрагимов (жены 60-и и 49-и лет) и его 39-летний сын Мухаметсадык (жены 37-и и 35-и лет), 25-летний Хамит Габидуллин Сагитов (жены 24-х и 25-и лет) [40]. X ревизия учла также и припущенников (60 чел.).
Название этого села связано с именем «верного» башкирского старшины Козяша (Кудаша) Рахмангулова, который образовал Больше-Кущинскую волость, заняв часть земель Шигирской волости. Башкирские старшины, среди которых был Юлай Азналин (отец Салавата Юлаева), выселили его с родной земли из-за его соглашательской по отношению к властям позиции. Он переселился в другое место – нынешнее Рахмангулово. Используя свои связи и влияние на генерал-губернатора, старшина продал Строгановым за 300 рублей часть земель Шигирской волости, которые были перепроданы заводчику Лугинину уже за 280 тыс. рублей.
То же самое было проделано «верным» башкиром Янгильды Бигишевым из сальзяутского (салжиутского) рода, жившим в Шокурово, хотя в документах его жители значатся упейцами. Он продал вотчинные земли шигиринцев за 27 рублей Демидову. Затем они были перепроданы Губину за 400 тыс. рублей. На землях Шигирской волости, принадлежавших роду Гайна (Бисер-Гайна), поселились продавшие свои вотчинные земли без права проживания на них башкиры рода Терсяк (Аракаево), переехавшие из-под Ревды, а также салжиуты из-под Екатеринбурга и упейцы из Шокурово, согнанные с земель нынешнего Красноуфимского района из-под Тавры. При проведении переписи населения 1920 г.
д.Рахмангулово являлась центром одноименной волости (в ее составе были башкирские деревни Бишкова, Коянкова, Рахмангулова, Усть-Баяк и русская д.Черная Гора), здесь было взято на учет 145 великороссов (33 хозяйства) и 644 татарина (127 хозяйств). Хотя последнее не согласуется с предыдущими учетами населения и этническим происхождением жителей села.
В д.Усть-Баяк на собственной вотчинной земле проживали башкиры-кушчинцы. По ревизской сказке 1834 г. их было 169 человек, при этом на 88 душ м.п. приходилась 81 душа ж.п. [41]. Ревизская сказка 1859 г. показала здесь при 38-и дворах 251 жителя-башкира (122 души мужского и 129 душ женского пола), относившихся к 21-й юрте 8-го Башкирского кантона. Специфику семейно-брачных отношений башкир того периода отражают и полигамные браки. Такой формы брака придерживались по последней ревизии 59-летний Шамсутдин Абдулхасанов (его первой жене Гульзигань было 58 лет, младшей Хаирнисе – 22 года), 58-летний Алиулла Саликов (жены 48-и и 34-х лет), 53-летний Байбухамет Армурханов (жены 53-х и 37-и лет), 60-летний Сайфулла Мусалев (жены 38-и и 46-и лет) [42].
Также отмечены отдельно семья 49-летнего Апсалика Абдуликсанова (с ним 5 сыновей, жена, 2 дочери, внучки и килен (сноха), всего 11 душ обоего пола), причисленные к д.Сызги [43]. Кроме того, X ревизия (1859 г.) взяла на учет и припущенников, которых насчитывалось при 10-и дворах 53 человека. Учет 1904 г. показал в Усть-Баяковском обществе д.Коянково, в котором было 132 двора и 734 жителя, все – башкиры-вотчинники. Первая советская перепись (1920 г.) зафиксировала процесс смены идентичности местных башкир, здесь было учтено 773 жителя, записанных татарами.
На притоке реки Уфа – речке Боецкая (Баяк) расположились деревни Куянова, Нижний Баяк и Средний Баяк.
Деревня Верхний Баяк – этнически смешанное, по преимуществу, тептяро-татарское поселение. Здесь проживали башкиры Мало-Кущинской волости (в 1834 г. – 8 чел., в 1859 г. – 18 чел.). С конца XVIII в.
они проживали с тептярями из числа татар, бывших мастеровых завода, и припущенных татарами Мончажской волости, которые, в свою очередь, сами заселились по припуску башкир-вотчинников [44]. В 1834 г. тептярей из татар было 13 чел., в 1859 г. – 22 чел. при 2-х дворах [45].
В деревне Кояново (Коянково, Конякова, Куянова) проживали одни башкиры-вотчинники. VIII ревизская сказка (1834 г.) показала здесь при 9-и дворах 56 жителей-башкир, при этом на 22 души мужского пола приходилось 34 души женского пола. 32-летний житель деревни Мухмадияр Карабаев был троеженцем (жены 33-х, 32-х и 19-и лет), его брат Хозя Карабаев был двоеженцем (жены 31-го и 48-и лет) [46]. X ревизская сказка (1859 г.) взяла здесь на учет при 8 дворах 81 жителя-башкира, при этом, по всей видимости, все жители – потомки первооснователя аула – внуки и правнуки Куяна [47].
Перепись населения 1920 г. обнаружила в д.Коянково Рахмангуловской волости 32 хозяйства, в которых проживало 160 жителей.
Указанная деревня упомянута в документе, свидетельствующем о жестоком подавлении одного из многочисленных башкирских восстаний. В документе от 13 апреля 1736 г. «Рапорт поручика А.Арефьева В.Н.Татищеву о походе на башкирские деревни Конякову, Аитову и Елматову и о бое на скале у р.Серги» содержатся такие строки:«Сего году марта 22 дня по данному мне указу от Вашего превосходительства со врученною командою будучи в походе на башкирцев за рекою Уфою, что учинено – о том следует ниже сего: …и отправили от себя за реку Уфу солдата Андрея Лебедева да крестьян на лыжах 100 человек. И как оные наши люди за ту реку Уфу перешли, и в башкирской деревне Коняковой застали одного татарина и двух баб. И татарин-де у них на лыже ушел, [а] двух баб взяли. И мы с командою, перешед оную ж реку Уфу и пришед в пустую деревню Аитово, и в ней стали. И вышепомянутые наши люди к нам пришли и тех двух баб с собою привели. И те бабы были биты и расспрашиваны, и сказали, что от той деревни Аитовой неподалеку, а именно с милю, в ельнике есть мужики, и бабы, и малые ребята с пожитки своими. Також и в деревне Елматове, которая тут же неподалеку…. И апреля 3 дня из вышепомянутой деревни Аитовой со всею командою пошли в поход до волости Белокатайской. И отошли версты с три, и пришли в деревню Коняково. И большой дороги не нашли, и, зажегши тое деревню, возвратились. И, пришед в тое ж деревню Аитово, ночевали. И, ночевавши в той деревне Коняковой… И апреля 5 дня из деревни Аитовой со всею командою пошли возвратно к деревне Серге, которая расстоянием от той Аитовой деревни верст с пятнадцать. И пришед туда ввечеру, стали ночевать. И того числа на пример пополудни часу в 11-м с высокой каменной горы чрез реку Сергу из ружья и из луков начали по нас татары стрелять. И стрелами ранили у нас мужиков четырех человек легкими ранами. И мы по них из мелкого ружья стреляли ж. И как из пушки по них выпалили, и они по нас и стрелять перестали. И мы от того места отступили, и собрались в поле, и огородились сан[ь]ми. И … и во всю ночь стояли со многою осторожностию. И апреля 6 дня пополуночи часу в 9-м для очистки дороги отправлено было от нас к ним, башкирцам, на гору солдаты Иван Малков да Захар Гилев да с ними 250 человек крестьян на лыжах с принадлежащим ружьем. И с ними башкирцы учинили бой, и наши люди их, татар, збили и гнали за ними верст с семь или с восемь. И между тем мы обозом своим на тое гору взобрались, и, дождався своих всех людей, пошли в путь свой. А по видимому на пример их, башкирцев, на том бою было человек с 80, и убито из них 10 человек. А что их раненных – о том не ведомы, потому что языка от них не могли достать. А наших на том бою ранено из крестьян 4 человека (Л.327). Да при том же бою взято их башкирское знамя да татарская книжка. Да их же татарских деревень сожжено за рекою Уфою три, а именно: Коняково, Елматово, Аитово; по сю сторону реки Уфы – Сайдашево [и] Упей; итого пять деревень…» [48].


Поселение гайнинских башкир – деревня Гайны

Среди местных башкир – сызгинцев и кушчинцев – проживали представители башкир рода Гайна, получившие название «бисер-гайнинцы» (по названию р.Бисерть, правого притока р.Уфа). Гайнинцы поселились в дд.Сызги, Акбаш, Уфа-Шигири и др. В Ачитском районе Свердловской области на р.Бисерть есть отдельное поселение гайнинских башкир – деревня Гайны или Бисер-Гайны, жители которой также были выходцами из Гайнинской волости. Они осели на вотчинной земле Больше-Кущинской волости в качестве припущенников. VIII ревизия (1834 г.) обнаружила в д.Гайны при 16-и дворах 96 жителей-башкир [49]; X ревизия (1859 г.) – при 16-и дворах 209 жителей-башкир [50]. Учет 1904 г. показал эту деревню отдельно в Гайнинском обществе Ачитской волости, здесь насчитывалось 77 хозяйств/дворов и 458 жителей – башкир-вотчинников. Перепись населения 1920 г. застала деревню в составе Ачитской волости, здесь при 118-и дворах было учтено 579 жителей (266 мужчин и 313 женщин).
Земли на Среднем Урале, в бассейне реки Уфа и ее притока Бисерть стали активно осваиваться гайнинцами с начала XVII в., причем они не только переселялись сюда в большом количестве, но и привносили в этот регион множество топонимов своей родины: речка Бардымка, Бардымский хребет, названия населенных пунктов Акбаш, Коянова. Появление гайнинцев в этом регионе было связано с колонизацией русскими башкирского Прикамья и потерей ими значительной части своих вотчинных земель между Камой и Сылвой. Особенно много гайнинцев переселилось в долину Уфы и Бисерть после подавления Пугачевщины (1773–1775 гг.). Краевед из г.Красноуфимск Л.Зеленцов, описывая историю деревни Гайны на реке Бисерть, подтвердил, что «Предки нынешних гайнинцев пришли в 1672 году из Гайнинской волости, существовавшей в те времена на территории нынешнего Осинского района Пермской области. Об этом свидетельствуют документы и знают старожилы деревни. Деревня сначала называлась Бисерть-Гайны (очевидно, для отличия от деревни Гайны на реке Тулве). Таким образом, деревня Гайны получила свое название по тому месту, откуда пришли новоселы (Гайнинская волость) или иначе по роду (или племени), к которому они принадлежали» [51].
Припуск башкир-гайнинцев подтверждается, в частности, документом от 19 сентября 1715 г. «Запись башкира Сибирской дороги Сызгинской волости Юсупкула Апасева (Аббасова) башкиру Осинской дороги Гайнинской волости Игимбаю Егитееву о припуске его в свое повытье общей вотчины по р.Уфе», согласно которой: «Сентября в 19 день писана запись такова: Уфинского уезду, Сибирские дороги, Сызгинской волости башкирец Юсупкул Апасев дал на Уфе сию на себя запись Уфинского уезду, Осинские дороги, Гайнинской волости башкирцу Игимбаю Егитееву в том, что припустил я, Юсупкул, ево, Игимбая, в отчину свою в свой повыток, которою вотчиною я, Юсупкул, владел Сызгинской волости з башкирцами с Ыликеем Бекбаевым да с Мостафою Азмяковым. И поселитца двором, пашню пахать и сено косить, и в лесу борти делать, и зверя всякого и птицу ловить, и хмель щипать, и бобров побивать, и в озерах и в Уфе рыбу ловить и бревна рубить, и лубья снимать. А межи той моей вотчине: пониже Красного яру из Уфы реки и выше рытвена, а с вершины тое рытвины на Кунгурскую проезжую дорогу, и по той дороге на каменной овраг, а по тому каменному по правую сторону через арку подле соснягу по леву сторону, а с того соснягу на середней колок по леву сторону, а с того колку на степь на 3 березы, а на тех березах на середней грань, смежна Кунгурских татар с вотчиною, а с тех берез на Караульную гору, а на той горе на березе грань, смежна с теми ж кунгурскими татары, а с тое грани на черной колок, которой стоит в овраге, а в том колке на березе грань, а с тое грани по оврагу правоя сторона наша Юсупкулова з братьями по болоту на Везовой исток, а с того истоку на сосну по верхнею сторону аремы, а с тое сосны прямо через Уфу реку на Березовой мыс, а с того мысу по арке на вершины Барсучьева оврага, а по тому Барсучьему оврагу на большое болото, а по тому болоту правоя сторона с соснягом наша, Юсупкулова з братьями, а то болото пришло к Кунгурской же большей дороге, а по той дороге на правой стороне сосна, а с тое сосны по той же дороге на Уфу реку пониже аремы, а с конца тое дороги по Уфе реке на Красноярскую рытвену. А жить ему, Игимбаю, и владеть тою вотчиною з братьями моими, с Ыликеем и с Мостафою вечно. И с той вотчины его, Игимбая, и жены ево и детей не высылать и ни в чем не обидить… К сей записи Юсупкул Апасев тамгу свою приложил . К сей записи Игимбай Егитеев тамгу свою приложил. Толмачил Петр Куклин. Свидетели: Андрей Пешков, Сельвестр Гавренев, Федор Холщевников, Михайла Зубов» [52].
Более 15 сел и деревень рода Кошсо (Кушчи) расположены в долине р.Ай на территории Мечетлинского района РБ.


В заключение, отметим известных уроженцев башкирских сел нынешней Свердловской области. В селе Аракай родился заслуженный деятель науки Башкирской АССР Абубакир Хакимов. Село Сызги – малая родина актера и народного артиcта ТАССР Мухита Кичубаева. Уроженцем села Уфа-Шигири является доцент Башкирского государственного аграрного университета, экономист, член исполкома Свердловского областного башкирского центра Рафхат Исмагилов.
Отдельно стоит остановиться на личности Такиуллы Абдулханнановича Алиева (1894–1957 гг.). Хотя его предки происходили из башкир деревни Сафарово Мензелинского уезда (ныне в Актанышском районе Республики Татарстан), значительная часть его жизни связана со Свердловской областью. Он учился в двухклассной русско-башкирской школе, а в 1914 году окончил Казанскую учительскую школу. Такиулла Алиев – один из лидеров башкирского национального движения (1917–1922 гг.). В 1923–1928 гг. являлся сотрудником Башкирского представительства при ВЦИК. Такиулла Алиев – энергетик, построил многие ЛЭП и электростанции на территории СССР. Но больше всего построено их на Урале, в частности, в Свердловской области.
В 20–30 годы XX века Алиев возглавлял строительство трех первых по плану ГОЭЛРО электростанций на Урале и в Поволжье. В 1930–1931 годах Алиев работал заведующим отделом и членом президиума Башкирского центрального совета народного хозяйства, он – автор проекта Уфимской центральной электростанции. А с 1931 года Такиулла Абдулханнанович возглавлял строительство электростанций и линий электропередач в Урало-Поволжье, Казахстане и Белоруссии (главный инженер Марийской ГРЭС, начальник строительства Уфимской и Минской ТЭЦ, Воронежской и Карагандинской ГРЭС, Челябинской ТЭЦ. С 1939 по 1947 годы он трудился начальником участка, планового отдела на строительстве ТЭЦ в Каменске-Уральском, СМУ Главуралэнергостроя, Свердловскэлектростроя). С 1943 по 1946 гг. Такиулла Алиев руководил строительством первой троллейбусной линии в Свердловске.


Источники и литература

1. Государственный архив Сверд­ловской области (ГАСО). Ф.24. Оп.1. Д.626«а». Л.356–357 об. Подлинник. (здесь и далее материалы из ГАСО взяты из: «Горная власть и башкиры в XVIII веке». Сборник документов / Составитель Н.С.Корепанов. – Уфа: Гилем, 2005)
2. Там же. Оп.1. Д.626«а». Л.325–327. Подлинник.
3. Кузеев Р.Г. Происхождение баш­кир­ского народа. – М.: Наука, 1974. – С.216.
4. Национальный архив РБ (НА РБ). Ф.2. Оп.1. Д.13940. Л.24–25.
5. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф.1173. Оп.1. Д.1237. Л.61–62.
6. Рычков П.И. Топография Орен­бургская. Ч.1. – СПб, 1762. – С.97.
7. Материалы по истории Башкирской АССР. Ч.I. – М.–Л., 1936. – С.137.
8. Сказка присланных вотчинников Сибирской и Осинской дорог в Канцелярии Главного Правления заводов о принесении присяги на вер­ность престолу. Подписка вот­чин­ников Сибирской и Осинской дорог о неучастии в восстании». ГАСО. Ф.24. Оп.1. Д.579«а». Л.148–149. Подлинник.
9. Скалозубов Н.Л. Очерк эконо­мического положения башкирского населения Красноуфимского уезда Пермской губернии. – Пермь, 1893. – С.30.
10. НА РБ. Ф.2. Оп.1. Д.4531. Л.6.
11. Южноуральский архео­графи­ческий сборник (ЮАС). Вып.2. – Уфа, 1976.– С.205.
12. НА РБ. Ф.2. Оп.1. Д.4531. Л.5–7.
13. НА РБ. Ф.И.138. Оп.2. Д.780. Л.103–115.
14. НА РБ. Ф.И.138. Оп.2. Д.780. Л.92–102
15. НА РБ. Ф.2. Оп.1. Д.4531.
16. ЮАС. Вып.2. – С.205.
17. НА РБ. Ф.И.138. Оп.2. Д.780. Л.116–126.
18. НА РБ. Ф.2. Оп.1. Д.4531. Л.1.
19. РГАДА. Ф.1355. Оп.1. Д.1109. Л.131–132.
20. РГАДА. Ф.1355. Оп.1. Д.1106. Л.37.
21. НА РБ. Ф.138. Оп.2. Д.570.
22. НА РБ. Ф.И.138. Оп.2. Д.570. Л.1–16.
23. Там же. Д.778. Л.42–82.
24. НА РБ. Ф.2. Оп.1. Д.15158. Л.224–231.
25. Асфандияров А.З., Асфан­диярова К.М. История башкирских сел и деревень Пермской и Свердловской областей. Кн.8. – Уфа: Китап, 1999. – С.198–199.
26. НА РБ. Ф.И.138. Оп.2. Д.570. Л.17.
27. Там же. Д.778. Л.83–85.
28. Исхаков Д.М. Пермские татары. – Казань, 1983. – С.160.
29. НА РБ. Ф.И.138. Оп.2. Д.570. Л.17–21.
30. Там же. Д.778. Л.86–98. Однако по сведениям А.З.Асфандиярова здесь проживало 183 башкира-вотчинника и 61 припущенник.
31. НА РБ. Ф.138. Оп.2. Д.4373. Л.23.
32. НА РБ. Ф.И.138. Оп.2. Д.570. Л.22–23.
33. Там же. Д.778. Л.112–120.
34. Там же. Л.99–111.
35. ГАСО. Ф.24. Оп.1. Д.626«а». Л.317–317 об. Подлинник.
36. НА РБ. Ф.И.138. Оп.2. Д.778. Л.187–206.
37. Там же. Д.570. Л.32–34.
38. Там же. Д.778. Л.178–183.
39. Там же. Д.570. Л.27–32.
40. Там же. Д.778. Л.135–152.
41. НА РБ. Ф.И.138. Оп.2. Д.570. Л.34–40.
42. Там же. Д.778. Л.153–164.
43. Там же. Л.165–166.
44. Малоизученные источники по истории Башкирии. – Уфа: БФ АН СССР, 1986. – С.124.
45. НА РБ. Ф.И.138. Оп.2. Д.778. Л.174–176.
46. НА РБ. Ф.И.138. Оп.2. Д.570. Л.41–42.
47. Там же. Д.778. Л.167–172.
48. ГАСО. Ф.24. Оп.1. Д.626«а». Л.325–327. Подлинник.
49. НА РБ. Ф.И.138. Оп.2. Д.570. Л.23–26.
50. Там же. Д.778. Л.207–216.
51. Зеленцов С. Преданья старины глубокой...: [заселение края] // Вперед. – 1972. Нач. февр.; 14 марта. – С.2–4.
52. Материалы по истории БАССР. Т.III. Экономические и социальные отношения в Башкирии в первой половине XVIII в. / Сост. Н.Ф.Демидова. – М.–Л.: Изд-во АН СССР, 1949. – С.484.

ИСТОРИЯ ПОСЕЛЕНИЙ БАШКИР СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИСТОРИЯ ПОСЕЛЕНИЙ БАШКИР СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Автор:
Читайте нас: